Судебная практика по налогу на добычу полезных ископаемых

Опубликовано: 27.04.2024

В настоящее время участились выездные налоговые проверки организаций – плательщиками налога на добычу полезных ископаемых. О том, какие моменты нужно учесть, чтоб не стать «добычей» налоговиков, рассказывает Антон Севостьянов, исполнительный директор ООО «Энергия права».

Вопрос. Организации, использующие недра, платят налог на добычу полезных ископаемых. У всех недропользователей существуют потери, обусловленные технологией добычи ископаемых. Нужно ли с них налог платить НДПИ?

Ответ. Нормативные потери полезных ископаемых — это фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождений, в пределах нормативов потерь. Порядок утверждения нормативов потерь определяется постановлением Правительства от 29 декабря 2001 г. № 921 «Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения». С нормативных потерь платить НДПИ не нужно. Ведь его ставка в этом случае равна — ноль процентов или ноль рублей (подп. 1 п. 1 ст. 342, ст. 338 НК).

Чтобы применять нулевую ставку, необходимо вести учет фактических потерь. А это происходит только при прямом методе. Дело в том, что в этом случае фирма рассчитывает разницу между расчетным количеством полезного ископаемого и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла.

В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Фактические потери полезного ископаемого при определении налоговой базы учитывают в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение (письмо Минфина от 12 октября 2006 г. № 03-07-01-02/53, письмо Минэкономразвития от 7 ноября 2006 г. № 16542-КА/Д07).

Обратите внимание: если у организации отсутствуют утвержденные нормативы потерь на следующий год, то до утверждения применяют нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определенном Правительством. При отсутствии нормативов потерь по новым месторождениям, применяются нормативы потерь, установленные техническим проектом (подп. 1 п.1 ст. 342 НК). И в случае утверждения нормативов потерь законодательство не предусматривает перерасчет НДПИ. Чем подтвердить?

Вопрос. Документ, подтверждающий право компании на применение нулевой налоговой ставки по НДПИ, законодательством не предусмотрен. Как можно подтвердить льготу?

Ответ. На этот вопрос ответил Минфин в письме от 7 сентября 2006 г. № 03-07-01-02/48. Организации, которые используют недра, ведут разведку и разработку месторождений, по объектам недропользования предоставляют государственную статистическую отчетность по форме 6-гр. Эта форма содержит сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота и углекислого газа (п. 2 Постановления Госкомстата от 18 июня 1999 г. № 44). В графе 4 формы 6-гр указывают качественные характеристики полезных ископаемых. Минфин считает, что сданная статочетность по форме 6-гр может быть документом, который подтверждает право компаний на применение нулевой ставки по НДПИ. Два субъекта

Вопрос. Организация-недропользователь, имеющая лицензию, как плательщик НДПИ добывает полезные ископаемые на участке, расположенном в двух разных регионах. Каким образом следует уплачивать НДПИ?

Ответ. Сумму НДПИ исчисляют по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого ископаемого. Налог уплачивают по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного компании в пользование (п. 2 ст. 343 НК). Так как местом нахождения участка недра, признается территория субъекта Российской Федерации, то платить налог нужно в бюджеты разных субъектов, в размерах, соответствующих объему добытых полезных ископаемых (п. 1 ст. 335 НК). При этом сумму, которая подлежит уплате, рассчитывают исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида (п. 2 ст. 343 НК). Ископаемые из отходов

Вопрос. Должна ли компания исчислять и уплачивать НДПИ, если полезные ископаемые извлекают из отходов собственного добывающего производства?

Ответ. Если организация из собственных отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств извлекает полезные ископаемые, то для того, чтобы не платить НДПИ нужно подтвердить факт, что налог при добыче полезных ископаемых из недр был уже уплачен (подп. 4 п. 2 ст. 336 НК). Однако есть исключение из правил. НДПИ все же придется заплатить, если добыча полезных ископаемых из отходов подлежит отдельному лицензированию (п. 1 ст. 336 НК). Что бы избежать ошибок

Вопрос. Наше предприятие эксплуатирует нефтегазоконденсатные и газоконденсатные месторождения после добычи минерального сырья, осуществляют его подготовку, в результате осуществления которых получается нестабилизированный газовый конденсат (смесь) — конечный продукт. Организации, которые осуществляют дальнейшую переработку нестабильного газового конденсата, получают из него стабильный газовый конденсат. Операций по получению стабильного газового конденсата прямо предусмотрено техническим проектом эксплуатации месторождения. Как правильно определить налоговую базу по НДПИ?

Ответ. Во-первых, в учетной политике фирмы нужно указать такие моменты:

  • вид полезного ископаемого, под которым понимают продукцию, получаемую после прохождения всех технологических операций, предусмотренных техническим проектом эксплуатации месторождения. Обратите внимание — это полезное ископаемое не является продуктом переработки или обогащения. Исключением будет только стабилизированный газовый конденсат, добываемый на месторождениях, проектами эксплуатации которых прямо предусмотрено его получение в качестве конечного продукта. Во всех остальных случаях полезным ископаемым будет являться нестабильный газовый конденсат;
  • с учетом того, что нестабильный газовый конденсат добывают в составе минерального сырья, на современном этапе развития технологии невозможно осуществлять прямой способ учета его добычи. Поэтому фирме лучше указать, что при добыче нестабильного газового конденсата используется косвенный способ учета.Как определить налоговую базу по нестабильному газовому конденсату рассмотрим на примере.

    Пример

    По данным учета (косвенный метод) предприятие в налоговом периоде осуществило добычу 600 тонн нестабилизированного газового конденсата. Из них было реализовано 200 тонн по цене 3000 рублей тонна. Таким образом, налоговая база по НДПИ составит:
    600 х 3000 = 1 800 000 рублей
    1 800 000 х 17,5% = 315 000 рублей

    Значит, сумма налога на добычу полезных ископаемых к уплате в бюджет составит 315 000 рублей.

    Обратите внимание: в случае, если компания получает стабилизированный газовый конденсат и осуществляет его реализацию, несмотря на то, что техническим проектом эксплуатации месторождения это не предусмотрено, для расчета НДПИ можно определить стоимость полезного ископаемого по количеству нестабилизированного газового конденсата. Стоимость единицы полезного ископаемого определяют затратным методом.

    Если техническим проектом эксплуатации месторождения предусмотрено получение в качестве конечного продукта стабилизированного газового конденсата, то в этом случае его считают полезным ископаемым.

    С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

    НДПИ в налогом законодательстве

    Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

    Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

    Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

    • добытые на территории России;
    • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
    • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

    • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
    • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
    • минералы в коллекции;
    • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
    • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

    Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

    • в процентах (адвалорная);
    • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

    Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

    Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

    • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
    • попутному газу;
    • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
    • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
    • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
    • подземным водам для полива сельхозкультур;
    • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
    • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

    Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

    По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

    С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

    Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

    Методики и пример расчета

    Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

    Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

    Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

    Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

    Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
    Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

    • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
    • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

    Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

    Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
    Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

    • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
    • 35000 * 250 = 8750000 руб.
    • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
    • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
    • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
    • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

    Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

    Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

    Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

    Нефть

    Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

    Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
    Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

    В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

    Газ и конденсат

    Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

    Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

    Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

    Уголь

    Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

    НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

    Драгметаллы

    Они учитываются согласно:

    • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
    • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

    В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

    Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

    Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

    Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

    При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

    Комментарий к Ст. 48 Бюджетного кодекса РФ

    Регулирующие доходы бюджетов - это виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с нормативными отчислениями, установленными на определенный срок. Ими являются, как правило, федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты.

    Соответствующие нормативы устанавливаются обычно в процентах и закрепляются либо ежегодно - на очередной финансовый год, либо на долговременной основе - не менее чем на три года по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений могут закрепляться в законе о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, или в законе о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы.

    Так, нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2002 год содержатся в приложении 2 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год". Например, акциз на водку и ликероводочные изделия распределяется между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации в пропорции 50 на 50. Что же касается поступлений от налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, то в 2002 году 60% таких поступлений идут в федеральный бюджет, а 40% поступают в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и т.д.

    Субъекты Российской Федерации, принимая законы о региональных бюджетах, определяют, поступления каких налогов и в каких пропорциях будут зачисляться в местные бюджеты. Так, например, в приложении 2 к Закону Тюменской области от 11 октября 2001 года N 424 "Об областном бюджете на 2002 год" содержатся нормативы (ставки) отчислений от регулирующих налогов и доходов в бюджеты муниципальных образований и областной бюджет на 2002 год. В этом приложении в качестве регулирующих налогов представлены налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и акцизы.

    В комментируемой статье содержится норма, в соответствии с которой при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Действие этой нормы, нацеленной на предоставление большей финансовой автономии регионам, на протяжении 2001 года было приостановлено (пункт 31 приложения 38 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год"). Такая же участь постигла эту норму и в 2002 году (пункт 37 приложения 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год").

    Комментируемая статья Бюджетного кодекса РФ значительно "увеличилась в объеме" после того, как в нее были внесены дополнения Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ. Данным Законом во вторую часть Налогового кодекса РФ была включена глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых". В связи с этим в комментируемую статью Бюджетного кодекса РФ были включены отдельные положения, касающиеся распределения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых между федеральным, региональным и соответствующим местным бюджетами.

    Такое повышенное внимание законодателя к проблеме распределения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней объясняется особым фискальным значением данного налога.

    Нормативы распределения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней зависят как от вида полезных ископаемых, так и от места их добычи.

    1. Добытые полезные ископаемые, кроме углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых.

    Добытыми полезными ископаемыми в целях налогообложения признаются:

    1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

    3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование (ст. 337 Налогового кодекса РФ).

    Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

    40% от суммы налога - в доход федерального бюджета;

    60% от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

    2. Добытые полезные ископаемые в виде углеводородного сырья.

    К числу таких полезных ископаемых относятся, например:

    нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождений;

    газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей;

    газ горючий природный из газовых и газоконденсатных месторождений;

    газ горючий природный и попутный нефтяной газ из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений (ст. 337 Налогового кодекса РФ).

    Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:

    80% от суммы налога - в доход федерального бюджета;

    20% от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

    Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:

    74,5% от суммы налога - в доход федерального бюджета;

    20% от суммы налога - в доход бюджета округа;

    5,5% от суммы налога - в доход бюджета края или области.

    3. Общераспространенные полезные ископаемые. Региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяются органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (п. 6 ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" ). При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.

    --------------------------------
    Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 10. Ст. 823.

    4. Налог на добычу любых полезных ископаемых зачисляется в полном объеме в федеральный бюджет, если полезные ископаемые были добыты:

    а) на континентальном шельфе. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка ;

    --------------------------------
    Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4694.

    Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

    б) в исключительной экономической зоне. Согласно статье 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", международными договорами и нормами международного права;

    --------------------------------
    Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6273.

    в) за пределами территории Российской Федерации. Речи идет о добыче полезных ископаемых на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

    "Налоговый вестник", 2009, N 1

    1. Общие положения

    В связи с многочисленными судебными разбирательствами ВАС РФ принял несколько постановлений с целью разрешения спорных ситуаций, возникающих при применении законодательства по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

    Наибольшее количество споров возникает у добывающих компаний по следующему вопросу: в какой момент определять объект налогообложения - после операций по переработке (обогащению) по цене реализации конечного продукта [пп. 1, 2 п. 1 ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)] или по завершении непосредственного извлечения из недр исходя из затрат на добычу (пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ)?

    В зависимости от выбранного подхода сумма НДПИ может существенно различаться.

    Причина споров - неоднозначная трактовка терминологии и пробелы в налоговом законодательстве. Так, в гл. 26 НК РФ:

    • не разъяснено, какие операции следует относить к добыче полезного ископаемого;
    • не содержится точного определения полезного ископаемого;
    • не раскрыты такие понятия, как "товарная руда" и "полезный компонент многокомпонентной комплексной руды";
    • однозначно не установлено, следует ли использовать данные технического проекта при определении полезного ископаемого.

    Вследствие противоречивой арбитражной практики Пленум ВАС РФ принял Постановление от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ), на которое арбитражные суды должны ориентироваться при вынесении решений.

    Рассмотрим затронутые Пленумом ВАС РФ проблемы и судебные решения, принятые впоследствии.

    2. Операции по добыче 2.1. Общие положения

    В Постановлении Пленума ВАС РФ предпринята попытка разъяснить, что следует признавать объектом налогообложения (полезным ископаемым). По мнению судей, полезным ископаемым не может считаться продукция, в отношении которой были произведены операции, не связанные с добычей полезного ископаемого. В Постановлении Пленума ВАС РФ приведены примеры таких операций - очистка от примесей, измельчение и насыщение, однако не дана ссылка на документ, который мог бы служить основанием для определения операций по добыче . Поэтому остается неясным, что следует включать в этап по первичной обработке (добыче) полезного ископаемого.

    Ранее в судебной практике использовались следующие источники: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76 (N РД-07-261-98).

    Так, отнесение очистки от примесей к операциям по переработке не бесспорно. Во-первых, первичная обработка (добыча) часто сводится именно к очистке от примесей, например при добыче газа и песка. Во-вторых, полезное ископаемое добывается из минерального сырья, хотя это возможно только при проведении операций по очистке. В итоге возникает противоречие с НК РФ при определении объекта налогообложения в отношении добытой нефти (в абз. 2 пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ предполагается ее очистка) и драгоценных металлов (пп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ предполагает обогащение руд, что включает также их очистку).

    Также вызывает вопросы аргументация судей для случая налогообложения добычи многокомпонентной руды: пп. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ предусматривает, что полезным ископаемым в отдельных случаях могут быть полезные компоненты - продукты обогащения многокомпонентной комплексной руды (концентраты). Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.01.2008 N 4822/07 судьи, основываясь на разъяснениях Пленума ВАС РФ, установили, что полезным ископаемым следует признать многокомпонентную руду. К аналогичным выводам пришли также судьи федеральных арбитражных судов, например в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2008 N Ф04-3930/2008(7353-А03-31).

    2.2. Руда или концентрат

    Тем не менее Постановление Пленума ВАС РФ позволило разрешить спор о том, как следует облагать НДПИ твердые полезные ископаемые (считать полезным ископаемым руду или концентрат). Поскольку концентрат получается при очистке от примесей и измельчении товарной руды, он не может быть признан полезным ископаемым.

    В более поздних решениях - в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.03.2008 N 13070/07 и Определении ВАС РФ от 16.07.2008 N 8811/08 - судьи ВАС РФ повторили позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, признав полезным ископаемым необогащенную руду. Судьи федеральных арбитражных судов также солидарны с Пленумом ВАС РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 27.05.2008 N КА-А40/11414-07).

    Таким образом, если следовать разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, можно сделать вывод, что судьи ВАС РФ не поддерживают позицию, согласно которой НДПИ нужно рассчитывать с концентратов металлов. Для определения операций по добыче полезного ископаемого необходимо обращаться к стандартам качества (в том числе собственным стандартам, разработанным при отсутствии государственных стандартов).

    3. Как следует применять проект по разработке месторождения

    В соответствии с п. 7 ст. 339 НК РФ добытым полезным ископаемым признается продукция, в отношении которой завершен комплекс технологических операций, предусмотренных соответствующим техническим проектом. Во многих спорных ситуациях судьи признавали полезным ископаемым именно конечный продукт, указанный в техническом проекте (например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.02.2007 по делу N А74-3667/05-Ф02-274/07-С1).

    Судьи ВАС РФ указали на то, что технический проект может включать также процедуры по переработке, в связи с чем он не может служить основанием для определения операций по добыче.

    4. Новшество для полезных ископаемых, реализуемых в таре

    Судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пояснили, что если стандарты предусматривают наличие тары (упаковки, маркировки) при реализации полезного ископаемого, то ее следует признавать объектами, производимыми вне стадий добычи полезного ископаемого. В данном случае налоговая база должна определяться расчетным способом как при отсутствии реализации полезного ископаемого.

    Разъяснение судей ВАС РФ имеет первостепенное значение для производителей минеральной воды. Ранее предприятия были вынуждены определять налоговую базу по НДПИ исходя из цены реализации минеральной воды, включая стоимость тары, следуя Постановлению Президиума ВАС РФ от 15.03.2005 N 12742/04.

    Теперь производители смогут сэкономить на НДПИ, определяя этот налог по затратам на добычу. Судьи ФАС Центрального округа в Постановлении от 20.03.2008 по делу N А68-АП-18/14-05 поддержали позицию Пленума ВАС РФ.

    В 2018 году налоговые органы выиграли спор у золотодобывающей компании «Урал-Норд». Одним из эпизодов этого дела был связан с вопросом, что надо облагать налогом на добычу полезных ископаемых: щебень или недробленный природный камень, который служит сырьем для щебня.
    Хотя дело разрешилось в пользу налогового органа, тогда еще казалось, что это ошибка, которая больше не повторится. Но в 2019 году по аналогичному вопросу число только судебных споров выросло втрое. Два из них (дело «Велеса» и «Татойлгаза») были разрешены со ссылками на дело «Урал-Норд».

    В Ульяновске споры по НДПИ с щебня были, но так вопрос налоговая пока не ставила.

    Анализ судебной практики дел позволяет сделать два утверждения.

    Во-первых, с точки зрения способа производства щебня на этих предприятиях использовалась весьма распространенная технология. Отколотые в карьере крупные куски скальной породы дробились в щебень на дробильных установках. То есть полагать, что в этих делах были какие-то особые обстоятельства, которые делают эти дела уникальными, а выводы из них неприменимыми к большому числу других производителей щебня, не приходится.

    Во-вторых, налогоплательщики использовали, пожалуй, все возможные аргументы в свою защиту, но все они были судами признаны несостоятельными. То есть полагать, что эти налогоплательщики проиграли из-за плохого качества своей защиты, не следует.

    Исходя из этого, можно прогнозировать, что налоговые органы, вдохновленные победами, захотят развить свой успех. В итоге споров о доначислении НДПИ на щебень в 2020 году станет еще больше.
    Уже сейчас понятно, что налоговые органы не спешат нападать на крупных производителей. Полагаем, что стратегия налоговых органов заключается в создании «правильных» прецедентов, а это делать легче в спорах со слабым противником. К слабым в большинстве случаев относятся небольшие компании, которые не имеют мощных юрслужб и не могут себе позволить дорогих консультантов.

    Несмотря на вышеизложенное, сдаваться не следует. Судебные прецеденты пока существуют только в двух судебных округах (Уральском и Поволжском) из десяти. Компании, которые расположены в иных судебных округах вправе рассчитывать на то, что та же самая аргументация, которая не сработала на Урале и в Поволжье, будет воспринята другими судами.

    И такое мы наблюдали уже в 2019 году в Московском округе. В начале этой статьи мы сказали об утроении судебных дел, но до сих пор упомянули только два. Третье дело налогоплательщик (АО «ОЛКОН») также проиграл, но при этом он доказывал, что добытое полезное ископаемое – это щебень. Московский суд, который рассматривал дело, применил те же самые аргументы, которые в делах «Велеса» и «Татойлгаза» заявляли налогоплательщики.

    К аргументам, которые должны привести налогоплательщиков к победе, относятся следующие:

    • Согласно последнему абз. п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.12.2007 № 64 дробление (как операция однотипная с измельчением) не является добычной операцией, что препятствует признанию щебня добытым полезным ископаемым согласно абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ

    • Из технических проектов следует, что дробилки не относятся к добычному оборудованию, следовательно, их продукция не является результатом добычных операций, как такого требует п. 7 ст. 339 НК РФ

    • Строительные камни, о которых говорит подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ, соответствуют ГОСТ 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний», что исключает применения стандартов на продукцию, которая хронологически возникает позднее (требование п. 1 ст. 337 НК РФ)

    • Ссылка налоговых органов на Классификаторы видов продукции, которые относят щебень в раздел «Добыча строительного камня», не имеет значения для целей исчисления НДПИ. Классификатор не может изменить определение «добычи», а факт отнесения им щебня в раздел «Добыча строительного камня» является всего лишь группировкой разных продуктов для статистических целей. Между прочим, щебень крупных производителей щебня (так называемых «щебеночных заводов»), использующим стационарные дробилки, Классификатор относит в раздел «Обрабатывающая промышленность»

    • Понятие «добычи» приведено в Методических указаниях по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.1998 № 76. Согласно ему добыча завершается доставкой на дробильно-сортировочный комплекс, соответственно, дробление – это перерабатывающая операция, а значит ее результат не создает добытое полезное ископаемое.

    В свете изложенного мы видим выход в том, чтобы производители щебня обменивались друг с другом информацией, выискивая тех своих коллег, которым нужна профессиональная помощь, еще до того, как их дело окажется в суде. Объединение усилий позволит помочь не только коллегам, которые оказались втянутыми в налоговый спор, но и всем остальным. Ведь судебные прецеденты работают не только в пользу налоговых органов.

    Читайте также: