Налоговое бремя хозяйствующего субъекта понятие и методы расчета

Опубликовано: 23.04.2024

Определение термина "налоговое бремя" не закреплено в законодательстве, однако широко используется в научной, учебной, практической экономической и юридической литературе, а также встречается в подзаконных нормативно-правовых актах и судебной практике.

До настоящего времени не выработано какой-либо схожей дефиниции данного термина. Не в последнюю очередь это связано с тем, что понимание налогового бремени чрезвычайно сложно и неоднозначно.

Можно говорить, например, о налоговом бремени отдельного налогоплательщика - физического лица, налоговом бремени предприятия или налоговом бремени в целом по стране.

Налоговое бремя определяют как:

обобщенную характеристику действия налогов, указывающую на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также дохода отдельных категорий налогоплательщиков [9, с. 31; 10, с. 393];

отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета [5, с. 80];

меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов [16, с. 166];

совокупность исчисленных в денежном выражении налогов, сборов и иных обладающих признаками налога или сбора платежей, обязанность уплаты которых возложена действующим законодательством на налогоплательщика в связи с совершением им конкретных финансово-хозяйственных операций и (или) иных юридически значимых действий, в своем единстве и взаимосвязи определяющих общую сумму денежных средств, подлежащих безусловному, безвозмездному и безвозвратному изъятию в бюджет в течение налогового периода [2, с. 43];

сумму выплаченных или начисленных денежных средств [17, с. 23].

Представляется, что единого понятия налогового бремени выработано быть не может. Прежде всего налоговое бремя необходимо определять на двух уровнях, в зависимости от круга субъектов, в отношении которых оно рассчитывается.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя представляет собой обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту [7, с. 54]. Схожее понимание налогового бремени представлено в Международном налоговом глоссарии, а именно - доля или процент общей суммы налоговых платежей за конкретный фискальный год от валового национального продукта или национального дохода за этот год [18, с. 420].

На микроэкономическом уровне налоговое бремя определяется долей изъятия доходов конкретных налогоплательщиков - физических или юридических лиц.

Говоря о микроэкономическом уровне, следует отметить, что ни в отношении юридических лиц, ни в отношении физических лиц не существует универсального показателя или методики определения количественной оценки налогового бремени. Для хозяйствующих субъектов налоговое бремя рассчитывается различными способами - как отношение налогов к выручке от реализации либо к расчетной, чистой или балансовой прибыли, а так же как отношение налогов к добавленной или вновь созданной стоимости [14, с. 141]. Е.С. Вылкова, например, определяет налоговое бремя на уровне хозяйствующего субъекта как относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога [4, с. 574].

При этом некоторые ученые и практики отмечают, что налоговое бремя не исчерпывается только лишь суммой уплаченных налогов, а включает в себя и те затраты, которые налогоплательщики понесли в связи с уплатой налогов (затраты труда, содержание штата специалистов, мобилизация денежных средств, судебные издержки в случае защиты нарушенных прав и др.) [8, с. 60].

Неоднократно высказывалась точка зрения о том, что в силу эффекта переложения налогов говорить о "налоговом бремени на юридическое лицо" не вполне корректно. Несмотря на это, данное понятие получило широкое употребление. Один из аргументов в пользу целесообразности его применения заключается в том, что юридическое лицо является "отдельным субъектом", который с юридической точки зрения, отличается от физических лиц, владеющих им. Обезличенные налоги, которые платит в бюджет юридическое лицо, нельзя сравнивать с налогами, которые уплачивает физическое лицо [6, с. 165].

Расчеты налогового бремени физических лиц крайне сложны в силу того, что население уплачивает как прямые, так и косвенные налоги. То есть налоговое бременя физических лиц не сводится к суммированию налогов, уплаченных в связи с полученным доходом и располагаемой недвижимой и движимой собственностью. Авторский коллектив И.А. Майбурова, например, указывает, что налоговое бремя на физическое лицо измеряется суммой уплаченных им налогов (абсолютный показатель) и их долей в доходе налогоплательщика (относительный показатель) [12, с. 109].

Интересен подход к определению налогового бремени физических лиц М.Е. Косова и Л.А. Крамаренко. Авторы определяют его как вызванное налогообложением ухудшение благосостояния налогоплательщика, проявляющееся в уменьшении его дохода (и, соответственно, потребления рыночных благ), не компенсируемое предоставлением общественных благ, профинансированных за счет уплаченных налогов, а также в изменении структуры благосостояния (потребления) налогоплательщика [6, с. 165-166].

Помимо термина "налоговое бремя" в специальной литературе, подзаконных нормативно-правовых актах используется термин "налоговая нагрузка".

Вопрос о соотношении понятий "налоговое бремя" и "налоговая нагрузка" не являлся предметом отдельных исследований, хотя в научной и учебной литературе анализ их соотношения встречается. Так, Л.В. Попова и авторский коллектив приводят определения термина "налоговая нагрузка" в работах ученых - экономистов и правоведов, указывая, что в большинстве случаев налоговая нагрузка отождествляется с налоговым бременем [16, с. 169]. Действительно, в работах, затрагивающих налоговое бремя или нагрузку, можно встретить прямое указание на то, что это синонимы [13, с. 29], либо использование обоих терминов без указания на различия между ними [11, с. 90-95].

Авторы, использующие только один из анализируемых терминов, как правило, не аргументируют свой выбор, оставляя без внимания существование другого понятия. По мнению Е.А. Бабякиной, термин "налоговое бремя" применяется учеными для характеристики тяжести налогообложения, т.е. на экономику в целом, в то время как микроэкономический аспект исследования проблемы тяжести налогообложения связан с использованием термина "налоговая нагрузка" [1, с. 25-26].

С приведенной позицией сложно согласиться полностью, однако для экономических исследований в действительности в большей степени характерно использование понятие "налоговая нагрузка" при изучении именно количественного выражения налогового бремени на предприятия, отрасли экономики, регионы, население.

На объективную необходимость разделения понятий "налоговое бремя" и налоговая нагрузка" указывает в исследовании формирования социально-ориентированной налоговой системы А.В. Боброва. Ею сформулировано понятие налоговой нагрузки как совокупности всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, как эквивалент обязательства налогоплательщика перед государством (т.е. абсолютная величина), а налоговое бремя как относительной, частной от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия, уровень его обременения государством [3, с. 21].

Определения налогового бремени и налоговой нагрузки, позволяющие разграничить данные понятие и определить их соотношение, было предложено Н.А. Соловьевой. Так, налоговое бремя налогоплательщика было определено как совокупность прямо и косвенно возложенных на него обязанностей по уплате налогов, а налоговая нагрузка - как сумма денежных средств, фактически уплаченных налогоплательщиком в результате исполнения прямо и косвенно возложенных на него обязанностей по уплате налогов [15, с. 239].

1. Бабякина Е.А. Налоговое бремя в экономике РФ: особенности формирования и перспективы оптимизации: Дисс. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2008.

2. Барташевич С.В. Понятие налогового бремени как правовая категория // Налоги и налогообложение. 2010. N 6. С. 37-44.

3. Боброва А.В. Формирование социально-ориентированной налоговой системы России: Автореф. дисс. . докт. экон. наук. Екатеринбург, 2008.

4. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник. М.: Юрайт, 2011. - 639 с.

5. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие. М.: Проспект, 2013. - 520 с.

6. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Экономическое равновесие налоговой системы: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 199 с.

7. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

8. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / П.В. Аникин, Е.Ю. Жидкова. М.: ЭКСМО, 2008. - 496 с.

9. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 6-е изд. СПб.: Питер, 2007. - 496 с.

10. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. 2-е изд. перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

11. Налоги и налогообложение: учебник / Под ред. Б.Х. Алиева. М., 2008. - 448 c.

12. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 519 с.

13. Налоговые реформы. Теория и практика: монография для магистрантов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Под ред. И.А. Майбурова. М, 2010. - 463 c.

14. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. - 680 с.

15. Соловьева Н.А. Налоговое бремя и налоговая нагрузка: понимание и соотношение // Налоги и финансовое право. 2012. N 6. С. 235-239.

16. Теория и история налогообложения: учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин. М.: Дело и Сервис, 2011. - 368 c.

17. Юрзинова И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения // Налоговая политика и практика. 2008. N 11. С. 23.

18. International Tax Glossary / Amsterdam: IBFD Publications BV, 2010. revised 6th edition. - 550 p.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).


  • Понятие налогового бремени
  • Налоговое бремя и налоговая нагрузка
  • Избыточное налоговое бремя и его последствия
  • Налоговое бремя в России в 2020 - 2021 годах
  • Итоги

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

О налогах в 2020 - 2021 годах читайте в статье «Федеральные, региональные и местные налоги»

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2020 - 2021 годах

Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рассказал Минфин. О планируемых нововведениях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.


Субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налоги в бюджеты согласно законодательству РФ. Государство заинтересовано в поступлении как можно большего количества платежей, которые идут на решение социальных вопросов. Однако слишком большие суммы налоговых платежей делают работу компании нерентабельной. Предприниматели не получают запланированную прибыль и теряют мотивацию заниматься бизнесом.

Поэтому важно правильно выполнить необходимые расчеты и проанализировать результаты последующего планирования работы компании. Рассмотрим, как производится расчет налоговой нагрузки и для чего необходимо проводить эту работу.

  • Основные понятия
  • Коэффициент нагрузки по налогам
  • Как рассчитать налоговую нагрузку организации
  • Формулы расчета по видам налогообложения
  • Налоговая нагрузка по НДФЛ
  • Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета
  • Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
  • Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации
  • Методы анализа нагрузки по налогам
  • Как оценить степень налогового давления
  • Опасность низкой налоговой нагрузки
  • Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Основные понятия

По д термином «налоговая нагрузка» понимают количество налоговых платежей, которые компания платит государству по результатам своей работы и с заработной платы своих сотрудников. Рассчитывается абсолютная и относительная налоговая нагрузка. Разница заключается в следующем:

1. Абсолютная. Обязательные платежи, которые компания уплачивает в госбюджет. Она исчисляется в рублях за отчетный период. Не является объективной характеристикой, так как не учитывает результаты деятельности субъекта предпринимательства. Например, налог в 1 млн рублей будет большим, если компания за год зарабатывает 2 млн. Но маленьким, если валовый доход составляет 100 млн.

2. Относительная. Процент от финансовых показателей компании, который уходит на уплату налогов. Этот показатель и необходим для большинства финансовых расчетов. Он показывает, сколько денег из доходов уходит на уплату налогов.

Далее речь пойдет именно об относительной нагрузке.

Коэффициент нагрузки по налогам

Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.

Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.

Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

После вычисления коэффициент сравнивается с таблицами средних показателей по отрасли, которые публикует ИФНС. Если он ниже, следует ожидать повышенного внимания со стороны налоговых органов.

Например, компания по продаже недвижимости заплатила в государственных бюджет 1 200 000 рублей, в том числе налоговые платежи сотрудников. Страховые взносы составили 520 000 рублей. Общий размер выручки от оказания услуг, из которого уже был вычтен налог на добавленную стоимость, составил 13 000 000 рублей.

Налоговая нагрузка считается следующим образом

1,2 млн рублей / 13 млн рублей * 100% = 9,23%

Таблица средних показателей по отрасли:


Из таблицы видно, что коэффициент в примере существенно ниже среднеотраслевого. Это означает, что проверку компании следует ожидать в ближайшее время.

Обратите внимание, что иногда должностные лица ИФНС неправильно определяют налоговую нагрузку, так как при расчетах используют только один из налогов. Например, на прибыль. После чего требуют у компании пояснения. В этом случае достаточно предоставить копии документов, подтверждающих начисление и уплату всех налоговых платежей с письменными объяснениями.

На официальном сайте налоговой службы РФ есть отдельный раздел, посвященный налоговой нагрузке. В нем имеется налоговый калькулятор. С его помощью можно вычислить нужные коэффициенты компаниям, которые используют общую систему налогообложения.


Следует понимать, что минимизация налоговой нагрузки на предприятие не является незаконной. Однако для уменьшения налогов можно использовать только законные методы, предусмотренные НК РФ и подзаконными нормативными актами. С другой стороны, платить минимум налогов нецелесообразно из-за постоянного повышенного внимания со стороны контролирующих органов.

Поэтому обычно субъекты предпринимательства прибегают к оптимизации налогообложения с помощью консалтинговых компаний. С их помощью производится оценка налоговой нагрузки и вырабатывается налоговая стратегия, позволяющая уменьшить налоги без дополнительных рисков.

Формулы расчета по видам налогообложения

В расчет налоговой нагрузки также включаются другие обязательные платежи, если компания уплачивает их по результатам своей деятельности:

  • Налоги на полезные ископаемые;
  • Акцизные платежи;
  • Водный налог и платеж за пользование природными ресурсами;
  • На имущество и транспорт;
  • На землю.

Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета

Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.

Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.

Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:

  • Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
  • Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.

Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета

Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета

Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.

В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).

Негативные последствия при превышении указанного предела:

  • Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
  • Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
  • Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.

Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации

В законодательстве нет точного понятия налоговой нагрузки и значений, которые будут оптимальными с точки зрения государства и предпринимателя. Налоговая нагрузка может быть разной в зависимости от налоговой политики страны, степени контроля и других факторов. Поэтому однозначного ответа на вопрос, достаточно ли компания платит налогов, нет.

Если для государства важно получать максимум налоговых платежей, то компания должна так рассчитывать нагрузку по налогам, чтобы сохранить возможность работы и получения прибыли. Для этого предпринимаются меры по оптимизации платежей, но с одновременным уменьшением возможных рисков.

Правильная оценка налоговой нагрузки позволяет оценить степень ее влияния на хозяйственную деятельность компании, но при этом не выделить компанию среди аналогичных по отрасли и не стать объектов внимания должностных лиц налоговой службы.

Предприниматели, стремясь минимизировать свои расходы, делают это за счет налоговых платежей, в том числе и с помощью «серых» схем. Однако такой подход может привести к большим проблемам в будущем, когда ИФНС начислит штрафы и пени после проведения выедной проверки. Поэтому важно так спланировать налоговую стратегию, чтобы оставаться в рамках действующего в нашей стране законодательства.

Для этого необходимо досконально знать действующее законодательство и умело его применять в зависимости от особенностей работы компании, общих тенденций в экономике. Часто у администрации субъекта предпринимательства нет достаточного количества знаний в налоговой сфере, которые помогут правильно оптимизировать налоговую нагрузку. Поэтому целесообразно в этом случае прибегать к помощи квалифицированных налоговых консультантов.

Методы анализа нагрузки по налогам на субъект предпринимательства

В сфере налогообложения в России отсутствует четкая методика оценки нагрузки по налогам. Иногда из-за недостатка знаний предприниматели используют формулы для расчет аналогового потенциала, что делает невозможным использование полученных результатов для анализа и планирования.

Кроме того, формулы могут изменяться в зависимости от изменения налогового и иного законодательства, выхода новых усредненных показателей по отраслям, изменения местных показателей рентабельности. Поэтому грамотные налоговые консультанты используют несколько методов оценки. Такой поход позволяет учесть влияние большого количества факторов. Полученный по результатам таких расчетов результат поможет принять правильное управленческое решение.

Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.

Как оценить степень налогового давления

Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.

Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.

Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса

Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.

Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.

Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.

Опасность низкой налоговой нагрузки

Одним из инструментов контроля соблюдения действующего налогового законодательства плательщиками является вычисление и анализ налоговой нагрузки. Если она ниже, чем общие показатели по отрасли, компании следует ожидать следующих негативных последствий:

  • Вызова должностных лиц для выяснения отдельны вопросов и легализации налоговой базы;
  • Требования о предоставлении документации, которая подтверждает правильность начисления и уплаты налоговых платежей.

Низкая нагрузка по налоговым платежам будет понятной, если субъект предпринимательства начал работать только недавно. Поэтому размер его налоговых платежей может быть меньше, чем у аналогичных компаний в отрасли. Чтобы объяснить маленький размер платежей достаточно предоставить письменное объяснение в ИФНС.

Большие сложности возникают в случае, если предприятие работает долго. Низкий показатель по отрасли может быть вызван тем, что компания работает в нескольких сферах, а налоговики во время анализа используют только основной код экономической деятельности.

Например, компания производит какую-либо продукцию в сфере, где коэффициент нагрузки составляет 20−22%, но одновременно с этим занимается торговлей, где этот же показатель составляет 10%. Если анализировать работу только по первому коду, нагрузка будет заниженной, но по второму она может находиться в пределах нормы. Этот момент необходимо объяснять представителям налоговой службы. Например, посчитать коэффициенты отдельно по каждой сфере деятельности.

Другие причины, которые могут привести к уменьшению размера налогов в сравнении со среднеотраслевым:

  • Большое количество инвестиций в развитие бизнеса за счет собственной прибыли компании.
  • Развитие производственных комплексов или сетей продаж, что требует использования всей выручки, то есть затраты практически равняются получаемой прибыли.
  • Общее снижение спроса на продукцию и уменьшение рентабельности работы предприятий в целом по отрасли.
  • Увеличение закупочных цен на сырье в сравнении с предыдущими налоговыми периодами.
  • Снижение объемов реализации и увеличение административных расходов.

Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Цель расчета налоговой нагрузки на субъекта предпринимательской деятельности — разработка оптимальной налоговой стратегии. В ее состав включается учетная политика и средства управления налоговыми рисками, которые дают возможность уменьшить размер платежей законными методами.

От того, насколько эффективной будет выбранная налоговая стратегия, зависят взаимоотношения с подразделениями ИФНС. Поэтому задача собственника компании или ее руководителя — правильно и строго в рамках действующего законодательства проводит коррекцию налоговой нагрузки.

Сделать это вам помогут специалисты компании «Мегаконсалт». Мы специализируемся на предоставлении аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета для предприятий среднего и крупного бизнеса. Наши сотрудники, имеющие большой опыт работы в предпринимательстве и налоговой службы, разработают и реализуют налоговую стратегию для получения максимальной прибыли.

Для получения консультаций по этому вопросу и оформления заявки на услугу обращайтесь к нашим менеджерам.

Даты начала обучения

Время проведения: с 10.00 до 17.00

На курсе рассматриваются новации налогового законодательства в 2020 году и судебная практика в отношении налогового планирования. Все вопросы рассматриваются на конкретных примерах, с разбором рекомендаций ФНС и арбитражной практики.

Куср предназначен для: финансовых директоров, главных бухгалтеров, бухгалтеров, внутренних аудиторов, специалистов по налогообложению.

Цели курса:

  • Рассмотреть спорные ситуации по вопросам налогообложения и арбитражной практики по ним.
  • Приобрести умения и навыки в области налогового планирования как средства оптимизации уровня налогообложения.
  • Обсудить подходы к практике налоговой оптимизации.
  • Обсудить налоговые последствия договорной деятельности.

В результате обучения участники:

  • ознакомятся с актуальными изменениями налогового законодательства,
  • изучат основные методы оптимизации налогообложения,
  • научатся определять налоговые риски, связанные с договорной работой,
  • освоят методологию налогового планирования,
  • ознакомятся с методами расчета налогового бремени,
  • получат все необходимые для повседневной работы нормативные документы, образцы и шаблоны документации, информационно-справочные материалы.

Программа курса

День 1.

Налоговое планирование как средство оптимизации налогообложения.

  • Периодизация налогового планирования.
  • Модели поведения хозяйствующих субъектов применительно к оптимизации налогообложения.
  • Классификация налогового планирования по видам.
  • Формы и методы налогового планирования.
  • Алгоритм организации налогового планирования.
  • Принципы и стадии налогового планирования.
  • Пределы налогового планирования.
  • Моральные, политические, экономические и технико-юридические причины уклонения от уплаты налогов.
  • Оптимизация и минимизация налогов.
  • Формы уклонения от уплаты налогов.
  • Правомерные формы уплаты налогов: налоговое планирование, правомерное избежание налогов.
  • Неправомерные формы: непосредственное уклонение от уплаты налогов, обход налогов.

Методология налогового планирования.

  • Формирование налогового поля предприятия.
  • Составление налогового календаря.
  • Разработка учетной политики организации для целей налогообложения (налогового планирования).
  • Налоговый учет амортизационного имущества.
  • Резервы предприятия.
  • Определение стоимости материальных ресурсов, списываемых на производство.
  • Договорная политика организации.
  • Специальные методы налогового планирования.
  • Метод замены отношений.
  • Метод разделения отношений.
  • Метод отсрочки налогового платежа.
  • Метод прямого сокращения объекта налогообложения.
  • Формализованные методы налогового планирования.
  • Балансовый метод.
  • Расчетно-аналитический метод планирования налоговых платежей.
  • Метод дисконтирования.
  • Метод экономико-математического моделирования плановых решений.
  • Метод оффшора.
  • Метод льготного предприятия.

День 2.

Последние изменения налогового законодательства.

Налоговое администрирование.

  • Изменения в порядке взыскания задолженности, если сумма не превышает 3000 руб.
  • Обеспечительные меры: размещение информации на сайте ФНС.
  • Предоставление рассрочки по налогам.
  • Снятие ограничения на проведения зачета переплаты по виду налога.
  • Введение обязанности для организаций сообщать в налоговый орган информации о транспортных средствах и земельных участках, если не получено уведомление из ФНС.
  • Введение процедуры осмотра помещений налогоплательщика при наличии недоимки, превышающей 1 мл. руб.
  • Проведение камеральных и выездных проверок.

НДС: ответы на сложные вопросы, обзор основных изменений законодательства.

  • Новые лимиты для плательщиков ЕСН, чтобы получить освобождение от уплаты НДС.
  • Особенности восстановления НДС при реорганизации правопреемниками.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС 0% для отдельных операций.
  • Проблемы применения ставки 10%.
  • Подтверждение права на освобождение по благотворительности.
  • Особенности проведения камеральной проверки по НДС.

НДФЛ: практика исчисления и уплаты в 2020 году с учетом последних изменений.

  • Расширение перечня необлагаемых доходов.
  • Списание безнадежных долгов физических лиц.
  • Формирование налоговой базы по доходам в виде выигрышей в азартных играх.
  • Изменение лимита численности для представления отчетов в электронном виде.
  • Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также получения его в порядке дарения.
  • Изменение срока представления расчета 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ.
  • Представление 6-НДФЛ и 2-НДФЛ при наличии нескольких обособленных подразделений.
  • Представление декларации по НДФЛ через многофункциональные центры.
  • Проведение камеральной проверки по НДФЛ при отсутствии декларации.

Изменения в налоге на прибыль с 2020 года.

  • Продление срока применения ставки % для образовательных и медицинских организаций.
  • Инвестиционный налоговый вычет – расширение сферы применения.
  • Результаты интеллектуальной деятельности стоимостью до 100 тыс. руб. не относятся к амортизируемому имуществу.
  • При расконсервации объектов срок полезного использования не продлевается.
  • Переход с линейного метода начисления амортизации на нелинейный – раз в пять лет.
  • Ограничения по переносу убытков на будущее.

Транспортный и земельный налог.

  • Введение единого срока уплаты налога.
  • Отмена представления налоговой декларации.
  • Расчет налога производится налоговыми органами.

Налог на имущество организаций: основные изменения 2020 года.

  • Уведомление налогового органа о порядке уплаты налога при наличии в одном субъекте нескольких объектов недвижимости.
  • Отмена представления авансового расчета.
  • Регионы устанавливают перечень объектов, по которым налог уплачивается по кадастровой стоимости.

Специальные режимы.

  • Введение запрета на применение ЕНВД для продавцов маркированных товаров.
  • Лимиты для перехода на УСН с 2020 года.

Валютный контроль.

  • Отмена репатриации рублевой выручки.
  • Изменения в порядке представления отчетов о движении средств по счетам за границей.
  • Смягчение административной ответственности за нарушения валютного законодательства.

День 3.

Регионы льготного налогообложения на территории РФ.

  • Особые экономические зоны, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования в России.
  • Правовая основа организации особых экономических зон (ОЭЗ) в РФ.
  • Краткий анализ налоговых преимуществ отдельных зон.

Учетная политика организации как способ оптимизации налогообложения.

  • Учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета. Правовая основа формирования учетной политики.
  • Роль учетной политики в управлении финансами организации.
  • Факторы, влияющие на выбор учетной политики.
  • Основные элементы учетной политики.
  • Налоговые последствия альтернативных способов учета по отдельным элементам учетной политики.
  • Влияние учетной политики на финансовый результат и показатели эффективности деятельности организаций.

День 4.

Договорная политика организации как способ оптимизации налогообложения.

  • «Сделка» и «договор». Основные группы гражданско-правовых договоров для целей бухгалтерского и налогового учета.
  • Правовое регулирование составления и заключения договоров.
  • Взаимосвязь гражданского и налогового законодательства.
  • Договорная политика организации. Формирование договорной политики предприятия в целях оптимизации налогообложения.
  • Влияние изменения налоговых последствий заключения различных договоров на результаты финансовой деятельности и показатели эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

Планирование налога на прибыль.

  • Содержание налога на прибыль: налогоплательщики, объект обложения, налоговая база.
  • Основные направления оптимизации налогообложения прибыли с учетом изменений законодательства:
    • определение доходов, не учитываемых при формировании налоговой базы;
    • обоснование и документальное подтверждение расходов;
    • выбор метода исчисления авансовых платежей;
    • осуществление контроля за величиной нормируемых расходов, создание резервов;
    • выбор способа начисления амортизации; выбор условий договоров; и проч.

Планирование косвенных налогов.

  • НДС, акцизы, и их содержание.
  • Возможности планирования НДС в зависимости от места организации в цепочке производства и реализации.
  • Целесообразность применения льгот по НДС.
  • Использование различных ставок по НДС и применение налоговых вычетов.
  • Возмещение НДС. Исчисление и уплата НДС налоговыми агентами.
  • Арбитражная практика.
  • Определение объекта обложения по акцизам. Планирование даты уплаты акцизов. Применение налоговых вычетов. Арбитражная практика.

Планирование налогообложения имущества организации.

  • Содержание налога на имущество.
  • Анализ элементов учетной и договорной политики, влияющих на формирование налоговой базы по налогу на имущество.
  • Возможность применения льгот в свете изменений в законодательстве
  • Взаимосвязь налога на имущество и налога на прибыль.

Планирование налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное страхование и прочих налогов.

  • Содержание налога на доходы физических лиц. Применение вычетов.
  • Содержание взносов на обязательное страхование, их виды. Перечень выплат, не облагаемых взносами.
  • Планирование налогообложения природных ресурсов (налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов): определение объектов обложения, использование льгот. Арбитражная практика.
  • Планирование транспортного налога: использование лизинга и аренды.
  • Планирование налогообложения по специальным налоговым режимам: единого налога при упрощенной системе налогообложения: выбор объекта обложения, планирование расходов: единого налога на вмененный доход; единого сельскохозяйственного налога.

Налоговое бремя хозяйствующего субъекта: понятие и методы расчета.

  • Подходы к определению понятия «налоговое бремя».
  • Тяжесть налогообложения.
  • Факторы, влияющие на величину налогового бремени.
  • Способы расчета налогового бремени организации.
  • Способы снижения налогового бремени и расчет оптимальной налоговой нагрузки.

Налоговые последствия договорной деятельности.

Договоры в деятельности организаций – основные задачи:

  • Экспертиза договоров (выявление истинного вида договора, ничтожности и оспоримости договоров в целом и отдельных его условий, признаков незаключенного договора).
  • Проверка контрагентов (проявление должной осмотрительности.
  • Недопустимость заключения договора с недобросовестным контрагентом, признаки недобросовестного контрагента).
  • Цена договора, способ определения цены в форме «валютной змейки».
  • Твердая цена и приблизительная цена.

Налоговые последствия отдельных видов договоров:

  • Беспроцентного займа (от учредителя, при выдаче займа сотруднику).
  • Договоров смешанного типа.
  • Договора купли-продажи.
  • Договора аренды.
  • Договора подряда.
  • Безвозмездных сделок.
  • Договора возмездного оказания услуг.
  • Налоговые риски при реализации трудовых договоров и договоров ГПХ.
  • Отличительные признаки трудового договора и договора ГПХ.
  • Основания для переквалификации договоров.
  • Последствия изменений юридической квалификации трудового договора.
  • Налоговые последствия подмены трудового договора гражданско-правовым.

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка 7%.

Что входит в стоимость

Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Экскурсионная программа по Санкт-Петербургу как необязательная часть.

Документ по окончании обучения

По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 32 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы)

Информация для региональных клиентов

Региональным клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

Преподаватели

Руководитель правового управления крупного холдинга, аудитор, член Российского союза аудиторов, преподаватель Высшей школы бизнеса, преподаватель аккредитованного Министерством Финансов Центра по подготовке профессиональных бухгалтеров и аудиторов, эксперт журнала «Практическое налоговое планирование», опыт защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в арбитражных судах, государственных органах — 15 лет.

Ведение бухгалтерского, налогового, кадрового и управленческого учета для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Образование:

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, экономический факультет, специализация – экономика, финансы и кредит; специализация – финансы и кредит, оценка бизнеса; аспирантура, специализация – финансы и кредит, налоги; Немецкий государственный университет (г. Вупперталь), международные экономические реформы в Евросоюзе и РФ (2008 г.); Финское государственно агентство по оценке, курс оценки интеллектуальной собственности по международным стандартам (2010 г.).

Опыт работы:

С 2008 по 2015 год – работа в различных компаниях: аудит, бухгалтерский и налоговый учет, юридические услуги, оценка, финансовый менеджмент, главный бухгалтер; ассистент аудитора. С 2015 года по настоящее время – ведение своей практики: аутсорсинг бухгалтерского учета, налоговый консалтинг.

К.э.н.,советник налоговой службы РФ 2 ранга, эксперт по ВЭД.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.05.2020 2020-05-01

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Мусина, О. В. Выбор оптимального метода расчета налоговой нагрузки при планировании налогового бремени хозяйствующего субъекта в рамках действующего законодательства РФ / О. В. Мусина, Н. В. Боярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 119-128. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69436/ (дата обращения: 20.05.2021).

Учитывая анализ налоговых поступлений в бюджет РФ, каждый хозяйствующий субъект должен рассчитывать свою налоговую нагрузку без ущерба для бюджета РФ. Существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, различающиеся как по числу налогов, включаемых в расчет, так и интегральным показателем, с которым соотносится сумма налога. В статье рассмотрен выбор оптимального метода расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта, в рамках действующего законодательства РФ.

Ключевые слова: налоговое бремя, хозяйствующие субъекты, оптимизация, методики расчета налоговой нагрузки.

Данные Федеральной налоговой службы обновляются ежегодно и представляются на официальном сайте ФНС.

В таблице 1 систематизированы данные по формам статистической отчётности, а именно отчеты о начислении к уплате и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года.

Начислено куплате, поступление налогов, сборов ииных обязательных платежей (тыс. рублей)

Регионы

Федеральные налоги исборы

Региональные налоги

Местные налоги

Налоги, относящиеся кспециальным налоговым режимам

Как видно из таблицы, были выбраны 5 регионов Российской Федерации: Московская область, Самарская область, Пермский край, Республика Марий-Эл, Республика Алтай.

Выбор этих регионов обусловлен тем, что они удалены друг от друга, у них разно-развитая инфраструктура, численность населения и площадь не равнозначны, в разных регионах экономическая направленность сосредоточена по разным видам деятельности.

Рассмотрим доли поступивших и начисленных к уплате налогов и сборов в разрезе, относительно всей Российской Федерации в таблице 2.

Доля поступивших иначисленных куплате налогов исборов относительно всей Российской Федерации

Регионы

Структура,%

Федеральные налоги исборы

Региональные налоги

Местные налоги

Налоги, относящиеся кспециальным налоговым режимам

Учитывая данные в таблице 2, найдем доли в разрезе по всем пунктам. Для полной оценки примем за 100 % совокупность всех налогов.

Из таблицы видно, что по отношению ко всем поступлениям, наибольшую долю федеральных налогов и сборов занимает Московская область-4,12 %, второе место занимает Самарская область- 2,37 %, третье место — Пермский край- 2 %, далее Республика Марий-Эл- 0,1 %, наименьшую долю поступлений федеральных налогов и сборов, относительно всей Российской Федерации, занимает Республика Алтай- 0,03 %. Приведённые данные представим графически на рисунке 1.


Рис. 1. Поступления федеральных налогов и сборов

В диаграмме представлены данные федеральных налогов и сборов, где видно, что наибольшая доля поступлений приходится на Московскую область, а наименьшая доля приходится на Республику Алтай.

По представленным результатам в таблице 2 видно, что наибольшая доля поступлений региональных налогов и сборов приходится на Московскую область — 5,11 %. Второе место — Самарская область- 1,88 %. Третье место — Пермский край- 1,43 %. Далее Республика Марий-Эл- 0,24 %. Наименьшую долю, относительно всех поступивших региональных налогов и сборов, занимает Республика Алтай- 0,04 %. Представим графически на рисунке 2, доли поступивших региональных налогов и сборов.


Рис. 2. Поступления региональных налогов и сборов

На рисунке представлены данные региональных налогов и сборов, где видно, что наибольшую долю поступлений занимает Московская область, а наименьшую Республика Алтай.

На рисунке 3 графически представим, доли налоговых поступлений в разрезе местных налогов и сборов.


Рис. 3. Поступления местных налогов и сборов

Из рисунка видно, что первое место поступлений в разрезе местных налогов и сборов, относительно всей Российской Федерации, занимает Московская область — 14,96 %. Второе место — Самарская область- 2,49 %. Третье место — Пермский край- 1,71 %. Далее Республика Марий-Эл- 0,10 %. Наименьшая доля поступлений в разрезе местных налогов и сборов приходится на Республику Алтай- 0,06 %.

Налоговые поступления, относящиеся к спец. режимам, представлены на рисунке 4, где видно, что наибольшую долю занимает Московская область- 5,33 %. Второе место — Самарская область- 1,28 %. Третье место занимает Пермский край- 1,15 %. Далее Республика Марий — Эл-0,24 %. Наименьшую долю, в разрезе налоговых поступлений, относящихся к специальным налоговым режимам, занимает Республика Алтай- 0,07 %.


Рис. 4. Налоговые поступления, относящиеся к спец. Режимам

Доля налоговых поступлений в структуре по Московской области преобладает над остальными, это связано с высокоразвитой инфраструктурой. Второе место поступлений по всем налогам и сборам занимает Самарская область, большая часть налоговых отчислений приходится от промышленных сфер деятельности, т. к. налоговая нагрузка от этой сферы достаточно высока. В Пермском крае также преобладает промышленная сфера, но хозяйствующих субъектов значительно ниже по сравнению с Самарской областью, но территориальная удаленность от Московской области, где наибольшая доля налогов, меньше. В Республике Марий Эл основные виды деятельности связаны с вооруженными силами РФ. Республика Алтай — наиболее удаленный от столицы РФ регион.

Абсолютные иотносительные отклонения

Регионы

Федеральные налоги исборы

Региональные налоги

Местные налоги

Спец. режимы

Из анализа абсолютных отклонений видно, что налоговое бремя велико для уплаты начисленных налогов. Однако спец. режимы, чье налоговое бремя более оптимизированно, покрывает все начисленные к уплате налоги и сборы.

Представим графически относительные отклонения на рисунке 5.


Рис. 5. Относительное отклонение

На рисунке представлены относительные отклонения налоговых поступлений и начисленных к уплате налогов и сборов, где Ф — Федеральный бюджет, Р — Региональный бюджет, М — Местный бюджет, С.Р — налоговые поступления от применения спец. режимов.

Анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод, что налоговое бремя по федеральным налогам и сборам тяжело для Самарской области и Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2019.

По региональным налогам, с налоговым бременем справляется лишь Республика Марий-Эл, как остальные не в состоянии покрыть начисленные к уплате налоги и сборы.

Из анализа относительных изменений местных налогов видно, что налоговое бремя не посильно для Московской области, Самарской области, Пермского края, Республики Алтай.

В российском законодательстве нет понятия «налоговое бремя», поэтому в экономической литературе наряду с понятием «налоговое бремя» используются понятия «налоговая нагрузка», «тяжесть налогообложения», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения».

Для анализа деятельности предприятия на предмет рискованности ФНС использует ряд оценочных критериев. Налоговая нагрузка используется ФНС России при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки. Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@).

В приложении приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ представлена налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. Проводя оценку этой таблицы, можно сделать вывод, что наибольшая налоговая нагрузка на 2018 год приходиться на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, а наименьшая на производство химических веществ и химических продуктов. Максимальная фискальная налоговая нагрузка по страховым взносам за аналогичный год у деятельности почтовой связи и курьерской деятельности, минимальная у производства кокса и нефтепродуктов.

Проиллюстрируем абсолютные изменения налоговой нагрузки на рисунке 6.


Рис. 6. Абсолютные изменения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

По представленным данным видно, что наибольшим изменениям подверглась добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — налоговая нагрузка увеличилась на 7,1. Производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — налоговая нагрузка снизилась на 6,5. Стабильными остались: производство текстильных изделий, одежды, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство прочей неметаллической минеральной продукции.

Существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, различающиеся как по числу налогов, включаемых в расчет, так и интегральным показателем, с которым соотносится сумма налога.

При налоговом планировании на уровне организации оценку проводимых мероприятий следует производить с учетом особенностей деятельности хозяйствующего субъекта сферы, в которой он функционирует, налогового режима и других показателей.

Выделим основные методы расчета налогового бремени в таблице 4.

Основные методы расчета налогового бремени

Авторы методов

Формулы расчета

Характеристика расчета налоговой нагрузки

Департамент налоговой политики Минфина России


где НБ — налоговое бремя;

Н.общ — общая сумма налогов;

В.общ — общая сумма выручки от реализации

Определяется как отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг)


где В — выручка от реализации;

Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;

Пч — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

Сопоставление налога и источника его уплаты, где интегральным показателем выступает прибыль экономического субъекта

А. Кадушин, Н. Михайлова


где Нс — сумма налогов в совокупном объеме;

ЧП — чистая прибыль;

Ча — чистые активы предприятия

Доля отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным хозяйствующим субъектом


где Дн — относительная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи;

СО — отчисления на социальные нужды; ВСС — вновь созданная стоимость

Абсолютная налоговая нагрузка определяется как отношение налогов и сборов, подлежащих перечислению в бюджет, ко вновь созданной стоимости (относительная налоговая нагрузка)


где T — налоговая нагрузка;

ST — сумма налогов;

TY — размер источника средств уплаты налогов

Отношение суммы налогов и других обязательных платежей к размеру источника средств их уплаты (выручка от реализации, прибыль в процессе ее формирования)


где Ни — налоговые издержки

Соотношение налоговых издержек и соответствующей группы по источнику покрытия

Стоит отметить, что универсального метода расчета быть не может, так как экономические условия хозяйствования налогоплательщиков в разных сферах деятельности (а также с учетом региона) значительно отличаются друг от друга. В то же время применение методики Минфина РФ позволяет сравнить в среднем уровень налоговой нагрузки в экономике по сферам деятельности.

На основе проведенного анализа рассмотрим практическое применение планирования и оптимизации налогового бремени хозяйствующего субъекта, в рамках действующего законодательства РФ.

Организация «РиК» в 2021 году планирует приобрести здание со складскими помещениями в связи с открытием нового филиала на общую сумму, равную 9 530 000 руб. (в т. ч. НДС — 1 588 333,33 руб.). С целью оптимизации налога на прибыль организации, а также налога на имущество организации и НДС предлагается использовать лизинг имущества. Так как плательщиком налога на имущество является балансодержатель, организация не будет признана плательщиком налога на имущество по ОС, если на ее балансе не находится данное ОС (п. 1 ст. 374 НК РФ). Стоит отметить, что при лизинге налоговое бремя снижается, в результате списания лизинговых платежей на себестоимость.

В структуру лизингового платежа входят:

− ежегодная сумма амортизационных отчислений;

− проценты за кредит (процентная ставка 10 %);

− сумма налога на имущество 2,2 %;

− комиссионное вознаграждение в размере 1,5 % от балансовой стоимости имущества на начало года.

В соответствии с классификацией основных средств указанное здание относится к девятой амортизационной группе, со сроком полезного использования от 25 до 30 лет. Установлен срок полезного использования здания — 360 месяцев (30 лет). Учитывая, что приобретаемое здание является объектом основных средств, бывшим в употреблении, в соответствии с п.7 ст.258 НК РФ, норма амортизации по этому имуществу определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Таким образом, в соответствии с п.2 ст.259.1 НК РФ, норма амортизации такого основного средства будет определяться по формуле (1):


, (1)

где: К — норма амортизации в процентах от первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества;

N — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах;

T — период (количество месяцев) нахождения приобретенного объекта основных средств в эксплуатации у предыдущих собственников.

При этом срок полезного использования офиса для ООО «РиК» составит 15 лет. В условиях лизинга используется коэффициент ускоренной амортизации (k=3), в соответствии со ст.259.3 Налогового кодекса РФ, поэтому срок списания объекта уменьшается до пяти лет.

Месячная норма амортизации:


ООО «РиК» будет осуществлять лизинговые платежи по имуществу, которые он относит на себестоимость в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Сниженное налоговое бремя определяется как произведение ставки налога на прибыль на сумму лизингового платежа без НДС (сумму расхода, списываемую на себестоимость).

Расчет налога на имущество и компенсационного вознаграждения представлен в таблице 5.

Расчет налога на имущество икомиссионного вознаграждения, руб.

Год

Стоимость имущества на начало года

Сумма амортизации

Сумма налога на имущество (2,2%)

Комиссионное вознаграждение (1,5%)

Читайте также: