По указу от 8 июля 1944 года размер пошлины на выдачу свидетельства о разводе составлял

Опубликовано: 14.05.2024

Информация об изменениях:

Законом СССР от 5 марта 1991 г. N 2000-I в наименование настоящего Указа внесены изменения

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.
"Об увеличении государственной помощи беременным женщинам и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"*(1),*(2)
(по состоянию на 7 мая 1986 г.)

С изменениями и дополнениями от:

5 марта 1991 г., 24 августа 1995 г.

Информация об изменениях:

Законом СССР от 5 марта 1991 г. N 2000-I в преамбулу настоящего Указа внесены изменения

Забота о детях и матерях и об укреплении семьи всегда являлась одной из важнейших задач советского государства. Охраняя интересы матери и ребенка, государство оказывает большую материальную помощь беременным женщинам и матерям на содержание и воспитание детей. Во время войны и после войны, когда для многих семей имеются более значительные материальные затруднения, требуется дальнейшее расширение мероприятий государственной помощи.

В целях увеличения материальной помощи беременным женщинам и одиноким матерям, поощрения многодетности и усиления охраны материнства и детства Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Информация об изменениях:

Законом СССР от 5 марта 1991 г. N 2000-I в наименование раздела II настоящего Указа внесены изменения

I
Об увеличении государственной помощи одиноким матерям

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

3. Не применяется на территории РФ.

Информация об изменениях:

4. Если одинокая мать пожелает поместить в детское учреждение рожденного ею ребенка на воспитание, детское учреждение обязано принять ребенка на содержание и воспитание полностью за государственный счет.

Мать ребенка имеет право взять обратно своего ребенка из детского учреждения на свое воспитание.

За время нахождения ребенка в детском учреждении государственное пособие на ребенка не выплачивается.

II
Об увеличении льгот для беременных женщин, матерей и о мерах по расширению сети учреждений охраны материнства и детства

6. (Часть вторая) Обязать руководителей предприятий и учреждений предоставлять беременным женщинам очередной отпуск, приурочивая его к отпуску по беременности и родам.

9. Обязать руководителей предприятий и учреждений оказывать помощь беременным женщинам и кормящим матерям путем дополнительной выдачи им продуктов из подсобных хозяйств.

10. Плата за содержание детей в детских садах и яслях для родителей, имеющих четырех и более детей, снижается на 50% независимо от размера заработка.

Законодательством Союза ССР могут устанавливаться дополнительные льготы по оплате содержания детей в детских садах и яслях *(6).

III
Об учреждении медали "Медаль материнства" и ордена "Материнская слава" и об установлении высшей степени отличия - звания "Мать-героиня"*(7)

12. Учредить медаль "Медаль материнства" I и II степени для награждения матерей, родивших и воспитавших:

пять детей - медалью II степени;

шесть детей - медалью I степени.

13. Учредить орден "Материнская слава" I, II и III степени для награждения матерей, родивших и воспитавших:

семь детей - орденом III степени;

восемь детей - орденом II степени;

девять детей - орденом I степени.

14. Установить, что матери, родившей и воспитавшей десять и более детей, присваивается высшая степень отличия - звание "Мать-героиня" с вручением ордена "Мать-героиня" и грамоты Президиума Верховного Совета СССР*(2).

15. Награждение орденами "Материнская слава" и медалями "Медаль материнства" и присвоение звания "Мать-героиня" производится по достижении последним ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери.

При награждении матери учитываются также дети:

усыновленные матерью в установленном законом порядке; погибшие или пропавшие без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо при выполнении долга гражданина СССР по спасению человеческой жизни, по охране социалистической собственности и социалистического правопорядка, а также умершие вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания *(8).

IV
О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР

ГАРАНТ:

Раздел IV "О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР" настоящего Указа фактически прекратил действие в связи с тем, что постановлением ВС РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 1999-1 с 1 января 1992 г. прекращено взимание в РСФСР налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан

16. Во изменение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года "О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР"*(9) установить, что налог уплачивают граждане, не имеющие детей, мужчины в возрасте свыше 20 и до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 и до 45 лет*(10).

17. Налог взимать в следующих размерах:

а) с граждан, облагаемых подоходным налогом, при отсутствии детей - 6% от их дохода*(11);

ГАРАНТ:

О снижении с 1 апреля 1991 г. ставки налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР см. Закон СССР от 23 апреля 1990 г. N 1445-I

б) с колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав хозяйств, подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом, при отсутствии детей - 150 рублей в год, при наличии одного ребенка - 50 рублей, при наличии двух детей - 25 рублей в год*(12);

18. Освободить от обложения налогом:

а) военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава;

б) военнослужащих офицерского состава войсковых частей и учреждений, входящих в состав Действующей армии и Действующего флота;

в) жен военнослужащих, указанных в пунктах "а" и "б" настоящей статьи;

е) учащихся средних и высших учебных заведений - мужчин и женщин в возрасте до 25 лет;

ж) инвалидов I и II групп инвалидности;

з) Героев Советского Союза и лиц, награжденных орденом Славы трех степеней*(13), *(14).

Об изменениях в законах о браке, семье и опеке

19. (Часть вторая) Лица, фактически состоящие в брачных отношениях до издания настоящего Указа, могут оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.

ГАРАНТ:

Статьи 22 - 29 настоящего Указа фактически прекратили действие в связи с принятием Семейного Кодекса

22. Производить в паспортах обязательную запись зарегистрированного брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения супруга, места и времени регистрации брака.

24. Для возбуждения судебного производства о расторжении брака установить обязательное соблюдение следующих требований:

а) подача в районный (городской) народный суд заявления о желании расторгнуть брак с указанием мотивов развода, а также фамилии, имени, отчества, года рождения и местожительства другого супруга; при подаче заявления о расторжении брака взыскивается 10 рублей*(15);

б) вызов в суд супруга для ознакомления его с заявлением о разводе, поданным другим супругом, и для предварительного выяснения мотивов развода, а также для установления свидетелей, подлежащих вызову на судебное разбирательство;

27. На основании состоявшегося судебного решения органы записи актов гражданского состояния выписывают свидетельство о разводе, при выдаче которого делается отметка о разводе в паспорте каждого супруга и взимается с одного или обоих супругов, по определению суда, от 100 до 200 рублей*(16).

Информация об изменениях:

Законом СССР от 5 марта 1991 г. N 2000-I в статью 29 настоящего Указа внесены изменения

29. Назначение и выплата пособий одиноким матерям производятся в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР*(17).

(Ведомости Верховного Совета СССР, 1944 г., N 37)

*(1) Название Указа - с изменениями, внесенными Указом от 18 июля 1980 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980 г., N 30, ст.613).

*(2) Признаны утратившими силу: часть первая статьи 2, часть первая статьи 6 и статья 8 - Указом от 8 августа 1957 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1957 г., N 17, ст.446); части третья, четвертая и пятая статьи 2 и статья 5 - Указом от 21 сентября 1983 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983 г., N 39, ст.583); статья 7 - Указом от 15 февраля 1971 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1971 г., N 7, ст.92); пункт "в" статьи 17 - Указом от 10 февраля 1954 г.; пункт "г" статьи 18 - Указом от 14 мая 1968 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968 г., N 20, ст.165); пункт "д" статьи 18, часть первая статьи 19, статьи 26 и 30 - Указом от 10 марта 1977 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1977 г., N 11, ст.178); статьи 20 и 21 - Указом от 16 октября 1968 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968 г., N 43, ст.384); статьи 23 и 25 - Указом от 26 сентября 1969 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1969 г., N 40, ст.356) - на территории Узбекской ССР, Латвийской ССР, РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР, Казахской ССР, Литовской ССР, Таджикской ССР, Армянской ССР и Эстонской ССР; Указом от 1 апреля 1970 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1970 г., N 14, ст.119) - на территории Азербайджанской ССР, Молдавской ССР, Туркменской ССР и Киргизской ССР; Указом от 21 августа 1970 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1970 г., N 34, ст.350) - на территории Грузинской ССР.

Пункт "в" статьи 24 - исключен Указом от 10 декабря 1965 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1965 г., N 49, ст.725).

Дополнен Указом от 19 мая 1949 г. (см. стр.142).

Статьи 11, 28, 31 и 32 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

*(3) Статья 1 признана утратившей силу Указом от 2 сентября 1981 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981 г., N 36, ст.1032) в части государственного единовременного пособия при рождении третьего ребенка.

*(4) Части первая и третья статьи 3 - с изменениями, внесенными Указом от 21 сентября 1983 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983 г., N 39, ст.583).

*(5) Часть вторая статьи 3 с изменениями, внесенными Указом от 2 сентября 1981 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981 г., N 36, ст.1032).

*(6) Статья 10 - с изменениями, внесенными Указом от 21 сентября 1983 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983 г., N 39, ст.583).

*(7) Название раздела III и статья 14 - с изменениями, внесенными Указом от 18 июля 1980 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980 г., N 30, ст.613).

*(8) Статья 15 - с изменениями, внесенными Указом от 18 июля 1980 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980 г., N 30, ст.613).

Часть вторая статьи 15 - с изменениями, внесенными Указом от 28 мая 1973 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973 г., N 22, ст.284).

*(9) См. том 5, стр.409.

*(10) Статья 16 признана утратившей силу Указом от 7 мая 1952 г. в части платежей налога с колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав хозяйств, подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом.

Статья 16 - с изменениями, внесенными Указом от 18 декабря 1957 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1957 г., N 28, ст.656). Тем же Указом отменено взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР с рабочих, служащих и других граждан, имеющих детей, а также с одиноких женщин, не имеющих детей.

*(11) См. Указ от 25 декабря 1972 г. (том 5, стр.471) и постановление Совета Министров СССР от 25 декабря 1972 г. N 882 (том 5, стр.471).

*(12) Статья 17 признана утратившей силу Указом от 7 мая 1952 г. в части платежей налога с колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав хозяйств, подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом.

Статья 17 - с изменениями, внесенными Указом от 18 декабря 1957 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1957 г., N 28, ст.656).

*(13) Статья 18 признана утратившей силу Указом от 7 мая 1952 г. в части платежей налога с колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав хозяйств, подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом.

Статья 18 дополнена пунктом "з" Указом от 13 августа 1984 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984 г., N 45, ст.790).

*(14) Законодательными актами и решениями Правительства СССР от обложения налогом освобождены некоторые другие отдельные категории граждан.

*(15) Пункт "а" статьи 24 - с изменениями, внесенными Указами от 10 декабря 1965 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1965 г., N 49, ст.725) и от 21 сентября 1983 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983 г., N 39, ст.583).

*(16) Статья 27 - с изменениями, внесенными Указом от 7 мая 1986 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1986 г., N 20, ст.344).

*(17) Статья 29 - с изменениями, внесенными Указом от 21 сентября 1983 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983 г., N 39, ст.583).

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" (по состоянию на 7 мая 1986 г.)

Первоначальный текст Указа опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1944, N 37

Текст Указа (по состоянию на 7 мая) опубликован в Своде Законов СССР, 1990 г., т.3

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 августа 1995 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон СССР от 5 марта 1991 г. N 2000-I

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1968 г. N 3174-VII

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1957 г.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1957 г.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 8 июля 1944 года
ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ, МНОГОДЕТНЫМ И ОДИНОКИМ МАТЕРЯМ,
УСИЛЕНИИ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ "МАТЬ-ГЕРОИНЯ" И УЧРЕЖДЕНИИ ОРДЕНА
"МАТЕРИНСКАЯ СЛАВА" И МЕДАЛИ "МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА"
Забота о детях и матерях и об укреплении семьи всегда являлась одной из важнейших задач советского государства. Охраняя интересы матери и ребенка, государство оказывает большую материальную помощь беременным женщинам и матерям на содержание и воспитание детей. Во время войны и после войны, когда для многих семей имеются более значительные материальные затруднения, требуется дальнейшее расширение мероприятий государственной помощи.
В целях увеличения материальной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощрения многодетности и усиления охраны материнства и детства, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
I. ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
МНОГОДЕТНЫМ И ОДИНОКИМ МАТЕРЯМ
1. Установить, что государственное пособие выдается многодетным матерям (имеющим мужа и вдовым), имеющим двух детей, при рождении третьего и каждого следующего ребенка, вместо ныне существующего порядка выдачи государственного пособия многодетным матерям, имеющим шесть детей, при рождении седьмого и каждого следующего ребенка.
2. Выплату государственного пособия многодетным матерям производить в следующем порядке и размере:
Единовременно Ежемесячно
Матерям, имеющим двух детей, 400 руб. -
при рождении третьего ребенка
Матерям, имеющим трех детей, 1300 -"- 80 руб.
при рождении четвертого ребенка
Матерям, имеющим четырех детей, 1700 -"- 120 -"-
при рождении пятого ребенка
Матерям, имеющим пять детей, 2000 -"- 140 -"-
при рождении шестого ребенка
Матерям, имеющим шесть детей, 2500 -"- 200 -"-
при рождении седьмого ребенка
Матерям, имеющим семь детей, 2500 -"- 200 -"-
при рождении восьмого ребенка
Матерям, имеющим восемь детей, 3500 -"- 250 -"-
при рождении девятого ребенка
Матерям, имеющим девять детей, 3500 -"- 250 -"-
при рождении десятого ребенка
Матерям, имеющим десять детей, 5000 -"- 300 -"-.
при рождении каждого следующего ребенка
Ежемесячное пособие многодетным матерям выплачивать, начиная со второго года рождения ребенка до достижения им пятилетнего возраста.
Матерям, имеющим ко дню издания настоящего Указа трех, четырех, пять и шесть детей, пособие, предусмотренное настоящей статьей, выплачивается на каждого ребенка, родившегося после издания настоящего Указа.
Матери, имеющие ко дню издания настоящего Указа семь и более детей, сохраняют право на получение пособия по многодетности в порядке и размерах, установленных Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года, а именно: на седьмого, восьмого, девятого и десятого ребенка - по две тысячи рублей ежегодно в течение пяти лет со дня рождения ребенка; на одиннадцатого и каждого следующего ребенка - пять тысяч рублей единовременно и ежегодно по три тысячи рублей в течение четырех лет, начиная со второго года после рождения ребенка. При рождении после издания настоящего Указа каждого следующего ребенка пособие выплачивается в порядке и размерах, установленных настоящей статьей Указа.
При определении государственного пособия по многодетности учитываются дети, погибшие или без вести пропавшие на фронтах Отечественной войны.
3. Установить государственное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей, родившихся после издания настоящего Указа, в следующих размерах: 100 рублей в месяц на одного ребенка; 150 рублей - на двух детей и 200 рублей - на трех и более детей.
Государственное пособие одиноким матерям выплачивается до достижения детьми двенадцатилетнего возраста.
Одиноким матерям, имеющим трех и более детей, государственное пособие, предусмотренное настоящей статьей, выплачивается дополнительно к пособию по многодетности, получаемому в соответствии со второй статьей настоящего Указа.
При вступлении одинокой матери в брак право на пособие, предусмотренное настоящей статьей, за ней сохраняется.
Матери, получающие алименты на детей, родившихся до издания настоящего Указа, сохраняют свое право на получение алиментов до совершеннолетия ребенка и пособия, предусмотренного настоящей статьей, не получают.
Матери детей, родившихся в 1944 году до издания настоящего Указа, не получающие на них алиментов, имеют право на получение пособия, предусмотренного настоящей статьей.
4. Если одинокая мать пожелает поместить в детское учреждение рожденного ею ребенка на воспитание, детское учреждение обязано принять ребенка на содержание и воспитание полностью за государственный счет.
Мать ребенка имеет право взять обратно своего ребенка из детского учреждения на свое воспитание.
За время нахождения ребенка в детском учреждении государственное пособие на ребенка не выплачивается.
5. Увеличить размер единовременного пособия, выдаваемого из средств социального страхования и касс взаимопомощи кооперативных артелей на новорожденного ребенка, с 45 рублей до 120 рублей. Установить, что на означенную сумму должна быть обеспечена продажа матерям комплекта белья для новорожденного.
II. ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ЛЬГОТ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН,
МАТЕРЕЙ И О МЕРАХ ПО РАСШИРЕНИЮ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
6. Увеличить отпуск по беременности и родам работницам и женщинам-служащим с 63 календарных дней до 77 календарных дней, установив продолжительность отпуска в 35 календарных дней до родов и в 42 календарных дня после родов с выдачей за этот период пособия за государственный счет в ранее установленных размерах. В случае ненормальных родов или рождения двойни, отпуск после родов предоставляется продолжительностью в 56 календарных дней.
Обязать руководителей предприятий и учреждений предоставлять беременным женщинам очередной отпуск, приурочивая его к отпуску по беременности и родам.
7. Не привлекать беременных женщин, начиная с четырех месяцев беременности, на сверхурочные работы в предприятиях и учреждениях, а женщин, имеющих грудных детей, - к работам в ночное время на период кормления ребенка.
8. Увеличить вдвое нормы дополнительного продовольственного пайка беременным женщинам, начиная с шестого месяца беременности, и кормящим матерям в течение четырех месяцев кормления.
9. Обязать руководителей предприятий и учреждений оказывать помощь беременным женщинам и кормящим матерям путем дополнительной выдачи им продуктов из подсобных хозяйств.
10. Освободить на 50% от платы за помещение детей в детские сады и ясли родителей:
имеющих трех детей при заработке до 400 рублей в месяц;
имеющих четырех детей при заработке до 600 рублей в месяц;
имеющих пять и более детей, независимо от размера заработка.
11. Поручить Совету Народных Комиссаров СССР:
а) утвердить план дополнительной организации по республикам и областям домов матери и ребенка, а также специальных домов отдыха для нуждающихся беременных женщин-одиночек и для ослабленных кормящих матерей, с использованием в них труда отдыхающих на посильных работах;
б) утвердить план расширения сети детских учреждений по наркоматам и ведомствам с расчетом полного охвата всех детей, нуждающихся в обслуживании, предусмотрев расширение сети детских консультаций и молочных кухонь, организацию яслей для детей грудного возраста, вечерних групп при детских садах и родовспомогательных учреждений в районах, освобожденных от немецких захватчиков;
в) предусмотреть обязательную организацию на предприятиях и в учреждениях с массовым применением женского труда детских яслей, детских садов, комнат для кормления грудных детей и комнат личной гигиены женщин;
г) обязать наркоматы в проектах промышленного строительства предусматривать строительство детских учреждений (ясли, детсады, комнаты матери и ребенка), рассчитанных на полный охват нуждающихся в обслуживании детей работниц и служащих данного предприятия;
д) утвердить мероприятия по значительному расширению производства детской одежды, обуви, предметов детской гигиены и санитарии и других предметов детского обихода как для детских учреждений, так и для продажи населению, а также по увеличению сети пошивочных мастерских детской одежды и сети магазинов матери и ребенка.
III. ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МЕДАЛИ "МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА"
И ОРДЕНА "МАТЕРИНСКАЯ СЛАВА" И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ "МАТЬ-ГЕРОИНЯ"
12. Учредить медаль "Медаль материнства" I и II степени для награждения матерей, родивших и воспитавших:
пять детей - медалью II степени;
шесть детей - медалью I степени.
13. Учредить орден "Материнская слава" I, II и III степени для награждения матерей, родивших и воспитавших:
семь детей - орденом III степени;
восемь детей - орденом II степени;
девять детей - орденом I степени.
14. Установить, что матери, родившей и воспитавшей десять детей, присваивается почетное звание "Мать-героиня" с вручением ордена "Мать-героиня" и грамоты Президиума Верховного Совета СССР.
15. Награждение орденами "Материнская слава" и медалями "Медаль материнства" и присвоение почетного звания "Мать-героиня" производится по достижении последним ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери.
При награждении матери учитываются и дети, погибшие или пропавшие без вести на фронтах Отечественной войны.
IV. О НАЛОГЕ НА ХОЛОСТЯКОВ, ОДИНОКИХ
И МАЛОСЕМЕЙНЫХ ГРАЖДАН СССР
16. Во изменение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года "О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР", установить, что налог уплачивают граждане, не имеющие детей, и граждане, имеющие одного и двух детей: мужчины в возрасте свыше 20 и до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 и до 45 лет.
17. Налог взимать в следующих размерах:
а) с граждан, облагаемых подоходным налогом, при отсутствии детей - 6% от их дохода, при наличии одного ребенка - 1% и при наличии двух детей - 1/2% от их дохода;
б) с колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав хозяйств, подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом, при отсутствии детей - 150 рублей в год, при наличии одного ребенка - 50 рублей, при наличии двух детей - 25 рублей в год;
в) с остальных граждан при отсутствии детей - 90 рублей в год, при наличии одного ребенка - 30 рублей, при наличии двух детей - 15 рублей в год.
18. Освободить от обложения налогом:
а) военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава;
б) военнослужащих офицерского состава войсковых частей и учреждений, входящих в состав Действующей армии и Действующего флота;
в) жен военнослужащих, указанных в пунктах "а" и "б" настоящей статьи;
г) женщин, получающих пособие или пенсию от государства на содержание детей;
д) граждан, у которых дети погибли или без вести пропали на фронтах Отечественной войны;
е) учащихся средних и высших учебных заведений - мужчин и женщин в возрасте до 25 лет;
ж) инвалидов I и II групп инвалидности.
V. ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНАХ О БРАКЕ, СЕМЬЕ И ОПЕКЕ
19. Установить, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, предусмотренные кодексами законов о браке, семье и опеке союзных республик.
Лица, фактически состоящие в брачных отношениях до издания настоящего Указа, могут оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.
20. Отменить существующее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состоит в зарегистрированном браке.
21. Установить, что при регистрации в органах записи актов гражданского состояния рождения ребенка от матери, не состоящей в зарегистрированном браке, ребенок записывается по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери.
22. Производить в паспортах обязательную запись зарегистрированного брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения супруга, места и времени регистрации брака.
23. Установить, что развод производится публично, через суд. По просьбе супругов дело о разводе может в необходимых случаях, по решению суда, слушаться в закрытом судебном заседании.
24. Для возбуждения судебного производства о расторжении брака установить обязательное соблюдение следующих требований:
а) подача в народный суд заявления о желании расторгнуть брак с указанием мотивов развода, а также фамилии, имени, отчества, года рождения и местожительства другого супруга; при подаче заявления о расторжении брака взыскивается 100 рублей;
б) вызов в суд супруга для ознакомления его с заявлением о разводе, поданным другим супругом, и для предварительного выяснения мотивов развода, а также для установления свидетелей, подлежащих вызову на судебное разбирательство;
в) публикация в местной газете объявления о возбуждении судебного производства о разводе с отнесением стоимости объявления за счет супруга, подавшего заявление о расторжении брака.
25. Народный суд обязан установить мотивы подачи заявления о расторжении брака и принять меры к примирению супругов, для чего обязательно должны быть вызваны оба разводящиеся супруга и в случае необходимости - свидетели.
В случае если примирение супругов в народном суде не состоялось, истец в праве обратиться с заявлением о расторжении брака в вышестоящий суд.
Установить, что решение о расторжении брака может выносить областной, краевой, окружной, городской суд или Верховный суд союзной и автономной республики.
Областной, краевой, окружной, городской суд или Верховный суд союзной и автономной республики, в случае необходимости расторгнуть брак, должен:
а) определить, при ком из разводящихся супругов и кто из детей остается, а также кто из родителей и в какой мере несет издержки на содержание детей;
б) установить порядок раздела имущества в натуре или долевом отношении между разводящимися супругами;
в) присвоить каждому из разведенных супругов, по их желанию, добрачную фамилию.
27. На основании состоявшегося судебного решения органы записи актов гражданского состояния выписывают свидетельство о разводе, при выдаче которого делается отметка о разводе в паспорте каждого

В мирном 1940 году в СССР было сыграно больше миллиона свадеб. Тогда на каждую 1000 советских граждан приходилось шесть браков и один развод. С началом войны все изменилось - вместо свадебных маршей (традиции исполнять марш Мендельсона еще не было - играли на гармошках революционные мелодии) из репродукторов зазвучало: "Вставай, страна огромная!".

В 41-м сыграно 610 тысяч свадеб, к концу 42-го - менее 300 тысяч. Понять причину "катастрофы браков" в начале войны несложно: создавать семью люди не спешили из-за неуверенности в завтрашнем дне. Да и женихи массово ушли на фронт. В ходе войны в Красную Армию и на флот призвали 34 476 700 человек. Очевидно, что девушкам просто физически было сложно найти спутников - почти все молодые и здоровые мужчины воевали. А когда женихи с фронта вернулись, то опять жизнь закипела: в 1945 году сыграли больше миллиона свадеб. Правда, это статистика в целом по стране.

Были и местные особенности. В Ленинграде в 41-м наблюдался резкий рост числа браков - 27 тыс., причем пик приходился на июнь. Объясняется это тем, что отъезжающие на фронт солдаты и офицеры поспешили в ЗАГСы. Для сравнения: в 42-м ленинградские ЗАГСы расписали всего лишь 3,1 тыс. пар. В тылу ситуация была иной. Например, ЗАГСы Челябинской области в первый год войны зарегистрировали 5 тыс. браков. В 42-м - почти 7 тыс., в 1943-м - 6 тыс., в 1944-м - 8,8 тыс., в победном 45-м - 5 тыс.

А вот статистика разводов по стране: в 1941 году 93 тыс. семейных пар расторгли отношения, в 42-м - 74 тыс. В 43-м некоторый рост разводов - 83 тыс. В 1944 году значительное снижение - всего 69 тыс. И дело не только в приливе позитива и оптимизма из-за света в конце тоннеля - конца войны. В июле 1944-го вышел указ, который усложнил развод и сделал его более дорогим. В это трудно поверить, но в воюющей стране была введена норма: хочешь развестись - будь добр дать объявление в местной газете. Разводить стали публично. Интересно, что ответчика вызывали в суд за счет истца, то есть за деньги инициатора развода. Во время войны за регистрацию брака взималась твердая пошлина - 15 рублей. А вот за регистрацию разводов она дифференцировалась: если это твой первый развод, то плати в кассу 50 руб. За второй развод - 150 руб., а третий и последующие - 300. Разводов стало меньше. Дело, конечно, не только в деньгах. Люди жили приближающейся победой. Показательно: в 1945 году в Советском Союзе зафиксировано всего 6,6 тыс. распавшихся семей. Вспомните о 200 тыс. разводах в предвоенном 1940 году!

А вот после войны началась настоящая эпидемия разводов. Если на 1000 зарегистрированных браков в РСФСР в 1940 году приходилось всего 1,1 расторжений, то в 1946 году уже 7,9, в 1947-м - 17,5, в 1948-м - 25,8, в 1949-м - 34,2, в 1950-м - более 40. И так по нарастающей. Пик разводов пришелся на 1955 год: 68 распавшихся пар на 1000 граждан. Правда, специалисты считают, что резкое увеличение послевоенных разводов не означает массового распада семей. Многие пары фактически распались до и во время войны, но по разным причинам люди не спешили официально оформлять разводы.


Если сравнивать результаты переписи населения 1939 и 1959 годов, то налицо резкое уменьшение числа замужних женщин. Статистика гласит, что большая часть браков заключалась женщинами от 20 до 24 лет. А вот те, чья молодость пришлась на годы войны, очень часто не имели возможности найти супруга. Самая большая "группа риска" одиночества - это девушки, которым в 1941 году было от 17 до 25 лет. Среди них было больше всего вдов и вечных невест, многие так и не смогли выйти замуж. Наглядный пример: если до начала войны на территории РСФСР, позднее подвергшейся оккупации, на 100 мужчин в возрасте от 16 до 55 лет приходилось 105 женщин, то после освобождения - 255 женщин. У мужиков выбор был приличный, а вот у потенциальных невест - увы.

Государство что могло делало для смягчения ситуации. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года увеличивалась госпомощь беременным, многодетным и одиноким матерям. Тогда же ввели почетное звание "Мать-героиня", учредили орден "Материнская слава" и "Медаль материнства". 29 марта 1945 года вышел приказ Наркома внутренних дел СССР, упрощавший оформление детей, рожденных вне брака: "При вступлении матери в зарегистрированный брак с лицом, от которого она ранее родила ребенка и которое признает себя отцом ребенка, органом ЗАГС производить исправление актовой записи о регистрации рождения этого ребенка, присваивая ребенку фамилию отца, если будет на это обоюдное согласие родителей". Но все это не могло изменить главного: мужиков после войны просто катастрофически не хватало. И от указов и приказов женихов больше не становилось.

У темы браков военных лет есть и деликатный аспект. На оккупированных территориях жизнь тоже продолжалась, люди и там создавали семьи. Браки оформляли в крупных партизанских соединениях, в немецких управах, комендатурах или в церквях. Если такие браки не противоречили советскому законодательству, то после войны они признавались по суду. Советские суды, естественно, признавали браки, заключенные в партизанских отрядах. ЗАГСов у партизан не было, молодоженов "расписывал" командир. В меру своего понимания буквы закона и формальностей.

Гитлеровцы на захваченных территориях со свойственной им педантичностью регламентировали все и вся, включая и семейные отношения. После подачи заявления брак должен быть заключен не раньше двух и не позже трех недель. Расписывали только жителей данной местности, беженцам наотрез отказывали: фашисты боялись, что советские разведчики таким образом растворятся среди мирного населения. Категорически запрещались браки между евреями и неевреями. Браки с цыганами просто не регистрировали. Жениться на оккупированных территориях разрешалось: мужчинам - с 18 лет, женщинам - с 16. Требовалось "оглашение" - известие о браке в газете и на специальной доске, вывешенной при городском управлении. Причем с визой бургомистра, данными о месте рождения и проживания жениха и невесты, а также указанием их профессии.

Гитлер на советской семье неплохо зарабатывал. Пошлина за регистрацию брака составляла 100 руб. Кроме того, и жениху, и невесте выдавались свидетельства, за которые нужно было заплатить еще по 20 рублей. Интересно, что платить молодоженам надо было именно советскими рублями, а не рейхсмарками. А вот разводы были запрещены. В исключительных случаях развод допускался, но без права вступать в новый брак. Кроме того, разведенным в удостоверение личности ставился штамп: "без вины" или "по вине". За венчание в церкви без заключения брака - штраф или концлагерь. Причем наказывали не только новобрачных, но и священников: штрафом до 1 тыс. рублей или тюремным сроком на усмотрение оккупационных властей.


Почему гитлеровцы в вопросах семейных отношений так жестко регулировали церковь, которой в целом давали "зеленый свет"? Точно не известно. Но оккупанты как в воду глядели. Уже после войны браки советских граждан, совершенные по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входящих в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния получили равную правовую силу с браками, заключенными в органах ЗАГС. Фашисты разрешали новобрачным усыновлять детей. Но только своей национальности. Были многочисленные попытки спасти детей-евреев, которым славянские усыновители пытались дать свою фамилию. Часто эти благородные порывы заканчивались трагически: получив информацию о таких случаях, немцы расстреливали всю семью - и детей, и усыновителей.

Во время войны заключали браки и на фронте. Прототип Маши из фильма "В бой идут одни "старики" - знаменитая "ночная ведьма" Надежда Попова. В реальной жизни она не погибла. Замкомэска женского полка ночных бомбардировщиков Попова на фронте полюбила командира истребительного полка Семена Харламова. "Отец стал командиром полка в 23 года, - рассказывает сын знаменитостей Александр Харламов. - Его несколько раз сбивали, с мамой он познакомился летом 1942-го, под Майкопом: он весь в бинтах, она даже его лица не видела - только глаза. В них и влюбилась".

По словам Александра Харламова (он тоже летчик-истребитель, ветеран ВВС Белоруссии), мама с отцом во время войны были формально не расписаны, что было достаточно характерно для тех лет. Многие пары не спешили регистрировать отношения. На войне были свои законы, а "формальностями мирного времени" фронтовики пренебрегали. Но в целом Попова и Харламов были расписаны трижды. Первый раз их "расписал" Сталин: война их разбросала, но 23 февраля 1945 года они встретились заочно - их фамилии были в одном указе о присвоении званий Героя Советского Союза. В мае 45-го вместе оказались в Берлине и осколком оставили на стене рейхстага подписи: "Надя Попова из Донбасса" и "Семен Харламов. Саратов". А много лет спустя после Победы, уже после рождения сына, два Героя Советского Союза расписались в ЗАГСе.

Это - к вопросу о мифе о недолговечности "фронтовых браков". Вместе Попова и Харламов прожили 45 счастливых лет. Кстати, Александр - имя их сына - одно из самых популярных, которое давали в войну мальчикам. Наряду с Виктором, Владимиром и Иваном. А самые популярные девичьи имена - Вера, Надежда и Любовь. В 1945-м многие ЗАГСы отметили моду на Викторий, Викторов и даже экзотические имена - мальчиков называли Победославами, девочек - Победами.

Вопросы состояния института семьи и брака в СССР в годы Великой Отечественной войны в историческом контексте почти не имеют данных, часть статистических сведений являлась засекреченной.

Ситуация с брачностью в предвоенный период была достаточно сложной.

Происходило снижение числа браков, так как подрастала молодежь

1917–1922 гг. рождения были относительно малочисленны. Советские демографы ожидали, что с 1941 г. ситуация стабилизируется и начнется выход из демографического провала и динамика первых месяцев 1941 г.это подтверждала. Понятно, что война внесла свои коррективы. И только

с 1943–1944 гг. число браков стало постепенно каким-то образом увеличиваться, хотя до решительного перелома в войне было еще далеко. Резкий рост числа браков произошел только в 1945 г., когда общий коэффициент брачности стал сопоставим с показателями мирного времени.

Негативная ситуация с брачностью населения в начальный период войны

была обусловлена нарушением половозрастной структуры населения в связи с мобилизацией значительных контингентов мужчин в действующую армию, массовыми перемещениями населения в связи с эвакуацией и общим ухудшением экономической ситуации. Еще одним фактором, оказавшим негативное влияние на состояние брачности, было то, что по действующему в тот период законодательству о браке, семье и опеке 1926 г. регистрация брака не являлась обязательной и фактические (незарегистрированные) браки имели равную с зарегистрированными браками юридическую силу в отношении имущества и прав на детей. Тем самым семейные пары, состоящие в фактических браках, не имели стимулов для регистрации своих отношений.

Негативное влияние данной законодательной нормы было отмечено руководителями СССР, и в 1944 г. законодательство о семье и браке претерпело существенное изменение. Впервые, государство обозначило основные направления своей демографической политики и определило меры к скорейшему преодолению демографического кризиса через материальную и моральную поддержку семьи.

8 июля 1944 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства об установлении высшей степени отличия – звания “Мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”». Указ решительно встал на защиту официального брака, провозглашалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов по закону.

Впервые за годы советской власти в законодательстве было предъявлено требование ко всем гражданам, состоящим в незарегистрированных брачных отношениях, оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Незарегистрированный брак терял многие права по сравнению с зарегистрированным браком. Так, отменялось право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке.

Было установлено, что наследовать после умершего супруга может лишь лицо, состоявшее с ним в зарегистрированном браке. Кроме того, для предотвращения неразберихи в фактических брачных отношениях, а более всего – фактического многоженства, с этого момента в паспорте вводилась особая графа «семейное положение», где указывались фамилия, имя и отчество супруга, его год рождения, время и место регистрации брака.

Позднее, в целях поддержки семей погибших фронтовиков, появился Указ

Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. «О порядке признания фактических брачных правоотношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов». Этим Указом было установлено, что в тех случаях, когда фактические брачные отношения, существовавшие до издания Указа от 8 июля 1944 г., не могут быть зарегистрированы вследствие смерти или вследствие пропажи на фронте одного из лиц, состоявших в таких отношениях, то другой стороне предоставляется право обратиться в народный суд с заявлением о признании ее супругом умершего или пропавшего без вести лица.

Значительный рост брачности городского населения в 1944 и 1945 гг. объясняется во многом изменениями в законодательстве о браке и семье. Эту тенденцию ярко иллюстрируют сведения о количестве зарегистрированных браков по населению СССР, где в 1944 г. было зафиксировано 582 тысячи браков, а в 1945 г. – 1046 тысяч браков, то есть в 1.8 раза больше.

Ликвидация института фактического брака одновременно породила и некоторые болезненные проблемы во взаимоотношениях родителей, не состоящих в зарегистрированном браке, с их детьми. 14 марта 1945 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «О порядке применения Указа Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке». Согласно этому Указу, дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г. от родителей, состоящих в фактическом браке, в случае смерти отца (записанного в книгах записей актов гражданского состояния) имели право наследования и право на обеспечение пенсией и пособиями наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке. Если родители зарегистрировали свой брак, то ребенок приравнивался во всех отношениях к детям, родившимся в зарегистрированном браке. Ему присваивались отчество по имени отца и, с обоюдного согласия родителей, фамилия отца.

Об устойчивости института брака в годы войны можно судить по данным о разводах. Общий коэффициент разводимости в 1940 г. стоял на достаточно высоком уровне: 1.1 развода на 1000 человек населения. Советское правительство было озабочено столь высоким уровнем разводимости и уже в предвоенный период пыталось усложнить процедуру развода. В частности, было издано Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». В соответствии с указанным Постановлением процедура расторжения брака была несколько усложнена: для регистрации развода в органах ЗАГС стали необходимыми личное присутствие обоих разводящихся супругов и уплата пошлины.

С началом Великой Отечественной войны общий коэффициент разводимости городского населения резко уменьшился и в последующем сохранялся при-мерно на одном уровне практически до конца войны. Некоторое увеличение общего коэффициента разводимости, причем по всем группам населения, наблюдалось только в 1943 г., когда он достиг 0.7 развода на 1000 человек населения.

Так, по населению СССР на неоккупированных территориях в 1942 г. было зафиксировано 74 тысячи разводов, а в 1943 г. – уже 83 тысячи разводов. Видимо,в 1943 г. были реализованы отложенные из-за начала войны разводы, особенно в тех случаях, когда семья уже фактически распалась. На рост общего коэффициента разводимости в 1943 г. в какой-то мере оказала влияние и регистрация разводов на освобожденных от оккупации территориях СССР.

В 1944 г. общий коэффициент разводимости вновь снизился, и в этом следует видеть действие Указа от 8 июля 1944 г., который значительно усложнил и сделал более дорогостоящей процедуру развода. По Указу от 8 июля 1944 г. Вводилась публичная процедура развода через суд. При этом, для возбуждения судебного производства о расторжении брака устанавливались обязательные правила: подача заявления с указанием мотива развода; вызов супруга в суд с целью ознакомления его с заявлением о разводе, поданным другим супругом; предварительное выяснение мотивов развода, установление свидетелей, подлежащих вызову на судебное разбирательство; публикация в местной газете объявления о возбуждении судебного производства о разводе. После публикации в местной газете объявления о возбуждении дела (за счет истца) в суд вызывался ответчик. Если народному суду не удавалось примирить супругов, то дело могло быть рассмотрено по заявлению супруга в суде вышестоящей инстанции, который уже и выносил окончательное решение. Разводящиеся несли и немалые финансовые издержки: при подаче заявления о разводе взыскивалось 100 рублей, кроме того, за выдачу свидетельства о разводе взыскивалась пошлина от 500 до 2000 руб. Указанные меры должны были способствовать стабилизации и укреплению брака и семьи.

В то же время в 1944 г. действие Указа еще не было вполне ощутимо в плане снижения числа разводов, видимо, потому, что в новых условиях шла регистрация разводов в семьях, распавшихся в предыдущие годы, но не зарегистрировавших свой фактический развод в официальном порядке. С 1945 г. Число разводов резко снизилось и упало в несколько раз по сравнению с предыдущим годом

Определенную роль в сокращении в несколько раз числа разводов, несомненно, сыграл настрой населения, вызванный победой в Великой Отечественной войне и стремлением сохранить семью как элемент возвращения к мирной жизни, но, главное – это все же влияние мер, предусмотренных Указом от 8 июля 1944 г.

В 1944 г. из-за усложнения процедуры развода число разводов уменьшилось, а в 1945 г. упало до беспрецедентно низкого уровня.

Указом от 8 июля 1944 г. было порождено и такое явление, как «безотцовщина». Указом устанавливалось, что при регистрации в органах ЗАГСа рождения ребенка от матери, не состоящей в зарегистрированном браке, ребенок записывается по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери, а в графе «отец» ставится прочерк. Это была важная корректива семейного законодательства в условиях увеличения числа внебрачных рождений. Например, в 1944 г. в г. Казани у 14.2% родившихся детей в актах рождений отсутствовали данные об отце. В целом, по СССР процент внебрачных рождений был выше: так, в 1945 г. 18.9% всех новорожденных в графе «отец» имели прочерк.

Указ 8 июля 1944 г. расширил сферу применения Указа Президиума Вер-

ховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР составлял: с рабочих и служащих при ежемесячном заработке до 150 рублей – 5 рублей, при заработке свыше 150 рублей –5% от ежемесячного заработка, с колхозников – 100 рублей в год. По Указу от 8 июля 1944 г. данный налог распространялся не только на одиноких и бездетных граждан, но и на граждан, имеющих одного и двух детей. Увеличивался и размер налога. Для рабочих и служащих, не имеющих детей, он устанавливался в размере 6% от месячного заработка, при наличии одного ребенка – 1%, при наличии 2 детей – 0.5%. Для колхозников размер налога составлял 150 рублей в год при отсутствии детей, 50 рублей – при наличии одного ребенка и 25 рублей – при наличии двух детей. От налога освобождались только военнослужащие и их жены и некоторые другие социально незащищенные слои населения, например инвалиды, учащиеся средних и высших учебных заведений в возрасте до 25 лет и др.

Фискальные меры способствовали росту рождаемости в стране, но основное воздействие оказало все-таки не усиление давления на холостяков, а расширение системы государственной поддержки многодетных и одиноких матерей.

Уже упомянутый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.предусматривал введение государственной помощи многодетным и одиноким матерям. Согласно Указу, матери, имеющие двух детей, при рождении третьего ребенка получали единовременно 400 рублей, четвертого – единовременно –1300 рублей и ежемесячно – 80 рублей, пятого – соответственно 1700 рублей и 120 рублей, шестого – 2000 рублей и 140 рублей, седьмого – 2500 рублей и 200 рублей, восьмого – 2500 рублей и 200 рублей, девятого – 3500 рублей и 250 рублей, десятого – 2500 рублей и 250 рублей, каждого следующего ребенка – 5000 рублей и 300 рублей. Причем ежемесячные пособия многодетным матерям выплачивались начиная со второго года рождения ребенка и до достижения ими пятилетнего возраста. Предусматривалось государственное пособие и одиноким матерям, не состоящим в браке, на содержание и воспитание детей, родившихся после издания Указа, до достижения ими двенадцатилетнего возраста: на первого ребенка – 100 рублей в месяц, двух детей – 150 рублей, трех и более –200 рублей. При этом при вступлении одинокой матери в брак право на получение пособия сохранялось.

Указ от 8 июля 1944 г. предусматривал и значительные льготы для беременных женщин и семей с малолетними детьми. Очередной отпуск должен быть приурочен к родам. Отпуска стали более продолжительными (с 63 до 77 календарных дней – 35 до родов и 42 после родов). Отпуск после родов мог быть продлен до 56 календарных дней в случае сложных родов или рождения двойни. Начиная с четырех месяцев беременности женщин не могли привлекать на сверхурочные работы как на предприятиях, так и в учреждениях. Женщины, имеющие грудных детей, в период кормления ребенка не привлекались к работам в ночное время. Вдвое увеличивались нормы дополнительного продовольственного пайка беременным женщинам с шестого месяца беременности, а также кормящим матерям в течение четырех месяцев кормления. Кроме того, родители, имеющие троих детей при заработке до 400 рублей в месяц, четырех детей при заработке до 600 рублей в месяц, а также пятерых и более детей не зависимо от заработка, освобождались на 50% от платы за помещение детей в ясли и детские сады. Предусматривалось создание яслей, детских садов, комнат матери и ребенка на предприятиях и учреждениях с массовым применением женского труда.

Указанные меры оказали непосредственное влияние на увеличение рождаемости в стране в 1944–1945 гг. Так, на 1000 человек населения на территориях РСФСР, не подвергавшихся оккупации, рождаемость составляла в 1943 г. – 9.9 рождения, в 1944 г. – 10.5 рождения, в 1945 г. – 10.8 рождения.

от 8 июля 1944 года

Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"*

(в редакции Указов Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 года; от 7 мая 1952 года;
от 8 августа 1957 года; от 18 декабря 1957 года; от 10 декабря 1965 года; от 14 мая 1968 года;
от 16 октября 1968 года; от 26 сентября 1969 года; от 1 апреля 1970 года;
от 21 августа 1970 года; от 15 февраля 1971 года; от 28 мая 1973 года)
(с изменениями на 2 сентября 1981 года)

Документ с изменениями, внесенными:

* Название дополнено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 года (см.стр. 200); в редакции, введенной в действие с 3 августа 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1980 года N 2523-X, - см. предыдущую редакцию.

Забота о детях и матерях и об укреплении семьи всегда является одной из важнейших задач советского государства. Охраняя интересы матери и ребенка, государство оказывает большую материальную помощь беременным женщинам и матерям на содержание и воспитание детей. Во время войны и после войны, когда для многих семей имеются более значительные материальные затруднения, требуется дальнейшее расширение мероприятий государственной помощи.

В целях увеличения материальной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощрения многодетности и усиления охраны материнства и детства Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик

Об увеличении государственной помощи многодетным
и одиноким матерям

1. Установить, что государственное пособие выдается многодетным матерям (имеющим мужа и вдовым), имеющим двух детей, при рождении третьего и каждого следующего ребенка, вместо ныне существующего порядка выдачи государственного пособия многодетным матерям, имеющим шесть детей, при рождении седьмого и каждого следующего ребенка.

Статья утратила силу в части государственного единовременного пособия при рождении третьего ребенка - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1981 года N 5571-X

2. (Часть первая признана утратившей силу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1957 года - Ведомости Верховного Совета СССР, 1957 года, N 17, ст.446.)

Ежемесячное пособие многодетным матерям выплачивать, начиная со второго года рождения ребенка до достижения им пятилетнего возраста.

Матерям, имеющим ко дню издания настоящего Указа трех, четырех, пять и шесть детей, пособие, предусмотренное настоящей статьей, выплачивается на каждого ребенка, родившегося после издания настоящего Указа.

Матери, имеющие ко дню издания настоящего Указа семь и более детей, сохраняют право на получение пособия по многодетности в порядке и размерах, установленных постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года*, а именно: на седьмого, восьмого, девятого и десятого ребенка - по две тысячи рублей ежегодно в течение пяти лет со дня рождения ребенка; на одиннадцатого и каждого следующего ребенка - пять тысяч рублей единовременно и ежегодно по три тысячи рублей в течение четырех лет, начиная со второго года после рождения ребенка. При рождении после издания настоящего Указа каждого следующего ребенка пособие выплачивается в порядке и размерах, установленных настоящей статьей Указа**.

* Признано утратившим силу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1968 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968 года, N 43, ст.384).

** Размеры государственного пособия многодетным и одиноким матерям установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1947 года "О размере государственного пособия многодетным и одиноким матерям" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1947 года, N 41) и Положением о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1970 года N 659 (СП СССР, 1970 года, N 15, ст.123).

При определении государственного пособия по многодетности учитываются дети, погибшие или без вести пропавшие на фронтах Отечественной войны.

3. Установить государственное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей, родившихся после издания настоящего Указа, в следующих размерах: 100 рублей в месяц на одного ребенка, 150 рублей - на двух детей и 200 рублей на трех и более детей**.

** Размеры государственного пособия многодетным и одиноким матерям установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1947 года "О размере государственного пособия многодетным и одиноким матерям" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1947 года, N 41) и Положением о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1970 года N 659 (СП СССР, 1970 года, N 15, ст.123).

Государственное пособие одиноким матерям выплачивается до достижения детьми возраста шестнадцати лет (учащимися, не получающими стипендии, - восемнадцати лет) (часть в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1981 года N 5571-X - см. предыдущую редакцию).

Одиноким матерям, имеющим трех и более детей, государственное пособие, предусмотренное настоящей статьей, выплачивается дополнительно к пособию по многодетности, получаемому в соответствии со второй статьей настоящего Указа.

При вступлении одинокой матери в брак право на пособие, предусмотренное настоящей статьей, за ней сохраняется.

Матери, получающие алименты на детей, родившихся до издания настоящего Указа, сохраняют свое право на получение алиментов до совершеннолетия ребенка и пособия, предусмотренного настоящей статьей, не получают.

Матери детей, родившихся в 1944 году до издания настоящего Указа, не получающие на них алиментов, имеют право на получение пособия, предусмотренного настоящей статьей*.

* Статья 3 признана утратившей силу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1957 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1957 года, N 17, ст.446) в части установления размеров государственных пособий.

4. Если одинокая мать пожелает поместить в детское учреждение рожденного ею ребенка на воспитание, детское учреждение обязано принять ребенка на содержание и воспитание полностью за государственный счет.

Мать ребенка имеет право взять обратно своего ребенка из детского учреждения на свое воспитание.

За время нахождения ребенка в детском учреждении государственное пособие на ребенка не выплачивается.

5. Увеличить размер единовременного пособия, выдаваемого из средств социального страхования и касс взаимопомощи кооперативных артелей на новорожденного ребенка, с 45 рублей до 120 рублей. Установить, что на означенную сумму должна быть обеспечена продажа матерям комплекта белья для новорожденного.

Об увеличении льгот для беременных женщин,
матерей и о мерах по расширению сети учреждений
охраны материнства и детства

6. (Часть первая признана утратившей силу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1957 года - Ведомости Верховного Совета СССР, 1957 года, N 17, ст.446.)

Обязать руководителей предприятий и учреждений предоставлять беременным женщинам очередной отпуск, приурочивая его к отпуску по беременности и родам.

7. (Признана утратившей силу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1971 года - Ведомости Верховного Совета СССР, 1971 года, N 7, ст.92.)

8. (Признана утратившей силу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1957 г. - Ведомости Верховного Совета СССР, 1957 г., N 17, ст.446.)

9. Обязать руководителей предприятий и учреждений оказывать помощь беременным женщинам и кормящим матерям путем дополнительной выдачи им продуктов из подсобных хозяйств.

10. Освободить на 50% от платы за помещение детей в детские сады и ясли родителей:

имеющих трех детей при заработке до 400 рублей в месяц;

имеющих четырех детей при заработке до 600 рублей в месяц;

имеющих пять и более детей, независимо от размера заработка.

11. Поручить Совету Народных Комиссаров СССР:

а-б) (не приводятся, как имеющие временное значение);

в) предусмотреть обязательную организацию на предприятиях и в учреждениях с массовым применением женского труда детских яслей, детских садов, комнат для кормления грудных детей и комнат личной гигиены женщин;

г) обязать наркоматы в проектах промышленного строительства предусматривать строительство детских учреждений (ясли, детсады, комнаты матери и ребенка), рассчитанных на полный охват нуждающихся в обслуживании детей работниц и служащих данного предприятия;

д) (не приводится, как имеющий временное значение).

Об учреждении медали "Медаль материнства"
и ордена "Материнская слава" и об установлении
высшей степени отличия - звания "Мать-героиня"*

* Название в редакции, введенной в действие с 3 августа 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1980 года N 2523-X, - см. предыдущую редакцию.

12. Учредить медаль "Медаль материнства" I и II степени для награждения матерей, родивших и воспитавших:

пять детей - медалью II степени;

шесть детей - медалью I степени.

13. Учредить орден "Материнская слава" I, II и III степени для награждения матерей, родивших и воспитавших:

семь детей - орденом III степени;

восемь детей - орденом II степени;

девять детей - орденом I степени.

14. Установить, что матери, родившей и воспитавшей десять и более детей, присваивается высшая степень отличия - звание "Мать-героиня" с вручением ордена "Мать-героиня" и грамоты Президиума Верховного Совета СССР (статья в редакции, введенной в действие с 3 августа 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1980 года N 2523-X, - см. предыдущую редакцию).

15. Награждение орденами "Материнская слава" и медалями "Медаль материнства" и присвоение звания "Мать-героиня" производится по достижении последним ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери (часть в редакции, введенной в действие с 3 августа 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1980 года N 2523-X, - см. предыдущую редакцию).

При награждении матери учитываются также дети: усыновленные матерью в установленном законом порядке; погибшие или пропавшие без вести при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо при выполнении долга гражданина СССР по спасению человеческой жизни, по охране социалистической собственности и социалистического правопорядка, а также умершие вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. (Часть вторая в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1973 года - Ведомости Верховного Совета СССР, 1973 года, N 22, ст.284.).

О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных
граждан СССР*,**

* Статьи 16-18 признаны утратившими силу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1952 года в части платежей налога с колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав хозяйств, подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом. В связи с этим пункт "б" статьи 17 не приводится, как не содержащий иных норм, кроме признанных утратившими силу.

** См. Закон СССР от 7 мая 1960 года "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1960 года, N 18, ст.135), Указы Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 года "О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1962 года, N 39, ст.401), от 26 сентября 1967 года "О снижении налогов с заработной платы рабочих и служащих" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1967 года, N 39, ст.521), от 25 декабря 1972 года "О прекращении взимания налогов с заработной платы рабочих и служащих в размере до 70 рублей в месяц и снижении ставок налогов с заработной платы до 90 рублей в месяц" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1972 года, N 52, ст.518) и постановление Совета Министров СССР от 25 декабря 1972 года N 882 "Об утверждении пониженных ставок подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР для рабочих и служащих, получающих заработную плату от 71 до 90 рублей в месяц" (СП СССР, 1973 года, N 1, ст.2).

16. Во изменение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года "О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР"*, установить, что налог уплачивают граждане, не имеющие детей, мужчины в возрасте свыше 20 и до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 и до 45 лет.

* Ведомости Верховного Совета СССР, 1941 г., N 42.

(В редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1957 года, утвержденного Законом СССР от 20 декабря 1957 года, - Ведомости Верховного Совета СССР, 1957 года, N 28, ст. 656 и ст.666.)

17. Налог взимать в следующих размерах*:

* См. Закон СССР от 7 мая 1960 года "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1960 года, N 18, ст.135), Указы Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 года "О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1962 года, N 39, ст.401), от 26 сентября 1967 года "О снижении налогов с заработной платы рабочих и служащих" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1967 года, N 39, ст.521), от 25 декабря 1972 года "О прекращении взимания налогов с заработной платы рабочих и служащих в размере до 70 рублей в месяц и снижении ставок налогов с заработной платы до 90 рублей в месяц" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1972 года, N 52, ст.518) и постановление Совета Министров СССР от 25 декабря 1972 года N 882 "Об утверждении пониженных ставок подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР для рабочих и служащих, получающих заработную плату от 71 до 90 рублей в месяц" (СП СССР, 1973 года, N 1, ст.2).

а) с граждан, облагаемых подоходным налогом, при отсутствии детей - 6% от их дохода;

(В редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1957 года, утвержденного Законом СССР от 20 декабря 1957 года, - Ведомости Верховного Совета СССР, 1957 года, N 28, ст.656 и ст.666.)

18. Освободить от обложения налогом:

а) военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава;

б) военнослужащих офицерского состава войсковых частей и учреждений, входящих в состав Действующей армии и Действующего флота;

Читайте также: