Гчп особенности налогообложения в россии

Опубликовано: 04.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация является частным партнером по соглашению о государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП), находится на общей системе налогообложения. Учредителем организации является другая частная коммерческая организация (далее - учредитель). Публичным партнером организации по соглашению о ГЧП являются Министерство экономического развития края, Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края. Организации было в рамках частного партнерства предоставлено здание в целях реконструкции.
После окончания реконструкции организация планирует использовать полученное в рамках ГЧП здание для оказания медицинских услуг, не облагаемых НДС. Здание будет получено организацией в безвозмездное пользование на 342 мес. При этом какие-либо субсидии или другие выплаты в адрес организации со стороны государственных органов не предусмотрены.
Имеет ли право организация заявить вычет по НДС с сумм, уплаченных за строительно-монтажные работы, услуги и т.п., произведенные в процессе реконструкции?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае организация не имеет права на вычет "входного" НДС со стоимости строительно-монтажных работ и других затрат на реконструкцию здания.

Обоснование позиции:
Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве (далее - Соглашение), заключенного в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ (далее - Закон N 224-ФЗ) в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества (п. 1 ст. 3 Закона N 224-ФЗ).
Согласно части 1 ст. 5 Закона N 224-ФЗ сторонами Соглашения являются частный партнер (в данном случае - организация) и публичный партнер, под которым понимается Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (п. 4 ст. 3 Закона N 224-ФЗ).
В Соглашение в целях определения формы государственно-частного партнерства или муниципально-частного партнерства могут быть включены обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта Соглашения, а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания (п. 3 части 3 ст. 6 Закона N 224-ФЗ). Однако в рассматриваемом случае финансирование со стороны публичного партнера Соглашением не предусмотрено.
По Соглашению частный партнер обязуется создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств являющиеся объектом Соглашения недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной Соглашением, осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание такого имущества, а публичный партнер обязуется предоставить частному партнеру права владения и пользования им для осуществления указанной в Соглашении деятельности и обеспечить возникновение права собственности частного партнера на объект Соглашения при условии соблюдения требований, предусмотренных Законом N 224-ФЗ и Соглашением. По Соглашению стороны также обязуются исполнить иные обязательства, которые вытекают из определяющих форму государственно-частного партнерства, форму муниципально-частного партнерства элементов Соглашения (часть 1 ст. 12 Закона N 224-ФЗ).
В анализируемой ситуации, как мы поняли из вопроса, организация получает от публичного партнера в безвозмездное пользование здание, состояние которого не позволяет непосредственно использовать его в деятельности организации. Далее организация производит за счет собственных средств (поскольку полученные безвозмездно от Учредителя денежные средства становятся собственностью организации) реконструкцию здания и начинает оказывать в реконструированном здании медицинские услуги, не облагаемые НДС. По прошествии предусмотренного Соглашением периода здание вместе с осуществленными организацией улучшениями безвозмездно возвращается публичному партнеру.
Налоговое законодательство не содержит специальных положений в отношении операций, осуществляемых в рамках ГЧП. Единственные известные нам по данному вопросу разъяснения Минфина России заключаются в том, что нормы ст. 174.1 НК РФ (о простом товариществе) на операции, осуществляемые в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве, не распространяются (письмо Минфина России от 18.12.2017 N 03-07-11/84469).
Не обнаружено нами непосредственно по рассматриваемому вопросу и материалов судебной практики.
В связи с этим по заданному нам вопросу мы можем изложить исключительно свое экспертное мнение.
Объектом налогообложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В целях налогообложения НДС реализацией товаров, работ или услуг организацией признаются, соответственно, передача права собственности на товары, передача результатов выполненных работ другому лицу, оказание услуг другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом не признается объектом обложения НДС, в частности, передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Так, в силу п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ при одновременном выполнении следующих условий:
- товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС;
- у налогоплательщика должен быть надлежащим образом оформленный счет-фактура, полученный от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов.
Абзацем 1 п. 6 ст. 171 НК РФ также установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств. При этом согласно п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзаце 1 п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами 1 и 2 п. 1 ст. 172 НК РФ, то есть в общем порядке.
В анализируемой ситуации возможность вычета "входного" НДС со стоимости строительно-монтажных работ (СМР) и других затрат по реконструкции здания зависит, прежде всего, от использования произведенных неотделимых улучшений в деятельности, облагаемой НДС (предполагаем, что счета-фактуры и другие необходимые документы у организации имеются).
Организация собирается использовать реконструированное здание для оказания медицинских услуг, реализация которых освобождается от обложения НДС согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Таким образом, в рассматриваемом случае организация не имеет права на вычет "входного" НДС по затратам на реконструкцию здания, поскольку это здание будет использоваться в деятельности, не облагаемой НДС.
В других обстоятельствах налогооблагаемый оборот мог бы появиться при возврате здания в собственность публичного партнера, поскольку безвозмездная передача неотделимых улучшений в общем случае признается реализацией для целей НДС в силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Для случая взаимоотношений арендатора и арендодателя подобные выводы сделаны в п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, постановлении ФАС Московского округа от 09.06.2009 N КА-А40/5128-09.
Однако, как было указано выше, передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления не признается объектом обложения НДС в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ. Таким образом, по окончании срока действия Соглашения и передаче права собственности на объект публичному партнеру без взимания дополнительной платы НДС, по нашему мнению, начислять не нужно (исходя из действующего правового регулирования).
Мы видим, что и в процессе возврата здания государственному органу облагаемого НДС оборота не возникает, следовательно, возможность вычета "входного" НДС со стоимости строительно-монтажных работ (СМР) и других затрат по реконструкции здания отсутствует.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. НДС с капитальных вложений в неотделимые улучшения арендованного имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Государственно-частное партнерство в Российской Федерации

В настоящее время государственно-частное партнерство (далее – ГЧП или партнерство) выступает одним из важнейших способов реализации публично значимых проектов, преимущественно связанных со строительством крупных и инфраструктурных объектов различного функционального назначения.

Содержание:

ГЧП основано на интеграции возможностей, ресурсов и квалификации государства (муниципалитетов), с одной стороны, и частноправовых субъектов – с другой, позволяющих в современных условиях обеспечить стабильность экономики.

Экономическая и правовая проблематика ГЧП неразрывно связана с вопросами инвестиций. Можно отметить, что партнерство выступает в качестве одной из форм осуществления инвестиций. При этом ключевое значение в ГЧП имеют именно частные инвестиции.

Государство или муниципальные образования в большей степени выступают как субъект определения публичных целей и назначения, содержания будущего проекта, как его заказчик (не в узком, базирующемся на содержании контрактной системы закупок, а в более широком понимании), действующий в публичных интересах, координатор. Напротив, отсутствие частных инвестиций, по сути, превращает партнерство в публичные закупки.

Вместе с тем и в ГЧП, наряду с частным, может использоваться и определенный объем государственного или муниципального финансирования. Однако такое публичное финансирование должно играть вспомогательную роль, содействовать привлечению и успешному использованию частных инвестиций. В противном случае, ГЧП будет таковым только по названию и не будет решать задач, ради которых реализуется.

Из этого следует, что основная цель партнерства заключается в привлечении частного капитала для реализации общественно значимых инфраструктурных проектов, за которые традиционно несет ответственность государство или муниципальные образования.

Общие положения о ГЧП

С точки зрения права, ГЧП рассматривается как взаимоотношения публично-правовых образований (Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований) и частных лиц.

Участники ГЧП являются субъектами инвестиционной деятельности, осуществляющими вложения в конкретные проекты или их непосредственную реализацию. Их состав зависит от заключенного соглашения, на основании которого возникают правоотношения в сфере ГЧП. С одной стороны выступает публичный партнер, с другой стороны – частный партнер (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель). В случае представления заемных средств с частным партнером выступает и финансирующее лицо.

Основанием как возникновения, так и прекращения гражданско-правового статуса участников ГЧП выступают обстоятельства, образующие сложный связанный юридический состав. Формирование гражданско-правового статуса участников ГЧП происходит на пяти последовательных этапах, при этом первые четыре представляют преддоговорные отношения его потенциальных участников.

На первом этапе осуществляются разработка, рассмотрение и принятие решения о возможности реализации проекта ГЧП. На втором этапе производится анализ оценки эффективности и определение сравнительного преимущества проекта. На третьем этапе принимается решение о реализации проекта. На четвертом этапе проводится конкурс на право заключения соглашения о ГЧП. На пятой стадии заключается соглашение о ГЧП.

Прекращение гражданско-правового статуса ГЧП происходит с прекращением действия соглашения, которое происходит по следующим основаниям:

  • по истечении срока действия;
  • по соглашению сторон;
  • в случае досрочного расторжения по решению суда;
  • по иным основаниям, предусмотренным соглашением.

Права и обязанности участников ГЧП – ключевой элемент гражданско-правового статуса партнеров, подразделяющийся на общие, содержащиеся, прежде всего, в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актах и специальные, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП).

В целом, специальные права и обязанности частного партнера обусловлены созданием за счет своих ресурсов объекта соглашения о ГЧП и (или) его эксплуатации, а публичного партнера – в передаче ему этого объекта для предусмотренных соглашением целей.

При проведении классификации специальных прав и обязанностей участников ГЧП в отношении объекта, предусмотренного проектом партнерства, допустимо выделять следующие группы:

  • права и обязанности при создании объекта соглашения;
  • права и обязанности по использованию объекта соглашения;
  • момент возникновения перехода права собственности на объект соглашения;
  • права и обязанности по привлечению инвестиций в объект соглашения.

Инвестиционная политика и регулирование строится с позиции баланса интересов сторон на принципах отсутствия дискриминации, равноправия сторон соглашения и равенства их перед законом.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по соглашению частным партнером возникает потребность в защите прав и интересов публичного партнера.

Закон о ГЧП не содержит каких-либо специальных мер защиты прав публичного партнера, но в их качестве выступают способы обеспечения исполнения обязательств частным партнером, которые также служат стимулом для добросовестного исполнения последним своих обязанностей. Перечень способов обеспечения исполнения обязательств частным партнером является закрытым:

  • предоставление кредитной организацией независимой банковской гарантии;
  • передача в залог прав частного партнера по договору банковского счета;
  • страхование риска ответственности.

Также правоприменительная практика позволяет включать в соглашения о ГЧП положения о неустойке.

Защите прав и интересов частного партнера Законом о ГЧП отведены специальные положения. Частному партнеру гарантируется защита его прав и законных интересов, образующих соответствующую систему гарантий, которая включает в себя следующие элементы:

  • общие гражданско-правовые гарантии;
  • инвестиционные гарантии;
  • публичные (государственные и муниципальные) гарантии;
  • специальные гарантии.

В случаях, когда финансирование проекта ГЧП обеспечивает третья сторона, действия гарантий гражданско-правовой защиты распространяются и на финансирующее лицо.

Налогообложение в сфере ГЧП

С учетом изложенного представляется очевидным, что для развития проектов ГЧП необходимы, по меньшей мере, такие условия, как наличие частного капитала и привлекательность инвестирования в тот или иной объект, которые будут обеспечены релевантным правовым регулированием. Перечисленные условия должны формировать объективную заинтересованность частных инвесторов в финансировании различных проектов партнерства.

В условиях хотя и плавной, но постоянной инфляции и волатильности национальной валюты, одной из ключевых проблем привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП является проблема выполнения рублем функции инвестиционной валюты.

Снижение стоимости национальной валюты, наряду с большей привлекательностью операций на рынке ценных бумаг, по сравнению с инвестициями в реальный сектор экономики, делает менее привлекательными для инвесторов инфраструктурные объекты, поскольку риски понести убытки хотя бы только из-за указанных выше инфляционных факторов весьма велики. Необходимо помнить и о том, что срок окупаемости инфраструктурных проектов обычно оказывается более продолжительным, в сравнении со сроком окупаемости вложений в ценные бумаги.

Кардинальное решение вопроса, вероятно, появится вместе с полноценным превращением рубля в инвестиционную валюту. До тех пор частная инвестиционная инициатива должна будет поощряться различными стимулирующими мерами. К последним относятся, в том числе, меры налогового стимулирования частных инвесторов по проектам ГЧП. Стоит, впрочем, обратить внимание и на то, что в действующем регулировании налогообложения различных форм осуществления ГЧП существуют такие недостатки, которые снижают инвестиционную привлекательность партнерства.

В статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Таким образом, процесс передачи имущества, созданного по договору государственно-частного партнерства, считается реализацией и по смыслу указанной статьи подпадает под обложение НДС. Не признается реализацией только передача имущества либо имущественных прав по концессионному соглашению, а, значит, и не облагается НДС. Однако данной меры недостаточно, так как концессионное соглашение – это лишь одна из форм ГЧП.

Не урегулированы и другие вопросы, относящиеся к налогообложению сторон, заключивших соглашения о ГЧП. Например, если в соответствии с условиями соглашения о ГЧП частный партнер ведет строительство объекта, а по завершении строительства данный объект переходит в собственность к публичному партнеру, действующие законодательные акты не дают однозначного ответа на вопрос, можно ли в такой ситуации частному партнеру принять «входящий» НДС по операциям строительства к вычету. На данный момент в статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой перечислен исчерпывающий перечень ситуаций, при наступлении которых налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на установленные налоговые вычеты, данная ситуация не определена.

Наиболее распространённой является точка зрения, согласно которой, если инвестор выступает в качестве застройщика, то он может предъявлять НДС к вычету при соблюдении базовых требований для предъявления НДС к вычету в течение 3 лет с момента учёта соответствующих расходов. То есть, считается, что инвестор предъявляет НДС к вычету по ходу строительства, ремонта объекта независимо от момента его введения в эксплуатацию.

Особым образом осуществляется, например, налоговое стимулирование в рамках проектов, реализуемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции (далее – СРП), которые в широком смысле также можно отнести к проектам ГЧП. Специальный налоговый режим, устанавливаемый для инвесторов в рамках СРП, регулируется главой 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации, возлагающей определенные обязанности на инвесторов в качестве налогоплательщика и плательщика сборов, а также освобождающей их от уплаты определенных налогов и сборов. Главные отличия особого порядка налогообложения заключаются в том, что устанавливается индивидуальный режим налогообложения, учитывающий условия добычи полезных ископаемых на каждом конкретном месторождении. Определяющими параметрами при этом являются пропорции деления добычи на компенсационную продукцию (возмещающую затраты недропользователя) и прибыльную продукцию, а также пропорции деления прибыльной продукции между государством и недропользователем. Кроме того, обеспечивается стабильность режима налогообложения на длительный период, устанавливаемая соглашением, независимо от изменения текущего налогового законодательства.

Особенности и проблемы осуществления ГЧП

Особенностями управления в сфере реализации объектов ГЧП являются: долгосрочность предоставления услуг, перекладывание ответственности на частного партнера, разнообразие различных форм контрактов, связанных с реализацией моделей ГЧП. Зачастую используются такие модели осуществления ГЧП, как:

  1. Приобретение – строительство – эксплуатация. Данная модель связана с модернизацией и эксплуатацией имущества на определенный срок под контролем публичного партнера.
  2. Строительство – владение – эксплуатация. Указанная модель предполагает, что частный партнер оказывает услугу на основе арендных обязательств.
  3. Строительство – владение – эксплуатация – передача. Приведенная модель основана на том, что объект соглашения по истечении срока его эксплуатации (частным партнёром) на условиях франшизы вновь переходит к публичному партнеру.

Путем сочетания различных моделей происходит распределение рисков и ответственности между частным и публичным партнерами. Ранее уже отмечалось, что кроме самого частного партнера участником соглашения может быть финансирующее лицо, в роли которого выступает не только российское юридическое лицо, но и иностранное лицо, как и равно объединение иностранных юридических лиц.

В пункте 3 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности использования договора простого товарищества. С учетом Федерального закона от 28 ноября 2011 года № 335 «Об инвестиционном товариществе», допускается возможность участвовать в нем иностранным юридическим лицам.

В пункте 3 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности использования договора простого товарищества. С учетом Федерального закона от 28 ноября 2011 года № 335 «Об инвестиционном товариществе», допускается возможность участия иностранных юридических лиц в ГЧП в опосредованной форме.

Законом о ГЧП учитывается большая часть интересов публичных и частных партнеров, которые имеют возможность реализовывать проекты по модели частной собственности. При этом повышению кредитоспособности проектов ГЧП способствует также наличие возможности залога на объект соглашения с целью финансирования проекта, отсутствуют требования о применении типовых соглашений (есть только в концессиях), есть возможность заключения прямых соглашений с финансирующими организациями.

Так или иначе для простоты понимания можно считать, что ГЧП в России – это концессионные соглашения, регламентированные Федеральным законом от 25 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях), а также соглашения о ГЧП, предусмотренные Законом о ГЧП, либо соглашения о ГЧП, заключенные по региональному законодательству до 01 января 2016 года – даты вступления в силу Закона о ГЧП – и структурированные как по модели концессии, так и по модели ГЧП.

В зависимости от контекста под ГЧП могут также понимать конкретный вид договоров – соглашения о ГЧП, предусмотренные Законом о ГЧП. Все вышеперечисленные виды договоров в совокупности можно именовать соглашениями в сфере публично-частного партнерства. Среди основных недостатков закона выделяются, прежде всего, несовершенство Закона о ГЧП, связанное с содержанием правил об объектах и субъектах соглашения, особенно в той части, которой устанавливаются нормы о залоге объекта у публичного партнера, завышенные требования к частному партнеру, усложненный порядок привлечения субподрядчиков. Отсутствуют также льготы, связанные с участием в конкурсе на право заключения соглашения, в случае проигрыша в конкурсе никакого возмещения понесенных затрат нет.

Все перечисленное в целом создает препятствия для привлечения инвестиций в крупные инвестиционные проекты. Возникают так называемые "критические риски", которые часто перевешивают все преимущества. Поэтому на практике, если возможно, применяется проверенная схема заключения концессионных соглашений.

Закон о ГЧП, несмотря на недостатки, предоставляет возможности согласования общих и частных целей, публичных и частных интересов путем реализации инвестиционных проектов, связанных с получением в частную собственность объектов инфраструктуры. Данные объекты есть реальные вложения, реальные инвестиции в долгосрочные проекты с большими сроками окупаемости. Здесь частный партнер заинтересован в скорейшей реализации проекта, чтобы выйти на его окупаемость. Эти средства не уходят из Российской Федерации, по определению закона частным партнером может быть только российское юридическое лицо.

Перспективы реализации ГЧП

Традиционно правовые формы ГЧП используются для строительства и реконструкции инфраструктурных объектов, однако переход к цифровой экономике обусловил возможность реализации задач по развитию интеллектуальной, информационной, научно-технической деятельности, а также по созданию цифровой инфраструктуры посредством данного инструмента.

Так, в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» упоминаются не только меры финансового стимулирования развития цифровых технологий, но и перспективы использования различных форм ГЧП по таким направлениям, как квантовые вычисления, искусственный интеллект, робототехника. Кроме того, в результате недавних изменений в законодательстве о ГЧП к объектам концессионных соглашений и соглашений о ГЧП были отнесены объекты информационных технологий, а именно программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы и сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 21 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, п. 19 ст. 7 Закона о ГЧП). Причем для таких объектов были установлены ограничения на возможность инвестирования в них иностранных инвесторов, что подчеркивает важность цифровых технологий для государства.

Библиографическая ссылка на статью:
Калачева А.В., Ужегова А.М. Анализ форм и моделей государственно-частного партнерства // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/12/25454 (дата обращения: 17.05.2021).

Государственно-частное партнерство, как механизм взаимодействия государства и частного сектора имеет свою классификацию. Существующие организационно-правовые формы партнерства представлены на рисунке 1.



Рисунок 1. Организационно-правовые формы ГЧП [1]

Федеральный закон № 224 не отражает конкретных форм механизма ГЧП, в связи с чем, актуальны классификации форм и моделей государственно-частного партнерства исследователей, опубликовавших свои труды до вступления в силу ФЗ.

Модели и механизмы ГЧП понятия схожие, представляющие собой принципиальные схемы и последовательности партнерского взаимодействия в проекте. Эти понятия введены для классификации проектов исходя из степени участия каждого частного партнера. При этом, понятие модели ГЧП отражает целевую направленность проекта. В отечественной практике употребляется понятие модели государственно-частного партнерства, а в зарубежной – механизмы. Модель характеризуется как конкретный проект партнерства, возникший в результате законной и прозрачной процедуры отбора соответствующих представителей частного сектора, для решения конкретных задач экономической политики государства [2].

Проанализировав классификацию проектов ГЧП, представленную в научной литературе, все множество проектов партнерства государства и частного бизнеса, исходя из целей и характера задач, которые необходимо решить для достижения конечной цели, можно разделить на отдельные модели. Каждым экспертом определяется набор моделей, согласно личному восприятию и пониманию сути государственно-частного партнерства.

Автор обращает внимание на следующие варианты моделей ГЧП. Согласно М.С. Айрапетяну, в зависимости от целей партнерства выделяются [3]:

Модели кооперации – модели, включающие в себя широкий диапазон форм и методов объединения усилий ряда партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса создания новой потребительной стоимости как публичного блага.

М.Е Коновалова выделяет пять видов моделей, которые продемонстрированы в таблице 1.

Таблица 1. Модели реализации проектов ГЧП

Модель

Финансирование

Собственность

Управление

Модель оператора – широко распространенная модель, которую характеризует четкое разделение ответственности между частным и государственным партнером с сохранением контролирующей функции государства.

Модель кооперации – используется в случаях, где конкретные услуги недостаточно четко определены, в связи с чем их сложно выделить отдельными объектами налогообложения и амортизационных отчислений.

Модель концессии – модель, действующая в отраслях с продолжительным сроком реализации проектов, а также в случаях, где передача прав собственности от государства частному партнеру исключается по правовым или политическим соображениям.

Договорная модель как правило используется в энергетической отрасли, в которой инвестиции в первую очередь направлены на снижение текущих издержек.

Модель лизинга – наиболее подходящая модель для сооружения общественных зданий.

Отметим, что на практике партнерства представляют собой совокупность различных признаков, преимуществ той или иной модели.

В зарубежном опыте реализации проектов государственно-частного партнерства применяется разнообразие механизмов сотрудничества публичного и частного партнера. Дифференциация этого разнообразия зависит от некоторых факторов, в частности:

Выделяется восемь наиболее распространенных механизмов партнерства, которые перечислены в таблице 2.

Нижеперечисленные механизмы по большей степени характеризуют проекты с юридической точки зрения, в частности правомочий собственности.

Таблица 2. Механизмы реализации проектов ГЧП

Механизм, описание

BOT (Build, Operate, Transfer – строительство, эксплуатация/управление, передача)

Широко используемый механизм в концессиях. Объект инфраструктуры создается за счет концессионера, получающего по завершению строительства право управления в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По истечении этого срока объект передается государству. Концессионер получает право использования, но не владения созданным объектом.

BOOT (Build, Own, Operate, Transfer – строительство, владение, эксплуатация/управление, передача)

У частного партнера правомочие владения и пользования, в течении срока действия соглашения между сторонами, по истечении которого он передается государству.

BTO (Build, Transfer, Operate – строительство, передача, эксплуатация/управление)

Механизм, предполагающий передачу объекта во владение государства сразу по завершению строительства. После он поступает в пользование частного партнера.

ВОО (Build, Own, Operate – строительство, владение, эксплуатация/управление)

Механизм, при котором созданный объект по истечении срока действии соглашения не передается государству, а остается в распоряжении инвестора.

BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer – строительство, эксплуатация/управление, обслуживание, передача)

Механизм, при котором акцентируется ответственность частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.

DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer – проектирование, строительство, владение, эксплуатация/управление, передача)

Особенностью данного соглашения является ответственность частного партнера как за строительство инфраструктурного объекта, так и за его проектирование.

DBFO (Design, Build, Finance, Operate – проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация/управление)

Данный механизм предусматривает ответственность инвестора за финансирование строительства инфраструктурного объект.

BOLТ (Build, Own, Lease, Transfer – строительство, владение, аренда, передача) разработка Внешэкономбанка

Объект инфраструктуры создается инвестором за свой счет и закрепляется за ним на праве собственности, после чего передается в аренду муниципалитету для целей эксплуатации с последующим (после полного возмещения денежных затрат) переходом права собственности на объект к муниципалитету. Возмещение инвестиционных затрат осуществляется посредством арендных платежей.

Мировая практика выделяет следующие инструменты, используемые при реализации моделей-механизмов ГЧП [3]:

Существенным преимуществом выбора той или иной модели является эффективное распределение рисков между участниками соглашения. В зарубежной практике наиболее распространенным механизмом ГЧП является ВОТ (строительство, эксплуатация/управление, передача), формой реализации которого является концессия. Также широкое распространение получил контракт жизненного цикла.

Применение ряда вышеописанных моделей государственно-частного партнерства в Российской Федерации невозможно, поскольку отсутствуют соответствующие нормативно-правовые акты. Либо модели противоречат уже существующему законодательству. Самой распространенной формой в отечественной практике, как и за рубежом является концессия. После принятия 224-ФЗ, а также разработки различных методологий и методических рекомендаций, все большее распространение получают соглашения о ГЧП и МЧП.

Библиографический список

  1. Закон о государственно-частном партнерстве: руководство по применению [Электронный ресурс] // Центр развития ГЧП. URL: World http://pppcenter.ru/assets/docs/Zakon-Block_28-09-2015_v01.pdf (дата обращения: 26.12.2018).
  2. Gerrard M.B. What are public-private partnerships, and how do they work? // Finance & Development, 2008. No3. 17−21.
  3. Айрапетян М. С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства [Электронный ресурс] // Портал Государственно-частное партнерство в России. 2009. URL: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html (дата обращения: 26.12.2018).
  4. Коновалова М. Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики, 2010. N 2 (34). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3082 (дата обращения: 26.12.2019).
  5. ГЧП-закон: что в имени тебе моем? // Информационные материалы консалтингового агентства «Vegas Lex». Июль, 2015. URL: https://www.vegaslex.ru/mobile/analytics/analytical_reviews/ppp_law_what_s_in_a_name/ (дата обращения: 26.12.2018).

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - для России относительно новая форма средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В настоящее время в РФ разработан проект единого закона о ГЧП и принят 26.04.2013 г. Государственной Думой ФС РФ в I чтении (проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»). Также законодательство о ГЧП принято в 69 субъектах России, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов в РФ действуют также Федеральные законы от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которые также оговаривают варианты реализации проектов ГЧП. В какой-то степени регулирует ГЧП и Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" (поскольку предоставление бизнесу льгот на определенной территории - тоже вариант ГЧП в широком смысле).

Преимущество ГЧП по сравнению с другими формами взаимодействия государства и частного субъекта заключается в следующем:

- Проекты ГЧП зачастую облегчают выход на мировые рынки капиталов, активизируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Особое значение ГЧП имеет для экономики регионов, где на его основе происходит развитие местных рынков капитала, товаров и услуг;

- Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в т.ч. с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии;

- В ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций – контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг;

- В рамках государственной собственности происходят существенные институциональные преобразования, позволяющие расширять участие частного бизнеса в выполнении части экономических, организационных, управленческих и иных функций. Оставаясь собственником, государство при этом сохраняет за собой и определенную степень хозяйственной активности.

  1. Концессия как форма ГЧП

В Российской Федерации наибольшую поддержу со стороны РФ так и со стороны субъектов РФ получила концессионная модель, выразившаяся в предоставлении средств Инвестиционного фонда РФ и активной законодательной работе.

Несомненным достоинством этой модели с юридической точки зрения является ее закрепление на уровне Федерации в ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон о концессиях) в 2005 г., который был существенно доработан в 2008 и 2010 гг., в результате чего многие его недостатки, выявленные практикой применения, были устранены.

Закон о концессиях прямо предусматривает строительство и реконструкцию частным инвестором (в терминологии Закона о концессиях - концессионером) автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, тоннелей; объектов железнодорожного и трубопроводного транспорта; морских и речных портов, аэродромов и аэропортов; коммунальной инфраструктуры и др. Право собственности на объект сохраняется за государством или муниципалитетом (в терминологии Закона о концессиях - концедентом), который предоставляет концессионеру на срок окупаемости проекта право владения и пользования объектом в целях его эксплуатации для возмещения инвестиционных затрат и извлечения прибыли. Таким образом, концессионная модель, не предусматривающая частной собственности на объект, предоставляет концеденту возможность полностью контролировать проект.

В России до сих пор практически нет реально работающего механизма ГЧП по созданию крупных капиталоемких объектов производственной и социальной инфраструктуры на концессионной основе или с использованием инвестиционных договоров под долгосрочные государственные гарантии.

Главная проблема с государственно-частными партнерствами в России и концессиями как их основной формой заключается в том, что государство, приняв Закон N 115-ФЗ, устранилось от разработки подзаконной нормативной базы и системы управления (вертикальной системы органов).

Но вялое течение концессионного процесса в современной России объясняется не только недостаточной подготовленностью государственного аппарата. Бизнес, в свою очередь, не может и не хочет участвовать в реализации проектов с высокими рисками и неопределенностью относительно того, как будут регулироваться концессионные предприятия и на каких условиях они могут быть национализированы.

С момента принятия Федеральногозакона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и до настоящего времени на федеральном уровне были заключены только два концессионных соглашения о строительстве и эксплуатации на платной основе участков скоростных автодорог Москва - Санкт-Петербург (15 - 58 км) и М-1 "Беларусь" Москва - Минск (в обход города Одинцово). Процесс подготовки этих договоров проходил очень тяжело, тексты концессионных соглашений до сих пор недоступны широкой общественности, многочисленные трудности возникали уже на начальных этапах осуществления проектов.

  1. Сфера применения ГЧП в России

Сфера применения ГЧП-проектов в РФ огромна. На сегодняшний момент в России реализуются ГЧП-проекты и в дорожном строительстве, в области ЖКХ, социальной инфраструктуре.

Проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» не содержит четкого перечня тех сфер общественной жизни, в которых ГЧП-проекты могли бы быть применимы (первая редакция законопроекта содержала запрет передавать в частные руки объекты жилищно-коммунального хозяйства, сейчас ГЧП в данной сфере регулируется Законом о концессиях, то есть право собственности на объекты ЖКХ закрепляется за публичным партнером).

Некоторые законы субъектов РФ, например, содержат четкий перечень сфер применения ГЧП. Это транспортная и инженерная инфраструктура, инфраструктура связи и телекоммуникаций, системы ЖКХ, энергоснабжение и распределение энергии, государственное и муниципальное управление, правопорядок и безопасность, связь, использование природных ресурсов, здравоохранение, воспитание, культура, спорт, образование, туризм.

Проект ФЗ "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" предполагает принятие отдельных законов по разным направлениям ГЧП. Так, уже сейчас идет подготовительная работа по закону о государственно-частном партнерстве в оборонно-промышленном комплексе (изначально эта сфера наряду с ЖКХ была исключена из области применения закона о ГЧП). В будущем возможна конкретизация условий сотрудничества власти и бизнеса в здравоохранении и социальной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д. Все указанные нормативно-правовые акты позволят разработать каналы проникновения частных инвестиций в сферы государственного регулирования.

  1. Процесс разработки закона сегодня

В настоящее время ведется активная работа над редактированием и согласованием проекта ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Правительством подготовлена (ко второму чтению документа в Госдуме) обновленная версия законопроекта об основах государственно-частного партнерства (ГЧП). Заместитель руководителя аппарата думского комитета по собственности Игорь Фролов сообщает, что сейчас этап согласований и консультаций, который идет тяжело.

В обновленной версии проекта ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» чиновники намерены предельно жестко регламентировать ГЧП: в проекте появился перечень разрешенных форм. В проекте описано 11 моделей: какое имущество и на каких правах государство передает частнику, на каких условиях частник возвращает его и работает в проекте. Кроме того, документ разрешает использовать концессии и другие формы, предусмотренные федеральными законами или постановлениями правительства.

Так же на международном инвестиционном форуме "Сочи-2013", проходившем в сентябре 2013 года, обсуждался вопрос о государственно-частном партнерстве в РФ и проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков заявил, что закон о государственно-частном партнерстве, разработанный в ведомстве, будет принят в первом и втором чтениях депутатами Госдумы уже в эту осеннею сессию.

Центр развития ГЧП и Минэкономразвития разработали для регионов рекомендации по использованию механизма ГЧП. Это подробная инструкция: какие нужны программные документы, как определить отрасли для проектов, что предусмотреть в местном законодательстве и как управлять уже запущенными проектами.

Однако, учитывая вышеизложенное, законопроект требует уточнения и доработки в отношении таких моментов как:

- вопросы конкуренции при заключении соглашений о ГЧП;

- вопросы отграничения соглашений о ГЧП от контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном законодательством о госзакупках;

- вопрос увеличения на более продолжительный сроков бюджетного планирования;

- необходимо дать возможность совместного осуществления проекта субъектами РФ и муниципальными образованиями;

- возможность объединения объектов в один проект при проведении конкурсов на право заключения соглашения о ГЧП (эти меры помогут удешевить стоимость любого проекта ГЧП).

Тем не менее, Российская Федерация встала на позитивный путь развития законодательства о государственно-частном партнёрстве, что позволит в дальнейшем находить новые возможности сотрудничества государства и частного сектора при реализации инновационных значимых для государства проектов.

В условиях экономической неопределенности затрудняется реализация крупных инфраструктурных проектов. Органы государственной власти и местного самоуправления сокращают финансирование. Такая неблагоприятная ситуация может дать новый стимул развитию государственно-частного партнерства (ГЧП). Недостаток бюджетных средств следует восполнить частными инвестициями. Такая практика характерна для многих развитых и развивающихся стран. В Российской Федерации ГЧП появилось не так давно и примеров его проявления пока что мало. На Графике 1 представлена статистика НП «Центра развития государственно-частного партнерства» за 2014 год. Всего в стране на основе ГЧП реализуется 131 проект.

График 1 Соотношение проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации в 2014г., % [5]

В чем состоит особенность ГЧП по сравнению с другими формами экономического взаимодействия государства и бизнеса? Во-первых, частные инвестиции направляются в область публичной инфраструктуры на строительство, реконструкцию или модернизацию. Причем частный инвестор не ограничивается только одним этапом: он должен не только построить объект, но и обеспечить его техническое обслуживание и (или) эксплуатировать. Во-вторых, проекты ГЧП направлены на долгосрочную перспективу сроком более пяти лет. В- третьих, договор заключается на конкурсной основе. В-четвертых, финансирование проекта происходит совместными «силами» частного инвестора и органов государственной власти и местного самоуправления. Как правило, участие публично-правового образования меньше вклада частного партнера. В-пятых, риски также должны быть распределены между сторонами ГЧП. Неправильно перекладывать все риски на инвесторов, так как он может потерять интерес к такому проекту. В-шестых, стимулом для бизнеса всегда выступает экономическая выгода от того или иного проекта. Для инвестора привлекательна сделка с рентабельностью не ниже 11%, что для публичной стороны не всегда очевидно. [2]

Бизнес заинтересован в государственно-частном партнерстве, так как получает следующие выгоды:

1. Долгосрочный контракт позволяет обеспечивает гарантированный рынок сбыта продукции, а также льготные условия налогообложения и платы за пользование государственным имуществом.

2. Риск по обеспечению минимальной рентабельности проекта несет государство, что гарантирует возврат инвестору вложенных инвестиций.

3. Доходность бизнеса возрастает в силу минимизации предпринимательских рисков, отсутствия бюрократических проволочек и получения определенной свободы.

Государство вступает в ГЧП, чтобы:

1. Решить социальные проблемы, которые требуют крупных вложений денежных средств.

2. Повысить эффективность использования государственного имущества.

3. Ликвидировать формы ведения хозяйства, которые проявят себя неэффективными.

4. В кризис не прекратить полностью финансирование важных проектов.

5. Минимизируются риски коррупции и неэффективного использования бюджетных средств.

6. Повышается конкурентоспособность государства и укрепляется его экономическая безопасность. В итоге удовлетворяются и интересы населения в целом[3]:

1. Решаются важные социальные проблемы, повышается уровень и качество получаемых услуг.

2. Сокращаются сроки проектирования и строительства инфраструктурных объектов, повышается общественная эффективность сооружения объектов.

В России развитие ГЧП затруднено несовершенством нормативно-правовой базы. В 69 субъектах Российской Федерации принято законодательство, регулирующее ГЧП, но оно носит декларативный характер. На федеральном уровне действуют Федеральные законы от 21.07.05 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 21.07.05 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которые также включаютспособы реализации проектов ГЧП. Но главный закон «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» пока что остается законопроектом, хотя он был внесен Правительство РФ на рассмотрение в Госдуму еще 13 марта 2013, принят в первом чтении 26 апреля 2013, но второе чтение после этого многократно откладывалось, а потом было перенесено на неопределенный срок. Очевидно, что без нормативного регулятора построение доверительных отношений между государством и бизнесом не получится, так как частные инвесторы не будут чувствовать себя защищенными, а государство не получит планируемой экономической выгоды.

Как правило, ГЧП эффективно при развитии транспортной и социальной инфраструктуры. Это показывает мировая практика. Для России это особенно актуально, так как развитие экономики зависит от развития транспортного комплекса. Так комиссией по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке одобрено шесть инвестиционных проектов. По подсчетам экспертов на каждый рубль, вложенный государством, будет проходиться семь рублей частных инвесторов. Реализация этих проектов запланирована в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Камчатском крае и Амурской области. Таким образом, на Дальний Восток будет привлечено 180 млрд. руб. частных инвестиций. Со стороны государств будет профинансировано строительство инфраструктуры на сумму 23 млрд.руб. Ожидается, что уже к 2025 году в бюджет поступит 100 млрд. руб. налоговых платежей, что 4 раза покроет вложенные средства. Помимо этого будет создано 15 тыс. новых рабочих мест.[1]

К проблемам построения эффективного государственно-частного партнерства в России следует отнести также отсутствие механизмов эффективного финансирования. Инвесторы готовы вкладывать средства туда, где есть гарантии получения доходов и предсказуемость. Минэкономразвития прогнозирует в 2015 году снижение деятельности транспортного комплекса по всем направлениям.[4] Причинами являются снижение доходов населения и сокращение объемов промышленного производства. Объем коммерческих перевозок грузов оценивается в размере 3580,6 млн. т (на 2,8 % меньше чем в 2014), объем грузооборота – 2495,1 млрд. т/км (минус 1,8%). Негативная тенденция может продлиться как минимум год и распространиться на 2016 год.

Также заемные деньги становятся все дороже, а банки не хотят кредитовать на длительные сроки. Привлечение внебюджетных источников в ту же транспортную отрасль очень затруднено. Тариф на транспортные услуги, рассчитанный на минимальной доходности (в современных экономических условиях это 25%), для потребителя абсолютно не допустим. В такой ситуации необходимо субсидирование из бюджета части ставки по привлеченным кредитам в объеме, который позволит снизить уровень тарифа до приемлемого уровня. Аналогичная поддержка может быть и со стороны Центрального банка РФ, если он предоставит банкам целевую ликвидность по низкой ставке и ограничит маржу банка при предоставлении полученной от ЦБ ликвидности конечному заемщику.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что для проведения намеченного курса и реализации запланированных социально значимых и инфраструктурных объектов публично-правовые образования активно используют механизмы государственно-частного партнерства. Преимущества и выгоды привлечения частного капитала неоспоримы и широко используются в мировой практике. В Российской Федерации данный механизм также получил развитие и уже имеет ряд специфических особенностей. Увеличение проектов ГЧП затруднено на данном этапе несовершенством законодательства, методологического обеспечения и нестабильностью экономики.

1. Дробышева И. Восток получил инвесторов // Российская газета. Бизнес. – 2015. – №7(986).

2. Зайцева Г.Г. Государственно-частное партнерство: в чем суть и как использовать? // Руководитель автономного учреждения. – 2014. – №11.

3. Расулова Ш.М. Государственно-частное партнерство как наиболее эффективный инструмент взаимодействия власти и бизнеса (под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина): Юстицинформ, 2014.

Читайте также: