Договорная политика это инструмент налогового планирования

Опубликовано: 15.05.2024

Одним из инструментов налогового менеджмента, позволяющим избежать возникновения дополнительных налоговых обязательств, является договорная политика. Многие бухгалтеры, аудиторы и юристы уделяют данному элементу финансовой политики недостаточное внимание. Сегодня именно в данной сфере особенно важно постоянное взаимодействие бухгалтерской и юридической служб, так как тип и условия договора, а также правовой статус участников сделки, от которых зависит порядок бухгалтерского учета и схема налогообложения, имеют большое значение.

Суть договорной политики состоит в определении вида договора и его конкретных условий. В свою очередь, сама возможность выбора в данной сфере обеспечивается действием двух принципов гражданского права: принципа свободы договора и принципа диспозитивного регулирования ряда условий договоров, заключаемых организациями.

Таким образом, договорная политика может быть использована в качестве инструмента налогового планирования, обеспечивая такое юридическое оформление хозяйственных операций, которое позволяет избежать возникновения дополнительных налоговых обязательств и налоговых рисков.

К инструментам договорной политики можно отнести выбор контрагента, вида и отдельных условий договора и др.

В целях обеспечения эффективной договорной политики в каждой организации должен быть установлен порядок подготовки, заключения, хранения, регистрации договоров.

Договорная политика предоставляет более широкие возможности изменения финансового результата и имущественного положения, чем такой традиционный инструмент налогового планирования, как учетная политика организации. Договорная политика характеризуется большей гибкостью, так как не существует каких-либо ограничений по срокам изменения условий хозяйственных договоров, в то время как учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Ценовая политика организации

Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках, так как цены обеспечивают предприятия запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия.

В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от продажи продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.

Ценовая стратегия предприятия – это всегда дилемма между высокой ценой реализации большими объемами продаж.

Основной задачей стратегии ценообразования в рыночной экономике становится получение максимальной прибыли при запланированном объёме продаж. Ценовая стратегия должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд потребителей путем оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

Следовательно, при разработке ценовой стратегии каждое предприятие должно определить для себя главные цели, как, например, доведение до максимума выручки, цены, объемов реализации продукции или конкурентоспособности при обеспечении определенной рентабельности.

Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей. Поэтому реализация по сниженным ценам при условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия часто выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях отсрочки оплаты.

Лекция 5: Планирование налоговых платежей в системе управления финансами предприятия

1. Роль налогового планирования в управлении финансами хозяйствующего субъекта

2. Характеристика этапов налогового планирования

3. Способы налогового планирования

4. Налоговый бюджет организации

Роль налогового планирования в управлении финансами хозяйствующего субъекта

Под налоговым планированием понимают, прежде всего деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов – с другой. В то же время налоговое планирование призвано уменьшать налоговые платежи предприятия, а оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором наряду с планом маркетинга и производства процесса управления предприятием.

Любое решение, например, инвестирование средств, реорганизация предприятия, создание филиала, выход на новый рынок, увеличение объема производства, выбор делового партнера, должно быть оценено с учетом налоговых последствий.

Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется на трех основных подходах к минимизации налоговых платежей.

1. Использование льгот по уплате налогов.

2. Разработка учетной политики для целей налогообложения.

3. Контроль за сроками уплаты налогов.

Заключительным этапом налогового планирования является стратегическое налоговое планирование. Это деятельность, связанная с выработкой способов оптимизации налоговых потоков предприятия. Результатом этого процесса выступает налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия. Таким образом, налоговое планирование начинается с определения стратегических целей предприятия, именно они формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений, в зависимости от них строятся структура предприятия и связи внутри нее.

Основной целью стратегического налогового планирования является разработка на основании прогнозов и тенденций развития налоговой системы России, эволюции финансовых рынков таких моделей и вариантов ведения хозяйственных операций хозяйствующими субъектами, которые бы в наибольшей мере отвечали поставленным стратегическим целям предприятия с учетом возможных изменений во внешней среде.

Характеристика этапов налогового планирования

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые целесообразно рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, направленных на снижение налоговых обязательств.

Первый этап –появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании предоставляемых законодателем налоговых льгот.

Второй этап – выбор наиболее выгодного в отношении налогов месторасположения производственных и офисных помещений хозяйствующего субъекта, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап – выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Четвертый этап – предусматривает формирование налогового поля предприятия. Составляется характеризующая налоговое поле налоговая таблица, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей.

Пятый этап – образование системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского учета.

Шестой этап – проводится анализ различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными санкциями.

Седьмой этап – непосредственно связан с управлением налоговыми обязательствами в конкретном предприятии. Налоговый менеджмент включает организацию надежного налогового учета и контроль за правильностью расчетов налоговых издержек.

Способы налогового планирования

Основными способами налоговой оптимизации, используемыми хозяйствующими субъектами, являются:

1. Переход на упрощенную систему налогообложения. Упрощенная система налогообложения предусматривает уплату единого налога, который заменяет уплату налога на прибыль организации, НДС и налога на имущество. Платить единый налог выгоднее и проще. Однако перейти на нее могут не все организации. НК РФ предусмотрен целый ряд ограничений по переходу на УСН. Упрощенная система налогообложения предполагает один из двух вариантов уплаты налогов:

2) 15% с разницы между доходами и расходами.

Организациям с небольшой суммой расходов целесообразно платить 6% с дохода. Организациям, имеющим большие расходы, рекомендуется платить 15% с разницы между доходами и расходами. До 2009 года выбранный объект налогообложения нужно было применять в течение 3 лет. Но это ограничение отменено. Сейчас менять объект налогообложения с «доходы» на «доходы минус расходы» и наоборот можно ежегодно. Применять выбранный объект следует в течение всего года, а с 1 января очередного календарного года можно опять изменить. Причём предоставлять какие-либо объяснения, почему ИП решил поменять объект, не нужно. Налоговый кодекс таких требований не устанавливает.

2. Смена места регистрации в РФ. Существуют территории, где нет местной составляющей налогов или процентная ставка значительно ниже. Однако следует тщательно изучить систему налогообложения такого региона, потому что в подобных случаях могут быть установлены дополнительные сборы.

Существуют также территории, в пределах которых действуют налоговые льготы – офшорные зоны и особые экономические зоны. В этих зонах действуют определенные льготы для зарегистрированных хозяйствующих субъектов. Необходимо оценить целесообразность этой юрисдикции так как имеют место риски изменения действующего регионального законодательства.

3. Смена состава учредителей. Если в составе учредителей есть государство, это может повлечь запрет на некоторые виды деятельности. Существуют случаи, когда единственным учредителем является организация инвалидов. В этом случае, организация не платит НДС, налог на прибыль организаций, транспортный налог и налог на имущество организаций.

4. Влияние с помощью учетной политики на сроки уплаты налогов, в том числе на перенос уплаты налогов на более поздний срок.

5 . Переоценка имущества. Приглашенный независимый эксперт за отдельную плату переоценивает дорогостоящую группу основных средств. Это становится возможным благодаря износу, т.е. амортизации, основных средств. Однако уменьшить стоимость средств на процент износа невозможно без переоценки. Сокращается стоимость основных средств – сокращается налог на имущество организаций. При подобном сокращении налога на имущество амортизация в меньшей сумме переносится на расходы в бухгалтерском учете, а это – увеличение налога на прибыль, и сам налог на имущество уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль, следовательно, налога на прибыль организация будет платить больше.

6. Создание дочерних предприятий с целью ведения параллельной деятельности. На балансе базового предприятия остаются основные фонды, а прибыль базового предприятия поддерживается на минимальном уровне. Происходит перераспределение деятельности и фондов между этими компаниями. Согласно российскому законодательству налоговую ответственность будет нести основное предприятие, на котором практически не ведется никакая деятельность или нет имущества, облагаемого налогом.

7. Договор комиссии. Этим способом пользуются практически все магазины. По договору комиссии магазин принимает от оптовика товар на реализацию, обязуясь продать товар и перечислить оптовику деньги. Таким образом, право собственности на товар не переходит к магазину, следовательно, он не платит налог на имущество организаций.

Налоговый бюджет организации

Главным документом, в котором отражаются процесс и результаты планирования налоговых обязательств хозяйствующего субъекта является налоговый бюджет, который должен быть составлен до и после применения выбранных в организации методов их снижения.

В налоговом бюджете представляется информация о планируемом начислении налоговых платежей, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом, а также фиксируются результаты налоговой оптимизации.

В налоговом бюджете отражаются все возможные налоговые доходы и расходы организации, определяется общий налоговый результат управления налоговыми потоками и намечаются адекватные решения о продолжении мер налоговой оптимизации или о рассмотрении иных ее вариантов. Налоговый бюджет необходим организации для оптимизации налогов и формирования платежного налогового календаря, дальнейшей оптимизации финансовых параметров (потоков) хозяйствующего субъекта и эффективного управления ими.

Формирование налогового бюджета – достаточно трудоемкий процесс, зависящий от многих экономических, финансовых и налоговых параметров, а также от характера налоговой политики организации. Необходим большой массив плановой, отчетной и оперативной информации о всей финансово-хозяйственной деятельности, заключаемых договорах, планируемом объеме налоговых начислений и налоговых платежей в целом и по видам налогов с налогообразующими параметрами и предполагаемой задолженностью организации перед бюджетом. Тем не менее грамотно поставленное налоговое бюджетирование принесет организации существенный финансовый эффект.

При этом составление налогового бюджета в конкретном хозяйствующем субъекте должно проводится с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на налоговое бюджетирование будут превышать получаемый от него доход.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 825 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Часть вторая НК РФ ставит ряд своих предписаний в прямую зависимость от вида гражданско-правового договора, которым стороны оформили совершаемые хозяйственные операции. Такие положения, в частности, затрагивают особенности определения налоговых обязательств при финансировании под уступку денежного требования (договор цессии); получении дохода на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров; заключении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

В связи с этим особую важность в налоговом планировании приобретает вопрос о том, как организация может влиять на трактовку осуществляемых хозяйственных операций с точки зрения гражданского права с тем, чтобы, изменив их налоговые последствия, создать для себя более выгодный налоговый режим. Такую возможность гражданское законодательство предоставляет в области заключения организациями хозяйственных договоров со своими контрагентами.

Для эффективности (рентабельности) деятельности любой организации, прежде всего, важно экономическое значение осуществляемых ею хозяйственных операций. Однако одни и те же хозяйственные операции, то есть операции с одинаковыми финансовыми (денежными) потоками могут быть оформлены по-разному, что позволяет изменять их налоговые последствия.

Кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщика).

Членство в кредитном потребительском кооперативе предусматривает, что на основании статьи 13 Федерального закона «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 г. N 190-ФЗ члены кредитного потребительского кооператива имеют право получать займы, на условиях предусмотренных положением о порядке предоставления займов членам кредитного кооператива, передавать денежные средства кредитному кооперативу на основании договора займа.

Таким образом, основой деятельности любого кредитного потребительского кооператива являются проводимые им активные операции, связанные с выдачей займов. Именно эти операции приносят кредитному потребительскому кооперативу внереализационный доход.

Но для успешного осуществления активных операций кооперативу необходимо постоянно иметь в достаточном количестве свободные средства в фонде финансовой взаимопомощи, которыми он может распоряжаться.

Эти средства образуются за счет привлечения кредитным кооперативом денежных средств членов кредитного кооператива, то есть путем совершения так называемых пассивных операций.

Пассивы кредитных потребительских кооперативов формируются за счет нескольких источников, но существенным источником формирования пассивов кредитного потребительского кооператива являются привлеченные денежные средства пайщиков кооператива.

Статья 30 Закона о кредитной кооперации предусматривает, что передача личных сбережений кредитному потребительскому кооперативу, членами которого являются физические лица, осуществляется на основании договора, заключаемого между кооперативом и его членом в письменной форме.

Договор о передаче кредитному потребительскому кооперативу личных сбережений должен содержать условия о сумме предоставляемых личных сбережений, порядке их передачи, сроке и порядке их возврата кооперативом, размере и порядке платы за их использование.

По общему правилу для всех кредитных потребительских кооперативов, принимая личные сбережения пайщиков, кредитный потребительский кооператив обязуется не только их вернуть, но выплатить за их использование компенсацию, то есть договор о передаче пайщиком личных сбережений кредитному потребительскому кооперативу - возмездный договор.

Согласно договору кооператив обязан выплачивать пайщику кооператива плату за использование личных сбережений.

Договор о передаче личных сбережений пайщиком кредитному потребительскому кооперативу относится к разновидности реальных договоров, то есть считается заключенным не с момента его подписания сторонами, а с момента передачи пайщиком личных сбережений кооперативу.

Договор о передаче пайщиком кредитного кооператива личных сбережений является публичным договором, поскольку заключается с физическим лицом. Это означает, что кредитный потребительский кооператив обязан принять денежные средства от каждого пайщика кооператива, который к нему обратится.

Передача личных сбережений кредитному потребительскому кооперативу граждан пайщиком кооператива осуществляется на основании договора, заключаемого между кредитным потребительским кооперативом и его членом в письменной форме. Несоблюдение письменной формы указанного договора влечет за собой его недействительность. Договор о передаче пайщиком кредитному потребительскому кооперативу личных сбережений должен содержать условия о сумме передаваемых денежных средств, о размере и порядке платы за их использование, о сроке и порядке их возврата.

Плата кредитного потребительского кооператива пайщикам кредитного потребительского кооператива за пользование их личных сбережений включается в сумму расходов кредитного потребительского кооператива.

Личные сбережения граждан, переданные на основании договора в пользование кредитному потребительскому кооперативу, учитываются и показываются отдельно от других средств фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива.

Основной услугой и главным источником доходов кредитных потребительских кооперативов являются займы, предоставляемые пайщикам кооператива.

Передача денежных средств кредитным потребительским кооперативом своим пайщикам оформляется договором займа. Договор займа заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора займа влечет за собой его недействительность.

Договор займа относится к числу односторонних, во многих случаях - возмездных и реальных договоров.

Поскольку по договору займа лишь заемщик имеет обязанность - возвратить предмет займа (с процентами или без), а заимодавец обладает только правом передать другой стороне в собственность деньги или вещи, данный договор считается односторонним.

Возмездность договора займа условна (ст. 809 ГК РФ), так как заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором.

Поскольку договор займа считается заключенным с момента передачи денег или вещей, он относится к числу реальных договоров.

Договор займа может быть беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда договор заключен на сумму, не превышающую размера, предусмотренного статьей 809 ГК РФ, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности.

Задача кредитного потребительского кооператива - обеспечить надежность операций по предоставлению займа и снизить риск невозврата.

Как было отмечено, юридическое оформление хозяйственных операций во многом предопределяет порядок их налогообложения и отражения в бухгалтерском учете. Правильное понимание основных закономерностей подобной зависимости может оказать кредитным потребительским кооперативам большую помощь, а незнание их почти всегда влечет за собой дополнительные проблемы.

Пайщики кредитного кооператива имеют право досрочно расторгнуть договор о передаче личных сбережений и требовать возврата суммы денежных средств. Так что заключение договора о передаче личных сбережений не является для кредитных кооперативов стопроцентной гарантией, что личные сбережения, переданные кооперативу в фонд финансовой взаимопомощи, не будут востребованы пайщиками до истечения срока действия договора.

Размер компенсации за использование личных сбережений зависит от суммы личных сбережений и срока, на который они переданы кредитному потребительскому кооперативу.

Важным моментом при заключении договоров является вопросы, связанные с начислением компенсации и изменением ставки компенсации в течение срока действия договора.

Кредитные потребительские кооперативы начисляют компенсацию (проценты) на сумму личных сбережений исходя из количества дней, в течение которых вклад находился в кооперативе.

При этом компенсация начисляется со дня, следующего за днем поступления личных сбережений в кооператив, до дня, предшествующего его возврату вкладчику (пункт 1 статьи 839 ГК РФ).

Приведенная норма на практике кредитными потребительскими кооперативами понимается таким образом, что при расчете процентов не учитывается первый день, в который личные сбережения были переданы в кооператив, и последний, в который личные сбережения были возвращены пайщику кредитного потребительского кооператива.

Таким образом, в случае использования кредитными потребительскими кооперативами граждан конструкции «до дня» указанный день в состав временного периода не входит, а последним днем периода является день, предшествующий дню, указанному в данной грамматической конструкции.

При использовании конструкции «по день» указанный день входит в состав временного периода в качестве его последнего дня.

Исходя из изложенного, кредитные потребительские кооперативы, используя норму, содержащуюся в пункте 1 статьи 839 ГК РФ, в соответствии с которой компенсация за использование личных сбережений пайщикам начисляется «до дня», предшествующего возврату личных сбережений пайщикам, вправе день предшествующий возврату личных сбережений при расчете компенсации не учитывать.

В отношении договоров займа - они вступают в силу с момента подписания сторонами и действуют до указанного в договоре дня.

Проценты за пользование займами кредитными кооперативами начисляются со дня подписания договора до дня полного погашения займа, уплаты процентов и паевого вклада.

Таким образом, день полного погашения займа, процентов и паевого вклада не учитывается при начислении процентов по займу.

Кроме того, проводя договорную политику, кредитным потребительским кооперативам следует оценивать в комплексе все налоговые последствия заключаемых и (или) изменяемых договоров.

Так как в отношении налоговых последствий в кредитной кооперации существуют особенности, выражающиеся в том, что эти структуры отдельные налоги и сборы уплачивают и за счет целевых средств (налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог), и за счет доходов от продажи имущества и внереализационных доходов (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость).

Складывая платежи в бюджет по налогам, уплачиваемым за счет целевых средств и за счет доходов от продажи имущества и внереализационных доходов, получим общую величину налоговых обязательств кредитного потребительского кооператива.

На величину совокупной налоговой нагрузки оказывают влияние суммы налоговых платежей, соответствующие тем или иным вариантам, поэтому оформление договорных отношений этими структурами должно быть основано на сопоставлении общей суммы налогов, подлежащей уплате в случае реализации каждого из них.

Таким образом, договорная политика предоставляет более широкие возможности изменения финансового результата и имущественного положения организации, чем порой такой традиционный инструмент налогового планирования, как ее учетная политика; обладает большей гибкостью, так как не существует каких-либо ограничений по срокам изменения условий заключаемых хозяйственных договоров.





Содержание:

  • Что такое оптимизация и налоговое планирование
  • Учетная политика
  • Стратегия и тактика
  • Этапы снижения фискальной нагрузки
  • Эффективность оптимизационного налогового планирования
  • Квалифицированная помощь в налоговом учете

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения – важная часть предпринимательской деятельности. Это законные меры, которые бизнес предпринимает, чтобы уменьшить налоговую нагрузку: сборы, пошлины, обязательные выплаты. Достичь цели можно за счет льгот, вычетов, более низкой ставки, права на возврат.

Заниматься оптимизацией и налоговым планированием важно с момента основания бизнеса, на каждом этапе работы предприятия. При грамотном подходе можно разработать такую структуру организации, которая будет отвечать сразу нескольким требованиям: эффективности с точки зрения получения прибыли, минимизации налоговых выплат и прозрачному управлению.

Чтобы уменьшить налогообложение, необходимо проанализировать текущее положение дел компании, изучить действующее законодательство и подобрать оптимальный и законный способ сократить фискальную нагрузку. Лучше всего доверить эту задачу специалистам, потому что цена ошибки может быть слишком высокой для бизнеса.

Что такое оптимизация и налоговое планирование

Оптимизация и налоговое планирование – взаимосвязанные процессы. Чтобы уменьшить, то есть оптимизировать обязательные выплаты, необходимо грамотно распланировать рабочие процессы и финансовую деятельность предприятия.

Оптимизационное налоговое планирование – это действия налогоплательщика, направленные на уменьшение выплат, а также обоснования величины обязательств с целью определения реальных доходов и управления ими. Одной из целей при этом является выбор оптимальной формы налогообложения и снижение фискальной нагрузки на бизнес. Важно, чтобы способы и методы достижения целей не выходили за рамки законодательства, иначе речь будет идти об уклонении от налогов.

Конкретный метод минимизации выплат называют налоговой схемой. Она включает в себя описание экономических действий, позволяющее применить благоприятный режим и сэкономить при уплате налогов. Налогоплательщик свободен в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности и системы налогообложения. Он также может на свое усмотрение выбирать поставщиков, партнеров и согласовывать с ними условия сотрудничества.

Основные цели фискального менеджмента:

  • законное уменьшение фискальной нагрузки;
  • минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
  • повышение объема оборотных средств и, как результат, увеличение фактических возможностей для развития организации и повышения эффективности работы.

Общепринятая методика определения фискальной нагрузки – порядок расчета, разработанный Минфином. Он определяет сумму выплат как отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке. На практике при уменьшении фискальной нагрузки часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму за расчетный период.

Одним из обстоятельств, которое может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности проверки, налоговые органы считают низкий показатель нагрузки в сравнении со средним уровнем по отрасли. Для таких случаев даже существует особый термин: налоговый разрыв, то есть разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактических выплат.

Учетная политика

Рационально составленная учетная политика хорошо влияет на налогообложение предприятия. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли влияют такие элементы учетной политики:

  • методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации;
  • порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции.

Один из благоприятных для налогоплательщиков аспектов – законное разрешение создавать ряд резервов, отчисления в которые можно включить в расходы компании. Но важно учитывать, что при формировании учетной политики можно закрепить и аргументировано обосновать выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы. Почему мы обращаем внимание на эту возможность? Потому что при грамотной аргументации несложно снизить риски.

При выборе способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения для целей налогового учета помните, что некоторые из них отличаются от способов и методов ведения бухгалтерского учета. Поэтому с самого начала разделяйте бухгалтерский и налоговый учет.

Стратегия и тактика

Действия, направленные на уменьшение выплат, должны охватывать все сферы и аспекты деятельности. Квалифицированный специалист предложит стратегический и тактический план оптимизации фискальной нагрузки. Стратегия – это долгосрочный курс, решение крупномасштабных задач бизнеса с учетом налоговых интересов. Тактика затрагивает повседневные задачи и операции.

Стратегический план включает:

  • обзор судебной практики и правовой базы в определенной сфере, а также долговременный прогноз изменений;
  • прогнозирование налоговых обстоятельств и форс-мажоров, разработка плана действий на каждый из экстренных случаев;
  • график исполнения финансовых и коммерческих обязательств предприятия;
  • оценка рисков и вероятных причин отклонения от расчетных показателей;
  • подробное обоснование выбранной схемы с учетом рисков и последствий;
  • прогноз эффективных инструментов оптимизации.

Но главная задача стратегии заключается в выборе такой схемы налогообложения, которая лучше всего соответствует специфике предприятия и помогает снизить фискальную нагрузку. Тактика же направлена на эффективное решение текущих задач. Она подразумевает мониторинг правовых актов, которые затрагивают налоговую сферу и отрасль, краткосрочное прогнозирование, график исполнения обязательств и изменения активов.

Тактика уделяет больше внимания каждой конкретной сделке: исследованию условий, прогнозированию последствий и оценке рисков. Чтобы тактика оставалась эффективной, ее пересматривают не реже раза в месяц. Самостоятельно разработать эффективный стратегический и тактический план невозможно, необходима поддержка экспертов.

Этапы снижения фискальной нагрузки

Суть оптимизации – в уменьшении платежей и выборе наиболее эффективной, безопасной налоговой схемы. Если в момент старта бизнеса вы не задумывались о фискальной нагрузке, с высокой долей вероятности первым шагом к оптимизации станет полная или частичная реорганизация предприятия. Потому что необходимо выбрать систему налогообложения, которая лучше всего соответствует целям и задачам бизнеса.

Эксперты сначала определяют общее направление работы, то есть составляют стратегию. А только затем проводят реорганизацию тактики. Первые шаги к выбору стратегии – оценка рисков, анализ фискальных проблем, выбор основных инструментов планирования и разработка схемы. Деятельность предприятия планируется уже с учетом новой налоговой схемы (именно поэтому часто возникает необходимость в реорганизации бизнеса).

Налоговые риски – это вероятность увеличения выплат, возможность привлечения к уголовной ответственности или контроль со стороны управляющих органов. Иногда предприниматели нарушают законодательство ненамеренно, из-за непонимания тонкостей или из-за того, что не отслеживают изменения. Поэтому при любых изменениях фискальных схем и выплат важно консультироваться с экспертами, уточнять возможные риски. Критически важно, чтобы все решения принимались в правовом поле.

Перед тем как внедрить новую схему, следует сравнить потенциальную экономию и расходы, а также позаботиться о том, чтобы все изменения были письменно обоснованы. Каждая операция, которую проводит компания, должна фиксироваться документально. В случае проверки контролирующими органами только тщательное документирование поможет доказать, что все операции были обоснованы и проведены с соблюдением буквы закона.

Эффективность оптимизационного налогового планирования

Самые действенные инструменты снижения фискальной нагрузки – это уже знакомые нам налоговые схемы. С их помощью можно существенно уменьшить общую сумму обязательных выплат. Но нельзя оценивать эффективность схемы только с точки зрения снижения налогового бремени. Не меньшее значение имеют правовые риски. Так, например, доначисление и санкции после проверки могут оказаться намного больше суммы экономии. Не говоря уже о таком серьезном риске, как уголовная ответственность.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования выбранной схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие, как получение налоговой выгоды. Под этим понятием подразумевают уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения вычета, льготы, применения более низкой ставки, а также получение права на возврат или возмещение из бюджета.

Важно учитывать, что контролирующие органы могут поставить под сомнение любую гражданско-правовую сделку, которая влияет на налогообложение. Именно поэтому так важно аргументированное обоснование выбранной схемы. Занимаясь налоговым планированием и оптимизацией налогообложения, нужно учитывать не только формальное соответствие закону, но и другие обстоятельства, связанные с операциями и сделками, которые могут повлиять на правовые риски.

О необоснованности выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств:

  • невозможность осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для выбранного вида деятельности также требуется совершение и учет других операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

При выборе схемы оптимизационного налогового планирования нужно соблюдать рекомендации:

  • хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;
  • фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;
  • при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок;
  • при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Квалифицированная помощь в налоговом учете

Компания VALEN предоставляет полный спектр услуг, связанных с фискальным учетом, обоснованием схемы налогообложения и уменьшением выплат:

  • анализ учета и правового обеспечения деятельности компании;
  • выявление рисков и их оценка;
  • разработка рекомендаций по осуществлению фискального планирования;
  • оценка экономической эффективности изменений;
  • разработка пошагового плана внедрения методов оптимизации;
  • выбор подходящей фискальной схемы.

Для консультации оставляйте заявку на сайте или набирайте наш телефон: +7 (495) 7-888-096!







Ахтанина Наталья

Дата последнего комментария: 2020-10-05

  • Налогообложение криптовалют. Как избежать банковских блокировок?
  • Банк заблокировал карту по 115 ФЗ. Что делать? 8 советов для физлиц.
  • 6 шагов. Как руководителю без знаний учета проверить ошибки в работе бухгалтера.

Каковы особенности, методы и инструменты налоговой оптимизации и налогового планирования?

Запомним основное правило – грамотное налоговое планирование должно быть абсолютно законным средством сохранения денежных средств компании. Результатом налогового планирования является законная налоговая оптимизация. Но есть множество нюансов, что является особенностью нашего законодательства, которые могут поставить под сомнение Вашу личную репутацию и репутацию Вашей компании.

  • 1 На что надо обратить особое внимание при налоговом планировании и осуществлении налоговой оптимизации?
  • 2 Какие методы могут применяться при осуществлении налогового планирования?
  • 3 Какие инструменты налогового планирования законны и успешно применяются?
  • 4 Эффективность налогового планирования и его защита.

На что надо обратить особое внимание при налоговом планировании и осуществлении налоговой оптимизации?

1. Наличие обоснованной деловой цели.

Это основная задача грамотного налогового планирования. Компания прежде всего должна иметь деловую цель, которую нельзя поставить под сомнение. Эта цель должна легко обосновываться и доказываться всеми необходимыми документами. К документам можно отнести:

К документам можно отнести:

– аналитические записки сотрудников

– экономические обоснования и сметы.

Суды, в вопросах получения налоговой выгоды, нередко занимают сторону налогоплательщика в основном по двум причинам, первая – хорошая подготовка к судебному процессу налогоплательщика, вторая – недостаточная доказательная база со стороны налоговиков.

2. Не применять схемы, находящиеся на особом контроле у государства, в том виде в котором они описаны.

Конечно, лучше всего применять оригинальный способ оптимизации. Однако, за основу можно брать и универсальную схему, но ее обязательно надо модифицировать с учетом специфики и местонахождения налогоплательщика, чтобы придать ей уникальность. При этом нужно соблюдать рекомендации:

– хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;

– фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;

– избегать взаимозависимости участников сделок;

– контролировать цены товаров (работ, услуг), применять рыночные цены чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке. Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Какие методы могут применяться при осуществлении налогового планирования?

Метод замены отношений

Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д.
Операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

Метод разделения отношений

Метод разделения отношений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция разделяется на несколько.
Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

Метод отсрочки налогового платежа

Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет, прежде всего, экономить оборотные средства, а некоторых случаях избежать начисления пени.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения

Метод подразумевает избавление (воздержание) от объекта налогообложения, как один из способов ухода от налогов. Объектом налогообложения может быть имущество, операции. Воздержание от осуществления некоторых видов деятельности, операций, отсутствие имущества и т.д. Данный метод преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Какие инструменты налогового планирования законны и успешно применяются?

Инструментов для осуществления налогового планирования и налогой оптимизации множество, вот основные из них:

Учетная политика организации. Предусматриваем наиболее выгодные для Вашего предприятия способы, методы учета. Например, амортизационную премию, которая позволяет быстрее списать в расходы стоимость купленного имущества.

Амортизация безвозмездно полученного имущества. Стоимость имущества, полученного от юрлица или физлица, которое владеет более чем 50% уставного капитала компании, не учитывают в ее доходах (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Льгота действует при условии, что имущество не передается третьим лицам в течение года со дня получения. Такое имущество амортизируется, его стоимость можно определить по рыночной цене. Суть экономии в том, что компания не тратит деньги на покупку имущества, а получает возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль через амортизацию.

Специальные налоговые режимы. Применяем УСН, ЕСХН, ЕНВД, патент.

Судебные прецеденты. Смотрим судебную практику, как она сложилась в отношении планируемых сделок и т.д;

Налоговые льготы. Оцениваем, какие льготы возможно применить в Вашей деятельности, операциях. Льготы обычно выражаются в виде пониженных налоговых ставок или отсутствии налогообложения определенных операций. Например, следующие категории компаний могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.1–1.10 ст. 284 НК РФ):

– образовательные, медицинские учреждения – до 1 января 2020 года;

– резиденты технико-внедренческих ОЭЗ – до 1 января 2018 года;

– резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, – до 1 января 2023 года;

– участники региональных инвестиционных проектов – до 1 января 2020 года;

– участники свободной экономической зоны (территории Республики Крым и Севастополя);

– резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (их определяет Правительство РФ; например, они есть в Хабаровске, Приморском крае, на Камчатке и др.);

– резиденты свободного порта Владивосток;

– участники ОЭЗ в Магаданской области.

Оптимальные формы договорных взаимоотношений. Проверяем контрагентов на предмет возможности банкротства, соответствия критериям “однодневки” или недобросовестного налогоплательщика. Определяем в договоре оптимальные условия поставки, вид сделки, рыночную цену. Так, например, бартерные сделки изначально привлекут внимание налоговой инспекции, которая захочет и обязана, в данном случае, проверить цены на предмет соответствия рынку (ст. 40 НК РФ).

Использование разъяснений финансового ведомства, как в пользу налогоплательщика, так и против. Письма Минфина и ФНС – выражают официальное мнение государственных органов, и, принимая спорную позицию по какому-либо вопросу в применении налогового законодательства, компания должна понимать, насколько четко оценена ситуация и взвешены все “ЗА” и “ПРОТИВ”.

Создание резервов:

– Под дорогостоящий ремонт основных средств. Экономия достигается за счет «досрочного» списания затрат на ремонт имущества.

– Резерв сомнительных долгов. Если создать резерв, то просроченные долги попадают в расходы, уменьшающие прибыль, быстрее, чем станут безнадежными. Правда, отчислять в резерв можно не более 10% от выручки за месяц или квартал

9. И т.д.

Все эти инструменты законны и ими можно пользоваться при грамотном налоговом планировании.

Эффективность налогового планирования и его защита.

Налоговые схемы являются действенным инструментом в оптимизации налогообложения, но, оценивать их надо не только с точки зрения эффективности снижения налогового бремени, но и с точки зрения налогово-правовых рисков, которые могут привести к серьезным последствиям для руководителей и собственников бизнеса, так как им могут предъявить претензии в необоснованной налоговой выгоде.

Когда говорят о необоснованной налоговой выгоде. прежде всего ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Итак. какие признаки, подтвержденные доказательной базой, свидетельствуют о получении необоснованной налоговой выгоды по Постановлению № 53:

  1. Невозможность фактического выполнения хоз. операций.
  2. Отсутствие подходящих условий для экономической деятельности (к примеру, нет нужного персонала или транспорта, отсутствуют активы, производство, склады и т.д.).
  3. Бухучет отдельных операций, без формирования целостной картины.
  4. Совершение фиктивных операций.
  5. Небольшой период существования налогоплательщика.
  6. Выявление взаимозависимости между сторонами сделки.
  7. Разовые или неритмичные операции.
  8. Проведение расчетов через один банк.
  9. Выявление фактов нарушения налогового законодательства в прошлых периодах.
  10. Проведение транзитных операций.
  11. Выполнение хоз. операций не по адресу нахождения компании.
  12. Участие посредников в сделках.

Очень часто, на практике встречаются случаи, когда руководители и собственники бизнеса настолько увлекаются самой идеей оптимизации налогообложения, что забывают о последствиях вменения необоснованной налоговой выгоды (уклонения от уплаты налогов). А последствия совсем безрадостны:

  1. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере наступает при сумме неуплаты от 5 млн руб. за период в пределах трех финансовых лет, если не уплачено более 25% налогов, либо превышает 15 млн. руб.
  2. Ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере наступает при сумме неуплаты 15 млн. руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд , если не уплачено 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо сумма превышает 45 млн. руб.

Оценив все вышеперечисленные факторы, необходимо учесть их при грамотном налоговом планировании. Наличие реальной деловой цели, поможет Вам доказать реальность и необходимость сделки. И, конечно же, не стоит забывать о грамотном документарном оформлении всех проведенных хозяйственных операций.

Не забываем, что в расчет берется не отдельно взятый налог, а ВСЕ неуплаты по ВСЕМ налогам за 3 финансовых года.

Безусловно, если Вы хотите достигнуть положительного экономического результата от налогового планирования, то Вам необходимо очень грамотно использовать положения действующего законодательства. Применение законных инструментов налогового планирования позволит Вам значительно снизить риски вменения необоснованной налоговой выгоды. Проанализируйте свой бизнес как в целом, так и на предмет отдельных сделок. Используйте все законные способы, которые позволяет законодательство в вашей хозяйственной сфере и, Ваши риски снизятся а финансовый результат улучшится.





Содержание:

  • Что такое оптимизация и налоговое планирование
  • Учетная политика
  • Стратегия и тактика
  • Этапы снижения фискальной нагрузки
  • Эффективность оптимизационного налогового планирования
  • Квалифицированная помощь в налоговом учете

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения – важная часть предпринимательской деятельности. Это законные меры, которые бизнес предпринимает, чтобы уменьшить налоговую нагрузку: сборы, пошлины, обязательные выплаты. Достичь цели можно за счет льгот, вычетов, более низкой ставки, права на возврат.

Заниматься оптимизацией и налоговым планированием важно с момента основания бизнеса, на каждом этапе работы предприятия. При грамотном подходе можно разработать такую структуру организации, которая будет отвечать сразу нескольким требованиям: эффективности с точки зрения получения прибыли, минимизации налоговых выплат и прозрачному управлению.

Чтобы уменьшить налогообложение, необходимо проанализировать текущее положение дел компании, изучить действующее законодательство и подобрать оптимальный и законный способ сократить фискальную нагрузку. Лучше всего доверить эту задачу специалистам, потому что цена ошибки может быть слишком высокой для бизнеса.

Что такое оптимизация и налоговое планирование

Оптимизация и налоговое планирование – взаимосвязанные процессы. Чтобы уменьшить, то есть оптимизировать обязательные выплаты, необходимо грамотно распланировать рабочие процессы и финансовую деятельность предприятия.

Оптимизационное налоговое планирование – это действия налогоплательщика, направленные на уменьшение выплат, а также обоснования величины обязательств с целью определения реальных доходов и управления ими. Одной из целей при этом является выбор оптимальной формы налогообложения и снижение фискальной нагрузки на бизнес. Важно, чтобы способы и методы достижения целей не выходили за рамки законодательства, иначе речь будет идти об уклонении от налогов.

Конкретный метод минимизации выплат называют налоговой схемой. Она включает в себя описание экономических действий, позволяющее применить благоприятный режим и сэкономить при уплате налогов. Налогоплательщик свободен в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности и системы налогообложения. Он также может на свое усмотрение выбирать поставщиков, партнеров и согласовывать с ними условия сотрудничества.

Основные цели фискального менеджмента:

  • законное уменьшение фискальной нагрузки;
  • минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
  • повышение объема оборотных средств и, как результат, увеличение фактических возможностей для развития организации и повышения эффективности работы.

Общепринятая методика определения фискальной нагрузки – порядок расчета, разработанный Минфином. Он определяет сумму выплат как отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке. На практике при уменьшении фискальной нагрузки часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму за расчетный период.

Одним из обстоятельств, которое может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности проверки, налоговые органы считают низкий показатель нагрузки в сравнении со средним уровнем по отрасли. Для таких случаев даже существует особый термин: налоговый разрыв, то есть разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактических выплат.

Учетная политика

Рационально составленная учетная политика хорошо влияет на налогообложение предприятия. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли влияют такие элементы учетной политики:

  • методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации;
  • порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции.

Один из благоприятных для налогоплательщиков аспектов – законное разрешение создавать ряд резервов, отчисления в которые можно включить в расходы компании. Но важно учитывать, что при формировании учетной политики можно закрепить и аргументировано обосновать выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы. Почему мы обращаем внимание на эту возможность? Потому что при грамотной аргументации несложно снизить риски.

При выборе способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения для целей налогового учета помните, что некоторые из них отличаются от способов и методов ведения бухгалтерского учета. Поэтому с самого начала разделяйте бухгалтерский и налоговый учет.

Стратегия и тактика

Действия, направленные на уменьшение выплат, должны охватывать все сферы и аспекты деятельности. Квалифицированный специалист предложит стратегический и тактический план оптимизации фискальной нагрузки. Стратегия – это долгосрочный курс, решение крупномасштабных задач бизнеса с учетом налоговых интересов. Тактика затрагивает повседневные задачи и операции.

Стратегический план включает:

  • обзор судебной практики и правовой базы в определенной сфере, а также долговременный прогноз изменений;
  • прогнозирование налоговых обстоятельств и форс-мажоров, разработка плана действий на каждый из экстренных случаев;
  • график исполнения финансовых и коммерческих обязательств предприятия;
  • оценка рисков и вероятных причин отклонения от расчетных показателей;
  • подробное обоснование выбранной схемы с учетом рисков и последствий;
  • прогноз эффективных инструментов оптимизации.

Но главная задача стратегии заключается в выборе такой схемы налогообложения, которая лучше всего соответствует специфике предприятия и помогает снизить фискальную нагрузку. Тактика же направлена на эффективное решение текущих задач. Она подразумевает мониторинг правовых актов, которые затрагивают налоговую сферу и отрасль, краткосрочное прогнозирование, график исполнения обязательств и изменения активов.

Тактика уделяет больше внимания каждой конкретной сделке: исследованию условий, прогнозированию последствий и оценке рисков. Чтобы тактика оставалась эффективной, ее пересматривают не реже раза в месяц. Самостоятельно разработать эффективный стратегический и тактический план невозможно, необходима поддержка экспертов.

Этапы снижения фискальной нагрузки

Суть оптимизации – в уменьшении платежей и выборе наиболее эффективной, безопасной налоговой схемы. Если в момент старта бизнеса вы не задумывались о фискальной нагрузке, с высокой долей вероятности первым шагом к оптимизации станет полная или частичная реорганизация предприятия. Потому что необходимо выбрать систему налогообложения, которая лучше всего соответствует целям и задачам бизнеса.

Эксперты сначала определяют общее направление работы, то есть составляют стратегию. А только затем проводят реорганизацию тактики. Первые шаги к выбору стратегии – оценка рисков, анализ фискальных проблем, выбор основных инструментов планирования и разработка схемы. Деятельность предприятия планируется уже с учетом новой налоговой схемы (именно поэтому часто возникает необходимость в реорганизации бизнеса).

Налоговые риски – это вероятность увеличения выплат, возможность привлечения к уголовной ответственности или контроль со стороны управляющих органов. Иногда предприниматели нарушают законодательство ненамеренно, из-за непонимания тонкостей или из-за того, что не отслеживают изменения. Поэтому при любых изменениях фискальных схем и выплат важно консультироваться с экспертами, уточнять возможные риски. Критически важно, чтобы все решения принимались в правовом поле.

Перед тем как внедрить новую схему, следует сравнить потенциальную экономию и расходы, а также позаботиться о том, чтобы все изменения были письменно обоснованы. Каждая операция, которую проводит компания, должна фиксироваться документально. В случае проверки контролирующими органами только тщательное документирование поможет доказать, что все операции были обоснованы и проведены с соблюдением буквы закона.

Эффективность оптимизационного налогового планирования

Самые действенные инструменты снижения фискальной нагрузки – это уже знакомые нам налоговые схемы. С их помощью можно существенно уменьшить общую сумму обязательных выплат. Но нельзя оценивать эффективность схемы только с точки зрения снижения налогового бремени. Не меньшее значение имеют правовые риски. Так, например, доначисление и санкции после проверки могут оказаться намного больше суммы экономии. Не говоря уже о таком серьезном риске, как уголовная ответственность.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования выбранной схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие, как получение налоговой выгоды. Под этим понятием подразумевают уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения вычета, льготы, применения более низкой ставки, а также получение права на возврат или возмещение из бюджета.

Важно учитывать, что контролирующие органы могут поставить под сомнение любую гражданско-правовую сделку, которая влияет на налогообложение. Именно поэтому так важно аргументированное обоснование выбранной схемы. Занимаясь налоговым планированием и оптимизацией налогообложения, нужно учитывать не только формальное соответствие закону, но и другие обстоятельства, связанные с операциями и сделками, которые могут повлиять на правовые риски.

О необоснованности выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств:

  • невозможность осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для выбранного вида деятельности также требуется совершение и учет других операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

При выборе схемы оптимизационного налогового планирования нужно соблюдать рекомендации:

  • хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;
  • фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;
  • при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок;
  • при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Квалифицированная помощь в налоговом учете

Компания VALEN предоставляет полный спектр услуг, связанных с фискальным учетом, обоснованием схемы налогообложения и уменьшением выплат:

  • анализ учета и правового обеспечения деятельности компании;
  • выявление рисков и их оценка;
  • разработка рекомендаций по осуществлению фискального планирования;
  • оценка экономической эффективности изменений;
  • разработка пошагового плана внедрения методов оптимизации;
  • выбор подходящей фискальной схемы.

Для консультации оставляйте заявку на сайте или набирайте наш телефон: +7 (495) 7-888-096!

Читайте также: