Формула абсолютного изменения полученных налоговых доходов за счет изменения налоговой ставки

Опубликовано: 14.05.2024

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие «встроенных стабилизаторов» объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:


,

где МРС – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МР налогов = МРг – 1.

Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

МР налогов = МРС (1 – МРС).

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Расчет текущего налога на прибыль для общережимных компаний в 2020 году изменился. Переход на новое ПБУ 18/02 в этом году стал обязательным. В нем прописаны новые правила для определения текущего налога на прибыль. Давайте разбираться, как в 2020 году разрешено считать этот показатель и какие строки заполнять в отчете о финансовых результатах.

Новое определение текущего налога на прибыль

Текущий налог на прибыль — это сумма, которая фактически подлежит уплате в бюджет. Он определяется исходя из налоговой базы по налогу на прибыль. Базу по налогу на прибыль определяют как разницу между доходами и расходами.

До 2020 года текущий налог на прибыль рассчитывали из прибыли по бухгалтерским данным, скорректированного на сумму ПНА (ПНО) и величину изменения ОНО (ОНА).В 2020 году текущий налог на прибыль — это сумма налога, рассчитанная в соответствии с Налоговым кодексом.

Теперь берутся за основу только нормы НК РФ. Для расчета налога на прибыль величину налоговой базы умножают на налоговую ставку.

Основная налоговая ставка 20%: 3% - в федеральный бюджет, 17% - в бюджет региона.

Главное, правильно определить налоговую базу.

Напомним, доходы по налогу на прибыль определяют на основании статей 249, 250, 251 НК РФ, расходы - 253, 265, 270 НК РФ.

В них содержатся перечни доходов и расходов от реализации, внереализационных доходов и расходов, которые включаются в налоговую базу. А также перечислены затраты и поступления, которые при подсчете налоговой базы не учитываются.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Два варианта определения текущего налога на прибыль

ПБУ18/02 предусматривает два варианта, по которым можно определить величину текущего налога:

  • способ отсрочки - по данным бухучета;
  • балансовый метод - по данным, отраженным в налоговой декларации.

В любом случае величина текущего налога на прибыль, отраженная в бухучете, должна равняться сумме, вписанной в налоговую декларацию по строке 180.

Правила, по которым происходит исчисление налога, содержит ПБУ 18/02. Изменения в этот документ внес Минфин приказом от 20 ноября 2018 г. № 236н. Налог на прибыль отражается в бухгалтерской отчетности, в отчете о финансовых результатах. Его форма тоже была изменена приказом Минфина от 19 апреля 2019 г. № 61н.

Текущий налог на прибыль методом отсрочки

Текущий налог на прибыль, определяемый методом отсрочки (то есть по-старому) формируется на отдельном субсчете к счету 68. Его сумма будет состоять из условного расхода или дохода, постоянного налогового расхода или дохода (ПНР и ПНД), а также отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (ОНА и ОНО). В этом случае все показатели отражаем так же, как делали раньше. Отложенные налоги и обязательства отражайте по счету 09 или 77 в корреспонденции со счетом 68. Условный расход, ПНР и ПНД – на счетах 68 и 99.

Не будем приводить громоздкую формулу. Все ясно по содержанию бухгалтерских проводок:

  • Дебет 99 Кредит 68
    • отражен условный расход по налогу на прибыль;
  • Дебет 99 Кредит 68
    • отражен постоянный налоговый расход;
  • Дебет68 Кредит 99
    • отражен постоянный налоговый доход;
  • Дебет 09 Кредит 68
    • отражен отложенный налоговый актив;
  • Дебет68 Кредит 77
    • отражено отложенное налоговое обязательство.

Текущий налог на прибыль балансовым методом

Текущий налог на прибыль при использовании балансового метода перенесите из декларации по налогу на прибыль и отразите проводкой по дебету 99 и кредиту 68.

Условный расход или доход, ПНР, ПНД на счетах бухучета не отражайте.

А вот отложенные налоги нужно отражать в свернутом виде по счету 09 или 77 в корреспонденции со счетом 99.

Бухгалтерские проводки будут такие:

  • Дебет 99 Кредит 68
    • отражен текущий налог на прибыль;
  • Дебет 09 Кредит 99
    • отражен отложенный налоговый актив;
  • Дебет 99 Кредит 77
    • отражено отложенное налоговое обязательство.

Что изменилось в отчете о финансовых результатах

Изменения, привнесенные ПБУ 18/02, сказались и на форме отчета о финансовых результатах.

В новой форме отчета о финансовых результатах текущая прибыль показывается в круглых скобках по новой строке 2411.

Так, строка 2410 теперь именуется «Налог на прибыль». Слово «текущий», как было в старой форме, убрали.

Также из формы отчета исключены строки:

  • 2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
  • 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
  • 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».

Но появились новые строки в основном блоке:

  • 2411 «Текущий налог на прибыль»;
  • 2412 «Отложенный налог на прибыль».

А в дополнительный, «справочный» блок включили строку 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода».

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Основным обязательством налогоплательщиков является своевременная и самостоятельная уплата налогов и сборов в полном объеме.

Общеобязательные элементы налогообложения

Развитие и совершенствование системы налогообложения спровоцировало возникновение многих видов налогов и сборов, имеющих свои отличительные черты и свое предназначение.

Однако, несмотря на множественность видов, каждый налог состоит из обязательных, дополнительных и факультативных элементов, служащих основным инструментарием на пути реализации налоговой политики.

К числу общеобязательных или общих элементов налога относят налоговую базу и налоговую ставку, объект обложения налогом, алгоритм исчисления налогового бремени и т.д.

Раскрытию правовой сущности понятий «налоговая база» и «налоговая ставка» посвящена 53 статья НК РФ.

Понятие и основные аспекты налоговой базы

Согласно предписаниям НК РФ, налоговой базой является как стоимостная, так и физическая характеристика объекта, облагаемого налогом.

Другими словами, под данным понятием подразумевается любой объект, который подвергается обложению налогом.

Условия, принципы и порядок установления налоговой базы регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ.

К примеру, налоговой базой для НДС является общая стоимость реализованной продукции, для НДФЛ – доходы, полученные физическим лицом, для налога на наследство – стоимость наследственного имущества, для налога на дарение – стоимость дара.

Итак, налоговая база (НБ) – это:

  • один из основных элементов налога, на основании которого исчисляется его размер;
  • конкретный объект, с которого производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • определенная сумма, на основании которой производится расчет размера налога в соответствии с установленной ставкой;
  • доходы лица, с которых необходимо уплатить налоги и сборы.

Определение налоговой базы требуется для количественного выражения объекта налогообложения.

К каждому конкретному налогу применяется определенная налоговая база. К примеру, по НДС исчисление НБ происходит в соответствии с особенностями реализации продукции или приобретенного товара.

Порядок определения налоговой базы

Основными принципами исчисления налоговой базы (НБ), согласно которым осуществляется ее определение, являются:

  • определение налоговой базы осуществляется в соответствии с налоговыми нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ;
  • исчисление (определение) налоговой базы плательщиками налога, являющимися юридическими лицами, производится по завершении очередного налогового периода. Реализация процедуры проводится на основании сведений из регистров бухучета или других документов, подтверждающих данные об объектах налогообложения;
  • в случае выявления ошибок и неточностей в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлом налоговом периоде, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится только за тот временной промежуток, в котором имело место нарушение. Если же определить период совершения искажения невозможно, процедура перерасчета осуществляется за тот период, когда нарушения были выявлены;
  • ИП, частные нотариусы, адвокаты-учредители адвокатских кабинетов определяют НБ по завершении очередного налогового периода и в соответствии с учетными данными доходов и расходов, при условиях и в порядке, установленном Минфином РФ;
  • налоговые агенты также обязаны придерживаться принципов и порядка исчисления налоговой базы, установленного НК РФ и другими специальными актами правотворчества.

Понятие, правовая характеристика и способы выражения налоговой ставки

Понятие налоговой ставки (НС), равно как и порядок ее исчисления, неразрывно связано с налоговой базой, поскольку, по сути, НС является размеров налогового платежа на конкретно-установленный объект, облагаемый налогом.

Налоговая ставка может выражаться в следующих формах:

  • в процентном соотношении с размером налоговой базы. Такими примерами может быть налог на имущество, на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог и т.д.;
  • в форме фиксированной денежной суммы, когда каждой единице налогообложения соответствует определенная сумма платежа. К примеру, большая часть акцизов, транспортный сбор;
  • в сочетании твердой и процентной составляющих, так сказать, в комбинированной форме. Скажем, налог на наследственное имущество, на дарение, некоторые виды акцизных сборов, а также ЕСН (единый социальный налог).

Форма выражения налоговой ставки зависит от метода и порядка измерения объектов налогообложения.

Типы и виды налоговых ставок

Типовая классификация налоговых ставок осуществляется на определенных основаниях. Так, по степени обременения для налогоплательщика выделяют следующие типы НС:

1. Базовая НС. Данное понятие не предусматривает отнесение плательщика налога к какой-либо определенной группе, что дает ему возможность пользоваться налоговыми льготами и иными преференциями;

2. Повышенная НС устанавливается в отношении налогоплательщиков, деятельность которых можно охарактеризовать как таковую, что дает право государству взимать повышенный налог с плательщика;

3. Пониженная НС. Применение данного вида налоговой ставки позволяет налогоплательщику пользоваться налоговыми льготами и преференциями, вплоть до использования нулевой НС.

По методу установления налоговые ставки могут быть:

Абсолютная налоговая ставка – это фиксированная величина, определяемая для каждого конкретного объекта налогообложения отдельно;

Размер относительной НС напрямую зависит от величины объекта обложения и исчисляется в пропорциональном отношении к нему.

По юрисдикции утверждения налоговые ставки подразделяются на следующие:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Основные виды налогов, порядок определения их размеров

1. Основные виды федеральных налогов:

  • НДФЛ. Согласно НК РФ налоговая ставка по НДФЛ исчисляется в процентном отношении к объекту налогообложения и составляет 13 % (для российских подданных). Что касается лиц, не имеющих статус гражданина РФ, то для них установлена тридцатипроцентная налоговая ставка по НДФЛ. Оплата НДФЛ предусмотрена со всех видов доходов, которые получает физическое лицо (заработная плата, продажа недвижимости, выполнение работ, предоставление услуг);
  • НДС. Ставка налога по НДС, в соответствии с НК РФ, также как и НДФЛ исчисляется в процентном соотношении, на территории РФ она равна 18 %. Исключение составляют организации, работающие по УСН, для них НС в отношении НДС устанавливается нулевая;
  • налоговый сбор на прибыль предприятия. Налог на прибыль исчисляется в процентном соотношении, применяется преимущественно в отношении представителей крупного бизнеса.
  • налог на выручку по упрощенной системе налогообложения. Как правило, УСН пользуются начинающие предприниматели (представители малого и среднего бизнеса), годовой оборот которых не превышает 60 миллионов рублей. Для таких лиц предусмотрена нулевая НС по НДС.

2. Основные виды местных налогов:

  • земельный налог. Согласно законодательству, налоговая ставка по земельному налогу регламентируется муниципальными нормативно-правовыми актами, составляет от 0,3 до 1, 5%. Размер установленной НС зависит от категории облагаемых налогом земель. Категории земель устанавливаются земельным законодательством;
  • налог на недвижимое имущество физических лиц. Устанавливается представителями муниципальной власти, исчисляется в процентном соотношении к стоимости имущества, как правило, это не более 0,3%.

3.Основные виды региональных налогов:

  • имущественный налог для предприятий. Это региональный налог, уплачивать который обязаны организации, на балансе которых числится имущество, причем как движимое, так и недвижимое;
  • транспортный налог. Данный вид налога является региональным, исчисление налоговой ставки по нему осуществляется на основании таких данных, как год выпуска ТС, его вместимость, мощность двигателя и прочее.

Налоговая нагрузка — один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. ФНС на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год. Татьяна Амелина, генеральный директор , рассказывает, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

F:\БУХГУРУ\май 2018\ВЕБ ФНС опубликовала показатели рентабельности по видам деятельности за 2017 год\vyezdnaya-proverka.jpg

Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство

Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.

Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.

Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.

Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.


Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Как считают рентабельность

Из огромного количества видов рентабельности компаний или, иными словами, эффективности их работы, налоговиков интересует два вида:

  • рентабельность продажи товаров;
  • рентабельность использования активов.

Формула рентабельности любого из видов – всегда соотношение. При расчете рентабельности двух указанных видов налоговики используют:

  • знаменатель – финансовый результат;
  • числитель – данные бухучета, отражающие себестоимость продаж или стоимость активов, соответственно.

В среднем за 2021 год рентабельность составила:

  • 12,3% – по проданным товарам (работам, услугам);
  • 6,4 % – по активам.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка; СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году; СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы. Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль; Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации; Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли; Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации. Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
    НН по НДС = ННДС / Нбрф
  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):
    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Когда подается пояснение о причинах низкой нагрузки

Представитель налоговой имеет право затребовать пояснение к предоставленной декларации. Актуально это в том случае, если содержание документа вызывает вопросы. Обычно соответствующая нужда возникает тогда, когда размер налога существенно занижен. Это вызывает подозрение в сокрытии доходов от государства. Рассмотрим ситуации, в которых могут потребовать пояснение:

  • Неверное заполнение декларации, ошибки.
  • Снижение оборотов.
  • Уменьшение масштабов реализации.
  • Увеличение зарплат.

Пояснительная может быть затребована только в процессе выездной и камеральной проверки.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Законные основания

Получение запроса от налоговой о предоставлении пояснений по причинам отклонения от средней налоговой нагрузки означает, что направленные ранее данные вызвали сомнения в своей коррекции. Право на истребование пояснений оговорено в подпункте 6 пункте 1 статьи 23 НК РФ. Инспекторы имеют право требовать предъявить документацию, касающуюся расчета и уплаты налогов. Однако в законе есть важная оговорка: документы могут быть истребованы только в рамках камеральных или выездных проверок.

То есть требование о пояснениях по низкой нагрузке не оговорено в НК РФ. Есть только косвенное разрешение. Поэтому налоговая может потребовать пояснительную записку, но не может требовать подтверждающих документов. Любые подобные требования будут незаконными. Однако предприниматель может предоставить подтверждающие бумаги по собственной воле. Сделать это рекомендуется, так как позволит избежать выездной проверки и ревизии.

Читайте также: