Если государство увеличило госрасходы и налоги на 500 ден ед то объем национального производства

Опубликовано: 15.05.2024

В этом разделе вы найдете подробно решенные задачи, касающиеся вычисления основных показателей национальной системы счетов: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД), чистый внутренний продукт (ЧВП), чистый национальный доход (ЧНД), валовой национальный располагаемый доход, валовое национальное сбережение и т.д.

Макроэкономические показатели: задачи с решениями

Задача 1. Для достижения потенциального ВВП, равного 4200 млрд. р. правительство в текущем году увеличило государственные закупки на 100 млрд.р., а трансферты на 40 млрд. р. Предельная склонность к сбережению составляет 0,25. Определить фактический ВВП прошлого года.

Задача 2. Увеличение чистого национального продукта на 10 млрд. долл. произошло в результате первоначальных автономных инвестиций некой величины. Если МРS равна 0,2, то каков был размер этих первоначальных инвестиций?

Задача 3. ВНП составляет 5000 долларов, потребительские расходы – 3200 долл., государственные расходы – 900 долл., а чистый экспорт – 80 долл.
Рассчитайте:
А) величину инвестиций;
Б) объем импорта при условии, что экспорт равен 350 долл.;
В) ЧНП при условии, что сумма амортизации составляет 150 долл.

Задача 4. Экономика описана следующими данными. Потребление составляет 350; плановые инвестиции равны 100; государственные расходы составляют 150. Инвестиции возросли на 10, и новое равновесное значение дохода составило 640. Рассчитайте предельную склонность к потреблению (МРС).

Задача 5. В условной экономической системе естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический — 10%. Коэффициент Оукена равен 2,5. Найти фактический и потенциальный ВВП.

Задача 6. По данным, представленным в табл. 1.2, рассчитайте: а) объем ВНП по потоку расходов; б) объем ВНП по потоку доходов; в) величину ЧНП; г) величину НД.

Задача 7. Известны следующие данные о поступлениях денежных средств в бюджеты различных субъектов национальной экономики и их расходах (млрд. руб.):
Домохозяйства
заработная плата - 1600;
трансфертные платежи - 300;
прямые налоги - 200;
расходы на потребление - 1200
Фирмы
Амортизация - 400;
Нераспределенная прибыль - 100;
Прямые налоги - 200;
Государство
Государственные расходы - 600.
Определите:
а) сбережения населения;
б) национальный доход страны.

Задача 8. Предположим, в экономике производится только три вида товаров. Цены и объемы их производства представлены в таблице. Если 2004 г. является базовым, то дефлятор ВВП в 2005г. равен…? (дать расчет).

Задача 9. Имеются следующие данные по экономике страны за 2014 год:
Налоги на прибыль корпораций 1,4
Амортизация 7,9
Косвенные налоги на бизнес 7,0
Государственные закупки товаров и услуг 8,5
Личные подоходные налоги 2,6
Нераспределенная прибыль корпораций 2,8
Личные потребительские расходы 77,2
Чистый экспорт 1,1
Взносы на социальное страхование 0,2
Трансфертные платежи 4,0
Валовые внутренние инвестиции 16,2
1) Рассчитать показатели ВВП и личного располагаемого дохода
2) Рассчитать личные сбережения.

Задача 10. Согласно полученному варианту на основе имеющихся данных заполните пустые ячейки. Каждое решение должно быть полностью приведено (последовательность нахождения недостающих параметров). ВВП необходимо найти двумя способами. В случае если для нахождения нужного показателя не хватает данных, приведите обоснование (каких на хватает). Если получается отрицательное значение, обоснуйте возможность такового.

Задача 11. Номинальный ВВП страны N за 2006 год составил 3500 млрд. ден. ед., дефлятор ВВП - 1,25; темп экономического роста составил 110%. Определите реальный ВВП страны за 2005 год.

Задача 12. ВВП некоторого государства в текущих ценах составил в 2000 году 725,3 млрд., в 2001 году – 987,8 млрд. В том же 2001 году дефлятор ВВП равен 176,3% ( в % к предыдущему году). Можно ли утверждать, что в 2001 году наблюдался экономический рост?

Задача 13. Используя данные, приведенные ниже, рассчитайте величину следующих показателей: ВВП (методами «по доходам» и «по расходам»), ВНД, ЧВП, ЧНД, личный доход, личный располагаемый доход и личные сбережения.

Задача 14. Между предприятиями-изготовителями установились следующие хозяйственные связи: I предприятие продало свою продукцию II предприятию на сумму 10 млн. руб., а остальную продукцию реализовало на рынке за 20 млн. руб. II и III предприятия поставили IV продукцию соответственно на 50 и 100 млн. руб. IV предприятие поставило V предприятию продукцию на 400 млн.руб. V предприятие реализовав свою продукцию на рынке, получило 700 млн. руб. Рассчитать величину конечного и промежуточного продукта, а также размер ВВП, созданного этими предприятиями.

Задача 15. Допустим, что номинальный ВНП увеличился с 480 млрд руб. до 600 млрд руб., а дефлятор ВНП — со 120% до 150%. Как изменилась величина ВНП?

Задача 16. Предположим, национальное производство включает два товара: «X» и «У», где «Х» — потребительский товар, «У» — инвестиционный. В текущем году было произведено 200 единиц товара «X» по цене 200 руб. за единицу и 10 единиц товара «У» по цене 400 руб. за единицу. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.
Рассчитайте:
а) ВНП;
б) ЧНП;
в) объем потребления и объем валовых инвестиций;
г) объем чистых инвестиций.

Задача 17. На основе следующих данных определите ВНП и ЧНП страны.
Национальный доход, созданный в стране за год, составляет 2150 ден. ед.
Государство собрало 350 ден. ед. косвенных налогов на бизнес.
Амортизационные отчисления составляют 200 ден. ед.

Тема 2. Государственное регулирование экономики

Практическая работа 2

Целью данного практикума является усвоение передаточного механизма денежно-кредитной и фискальной политики, определение влияния политики государства на экономику.

Задачами практикума являются:

Оглавление

Задачи на взаимосвязь бюджетной политики и ВНП

Задача 1

Постановка задачи: В стране создан ВНП в размере 1500 у. е. Потенциальный ВНП равен 1800 у. е. Насколько надо увеличить государственные расходы, чтобы достичь потенциального объёма национального производства, если предельная склонность к потреблению равна 0,75?

Технология решения задачи: Чтобы достичь потенциального уровня, ВНП должен вырасти на 300 у. е., при этом надо увеличить государственные расходы на . Бюджетный мультипликатор определяется по формуле . Подставив значения, получим . Следовательно, государственные расходы должны увеличиться на 300: 4 = 75 у. е.

Ответ: на 75 у. е.

Задача 2

Постановка задачи: ЧНП при полной занятости составляет 8000 у. е. В текущем году создан ЧНП в размере 10 000 у. е. Бюджет сбалансирован на уровне 2000 у. е., предельная склонность к сбережению равна 0,2. Какую фискальную политику должно проводить государство и с помощью каких изменений можно достичь ЧНП потенциального?

Технология решения задачи: Поскольку фактический ЧНП больше потенциального ЧНП, экономика находится на стадии бума и необходимо сдержать ее развитие, значит, должна проводиться рестрикционная экономическая политика. При этом можно уменьшить расходы государства или повысить налоги. Используя налоговый мультипликатор , определяем, на сколько надо увеличить налоги (10 000 – 8000): 4 = 500 у. е. Чтобы узнать, на сколько должны уменьшиться государственные налоги, надо сначала подсчитать бюджетный мультипликатор:

. Теперь определяется уменьшение государственных расходов: у. е.

Ответ: рестрикционная политика за счет уменьшения государственных расходов на 400 у. е. или увеличения налогов на 500 у. е.

Задача 3

Постановка задачи: В базовом году в экономике государственные расходы были равны 1000 ден. ед. В текущем году государство объявило о повышении их до 1100 ден. ед. Предельная склонность к потреблению равна 0,75. Каким будет ВНП, если в базовом году он составил 8000 ден. ед.

Технология решения задачи: Так как государственные расходы увеличились на 100 ден. ед., то ВНП тоже увеличится:

, следовательно, ВНП в текущем году составит 8400 ден. ед.

Ответ: 8400 ден. ед.

Задача 4

Постановка задачи: В базовом году в экономике государственные расходы были равны 700 ден. ед. В текущем году государство объявило о повышении их до 900 ден. ед. за счет такого же повышения налогов. Предельная склонность к потреблению равна 0,75. Каким будет ВНП, если в базовом году он составил 6000 ден. ед.?

Технология решения задачи: Поскольку государственные расходы растут на такую же величину, что и налоги, будет действовать мультипликатор сбалансированного бюджета, который равен 1, т. е. изменения государственных расходов приведут к такому же росту ВНП. Поскольку государственные расходы выросли на 200 ден. ед., то и ВНП вырастет на 200 и составит 6200 ден. ед.

Ответ: ВНП = 6200 ден. ед.

Задача 5

Постановка задачи: В базовом году в экономике государственные расходы были равны 1200 ден. ед. В текущем году государство объявило о понижении их на 200 ден. ед. Предельная склонность к потреблению равна 0,75. Определите ВНП текущего года, если в базовом году он составил 5000 ден. ед. и в стране используется пропорциональное налогообложение при ставке 40 %.

Технология решения задачи: Снижение государственных расходов приведет к снижению ВНП с мультипликативным эффектом. Рассчитаем мультипликатор государственных расходов в условиях пропорционального налогообложения:

, следовательно, ден. ед.

ВНП = 5000 – 1334 = 3666 ден. ед.

Ответ: ВНП = 3666 ден. ед.

Задача 6

Постановка задачи: Потребление определяется функцией С = 0,8Y. Инвестиции равны 200 ден. ед. Государственные расходы составляют 100 ден. ед. Как изменится ВНП, если государство введет налоги в размере 20 % любого дохода?

Технология решения задачи: Определим ВНП в базовый период:

; 0,2Y = 500, отсюда ВНП был равен 2500 ден. ед. Введение налога приведет к изменению функции потребления:

С = 0,8Y v или С = 0,8 (Y – 0,2Y) = 0,64Y, в результате

Y = 0,64Y + 200 + 300; Y = 1390 ден. ед.

Ответ: ВНП уменьшится на 1110 у. е.

Задача 7

Постановка задачи: Потребительские расходы определяются формулой . Инвестиции 3000 у. е., государственные расходы составляют 1000 у. е. Налоги составляют Т = 2000. Как изменится национальный доход, если налоги вырастут на 10 %?

Технология решения задачи: Найдем национальный доход по формуле :

0,3Y = 3000, отсюда Y = 10000 у. е.

Если налоги вырастут на 10 %, то они будут равны 2200 у. е. Подсчитаем новый национальный доход:

, следовательно, 0,3Y = 2860; Y - 9533 у. е.

Ответ: сократится на 467 у. е.

Задача 8

Постановка задачи: Насколько надо увеличить государственные расходы, чтобы ВНП вырос с 50 до 100 млрд долл., если MP C=0,75?

Технология решения задачи: прирост ВНП равен приросту государственных расходов, умноженному на бюджетный мультипликатор: . Исходя из этой формулы,

Ответ: на 12,5 млрд долл.

Задача 9

Постановка задачи: Предположим, государственные расходы на экономику постоянны и составляют 36 у. е., величина инвестиций равна 60 у. е. Потребительские расходы зависят от объема ВНП следующим образом:

Цель темы – выявить место и роль государства как субъекта регулирования экономики, изучить механизм фискальной политики, ее взаимосвязь с государственным бюджетом и государственным долгом.

Основные понятия и категории

Кейнсианство Эффект чистого экспорта
Экономические методы регулирования Кривая Лаффера
Административные методы регулирования Государственный бюджет
Фискальная политика Бюджетное сальдо
Дискреционная фискальная политика Активный дефицит бюджета
Бюджетная экспансия Пассивный дефицит бюджета
Бюджетная рестрикция Первичный дефицит бюджета
Мультипликатор государственных расходов Структурный дефицит бюджета
Мультипликатор налогов Циклический дефицит бюджета
Эффект Оливера – Танзи Государственный долг
Встроенные автоматические стабилизаторы Рефинансирование государственного долга
Эффект вытеснения

Темы рефератов:

1. Пределы и методы государственного регулирования экономики

2. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона

3. Теория рациональных ожиданий в макроэкономическом регулировании

4. Роль государства в современных моделях смешанной экономики

5. Налоги: сущность, виды и роль в регулировании экономики

6. Фискальная политика в Украине

7. Теория экономики предложения как альтернатива кейнсианству

8. Современная бюджетная политика Украины

9. Проблемы государственного долга Украины

Примеры решения задач

№1

Предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике существует система 20%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в величине равновесного уровня выпуска приведут: увеличение госрасходов на 10 млн. ден. ед.; увеличение автономных налогов на 15 ден. ед.; снижение трансфертов на 10 млн. ден. ед.?

Решение:

Изменения равновесного уровня выпуска определяются с помощью мультипликатора с учетом действия подоходного налогообложения:

- мультипликатор государственных расходов:

- мультипликатор автономных налогов:

Так как MPC = 1 – MPS = 1 – 0,25 = 0,75 и t = 0,2

Соответственно, влияние изменений государственных расходов, автономных налогов и трансфертов определится по формулам:

Y(G) = ∆G*mG = 10*2,5 = 25 млн. ден. ед.

Y(T) = ∆T*mT = 15*(-1,875) = -28,125 млн. ден. ед.

Y(F) = ∆TR*mF = -10*1,875 = -18,75 млн. ден. ед.

№2

Определите, на какую сумму нужно уменьшить налоги, чтобы увеличить ВВП на 100 ден. ед. при условии, когда предельная склонность к потреблению равна 0,8, а коэффициент налогов = 0,25.

Решение:

Для определения влияния прироста налогов на прирост ВВП необходимо вычислить налоговый мультипликатор по формуле:

где t – налоговый коэффициент.

Отсюда необходимое изменение налогов находим по формуле:

, т.е. налоги необходимо снизить.

№3

По данным таблицы определите, как и насколько изменится равновесный ВВП, если налоги возрастут на 3 млрд. ден. ед., а государственные расходы снизятся на 2 млрд. ден. ед.

Доход Y
Потребление С 230

Какой тип фискальной политики применяется?

MPC = ∆C/∆Y = (230 – 215)/(260 – 240) = 0,75 (для всех приростов)

mT = -МРС/(1 – МРС) = -0,75/(1 – 0,75) = -3

mG = 1/(1 – МРС) = 1/(1 – 0,75) = 4

Так как налоги и госрасходы изменяются одновременно, то:

В результате сдерживающей фискальной политики равновесный доход сократился на 17 млрд. ден. ед.

№4

Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (Y – Т + F) (потребление);

I = 60 (инвестиции);

F = 10 (трансферты);

G = 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях стимулирования экономики:

• что происходит с кривой планируемых расходов?

• как изменится равновесный уровень дохода?

• какова величина мультипликатора госрасходов?

• как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G = 30):

• что происходит с кривой планируемых расходов?

• как изменится равновесный уровень дохода?

• какова величина мультипликатора налогов?

• как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

• что происходит с кривой планируемых расходов?

• как изменится равновесный уровень дохода?

• что происходит с эффектом мультипликатора?

• как изменится сальдо госбюджета?

Решение:

А) Равновесный уровень дохода определим по формуле:

Y = 20 + 0,8(Y – Т + F) + I + G = 20 + 0,8(Y – 40 + 10) + 60 + 30


Б) При увеличении государственных расходов до 40 кривая планируемых расходов сдвигается вверх, что означает рост равновесной величины выпуска в направлении полной занятости (согласно Кейнсианскому кресту):

Равновесный уровень дохода определится по формуле:




Y = 480 (увеличение)

Мультипликатор государственных расходов равен отношению прироста равновесного уровня дохода к приросту государственных расходов, его вызвавшему:

mG = (480 – 430) / (40 – 30) = 5

Сальдо Государственного бюджета определяется по формуле:

Исходная величина сальдо:

ВS1 = 40 – (30 + 10) = 0 (бюджет бездефицитный)

Новая величина сальдо:

ВS2 = 40 – (40 + 10) = -10 (дефицит)

Величина сальдо сократилась на 10 ед.

В) При увеличении налогов до 50 при прочих равных условиях кривая планируемых расходов сдвигается вниз на 8 ед. (с учетом действия налогового мультипликатора: mT = -10*0,8), что означает сокращение равновесной величины выпуска в направлении, обратном полной занятости (согласно Кейнсианскому кресту):


Равновесный уровень дохода определится по формуле:

Y = 20 + 0,8(Y – Т + F) + I + G = 20 + 0,8(Y – 50 + 10) + 60 + 30

Мультипликатор налогов равен отношению отрицательного прироста равновесного уровня дохода к приросту налогов, его вызвавшему:

mT = (390 – 430) / (50 – 40) = -4

Новая величина сальдо бюджета:

ВS3 = 50 – (30 + 10) = +10 (профицит)

Величина сальдо увеличилась на 10 ед.

Г) При одновременном увеличении государственных расходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов сдвигается незначительно вверх – на 2 ед., так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем налоговое сдерживание. Произойдет рост равновесной величины выпуска в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также на 10 ед. в направлении полной занятости:


Равновесный уровень дохода теперь определится по формуле:

Y = 20 + 0,8(Y – Т + F) + I + G = 20 + 0,8(Y – 50 + 10) + 60 + 40

Y = 440 (увеличение)

Эффекта мультипликатора не будет, так как одинаковое изменение государственных расходов и налогов приводит к аналогичному изменению равновесного уровня дохода. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен сумме мультипликаторов госрасходов и налогов: 5 + (-4) = 1.

Новая величина сальдо бюджета:

ВS4 = 50 – (40 + 10) = 0 (бюджет бездефицитный)

Величина сальдо не изменилась.

№5

Государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4Y, функция трансфертов F = 0,2Y, сумма обслуживания государственный долга равна 150. Реальный объем производства равен 2000, потенциальный объем составляет 3000.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

Решение:

Сальдо государственного бюджета (ВS) определяется по формуле:

BS = T – (G + F + N) = 0,4Y – (G + 0,2Y + N)

BS = 0,4*2000 – (500 + 0,2*2000 + 150) = -200

Отрицательное сальдо бюджета означает его дефицит.

Структурный дефицит Государственного бюджета определяется по аналогичной формуле при условии полной занятости в экономике:

BSстр = 0,4*3000 – (500 + 0,2*3000 + 150) = -50

Циклический дефицит Государственного бюджета – это разность между фактическим и структурным дефицитом:

ВSцикл = -200 – (-50) = -150

Следовательно, дефицит на 75 % (150/200) образовался вследствие экономического спада.

№6

Экономика описана следующими показателями:

- потребительские расходы (C) = 2300

- инвестиции (I) = 700

- государственные расходы (G) = 800

- государственные трансферты (F) = 100

- выплаты процентов по государственному долгу (N) = 110

- налоги (T) = 900.

Рассчитайте: а) частные сбережения; б) государственные сбережения; в) национальные сбережения.

Решение:

А) Частные сбережения рассчитываются по формуле:

Sp= (ВНП + F + N – T) – C

Если ВНП = 2300 + 700 + 800 = 3800,

то Sp = (3800 + 100 + 110 – 800) – 2300 = 1000

Б) Государственные сбережения равны:

Sg = 900 – 100 – 110 – 800 = -110

Отрицательное значение государственных сбережений означает наличие дефицита государственного бюджета.

В) Национальные сбережения – это сумма частных и государственных сбережений: 1000 – 110 = 890.

№7

Экономика страны описана данными: реальная ставка процента равна 6 %, темп роста ВВП равен 14 %, соотношение «долг/ВВП» составляет 50 %, первичный дефицит государственного бюджета составляет 10 % от ВВП. Рассчитайте, как будет изменяться соотношение «долг/ВВП».

Решение:

Для расчета необходимо использовать зависимость:

∆(долг/ВВП) = Долг/ВВП*(реальная ставка процента – темп роста реального ВВП) – первичный бюджетный излишек/ВВП

∆(долг/ВВП) = 0,5*(0,06 – 0,14) – (-0,1) = 0,06 или 6 %,

то есть соотношение «долг/ВВП» увеличится на 6 % из-за наличия первичного бюджетного дефицита.

Экономика описана следующими данными: ВВП – 100 ден ед расходы на потребление – 70 ден ед инвестиции – 10 ден ед импорт – 10 ден ед экспорт – 15 ден ед Величина государственных расходов составит

100 – (70+10+ (15–10))= 15

Налоговые поступления бюджета равны 60 д.ед., расходы на социальную сферу 35 д.ед., доходы от госсобственности 20 д.ед., расходы на оборону 15 д.ед., платежи по госдолгу 30 д.ед. Этот бюджет…

Доходы: 60+20= 80

Расходы: 35+15+30=80 сбалансирован

Определите долю на военные нужды в общей сумме государственных расходов (в процентах), если известно, что размер государственного долга за год составил 100, доходы государственного бюджета за тот же год составили 900, в абсолютном выражении на военные нужды было потрачено 50

900–100=800 800=100% 50=Х%

х = (50 : 800)х100 = 6.25%

Определите размер расходов государственного бюджета, если известно, что расходы на здравоохранение и социальную сферу составят 100, расходы на военные нужды – 20, расходы на науку 50, расходы на охрану окружающей среды 60, прочие расходы 70

100+20+50+100+70 = 300

Уровень налогообложения в стране равен 40%, общая сумма собираемых в государстве налогов составляет 1200 млрд.д.ед., ВВП равен…

40%=1200 100%=х х = 100:40= 2.5 1200х2.5=3000

Определите размер дефицита (профицита) государственного бюджета, если известно, что налоговые поступления за год составили 250, неналоговые доходы - 150, государственные закупки – 300, государственные трансферты- 150, расходы по обслуживанию государственного долга - 50.

250+150=400 300+150+50= 500 дефицит 500–400=100

Работник выплачивает с 16000 ден. ед. дохода 2080 ден. ед. налога, ставка налога составляет…

2080 : 16 000 = 13%

Государственные доходы составили 20 % oт ВВП. равного 800 млрд, ден. ед.. расходы государства составили 150 млрд. ден. ед. Состояние бюджета характеризуется.

800 х 0.2. =160 160–150 = 10 (профицит)

Предприниматель получил доход в сумме 25 тыс. руб. После уплаты подоходного налога, равного 13 %. в его распоряжении останется сумма равная .

25 000 х0.13 =3250 25000 – 3250 =21750

Налог с дохода равного 100 тыс. руб. составил 10 тыс. руб., а с дохода 300 тыс. руб. налог составил 30 тыс. рублей, такой тип налогообложения называется….

10 : 100 = 30 :300

пропорциональный (одинаковый – 10%)

Функция налогов имеет вид Т = 500 + 0.1.Y , а функция социальных трансфертов TR = 400–0.2(Y–Yf), государственные закупки составляют 300. Потенциальный объем производства YF= 3000. Если фактический объем национального производства соответствует потенциальному уровню, то государственный бюджет будет иметь..

Т = 500 +0.1 x 3000= 500+300=800

TR = 400 – 0.2 x 0 = 400

Гос закуп =300 400 +300 = 700 800 – 700 = 100 профицит

Расходы государства на закупку товаров и услуг составили 1000 ден ед, процент по государственному долгу, достигшему 500 ден ед – 10% годовых, трансферты – 200 ден ед, налоговые поступления – 1300 ден ед, государственный бюджет..

1000+50+200= 1250 1300– 1250 =50дефицит

Определите размер дефицита (профицита) государственного бюджета, если известно, что налоговые поступления за год составили 250, неналоговые доходы - 150, государственные закупки – 300, государственные трансферты- 150, расходы по обслуживанию государственного долга - 50.

Доходы 250+150 =400 расходы 300+150+50=500 дефицит 100

Налог на прибыль 500 тыс. ден. ед., расходы на государственное управление 600 тыс. ден.ед., подоходный налог 470 тыс. ден. ед., неналоговые доходы 245 тыс. ден. ед., расходы на фундаментальные исследования 95 тыс. ден. ед., акцизы 130 тыс. ден. ед.. услугинародному хозяйству 510 тыс. ден. ед.. обслуживание государственного долга 20 тыс. ден.ед. Сальдо государственного бюджета составит …. тыс. ден. ед.

Доход: 600+470+245+130=1345

расход 600+95+510+20 = 1225

1345–1225= 120

Определите размер расходов государственного бюджета, если известно, что расходы на здравоохранение и социальную сферу составят 100, расходы на военные нужды - 20, расходы на науку 50, расходы на охрану окружающей среды 60, прочие расходы 70.

100+20+50+60+70 = 300

Известны следующие данные о налогово–бюджетной политике страны: действует пропорциональная система налогообложения, ставка подоходного налога – 25%, государственные расходы равны 800 млрд ден ед, действительные доходы населения 4200 млрд ден ед Фактическое состояние бюджета характеризуется как

расходы 800, а доходы 1050 (четвертая часть доходов населения) 1050–800=250 профицит

Общая сумма собираемых в государстве налогов составляет 720 млрд ден ед. ВВП – 1848 млрд ден ед, уровень налогообложения в стране равен…

720 : 1848 = 0.39 х 100 = 39%

Зависимость выплат налога (ден ед) от дохода (ден ед) представлена в таблице

Налог 20 45 100 187.5 330

Доход 200 300 500 750 1100

Согласно представленным данным налоговая ставка при доходе 300 ден ед составит … %

45 : 300 = 15%

Прогрессивная система налогообложения представлена в таблице.

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Налоговая ставка
до 40 000 руб. 11%
от 40 001 до 80 000 руб. 4400 - 15° о с суммы, превышающей 40 000 руб
от 80 001 до 120 000 руб. 8800 - 20 е о с суммы,превышают ей 80 000 руб
от 1200 001 до 160 000 руб. 13200 - 25° о с суммы,превышающей 120 000 руб
от 160 001 руб. и выше 17600 - 30% с суммыпревышающей 160 000 руб

Средняя ставка налога с дохода 53334 руб. составит…..%.

4400+13.334 x 0.15 = 4400+2000=6400 6400 : 53334 = 12%

Налог с дохода равного 100 тыс. руб. составил 10 тыс. руб., а с дохода 300 тыс. руб. налог составил 45 тыс. руб., такой тип налогообложения называется .

был 10 : 100= 10%, стал 45 : 300= 15% (прогрессивным)

29. БЮДЖЕТО–НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Определите на какую сумму государству необходимо разместить государственных облигаций на внутреннем рынке для покрытия дефицита государственного бюджета, если известно, что доходы от государственного бюджета составят 420, расходы государственного бюджета – 700, а на внешнем рынке могут быть заимствованы 200

700–420–200=80

При условии, что государственные закупки составили 500 тыс. руб., налоговые поступления – 1200 тыс. руб., трансферты – 400 тыс. руб., обслуживание гос. долга – 100 тыс. руб. Сальдо государственного бюджета (в тыс. руб.) составит …

Доход –1200 расходы: 500+400+100 1200–1000=200

Налог с дохода равного 100 тыс. руб. составил 10 тыс. руб. При пропорциональной системе налогообложения налог с дохода 300 тыс. руб. составит………тыс. руб.

С дохода в 8000 ден. ед. выплачивается налог в 1200 ден. ед, с дохода в 20000 ден ед налог составляет 2000 ден ед, налоговая система по характеру начисления налога является

1200 : 8000 =15% и 2000 : 20 000 = 10% регрессивной

Тесты

1. Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется:

в) политикой распределениярасходов;

г) антикризисной политикой.

2. Увеличение правительственных расходов в краткосрочном периоде приводит к: •

а) снижению совокупного спроса;

3. Государственные расходы увеличивают реальный объем производства только в том случае, если:

а) направляются на покупку товаров и услуг;

б) не вытесняют реальные частные расходы;

в) финансируются за счет займов в частном секторе;

г) сопровождаются увеличением предложения денег.

4. Снижение налогов в краткосрочном периоде приводит к:

а) снижению совокупного спроса;

б) увеличению ВНП;

5. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор правительственных расходов равен:

6. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то налоговый мультипликатор равен:

7. Согласно концепции мультипликатора сбалансированного бюджета равное сокращение налогов и государственных расходов:

а) не изменит уровень национального производства и дохода;

б) увеличит уровень национального производства и дохода;

в) снизит уровень национального производства и дохода;

г) приведет к возникновению бюджетного дефицита.

8. Налоги и правительственные расходы сократились на 500 ден. ед. Предельная склонность к потреблению – 0,75. Валовой национальный продукт:

а) увеличится на 1500 ден. ед.;

б) увеличится на 2000 ден. ед.;

в) сократится на 2000 ден. ед.;

г) сократится на 500 ден. ед.

9. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВНП, если правительственные закупки возрастут на 2 млрд. долл.? Предельная склонность к потреблению – 0,75.

а) уменьшится на 4 млрд. долл.;

б) увеличится на 2 млрд. долл.;

в) увеличится на 8 млрд. долл.;

г) уменьшится на 8 млрд. долл.

10. Встроенными стабилизаторами являются:

а) пропорциональный подоходный налог:

б) пособия по безработице;

в) программы занятости;

г) расходы по обслуживанию государственного долга.

11. К дискреционной фискальной политике относится:

а) увеличение правительственных расходов;

б) изменение ставки существующего налога;

в) введение нового налога;

г) пособия по безработице.

12. Увеличение трансфертных платежей в период спада:

а) сдерживает инвестиционную активность;

б) имеет антикризисный эффект;

в) уменьшает располагаемый доход;

г) усиливает тенденцию спада.

13. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

а) повышение налогов и сокращение государственных расходов;

б) сокращение и налогов и государственных расходов;

в) повышение налогов и государственных расходов;

г) снижение налогов и повышение государственных расходов.

14. Если правительство стремится повысить уровень реального ВНП, оно должно:

а) снизить налоги;

б) снизить государственные закупки;

в) уменьшить трансфертные платежи;

г) снизить уровень бюджетного дефицита.

15. При осуществлении фискальной политики изменение уровня цен:

а) усиливает действенность осуществляемых мероприятий;

б)уменьшает их действенность;

в) не отражается на их действенности;

г) все ответы неверны.

Одно из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики – наличие стабильно и активно работающей денежно-кредитной системы страны. В данной главе и будут рассмотрены сущность и функции кредита, структура кредитной системы, роль и место банков в современной экономике, процесс превращения сбережений в инвестиции, механизм воздействия денежной массы на уровень производства, занятость и цены, принципы и методы государственного регулирования денежного обращения.

13.1. Кредит: сущность, функции и виды

Неотъемлемая часть рыночного хозяйства – рынок ссудных капиталов.Ссудный капитал – это денежные средства, отданные в ссуду его собственником на время на условиях возвратности и за плату в виде процента. Формой движения ссудного капитала является кредит (от лат. кредитуй – ссуда, долг).

В процессе экономической деятельности у хозяйствующих субъектов образуются временно свободные денежные ресурсы. К ним относятся:

• денежные средства, высвобождаемые в процессе производственной деятельности предприятий (амортизационный фонд, предназначенный для восстановления, обновления и расширения основного капитала; денежные средства, образующиеся в результате разрыва между временем получения денег от реализации товаров и услуг и моментом выплаты заработной платы; часть выручки, предназначаемая для покупки сырья, материалов, топлива; накапливаемая прибыль и т.д.);

• денежные доходы и сбережения всех слоев населения;

• неиспользованные средства бюджета.

В то же время у других хозяйствующих субъектов возникает потребность в дополнительных денежных средствах (для оплаты товаров, услуг, работ и т.п.). Свободные денежные средства предоставляются нуждающимся в них во временное пользование, в долг.Кредит – это механизм, посредством которого происходит движение временно свободных денежных средств от их собственника к заемщику.

Передача временно свободных денежных средств осуществляется на началах срочности, возвратности, платности и обеспеченности, т.е. выданная в долг сумма должна быть возвращена через определенный срок, и за пользование деньгами взимается плата. Ссуды выдаются под залог ценных бумаг, товаров, недвижимости, гарантии и др.

Условия, порядок, правила получения (выдачи) ссуд в России регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, согласно ст. 807 ГК «По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи. а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа). » Обязательность возврата кредита определяется ст. 810: «Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа». Платность кредитных отношений определяется ст. 809 «. заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором».




Кредит выполняет в рыночной экономике важные функции:

• обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства;

• перераспределяет денежные средства между предприятиями, отраслями, территориями, группами населения;

• способствует повышению эффективности производства, стимулирует НТП;

• порождает кредитные деньги (банкноты);

• расширяет безналичный оборот, ускоряет движение денежных потоков;

• превращает денежные сбережения в капитал;

• способствует концентрации и централизации капитала.

В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные виды, основные из которых – коммерческий и банковский кредит.

Ссуды могут предоставляться не только в денежной, но и в товарной форме. Форма товарного кредита – коммерческий кредит, предоставляемый производителями (продавцами) потребителям (покупателям) в форме отсрочки платежа за поставленный товар. Отношения коммерческого кредита оформляются векселем.

Вексель – это письменное долговое обязательство, оформленное по законодательным нормам, выдаваемое заемщиком кредитору и предоставляющее кредитору бесспорное право требовать с заемщика уплаты долга в определенный срок. Согласно ст. 815 ГК вексель удостоверяет «ничем не обусловленное обязательство векселедателя. выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученной взаймы денежной суммы. » Отношения сторон по векселю регулирует принятый в 1997 г. Федеральный закон «О переводном и простом векселе».

Вексель является платежным, расчетным и кредитным документом, пригодным для оплаты товаров и услуг, предоставления кредита, возврата ранее полученных ссуд. Важное свойство векселя – его обращаемость. Посредством передаточной надписи (индоссамента) вексель может циркулировать среди неограниченного круга лиц, выполняя функции денег.

Использование коммерческого кредита имеет свои пределы: во-первых, он ограничен размерами резервного фонда предприятия-кредитора; во-вторых, так как коммерческий кредит представлен в товарной форме, то он имеет ограниченную сферу применения, например, не может быть использован для уплаты налога и т.п., в-третьих, коммерческий кредит может предоставляться поставщиком потребителю, но не наоборот.

Несмотря на свою ограниченность, коммерческий кредит широко распространен в рыночной экономике. За рубежом 2/3 кредитного оборота – это коммерческий кредит.

До 1917 г. и в годы НЭПа в России коммерческий кредит и вексельное обращение имели большое распространение, однако в ходе кредитной реформы начала 30-х годов коммерческий кредит был запрещен. Вновь право предоставления (получения) коммерческого кредита было восстановлено в 90-х годах. Ст. 823 ГК РФ гласит «Договорами. может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде. отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит). »

Ограниченность, присущая коммерческому кредиту, преодолевается путем развития банковского кредита, который в современном мире и является основной формой кредита.

Банковский кредит – это кредит, предоставляемый на определенный срок кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) физическим и юридическим лицам в виде денежной ссуды.

По срокам банковские ссуды делятся на: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до трех лет) и долгосрочные (свыше трех лет). Ссуды могут быть гарантированными (выдаваться под материальное обеспечение, залог, гарантию банка или другого физического или юридического лица) или негарантированными (бланковыми). Максимальная величина ссуды, выдаваемая банком одному заемщику, регламентируется. Так, в России ссуда одному заемщику не может превышать 5% собственного капитала банка, в США – 15%.

Плата за пользование деньгами (цена кредита) – это процент, который измеряется нормой (ставкой) процента. Уровень процентной ставки дифференцируется в зависимости от величины предоставляемой ссуды, ее срока, наличия или отсутствия гарантии и др. и определяется на денежном рынке, где сталкиваются предложение денег и спрос на деньги. Исключение составляет учетная ставка (ставка рефинансирования) – ставка процента, которую центральный банк устанавливает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам.

К другим распространенным видам кредита относятся:

Ипотечный кредит – долгосрочный кредит, который выдается под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений и т.п.). В России, в условиях плановой экономики ипотечный кредит отсутствовал. Сегодня, с переходом к рынку, в России ипотека постепенно начинает возрождаться. В октябре 1993 г. были приняты «Основные положения о залоге недвижимого имущества – ипотеке», предусматривающие, в частности, возможность использования в качестве залога жилых домов, квартир, дач, садовых участков, гаражей и т.п. Возрождение ипотеки в России затруднено из-за отсутствия четкого законодательства о залоге земли, низких доходов населения, высоких темпов инфляции, отсутствия налоговых льгот ипотечным банкам и др.

Потребительский кредит – предоставляется частным лицам торговыми предприятиями при покупке потребительских товаров длительного пользования (автомобили, жилье, мебель, бытовая техника) в форме отсрочки платежа (продажа в рассрочку) или банками и другими финансовыми учреждениями в виде банковских ссуд на потребительские цели (оплата обучения, лечения, отдыха и т.п.). Потребительский кредит оказывает большое влияние на уровень потребления и совокупный спрос. В экономически развитых странах население тратит от 10 до 25% своих ежегодных доходов на покрытие потребительского кредита.

Государственный кредит – подразделяется на собственно государственный кредит, когда государственные банки и другие финансово-кредитные учреждения кредитуют частный сектор, и государственный долг. В этом случае в качестве заемщика выступает государство, а кредиторами – физические или юридические лица.

Международный кредит – это движение денег между кредиторами и заемщиками в различных странах. Международный кредит обусловлен наличием внешнеэкономических связей и существует в форме коммерческого, банковского, государственного кредита, т.е. кредиторами и заемщиками могут быть банки, частные фирмы, правительства, международные и региональные организации.

Совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих и предоставляющих в долг денежные средства, образует кредитную (банковскую) систему страны.

В рыночной экономике принята двухуровневая банковская система. Верхний уровень представлен центральным, как правило, государственным банком, который непосредственно не кредитует предприятия и население, но регулирует денежное обращение страны и руководит всей существующей в стране банковской системой. Второй уровень занимает множество самостоятельных коммерческих, банков, которые ведут основную работу по аккумулированию сбережений и размещению кредитов. Коммерческие банки – самостоятельные организации, административно они не подчинены центральному банку, хотя и обязаны выполнять указания центрального банка в пределах норм, определенных законом.

Наряду с банками на втором уровне кредитной системы находятся специализированные небанковские институты (пенсионные, страховые, инвестиционные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и т.п.), деятельность которых в основном сводится к аккумуляции денежных сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы предприятиям и государству, мобилизации капитала через эмиссию акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов и т.п.

В экономически развитых странах специализированные небанковские учреждения играют большую роль в аккумуляции сбережений населения и являются важными поставщиками ссудного капитала. Небанковские финансовые учреждения ведут острую конкурентную борьбу за привлечение сбережений всех слоев населения как между собой, так и с банковским сектором.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: