Непредставление декларации о доходах подлежащих декларированию не освобождает от уплаты налога

Опубликовано: 10.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Способы представления налоговых деклараций

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации одной из обязанностей налогоплательщика является представление в установленном порядке налоговых деклараций.

Налоговая декларация является официальным письменным заявлением налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах, произведенных расходах, существующих источниках доходов, исчисленной сумме налога, налоговых льготах и других, связанных с исчислением и уплатой налога, данных. Налоговая декларация должна подаваться в налоговый орган в указанные законом сроки. Непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации влечет ответственность в установленном порядке.

Непредставление декларации вовремя является самостоятельным видом налогового правонарушения. Поэтому на применение ответственности не влияет, например, факт уплаты налогоплательщиком суммы налога. Не освобождает от ответственности за неподачу декларации и то, что подлежащая уплате сумма налога равна нулю в связи с отсутствием доходов. Данной позиции придерживается, в частности, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Так, этим судом было рассмотрено дело о взыскании с индивидуального предпринимателя налоговых санкций за несвоевременную подачу налоговых деклараций по налогу с продаж и НДС (Постановление от 26 ноября 2002 г. N А78-5403/02-С2-8/168-Ф02-3441/02-С1). ФАС ВСО установил, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что обязанность по представлению налоговой декларации в налоговый орган возникает лишь в случае получения доходов. ФАС ВСО также отметил, что согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ при непредставлении налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации при отсутствии в налоговых декларациях сумм подлежащих уплате налогов, следует применять минимальный размер налоговых санкций - 100 рублей за каждую не представленную вовремя декларацию. В отношении установленного законом минимального размера штрафа следует заметить, что он взыскивается только в тех случаях, когда размер суммы штрафа, исчисленный в процентном отношении к сумме подлежащего уплате налога в соответствии со статьей 119, составляет менее 100 рублей. Поэтому штраф в минимальном размере не может быть применен к тем налогоплательщикам, которые полностью уплатили налог, но не представили налоговую декларацию по этому налогу. На это особо обратил внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 20 августа 2002 г. N 2209/02.

Остановимся подробней на статье 119 НК РФ, так как именно она устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации. Согласно пункту 1 данной статьи, в случае если с момента окончания срока подачи декларации прошло не более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5% от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц, начиная с 1-го дня просрочки, но не более 30% и не менее 100 рублей. Если же после окончания срока подачи декларации прошло более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 30% от подлежащей уплате суммы налога плюс 10% от той же суммы за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня (п. 2 ст.119 НК РФ). Одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 является неправомерным. Данный вывод подтверждает письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 года N ШС-6-14/734.

Отметим, что статья 119 НК РФ применяется только в отношении налоговых деклараций. В частности, она не предусматривает ответственность за нарушение срока представления расчетных ведомостей в отделения Фонда социального страхования. О неправомерном привлечении к ответственности по статье 119 НК РФ за несвоевременное представление расчетов в ФСС неоднократно было указано в постановлениях федеральных арбитражных судов округов (например, в Постановлениях ФАС МО N КА-А40/5360-02 от 14.08.2002 г., N КА-А40/5133-02 от 29 июля 2002 г., N КА-А40/5451-02 от 12 августа 2002 г.).

Неправомерным является и такое действие налогового органа, как привлечение к ответственности по статье 119 за представление декларации, в которой не отражены сведения о сумме налога. Подобный случай был рассмотрен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа (Постановление от 10 января 2002 г. N Ф04/72-1423/А45-2001). Согласно приведенным в Постановлении данным налогоплательщик представил в установленные законодательством о налогах и сборах сроки декларации по налогу с продаж за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 года и 2000 год, согласно которым у предприятия отсутствовали суммы налога, подлежащие взносу в бюджет. Позже налогоплательщик представил дополнительные налоговые декларации по налогу с продаж за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 года и 2000 год, на основании которых предприятие должно уплатить налог в размере 32211 рублей. Налоговая инспекция расценила действия налогоплательщика как непредставление деклараций и вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. ФАС ЗСО указал в решении, что налогоплательщик привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно.

Отмена решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за несвоевременную подачу налоговой декларации может быть произведена судом не только на основании неправильного применения норм материального права, но и в результате нарушения порядка привлечения налогоплательщика к ответственности. Согласно статье 101 НК РФ производство по делу о налоговом правонарушении должно осуществляться при соблюдении определенных требований. Так, по акту налоговой проверки налогоплательщик имеет право представить письменные объяснения или возражения, в этом случае материалы проверки должны рассматриваться в присутствии представителя налогоплательщика. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган должен известить налогоплательщика заблаговременно. И только в случае если налогоплательщик несмотря на извещение не явился, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. Нарушение данных требований может служить основанием для отмены решения налогового органа судом. Подтверждением сказанного служит Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2002 г. N А26-1891/02-02-02/95. В Постановлении рассмотрена ситуация, когда налоговая инспекция не известила налогоплательщика по надлежащему адресу о ведении производства о налоговом правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В результате налогоплательщик не имел возможности представить письменные объяснения или возражения. Суд признал, что инспекцией был нарушен порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, и посчитал необходимым отменить ее решение.

Нередко, рассматривая дело о применении ответственности за непредставление налоговой декларации, суд принимает во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность. Согласно статье 112 НК РФ такими обстоятельствами признаются: тяжелые личные или семейные обстоятельства, угроза или принуждение в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Например, из Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2002 г. N Ф09-425/02АК следует, что суд может признать смягчающими ответственность обстоятельствами такие, как незначительность просрочки или совершение правонарушения впервые. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с установленным Налоговым кодексом размером.

Хотелось бы также обратить внимание налогоплательщиков на существование срока давности взыскания налоговых санкций. Согласно статье 115 НК РФ такой срок составляет 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Как правило, факт несвоевременного представления налогоплательщиком декларации обнаруживается налоговой инспекцией в результате камеральной проверки. В этом случае составление акта законом не предусмотрено, поэтому срок давности исчисляется с той даты, когда налоговый орган получил декларацию. При подаче налоговым органом иска по истечении 6 месяцев с момента получения декларации срок давности взыскания санкции считается пропущенным. В результате суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания штрафа (например, Постановление ФАС Уральского округа от 6 сентября 2001 г. N Ф09-1777/01-АК).

В заключение необходимо подчеркнуть, что российское право не является прецедентным. Решения судов, вынесенные по конкретным делам, не являются источниками права, и поэтому они не обязательны для других судов при рассмотрении аналогичных дел. Тем не менее, решения федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ имеют исключительно большое значение, так как нижестоящие суды нередко ими руководствуются в целях единообразного применения правовых норм.

Наталья Селиванова,
юрист компании "Гарант"


Наталья Селиванова, юрист компании "Гарант"

Сдача налоговой отчётности по итогам осуществления хозяйственно-экономической деятельности за истекший период является одной из основных обязанностей всех без исключения налогоплательщиков. По каждому фискальному обязательству кроме специально утверждённых бланков отчётов установлены также и свои сроки их подачи. Если организация или индивидуальный предприниматель их нарушат, и не отправят документы в ФНС вовремя, они будут вынуждены уплатить штраф.



Таким образом, под штрафом за несвоевременное предоставление отчетности в налоговую понимают финансовую неустойку, которая выплачивается субъектом хозяйствования в бюджет вследствие несоблюдения ним норм действующего фискального законодательства.

Общие требования к подготовке и подаче налоговой документации

Согласно ст. 80 НК России, налоговой декларацией называют заявление субъекта хозяйствования, в котором фиксируются данные об объектах налогообложения, учтенных доходах в разрезе источников их формирования, понесённых расходах, фискальных льготах, рассчитанных налоговых платежах, а также иная релевантная информация, которая является основанием для начисления определённого вида налога и уплаты его в бюджет.

Фискальные документы готовятся и подаются предприятиями и ИП отдельно по каждому налогу, обязательному для этих субъектов, если другое не предусмотрено действующим законом. Так, например, согласно положениям ст. 80 НК РФ, субъект хозяйствования не должен предоставлять в ФНС декларации (расчёты) по тем видам фискальных обязательств, от выплаты которых он освобождён в связи с применением к нему специального режима налогообложения в части хозяйственной деятельности, проведение которой подразумевает использование налоговых льгот, или активов, задействованных при осуществлении такой деятельности.

Документация составляется в бумажном формате либо в электронном виде с последующей её передачей по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет плательщика или с применением ЭЦП через ОЭД.



В обязательном порядке декларация направляется вместе с документами, прилагаемыми к ней с целью выполнения требований НК России. Их можно предоставлять в электронном виде.

По ОЭД отчетность подают такие категории налогоплательщиков:

  • субъекты хозяйствования со среднесписочной численностью персонала за предыдущий календарный год 100 и более человек;
  • вновь зарегистрированные компании (в том числе путём реорганизации) со штатом сотрудников 100 и более человек;
  • иные субъекты, которые являются плательщиками налогов, сдача декларации по которым предусмотрена исключительно в электронном виде (например, отчеты по НДС).
Компаниям, которым необходимо подать декларацию электронно, легче всего это сделать через обслуживающую бухгалтерскую компанию.

Граждане, которые сами рассчитывают и перечисляют в госбюджет налоги на доходы (ИП на общей системе налогообложения, адвокаты, нотариусы и пр.), физлица, которые получили требующий налогообложения доход (от продажи недвижимости и транспорта, сдачи в аренду жилья и автомобиля, выигрыши в казино или лотерею и т.п.), а также налоговые резиденты, заработавшие доходы за пределами Российской Федерации, по результатам календарного года обязаны готовить и направлять в НИ по месту регистрации декларацию 3-НДФЛ.

Согласно ст. 23 НК РФ, налогоплательщики должны в установленном действующим законом порядке предоставлять в ФНС по месту постановки на учёт декларации (расчёты) в случаях, если это установлено действующим законодательством.

Обязательства налогоплательщиков по составлению и предоставлению отчетности и расчётов по актуальным налогам и сборам предусмотрены ч.II НК России в разрезе каждого из них, а неподача декларации в срок является правонарушением, которое влечет за собой наложение финансовых санкций.



Сроки подачи отчётов по преимущественному большинству фискальных обязательств урегулированы НК РФ. Так, годовая декларация по прибыли предоставляется субъектами хозяйствования не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.

Что касается отчета 3-НДФЛ, отчитаться о полученных за 2019 г. доходах по общему правилу необходимо было до 30 апреля 2020 г. Указанный срок не распространяется на случаи подачи документа с целью получения налогового вычета.

Отметим, что администрирование местных и региональных налогов и обязательных платежей, как и регулирование сроков подачи обязательной отчётности по ним, относится к компетенции властей субъекта либо муниципального образования. Соответственно, данные индивидуальные правила будут действовать исключительно на территории конкретного региона (к примеру, земельные и транспортные сборы и т.п.).

Размер штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации

Подача декларации с нарушением сроков входит в категорию несоблюдения порядка сдачи обязательной отчётности. Величина штрафных санкций для всех компаний и предпринимателей в этих случаях регулируется едиными положениями и рассчитывается по одному и тому же алгоритму.

Так, согласно п.1 ст. 119, несвоевременная отправка налоговых отчетов влечёт за собой наложение штрафа в размере 5 % от величины налога, указанного в отчете как сумма к уплате в бюджет, за каждый полный и не полный месяц. При этом размер граничной суммы финансовой ответственности не должен превышать 30 % от суммы неуплаченного в срок платежа. Нижняя граница санкций составляет 1000 руб.

Отсутствие начислений в отчетном периоде не освобождает налогоплательщика от финансовой ответственности – в таком случае ему придётся заплатить минимальную сумму штрафа за неподачу декларации в 1000 руб.

В эту же категорию также относят и нарушение способа подачи отчетности. В данном случае речь идёт о крупнейших налогоплательщиках и компаниях со среднесписочной численностью сотрудников 100 и более человек, которые обязаны подавать отчёты в электронном виде.



Налогоплательщик не освобождается от уплаты штрафа за декларацию даже если:

  • налог был уплачен в госбюджет своевременно и в полном объеме;
  • расчётная сумма фискального обязательства к выплате отсутствует.

Для указанных выше случаев законом предусмотрено удержание минимального размера финансовых санкций – 1 000 руб. (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п.18).

По такому же принципу рассчитывается финансовая ответственность и за несвоевременно предоставленный расчёт по страховым взносам. В этом случае сумма штрафа также составляет 5 % от объема неоплаченных вовремя платежей, рассчитанных к уплате за последние три месяца. Границы штрафа – аналогичные: минимум 1 000 руб., максимум 30 % от расчетной суммы.

Кроме налогового законодательства ответственность за нарушение сроков подачи деклараций регулируется и КоАП. Так, согласно ст.15.5, данный проступок карается предупреждением или штрафом в сумме 300-500 руб.

Правильно рассчитать сумму штрафа можно с помощью онлайн-калькуляторов, которые размещены на специализированных ресурсах. Они дают возможность выбрать вид документа, указать дату фактической его отправки и объем рассчитанного налога, после чего произвести расчёт штрафных санкций к уплате в бюджет.

Чтобы отчетность сдавалась вовремя проще всего отдать бухгалтерию на аутсорсинг. В таких компаниях отвтетственность застрахована и штрафы больше не будут вашей заботой.

Штрафные санкции за непредоставление нулевого отчета

Как говорилось ранее, размер финансовой ответственности за непредоставление налоговой декларации рассчитывается как процент от суммы налогового платежа, начисленного к уплате в бюджет. При этом штрафной платёж не может составлять меньше 1000 руб. Так как субъект хозяйствования должен всегда отчитаться перед инспекцией, неподача даже нулевого отчета тоже является правонарушением и карается уплатой неустойки. В данной ситуации – это 1000 руб.

Ответственность за неподачу промежуточной отчётности

Согласно действующему законодательству, ряд налогов подразумевает предоставление налогоплательщиками отчетов не только по результатам налогового периода, но и по итогам каждого отчётного — обязательных промежуточных данных. Прежде всего речь идёт о налоге на прибыль (п.1 ст. 289 НК РФ), отчитываться по которому следует ежеквартально или ежемесячно.



При этом, согласно Пленуму ВАС РФ (п. 17 Постановления от 30.07.2013 N 57), несоблюдение сроков подачи промежуточных отчетов должно наказываться не по п.1 ст. 119 (5 % от суммы не перечисленного в бюджет платежа, min 1000 руб., max 30%), а по п.1 ст. 126 НК России, то есть неустойкой в 200 руб., потому что такое нарушение расценивается как непредоставление документов и сведений, предусмотренных НК РФ для осуществления налогового контроля и проверки обоснованности величины налогооблагаемой базы.

Санкции за несвоевременную подачу или непредоставление 3-НДФЛ

В основном расчёт и удержание налогов с доходов физлиц осуществляют налоговые агенты – работодатели, финансовые и страховые компании, банки и т.д. Что касается доходов, полученных без их участия, ответственность по их декларированию возлагается на самих физических лиц.

По общему правилу к таким доходам относят поступления от продажи недвижимости и транспорта до истечения периода минимального владения указанным имуществом (3 года для автомобилей, 5 лет — для недвижимости), доходы от сдачи в аренду недвижимости и транспортных средств, выигрыши в лотерею и казино, доходы, полученные за пределами Российской Федерации, доход от осуществления профессиональной деятельности нотариусов, адвокатов, полученные от неблизких родственников подарки и т.д.

Требования к составлению отчета 3-НДФЛ урегулированы НК России. Налоговый регистр следует подавать в ФНС до 30 апреля года, следующего за отчётным. В этот же срок подается и «нулевая» отчетность предпринимателей. Если по расчетным данным налог к уплате в бюджет не начислен, несвоевременная отправка или неподача документа грозит нарушителю выплатой штрафа за несдачу 3-НДФЛ в 1 000 руб.

В случае, если не была подана документация, согласно которой у физлица возникли обязательства перед бюджетом, такой нарушитель должен будет уплатить неустойку в размере 5 % от рассчитанной в документе суммы за каждый месяц просрочки (полный и неполный), но не более 30% совокупно.

При этом, если вместе с непредоставлением отчетности налог также не был оплачен в срок до 15 июля, физлицу грозит штраф в объеме 20 % от суммы фискального платежа. Это наказание применяется только в случае, если ФНС сама установила неуплату. Если до получения уведомления от инспекции лицо самостоятельно внесло обязательный платеж, основания для взыскания этой неустойки будут исчерпаны.

До 30 апреля 2010 года отдельные категории налогоплательщиков обязаны представить в налоговые органы декларацию по налогу на доходы физических лиц - форму N 3-НДФЛ.

Новая форма декларации, утвержденная приказом Минфина России от 29.12.2009 N 145н, опубликована 5 февраля 2010 года в "Российской газете". Она не претерпела серьезных изменений, но немного увеличился ее объем.

Громоздкость формы декларации не должна пугать налогоплательщика, поскольку обязательными к заполнению являются только титульный лист и раздел 6 декларации. Все остальные листы декларации заполняются по необходимости - в зависимости от цели подачи декларации.

Кто же обязан представить декларацию в срок до 30 апреля 2010 года?

Во-первых, это две категории налогоплательщиков:

- лица, занимающиеся частной практикой в установленном законодательством порядке, например, нотариусы, адвокаты.

Во-вторых, это физические лица, получившие в 2009 году доходы, с которых не был удержан налог. К таким доходам относятся:

- суммы вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, в т.ч. по договорам найма или аренды любого имущества;

- суммы, полученные от продажи имущества и имущественных прав;

- доходы, полученные физическими лицами - налоговыми резидентами от источников, находящихся за пределами Российской Федерации;

- выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);

- доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

- доходы в денежной и натуральной формах, полученные в порядке дарения от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ).

Особо стоит остановиться на лицах, продавших свое имущество в 2009 году. В прошлые декларационные кампании граждане, продавшие свое имущество - квартиры, комнаты, земельные участки, автомобили и др., обязаны были представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию, в которой указать сумму полученного дохода и заявить имущественный налоговый вычет. Причем эта обязанность не зависела от срока, в течение которого имущество находилось в собственности налогоплательщика. И это вызывало недоразумения у налого плательщиков, реализовавших имущество, находившееся в собственности три и более лет. Ведь размер имущественного вычета в этих случаях равняется сумме полученного дохода. А это значило, что у налогоплательщика не возникало обязанности по уплате налога. Вместе с тем налоговые органы проводили грандиозную работу по привлечению таких налогоплательщиков к подаче декларации, затрачивая на это немалые бюджетные средства. При этом в лучшем случае, что они могли получить, это штраф в размере 100 руб. за непредставление декларации. Налогоплательщики, в свою очередь, тратили массу времени на поездки в налоговые органы или денежные средства на отправление декларации по почте.

И вот произошло долгожданное чудо, решающее эту проблему! Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ внесен ряд изменений в главу 23 НК РФ. В частности, в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ, включены доходы, получаемые физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков, долей в указанном имуществе или продажи иного имущества (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Определяющим условием для таких доходов является то, что они получены от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Данное исключение не распространяется на доходы от продажи ценных бумаг и имущества, непосредственно используемого индивидуальными предпринимателями в предпринимательской деятельности. Одновременно ссылка на новую норму появилась в ст. 229 НК РФ, в которой и перечислены доходы, при получении которых налогоплательщик обязан их задекларировать. Теперь при получении доходов от продажи имущества обязанность по декларированию не распространяется на случаи, когда такие доходы не подлежат налогообложению (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Кроме того, следствием освобождения таких доходов от налогообложения явилось исключение упоминания об имущественном налоговом вычете в подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Но самое главное, что произошедшие изменения распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года (п. 4 ст. 5 Федерального закона N 368-ФЗ).

А это значит, что в случае продажи в 2009 году имущества - квартиры, автомобиля и др., находившегося в собственности налогоплательщика три и более лет, налогоплательщик теперь не обязан декларировать полученный доход. Вместе с тем отдельные налоговые органы по-прежнему настаивают на представлении декларации - на всякий случай. Такие сомнения налоговых органов вряд ли исчезнут с появлением новой формы декларации и инструкции по ее заполнению. Ведь в новой форме декларации в подпунктах 1.5.2 и 2.3.2 листа Ж1 по-прежнему предусмотрено отражение суммы имущественного налогового вычета по доходам от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика 3 года и более. Загадка?!

Если же срок собственности имущества на момент его продажи составлял менее трех лет, то налогоплательщик обязан задекларировать в установленном порядке полученный доход и заявить имущественный налоговый вычет, предельная сумма которого ограничена:

- при продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе - 1 000 000 руб. (независимо от количества продаваемых объектов);

- при продаже иного имущества - 125 000 рублей по каждому объекту продажи.

Налогоплательщики, сохранившие документы, подтверждающие стоимость приобретения имущества, могут вместо имущественного налогового вычета уменьшить полученный доход от продажи на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Физические лица, имеющие право на получение социального и (или) имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилья, вправе представить налоговую декларацию в любое удобное время - как в пределах срока декларационной кампании, так и за ее пределами. При этом с 2010 года из перечня необходимых документов исключено письменное заявление налого плательщика.

И еще одно важное новшество для лиц, работающих в нескольких местах и претендующих на получение налоговых вычетов. Теперь можно не указывать в налоговой декларации доходы, освобождаемые от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ.

471-основа.jpg

Налог на доход физических лиц (НДФЛ) уплачивает каждый работающий гражданин РФ. И в большинстве случаев это происходит автоматически — НДФЛ удерживается с зарплаты. Кстати, в налоговом бюджете на НДФЛ приходится более 30%. Однако есть определенные ситуации, в которых физлица сами исчисляют и уплачивают этот налог. Такое бывает, например, когда у человека появляются деньги от сдачи в аренду имущества или продажи недвижимости, которая находилась в собственности менее определенного срока. Или, случается, что какой-либо счастливчик выигрывает приз в лотерею либо получает в дар имущество от дальних родственников, а также из-за границы. В таких ситуациях физлица представляют в налоговую инспекцию декларацию 3-НДФЛ по месту регистрации и уплачивают налог с полученного дохода.

Кроме того, декларируют доход по форме 3-НДФЛ и платят налог индивидуальные предприниматели (ИП) на общей системе налогообложения (ОСНО), а именно:

— ИП ведут деятельность на ОСНО в течение всего года;

— совмещали в 2020-м ЕНВД и ОСНО;

— работают на каком-либо спецрежиме некоторый отрезок времени и в этом же году переходят на ОСНО;

— находятся на ОСНО, но никакую деятельность не ведут — обязаны представить нулевую декларацию.

И также уплачивают налог на доход физических лиц нотариусы, адвокаты и резиденты, получающие денежные выплаты из-за рубежа Они представляют все ту же форму 3-НДФЛ.

Все вышеперечисленные категории обязаны уплачивать НДФЛ самостоятельно и отчитываться по нему перед Федеральной налоговой службой. Но вместе с тем есть налогоплательщики, которые подают форму 3-НДФЛ добровольно с целью вернуть часть уплаченного налога на доходы физических лиц. В этом случае физлица при заполнении декларации заявляют имущественные, социальные или стандартные вычеты в связи с покупкой жилья, расходами на обучение или лечение.

Когда необходимо подавать отчетность 3-НДФЛ и уплачивать налог

Физлица, с чьих доходов НДФЛ не удержан налоговыми агентами, иностранцы, работающие в России по патенту, а также ИП на ОСНО, нотариусы, адвокаты и другие частнопрактикующие лица обязаны подать в ИФНС налоговую декларацию 3-НДФЛ не позднее 30 апреля и уплатить налог до 15 июля включительно. В том случае, если крайняя дата выпадает на выходной или праздничный дни, обязанность по уплате переносится на ближайший рабочий день. В 2021 году 15 июля приходится на пятницу. Совершенно отдельное правило распространяется на индивидуальных предпринимателей и частнопрактикующих лиц, прекративших свой бизнес. Эти представители должны подать декларацию в ИФНС в течение пяти дней с момента окончания деятельности.

Для граждан, намеренных получить имущественный, социальный или другой вычет, жесткий срок подачи декларации за 2020-й не установлен. Это можно сделать в течение всего следующего года и даже позднее.

Что будет, если декларация 3-НДФЛ представлена с опозданием

Налогоплательщик, не успевший вовремя подать в ИФНС декларацию, может быть оштрафован. Размер штрафа составляет 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки (как полный, так и неполный). Он может достигать максимум 30% от суммы налога и минимум 1 000 рублей. Минимальный штраф может получить, например ИП, не представивший нулевую декларацию, которую он обязан заполнять даже при отсутствии деятельности. Но размер штрафных санкций увеличивается вдвое, если плательщик нарушает срок подачи декларации повторно. В этом случае он уплачивает 10% от исчисленной суммы НДФЛ за каждый месяц, но не более 60% при том, что минимальный штраф составляет 2 000 рублей. Все зависит от ситуации. Есть и более жесткие санкции. Например, не поданная в ИФНС форма 3-НДФЛ при продаже имущества может повлечь за собой вызов получателя дохода на комиссию по легализации налоговой базы. Об этом говорится в письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490. И даже предусмотрена уголовная ответственность. Она наступает по статье 198 УК за отказ от декларирования по форме 3-НДФЛ и уплаты налога в крупном и особо крупном размере.

Однако нормами НК РФ предусмотрены и смягчающие обстоятельства, которые уменьшают денежное взыскание с правонарушителя:

— декларация не подана в срок впервые;

— отправлению формы помешали какие-либо материальные, технические, личные или служебные проблемы;

— инвалидность налогоплательщика;

— признание вины;

— немедленное заполнение формы 3-НДФЛ и представление в налоговую инспекцию.

В этом случае налогоплательщик вправе подать в ИФНС заявление, в котором он оправдывает несвоевременную сдачу отчетности и документы, подтверждающие смягчающие обстоятельства.

Подавать 3-НДФЛ в 2021 году нужно по новой форме

Форма 3-НДФЛ обновлена в соответствии с Приказом ФНС России от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615. Он вступает в силу 1 января 2021 года, а значит, с этой даты используется новая форма. С документом и образцом нового бланка можно ознакомиться здесь. Его структура по сути не отличается от прежней. Но, тем не менее, в ней есть важные изменения. Появилось Приложение к Разделу 1 «Заявление о зачете (возврате) излишне уплаченного НДФЛ». Это очень удобное нововведение — все сведения в одной декларации. Отдельно заявление заполнять не нужно. Изменился сам Раздел 1. Он стал включать два подраздела. Один из них предназначен для декларирования налога для уплаты или возврата в соответствии с нормами пункта 7 статьи 227 НК РФ, другой посвящен налогу по остальным основаниям.

Кроме того, в декларации 3-НДФЛ появилась еще одна страница «Расчет авансовых платежей, уплачиваемых по п. 7 ст. 227 НК РФ». Ее надлежит заполнять индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам и другим частнопрактикующим лицам. Они должны здесь указывать доходы, учитываемые вычеты, налоговую базу для авансов и рассчитанные суммы авансовых платежей. А также обновлены штрих-коды страниц декларации. Подать форму 3-НДФЛ нужно в налоговую инспекцию по месту регистрации. И сделать это можно как на бумаге, так и в электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС, а также «Госуслуги».

Изменения по вычетам в следующем году

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 расширены перечни медицинских услуг, оплата которых может быть включена в социальный налоговый вычет. В частности, дополнен список дорогостоящих услуг по ортопедическому лечению пациентов с врожденными или приобретенными дефектами зубов, по лечению бесплодия и другому. Кроме того, вычет теперь можно будет заявить и на стоимость медицинской эвакуации.

Изменения пока не коснулись имущественного вычета. В 2021 году его также можно будет заявить при покупке жилья в размере 2 000 000 рублей, при выплате процентов по ипотеке — 3 000 000 рублей. Останется прежним и лимит инвестиционного вычета — 400 000 рублей.

Процедуру получения вычетов по НДФЛ хотят упростить

Механизм получения налогового вычета в 2021 году обязывает подавать в налоговую инспекцию декларацию вместе с подтверждающими документами. Декларация, как мы уже сказали, обновлена: заявление — не отдельный документ, а часть формы 3-НДФЛ. Но, тем не менее, подготовлен законопроект, упрощающий и ускоряющий процедуру. В нем рассматривается подача заявления на вычет по НДФЛ через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы без всякой декларации. На проверку оснований на вычет законопроект отводит тридцать дней вместо сегодня действующих трех месяцев. ИФНС оставляет за собой право продлить этот срок в случае нарушений. В течение 3-х рабочих дней по окончании проверки выносится решение, а поручение на возврат денег передается казначейству в течение 10 рабочих дней. И еще пять отводится на перечисление денег заявителю. Таким образом, с момента подачи заявления проходит приблизительно два месяца.

Предполагается, что налоговые органы будут обладать всей информацией о доходах и удержанном у заявителя налоге. Эти сведения представит им работодатель в форме 6-НДФЛ и справке о доходах. Вычеты на покупку жилья, погашение ипотечных процентов, а также инвестиционный вычет налоговая инспекция исчислит, руководствуясь данными, полученными от налоговых агентов и банков. Суммы вычетов на лечение и обучение определяться на основании кассовых чеков. При этом заявление на налоговый вычет можно будет подавать за три года.

Читайте также: