Финансовое право и налоговое право

Опубликовано: 01.05.2024

Налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения постановлению, введению в действие и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц. Естественно, что налоговое право существует и как соответствующая часть финансово-правовой науки.

В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в РФ являются налоги. В связи с этим вопросы пра­вового регулирования налогообложения относятся к числу наибо­лее актуальных в экономической и социальной жизни российско­го государства. Это обусловлено реформированием экономики России, ее рыночным характером, что требует активного исполь­зования инструментов финансового механизма, в том числе нало­гов.

Поэтому налоговое право как одно из подразделений (подотраслей) финансового права становится его крупнейшей состав­ной частью с перспективой дальнейшего развития. Для последне­го десятилетия характерно существенное изменение налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Формирующееся налоговое право России при­звано сыграть важную роль в экономических и социальных пре­образованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.

Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе1. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержа­ния органов государственной власти и материального обеспече­ния выполнения ими своих функций.

Помимо налогов для пополнения своей казны современные го­сударства используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступа­ют налоги

Налоги в финансово-правовом аспекте - это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджет­ную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с оп­ределением их размеров и сроков уплаты.

Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т.е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня.

Правовая наука придает большое значение определению поня­тия налогов, поскольку в нем отражается сущность и характер­ные особенности правоотношений, возникающих при взимании налогов. Современное российское законодательство также удели­ло ему внимание, что, без сомнения, важно.

Первая попытка сформулировать понятие налога в законода­тельном акте была предпринята в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы» (ст. 2), согласно которо­му «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понима­ется обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в по­рядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Однако нечеткость такого определения очевидна хотя бы потому, что налог в нем не отграничивается от других платежей в бюджет.

Существенно отличается от него в этом плане понятие налога, данное в Налоговом кодексе 1998 г. (ст. 8). Кодекс воспринял по­ложения, разработанные по этому вопросу наукой финансового права. Характерно, что в нем дается понятие, относящееся имен­но к налогу, а сбор имеет свое особое определение с указанием признаков, отличающих его от налога. При этом особо отмечают­ся заложенные в налоге отношения собственности — ее отчужде­ния у налогоплательщика.

Однако понятия иных платежей, упоминаемых в НК РФ (го­сударственная пошлина, таможенная пошлина и др.) и включен­ных в единую систему, не сформулированы.

В соответствии с НК РФ налог — это обязательный, индиви­дуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и фи­зических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного уп­равления денежных средств, в целях финансового обеспечения де­ятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от этого в понятии сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в инте­ресах плательщиков сборов государственными органами, органа­ми местного самоуправления, иными уполномоченными органа­ми и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разреше­ний (лицензий).

Объединение налоговых платежей в систему предполагает воз­можность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущ­ность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с ор­ганизаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу вхо­дят налоги разного территориального уровня. К первой группе от­носятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Вы­явление круга платежей по субъектам имеет важное практичес­кое значение для характеристики правового статуса соответству­ющего юридического или физического лица, определения перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответст­вующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачис­ляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или вы­деляются в бюджете отдельной строкой для целевого использо­вания.

Целевым является, в частности, транспортный налог, единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный, Фонд социального страхования, Фе­деральный и территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования. Однако в последнее время появилась тенденция к сужению круга таких налогов и число их резко сократилось (это коснулось дорожных, экологических и других налогов).

В зависимости от формы возложения налогового бремени нало­ги могут быть прямыми и косвенными. Этот вопрос в настоящее время относится к числу актуальных. Россия переходит к актив­ному использованию косвенных налогов.

Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно об­ращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, дру­гим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице.

Помимо рассмотренной классификации Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» подразделил нало­ги на три уровня с учетом федеративного государственного уст­ройства и организации в России местного самоуправления:

— налоги субъектов Федерации;

НК РФ (гл. 2) в качестве равнозначного выражению «налоги и сборы субъектов Российской Федерации» ввел в отношении этих платежей термин «региональные». Хотя последний и не отличается четкостью, закрепление в законодательстве дает основание пользо­ваться им при характеристике соответствующих платежей.

К федеральным налогам действующими нормами Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 19) с учетом изменений и дополнений, связанных с принятием части второй НК РФ, отнесены:

— налог на добавленную стоимость;

— налог на доходы физических лиц;

— единый социальный налог;

— налог на операции с ценными бумагами;

— налог на прибыль организаций;

— налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

— налог на покупку иностранных денежных знаков и пла­тежных документов, выраженных в иностранной валюте;

— налог на игорный бизнес;

— налог на добычу полезных ископаемых.

Кроме налогов к федеральным отнесены пошлины, несколько сборов и иных платежей:

— платежи за пользование природными ресурсами, зачисляе­мые в федеральный бюджет и бюджеты других уровней в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Рос­сийской Федерации;

— плата за пользование водными объектами;

— сбор за использование наименований «Россия», «Россий­ская Федерация» и образованных на их основе слов и словосоче­таний;

— сборы за выдачу лицензий и право на производство и обо­рот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной про­дукции.

К налогам субъектов Федерации отнесены:

— налог на имущество предприятий, который федеральный; закон обязывает зачислять равными долями в бюджеты субъек­тов Федерации и местные бюджеты по месту нахождения пла­тельщика;

— сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц и используемый через бюджет целевым назна­чением на дополнительное финансирование образовательных уч­реждений;

Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы-В числе налогов:

— налог на имущество физических лиц;

— налог на строительство объектов производственного назна­чения в курортной зоне;

— налог на рекламу;

— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех­ники и персональных компьютеров.

Кроме того, по решению представительных органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:

— налог на рекламу с юридических и физических лиц;

— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех­ники и персональных компьютеров с юридических и физических лиц;

— целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, ор­ганизаций на содержание милиции, на благоустройство террито­рии, на нужды образования и другие цели;

— сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими ли­цами;

— лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с юридических и физических лиц;

— лицензионный сбор за право проведения местных аукцио­нов и лотерей;

— сбор за выдачу ордера на квартиру;

— сбор за парковку автотранспорта с юридических и физи­ческих лиц;

— сбор за право использования местной символики, вноси­мый производителями продукции;

— сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и Физических лиц;

— сбор за выигрыш на бегах;

— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

— сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогооб­ложении операций с ценными бумагами;

— сбор за право проведения кино- и телесъемок;

— сбор за уборку территорий населенных пунктов;

— сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физических лиц.

После введения в действие части второй НК РФ в полном объеме предстоит обновление системы налогов и сборов, в кот НК РФ (ст. 13, 14 и 15) включил следующие платежи.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость должно пре­кращаться действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество фи­зических лиц и земельного налога.

Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Этот перечень в ходе изменений налогового законодательства уточняется.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Описание

Связывайтесь с нами через Whatsapp


Магистерская программа «Финансовое право, налоговое право и налогообложение» призвана ответить на вопросы: «кого ищут и кто нужен работодателям?». Это определено целью, на достижение которой ориентирована программа — подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере финансов, налогов, налогового администрирования и государственного и муниципального управления, а также задачами, решение которых, обусловлено поставленной целью, в числе которых: получение глубоких правовых знаний, обретение навыков правоприменения и правового консультирования, разработки нормативных правовых актов и актов по вопросам государственной и муниципальной службы, решение кейсов.

Спецификой программы является изучение отечественного, зарубежного и международного законодательства, регулирующего финансовые и налоговые механизмы и их администрирование.

Программой подготовки предусмотрен анализ вопросов повышения эффективности работы налоговых и финансовых органов, форм и методов совершенствования организации служебной деятельности, внедрения современных технологий.

Программа магистратуры «Финансовое право, налоговое право и налогообложение» предназначена для сотрудников государственных и муниципальных органов, коммерческих компаний и некоммерческих учреждений, деятельность которых связана с налоговой или финансовой деятельностью и их сопровождением.

Магистерская программа разработана совместно с университетом Франции – Университетом Лазурного берега, что значительно расширяет диапазон профессиональной подготовки, есть возможность обучения во Франции и получения двух дипломов ведущих вузов России и Франции.

Компетенции и преимущества

  • решение реальных юридических дел
  • обсуждение коллизионных проблем правоприменения в финансовой и налоговой сферах
  • проведение имитационных юридических процессов, деловых и ролевых игр

К преподаванию дисциплин привлекаются юристы-практики и адвокаты, имеющие большой опыт работы в государственных структурах и в бизнес-корпорациях

Возможность прохождения практики и последующего трудоустройства в государственных и муниципальных органах, коммерческих организациях

Программа создана в сотрудничестве с ведущим университетом Франции – Университетом Лазурного берега и предусматривает возможность получения двух дипломов:

  • диплом магистратуры по направлению «Юриспруденция» (Высшая школа правоведения ИГСУ РАНХиГС)
  • диплом магистратуры по направлению «Юриспруденция» (Факультет права и политических наук Университет Лазурного берега Французской Республики)

Практические навыки выпускников:

  • Осуществление правового сопровождения проводимых государственными органами мероприятия по контролю и надзору в сфере финансов, налогов и налогообложения
  • Представление и защита прав и законных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции
  • Подготовка правовых заключений, разъяснений по вопросам налогового и финансового законодательства
  • Консультирование по правовым вопросам, связанным с текущей финансовой деятельностью организаций и применению законодательства о налогах и сборах
  • Анализ документации, выявление проблем, разработка рекомендаций для минимизации рисков в ходе налоговых проверок и процедур финансового контроля
  • Проведение экспертизы проектов международных договоров и иных международных документов по вопросам сотрудничества с уполномоченными органами иностранных государств в сферах налогообложения, налогового администрирования и обмена финансовой информацией
  • Разработка проектов нормативно-правовых актов в сфере налоговой деятельности, специальных налоговых режимов, налогообложения и финансового контроля.
  • Подготовка правовых и антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти и иными государственными органами Российской Федерации в области финансовой и налоговой деятельности.

Впрочем, даже если вы их заплатите или уже заплатили, — «покой нам только снится»… Но — не будем о грустном. А будем по существу. Итак:

  1. В юриспруденции налоговое право составляет отрасль нашего законодательства:
  2. Финансовое и налоговое право соотносятся между собою как:
  3. Виды налогов:

В юриспруденции налоговое право составляет отрасль нашего законодательства:


то есть налоговое право, находясь в системе финансового права, является, по сути, комплексом финансово-правовых норм, которые в своей совокупности регулируют наши общественные взаимоотношения. Таким образом, можно рассматривать налоговое право как отрасль, а точнее — подотрасль финансового права.

А если совсем уж по-простому — можно сказать, что право это регулирует процесс, скажем так, — «финансового общения» между гражданами (физическими лицами), коммерческими организациями и государством, что помогает правильно взимать налоги в виде денежных средств с первых и вторых и передавать эти средства государственной бюджетной системе, а также внебюджетным государственным муниципальным и целевым фондам.

Надо сказать, что относительно недавно в России была осуществлена так называемая кодификация (дата принятия — 16 июля 1998 года). В результате этого мероприятия появилась Первая часть НК РФ. И с этих пор рассматривается налоговое право в системе финансового права.

История возникновения налогового права как такового тесно связана с историей самого государства. Но мы не будем сейчас подробно в эту историческую тему углубляться — отметим лишь то, что в России в начале XX века были взяты за основу научные принципы налогообложения. То есть появились схемы и конструкции, ведущее место в которых было отдано виду так называемого прямого налогообложения.

Впрочем, до сих пор налоговые реформы, как мы знаем, у нас не прекращаются и нельзя сказать, что оптимальная налоговая система найдена окончательно… Правоотношения в этом вопросе регулирует налоговое законодательство.

Налоговое право, предприниматель

Наверное, нет в России ни одного предпринимателя-налогоплательщика, который не сталкивался бы, скажем так, — вплотную — с этой темой. И речь вовсе не идет о том, что абсолютно все наши предприниматели — люди нечестные и сознательно ищут пути уклонения от налогов. Вовсе нет.

Речь идет, скорее, о том, что постоянно меняющаяся система отчетности, а зачастую не вполне объективные требования со стороны работников налоговых служб, равно как и не вполне профессиональное отношение некоторых из них к своему делу и, как следствие, к предпринимателям, — приводят к постоянной лихорадке и напряженке в отношениях первых и вторых.
Не случайно, наверное, в кабинетах наших налоговых инспекций сотрудники меняются со скоростью мысли — ну, или чуть реже: практически ежегодно; а количество предпринимательских исков по налоговым делам в судах с годами не уменьшается, а только растет.

Но — давайте все же продолжим о теории. А она гласит, что

Финансовое и налоговое право соотносятся между собою как:

— совокупность юридических норм, которые устанавливаются и охраняются нашей государственной властью: они, напомним, регулируют возникающие в связи с этой темой наши общественно-финансовые отношения;

— и отрасль законодательства Российской Федерации. Отрасль эта регулирует отношения сторон в сфере налогов и налогообложения.

Правовой статус налоговых органов сегодня таков, что они являются единой централизованной системой, контролирующей соблюдение всех положений и норм налогового законодательства.

Каждый, кто решил заняться предпринимательством, должен изучить налоговый кодекс РФ. Ибо, как известно, — предупрежден — значит, — вооружен.

Состоит налоговый кодекс из двух частей и является своего рода библией для любого предпринимателя, а точнее, — для его бухгалтера. Если же говорить кратко — то часть Первая налогового кодекса определяет общие принципы налогообложения и уплаты сборов в РФ и начала действовать с 1 января 1999 года.

В частности, в ней определяются:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  • основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и налоговых агентов;
  • формы и методы налогового контроля;
  • и, наконец, — ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Часть Вторая этого документа, действующая с 1 января 2000 года, устанавливает сами принципы, по которым налоги и сборы исчисляются и уплачиваются. При этом информации по каждому налогу в отдельности посвящена отдельная глава.

И, в заключение этой небольшой информации, перечислим здесь без подробного пока пояснения существующие на сегодняшний день в России

Виды налогов:

налоговое право
  1. Налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. Акцизы;
  3. Налог на прибыль организаций;
  4. Налог на имущество организаций;
  5. Налог на доходы физических лиц;
  6. Налог на имущество физических лиц;
  7. Земельный налог;
  8. Налог на добычу полезных ископаемых;
  9. Водный налог;
  10. Транспортный налог;
  11. Налог на игорный бизнес;
  12. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  13. Государственная пошлина.
заплати налоги и спи спокойно

1. Наука налогового права является составной частью науки фи­нансового права. В то же время болылийством авторов отмеча­ется особая роль налогового права в свете продолжающихся в России экономических преобразований.
Наука налогового права - это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляю­щих ее предмет, и представляет собой определенную совокуп­ность структурированных и материально закрещенных знании, теоретических положений и выводов о содержании, роли, значе­нии, а также о развитии налогового права как составной части российского права.
Наука налогового права изучает:
нормы налогового права и их развитие;
пути совершенствования законодательства;
общественные отношения, складывающиеся в процессе функ­ционирования и развития налоговой системы России;
общественные отношения, формирующиеся в процессе уста­новления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав и законных интересов участ­ников налоговых правоотношений. Наука налогового права - это выстроенная в определенную сис­тему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые излагаются в научных стать­ях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву.

2Предметом науки налогового права являются общественные от­ношения, которые возникают в процессе налогообложения, в т. ч. в процессе функционирования и развития налоговой системы Рос­сии, установления, введения и взимания налогов и сборов, налого­вого контроля, а также защиты прав и законных интересов уча­стников налоговых правоотношений.
Наука налогового права исследует закономерности и тенден­ции развития налогового права как составной части россий­ского права (подотрасли финансового права).
В науке налогового права выделяют следующие составляющие
(части):
налогово-правовые категории;
нормы налогового права (причем как действующие, так и от­мененные);
принципы налогового права;
методы налогового права;
источники налогового права;
анализ правоприменительной и правотворческой (законода­тельной) практики;
история развития налогообложения в России и его норматив­но-правового регулирования;

вопросы унификации, например, налогового И гражданского, налогового и банковскою, налогового и бюджетного законода­тельства;
понятийный аппарат, раскрывающий специальную термино­логию, используемую в налоговом праве;
• научные практические рекомендации, направленные на совер­шенствование налогово-правовых норм, правоприменительной практики и используемых научных категорий.
3. Нормативную основу науки налогового права составляют акты законодательства РФ о налогах и сборах (налоговое законода­тельство), а также правоприменительная и судебная практика в этой сфере.
Теоретическую основу науки налогового права составляют фи­лософские, общесоциологические науки, положения теории государства, теории финансов и экономической теории.
Методологической основой науки налогового права выступают, в частности, следующие методы исследования:
• специально-юридический метод заключается в описании и анализе норм и правоотношений, их объяснении, толковании и классификации;
^ сравнительно-правовой метод основывается на сопоставлении правовых институтов, принадлежащих правовым системам раз­личных стран;
^ конкретно-социологический метод включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью налоговых органов, проведение социологических исследований;
исторический метод, который предполагает ретроспективное исследование, направленное на выявление правовых проблем, закономерностей эволюции тех или иных правовых институ­тов, органов, видов налогов;
метод живого познания предполагает личное участие исследо­

вателя в интересующих его правоотношениях. Кроме того, наука налогового права использует также систем­ный и статистический методы.
4. Наука налогового права, так же как и науки финансового права в целом, выполняет следующие функции:
общетеоретическую;
аналитическую;
критическую;
конструктивную;
воспитательную.

5. Наука налогового права развивается в рамках единой системы юридических наук и активно использует передовые научные достижения следующих наук:
теории права и государства;
банковского права;
административного права;
бюджетного права;
конституционного права;
гражданского права;
• предпринимательского права и др.
В свою очередь, налогово-правовые исследования способству­ют развитию наук:
финансового права;
конституционного права;
банковского права и др. Налоги и налогообложение являются дуалистическими, эконо­мико-правовыми явлениями, поэтому наука налогового права

тесно взаимодействует с экономической и финансовой наукой
и, в частности, с налоговедением.
Предметная область исследования налогового права и налого­
ведения пересекаются. Налоговедение - это наука о природе, принципах и правовой практике организации и функционирования системы налоговых отношений (налоговой системы страны)1.
Налоговое право также изучает налогообложение как сложный процесс установления, введения и уплаты налогов и сборов, а также налогового контроля, защиты прав и законных интере­сов субъектов налогообложения (защиты прав налогоплатель­щиков и бюджетных (имущественных) интересов государства), но под юридическим, а не экономическим углом зрения.

Читайте также: