Доначислен земельный налог за прошлый год

Опубликовано: 16.05.2024

В результате проверки вам доначислили налоги, а также штрафы и пени. Вы с этим согласны и готовы платить. Но как отразить итоги проверки в учете? Это зависит от вида доначисления. Читайте в статье.

Штрафы и пени

Начнем со штрафов и пеней. Их, независимо от периода, за который они начислены, а также и от вида налога, в бухучете относят на финансовый результат. То есть в расходах они не учитываются. Учетную запись нужно делать по дате вступления в силу решения, вынесенного по результатам проверки.

Это будет проводка:

  • Дебет 99 кредит 68
    • начислены штраф и пени по результатам налоговой поверки.

Решение по проверке вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения, а вручают его в течение 5 рабочих дней после принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если инспекция направляет решение заказным письмом, тогда будет считаться, что решение получено через 6 рабочих дней с даты отправки (п. 13 ст. 101 НК РФ).

В налоговом учете суммы штрафов и пеней тоже не относятся к расходам. Это запрещено подпунктом 2 статьи 270 НК РФ.

Доначисления налогов в бухучете

Как можно расценивать доначисленные по итогам проверки налоги?

Это не что иное, как ошибки. Неважно, что их обнаружили не вы, а проверяющие. Исправлять их придется вам. И порядок исправления зависит от периода, к которому такая ошибка относится. Варианты будут такие:

  • налоги, доначисленные за текущий год, учитываются на дату решения налоговой инспекции, вынесенного по результатам проверки. Их отражают теми же проводками, которыми начисляются соответствующие налоги;
  • налоги, относящиеся к прошлому году, при условии, что годовой баланс еще не утвержден, нужно доначислить в декабре прошлого года;
  • налоги, относящиеся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, отражаются в учете в зависимости от существенности доначисленной суммы (с учетом требований ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).

Так, несущественные ошибки отражают на дату вступления в силу решения по проверке, то есть на дату обнаружения. В бухучете доначисленные налоги относят в прочие расходы, кроме доначисленного налога на прибыль – его относят на финансовый результат.

Проводки будут такие:

  • Дебет 91 Кредит 68
    • доначислены налоги по результатам налоговой поверки;
  • Дебет 99 Кредит 68, субсчет расчеты по налогу на прибыль
    • доначислен налог на прибыль по результатам налоговой поверки.

Существенные ошибки отражают по дебету счета 84 и пересчитывают при этом в текущей отчетности сравнительные показатели прошлых лет.

  • Дебет 84 Кредит 68
    • доначислены налоги по результатам налоговой поверки.

Доначисления в налоговом учете

Итак, штрафы и пени, как мы уже выяснили, к налоговым расходам не относятся. Также нельзя учесть в расходах доначисленный налог на прибыль.

С другими налогами придерживайтесь такого порядка.

На затраты можно списать налог на имущество, транспортный и земельный налоги (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

НДФЛ к расходам не относят, его нужно удержать из доходов физлица. Если это не возможно, нужно сообщить об этом в инспекцию и работнику (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Самая запутанная ситуация с учетом доначисления НДС. Вот нюансы:

  • если занижена реализация, доначисленный НДС отнести в расходы нельзя (п. 19 ст. 270 НК РФ);
  • если был снят НДС-вычет, то включить его сумму в расходы нельзя, кроме случая, когда отказ получен в вычете НДС, относящегося к необлагаемым операциям (эту сумму можно отнести на расходы текущего периода или включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 НК РФ));
  • если доначислен налог, который нужно восстановить, то в расходы можно включить только НДС по товарам (работам, услугам), которые фирма начала использовать для необлагаемых операций, или в случае получения субсидии на возмещение затрат с учетом НДС (подп. 2 , 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Вопрос: Налоговым органом доначислена сумма земельного налога на земельный участок, которым владеет организация на праве собственности. Основанием для доначисления суммы налога явился тот факт, что указанный участок имеет категорию разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения", при исчислении суммы налога на данный участок организация использовала налоговую ставку 0,3%. Указанный участок организацией не используется самостоятельно, данный участок сдан в аренду иной организации для выращивания на его площадях сельскохозяйственных культур. Налоговый орган расценил факт сдачи в аренду указанного участка как основание для применения налоговой ставки по земельному налогу в размере 1,5% от кадастровой стоимости, так как данный участок используется организацией в предпринимательской деятельности, не связанной с использованием земли в сельскохозяйственных целях ввиду сдачи ее в аренду. Правомерно ли доначисление сумм налога?

Ответ: Если налоговым органом доначислена сумма земельного налога на земельный участок, которым владеет организация на праве собственности, на основании того, что указанный участок имеет категорию разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения", а указанный участок организацией сдан в аренду иной организации для выращивания на его площадях сельскохозяйственных культур, то доначисление суммы земельного налога неправомерно, так как применяемая налоговая ставка привязана к самому земельному участку, а не к его владельцу, использование земельного участка другим лицом не изменяет категорию земель данного участка, кроме того, указанный участок используется в соответствии с установленным для него разрешенным видом деятельности.

Обоснование: Как следует из норм п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Следовательно, факт владения организацией земельным участком на праве собственности порождает обязанность данной организации уплачивать суммы земельного налога на данный участок.

Нормами абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Соответственно, при исчислении суммы земельного налога на земельный участок, имеющий категорию разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения", применяется налоговая ставка 0,3%.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Таким образом, для земельных участков, имеющих категорию разрешенного использования, отличную от указанных в пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, применяется налоговая ставка, равная 1,5%.

Из норм п. 1 ст. 390 НК РФ следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Следовательно, сумма земельного налога на конкретный земельный участок рассчитывается исходя из его фактической кадастровой стоимости.

Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Данная норма устанавливает, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается путем государственной кадастровой оценки.

Основываясь на нормах п. 1 ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Минфин России придерживается позиции, что если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40 (направлено Письмом ФНС России от 28.07.2008 N ШТ-6-3/531@).

Из анализа судебной практики следует, что суды придерживаются следующей позиции: при исчислении суммы налога следует исходить из категории разрешенного использования земель. Данная позиция отражена в Постановлении ФАС Московского округа от 23.03.2011 N КА-А41/958-11, в котором суд определил, что заявитель правомерно применил ставку земельного налога в размере 0,3%, то есть ставку, соответствующую целевому назначению земли - земли сельскохозяйственного назначения, используемой в этом качестве.

Резюмируя все изложенное выше, можно сделать обоснованный вывод, что доначисление суммы земельного налога в отношении данного земельного участка не является правомерным. Данный вывод следует из того обстоятельства, что сумма налога начисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а также налоговой ставки, применяемой в зависимости от категории земель данного земельного участка, категория земель устанавливается государственными органами и никак не привязана к владельцу земельного участка. Тот факт, что пользование земельным участком осуществляет другая организация, не имеет значения, так как сумма налога начисляется исходя из установленной категории земель, которая не изменяется при использовании данного земельного участка иным лицом по назначению, установленному категорией земельного участка.

Часто бухгалтеры задают вопрос, каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете налоги, пени и штрафы, начисленные по итогам проверки. В этой статье мы рассказали о корректировках, которые необходимо сделать компаниям, применяющим общую систему налогообложения.

Пени и штрафы

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 1 250 руб. — начислены пени.

Доначисленные налоги

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Налог на прибыль

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).

Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.

В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91

– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу).

Корректировки и проводки по налогу на прибыль

Причина доначисления налога на прибыль

Налог на добавленную стоимость

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.

По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ. После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.08 № 03-07-11/222).

В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.

Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).

Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.

Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.

В бухучете появились проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 150 000 руб. — доначислен НДС;

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68

– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.

Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.

Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.

Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.

Если организация собирается оспорить решение по проверке

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

ФНС разослала гражданам уведомления на уплату личных налогов: кому-то по почте, кому-то через личный кабинет налогоплательщика. Некоторые удивились, что в этих уведомлениях доначислены налоги за 2016 и 2015 гг. Хотя все суммы по полученным ранее уведомлениям уплачены полностью. Законен ли пересчет налогов задним числом, если он ухудшает положение налогоплательщиков?

Причины доначисления налогов за прошлые годы

Как из­вест­но, граж­дане не долж­ны рас­счи­ты­вать иму­ще­ствен­ные на­ло­ги. На­ло­го­вый орган сам на­прав­ля­ет граж­да­ни­ну на­ло­го­вое уве­дом­ле­ние о необ­хо­ди­мо­сти упла­тить транс­порт­ный, зе­мель­ный на­ло­ги или налог на иму­ще­ство фи­зи­че­ских лиц. При­чем не более чем за 3 года, пред­ше­ству­ю­щих году его на­прав­ле­ния. Такое уве­дом­ле­ние долж­но быть на­прав­ле­но до 20.10.2018.

Налог на иму­ще­ство, транс­порт­ный и зе­мель­ный на­ло­ги за 2015 и 2016 гг. могли по­явить­ся в на­ло­го­вом уве­дом­ле­нии за 2017 г. по двум ос­нов­ным при­чи­нам.

При­чи­на 1. Ин­спек­ция во­об­ще не вклю­ча­ла их суммы в на­ло­го­вые уве­дом­ле­ния за 2015 и/или2016 гг. Это могло про­изой­ти, к при­ме­ру:

•из-за незна­чи­тель­но­сти общей суммы на­чис­лен­ных на­ло­гов: менее 100 руб. за 2015 и 2016 гг.;

•из-за несвое­вре­мен­но­го по­лу­че­ния на­ло­го­вой служ­бой из ре­ги­стри­ру­ю­щих ор­га­нов (ГИБДД, Ро­сре­ест­ра) ин­фор­ма­ции, на ос­но­ва­нии ко­то­рой ис­чис­ля­ет­ся налог, о на­ли­чии у вас объ­ек­тов на­ло­го­об­ло­же­ния;

•из-за ка­кой-ли­бо ошиб­ки на­ло­го­во­го ор­га­на, к при­ме­ру в рас­че­те на­ло­га. Или из-за того что ранее уве­дом­ле­ние было на­прав­ле­но по оши­боч­но­му адресу.

Причина 2. Ранее была неверно определена кадастровая стоимость имущества или земельного участка. Такой пересчет законен в двух случаях.

Случай 1. Была обнаружена ошибка, повлиявшая на первоначальный расчет кадастровой стоимости. Подобные ошибки могли быть допущены при кадастровом учете и/или госрегистрации прав. К примеру, указана не та площадь квартиры или земельного участка.

В случае исправления таких ошибок инспекторы должны использовать данные о новой кадастровой стоимости начиная с календарного года, в котором была применена ошибочная кадастровая стоимость.

Случай 2. В ЕГРН внесены данные об увеличенной кадастровой стоимости на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров по размеру такой стоимости. При этом заявление о пересмотре подано в 2016 г. или ранее. Кем подано это заявление, не имеет значения (собственником, администрацией или каким-то иным заинтересованным лицом). В таком случае новая кадастровая стоимость должна учитываться начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

В иных случаях увеличения кадастровой стоимости задним числом (к примеру, на основании решения властей, акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости) пересчет земельного налога или налога на имущество за прошлые периоды задним числом недопустим.

Отслеживать изменение кадастровой стоимости можно на сайте Росреестра

Как видим, для того чтобы оце­нить, на­сколь­ко за­кон­но уве­ли­че­ние зе­мель­но­го на­ло­га или на­ло­га на иму­ще­ство, при­дет­ся про­ве­сти ми­ни-рас­сле­до­ва­ние.

В лич­ном ка­би­не­те на­ло­го­пла­тель­щи­ка на сайте ФНС вы мо­же­те от­сле­жи­вать дан­ные о ка­даст­ро­вой сто­и­мо­сти сво­е­го иму­ще­ства за по­след­ние 3 года. Од­на­ко при­чи­ны ее из­ме­не­ния вы там не уви­ди­те.

Пол­ную ис­то­рию из­ме­не­ний ка­даст­ро­вой сто­и­мо­сти объ­ек­тов недви­жи­мо­сти, а также их при­чи­ны проще всего найти на сайте Ро­сре­ест­ра → Элек­трон­ные услу­ги и сер­ви­сы → По­лу­че­ние све­де­ний из Фонда дан­ных го­су­дар­ствен­ной ка­даст­ро­вой оцен­ки. Можно, к при­ме­ру, сде­лать за­прос по ка­даст­ро­во­му но­ме­ру зе­мель­но­го участ­ка или иного объ­ек­та недви­жи­мо­сти.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Земельный налог


У одного земельного участка оказались разные кадастровые стоимости. Компания начислила налог по стоимости, указанной в ЕГРН, и не угадала.

В ИФНС заявили, что эта цифра неверная. Просто Росреестр ошибся, внося стоимость земли в кадастр. В этой связи ИФНС потребовала с компании, уплатившей 100 тыс. земельного налога, доплатить еще полмиллиона.

Как все было и чем дело кончилось — расскажем.

Разные стоимости

ООО «Парус» владеет двумя земельными участками в Тамбовской области. Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276 определена их кадастровая стоимость 14,2 млн. руб. и 29,2 млн. руб.

Компания посчитала эту стоимость завышенной, и обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которая решениями от 12.12.2014 № 48 и № 49 изменила кадастровую стоимость участков, определив ее в сумме 2,6 млн. руб. и 4,9 млн. руб.

То есть кадастровая стоимость снизилась более чем в 5 раз и стала равна рыночной стоимости.

Между тем пока суть да дело, вышло новое Постановление администрации региона от 28.11.2014 № 1498, в котором кадастровая стоимость этих земель составила 13,7 млн. руб. и 28,0 млн. руб.

Соответственно, указанная кадастровая стоимость подлежала применению для исчисления и уплаты земельного налога с 1 января 2015 года.

администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276

Решения комиссии по рассмотрению споров от 12.12.2014 № 48 и № 49

администрации Тамбовской области от 28.11.2014 № 1498

Что сделал Росреестр

При этом сначала поступило Постановление региональных властей от 28.11.2014.

Однако принцип «кто первый встал, того и тапки», в данном случае не работает.

После этого в Росреестр поступили решения комиссии от 12.12.2014 и именно эти данные как последние поступившие, были зафиксированы в государственном кадастре недвижимости в качестве достоверных данных о кадастровой стоимости земельных участков для целей исчисления земельного налога.

Руководствуясь сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, ООО «Парус» уплатило земельный налог за 2015 год в размере 112 151 рубля за оба принадлежащих ему земельных участка. Казалось бы, все логично. Однако не тут-то было. Налоговиков такой расчет налога не удовлетворил. Маловато будет.

Что решила ИФНС

Учитывая обстоятельства, налоговики не стали штрафовать фирму, а ограничились только доначислением налога и пени.

Компания это благодеяние не оценила и пожаловалась в УФНС (безрезультатно), а также обратилась в суд. Увы, Арбитражный суд встал на сторону налоговиков (дело №А64-6012/2017). Апелляция и кассация не помогли. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ компании было отказано.

Принимая решения, суды исходили из того, что решения комиссии от 12.12.2014 оспаривали предыдущее Постановление администрации региона — от 11.11.2013 № 1276. К новому Постановлению от 28.11.2014 № 1498 они отношения не имеют, а значит указанная в них стоимость уже недействительна.

То есть Росреестр зафиксировал в государственном кадастре недвижимости ошибочную кадастровую стоимость, подлежащую применению с 1 января 2015 года.

Суды указали, что особенности отражения сведений о размере кадастровой стоимости спорных участков в государственном кадастре недвижимости не могут изменять обязанности налогоплательщика по уплате земельного налога, которые определяются на основании определенной в установленном порядке кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Что решил КС

Конституционный суд встал на сторону налогоплательщика и при этом отметил, что п.3 ст. 391 НК не противоречит Конституции. Просто налоговики его неправильно применяют.

Аргументы приведены в Постановлении КС № 13-П/2019 от 28.02.2019.

Федеральный законодатель однозначно и непротиворечиво определил существенный элемент налогового обязательства по земельному налогу — налоговую базу для налогоплательщиков-организаций как кадастровую стоимость земельного участка, указанную в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При построении системы исчисления и уплаты земельного налога именно на государстве лежит обязанность обеспечения достоверности предоставляемых налогоплательщику-организации сведений, необходимых ему для целей налогообложения.

Налогоплательщик не должен нести бремя неблагоприятных налоговых последствий, вызванных как неопределенностью положений законодательства, так и ненадлежащим применением норм государственными и муниципальными органами.

При администрировании земельного налога налоговые органы должны руководствоваться информацией, содержащейся в ЕГРН, а в соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, пункт 3 статьи 391 НК по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика-организацию, добросовестно осуществившего исчисление и уплату земельного налога на основании сведений ЕГРН, предоставленных ему Росреестром, неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и пени по земельному налогу, связанных с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в названном реестре по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.

В итоге решения, принятые по делу ООО «Парус», подлежат пересмотру с учетом правовых позиций КС.

Читайте также: