Экономические функции государства налоговая система презентация 11 класс обществознание

Опубликовано: 19.09.2024

Класс: 11

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями: налоги, налогоплательщик; видами налогов.
  2. Прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности

План урока:

  1. Что такое налоги и почему их нужно платить?
  2. Основы налогообложения граждан.
  3. Налоговые вычеты или как вернуть налоги в семейный бюджет.
  4. Решение задач
  5. Учебник В.И.Липсиц «Экономика»

Ожидаемые результаты.

Личностными результатами, формируемыми при изучении темы урока, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни и важности уплаты налогов;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры - это осознание своей ответственности за судьбу страны через уплату налогов.

Метапредметные результаты изучения темы проявляются:

  • в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
  • в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Предметными результатами изучения темы проявляются в:

  • знание научных понятий по теме «Налоги».
  • умения рассчитывать НДФЛ
  • умения находить нужную информацию по теме «Налоги» в различных источниках;
  • адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
  • давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли и мотивов уплаты налогов в деятельности человека;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание роли налогов как решающий регулятор общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
  • к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка
  • на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

Технологическая карта урока

№ этапа

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность
учащегося

Введение в тему урока.

Организация групповой работы. Мозговой штурм.

Цитаты выдающихся людей по теме.

Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его. (Екатерина II Великая)

Налог — это дозволенная форма грабежа. (Фома Аквинский)

Государство прекращает войну всех против всех, и налоги являются ценой, которой покупается общественный мир. (Томас Гоббс)

Безопасность и собственность могут существовать лишь в таком государстве, где налоговая шкала не меняется каждый год. (Наполеон 1 Бонапарт)

Объяснить смысл высказывания каждой группой.

Что такое налоги и почему их нужно платить?

1. Вспомнить и дать каждой группой определение понятия, что такое налог.

2. Предлагает нарисовать кластеры;

2.1. Зачемнужны налоги
2.2. Функции налогов
2.3. Виды налогов

1. Представитель
группы дает определение понятие

2. Работа по темам кластеров

Учебник. Параграф 29.

3. Проверяют правильность составления кластера

Основы налогообложения граждан.

13%: для любых доходов физических лиц, за исключением тех, для которых установлены специальные ставки налога на доход физических лиц (НДФЛ) – 13, 15%, 30%, 35%.

35% облагаются:

  • от стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 4 000 рублей;
  • доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышения суммы, рассчитанной, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ+5 п.п.;
  • суммы экономии физических лиц на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения суммы процентов, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ.
  • При получении заемных средств в валюте превышение суммы процентов, исчисленной исходя из условий договора.

30% облагаются: доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ

15% действует в отношении: доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

13% облагаются: доходы физических лиц от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ; доходы физических лиц в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием

Не подлежат обложению налогом на доход физических лиц (НДФЛ) следующие виды дохода:

Конспект с использованием материалов учебника.

Решение задач по теме урока и тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ

Карточки с заданиями

Параграф 29 стр. 210-218. Выписать терминологию к параграфу.

В Интернете прочитать статьи налогового кодекса: 21, 25, 32, 217, 218.

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ

1. К числу прямых налогов, уплачиваемых гражданами РФ, относится
1) налог с продаж
2) подоходный
3) акцизный сбор
4) таможенная пошлина

2. Верны ли следующие суждения о назначении налоговой политики?
А) Назначением налоговой политики государства является перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений.
Б) Назначением налоговой политики государства является обеспечение государственных расходов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Какой вид налога является прогрессивным?
1) ставка налога не зависит от дохода
2) ставка устанавливается в одинаковом процентном отношении к объекту обложения
3) средняя ставка налога повышается по мере роста дохода
4) ставка налога уменьшается по мере роста дохода

4. Как называется налог, связанный с ввозом товара из-за границы?
1) налог на доход предприятий
2) налог на имущество
3) НДС
4) акциз
5) таможенные пошлины.

5. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. С ростом налогооблагаемой базы налоговые поступления в бюджет, как правило, сокращаются.
Б. Снижение налогов на прибыль способствует созданию новых рабочих мест.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Какого налога не существует?
1) на имущество
2) на доход
3) на образование
4) на автомобили

7. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Косвенные налоги отличаются от прямых тем, что их уплата является добровольной.
Б. Снижение налогов на малый и средний бизнес способствует росту экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Государство утвердило новые, более высокие тарифы на ввоз в страну иностранных машин. Какую функцию государства в экономике можно проиллюстрировать данным примером?
1) борьба с монополистическими объединениями
2) выстраивание системы социального партнерства
3) производство и обеспечение общественных благ
4) защита отечественного производителя от иностранной конкуренции

9. Отмена таможенной пошлины на импортируемый товар приведет:
1) к снижению внутренней цены данного товара
2) к увеличению потребления этого товара
3) к снижению производства данного товара внутри страны
4) к потерям бюджета
5) все предыдущие ответы верны

10. Кирилл, Никита и Даня заработали за год соответственно 1 млн., 2 млн., 3 млн. рублей, а налогов заплатили 130 тыс., 260 тыс., 390 тыс. рублей. Какой вид ставки у данного налога?
1) твердый
2) пропорциональный
3) прогрессивный
4) регрессивный

11. Кирилл, Никита и Даня заработали за год соответственно 1 млн., 2 млн., 3 млн. рублей, а налогов заплатили 130 тыс., 360 тыс., 590 тыс. рублей. Какой вид ставки у данного налога?
1) твердый
2) пропорциональный
3) прогрессивный
4) регрессивный

12. Кирилл, Никита и Даня заработали за год соответственно 1 млн., 2 млн., 3 млн. рублей, а налогов заплатили 130 тыс., 130 тыс., 130 тыс. рублей. Какой вид ставки у данного налога?
1) твердый
2) пропорциональный
3) прогрессивный
4) регрессивный

13. Какой вид факторного дохода предпринимательской деятельности?
1) прибыль
2) заработная плата
3) рента
4) дивиденд

14. Рома накануне своего дня рождения пришел в магазин и узнал, что его любимый объектив стоит от 195 до 237 тыс. рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) единица измерения
2) средство обращения
3) средство межгосударственных расчетов
4) средство накопления

15.Товар подорожал на 25%, а потом еще на 40%. На сколько процентов подорожал товар?

16. Налог на прибыль составляет 13%. Глебу на карточку перевели 41 760 рублей. Найдите зарплату Глеба до уплаты налога.

Тест по обществознанию Экономика и государство 11 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания).

Часть 1

1. Органы государственной власти в структуре экономики выполняют функции

1) производства
2) распределения
3) обмена
4) потребления

2. Верны ли следующие суждения о государственном долге?

А. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести сокращение бюджетных расходов.
Б. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести одалживание денег у иностранных государств.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Ситуация, при которой необходимые расходы государства оказываются больше возможных доходов, называется

1) профицитом бюджета
2) дефицитом бюджета
3) инфляцией
4) конкуренцией

4. Ситуация, при которой доходы государственного бюджета меньше предполагаемых расходов, называется

1) положительным сальдо
2) профицитом бюджета
3) дефицитом бюджета
4) сбалансированным бюджетом

5. В бюджетную систему Российской Федерации не входит (ят)

1) федеральный бюджет РФ
2) бюджеты субъектов РФ
3) бюджеты муниципальных образований
4) бюджеты акционерных предприятий

6. Государственный бюджет Российской Федерации принимается

1) Президентом РФ
2) Правительством РФ
3) Федеральным Собранием РФ
4) министром финансов

7. Ситуация, при которой в государственном бюджете доходы примерно равны расходам, называется

1) положительным сальдо
2) профицитом
3) дефицитом
4) сбалансированным бюджетом

8. Верны ли следующие суждения о воздействии государства на экономику?

А. Государство воздействует на экономические отношения через налогообложение.
Б. Государство воздействует на экономические отношения через кредитно-денежную систему.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Государство воздействует на экономические отношения через

1) правовое регулирование
2) налогообложение
3) кредитно-денежную систему
4) всё вышеперечисленное

10. Ситуация, при которой доходы государственного бюджета превышают расходы, называется

1) отрицательным сальдо
2) дефицитом бюджета
3) профицитом бюджета
4) сбалансированным бюджетом

Часть 2

1) налогообложение
2) принятие законов
3) расширение государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие государственного сектора

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие ценные бумаги.

Акции, облигации, деньги, вексель, приватизационный чек.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется __________.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

К важнейшим экономическим функциям государства как основного института политической системы общества относятся:

1) формирование эффективной экономической __________(А) государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
2) регулирование кредитно-денежной системы страны;
3) развитие и защита механизма __________(Б) и предотвращение негативных последствий __________(В);
4) защита и охрана всех видов __________(Г);
5) регулирование в стране __________(Д);
6) охрана интересов __________(Е) и контроль за качеством товаров и услуг;
7) контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику и т.д.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) монополизм
2) конкуренция
3) политика
4) собственность
5) трудовые отношения
6) потребитель
7) предприниматель

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Часть 3

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме Фискальная политика в РФ. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Темы для мини-сочинения

1) «Национальный доход не размножается делением» (Я. Вейрох).
2) «Самая трудная задача, стоящая перед парламентариями, — как извлечь деньги из налогоплательщиков, не трогая избирателей» (Неизвестный).
3) «Частный сектор — это часть экономики, контролируемая правительством, а государственный сектор — часть экономики, не контролируемая никем» (Дж. Голдсмит).

Ответы на тест по обществознанию Экономика и государство 11 класс
Часть 1
1-2
2-1
3-2
4-3
5-4
6-3
7-4
8-3
9-4
10-3
Часть 2
1. 123
2. Деньги
3. Бюджетно-налоговой политикой
4. 321456

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

Укажите три источника финансирования бизнеса и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) Часть прибыли фирмы (внутренний источник). Например, хозяин автомастерской направил часть полученной прибыли на приобретение нового оборудования;

2) Кредит в банке (внешний источник). Например, владелец сети продовольственных магазинов взял в банке кредит и использовал его для покупки современной холодильной установки;

3) Государственная дотация (внешний источник). Например, фермер получил средства из государственного фонда поддержки малого бизнеса для закупки дополнительной партии кормов.

Могут быть приведены и иные примеры.

Назовите любые три фактора, влияющих на формирование спроса, и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе должны быть названы факторы и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) сезонность (например, в холодное время года в России растёт спрос на зимнюю одежду и инвентарь для зимних видов спорта, тогда как спрос на лёгкую одежду и предметы для пляжного отдыха невысок);

2) уровень доходов потребителей (например, из-за экономического кризиса покупательная способность населения страны Х. упала, что привело к сокращению спроса на украшения из драгоценных металлов);

3) изменение вкусов и предпочтений (например, в стране Х. появилась мода на юбки клеш у девушек, что привело к росту спроса на них).

4) изменение числа потребителей (например, с началом туристического сезона население города Анапа увеличивается за счет приезжих туристов, спрос на продукты питания растет).

Могут быть названы иные факторы, приведены другие примеры.

Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества. Сначала укажите роль (функцию) налоговой системы, затем пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Значение налоговой системы раскрыто на трёх примерах, допустим:

1) стимулирующая функция. Пример: В период кризиса властями государства Х. было принято решение снизить налоги для бизнеса, что обеспечило постепенный выход страны из рецессии.

2) социально-воспитательная функция. Пример: властями государства Х. было принято решение об увеличении акцизов на алкогольную продукцию, что привело к снижению ее потребления населением.

3) распределительная функция. Пример: в России за счет налогов и сборов финансируются различные социальные трансферты населению: пенсии по инвалидности, пособия по безработице и т.д.

Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики). Сначала укажите экономическую функцию государства, затем пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В ответе необходимость государственного регулирования экономики может быть подтверждена следующими примерами:

1) Использование налогового механизма для снижение уровня социального неравенства. Например, в ряде стран введены специальные налоги на сверх прибыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т. е. государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счёт их частичного перераспределения;

2) Борьба с высоким уровнем инфляции. Например, Центральный банк государства Х. вынужден был повысить учетную (ключевую) ставку, с целью снижения нормы инфляции;

3) Финансирование производства общественных благ. Например, в российском бюджете отдельной статьёй расходов является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т. е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

Необходимость участия государства в экономической жизни может быть подтверждена другими примерами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Роль государства в экономике"

Просмотр содержимого документа
«Презентация Роль государства в экономике»


Цель:

Проанализируйте виды ресурсов с помощью таблицы. Земля Деньги Труд Наёмный работник Капитал Пашня Предпринимательские способности Станки Машинист электровоза Акции Принятие решений Горная река

  • Рассмотреть роль государства в экономике страны
  • Познакомиться с системой налогообложения

Проанализируйте виды ресурсов с помощью таблицы.

План урока:

Функции государства Какие экономические функции государства существуют по мнению А. Смита ? Стр. 132 (1 абзац) учебника

  • 1. Функции государства.
  • 2.Зачем экономике государство
  • 3.Почему мы платим налоги
  • 4.Государственный бюджет

Какие экономические функции государства существуют по мнению А. Смита ?

Стр. 132 (1 абзац) учебника

Функции государства в экономике

Функции государства в экономике

Прямое и косвенное воздействие государства на экономику Прямое регулирование Включает преимущественно административные методы (законы, госзаказы, развитие госсектора в экономике) Косвенное регулирование Использует методы кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики

  • стабилизация экономики
  • защита прав собственности
  • регулирование денежного обращения
  • перераспределение доходов
  • регулирование отношений между работодателями и наемными рабочими
  • контроль за внешнеэкономической деятельностью
  • создание общественных благ

Прямое и косвенное воздействие государства на экономику

регулирование

Включает преимущественно административные методы (законы, госзаказы, развитие госсектора в экономике)

регулирование

Использует методы кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики

Налоги Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Функции налогов:

Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Прочитать с.135 выяснить виды налогов.

  • фискальная (формируется доходная часть бюджета)
  • регулирующая (стимулирование или сдерживание темпов производства)
  • распределительная (распределение результатов производства между различными сферами и группами населения)

Прочитать с.135 выяснить виды налогов.

Налоги Налоги Прямые (налагаемые непосредственно на потребителей) Косвенные (налоги на продажу товаров и услуг) Подоходный налог Таможенная пошлина Акцизные налоги (надбавки) Налог на имущество Налог на прибыль Налог с продаж

Прямые (налагаемые непосредственно на потребителей)

Косвенные (налоги на продажу товаров и услуг)

Акцизные налоги (надбавки)

Налог на имущество

Налог на прибыль

Словарная работа Прямые налоги - это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества. Косвенные налоги - это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров. Акциз - это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара. Пошлины - это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.

Словарная работа

Прямые налоги - это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества. Косвенные налоги - это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.

Акциз - это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.

Пошлины - это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.

НАЛОГИ Обеспечивают распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с социальными и экономическими задачами. РЕГИОНАЛЬНЫЕ (налоги субъектов РФ) Местные Федеральные

Обеспечивают распределение и

перераспределение национального дохода в соответствии с социальными и экономическими задачами.

(налоги субъектов РФ)

Домашнее задание: Параграф § 17, выучить понятия, выписать определение государственному бюджету, перечислить доходы и расходы государства.

Домашнее задание:

Параграф § 17, выучить понятия, выписать определение государственному бюджету, перечислить доходы и расходы государства.

Экономические функции государства

В настоящее время, как вы знаете, практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования.

Мировой опыт доказывает, а многочисленные научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Для осуществления этой роли оно использует разные рычаги воздействия на экономику.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы в разных странах существенно различаются. Они отражают и историю, и традиции, и масштабы страны и т. д. С давних времен идет дискуссия между теми, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции. Поиск путей рационального соотношения этих двух подходов ведется и в настоящее время. Какова нее роль и функции государства в рыночной экономике?

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей. Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: обеспечить экономический рост; создать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее); обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

Экономическая политика строится на умелом сочетании перспективных и текущих целей. К перспективным целям российской экономической политики относится, например, формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики. К текущим целям можно отнести, например, решение проблем государственного долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьбу с бедностью, снижение налогов на бизнес и др.

В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику. (Попробуйте сами дополнить перечень направлений экономической политики.)

Какие экономические функции выполняет государство в современном обществе? За государством всегда сохраняются такие классические функции, как стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ и т. д.

На последней функции остановимся более подробно. Почему государству приходится заниматься производством общественных благ?

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. Вы можете сами привести примеры подобных благ.

Производство общественных благ берет на себя государство, потому что в большинстве своем оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

Значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочных) эффектов или воздействий.

Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Рассмотрим конкретные примеры.

Примером положительного внешнего эффекта может быть деятельность военных заводов. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборона и безопасность (за нее потребитель платит налоги), производители одновременно способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого мы все пользуемся бесплатно. Для компенсации военным предприятиям этого внешнего эффекта государство может поднимать цены на военную продукцию или предоставлять им субсидии.

Компенсация внешних эффектов — важная функция государства в рыночной экономике.

С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики; усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений). Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества. Это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.

Государство в обновляющейся на рыночных основах России занято не столько организацией и регулированием производства, оставляя решение этой задачи преимущественно рынку, сколько осуществлением контроля над экономикой и выбором приоритетных направлений экономической политики.

Реализация экономической политики предполагает применение определенного инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.

Читайте также: