Экспортные субсидии и компенсационные пошлины

Опубликовано: 15.05.2024

Столичные предприниматели рассказали о своем опыте участия в новой московской программе по компенсации затрат на экспорт.
0 5


-Наша компания занимается производством полипропиленовых труб и фитингов для систем внутренней и наружной канализаций. На рынке мы уже 25 лет. Одно из основных направлений развития компании в последнее время — выход на экспортные рынки. В этом году мы впервые разместили заявки на субсидии с целью компенсации затрат на сертификацию менеджмента качества, получение зарубежных сертификатов на нашу продукцию и экспортную транспортную логистику. И поняли, что все реально — деньги до нас дошли. У нас достаточно широкая география партнеров — Италия, Грузия, Молдова, Индия. Суммарно, субсидии компенсировали нам порядка 35% от понесенных нами затрат.

-Какие трудности были при получении субсидии?

-По каждому договору нам нужно было подтвердить свои экспортные отгрузки. Соответственно, по всем сделкам мы собирали документы, передавали их Департаменту промышленности и инвестиционного развития города Москвы, а комиссия уже выносила решение о субсидировании. Поскольку мы шли одними из первых, то участвовали в пилотном проекте по сбору документов. И у нас возникли трудности с подтверждением затрат. Изначальный перечень включал в себя документы, которые получить оперативно не представлялось возможным. На совещании рабочей группы мы вышли с предложением исключить такие документы из списка или заменить их другими. Комиссия нас поддержала, в законодательство были внесены правки и со второй волны людям удалось получить субсидии. Еще одна проблема — большое количество документов на бумажном носителе из банков. Все они должны быть корректным образом заверены, что влечет за собой дополнительные финансовые затраты.

-Что можно упростить в получении субсидии?

Как минимум — отменить предоставление документов на бумажном носителе из банков. На мой взгляд это только затягивает и утяжеляет процесс подготовки заявки.


-Наша компания занимается лазерными системами, которые применяются в науке и промышленности. Московское правительство предоставило такой инструмент поддержки предприятий как экспортные субсидии, и мы решили им воспользоваться. Нам компенсировали затраты на перевозку и оформление таможенных грузов.

-Какие трудности были при получении субсидии?

-Особо никаких. Но мы с нетерпением ждем запуска электронного портала, через который можно будет подавать документацию. Сейчас этот процесс полностью на бумаге, что представляет некие сложности в сборе, распечатке документов. Получается, что если у вас 30 отправок, то нужны пакеты документов по каждой, на что уходит время, которое тоже стоит денег. Сложности возникают с выпиской из банка — когда получать ее приходится по каждой транзакции. Но, возможно, что это неизбежное зло, потому что никак иначе мы свои расходы и перевод денег подтвердить не можем. Просто это тоже требует времени — справку заказать, съездить ее забрать и за каждый такой документ нужно платить.

-Что можно упростить в получении субсидии?

-Да больше и ничего.


-Наша компания разрабатывает и внедряет системы оптоволоконного мониторинга, поддерживающие технологическую и физическую безопасность трубопроводов. Нашей Системой обнаружения утечек и контроля активности (СОУиКА «ОМЕГА») за десять лет оснащено 6000 км трубопроводов, а конце прошлого года завершилось оснащение двух объектов в Республике Узбекистан

-Какие трудности были при получении субсидии?

-Мы особых трудностей практически не испытали. В сентябре подали заявку на получение субсидий, а в декабре у нас все было уже на стадии завершения процедуры. Это показывает эффективность работы Московского экспортного центра. За десять лет мы накопили значительную экспертизу не только по проектированию и прокладке волоконно-оптических линий, но и по документальном оформлению нашей работы. Поэтому требования МЭЦ были для нас достаточно рутинными и привычными.

-Что можно было бы упростить в получении субсидии?

-В ПАО «Транснефть», предприятием системы которого мы являемся, несколько лет назад внедрен электронный документооборот, практически все документы циркулируют в электронном виде, что удобно и эффективно. И если похожую систему внедрить в работу МЭЦ и в его взаимодействие с партнерами, то получение такой субсидии будет длиться не месяцы, как в нашем, очень позитивном случае, а дни.

7. Экспортный протекционизм

Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, использование средств морального поощрения экспортеров.

Экспортные субсидии – это льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Субсидирование экспорта одновременно является и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а, следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране.

Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ оценивает экспортные субсидии как «нечестную конкуренцию» и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских «компенсационных пошлин».

Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ/ВТО.

1. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам.

2. Государство осуществляет непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организуя рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортного рынка.

3. Налоговая система предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг.

В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также компаний они достигают очень больших размеров. В целом же эти субсидии в обрабатывающей промышленности развитых стран не выходят за пределы 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция.

Конечным результатом субсидирования экспорта является излишний рост торговли. Это приносит вред как субсидирующему государству, так и всей мировой экономике.

Компенсационные импортные пошлины, направленные против субсидируемого экспорта и санкционированные ГАТТ, приносят убытки стране, их учреждающей. Однако в целом для мирового хозяйства они выигрышны, поскольку нейтрализуют экспортные субсидии. Комбинация экспортных субсидий и компенсационных пошлин оставляет совокупное благосостояние в мире без изменения. При этом налогоплательщики страны, субсидирующей экспорт, неявно доплачивают налогоплательщикам импортирующей страны.

Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую деятельность, также позволяет продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на рисунке 4.7.


Рис.4.7. Последствия применения экспортных субсидий

Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с Pw до Pd). Рост цены обусловливает увеличение предложения с S0 до S1 и сокращение спроса с D0 до D1. В результате потребители несут потери (область а + b), а производители получают дополнительный выигрыш (область a + b + c + d + e). Но, чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S1 – D1). Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны (b + с + d + e + f), а, значит, потери благосостояния страны в целом составят область (b + f). Однако в реальности эти потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортёре увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (b + c + d + e + f).

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных пошлин.

С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнёрами о ДЭО составляет величину Q (рис. 4.8), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с + d). Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (Pw - мировая цена, РТ - внутренняя цена с учетом тарифа, Pd - внутренняя цена после введения ДЭО). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f + g).


Рис. 4.8.Влияние ДЭО на экономику

Почему, несмотря на дополнительные потери, государства-импортеры часто настаивают, чтобы их торговые партнеры вводили ДЭО? Основная причина, очевидно, состоит в том, что, будучи достаточно действенным инструментом количественного ограничения импорта и защиты внутреннего рынка, ДЭО раньше формально не запрещались положениями ГАТТ. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДЭО к 2000г.

Демпинг – это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом (чаще отечественном).

Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш, как в случае с оптимальным тарифом.

Экспортные субсидии — это финансовое содействие, оказываемое правительством или другим государственным органом производителю экспортного товара. Экспортные субсидии принимают различные формы:

прямой перевод денежных средств;

обязательства по переводу таких средств;

отказ от получения причитающихся государству доходов;

льготное или безвозмездное предоставление товаров и услуг;

льготное приобретение товаров;

поручение неправительственной организации выполнить одну или несколько из названных выше функций.

К специфическим экспортным субсидиям относятся субсидии, применение которых ограничено определенными организациями или группой организаций, отраслью или группой отраслей, создает для них обоснованные преимущества в сравнении с другими организациями и фактически или юридически сопряжено с развитием экспорта либо замещением импорта.

Производственные субсидии по сравнению с таможенными тарифами имеют преимущества, заключающиеся в том, что они стимулируют развитие национального производства и не вызывают абсолютного сокращения потребления, поскольку не повышают уровень внутренних цен выше мировых.

Оборотной стороной экспортных субсидий являются компенсационные импортные пошлины, которые предоставляют страны, куда устремляются экспортные потоки товаров и услуг.

Компенсационные пошлины — это ответная реакция на экспортные субсидии, которые вызывают обострение напряженности в международной торговле. В результате использования компенсационных импортных пошлин экспортирующая страна не субсидирует национальный экспорт, а, наоборот, финансирует бюджет импортирующей страны. Компенсационные (или антидемпинговые) пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии. Специальное антидемпинговое законодательство характеризует экспортные субсидии как «нечестную» конкуренцию. В связи с этим было принято Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам («Кодекс по субсидиям», 1993 г., Уругвайские многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ).

«Кодекс по субсидиям» предусматривал создание нормальных условий конкуренции на мировом рынке, ликвидацию так называемых запрещенных экспортных субсидий. Однако это не решает проблем, ибо имеются способы государственного субсидирования отечественного экспорта в обход ВТО (до 1995 г. ГАТТ).

Нетарифные ограничения во внешней торговле

Использование тарифов в промышленно развитых странах после Второй мировой войны (1939-1945) существенно сократилось. Вместе с тем возрастает роль импортных и экспортных квот, добровольных экспортных ограничений (ДЭО) и других нетарифных барьеров.

Нетарифные барьеры — одна из форм протекционистской политики государства; система ограничений, преследующая сокращение импорта товаров; всякие барьеры, которые возводят государства, чтобы воспрепятствовать торговле между странами.

К нетарифным барьерам относят:

требования к экологическим характеристикам оборудования;

ограничения выпуска лицензий на импорт;

административные запреты на продажу некоторых видов продукции в конкретных странах и т. д.

Выделяют три укрупненные группы нетарифных ограничений регулирования внешней торговли.

Внешнеторговые ограничения, нацеленные на прямые ограничения импорта для защиты определенных отраслей отечественного производства. Это меры по лицензированию и контенгированию импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, добровольные экспортные ограничения и др.

Административные ограничения — технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, маркировке и др.

Косвенное воздействие на внешнюю торговлю — лицензии, квоты (контингенты).

Лицензирование импорта и экспорта означает, что специальным ведомством от имени государства выдается разрешение на импорт и экспорт товаров. Лицензии бывают двух типов:

автоматические (или генеральные) лицензии, позволяющие импортировать и экспортировать товары, включенные в списки, в течение определенного времени;

неавтоматические (разовые), которые разрешают импорт и экспорт товаров с указанием его количества, стоимости, страны происхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который импортируется или экспортируется данный товар.

Наибольшее распространение из всех видов нетарифных ограничений получили квоты (или контингенты) на импорт и экспорт товаров.

Квота в макроэкономике применительно к международной торговле является нетарифным ограничением (барьером). Различают квоту на импорт и квоту на экспорт.

Квота на импорт — это один из методов введения количественных ограничений в протекционистских целях. Она может ограничивать стоимость импорта, разрешенного к ввозу в страну в данном году. Квота на импорт может использоваться и как форма экономического давления на страну-импортера. Выделяют два вида импортных квот:

абсолютная квота — количество продукции, разрешенное к ввозу в данную страну;

тарифная квота — разрешение на ввоз конкретного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке.

Квота экспортная — способ количественных ограничений экспорта товаров и услуг в другие страны и предотвращения снижения экспортных цен и, следовательно, доходов от экспорта. Иногда экспортные квоты нацелены на обеспечение предложения благ на внутреннем рынке, чтобы предотвратить чрезмерный рост цен на них внутри страны. Экспортная квота применяется и как количественный показатель, показывающий роль экспорта товаров и услуг для экономики страны, отраслей и предприятий. В последнем десятилетии XX в. доля экспорта в ВВП США и Японии составляла немногим более 10%, Великобритании и Франции — около 24, Германии — 34, Бельгии — 70%,

Механизм функционирования квот аналогичен импортному тарифу:

внутренние цены поднимаются выше мировых;

ограничивается предложение импортных товаров. Но квоты отличаются от тарифа в двух аспектах.

Во-первых, квоты не увеличивают импорт. Поэтому разница между внутренними и мировыми ценами увеличивается, что приводит к нарастанию прибыли от импорта (в том числе и монопольного). При тарифе импорт постепенно увеличивается, а внутренние цены понижаются вслед за мировыми.

Во-вторых, квоты ограничивают импорт, в результате чего они полностью обособляют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров, что гарантирует абсолютную защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Тариф на импорт не ограничивает объема импортных товаров непосредственно, ибо от импортера требу-

ется одно — платить таможенную пошлину. В последние годы приоритет во внешней торговле за применением квот, а не тарифов, по двум основаниям:

Поскольку тарифные ставки устанавливаются международными торговыми соглашениями и правительства не имеют права повышать тарифы, то они используют импортные квоты, позволяющие защитить свою экономику от иностранной конкуренции.

Те отрасли, которые нуждаются в защите от иностранной конкуренции, избирают квоты на импорт, поскольку добиться лицензионных льгот проще, нежели введения тарифов.

Считается, что использование импортных квот наиболее предпочтительно при свободной конкуренции, когда результаты квотирования сопоставимы с результатами тарифа на импорт.

Экономические последствия введения импортной квоты можно проиллюстрировать на рис. 15.3.

Из рис. 15.3 вытекают следующие выводы.

Ухудшилось благосостояние потребителей, поскольку в результате введения квоты на импорт растут цены, сокращая тем самым потребительский излишек на величину области («a +b + c + d + e»).

Повысилось благосостояние производителей, поскольку в результате повышения цен они увеличили объемы выпуска. Их дополнительный выигрыш составил область «а».


Квота

Область («с + d») представляет собой наценку на разрешенный импорт и означает перераспределение доходов от потребителей (своего рода трансферт) в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.

Доля ущерба потребителей («a + b + с + d + е») компенсируется выигрышем производителей — «а» и теми, кто выдает лицензии («с + d»). Чистые потери благосостояния нации составляют область («b + е»).

Чистые потери благосостояния страны при введении квот могут быть выше в сравнении с чистыми потерями при введении импортного тарифа в двух случаях:

когда квота вызывает монопольную власть национального производителя либо иностранной фирмы-импортера продукции;

когда импортные лицензии размещаются неэффективно.

Выделяют следующие методы размещения импортных лицензий:

открытый аукцион: государство предоставляет лицензию фирме, которая предлагает за нее наибольшую цену;

система явных предпочтений: правительство предоставляет импортные лицензии более престижным фирмам в объеме, который соответствует их доле в суммарном объеме накануне введения квот;

«затратный метод»: лицензии выдаются фирмам, которые располагают большими производственными мощностями и другими ресурсами.

Одним из нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли являются добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты, минимальная экспортная цена, которая навязывается развитыми странами экономически слабым странам.

Страна «добровольно» ограничивает свой экспорт под угрозой более значительных мер торговой политики со стороны своих партнеров. В последнее время в мире заключено более сотни соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен (с охватом продукции текстильной промышленности, черной металлургии, бытовой электроники и др.).

Добровольные экспортные ограничения обладают двумя основными чертами специфического характера, определяющими некоторые преимущества в торговой политике. Во-первых, они менее заметны для на

циональных покупателей в сравнении с тарифами или квотами на импорт. В связи с этим покупатели относятся к ним более благожелательно. Во-вторых, при добровольных экспортных ограничениях иностранные фирмы могут устанавливать более высокие цены, нежели при тарифных ограничениях либо при квотировании импорта. Следовательно, зарубежные партнеры в определенной степени могут возместить понижение размеров экспорта посредством роста цен на него.

Добровольные экспортные ограничения стали использоваться с 50-х гг. XX в. в торговых отношениях между США и странами Европы, с одной стороны, и Японией — с другой, по поводу текстильных товаров. Затем этот вид нетарифных ограничений стал применяться и новыми промышленно развитыми странами.

К нетарифным формам ограничений во внешней торговле относятся также демпинг и торговое эмбарго.

Демпинг — продажа товаров за рубежом по цене ниже той, по которой экспортер продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости в стране-изготовителе. Демпинг как вид недобросовестной конкуренции преследует цель вытеснить конкурента, захватить рынок сбыта. Потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекрываются различными способами:

продажей по высоким ценам других товаров;

реализацией аналогичного товара по завышенным ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка;

получением дотаций от государства, поощряющего экспорт.

В 1967 г. в рамках ГАТТ (ныне ВТО) был принят международный антидемпинговый кодекс, регламентирующий процедуру выявления и доказательства демпинга, а также способы компенсации нанесенного ущерба фирмам импортирующей страны, выпускающей аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая сторона может внести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары. В антидемпинговом законодательстве, принятом в Австрии в 1962 г., впервые определен количественный показатель товарного демпинга, согласно которому экспортная цена считается демпинговой, если она ниже по меньшей мере на 20% в сравнении с ценами на внутреннем рынке или на 8% ниже мировой цены. Демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется для ее укрепления. Законодательством многих стран, а также документами Европейского Союза (ЕС) предусмотрены меры против демпинга, в частности антидемпинговые пошлины.

Демпинг используется, как правило, в периоды экономических спадов, т. е. носит временный характер, ибо частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже ее себестоимости. Различают следующие виды демпинга:

постоянный демпинг отражает долговременную тенденцию фирм-монополистов извлекать монопольную прибыль посредством реализации товаров по более высоким ценам на отечественном рынке в сравнении с мировым рынком, где высока конкуренция зарубежных фирм;

спорадический демпинг выступает в виде нерегулярной реализации товаров на мировом рынке по более низкой цене в сравнении с национальным рынком. Этот вид демпинга наблюдается в результате перепроизводства товаров и желания предотвратить понижение цен на национальном рынке;

хищнический демпинг представляет собой временную реализацию товаров на иностранных рынках ниже его издержек производства. Использование этого вида демпинга преследует цель устранить конкурентов, а затем повысить цены; в результате создаются предпосылки для обеспечения монопольной власти.

Торговое эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну либо вывоза из какой-либо страны определенных видов товаров. Такие экономические санкции осуществляются не по экономическим интересам, а по политическим мотивам. Торговое эмбарго может распространяться как на одну страну, так и носить коллективный характер, согласно решению ООН. Эмбарго, ограничивая торговые связи, наносит экономический ущерб всем странам, участвующим в нем. Однако те страны, которые не присоединяются к торговым эмбарго, могут иметь определенный выигрыш, поскольку возникают условия для роста экспорта своих товаров.

Господдержка экспорта. Возвращаем затраты на транспорт.

О чём речь? Специальная правительственная программа направлена на поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции, а именно на компенсацию до 80% фактически понесенных затрат производителей при транспортировке своей продукции на внешние рынки.


Возмещение затрат на транспорт — эффективная мера господдержки экспорта, в 2017–2018 годах ее получили 230 компаний с общим объемом поставок 408 млрд руб. и средней результативностью предоставления субсидии 20 руб. экспорта на 1 руб. поддержки.

Зачем? Субсидировать экспорт необходимо, чтобы Россия не уступала позиции на внешних рынках странам с масштабными программами поддержки экспорта, таким как Германия или Китай.

Данная программа регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 496 в редакции постановления Правительства Российской Федерации №1214 от 18 сентября 2019 года. Претендовать на данную поддержку могут производители поставляемой продукции, либо аффилированные лица производителей, либо уполномоченные лица производителей или аффилированных лиц, коды ТН ВЭД ЕАЭС продукции которых включены в перечень продукции, утвержденный Приказом Минпромторга России от 29 марта 2019 г. № 1021.

Объем компенсации затрат на транспортировку зависит от установленных Постановлением лимитов, коэффициентов и перечня компенсируемых затрат.

На размер субсидии влияют два коэффициента:

  1. Коэффициент субсидирования, равный 0,8;
  2. Коэффициент эффективности использования российского перевозчика, использующего автомобильный, и (или) водный, и (или) воздушный транспорт при транспортировке продукции, равный:
  • 1,05 - в случае использования организацией услуг российского перевозчика;
  • 1 - в случае неиспользования организацией услуг российского перевозчика;

Предельные значения затрат на транспортировку продукции:

Перечень затрат организации, на возмещение которых предоставляется субсидия:

  • при перевозке железнодорожным транспортом – на аренду вагонов (платформ, контейнеров), охрану вагонов (платформ, контейнеров), эксплуатацию железнодорожных путей (провозные платежи);
  • при перевозке автомобильным транспортом – на услуги по транспортировке продукции посредством автомобильного транспорта (за исключением вознаграждения экспедитору);
  • при перевозке водным транспортом – на услуги по транспортировке продукции посредством водного транспорта (фрахт);
  • при перевозке своим ходом – на топливо;
  • при перевозке воздушным транспортом продукции фармацевтической отрасли
  • при перевозке продукции специализированными перевозчиками драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них – на услуги специализированных перевозчиков и (или) экспедиторов.

Кто может воспользоваться услугой?

Экспортеры, транспортирующие свой товар на внешние рынки, если транспортировка продукции осуществлялась:

  • для предоставления субсидии в 2019 г. – с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г. (для отрасли автомобилестроения - с 1 июля 2018 г. по 31 августа 2019 г.) от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения авто, ж/д транспортом, своим ходом, воздушным транспортом (при транспортировке продукции фармацевтической отрасли), специализированными перевозчиками (при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них) или несколькими видами транспорта;
  • для предоставления субсидии в 2020 г. – с 1 сентября 2019 г. по 31 июля 2020 г. от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения авто, ж/д транспортом, своим ходом, воздушным транспортом (при транспортировке продукции фармацевтической отрасли), специализированными перевозчиками (при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них) или несколькими видами транспорта;

Экспортные субсидии – это финансовое содействие, оказываемое правительством или другим государственным органом производителю экспортного товара. Экспортные субсидии принимают различные формы:

• прямой перевод денежных средств;

• обязательства по переводу таких средств;

• отказ от получения причитающихся государству доходов;

• льготное или безвозмездное предоставление товаров и услуг;

• льготное приобретение товаров;

• поручение неправительственной организации выполнить одну или несколько из названных выше функций.

К специфическим экспортным субсидиям относятся субсидии, применение которых ограничено определенными организациями или группой организаций, отраслью или группой отраслей, создает для них обоснованные преимущества в сравнении с другими организациями и фактически или юридически сопряжено с развитием экспорта либо замещением импорта.

Производственные субсидии по сравнению с таможенными тарифами имеют преимущества, заключающиеся в том, что они стимулируют развитие национального производства и не вызывают абсолютного сокращения потребления, поскольку не повышают уровень внутренних цен выше мировых.

Оборотной стороной экспортных субсидий являются компенсационные импортные пошлины, которые предоставляют страны, куда устремляются экспортные потоки товаров и услуг.

Компенсационные пошлины – это ответная реакция на экспортные субсидии, которые вызывают обострение напряженности в международной торговле. В результате использования компенсационных импортных пошлин экспортирующая страна не субсидирует национальный экспорт, а, наоборот, финансирует бюджет импортирующей страны. Компенсационные (или антидемпинговые) пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии. Специальное антидемпинговое законодательство характеризует экспортные субсидии как «нечестную» конкуренцию. В связи с этим было принято Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам («Кодекс по субсидиям», 1993 г., Уругвайские многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ).

«Кодекс по субсидиям» предусматривал создание нормальных условий конкуренции на мировом рынке, ликвидацию так называемых запрещенных экспортных субсидий. Однако это не решает проблем, ибо имеются способы государственного субсидирования отечественного экспорта в обход ВТО (до 1995 г. ГАТТ).

Нетарифные ограничения во внешней торговле

Использование тарифов в промышленно развитых странах после Второй мировой войны (1939–1945) существенно сократилось. Вместе с тем возрастает роль импортных и экспортных квот, добровольных экспортных ограничений (ДЭО) и других нетарифных барьеров.

Нетарифные барьеры – одна из форм протекционистской политики государства; система ограничений, преследующая сокращение импорта товаров; всякие барьеры, которые возводят государства, чтобы воспрепятствовать торговле между странами.

К нетарифным барьерам относят:

– требования к экологическим характеристикам оборудования;

– ограничения выпуска лицензий на импорт;

– административные запреты на продажу некоторых видов продукции в конкретных странах и т. д.

Выделяют три укрупненные группы нетарифных ограничений регулирования внешней торговли.

1. Внешнеторговые ограничения, нацеленные на прямые ограничения импорта для защиты определенных отраслей отечественного производства. Это меры по лицензированию и контенгированию импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, добровольные экспортные ограничения и др.

2. Административные ограничения – технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, маркировке и др.

3. Косвенное воздействие на внешнюю торговлю лицензии, квоты (контингенты).

Лицензирование импорта и экспорта означает, что специальным ведомством от имени государства выдается разрешение на импорт и экспорт товаров. Лицензии бывают двух типов:

• автоматические (или генеральные) лицензии, позволяющие импортировать и экспортировать товары, включенные в списки, в течение определенного времени;

• неавтоматические (разовые), которые разрешают импорт и экспорт товаров с указанием его количества, стоимости, страны происхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который импортируется или экспортируется данный товар.

Наибольшее распространение из всех видов нетарифных ограничений получили квоты (или контингенты) на импорт и экспорт товаров.

Квота в макроэкономике применительно к международной торговле является нетарифным ограничением (барьером). Различают квоту на импорт и квоту на экспорт.

Квота на импорт – это один из методов введения количественных ограничений в протекционистских целях. Она может ограничивать стоимость импорта, разрешенного к ввозу в страну в данном году. Квота на импорт может использоваться и как форма экономического давления на страну‑импортера. Выделяют два вида импортных квот:

• абсолютная квота – количество продукции, разрешенное к ввозу в данную страну;

• тарифная квота – разрешение на ввоз конкретного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке.

Квота экспортная – способ количественных ограничений экспорта товаров и услуг в другие страны и предотвращения снижения экспортных цен и, следовательно, доходов от экспорта. Иногда экспортные квоты нацелены на обеспечение предложения благ на внутреннем рынке, чтобы предотвратить чрезмерный рост цен на них внутри страны. Экспортная квота применяется и как количественный показатель, показывающий роль экспорта товаров и услуг для экономики страны, отраслей и предприятий. В последнем десятилетии XX в. доля экспорта в ВВП США и Японии составляла немногим более 10 %, Великобритании и Франции – около 24, Германии – 34, Бельгии – 70 %,

Механизм функционирования квот аналогичен импортному тарифу:

• внутренние цены поднимаются выше мировых;

• ограничивается предложение импортных товаров. Но квоты отличаются от тарифа в двух аспектах.

Во‑первых, квоты не увеличивают импорт. Поэтому разница между внутренними и мировыми ценами увеличивается, что приводит к нарастанию прибыли от импорта (в том числе и монопольного). При тарифе импорт постепенно увеличивается, а внутренние цены понижаются вслед за мировыми.

Во‑вторых, квоты ограничивают импорт, в результате чего они полностью обособляют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров, что гарантирует абсолютную защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Тариф на импорт не ограничивает объема импортных товаров непосредственно, ибо от импортера требуется одно – платить таможенную пошлину. В последние годы приоритет во внешней торговле за применением квот, а не тарифов, по двум основаниям:

1. Поскольку тарифные ставки устанавливаются международными торговыми соглашениями и правительства не имеют права повышать тарифы, то они используют импортные квоты, позволяющие защитить свою экономику от иностранной конкуренции.

2. Те отрасли, которые нуждаются в защите от иностранной конкуренции, избирают квоты на импорт, поскольку добиться лицензионных льгот проще, нежели введения тарифов.

Считается, что использование импортных квот наиболее предпочтительно при свободной конкуренции, когда результаты квотирования сопоставимы с результатами тарифа на импорт.

Экономические последствия введения импортной квоты можно проиллюстрировать на рис. 15.3.

Из рис. 15.3 вытекают следующие выводы.

1. Ухудшилось благосостояние потребителей, поскольку в результате введения квоты на импорт растут цены, сокращая тем самым потребительский излишек на величину области («а + b+ с + d + e»).

2. Повысилось благосостояние производителей, поскольку в результате повышения цен они увеличили объемы выпуска. Их дополнительный выигрыш составил область «а».


3. Область («с + d») представляет собой наценку на разрешенный импорт и означает перераспределение доходов от потребителей (своего рода трансферт) в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.

4. Доля ущерба потребителей («а + b+ с + d + e») компенсируется выигрышем производителей – «а» и теми, кто выдает лицензии («с + d»). Чистые потери благосостояния нации составляют область («b + е»).

Чистые потери благосостояния страны при введении квот могут быть выше в сравнении с чистыми потерями при введении импортного тарифа в двух случаях:

– когда квота вызывает монопольную власть национального производителя либо иностранной фирмы‑импортера продукции;

– когда импортные лицензии размещаются неэффективно. Выделяют следующие методы размещения импортных лицензий:

– открытый аукцион: государство предоставляет лицензию фирме, которая предлагает за нее наибольшую цену;

– система явных предпочтений: правительство предоставляет импортные лицензии более престижным фирмам в объеме, который соответствует их доле в суммарном объеме накануне введения квот;

– «затратный метод»: лицензии выдаются фирмам, которые располагают большими производственными мощностями и другими ресурсами.

Одним из нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли являются добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) это разновидность экспортной квоты, минимальная экспортная цена, которая навязывается развитыми странами экономически слабым странам.

Страна «добровольно» ограничивает свой экспорт под угрозой более значительных мер торговой политики со стороны своих партнеров. В последнее время в мире заключено более сотни соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен (с охватом продукции текстильной промышленности, черной металлургии, бытовой электроники и др.).

Добровольные экспортные ограничения обладают двумя основными чертами специфического характера, определяющими некоторые преимущества в торговой политике. Во‑первых, они менее заметны для национальных покупателей в сравнении с тарифами или квотами на импорт. В связи с этим покупатели относятся к ним более благожелательно. Во‑вторых, при добровольных экспортных ограничениях иностранные фирмы могут устанавливать более высокие цены, нежели при тарифных ограничениях либо при квотировании импорта. Следовательно, зарубежные партнеры в определенной степени могут возместить понижение размеров экспорта посредством роста цен на него.

Добровольные экспортные ограничения стали использоваться с 50‑х гг. XX в. в торговых отношениях между США и странами Европы, с одной стороны, и Японией – с другой, по поводу текстильных товаров. Затем этот вид нетарифных ограничений стал применяться и новыми промышленно развитыми странами.

К нетарифным формам ограничений во внешней торговле относятся также демпинг и торговое эмбарго.

Демпинг – продажа товаров за рубежом по цене ниже той, по которой экспортер продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости в стране‑изготовителе. Демпинг как вид недобросовестной конкуренции преследует цель вытеснить конкурента, захватить рынок сбыта. Потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекрываются различными способами:

• продажей по высоким ценам других товаров;

• реализацией аналогичного товара по завышенным ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка;

• получением дотаций от государства, поощряющего экспорт.

В 1967 г. в рамках ГАТТ (ныне ВТО) был принят международный антидемпинговый кодекс, регламентирующий процедуру выявления и доказательства демпинга, а также способы компенсации нанесенного ущерба фирмам импортирующей страны, выпускающей аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая сторона может внести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары. В антидемпинговом законодательстве, принятом в Австрии в 1962 г., впервые определен количественный показатель товарного демпинга, согласно которому экспортная цена считается демпинговой, если она ниже по меньшей мере на 20 % в сравнении с ценами на внутреннем рынке или на 8 % ниже мировой цены. Демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется для ее укрепления. Законодательством многих стран, а также документами Европейского Союза (ЕС) предусмотрены меры против демпинга, в частности антидемпинговые пошлины.

Демпинг используется, как правило, в периоды экономических спадов, т. е. носит временный характер, ибо частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже ее себестоимости. Различают следующие виды демпинга:

• постоянный демпинг отражает долговременную тенденцию фирм‑монополистов извлекать монопольную прибыль посредством реализации товаров по более высоким ценам на отечественном рынке в сравнении с мировым рынком, где высока конкуренция зарубежных фирм;

• спорадический демпинг выступает в виде нерегулярной реализации товаров на мировом рынке по более низкой цене в сравнении с национальным рынком. Этот вид демпинга наблюдается в результате перепроизводства товаров и желания предотвратить понижение цен на национальном рынке;

• хищнический демпинг представляет собой временную реализацию товаров на иностранных рынках ниже его издержек производства. Использование этого вида демпинга преследует цель устранить конкурентов, а затем повысить цены; в результате создаются предпосылки для обеспечения монопольной власти.

Торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую‑либо страну либо вывоза из какой‑либо страны определенных видов товаров. Такие экономические санкции осуществляются не по экономическим интересам, а по политическим мотивам. Торговое эмбарго может распространяться как на одну страну, так и носить коллективный характер, согласно решению ООН. Эмбарго, ограничивая торговые связи, наносит экономический ущерб всем странам, участвующим в нем. Однако те страны, которые не присоединяются к торговым эмбарго, могут иметь определенный выигрыш, поскольку возникают условия для роста экспорта своих товаров.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 347 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: