О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков

Опубликовано: 21.09.2024

Закон Челябинской области от 4 мая 2021 г. N 351-ЗО
"О внесении изменений в Закон Челябинской области "О снижении налоговой ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков"

ГАРАНТ:

Принят Законодательным Собранием Челябинской области 29 апреля 2021 г.

Статья 1. Внести в Закон Челябинской области от 28 ноября 2016 года N 453-ЗО "О снижении налоговой ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 ноября 2016 года, N 7400201611280007; 3 октября 2017 года, N 7400201710030003; 5 апреля 2018 года, N 7400201804050014; 30 ноября 2018 года, N 7400201811300001; 28 ноября 2019 года, N 7400201911280013; 30 июня 2020 года, N 7400202006300006; 3 сентября 2020 года, N 7400202009030020) следующие изменения:

1) дополнить статьями 11.1 и 11.2 следующего содержания:

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов для организаций, которые являются участниками специальных инвестиционных контрактов, заключенных в соответствии с главой 2.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в целях внедрения или разработки и внедрения технологий, относящихся в соответствии с перечнем видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов (далее - современная технология), утвержденным Правительством Российской Федерации, к первой группе современных технологий, и удовлетворяют требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 25.16 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 284.9 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Налоговая ставка, установленная частью 1 настоящей статьи, применяется организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт.

В течение следующих налоговых периодов налоговая ставка устанавливается в размере 13,5 процента.

3. Документом, подтверждающим право на применение налоговых ставок, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, является справка, подтверждающая группу, к которой относится современная технология, на внедрение или разработку и внедрение которой заключен специальный инвестиционный контракт, в соответствии с перечнем видов современных технологий, утвержденным Правительством Российской Федерации, заверенная уполномоченным органом в сфере промышленности и новых технологий.

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13,5 процента для организаций, которые являются участниками специальных инвестиционных контрактов, заключенных в соответствии с главой 2.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в целях внедрения или разработки и внедрения современных технологий, относящихся в соответствии с перечнем видов современных технологий, утвержденным Правительством Российской Федерации, ко второй или к третьей группе современных технологий, и удовлетворяют требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 25.16 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 284.9 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Документом, подтверждающим право на применение налоговой ставки, установленной частью 1 настоящей статьи, является справка, подтверждающая группу, к которой относится современная технология, на внедрение или разработку и внедрение которой заключен специальный инвестиционный контракт, в соответствии с перечнем видов современных технологий, утвержденным Правительством Российской Федерации, заверенная уполномоченным органом в сфере промышленности и новых технологий.";

2) статью 13 после слов "или статье 11 настоящего Закона," дополнить словами "или статье 11.1 настоящего Закона, или статье 11.2 настоящего Закона,".

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Челябинской области

N 351-ЗО от 4 мая 2021 г.

В Челябинской области ставка по налогу на прибыль для участников специальных инвестиционных контрактов может составлять 0% или 13,5%.

Правительством РФ был определен перечень современных технологий в целях заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК).

В зависимости от группы современных технологий введены налоговые льготы для участников СПИК.

Нулевая ставка применяется участниками СПИК, внедряющими современные технологии 1-й группы, в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль. Далее ставка составит 13,5%.

Налоговая ставка 13,5% применяется участниками СПИК, внедряющими современные технологии второй или третьей групп.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Если субъект РФ установил пониженную ставку налога на прибыль до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, то он может продлить срок ее действия до 1 января 2023 года. Такая позиция была опубликована в письме Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-10/19406.

Распределение по бюджетам

Налог на прибыль перечисляют в два бюджета – федеральный и региональный. По каждому бюджету своя ставка налога. Так, налог начисляют:

  • в федеральный бюджет – по ставке 2%. На периоды с 2017 по 2020 год – 3%;
  • в региональный бюджет – по ставке 18%. На периоды с 2017 по 2020 год – 17%.

Перераспределение ставки налога на прибыль между бюджетами на период с 2017 года по 2020 год установлено Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Снижение региональной части

Региональные власти до 1 января 2019 могли уменьшать ставку налога в той части, которая поступает в их бюджет до 12,5% по своему усмотрению (до 1 января 2017 года могли снижать до 13,5%). Эта льгота касалась любых налогоплательщиков.

С 1 января 2019 года регионы могут вводить пониженные тарифы по налогу только в случаях, прописанных в НК РФ. А именно, такое право у них есть только в определенных случаях – для резидентов ОЭЗ. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее– Закон № 302-ФЗ).

Для организаций – резидентов ОЭЗ условием для применения пониженной ставки налога на прибыль в региональный бюджет является ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности на территории особой экономической зоны и за ее пределами.

Размер ставки не может быть выше 12,5% (установлено на 2017–2020 годы, до 1 января 2017 года – 13,5%).

Если власти субъектов приняли соответствующие законы о снижении региональной части налога в отношении обычных налогоплательщиков до 1 сентября 2018 года (даты вступления в силу Закона № 302-ФЗ), то действовать они будут до 2023 года или до даты завершения срока действия закона.

При этом принятую ранее пониженную ставку власти могут повысить по своему усмотрению (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

Если срок действия пониженной ставки закончится ранее 2023 года, власти субъекта смогут его продлить. Запрещено устанавливать пониженные ставки, но не запрещено продлевать их. На это указал Минфин России в комментируемом письме, а также и в письме более раннем – от 16.11.2018 № 03-03-05/83098.

Кто платит налог на прибыль

Налог на прибыль организаций – это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности компании. Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.

Налог на прибыль платят:

  • все российские компании (ООО, АО, ПАО и пр.);
  • иностранные фирмы, которые работают в РФ через постоянные представительства или просто получают доход от источника в России;
  • иностранные компании, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения;
  • иностранные организации, местом фактического управления которыми является Россия, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

Филиалы российских фирм самостоятельными плательщиками налога на прибыль не считаются. Однако они могут исполнять обязанности самой фирмы по уплате налога (ст. 19 НК РФ). Как рассчитать сумму налога на прибыль, которую нужно уплатить по месту нахождения обособленного подразделения фирмы, сказано в статье 288 Налогового кодекса РФ.

Если компания работает на специальном режиме налогообложения (“упрощенка”, “вмененка” или единый сельхозналог), она не является плательщиком налога на прибыль. Предприниматели также этот налог не платят. Если фирма работает одновременно на двух налоговых режимах (специальном – кроме УСН – и общем), она платит налог на прибыль только по тем доходам, которые получены в рамках общей системы налогообложения.

При расчете налога на прибыль компания должна точно знать, какие доходы и расходы она может признать в этом периоде, а какие нет. Даты, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения, определяются методом начисления и кассовым методом. (ст. 271–273 НК РФ).

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

Дата публикации 21.12.2020

Документ

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее – Закон) внес многочисленные изменения в НК РФ, в т. ч. в налог на прибыль организаций. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения, которые вступят в силу с 01.01.2021.

Появилось определение остаточной стоимости НМА

С момента вступления в силу гл. 25 НК РФ (01.01.2002) прошло уже почти 19 лет, однако в ней никогда не было определения остаточной стоимости нематериальных активов. На практике обычно применяли соответствующий порядок расчета остаточной стоимости, установленный в абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ для объектов ОС (в виде разницы между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации).

Теперь аналогичный порядок определения остаточной стоимости установлен в п. 3 ст. 257 НК РФ для НМА (п. 23 ст. 2 Закона).

В составе инвестиционного налогового вычета можно будет учесть расходы на НИОКР

Напомним, согласно ст. 286.1 НК РФ сумму исчисленного налога на прибыль (авансового платежа по нему), подлежащего зачислению в региональный бюджет, можно уменьшать на расходы, включаемые в инвестиционный налоговый вычет (при условии введения такого вычета на территории конкретного субъекта РФ). На отдельные расходы можно также уменьшить федеральную часть налога на прибыль. Подробнее см. в Справочнике по налогу на прибыль.

Расходы налогоплательщика, которые в соответствии с законом РФ могут включаться в налоговый вычет, носят закрытый характер. Сейчас это (п. 2 ст. 286.1 НК РФ):

  • затраты на создание и капитальное улучшение (модернизацию и т. п.) объектов ОС;
  • затраты на пожертвования государственным (муниципальным) учреждениям культуры и некоммерческим организациям, поддерживающим указанные учреждения;
  • затраты на создание объектов инфраструктуры (в т. ч. транспортной, социальной, коммунальной).

С 01.01.2021 в ст. 286.1 НК РФ вносятся изменения, согласно которым в состав налогового вычета, уменьшающего региональную часть налога, разрешается включать расходы на НИОКР, указанные в пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ и завершенные (в т. ч. по отдельным этапам) в текущем налоговом (отчетном) периоде (но не более 90 % от их суммы). Подробнее о том, что это за расходы, см. здесь (ссылка на подзаголовок "Состав расходов на НИОКР").

Виды НИОКР, по которым предоставляется (или не предоставляется) инвестиционный вычет, и иные ограничения установит закон субъекта РФ (пп. "д" п. 33 ст. 2 Закона). При этом налогоплательщик сможет выбрать среди этих видов НИОКР, по каким он будет применять налоговый вычет, а по каким – общий порядок в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли (пп. "е", "ж" п. 33 ст. 2 Закона).

Если налогоплательщик воспользуется правом на инвестиционный вычет в отношении расходов на НИОКР и уменьшит на них сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в региональный бюджет (не более 90 % от расходов на НИОКР), он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в федеральный бюджет, на величину, составляющую ровно 10 % суммы этих расходов на НИОКР. Уменьшение федеральной части налога можно перенести и на будущие периоды, если аналогичный перенос предусмотрен и отношении налогового вычета (пп. "б", "з" п. 33 ст. 2 Закона).

Новые правила учета остатка или недостатка резерва на выплату вознаграждений (премий) по итогам года

Напомним, плательщики налога на прибыль в целях равномерного включения в расходы затрат на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год вправе создавать резерв предстоящих расходов на эти цели (ст. 324.1 НК РФ). В настоящий момент отчисления в соответствующий резерв производятся в том же порядке, что и отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (п. 6 ст. 324.1 НК РФ). В частности, это означает, что на конец налогового периода (31 декабря) налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва и, сравнив сумму отчислений в резерв с суммой начисленных (выплаченных) вознаграждений в течение года, включить положительную разницу между ними в доходы, а отрицательную – в расходы (п. 3 ст. 324.1 НК РФ). Положения п. 4 ст. 324.1 НК РФ о переносе резерва на будущий период к резерву на выплату вознаграждений (премий) по итогам года не применяются (письмо Минфина России от 11.12.2018 № 03-03-06/1/89911).

При этом на практике премии по итогам года начисляются (выплачиваются) работникам либо в декабре, либо уже в первом полугодии следующего года. С 01.01.2021 инвентаризацию резерва на выплату вознаграждений (премий) по итогам года можно будет проводить после окончания налогового или отчетного периода, но до момента представления налоговой декларации за этот период. Если сумма вознаграждений (премий), начисленных до даты инвентаризации, превышает сумму отчислений в резерв на последнюю дату отчетного (налогового) периода (за минусом начисленных на эту дату премий и вознаграждений), то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода на оплату труда. В противном случае разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода. Это следует из п. 36 ст. 2 Закона.

Таким образом, суммы вознаграждений (премий) по итогам предыдущего года, начисленные, например, в первом квартале текущего года, можно будет учесть именно в расходах года, по итогам которого они выплачены, а не в расходах первого квартала текущего года.

При определении доходов для применения льготной ставки IT-организации вправе не учитывать полученные бюджетные субсидии

Напомним, для IT-компаний ставка налога на прибыль снижена с 2021 г. до 3 % (мы писали об этом здесь).

Одно из условий применения льготной ставки следующее: доля доходов от передачи прав на разработанные (адаптированные, модифицированные) компьютерные программы и базы данных, их обновления, а также от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению этого ПО по итогам отчетного (налогового) периода должна составлять не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период. При этом не учитываются доходы в виде положительных курсовых разниц, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от реализации ПО и связанных с ним услуг.

Теперь к доходам, исключаемым из общей величины доходов, полученных IT-организацией, добавятся бюджетные субсидии, учитываемые в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (п. 1 ст. 7 Закона). Следовательно, больше IT-компаний смогут применить пониженную налоговую ставку.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

от 23 июня 2011 года N 154-ЗО

О СНИЖЕНИИ СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Закона Челябинской области от 28.11.2016 N 453-ЗО.
____________________________________________________________________

(в редакции Законов Челябинской области от 30.12.2015 N 288-ЗО, от 12.05.2016 N 349-ЗО, от 05.10.2016 N 413-ЗО)

Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 23 июня 2011 года N 473

Статья 1. Пониженная ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет

1. Ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, устанавливается в размере 13,5 процента для следующих категорий налогоплательщиков:

1) аккредитованных инновационных технопарков;

2) управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, включенных в реестр индустриальных (промышленных) парков, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков в соответствии с Законом Челябинской области "О промышленной политике в Челябинской области".

3) организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и соответствующих следующим условиям:

а) в отношении организации принято решение о государственной аккредитации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

б) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам налогового периода составляет не менее 90 процентов от всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации за указанный период.

Ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, в размере, установленном в абзаце первом настоящей части, применяется организациями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, по итогам которого организация впервые обратилась в налоговый орган за предоставлением налоговой льготы.

(п. 3 введен Законом Челябинской области от 12.05.2016 N 349-ЗО)

4) организаций, являющихся стороной специальных инвестиционных контрактов, заключенных с Челябинской областью без участия Российской Федерации в 2016 году в порядке, установленном Правительством Челябинской области, в отношении прибыли, полученной от реализации промышленной продукции, производство которой создается либо модернизируется и (или) осваивается в ходе исполнения специальных инвестиционных контрактов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации данной продукции, и до окончания срока действия специальных инвестиционных контрактов, указанных в настоящем пункте, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках специальных инвестиционных контрактов, указанных в настоящем пункте, и иных доходов (расходов) организаций, указанных в настоящем пункте.

(п. 4 введен Законом Челябинской области от 05.10.2016 N 413-ЗО)

(часть 1 в ред. Закона Челябинской области от 30.12.2015 N 288-ЗО)

2. Для организаций, созданных после 1 января 2011 года, кроме случая их создания в результате реорганизации, и за исключением юридических лиц, признаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными и (или) взаимозависимыми с организациями, созданными до 1 января 2011 года, в случае осуществления юридическими лицами, созданными после 1 января 2011 года, вида экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля" и (или) видов экономической деятельности, которые осуществлялись их аффилированными и (или) взаимозависимыми лицами на территории Челябинской области до 1 января 2011 года, и осуществивших в налоговом периоде капитальные вложения производственного назначения на территории Челябинской области в размере не менее 8 миллионов рублей, ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, снижается на показатель снижения ставки налога на прибыль организаций.

Для целей настоящего Закона под капитальными вложениями производственного назначения понимаются расходы, которые в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат включению в первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов, используемых в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг (за исключением расходов на приобретение легковых автомобилей, земельных участков, многоквартирных домов и наружных инженерных коммуникаций к ним, жилых помещений, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, а также объектов капитальных вложений, приобретенных у аффилированных или взаимозависимых лиц) (далее - капитальные вложения).

Показатель снижения ставки налога на прибыль организаций для указанной в настоящей части категории налогоплательщиков рассчитывается по итогам каждого налогового периода по следующей формуле:

Стоимость капитальных вложений,

Показатель снижения произведенных в налоговом периоде

прибыль организаций Остаточная стоимость основных средств

(в процентах) и нематериальных активов, предназначенных

для производства продукции, выполнения

работ или оказания услуг, находящихся

на территории Челябинской области,

на конец налогового периода

Ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, с учетом показателя снижения не может быть ниже 13,5 процента.

Авансовые платежи исчисляются по ставке налога на прибыль организаций, установленной пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Для организаций, реализующих начиная с 1 января 2011 года инвестиционные проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области, если суммарный объем инвестиций по проекту составляет не менее 300 миллионов рублей, ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, снижается на показатель снижения ставки налога на прибыль организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов, начиная с налогового периода, по итогам которого организация впервые обратилась в налоговый орган за предоставлением налоговой льготы по основаниям, предусмотренным настоящей частью.

Максимальный срок, в пределах которого предоставляется налоговая льгота, предусмотренная настоящей частью, не может превышать восьми календарных лет, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение Правительства Челябинской области о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области.

Показатель снижения ставки налога на прибыль организаций для указанной в настоящей части категории налогоплательщиков рассчитывается по итогам каждого налогового периода по следующей формуле:

Стоимость капитальных вложений,

осуществленных в инвестиционный проект,

Показатель снижения нарастающим итогом

ставки налога на за период реализации проекта

(в процентах) Остаточная стоимость основных средств

и нематериальных активов, предназначенных

для производства продукции, выполнения

работ или оказания услуг, находящихся

на территории Челябинской области,

на конец налогового периода

Ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, с учетом показателя снижения не может быть ниже 13,5 процента.

Авансовые платежи исчисляются по ставке налога на прибыль организаций, установленной пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

Включение инвестиционных проектов в перечень приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области и заключение инвестиционных соглашений с организациями осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Челябинской области.

В инвестиционном соглашении устанавливаются финансово-экономические показатели инвестиционного проекта, права и обязанности сторон, перечень, порядок и сроки представления инвестором отчетной информации о выполнении финансово-экономических показателей инвестиционного проекта.

3-1. Для организаций, реализующих инвестиционные проекты с 1 января 2016 года, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области по строительству, ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, снижается на показатель снижения ставки налога на прибыль организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, по итогам которого организация впервые обратилась в налоговый орган за предоставлением налоговой льготы по основаниям, предусмотренным настоящей частью.

Максимальный срок, в пределах которого предоставляется налоговая льгота, предусмотренная настоящей частью, не может превышать восьми календарных лет начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение Правительства Челябинской области о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области по строительству.

Показатель снижения ставки налога на прибыль организаций для указанной в настоящей части категории налогоплательщиков рассчитывается по итогам каждого налогового периода по следующей формуле:

Стоимость капитальных вложений,

осуществленных в инвестиционный проект,

за период реализации проекта

ставки налога на Остаточная стоимость основных средств

прибыль организаций и нематериальных активов,

(в процентах) предназначенных для производства

продукции, выполнения работ или оказания

услуг, находящихся на территории

Челябинской области, на конец

Рассчитанное значение показателя снижения ставки налога на прибыль организаций округляется до второго знака после запятой.

Ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, с учетом показателя снижения не может быть ниже 13,5 процента.

Авансовые платежи исчисляются по ставке налога на прибыль организаций, установленной пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инвестиционный проект включается в перечень приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области по строительству при соблюдении следующих условий:

инвестиционный проект планируется реализовать на территории Челябинской области;

в результате реализации инвестиционного проекта планируется создание зданий, строений, сооружений, предназначенных для использования в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;

инвестиционный проект планируется реализовать в следующих сферах деятельности: обрабатывающие производства; животноводство; растениеводство; деятельность по логистике, а именно оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров; производство электроэнергии; деятельность аэропортовая; деятельность в сфере информационных технологий; оказание услуг подвижной радиотелефонной связи;

объем инвестиций, предусмотренный в инвестиционном проекте, составляет: не менее 500 миллионов рублей, если инвестиционный проект планируется реализовать на территориях Челябинского, Магнитогорского городских округов; не менее 300 миллионов рублей, если инвестиционный проект планируется реализовать на территориях Златоустовского, Копейского, Миасского городских округов; не менее 100 миллионов рублей, если инвестиционный проект планируется реализовать на территории иного городского округа или муниципального района;

среднемесячная начисленная заработная плата в организации в результате реализации инвестиционного проекта составит не менее среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике в городском округе или муниципальном районе, на территории которого планируется реализовать инвестиционный проект, за последний отчетный год, по информации органов государственной статистики.

Включение инвестиционных проектов в перечень приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области по строительству и заключение соглашений с организациями осуществляются в порядке, установленном Правительством Челябинской области.

В соглашении устанавливаются финансово-экономические показатели инвестиционного проекта, права и обязанности сторон, перечень, порядок и сроки представления инвестором отчетной информации о выполнении финансово-экономических показателей инвестиционного проекта.

(часть 3-1 введена Законом Челябинской области от 12.05.2016 N 349-ЗО)

3-2. Для организаций, реализующих инвестиционные проекты с 1 января 2016 года, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области по реконструкции и техническому перевооружению объектов основных средств, ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, снижается на показатель снижения ставки налога на прибыль организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, по итогам которого организация впервые обратилась в налоговый орган за предоставлением налоговой льготы по основаниям, предусмотренным настоящей частью.

Максимальный срок, в пределах которого предоставляется налоговая льгота, предусмотренная настоящей частью, не может превышать восьми календарных лет начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение Правительства Челябинской области о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области по реконструкции и техническому перевооружению объектов основных средств.

Показатель снижения ставки налога на прибыль организаций для указанной в настоящей части категории налогоплательщиков рассчитывается по итогам каждого налогового периода по следующей формуле:

Стоимость капитальных вложений,

осуществленных в инвестиционный проект,

за период реализации проекта

ставки налога на Остаточная стоимость основных средств

Читайте также: