Экономическая политика промышленная политика аграрная политика налоговая политика это

Опубликовано: 29.04.2024

Экономическая политика государства (Economic policy) - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для достижения общественно значимых целей.

В настоящее время, в отличие от XIX века, государство на всех уровнях включено в экономическую систему. Но и сегодня не утихают споры о границах, формах, методах государственного вмешательства в экономику. Удачно сформулировал проблему французский поэт П. Валери: "Сильное государство подавляет нас, а при слабом мы погибнем". Правительство выполняет множество политических, социальных и экономических функций. Для их выполнения используется набор инструментов, рычагов, мер, оказывающих влияние на деловую активность, уровень занятости, дифференциацию доходов и т.д. В XX веке активность государства как субъекта экономических отношений нарастала, что было вызвано Великой депрессией, мировыми войнами, соревнованием с социализмом.

К факторам, определяющим масштабы, формы, методы вмешательства государства в экономическую жизнь, можно отнести: менталитет населения, определяемый национальными, культурными традициями, этическими нормами; уровень экономического развития страны; степень открытости экономики; уровень технологического развития; традиции, опыт, квалификацию аппарата государственного управления.

В экономической теории выделяется два противоположных подхода к пониманию роли государства в экономике: классический (либеральный) и кейнсианский (этатический).

"Классики" считают, что экономика является внутренне стабильной и государственное вмешательство лишь подрывает механизм рыночной конкуренции, поэтому оно должно быть сведено к минимуму. Государство должно защищать и охранять права собственности, охранять границы страны и права граждан, заботиться об образовании населения, строительстве дорог и т.п. В этих условиях экономический эгоизм будет заставлять производителя выпускать товары, пользующиеся спросом у покупателей, пытаясь превзойти своих конкурентов по каким-либо параметрам. Таким образом, удовлетворение личного интереса обеспечивает удовлетворение коллективного и общественного интересов. Инструментами саморегулирования выступают гибкая заработная плата, гибкие цены и гибкий процент. Из экономистов наиболее четко данную позицию сформулировал А. Смит. Либералами были Ф. Кенэ, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, А. Маршалл. В XX веке последователями данного направления были: Л. Мизес, Б. Бруцкус, В. Ойкен, Ф. Хайек, Л. Эрхард. В экономическом анализе до 30-х годов XX века преобладали либеральные идеи, хотя отдельные экономисты и школы обосновали активную роль государства: социальная школа в Германии, институционалисты в США, А. Пигу в Англии.

В противоположность либералам, "этатисты" отказывают рынку в способности к самонастройке и исходят из того, что государство должно являться регулятором экономической жизни. Наиболее последовательными этатистами были социалисты всех направлений, фашисты.

По мнению Кейнса, только экономика полной занятости может считаться равновесной и эффективной. Причиной безработицы Кейнс считает недостаток так называемого "эффективного спроса", который коренится в психологии людей, в их склонности к сбережению. (Кейнс сформулировал психологический закон, суть которого заключается в следующем: с ростом доходов увеличивается потребление, но в не той степени, как увеличивается доход). Компенсировать этот недостаток необходимо путем проведения активной бюджетно-налоговой политики и кредитной политики. В этот же период представители институционально-социальной школы обосновывают необходимость проведения активной социальной политики государства, антимонопольного, правового регулирования экономической деятельности.

Государственное вмешательство в экономику получило широкое распространение с середины 30-х годов XX века практически во всех развитых странах. Вводятся государственные пенсионные системы и различные формы помощи лицам с доходом ниже определенного уровня, поскольку перераспределение доходов (снижение доходов богатых и повышение благосостояния бедных) стало рассматриваться как важная задача экономической политики государства. Для поддержания доходов граждан и уровня занятости в периоды циклических спадов предлагались программы общественных работ и выплат пособий безработным. Разрабатывается система прогрессивного налогообложения с резко выраженной возрастающей шкалой. В годы Второй мировой войны за счет бюджета строятся предприятия, в ряде стран в послевоенный период проводилась национализация - формируется государственный сектор.

Возрастание роли государства в 30-х годах XX века объясняется концепцией больших экономических циклов (циклов Кондратьева). На 30-е годы приходится начало четвертого большого экономического цикла. Происходит бурное развитие многих отраслей, определивших современную экономику: сельскохозяйственное машиностроение, общее машиностроение, автомобилестроение, другие, что потребовало развития инфраструктуры (строительство дорог, портов, систем связи). Выдвинутая П. Самуэльсоном и Р. Масгрэйвом концепция "общественных благ" доказывала, что именно государству необходимо осуществлять предложение целого ряда товаров, которые важны для экономики страны в целом, т.к. сам рынок в отдельности не в сотоянии обеспечить данные товары в необходимом объеме. У частного сектора нет абсолютно никаких стимулов осуществлять производство "общественные блага", т.к. их потребляют все без исключения, независимо от того, оплачивают они их или нет.

В основу расширения роли общественного сектора в таких сферах, как здравоохранение, образование, наука, транспорт, подготовка кадров и других, легла концепция "экстерналий". Государство может влиять на частный сектор с помощью субсидий (предоставляемых непосредственно или через налоговые льготы), предложения некоторых товаров через общественный сектор или путем законотворчества.

Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что из-за больших масштабов некоторых видов деятельности или проектов требуются такие ресурсы и знания, которые могут быть сконцентрированы и мобилизованы только правительством. Для осуществления деятельности частного сектора нужна информация, имеющаяся только в общественном секторе (то есть если бы не было государства и соответствующих органов, то издержки частного предпринимателя по сбору и обработке информации значительно бы превышали потенциальную пользу от нее).

Экономическая политика большинства стран Запада примерно до середины 70-х годов XX века строилась на постулатах кеинсианской теории. Но чрезмерное вмешательство государства в экономику привело к ограничению рыночных начал. К 70-м годам страны столкнулись с проблемами снижения эффективности экономики, темпов научно-технического прогресса, обострением кризисных процессов, ростом инфляции, социального иждивенчества, бюрократизма и т.п. Это привело к поиску альтернативных вариантов регулирования экономической жизни. Происходит отказ от идей Кейнса и усиливается стремление восстановить рыночное саморегулирование, то есть в функциях правительства осуществляется переход от замещения рынка к его дополнению и поддержке.

В 80-х годах большинство стран начинает проводить экономические реформы, включающие:

  • приватизацию государственных предприятий, ориентированную на стимулирование конкуренции и повышение эффективности производства;
  • отмену импортных пошлин и количественных ограничений во внешней торговле, что делает ее более чувствительной к изменениям в относительных ценах;
  • либерализацию регулирования кредитов и процентных ставок, что ведет к восстановлению важных распределительных функций кредитного рынка;
  • сокращение регулирования цен и других ограничений на свободу экономической деятельности, поскольку регулируемые цены всегда искажают рыночные связи, снижая экономическую эффективность и стимулируя рентоориентированное поведение;
  • субсидирование товаров первой необходимости приводит к уменьшению цен, в ряде случаев они сокращаются до такой степени, что возникает ажиотажный спрос и растрата ресурсов.

Экономические реформы направлены, на поощрение предпринимательской активности и преодоление социального иждивенчества. Практика всех стран показала, что условием экономического прогресса является рыночное саморегулирование. В то же время ни в одной стране экономика не функционирует без воздействия государства.

Исторический опыт показал, что "альтернативы экономике как демократическому регулируемому рыночному хозяйству нет" (Я. Певзнер, российский экономист), что рыночный подход является всеобъемлющим, он применим ко всему (Г. Беккер, американский экономист), в том числе и к человеческому поведению, к действиям государства.

Главным отличительным признаком государства является право принуждения. "Принуждать - пишет П. Хейне в замечательной книге "Экономический образ мышления", - значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора". Принуждение сочетается с убеждением. Но этим правом обладает и рынок (например, с помощью рекламы). Принуждая, государство обеспечивает согласование действий граждан, дополняя добровольный обмен, основанный на соблюдении прав собственности. Условием успеха в достижении личных интересов является максимизация предельной выгоды от тех или иных действий и минимизация предельных издержек. Государство своим принуждением способствует:

  • увеличению положительных экстерналий (внешних выгод), побуждая людей действовать во имя общих интересов;
  • снижению трансакционных издержек, что увеличивает выгоду для всех участников сделок;
  • уменьшению затрат, увеличению выгод для граждан, создавая четко действующую систему правосудия, систему национальной обороны, строя дороги и школы.

Однако государственное принуждение не может быть единственной основой согласования интересов и действий граждан. Последние через механизм согласования, лоббирования и другое могут воздействовать на решения, принимаемые законодателями и правительством. Отдельные решения могут формироваться под воздействием "групп давления". Следовательно, решения государства могут быть неэффективными, не соответствовать долговременным интересам общества, что объясняется рядом причин.

  1. Ошибки со стороны политиков. Одни из них не имеют соответствующего образования и слабы в экономических материях; другие оказываются рабами, как отмечал Кейнс, отживших свое экономических теорий; третьи преследуют свои интересы, например, стремление выиграть следующие выборы; четвертые руководствуются своими представлениями об общественных интересах. Например, в западных странах до 90-х годов мало внимания уделялось вопросам финансового федерализма и обеспечения согласованности экономической политики в пределах отдельно взятой страны.
  2. Последствия прежних решений. Текущая экономическая политика в значительной мере определяется решениями предшествующего правительства, которые создают условия, отличающиеся от тех, что предпочли бы иметь действующие политики. Оказывается, что значительно проще принимать решения об увеличении социальных, налоговых и других льгот, чем об их уменьшении, о расширении размеров госаппарата, чем об его сокращении.
  3. Недостаточное владение инструментами экономической политики, различиями между интересами управляющих и управляемых. Инструменты экономической политики находятся под полным контролем государственного руководства, полагающегося на четкую и эффективную работу госслужащих, выполняющих принятые наверху решения. Однако бюрократия может быть неэффективной или коррумпированной, способна искажать полученные директивы или использовать инструменты экономической политики в своих узких интересах.

Таким образом, государство призвано не подменять рынок, а сосредоточить усилия на повышении эффективности всех рынков с помощью следующих мер:

  • открытие внутреннего рынка для иностранных фирм (развитие иностранной конкупенции);
  • запрет и отмена необязательных или неэффективных экономических норм;
  • развитие информационного обеспечения участников рынка;
  • создание регулирующих органов, эффективно обеспечивающих потребителей всей необходимой информацией, а также устанавливающих прозрачные и равные для всех участников рынка правил игры.

Государство должно стимулировать конкурентное поведение, борясь с монополизмом и поощряя увеличение числа участников рынка, поддерживая малое предпринимательство, венчурный (рисковый) бизнес.

Итак, можно выделить два основных типа (модели) экономической политики государства в смешанной экономике: активная (кейнсианская) макроэкономическая политика и пассивная (либеральная, классическая) макроэкономическая политика. В кейнсианской модели основным средством воздействия государства на экономику является фискальная политика, в классической - монетарная политика.

При этом могут использоваться прямые и косвенные формы экономической политики. К формам прямого регулирования можно отнести:

  1. Законотворческая деятельность и прямой административный контроль, осуществляемый специальными органами государства: за качеством пищевых продуктов и лекарств, за операциями на рынке ценных бумаг, за соблюдением техники безопасности и охраны труда, за соблюдением экологических норм и правил, за соблюдением антимонопольного законодательства и многие другие.
  2. Государственное производство. Во всех развитых странах существует более или менее значимый по своим масштабам государственный сектор. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государственное предпринимательство осуществляется в отраслях инфраструктуры, развитие которых требует больших капиталовложений при крайне медленной оборачиваемости капитала (сооружение и содержание дорог, портов, каналов, аэродромов, водопроводов, систем связи, электросети и др.). Велика роль государства в развитии и содержании не только производственной, но и социальной инфраструктуры. В основном государству принадлежат школы, большая часть высших учебных заведений, значительное число больниц, спортивных сооружений и т.д. Государство имеет предприятия, производящие товары и услуги, но может быть и совладельцем фирм.
  3. Национализация и приватизация объектов собственности, замораживание цен и заработной платы, к чему может прибегать государство в кризисные периоды.
  4. Трансферты, дотации, субсидии, субвенции. Государственное кредитование и страхование частных фирм, хотя и связаны с фискальной политикой, также могут рассматриваться как формы прямого вмешательства государства. С помощью этих инструментов государство, используя силу принуждения, перераспределяет доходы от богатых налогоплательщиков к бедным, от более развитых субъектов, регионов к более отсталым.
  5. Государственный долг, под которым понимается вся сумма обязательств перед внешними и внутренними кредиторами. Долгосрочные государственные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках перераспределяют доходы между поколениями: часть потребностей текущего поколения удовлетворяется за счет будущих, вынужденных без своего на то согласия погашать этот долг.
  6. В настоящее время, в условиях нарастания экологического кризиса все большее значение приобретает использование административно-законодательных мер экономико-экологического регулирования, предусматривающих экологическую экспертизу, нормирование выброса вредных веществ в атмосферу, почву, воду и жесткий контроль за их соблюдением.

К формам косвенного регулирования относятся главным образом фискальная и монетарная политика государства.

Фискальная (бюджетно-налоговая политика) - политика воздействия на совокупный спрос посредством изменения расходов и доходов государства с целью изменения объема национального производства, обеспечения полной занятости.

Монетарная политика - политика стимулирования сбалансированного экономического роста посредством определения оптимальных темпов роста денежного предложения.

Основные направления экономической политики государства:

  • фискальная (бюджетно-налоговая) политика;
  • монетарная (денежно-кредитная) политика;
  • социальная политика;
  • внешнеэкономическая политика.

Если целью экономической политики является сглаживание циклических колебаний, то такая политика получила название антициклической. Если упор делается на борьбу с инфляцией, то макроэкономическая политика является антиинфляционной. В конкретной исторической обстановке государство может проводить промышленную, аграрную политику, политику занятости (политику борьбы с безработицей), политику доходов. В зависимости от поставленных целей будут выбираться те или иные инструменты, методы фискальной и монетарной политики.

Определив цели, приоритеты, основные направления экономической политики, государство регулирует экономику, используя методы регулирования (методы экономической политики): прогнозирование развития экономики, введение экономических нормативов, установление налоговых ставок, определение размеров денежной эмиссии, разработка государственных программ и их финансирование, поддержание курса национальной валюты, установление квот на экспорт и импорт отдельных продуктов, определение прожиточного минимума, размеров минимальных пенсий, минимальной ставки заработной платы и многое другое.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Страницы: 1 2

Для развития рыночной экономики характерно постоянное усложнение ее структуры. В масштабах национальной экономики в процесс общественного воспроизводства вступает все больше объектов и субъектов. Постепенно рыночный механизм начинает давать сбои (существование внешних эффектов, необходимость производства общественных благ и т.д.), поэтому государство вынуждено вмешаться в его функционирование. Вопрос о границах этого вмешательства до сих пор остается открытым. Исторически первые ростки экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия», т.е. существовали достаточно независимые друг от друга меры в области аграрной, промышленной и социальной политики. Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны еще в конце XIX века. Яркий пример в этом смысле Германия, которая опередила в своем развитие многие страны. По указанию Отто Бисмарка было принято социальное законодательство, на основе которого возникла новая сфера – социальное страхование.

Экономическая политика как понятие представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние и предопределить их результаты.

Следует различать механизмы проведения экономической политики государства и ее направления (рис. 4.1).

Надо отметить, что в экономической политике следует выделять общеэкономическую и прикладную сторону. Общеэкономический подход к регулированию заключается в том, что государство стремиться поддержать макроэкономическое равновесие. Прикладной же характер заключается в создание конкретных проектов (по строительству вузов, школ, по оплате труда государственных служащих).

Рассмотрим более подробно основные направления экономической политики государства:

  • конъюнктурная политика представляет собой совокупность мер государства по обеспечению динамичного и одновременно равновесного состояния рыночной экономики. Причины, по которым государство прибегает к этим мерам заключаются в том, что не смотря на то что перепады в экономической системе имеют и свои положительные стороны (выявляются и устраняются самые слабые и неэффективные звенья экономики), они сопровождаются серьезными последствиями вроде массовой безработицы и нарушения связей между экономическими агентами. Все инструменты этой политики можно условно разделить на финансовые и кредитно-денежные. К финансовым относятся такие меры как финансовая активизация государственных и частных инвестиций (для стимулирования подъема в экономике) путем снижения налоговых ставок, предоставления дополнительных субсидий, введение налоговых льгот. Кредитно-денежные инструменты применяются Центральным банком страны, как проводником кредитно-денежной политики государства, и могут выражаться в регулировании учетной ставки, снижении нормы обязательных резервов и т.д. Данные инструменты могут применяться и для решения структурных, региональных и социальных задач, однако следует помнить, что при осуществление конъюнктурной политики они применяются в рамках краткосрочного периода, в виде оперативных мер регулирования;
  • структурная политика –совокупность мер, оказывающих влияние на отраслевой состав экономики. Цель данной политики – стимулирование научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности национальной экономики и решение ряда социальных проблем. Инструменты структурной политики можно условно разделить на прямые и косвенные. Прямые меры помощи определенным отраслям обычно выражаются в государственных заказах на продукцию, бюджетных инвестициях и запретах правительства на производство определенной продукции. Косвенные – в налогах и налоговых льготах, ускоренной амортизации, льготных кредитах и т.д. Однако в процессе проведения данного вида политики возникают свои противоречия: поддерживать путем применения прямых методов лидирующие отрасли не имеет смысла, ведь это нарушает конкуренцию. По отношению к ним оправдано только косвенное регулирование. Однако на прямую «адресную» поддержку вправе рассчитывать отставшие отрасли: сельское хозяйство, текстильная промышленность и т.п. Таким образом, государство проводит корректировку экономического развития страны.
  • региональная экономика– совокупность мер государства по достижению оптимальной региональной структуры национальной экономики. Цель данного вида политики – поддержка экономически ослабленных регионов. Меры, которые применяет государство для этой цели следующие: во-первых, стимулирование роста производственного сектора, так как именно данная сфера обеспечивает наибольшее количество рабочих мест, во-вторых, обеспечение близких по значению параметров развития разных регионов для того, чтобы избежать серьезных перекосов в темпах развития;
  • социальная политика –совокупность мер государства, направленных на рост благосостояния нации и создания равных стартовых возможностей для всех граждан страны. Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов, усилением неравенства, что и определяет необходимость существования регулирования в данной сфере. Инструменты, которые применяет государство для этой цели следующие: прямая поддержка наиболее нуждающегося населения через систему социального обеспечения, регулирование занятости и заработной платы и поддержание системы здравоохранения и культуры;
  • стабилизационная политика– совокупность мер государства, направленных на восстановление макроэкономического равновесия на уровне близкому к полному использованию всех ресурсов. Эта политика приобретает особое значение в экономиках, которые переживают переходный период, так как он обычно характеризуется инфляцией (которая подрывает стимулы к производственной деятельности) и снижением накоплений и инвестиционной активности. Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как наиболее динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который можно достаточно быстро вернуть экономику в состояние полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере в краткосрочном периоде. Это воздействие может осуществляться как с помощью мер монетарной, так и кредитно-денежной политики.

4.2. Финансовая система как основа государственного регулирования

Финансы – одна из самых сложных экономических категорий. В современной экономической науке используют как узкую так и широкую трактовку данного понятия. В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе. Более узкий подход заключается в том, что финансы представляют собой определенные производственные отношения.

Финансовую систему можно определить как совокупность следующих элементов: государственные финансы, финансы хозяйственных субъектов и финансы населения. Процесс функционирования финансовой системы для достижения определенных целей, стоящих на уровне государства, представляет собой финансовую политику.

4.2.1. Государственный бюджет

Государственный бюджет – представляет собой ведущее звено финансовой системы государства, представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Обычно составляется сроком на 1 год, однако в истории бывали случаи, когда этот период составлял квартал, полугодие, 2 или 3 года.

Основные функции государственного бюджета следующие:

  • перераспределение национального дохода;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • стимулирование научно-технического прогресса;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

  • на политические цели: расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; расходы на содержание аппарата управления государством;
  • на экономические цели: расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики;
  • на социальные цели: расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.

Главным идеологом использования государственного бюджета в практике регулирования экономики стал английский экономист Дж. М. Кейнс. Он впервые опроверг предположение о необходимости сбалансированности бюджета и предположил, что его дефицит может служить способом стимулирования экономики.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

  • когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
  • когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
  • когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т

Экономическая политика — это совокупность предпринимае­мых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Государственное регулиро­вание — основа механизма реализации экономической полити­ки — представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом из­менять состояние спроса и предложения на рынке для реализа­ции целей экономической политики. Таким образом, экономи­ческая политика представляет более широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулиро­вание.

Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост нацио­нального объема производства, поддержание определенного уров­ня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновес­ного сальдо внешнеторгового баланса.

Постановка цели поддержания стабильного роста, национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.

Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.

Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.

Цели экономической политики. Цели экономической полити­ки реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования, рассмотренных выше.

Экономическая политика государства осуществляется адми­нистративно-правовыми (оказывающими прямое воздействие) и экономическими (оказывающими косвенное воздействие) мето­дами. Применение инструментов экономической политики мо­жет оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.

Важно как можно более точно знать не только характер воз­действия каждого инструмента на цель, но и количественные параметры этого воздействия. Эта проблема решается на основе составления целевой функции экономической политики — упо­рядоченного множества целей, применяемых для их реализации инструментов, и влияющих на взаимодействие целей и инстру­ментов рыночных факторов.

Общий вид функции:


где У; (i = 1, . k) — i-ая цель экономической политики; в X., . Xs — множество инструментов экономической поли­тики;

Zi, . Zn — множество рыночных факторов, оказывающих влияние на процесс реализации экономической политики.

Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое «неравенство Тинбергена»: количество целей не должно превышать количество применяемых государ­ством инструментов. В противном случае у государства не хва-| тит ресурсов для реализации поставленных целей.

Инструменты экономической политики оказывают на цели мультипликативное влияние. Степень воздействия каждого xi-то инструмента на yi-ую цель определяется с помощью показателя мультипликатора экономической политики (mif) — показателя эффективности воздействия xi-то инструмента на yi-ую цель: dy, тц = dxj.

Система рассчитанных мультипликаторов дает общее представ­ление о действенности экономической политики. Показатель «эластичности мультипликатора экономической политики» ух)


определяет, на сколько процентов изменится значение цели Уi при изменении инструмента xi на 1%.

При разработке варианта экономической политики важно не только правильно определить, какое влияние окажет тот или иной инструмент на цель, но и верно рассчитать, когда это произойдет. Для этого необходимо учитывать наличие лаговой структуры экономической политики. Она включает: «лаг при­знания» (промежуток времени, необходимый для осознания по­литиками насущности соответствующей проблемы регулирова­ния); «лаг решения» (промежуток времени, необходимый для принятия решений о запуске регулирующих механизмов); «лаг конкретных действий» (время конкретных действий государствен­ных институтов по включению соответствующих инструментов); «промежуточный лаг» (включает промежуток времени между изменением текущего инструмента и совокупного инструмента экономической политики); «лаг воздействия» (время непосред­ственного воздействия инструмента на цель).

При оценке воздействия инструмента экономической политики на цель следует учитывать не только время этого воздействия но и то, как мощность воздействия распределяется во времени. Если возможный отрицательный эффект воздействия больше возможного положительного эффекта, то от процесса регулиро­вания целесообразно отказаться.

Центральным пунктом дискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебаний экономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссии сводится к двум проблемам: должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика играть активную роль в стабили­зации экономики или их роль должна заключаться в приспособ­лении к текущим экономическим колебаниям («активный» или «пассивный» характер экономической политики) и следует ли в процессе реализации экономической политики придерживаться определенного курса или же политические деятели должны по собственному усмотрению оперативно реагировать на изменение условий («твердый» или «дискреционный» курс).

В пользу активного характера экономической политики при­водятся следующие аргументы. Для периодов спадов характер­ны высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Модель совокупного спроса и совокупного предложения показы­вает, каким образом шоковые потрясения вызывают спады, как меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики мо­гут предотвратить такие спады, оперативно реагируя на соответ­ствующие шоки. Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.

Основным аргументом против активной экономической поли­тики является наличие временных лагов, которое осложняет за­дачи макроэкономической стабилизации. В этом случае лаги де­лят на внутренний и внешний. Внутренний лаг — это промежу­ток времени между моментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг — это промежуток времени между моментом принятия мер экономической полити­ки и временем, когда они начнут давать отдачу. Для бюджетно-налоговой политики характерен длительный внутренний лаг. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы, нужно согласие прези­дента, правительства, принятие законов и т.д. Денежно-кредит­ная политика характеризуется длительным внешним лагом.

Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики считают, что наличие временных лагов не снимает необходимость регулирования. В частности, сокращению временных лагов способствуют «автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных корректировок экономической политики.

Поскольку результаты экономической политики проявляют­ся лишь через определенный промежуток времени, для успеш­ной политики стабилизации важны экономические прогнозы. Подготовка прогноза создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обыч­но распадается на четыре этапа. На первом этапе происходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятия политических решений определяется очередность целей и их желаемые величины. Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантов экономической политики, обес­печивающих достижение целей программы. На третьем этапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляют­ся бюджеты, определяются системы управления и контроля над выполнением программы. На четвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одного из вари­антов программы.

Направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Масштабы государ­ственного регулирования, его конкретные формы, методы суще­ственно различаются по странам. Они отражают историю, тради­ции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геопо­литическое положение и многие другие факторы.

Реализация государственного регулирования. Традиционно «веком регулирования» называют период с 1945 по 1970 гг., когда наблюдался резкий рост активности государственного вмеша­тельства в экономику практически во всех странах с рыночной экономикой. «Активизм» проявлялся в массовой приватизации частных и образовании государственных предприятий, росте доли государственных расходов в национальном доходе, а также в росте масштабов и глубины государственного регулирования.

70-е годы называют переходным периодом. Закончился «зо­лотой век» мировой экономики, многие, если не все развитые страны Запада, прошли период промышленного кризиса, снизи­лась их конкурентоспособность по сравнению с Японией и Вос­точно-Азиатскими странами. Обострились проблемы занятости, другие социальные проблемы. Политически произошел сдвиг вправо, который обусловил существенное сокращение государственного вмешательства и широкое применение рыночных прин­ципов. Соответственно в науке активизировались «рыночные» теории, усилилось мнение, что государственное регулирование не улучшает эффективность, а иногда даже ухудшает ее. Во мно­гих развитых странах возникла серьезная переоценка человечес­ких и природных издержек промышленного роста, активизиро­вались политические течения, которые защищали сокращение такого рода издержек. В результате все больше распространя­лись социальные цели регулирования (защита потребителей, тру­довые стандарты, защита окружающей среды), которые ранее уступали экономическим проблемам.

Дерегулирование. Период времени с начала 80-х годов и по настоящее время называют веком дерегулирования: многие стра­ны существенно перестраивают свои отношения между государ­ством и экономикой, включая реформу регулирования, умень­шение расходов бюджета, приватизацию. В это время вновь ак­туализируются теории, базирующиеся на принципах признания «провалов государства». Проблемы развивающихся стран дис­кредитировали их модели экономического менеджмента, бази­рующиеся на кейнсианском совокупном спросе и государствен­ном регулировании. Более того, появилось мнение, что именно государственное регулирование повинно в отставании ряда раз­витых стран от Японии и Азиатских стран.

Постепенное дерегулирование проявлялось в разных странах через сокращение государственных расходов, продажу государ­ственного имущества (приватизацию), введение коммерческих критериев к действию общественных предприятий и обеспечению благосостояния. Вводились «более рыночные» методы регулиро­вания, такие как франчайзинг, разделение рынка между субмонополиями (региональными монополиями) и использование их сравнительных преимуществ регулирующим органом для реали­зации общей цели.

Таким образом, по мере совершенствования общества, с изме­нениями в структуре производства, сдвигами в материально-тех­нической базе, актуализаций тех или иных сфер в жизни обще­ства происходит обогащение, уточнение функций государства. В этом смысле дерегулирование, получившее практическую реали­зацию и теоретическое обоснование в современных условиях, нельзя рассматривать как устранение государственного регули­рования, а скорее как адекватное определенному этапу экономи­ческого развития изменение роли, функций государства, форм и методов государственного регулирования.

Этот процесс идет по следующим направлениям:

последовательный переход от прямых к косвенным мето­дам регулирования экономики;

резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, определение про­житочного минимума, продолжительности рабочего време­ни; решение сложных социальных проблем, таких как ком­плекс взаимоотношений между трудом и капиталом, соци­альное партнерство;

уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; обеспечение стабильности в обществе. Роль государства качественно различается на этапах станов­ления и формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной эконо­мики рыночного типа.

В странах с переходной экономикой государственное вмеша­тельство должно не только регулировать рынки, но и способ­ствовать их созданию, поскольку права собственности не ста­бильны, четко не определены и не защищены, не существует эффективных законодательных границ предпринимательского поведения.

В условиях рынка рациональная экономическая политика требует учета двойственной природы государства как субъекта как противоречивого фактора экономического развития. Будучи основой нивелирования «провалов» рынка, оно демонстрирует в практике реализации экономической политики «провалы» государства. Основными причинами «провалов» государства яв­ляются: невозможность агрегирования общественных предпоч­тений, отсутствие конкуренции, несовершенная, с точки зрения выявления истинных общественных предпочтений, парламент­ская процедура принятия решений, бюрократия, поиск «поли­тической ренты», лоббизм, эффект «рационального игнорирова­ния» и другие.

Поэтому современное теоретическое понимание роли государ­ства заключается в актуализации поиска стратегий эффективно­го его воздействия на экономические процессы. Важными фак­торами стратегии перехода к «эффективному» государству явля­ются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

По мере становления гражданского общества все большую значимость приобретают общественные институты: различного рода соглашения, конференции, ассоциации-союзы промышлен­ников, предпринимателей, банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, — которые не являются в чистом виде ни института­ми государства, ни рынка, но выступают реальными участника­ми и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.

7.1. Экономическая политика: истоки формирования

Усложнение рыночной системы

Для развития рыночной экономики характерна такая закономерность , как тенденция к постоянному ее усложнению. В национальной экономике во взаимодействие вступает все большее число объектов и субъектов экономических отношений. Этот процесс затрагивает все исторические этапы формирования и развития товарного производства: от периода зарождения простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках вплоть до современной эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм.

Результатом взаимодействия рыночных сил и научно-технического переворота явился подъем рыночной системы на совершенно новый качественный уровень.

Первый этап усложнения рыночной системы был связан с промышленным переворотом конца ХVIII - начала XIX в. На данном этапе в истории человечества произошло глубинное изменение характера социально-экономического развития. Основой для резкого взлета рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров. Это было обусловлено в свою очередь переходом на машинное производство. Увеличение серийности выпуска позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции и повышение индивидуальных доходов (в том числе вследствие роста численности вовлекаемых в промышленное производство работников) привели к резкому расширению рыночного оборота.

Технический подъем произошел не случайно. Объяснить его лишь процессом накопления человечеством знаний нельзя. Научно-технические открытия в значительной мере всегда обусловлены быстро меняющейся экономической обстановкой. В период наращивания товарных сделок быстро повышается конкуренция, усиливается соперничество между производителями. Дополнительным фактором, усложняющим экономический процесс, стал прирост населения на сравнительно ограниченной и плотно заселенной территории Европы в XVIII-XIX вв. Экономическое пространство уплотнилось. Соперничество, стремление к более быстрому достижению лучших экономических результатов, сохранению своей производственной ниши подталкивали многих представителей делового мира к активному поиску новых технических и технологических решений.

Второй этап, начавшийся в конце XIX в. и продолжающийся до сего времени, основан на другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства. Задача последнего была в том, чтобы помогать рыночному механизму обеспечением его инфраструктуры системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных благ. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Государство начало выступать в новой экономической роли, обозначились контуры такого явления, как экономическая политика.

Однако эффект от различных сочетаний социально-экономических процессов (рынок - промышленная революция; рынок - государство) оказался столь высоким, что в первой половине XX в. динамизм экономики стал чрезмерным. А у хозяйственной системы еще не сложился механизм, который в процессе экспансии мог бы предупреждать о границах и пределах, необходимых для соблюдения общеэкономического равновесия. Разразился мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Возрастание регулирующей роли государства

Первые ростки экономической политики были связаны со стратегией "точечного воздействия". В ее рамках как относительно самостоятельные направления практиковались: таможенная, аграрная, промышленная и социальная политика.

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны еще в конце XIX в. Пример тому - Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По указанию Отто Бисмарка было принято социальное законодательство, на основе которого возникла новая (ставшая затем "классической") сфера - социальное страхование. В 1883 г., в частности, законом было введено страхование по болезни, затем (1884 г.) - от несчастных случаев и, наконец, в 1889 г. - по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обеспечению.

Интерес к экономической роли государства проявился уже в то время столь активно, что экономисты пытались выделить закономерности его вмешательства в хозяйственную жизнь.

В конце XIX в. немецкий экономист Адольф Вагнер в своей книге "Финансовое хозяйство" выдвинул гипотезу, которая хотя и подверглась многократной критике, но продолжает получать фактические подтверждения. Вагнер сформулировал закономерность , которую, может быть, слишком громко назвал законом. Закон Вагнера гласит, что промышленное развитие должно сопровождаться ростом доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте.

Он выдвинул следующие обоснования закона:

  • развитие и усложнение общества требует от государства больших усилий по поддержанию закона и порядка;
  • спрос на услуги в области культуры и благотворительную деятельность растет быстрее, чем доходы, т.е. их эластичность по доходу больше единицы;
  • развитие монополий потребует более действенного и всестороннего контроля за их деятельностью.

В итоге экономического кризиса 1929-1933 гг. сложился вывод о том, что роль государственного соучастия в экономике необходимо поднять на качественно новый уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений - рынка и государства. С учетом динамики рыночного механизма государственные меры должны были выйти за рамки нейтрального поведения в роли ночного сторожа или судьи на футбольном поле . Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название "экономическая политика" в современном ее понимании.

Система коррекции рыночного механизма

В рамках новой стратегии государство резко расширило систему мер инфраструктурного характера. Одновременно новое качественное состояние рыночного производственного механизма требовало внешней коррекции со стороны государства.

Революцию в умах экономистов и политиков, а затем и широкой публики относительно роли государства в экономике совершил сразу после Великой депрессии Дж. М. Кейнс книгой "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). О его теории, касающейся агрегатных моделей общего экономического равновесия, уже говорилось (тема 2). Кейнс, вопреки мнению классиков, показал, что конкурентная рыночная экономика не может автоматически поддерживать полную занятость (а этот вопрос находился тогда в центре внимания) в силу жестких ставок заработной платы и неэластичности инвестиций по ставке процента.

На практике, опираясь на теорию Кейнса, государственные органы в разных странах старались управлять совокупным спросом, экономисты стали применять макроэкономические модели для анализа национальной экономики.

К системе коррекции относятся меры по поддержанию макроэкономического равновесия в условиях дальнейшего роста рыночной экономики. Само понятие равновесия распространилось не только на экономические, но и на социальные элементы, что вызвано ростом самосознания граждан в ходе развития экономики. Потребовалось существенное изменение и расширение системы социального страхования: по случаю безработицы, болезни, старости. Вмешательство государства приобрело не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позднее - межстрановый, международный характер.

Общественные блага и "фиаско" рынка

Важнейшей причиной того, что государство вынуждено вмешиваться в экономику, является наличие (наряду с частными) общественных благ. К ним относятся национальная оборона, защита окружающей среды и др. Они представляют собой товары и услуги, доступ к которым свободен для всех индивидов без дополнительных затрат. Потребление данных благ каким-либо членом общества не делает их недоступными для других. П. Самуэльсон определил свойства этих благ как неконкурентных и неисключительных в потреблении.

Общественные блага, как правило, предоставляются государством за счет средств налогообложения. Если эти блага предложить через рынок, то не произойдет повышения уровня производства, потому что в случае неисключительности рыночный механизм не работает, рынок в этом случае терпит "фиаско". На деле чисто общественные блага встречаются крайне редко, они обычно имеют смешанный частно-общественный характер и частично реализуются на рынке (например, образование).

Масштабы вмешательства

Какими же показателями принято оценивать масштабы экономической деятельности государства? По этому вопросу существует несколько решений. Например, в курсе марксистской политической экономии было принято использовать преимущественно статистические данные о доле занятых на государственных предприятиях и о доле продукции госпредприятий в общем объеме производимых благ.

В современной науке этот подход не отвергается, однако должным авторитетом он не пользуется. Наиболее репрезентативным показателем считается доля государственных расходов в ВВП, так называемая государственная квота . При этом за основу берется идея о том, что вся полнота деятельности государства наиболее полно отражается в масштабах его финансовых затрат, реализуемых через бюджет. Чисто производственная деятельность государственных предприятий далеко не полностью отражает всю сферу экономической активности государства (например, в социальной области).

Экономическая политика как научное понятие

Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их результаты.

Определяя экономическую политику, надо иметь в виду несколько принципиальных положений.

  1. Экономическая политика испытывает влияние двух факторов: изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены в экономическом мышлении - с другой. Оба момента взаимосвязаны, но в то же время обладают относительной самостоятельностью. По мере развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку другими становятся представления людей об истинных и ложных ценностях. В связи с этим даже традиционные задачи нередко целесообразно решать с новых позиций.
  2. Сложившаяся в развитых странах практика показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда сильнее осуществляется ориентация на имеющиеся в данной стране реалии (политических сил, уровень развития страны, ее производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).
  3. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса власти.

Принцип вмешательства государства в рыночную экономику в общем плане ограничивается тем пределом, за которым начинается подрыв рыночного механизма. Этой проблемой интересовались многие экономисты. Нам наиболее известны те, кто выступал за всестороннее государственное регулирование экономики. Но следует знать, что имеются и другие школы, которые стоят на позициях экономического либерализма, считая, что государство следует ограничивать в его действиях. Рынок должен иметь несомненный приоритет.

Структурные аспекты экономической политики

В рамках экономической теории постепенно сложился самостоятельный раздел, посвященный роли государства и его взаимодействию с другими субъектами экономики. Практическое значение представляет собой совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.

Задача научного исследования - систематическое и объективное изучение мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Научный подход включает, например, разработку экономических моделей и прогнозов. Важной научной задачей экономической политики является также формирование экономического мышления в стране, в частности понимания того, что задача государства - лишь создание "рамочных условий", в пределах которых хозяйственные субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные решения.

В экономической политике можно выделить еще общеэкономическую и прикладную сторону. Общеэкономический подход к регулированию (поддержание макроэкономического равновесия) служит основой для прикладных разработок. К ним относится, например, создание конкретных проектов по оплате труда государственных служащих, строительству школ, вузов и т.д.

При использовании институционального и отраслевого критериев классификации принято также выделять такие направления деятельности государства, как аграрное, промышленное, внешнеэкономическое, транспортное и социальное.

В зависимости от функциональной ориентации можно обозначить конъюнктурный, структурный, ценовой, валютный, кредитный и финансовый варианты экономической политики.

Подытоживая сказанное, отметим, что экономическая политика - многоплановое явление, охватывающее целый ряд параметров. Чтобы достаточно полно усвоить эту категорию, необходимо четко и наглядно представлять себе совокупность всех взаимосвязанных компонентов: субъектов (осуществляющих проведение данной политики), ее целей, механизмов их реализации и, наконец, направлений регулирующих мер государства (рис. 7.1).

Экономическая политика государства – это система социально-экономических идей и целей развития страны, основных задач, средств их достижения, а также принципов деятельности органов государственной власти и управления по их реализации. Таким образом, экономическая политика – это деятельность, направленная на достижение заранее поставленных экономических целей. Она начинается с анализа состояния экономики, постановки соответствующих целей, выбора средств их достижения и механизма использования этих средств. На макроуровне экономическая политика реализуется посредством механизмов государственного регулирования национальной экономики.

К основным элементам экономической политики государства следует отнести:

  • научно-техническую и инновационную политику, т.е. деятельность государства, направленную на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических прорывов, внедрение результатов научно-технического прогресса в производство;
  • промышленную политику, которая представляет собой комплекс мер по созданию на макро- и микроэкономическом уровне условий, способствующих восстановлению производственного потенциала, реструктуризации производства, устранению причин возрастания неплатежей, обеспечению эффективных механизмов рыночной конкуренции, оздоровлению институтов антимонопольного регулирования и банкротства;
  • структурную политику, которая предусматривает формирования современной прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики;
  • инвестиционную политику, которая направлена на регулирование капиталовложений с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации;
  • региональную политику, в основе которой лежит обеспечение сбалансированного и комплексного развития отдельных территорий страны исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов;
  • антимонопольную политику, которая имеет целью разработку мероприятий, касающихся созданием конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом в экономике и т.п.;
  • социальную политику, которая сосредоточена на формировании эффективных социально-экономических условий жизни общества, регулировании отношений между социальными группами, формировании экономических стимулов для участия в производстве, обеспечении эффективной занятости населения, создании социальных гарантий и условий для повышения благосостояния членов общества;
  • демографическую политику, которая представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванную сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру;
  • экологическую политику, которая направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды, создания безопасных условий жизни граждан;
  • налогово-бюджетную (фискальную) политику, которая определяет источники формирования государственной казны, налоговой системы и государственного бюджета;
  • кредитно-денежную политику, воздействующую на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства;
  • антиинфляционную политику, которая представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией;
  • внешнеэкономическую политику, которая охватывает различные аспекты внешней торговли, контроль за миграцией капиталов и рабочей силы, поддержку отечественного предпринимательства за границей и т.п. с целью устранения диспропорций платежного баланса и достижения внешнеэкономического равновесия.

Стратегические цели экономической политики:

  • создание макро- и микроэкономических условий для обеспечения полноценного функционирования рыночных регуляторов, эффективной деятельности субъектов хозяйствование;
  • становление конкурентоспособного национального производства;
  • обеспечение сбалансированного и стабильного экономического развития;
  • формирование достойных условий жизни и работы граждан страны, удовлетворения их потребностей, реализация социальных целей общества.

Функции экономической политики:

  1. Постоянные (традиционные): целевая, стимулирующая, регулирующая, исправляющая, регламентирующая, контролирующая, социальная.
  2. Временные, т.е. связанные с реформированием системы социально-экономических отношений и созданием условий относительно формирования рынка:
    • макроэкономическая стабилизация и выход из кризы;
    • создание и внедрение стабильного рыночного законодательства;
    • реализация конкурентных преимуществ страны (специфических ресурсов развития);
    • становление национального конкурентоспособного производства с ориентацией на мировые стандарты качества;
    • поддержка отечественного товаропроизводителя на основе критериев эффективности;
    • разгосударствление и поиск эффективного собственника;
    • формирование конкурентной среды;
    • кардинальная структурная перестройка экономики;
    • рациональная научно-техническая и инвестиционно-инновационная политика;
    • создание эффективной кредитно-денежной и финансовой систем;
    • формирование институтов рыночной инфраструктуры;
    • обеспечение рационального вхождения в мировую экономику;
    • формирование эффективной системы социальной защиты населения;
    • обеспечение рационального вхождения в мировую экономику, реализация конкурентных преимуществ страны (специфических ресурсов развития);
    • создание условий для сохранности экономического единства страны, комплексного, рационального развития регионов;
    • проведение институциональных преобразований (создание правовых институтов, системы новых организаций и учреждений рыночного типа, новой системы управления экономикой) и т.п.

К методам осуществления региональной экономической политики можно отнести следующее:

  • Модернизация структуры хозяйства на принципах экономики постиндустриального типа.
  • Содействие развитию экономически обоснованных и технически обусловленных связей предприятий между приграничными регионами.
  • Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры и ее включение в систему мировой коммуникации.
  • Государственное регулирование цен на продукцию энергетики, снабжение природным газом, транспортные услуги для выравнивания условий хозяйственной деятельности в различных регионах страны.

К средствам реализации региональной экономической политики можно отнести:

  • Прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития (система научно обоснованных представлений о наиболее вероятных вариантах социально-экономического развития). Главное назначение прогноза – оценка развития происходящих и ожидаемых событий, процессов и попытка получить ответы на вопросы: что будет… если?
  • Прямое участие государства в развитии экономической и социальной сферы в регионах (один из способов адресного регулирования). Осуществление государственного инвестирования проектов, имеющих общегосударственное назначение (железная дорога, автомагистрали, медицинские и научные центры). Государство также финансирует проекты, которые оказывают сильное позитивное влияние на рост социально-экономического развития региона.
  • Размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Используется для снижение безработицы и других социально-экономических последствий экономического спада в том или ином регионе. Может стимулировать экономический подъем.
  • Организация информационной поддержки регионов в особых отраслях деятельности. В тех видах деятельности, где возможности и компетенция региональных властей ограничены (внешнеэкономическая деятельность). Государство помогает устанавливать контакты о получении инвестиций и займов.
  • Государственные программы социально-экономического развития. Способ радикального решения проблемы с помощью которого преодолеваются не только последствия, но и причины.

К основным формам реализации региональной экономической политики относятся прогнозирование и программирование. При разработке прогнозов и программ особое место отводится региональному аспекту, что дает регионам необходимые ориентиры для дальнейшего развития.

Главное назначение прогнозов – оценка развития происходящих и ожидаемых процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, т.е. это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если…или что необходимо сделать для получения определенного результата.

Читайте также: