Натуральный налог в сибири

Опубликовано: 01.05.2024

Изменения внесены Федеральным законом от 30.09.2013 № 267-ФЗ и применяются с 01.01.2014 г.

Федеральным законом от 30.09.2013 № 267-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ с целью стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ.

Часть первая НК РФ дополнена новой главой 3.3 «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов».

Закон вступает в силу с 01.01.2014 г. При этом налоговые льготы для участников инвестиционных проектов с объемом инвестиций не менее 50 млн. руб. будут действовать до 01.01.2027г., а для участников с объемом инвестиций не менее 500 млн. руб. – до 01.01.2029 г.

Что такое «инвестиционный проект»

Инвестиционным проектом для целей налогообложения признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно требованиям, установленным пунктом 1 ст. 25.8. В частности, определены территории, на которых осуществляются инвестиционные проекты. К ним относятся Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ (пп. 1 п. 1 ст. 25.8).

Установлен объем капитальных вложений в рамках инвестиционного проекта, который не может быть менее (пп. 4 п. 1 ст. 25.8):

- 50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

- 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

К капитальным вложениям относятся затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений) (п. 3 ст. 25.8).

При этом фактический объем капитальных вложений будет оцениваться в размерах, не превышающих рыночные цены, определяемые по правилам статьи 105.3 НК РФ (п. 4 ст. 25.8).

Субъект РФ вправе увеличить минимальный объем капитальных вложений, а также установить дополнительные требования к региональным инвестиционным проектам (п. 5 ст. 25.8).

Каждый региональный инвестиционный проект должен реализовываться единственным участником (пп. 5 п. 1 ст. 25.8).

Региональным будет считаться инвестиционный проект, который предусматривает производство товаров в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких вышеуказанных регионов (пп. 1 п. 2 ст. 25.8).

Если инвестиционный проект направлен на добычу полезных ископаемых и участок недр расположен в том числе и на других территориях, не указанных в пп. 1 п.1 ст. 25.8, то такой проект также приравнивается к региональному, дающему право на налоговые льготы (пп. 2 п. 2 ст. 25.8).

Кто может стать участником регионального инвестиционного проекта

Требования к организациям, которые хотят стать участниками региональных инвестиционных проектов, установлены статьей 25.9. В частности, организация должна быть зарегистрирована на территории соответствующего субъекта РФ и не иметь обособленных подразделений за пределами этого субъекта.

Кроме этого, организация должна иметь в собственности (или в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок (земельные участки), на котором (которых) планируется реализация регионального инвестиционного проекта. Если для реализации проекта необходимо осуществление строительства, то у организации должно быть разрешение на это строительство.

Не могут стать участниками инвестиционных проектов некоммерческие организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации.

Организации на спецрежимах, организации-резиденты ОЭЗ также не смогут стать участниками региональных инвестиционных проектов.

Организация получает статус участника регионального инвестиционного проекта со дня включения ее в реестр участников региональных инвестиционных проектов, который ведется ФНС России (ст. 25.10).

Решения о включении организации в реестр, а также о внесении изменений в реестр принимаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ, который направляет указанные решения в ФНС России в электронной форме. Порядок включения организации в реестр установлен статьей 25.11.

Налог на прибыль

Для организаций - участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов (п. 1.5 ст. 283). Особенности применения нулевой ставки участником инвестиционного проекта установлены новой статьей 284.3. Так, доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, должны составлять не менее 90 процентов всех полученных доходов.

Нулевая ставка применяется в течение 10-ти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором по данным налогового учета были признаны первые доходы от реализации инвестиционного проекта.

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ:

- не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором были признаны первые доходы;

- (и) не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.

Если участник инвестиционного проекта с объемом инвестиций не менее 50 млн. руб. не получит доходы в течение трех налоговых периодов с даты включения в реестр, то вышеуказанные сроки для применения льготных налоговых ставок начнут исчисляться с 4-го налогового периода. При этом в любом случае право на применение льготных ставок эти участники утрачивают с 1 января 2027 года.

Если участник инвестиционного проекта с объемом инвестиций не менее 500 млн. руб. не получит доходы в течение пяти налоговых периодов с даты включения в реестр, то сроки для применения льготных налоговых ставок начнут исчисляться с 6-го налогового периода.

Особенности исчисления налога на прибыль участниками инвестиционных проектов установлены новой статьей 288.2.

Участник инвестиционного проекта обязан вести раздельный учет доходов от реализации инвестиционного проекта и иной хозяйственной деятельности. Только в таком случае он будет вправе применять льготные налоговые ставки ко всей налоговой базе по налогу на прибыль (п. 3 ст. 288.2).

Новым пунктом 2.2 ст. 342 установлено, что для участников инвестиционных проектов налоговые ставки по налогу на добычу полезных ископаемых корректируются на специальный коэффициент, характеризующий территорию добычи полезных ископаемых. Порядок расчета указанного коэффициента установлен новой статьей 342.3.

ПРОДНАЛОГ (продовольственный налог). Действовавшая в РСФСР в нач. 1920-х гг. система натур. налогово-податного обложения крест-ва, а также метод заготовок сельхозпродукции государственных. Введен весной–летом 1921 после окончания Гражданской войны вместо продразверстки. По П. отчуждалась фиксир. часть произведенной продукции. Остальное ее кол-во оставалось у крестьян и могло быть использовано как для внутрихоз. потребления и накопления, так и для продажи, обмена. В отличие от разверстки являлся индивидуальным по хар-ру обложения (крест. хоз-во) и ответственности и взимался со всех категорий населения деревни, ведущих с. х., вкл. бедноту, колхозы и совхозы. Как и разверстка, взимался продорганами и был множественным по объектам обложения и видам уплаты.

П. 1921/22 не существовал как единый, а складывался из 13 отд. налогов (хлебофуражного, мясного, масляного, яичного, сенофуражного и др.). В Сибири размер налога на гл. продукт с.-х. произв-ва – прод. и фураж. зерно – определялся исходя из 3 показателей: фактической посевной площади, увеличенной в 1,5 раза в Иркутской и Омской губ. и в 2 раза – в остальных губерниях; урожайности; кол-ва членов образующей дворохозяйство семьи (едоков). В целом в регионе размер П. был меньше размера разверстки: 69,3 % от кол-ва зерна, собранного в счет разверстки 1920/21. Но в Алтайской губ. этот процент был выше – 103,2. Общая сумма всех видов П., приходившаяся в ср. на 1 хоз-во и на 1 едока, в Сибири также уступала разверстке (соотв. 44,0 и 75,0 ржаных ед. на хоз-во; 7,4 и 14,0 ржаных ед. на едока). Однако в расчете на десятину посева налог оказался неск. больше разверстки: соотв. 12,0 и 11,0 ржаных ед. К тому же продразверстка 1920/21 выполнялась в значит. мере за счет излишков от урожая предшествующих лет, тогда как П. предстояло выполнить только из урожая недородного 1921.

В связи с низкими темпами сдачи П. в авг.–сент. 1921 Сиббюро ЦК РКП(б), Сибревком и Сибпродком 5 окт. отдали приказ о концентрации усилий всего парт. и сов. аппарата на сборе налога. На большей части тер. Сибири была запрещена торговля с.-х. продуктами, закрыты базары и рынки. В деревню направлялись отряды для принуд. обмолота и изъятия зернофуража. В помощь продработникам выделялись части Кр. армии, войска ВНУС, ЧОН, милиция, выездные сессии рев. трибуналов и народ. судов. Все это позволило увеличить поступление П. в окт. и нояб. С 15 дек. 1921 для быстрейшего завершения загот. кампании был объявлен «продовольственный двухнедельник». На это время все сельсоветы и волисполкомы объявлялись мобилизованными на выполнение П. В помощь им направлено ок. трети членов уезд. исполкомов советов. В результате к 1 янв. 1922 удалось собрать примерно 23 млн пуд. хлеба. В янв. темпы его поступления оставались высокими, а в февр. резко пошли на убыль. В сер. марта 1922 из-за отсутствия излишков продовольствия у крестьян его поступление по налогу фактически прекратилось. Всего в Сибири по П. было заготовлено 35,0 млн пуд. хлебофуража, что составило 96,6 % от окончательно установленного Центром задания.

1-я продналог. кампания в Сибири протекала в обстановке острого противоборства между налогоплательщиками и гос. органами. В целях принуждения крестьян к уплате налога было проведено 1871 заседание сессий ревтрибуналов и народ. судов, к-рые рассмотрели ок. 16,0 тыс. дел. Примерно 15 тыс. из них закончились обвинением неплательщиков. Приговоры носили суровый хар-р: конфискация части или всего имущества, лишение свободы с применением принуд. труда на шахтах или лесозаготовках, высылка в отдаленные р-ны, высш. мера наказания. Массовый хар-р приняли злоупотребления продработников: орг-ция мест. концлагерей, заключение неплательщиков в холодные амбары, имитация расстрелов. На произвол представителей властей население ответило террором. Фактически по методам сбора П. в Сибири мало чем отличался от предшествовавшей ему разверстки. В кон. 1921 – нач. 1922, когда в неурожайных р-нах Алтайской и Омской губ. начался массовый голод, а продорганы усилили свой нажим, полит. обстановка резко обострилась. В целях ее нормализации власти приняли ряд срочных мер. По предложению Ф.Э. Дзержинского, в янв.–февр. 1922 находившегося в регионе в кач-ве особоуполномоченного ВЦИК и СТО, 15 марта ВЦИК принял спец. постановление с благодарностью Сибири за помощь в борьбе с голодом, в к-ром отметил «гражданскую доблесть и самоотверженность сибирского крестьянства, умеющего в тяжелые для республики моменты связывать свои интересы с интересами всех трудящихся». 6 апр. 1922 пред. Верховного трибунала Н.И. Крыленко вошел в Президиум ВЦИК с проектом постановления об амнистии неплательщикам П. в Сибири. Но гл. роль в нейтрализации недовольства крестьян сыграла срочная выдача 4 млн пуд. семенного зерна.

Сиб. рук-во оптимистично оценивало полит. итоги 1-й продналог. кампании, считая, что крестьяне приняли П. с удовлетворением. В действительности тяжесть налога была настолько велика, что у части населения не осталось необходимого кол-ва семенного зерна для запланир. посева. Мн. крестьяне, не получив возможности после выполнения П. реализовать оставшиеся у них излишки с.-х. продуктов, осознанно сократили размеры своего хоз-ва. Как следствие, посев. площадь и поголовье скота в Сибири в 1922 по сравнению с 1921 существ. уменьшились (см. Сельское хозяйство).

В 1922/23 вместо отд. видов П. взимался единый натур. налог. Базовым объектом обложения в Сибири являлась площадь пашни в крест. хоз-ве, исчислявшаяся путем удвоения площади посева. Помимо этого учитывались число едоков в семье, поголовье принадлежавшего ей скота, а также ср. урожайность зерновых в данном р-не. Налог должен был уплачиваться только теми видами с.-х. продукции, к-рые здесь культивировались. Разрешалась замена одних видов подлежавших сдаче продуктов другими в соотв. с установленными эквивалентами пересчета.

Осенью 1922 в большинстве р-нов Сибири собрали более высокий, чем в 1921, урожай, а принятые разряды урожайности, напротив, были меньше. Запланир. размер нового П. сократился с 48,8 млн ржаных ед. до 39,0 млн. Однако падение посев. площадей и поголовья скота перекрывало сокращение объемов сбора налога. Более высокими, чем фактически выявленные, оказались и установленные Центром контрольные цифры площади подлежавшей обложению пашни. Наиболее существ. несоответствие между принятой для обложения и реальной площадью посева пришлось на пострадавшие от неурожая р-ны Алтайской и Омской губ. Для достижения контрольных цифр на местах прибегли к приему времен военного коммунизма: их разверстке по уездам, волостям, нас. пунктам и домохозяевам.

В нач. осени 1922 сиб. крестьяне, воспользовавшись правом замены хлебофуража мясом и выгодным эквивалентом их пересчета, начали массовую сдачу мясопродуктов. Более предпочтительным для них оказалось и выполнение налога за счет крупяных и маслич. культур. В то же время объемы поступления пшеницы, ржи и зернофуража оставались низкими. Для выполнения «твердого» задания по их сбору с кон. сент. 1922 на полную мощность заработал аппарат принуждения и наказания неплательщиков и сел. сов. работников. На Алтае, в Енисейской, Омской и Томской губ. дело дошло до применения вооруж. силы. Особенно жестокие меры по отношению к населению, выходившие за рамки законности, допускались в Рубцовском у. Алтайской губ. и Славгородском у. Омской губ. К кон. нояб. задание по сбору единого натур. налога в Сибири было выполнено. В счет П. сиб. крестьяне сдали ок. 39 млн пуд. зерна.

Единый натур. налог по-разному сказался на состоянии с. х., положении и поведении крестьян разных губерний Сибири. С большим напряжением и со значит. ущербом для своего хоз-ва его выполнили в Енисейской, Иркутской, Томской и Новониколаевской губ. Для жителей Алтайской и Омской губ. он оказался тяжелее разверстки. Проживавшие в них крестьяне, чтобы выполнить налог, были вынуждены распродавать тягловый скот и с.-х. инвентарь. Часть сел. жителей ликвидировала свои хоз-ва и покинула места постоян. проживания. Кризис с. х. в регионе принял широкие масштабы. Произошло обеднячивание сиб. деревни.

В 1923/24 вместо единого натур. налога, а также ряда гос. и мест. налогов и повинностей был введен единый с.-х. налог (см. Сельскохозяйственный налог), к-рый в 1923 уплачивался как в натур., так и в ден. форме, а с янв. 1924 – только деньгами. В счет натур. части с.-х. налога сиб. крестьяне сдали почти 6,4 млн пуд. зерна.

Лит.: Крестьянство Сибири в период строительства социализма (1917–1937 гг.). Новосибирск, 1983.

Натуральный налог в Сибири в старину

Дань мехами на Руси (ясак)

Дань мехами (ясак)

Ермак, налоги (ясак)

Какое слово получится, если перемешать буквы в слове "Аякс" (ясак)

Меховой налог (ясак)

Налог Ермаку (ясак)

Налог в старину (ясак)

Налог мехами Ермаку (ясак)

Налог пушниной (ясак)

Налог с якутов (устар.) (ясак)

Налог, который платился не деньгами, а соболями да куницами (ясак)

Натуральная подать (ясак)

Натуральный налог (стар.) (ясак)

Старинная дань (ясак)

Что выйдет из слова "Аякс", если в нём поменять местами буквы (ясак)

дань пушниной (ясак)

налог в Сибири (ясак)

налог на Руси (ясак)

"белый и пушистый" налог (ясак)

Пушной налог (древн.) (ясак)

в Московском государстве — подать, которой облагались иностранцы (слово известно с 1553 г.), а позднее — народы Поволжья и Сибири (чаще звериными шкурами) (ясак)

в России налог пушниной с народов Сибири и Севера (ясак)

в старину: натуральный налог, которым облагались некоторые народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (ясак)

дань мехами, выплачиваемая народами Сибири царскому правительству (этнографическое) (ясак)

дань пушниной на руси (ясак)

дань с сибирских охотников (ясак)

дань с якутов (ясак)

дань скотом (ясак)

его собирали в сибирских городах (ясак)

м. татарск. стар. сторожевой и опознавательный клич, знак, маяк: уран, лозунг, отзыв, пароль: знак для тревоги сигнал вообще. Имети всякое бережение, и сторожи, и ясаки, Ратный Устав. Дети боярские, галичане и костромичи, изменили, почали меж себя ясаком кликати, Акты. Грозный Царь закричал ясаком, подал условный голос. Рыболовный атаман подал ясак, урал.-казач. маяк, условный знак для вестовой пушки. Особый колоколец при церкви, коим дают знак звонарю, когда благовестить и звонить, когда перестать маячный колокол, вестовой звон. Клепало, железная доска и боек, у ночных сторожей. Стучать и бить в ясак. Ниж. условный, не всякому понятный, или вообще чужой язык. офеней, у шерстобитов, у мазуриков свой ясак. Чу, купцы не по-русски говорят, а ясаком да это зыряне торговые! Ясак, подать, платимая инородцами, более пушным товаром ныне обложенных ясаком осталось весьма немного, но встарь большая часть татар, черемис платили ясак. Казанские люди луговые изменили, ясаков не дали, Цар. Кн. Ясачные люди, татары. Ясачный сборщик или ясачник, а стар. ясатчик и ясащик. Ясачниками зовут и ясачных инородцев. Ясачные крестьяне, вят. казенные. деревня. Ясачные деньги, податные, подушные. Ясачная дорога, столбовая, почтовая. Ясачный парень, костр. речистый, разговорчивый, беседливый. Ясачная (ясашная) грамотка, ниж. писанная не по-русски, на ином языке, либо тарабарская. Ясачить кого, объясачить, обложить податьми, ясаком (ясак)

меховой налог из жизни дореволюционной России (ясак)

мягкий и пушистый налог (ясак)

налог беличьими шкурками (ясак)

налог мехами (ясак)

налог мехами в старину (ясак)

налог пушниной в старину (ясак)

налог с сибиряков (ясак)

натуральный налог (ясак)

натуральный налог в Московской Руси (ясак)

натуральный налог с народов Сибири и Севера в России XV — XX вв (ясак)

подать для татарских ханов (ясак)

поменяйте буквы в слове "Аякс" (ясак)

прямой налог в пользу государства, собиравшийся с народов Поволжья и Сибири (ясак)

пушная подать (ясак)

пушной налог (ясак)

сибирский налог (ясак)

сибирский налог пушниной (ясак)

старинный налог (ясак)

старорусская дань (ясак)

старый налог соболями (ясак)

шкурная пошлина в Сибири (ясак)

Как назывался натуральный налог с покоренных народов Поволжья и Сибири в XV - XVII вв (ясак)

Меховой налог из жизни дореволюц. России (ясак)

На языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной (ясак)

Натуральный налог (пушниной, скотом и т. п.), которым облагались народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (на Руси и в Российском государстве до 1917 г.) (ясак)

Натуральный налог в Сибири, на Дальнем Востоке в 15-20 вв (ясак)

Натуральный налог в Сибири, на Дальнем Востоке в 15-20 вв.; условный знак (ясак)

Натуральный налог с народов Сибири и Севера в России 15-20 вв (ясак)

Налог на Руси с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной (ясак)

(c) База Бушмена: ответы на сканворды и кроссворды 2021

В истории налогообложения России современные исследователи выделяют три этапа: первый связан с периодом становления государственности Киевской Руси и характеризуется появлением централизованных общегосударственных налогов; второй приходится на время укрепления финансов Московского государства и является этапом становления единой государственной системы управления сбором налогов (1653-1861); третий этап начинается с отмены крепостного права и характерен становлением современной системы налогообложения в ее основных элементах: единый порядок применения личных подоходных налогов, всеобщность налогообложения, становление государственной системы страхования и обеспечения.


В ХVI веке Сибирь, как новый край Русского государства, управлялась Посольским приказом, а с 1599 года – Приказом Казанского дворца. Еще позднее, в 1637 году, управление перешло в ведомство особого Сибирского приказа, который назначал и смещал воевод, дьяков и служилых людей, ему подчинялись ратные люди, размещенные в сибирских городах. Приказ заведовал и сбором ясака с нерусских народов, денег, соли и хлеба – с русского населения.

Ясак, по сути, был прообразом налогообложения в Сибири и долго оставался главной формой податных сборов с нерусского населения. В переводе это слово означает «дань». На первых порах он ничем и не отличался от дани, которую выплачивало местное население более сильным племенам или государственным образованиям. Но с закреплением и развитием Сибири в составе Русского государства ясачная подать претерпевала существенные изменения, постепенно превращаясь в ренту. Ясак взимался в основном пушниной, брали его и рыбой, скотом, разрешали уплату деньгами, что свидетельствовало о втягивании населения Сибири в товарно-денежные отношения. Размер ясака в разных частях Сибири был неодинаков. Самый большой оклад платили остяки Нарымского, Томского и Енисейского уездов – 10-12 соболиных шкурок. Некоторые аборигены Сибири были освобождены от ясака, но с них бралось обязательство выполнять ямскую службу.

В «Истории Сибири» (Л. «Наука», 1968) читаем: «В стоимостном выражении размер ясачного платежа был меньше повинности сибирского крестьянина или посадского человека. Но если учесть разницу в уровне развития производительных сил русского населения и аборигенных обитателей края, а также насилие, которым сопровождался процесс сбора ясака, следует признать, что фискальный гнет у нерусских народов Сибири был не легче, если не тяжелее, чем у тяглых сословий русского населения края».

Ясачный сбор не был единственным видом налогообложения в Сибири на рубеже ХVI века. Воеводы в то время широко использовали так называемые приношения «в почесть» – брали пушниной, хлебом, драгоценностями, облагали население различными поборами в свою пользу, брали откуп за назначение для сбора ясака со всех служилых людей. До указа Петра I о государственных крестьянах в Сибири было две группы казенных крестьян: пашенные, связанные с отработочной формой феодальной ренты, и оброчные, которые платили в казну оброк преимущественно в натуральной форме.

От острогов, управ – к министерству

Безусловно, утверждать о каком бы то ни было системном налогообложении в ХVII-ХVIII веках, несмотря даже на массу «оброчных статей» и видов податей, нет никаких оснований. Можно лишь обнаружить зачатки формирования основ налоговой системы в реформах косвенного налогообложения (1653-1667), системы прямых налогов (1679-1681) и таможенных пошлин, что привело к учреждению Бурмистерской палаты или Ратуши (подчиненной Большой Казне) как единого общегосударственного фискального ведомства.

В конце ХVIII – начале ХХ века взиманием налогов в Сибири, в том числе и на территории нынешней Новосибирской области, занимались местные органы государственного управления и сословного самоуправления. К их числу следует отнести Бердский острог (основан в начале ХVII века), Чаусский острог (1713-1822), Чаусскую судную избу (1743-1758), Чаусскую судную контору (1754-1785), Каинское уездное казначейство (1783-1798), волостные правления Томской губернии (1798-1920), Новониколаевскую городскую управу (1909-1919), а также волостные земские управы, земские избы, земских управителей и т. п.

Об этом рассказывают историки и архивисты, а также вспоминают потомки тогдашних переселенцев


Осваивать Дальний Восток русские начали в конце XVI века. Люди шли в основном за новыми землями, пушниной, металлами. Однако процесс освоения дальневосточных земель до сих пор овеян множеством мифов о походе Ермака, о ссыльных и беглых, насильственном крещении и стихийном заселении. Историки, архивисты, а также потомки тогдашних переселенцев, живущие сейчас в Екатеринбурге, Чите и Владивостоке, рассказали ТАСС, как русские оказались на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке и где можно найти достоверные сведения о них.

Контролировалось ли заселение Востока России?

Да, государство эти процессы контролировало и поддерживало, благодаря чему многие документы сохранились в российских архивах. По опыту историка, генеалога, одного из создателей крупнейшего в стране Уральского историко-родословного общества Юрия Коновалова, можно проследить судьбу 95% фамилий до момента их переселения на Урал.

"В 1637 году был создан Сибирский приказ, который полностью ведал процессом переселения. Дорога в Сибирь вела через Верхотурье (ныне Свердловская область — прим. ТАСС), там была поставлена таможня, где проверяли всех, кто выезжал и въезжал, у нас есть хорошая коллекция документов в областном архиве, очень много материалов сохранилось по Верхотурскому уезду как раз благодаря таможне. Крестьяне покидали центр страны из-за обезземеливания, уходили на новые нераспаханные территории, которые могли их прокормить. Они платили налоги, есть списки плательщиков, есть умолотные, ужинные книги, каждый год составлялось до десяти разных списков. Более ранние документы находятся в центральных архивах Москвы и Санкт-Петербурга", — рассказывает генеалог.

Этот процесс, утверждает Коновалов, не был колонизацией, как, например, в Америке, а был именно освоением. "Проходило оно на пару веков раньше — с конца XVI века, на гораздо более гигантской территории, где по полгода идет зима. Но главное — методы очень отличались, не стояло задачи кого-то выгнать, захватить, взять в рабство. Пушнина тогда была единственным экспортным товаром, с коренного населения взимался ясак (натуральный налог — прим. ТАСС) шкурками, и поскольку государство было заинтересовано в том, чтобы это продолжалось, их угодья не трогали, не рушили образ жизни", — говорит он.

Наталья Бутковская из Владивостока — потомок переселенцев, член Русского географического общества, занимается генеалогией и краеведением около 20 лет и восстановила 300-летнюю историю своей семьи. В своих исследованиях она, в частности, развенчивает мифы об освоении этих мест. "Теория о том, что якобы украинцы освоили Приморье, во многом преувеличена. Украинцев здесь много, но возможность поселиться в этих местах им дали уссурийские казаки, а также русские крестьяне из Вятской и Пермской губерний, прибывшие в край в начале 1860-х годов, и старообрядцы-семейские (большая этноконфессиональная группа русского населения, старообрядцы, переселенные с польских земель на Алтай и в Забайкалье в XVIII веке — прим. ТАСС), среди которых были и Бутковские", — рассказывает она.

Другой миф — будто переселяли тех донских казаков, "кто не гож". "Напротив, отбирались "под судом и следствием не состоявшие и не состоящие, правил жизни хороших", годные по здоровью, учитывалась способность семьи выставить достаточное число казаков "служилого разряда". Донцов направляли на усиление молодого тогда Уссурийского казачьего войска, потому и требовались казаки высокого нравственного поведения, с мощными традициями. Конечно, казаки не рвались в Уссурийский край, но и не сопротивлялись, ведь им не впервые было выполнять подобный приказ", — поясняет краевед.

Именно так в Уссурийское казачье войско в 1895 году морем прибыли со своими семьями прапрадед и прадед Бутковской — Иван Петрович и Никифор Иванович Федосовы, и Ермиловы — семья прабабушки, а об этих фамилиях на Дону известно еще с середины XVII века. Еще одна фамильная ветвь — Мельниковы, этнические белорусы, крестьяне села Неглюбка Суражского уезда Черниговской губернии. Сопровождал первых ходоков (представителей крестьян, которые первыми отправлялись в Амурскую и Приморскую области, чтобы выбрать место для поселения — прим. ТАСС), вышедших из Одессы на Владивосток в 1882 году на пароходе Общества Добровольного флота "Нижний Новгород", заведующий переселением в Южно-Уссурийский край надворный советник Федор Буссе.

"Среди ходоков был мой прапрадед — Дорофей Софронович Мельников, о нем в своих документах упоминает Буссе. Он был единственным представителем от 55 белорусских семей села Неглюбка (более чем 330 крестьян) в группе ходоков. Ему надо было выбрать место для поселения, и если бы он промахнулся, ему бы просто не простили. Он выбрал две площадки в среднем течении реки Лефу для двух селений — Ивановки и Николаевки, и, знаете, эти села существуют до сих пор", — делится краевед.

Потомки переселенцев часто рассказывают, как их предки по бездорожью, по непроходимой тайге двигались к местам оседлости. "Это не так, здесь дорожили каждым переселенцем и без сопровождения на территорию области не выпускали ни ходоков, ни тем более крестьян с детьми. Уже стояли телеграфные посты, край был достаточно обследован, вспомните хотя бы экспедицию Пржевальского. Ходоков во Владивостоке оснащали полушубками, сапогами, рукавицами, котлами, топорами и с проводниками отправляли осматривать окрестности и выбирать места для будущих поселений", — отмечает она.

Наталья Бутковская начала изучать свое родословие, работая одновременно по всем родственным фамилиям в архивах разных регионов России — Бурятии, Амурской, Читинской областей, в Центральном архиве ФСБ России. "Семья всегда шире наших представлений о ней, поэтому искать родных только по прямой ветке "от отца к деду, от деда к прадеду" — ошибка, категорически нельзя забывать о двоюродных и более дальних родственниках. И вообще, когда я начинала эту работу, задачей было показать не только собственную родословную, но и окружающую историю. Это как те мои казаки, которые из котла в походе в одиночку не хлебали, и я, отправившись в свой генеалогический "поход", решила, что буду помогать людям в работе над их родословными", — добавляет она.

Какую роль в переселении играла церковь и сохранились ли в церковных архивах какие-то документы?

Церковь помогала ассимиляции, крестила, сближала пришлое и коренное населения, и к концу XIX века категория "ясашных" людей была ликвидирована, отмечает Коновалов. Сближение народов было обоюдным, люди роднились через браки, церковь следила за нравственностью и вела постоянный учет населения в метрических книгах, где записывались все крещения, венчания и отпевания, сейчас они хранятся в областных архивах.

"Также церковь вела списки не явившихся на исповедь, она очень внимательно за этим следила, потому что каждый православный после исповеди оставлял свои "пять копеек". Если вначале были списки неявившихся, то потом стали писать исповедные росписи — этот источник очень важен, так как отражает действительное население", — уточняет генеалог.

Михаил Хренов из Екатеринбурга, руководитель направления краеведения в Уральском церковно-историческом обществе, является потомком старинных священнических родов — Флоровских, Знаменских и Ребриных. В числе его предков и первый священник Екатеринбурга Феодосий Флоровский. "Его в 1723 году, в год основания Екатеринбурга, определили служить в только что построенную деревянную Екатерининскую церковь, немало содействовал этому и Василий Татищев, который затребовал в Невьянском заводе характеристику о нем, в областном архиве сохранилось это письмо. Я знаю о своих родных с 1640 года, на весь поиск потребовалось около десяти лет", — отмечает краевед.

Наиболее изучена фамилия Знаменских. "Иоанн Денисович Знаменский был выпускником Нижегородской семинарии, окончил Казанскую духовную академию, преподавал в Перми, был определен настоятелем первой в Екатеринбурге каменной церкви — Свято-Духовской. Он жил и служил здесь безотрывно 50 лет, участвовал в строительстве Максимилиановского храма-колокольни (Большой Златоуст), был видным деятелем образования. По специальному указу городских властей его похоронили у алтаря церкви, сейчас на этом месте стоит памятный крест", — вспоминает Хренов.

Из троих сыновей Знаменского только один — Сергей — пошел по стопам отца. Он причислен к лику святых Русской православной церкви. "У него тоже интересная судьба. Проходя учебу в классической гимназии, он отличался энергичным нравом и ученическими проделками, при этом дело зашло так далеко, что отцу пришлось забрать его из последнего класса гимназии к себе в храм алтарником, там он проникся делом церковного служения, потом окончил Тобольскую духовную семинарию, стал руководить приходом". Через год Сергей Знаменский уехал в Казань на новое священническое место и поступил вольным слушателем на миссионерские курсы, где учил монгольский и китайский языки. Затем его отправили в Читу крестить местное население, а потом в Монголию. В 1914 году он добровольно ушел на фронт и получил назначение военного священника. "Он был награжден двумя Георгиевскими крестами с бриллиантами за то, что на поле боя под огнем отпел более 60 бойцов", — завершает рассказ Хренов.

Дочери Иоанна Знаменского участвовали в развитии женского духовного образования на Урале. "Моя прабабушка Клавдия Ивановна окончила Первую женскую гимназию, ее сестра Екатерина Ивановна закончила Епархиальное училище, стала воспитателем, а с 1900 по 1903 год была его руководителем. Екатерина Ивановна была близка с семьей Павла Бажова, приходилась крестной его первых двух дочерей. Моя бабушка Вера Александровна тоже заканчивала Епархиальное училище и работала в нем воспитателем", — поясняет краевед.

Михаил Хренов не оставил дело своих предков, издал справочник Епархиального женского училища к 180-летию его учреждения, а сейчас работает над историей Первой женской гимназии.

В Сибири живут только потомки ссыльных и беглых?

Конечно нет. "Почему-то считается, что Сибирь — это всероссийская каторга, ссыльные и беглые, но процент и роль беглых в формировании сибирского населения минимальны. Надо понимать, что изначально тюрем не было — это дорогое удовольствие, нужны сторожа, еда, поэтому беглых просто записывали в крестьяне. Достаточно многочисленные беглые и ссыльные появились в XX, а не в XVII веке", — отмечает Коновалов.

Само слово "беглый" было наполнено иным смыслом. "Это означало, что человек ушел со своего места, не получив на это разрешения, были голодные годы, крестьяне умирали с голоду, помещик закрывал глаза на их бегство в Сибирь. Спрятаться было невозможно, при необходимости их быстро находили, как однажды было с вологодскими крестьянами на Урале: они пришли сюда практически из одного села, в три этапа с разницей в лет десять, а через 30 лет и за две тысячи верст их смогли найти, пытаясь вернуть обратно, документы об этом сохранились в архиве", — поясняет эксперт.

По словам Коновалова, в Сибири также есть мода на родство с Ермаком. "Люди любят приукрашивать деяния своих предков, но такое родство маловероятно, просто имя Ермака раскручено, мифологизировано. Сам поход казацкого атамана, скорее всего, не был открытием Сибири, это было не начало, а завершение первого этапа русского проникновения в Сибирь, ведь сибирское ханство в 1555 году уже признало русское подданство, это не была неизвестная территория. О происхождении Ермака много легенд, вероятно, он был опытным военным, который хорошо знал тактику борьбы с кочевниками и был нанят купцами Стогановыми, прямых документов, к сожалению, нет", — добавляет он.

Александр Баринов из Читы — кандидат исторических наук, краевед, автор книг об истории Забайкалья. Его предки оказались в этих местах в разные века и по разным причинам. В нем течет кровь забайкальских казаков, тунгусов, мордовских и русских крестьян. В его семье были и строители Забайкальской магистрали, и петербургские офицеры. Но есть один, возможно, самый глубокий родовой корень.

"Самая древняя наша ветвь забайкальских казаков идет по отцовской линии, от моей бабушки Елизаветы Ниловны Титовой. Ее предки пришли сюда из Тверской губернии в 1654 году в числе первых покорителей под начальством даурского воеводы Афанасия Пашкова. На протяжении 250 лет Титовы были потомственными духовными миссионерами, служили в священных званиях в Забайкальском крае, сначала были в Нерчинске, потом в Чите", — рассказывает Баринов.

Старейшиной рода был Никита Варламович Титов — конный казак, "нерчинский сын боярский". В устье Нерчи казаки основали Нелюдский тунгусский острог, а Никита Титов был настоятелем мужского Успенского монастыря с богадельней для престарелых и увечных служилых людей. Другой предок, иерей Симеон Титов, по преданиям, на месте, где ныне в Чите находится Михайло-Архангельская церковь (церковь декабристов), в 1828 году венчал декабриста Ивана Анненкова и Полину Гебль.

Кроме того, известен Иоанн Титов — настоятель кафедрального собора в Чите, член Забайкальской духовной консистории. Он более 30 лет отдал народному просвещению, был представлен к ордену Святого князя Владимира II степени, а в дни празднования 300-летия Дома Романовых получил от губернатора золотой нагрудный крест.

"А еще, знаю, все-таки один из моих предков женился на тунгуске, потому что у всех Титовых на лице видна примесь азиатской крови. Важно сказать, что здесь шло породнение пришлых и коренных народов, у нас не случайно есть понятие гуран — это наши забайкальские метисы. Это был не захват территории, а именно освоение. Местная элита признавалась и сливалась с русской, а пришлые крестьяне жили на одном уровне с местным населением, что принципиально отличает нас от европейских колонизаторов", — отмечает историк.

Жена Александра Баринова — журналист, краевед Ирина Баринова — тоже основательно изучила историю своей семьи. "Ее предки Бахаревы — выходцы из деревни Улеты, которые были переселены из центральных районов России в XIX веке, это были большие многодетные крестьянские семьи. Я успел записать воспоминания своих бабушек и дедушек, которые были долгожителями, но многое узнала моя супруга, работая в архивах. Документы есть, искать смысл есть, они сохранились несмотря на то, что в XX веке все путалось, пряталось и уничтожалось", — поясняет краевед.

Сохранились ли документы самой первой переписи населения?

Да, многие документы, несмотря на непростую судьбу, сохранились в госархивах регионов, в том числе переписные листы первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Они находятся, например, в госархиве Тобольска, хотя после подготовки статистического свода листы подлежали уничтожению. Тобольск был основан в 1587 году как центр освоения Сибири, в госархиве города хранится 150 тыс. исторических документов.

По словам директора архива Татьяны Коклягиной, у них также есть ревизские сказки с 1780-х годов, метрические книги с 1722 года, призывные списки с датами рождения новобранцев 1874–1918 годов. "Большинство генеалогических документов оцифровано, к ним есть платный доступ в Сети. С нашими метрическими книгами работать непросто, поэтому мы заканчиваем составлять базу данных по ним. Именно в Тобольске был создан Приказ о ссыльных, у нас есть статейные и именные списки ссыльных, алфавиты ссыльных и поселенцев", — отметила архивист.

По данным Коновалова, сложнее найти документы в российских архивах до XVII века о священниках и ямщиках. "Крестьяне платили налоги, есть списки плательщиков, крестьянские книги, стрельцы и казаки были на зарплате, есть списки выдачи денег, окладные книги. А многие священники не являлись налогоплательщиками и не получали окладов, в метрические книги не попадали старообрядцы. Также надо учитывать, что менялось административное деление", — добавляет историк.

Александр Торопов — директор Российского государственного исторического архива Дальнего Востока во Владивостоке, в котором хранятся документы об освоении этой территории. В фондах архива — более 500 тыс. дел, в которых собраны материалы различных учреждений и организаций, действовавших на территории современных Приморского, Хабаровского, Камчатского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей. Наиболее полно документы отражают историю Дальнего Востока России в XIX — начале XX веков.

По словам Торопова, переселенческое движение на Дальний Восток проходило в три этапа — сухопутное, на которое уходило два года (1861−1881), морское, длящееся 50 суток (1862−1900), и по Транссибирской железнодорожной магистрали, занимавшее две-три недели (1901−1917). Доставка одной переселенческой семьи на пароходе из Одессы во Владивосток обходилась государству в 1,3 тыс. рублей — огромные деньги по тем временам, говорит архивист.

Документы об этом прошли через Гражданскую войну и иностранную военную интервенцию, пережили эвакуацию в Сибирь и возвращение во Владивосток в 1990-е годы. "По результатам проведенной проверки перемещенного архива около 30% дел требуют улучшения физического состояния. По этой причине доступ посетителей к некоторым из них закрыт. Степень повреждения документов различная — это и обгоревшие листы бумаги в результате пожаров в дореволюционных учреждениях, поражение листов в результате ненадлежащего хранения и несоблюдения температурно-влажностного режима в прошлом", — говорит Торопов.

В 2015 году архив приступил к оцифровке своих фондов. В первую очередь оцифровываются метрические книги, именно эти документы пользуются большим спросом у генеалогов разных стран. "Сейчас мы не выдаем метрические книги в читальный зал, степень разрушения бумажной основы не позволяет без проведения реставрационных работ осуществлять их интенсивное использование, это может привести к их полной утрате. Мы также создаем базу "Метрика", куда вносятся данные из метрических книг. Сейчас внесены записи из книг православных церквей Владивостока за 25 лет — начиная с 1861 года", — поясняет директор учреждения.

Торопов отметил, что эти метрические книги можно изучить в муниципальных архивах — там хранятся вторые экземпляры.

В архив ежегодно поступает более тысячи генеалогических запросов из России, Республики Корея, КНР, Японии, Италии, США, Франции, Швеции. 95% таких запросов исполняются с положительным результатом. "А пользователю, приехавшему к нам из другого региона для работы в читальном зале, мы стараемся выдавать документы сразу на следующий день после оформления им заказа", — добавляет Торопов.

Итого: куда обращаться, чтобы найти предков на Дальнем Востоке, Урале и в Сибири?

Основная масса документов о переселенческих процессах сосредоточена в государственных архивах в регионах РФ, там же хранятся метрические книги, которые составляла церковь.

Более ранние сведения, по XVII веку, находятся в центральных архивах страны, в частности в Российском государственном архиве древних актов в Москве.

Данные об освоении Дальнего Востока можно найти во Владивостоке в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока. Также информацию о предках можно встретить в региональных музеях, сборниках генеалогических обществ и ведомственных архивах.

Читайте также: