Для налогов характерны следующие признаки несколько ответов

Опубликовано: 30.04.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

1. Первоначальная стоимость основных средств в целях налогообложения прибыли не изменяется в случаях:

2. Не признаются объектами налогообложения налогом на имущество организаций:

- недвижимое имущество, не используемое для получения дохода

- имущество сезонной эксплуатации, в период консервации данного имущества

- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы)

3. Не признаются объектами налогообложения налога на имущество организаций:

- Инженерные коммуникации, входящие в состав объектов недвижимого имущества

- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке

- недвижимое имущество, не используемое для получения дохода

4. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, полномочиями налоговых органов обладают

- местные органы законодательной и исполнительной власти

- региональные органы законодательной и исполнительной власти

5. Выбор объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения осуществляется:

- налоговым органом по месту регистрации налогоплательщика

6. Ставка налога на прибыль организаций, установленная Налоговым кодексом РФ, составляет

7. Налоговый кодекс не рассматривает в качестве льготы

- изъятие объекта из состава объекта налогообложения

- предоставленную налогоплательщику возможность не уплачивать налог или сбор

- предоставленную налогоплательщику возможность уплачивать налог или сбор в меньшем размере

8. Рассчитайте налог на имущество физического лица за 2015 год, если известно, что квартира находилась в собственности гражданина с 03.03.2013 г. по 20.02.2015 г., кадастровая стоимость квартиры – 3000 тыс.руб., ставка налога для данной категории имущества – 0,1%.

9. С какого времени начисляется налог на имущество физического лица в случае наследования имущества, являющегося объектом налогообложения?

- со дня принятия наследства

- со дня открытия наследства

- со дня государственной регистрации прав на наследуемое имущество

10. Какая ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) применяется в случае получения физическим лицом (налоговым резидентом РФ) имущества в порядке дарения от физического лица, не признаваемого членом семьи и близким родственником по отношению к одаряемому?

11. Имущество, переданное в доверительное управление, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций …

- у доверительного управляющего

- у учредителя доверительного управления

- в равных долях у доверительного управляющего и учредителя доверительного управления

12. Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- помещения, предназначенные для осуществления розничной торговли

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них

13. Налоговая база налога на имущество организаций определяется как
- среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения

- среднегодовая остаточная стоимость основных средств, учитываемых на балансе организации

- остаточная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, на последний календарный день отчетного периода

14. Остаточная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций:

на 01.01.20хх – 2000 тыс. руб.

на 01.02.20хх – 1900 тыс. руб.

на 01.03.20хх – 1800 тыс. руб.

на 01.04.20хх – 1700 тыс. руб.

на 01.05.20хх – 2600 тыс. руб.

на 01.06.20хх – 2400 тыс. руб.

на 01.07.20хх – 2200 тыс. руб.

Определите сумму налога на имущество организации за полугодие 20хх года, применив ставку налога, действующую в Ивановской области.

15. Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения
- бухгалтерского учета

- помещения, предназначенные для осуществления деятельности в сфере общественного питания

16. Рассчитайте налог на имущество физического лица за 2015 год, если известно, что право собственности на квартиру оформлено гражданином 20.02.2015 г., кадастровая стоимость квартиры – 3000 тыс.руб., ставка налога для данной категории имущества – 0,1%.

17. Налоговый период по налогу на имущество организаций –

- квартал, полугодие, 9 месяцев

18. Максимальная величина налоговой ставки по налогу на имущество, установленная Налоговым кодексом РФ –

- максимальная ставка Налоговым кодексом РФ не установлена

19. Обязанность по предоставлению в налоговый орган налоговой декларации по земельному налогу предусмотрена для …

- организаций, являющихся налогоплательщиками

- физических лиц, являющихся налогоплательщиками

20. Налоговый период по налогу на имущество физических лиц –

- квартал, полугодие, 9 месяцев

22. В случае, если субъектом РФ не установлен перечень объектов, в отношении которых применяется кадастровая стоимость, налоговая база в отношении объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц определяется исходя из их

23. Организация использует в хозяйственной деятельности земельный участок на основании заключенного с физическим лицом договора аренды земельного участка. Кто в данном случае является налогоплательщиком земельного налога?

- Физическое лицо (арендодатель)

- Налогоплательщик устанавливается соглашением, заключаемым между арендодателем и арендатором

24. Объектом налогообложения земельным налогом не признаются:

- земельные участки, находящиеся в собственности религиозных организаций

- земельные участки, на которых расположены объекты, не завершенные строительством

- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома

25. Земельный налог уплачивается налогоплательщиком-организацией …

- по месту регистрации организации

- по месту нахождения организации и её обособленных подразделений

- по месту нахождения земельных участков

26. Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество физических лиц определяется на

- 1 января года, предшествующего налоговому периоду

- 1 января года, являющегося налоговым периодом

- 1 октября года, предшествующего налоговому периоду

27. Какова максимальная величина налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц, предусмотренной Налоговым кодексом РФ (в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения)?

  • НИУ
  • ГУ (Екатеринбург)
  • МФПА
  • ИММиФ
  • ГЭИТИ
  • СПбГТИ ФЭМ

Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:

для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций

Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:

Сдаешь тесты самостоятельно?

Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!

Сдаешь тесты самостоятельно?

Вы здесь: Home
База вопросов
ГУ (Екатеринбург)
Налоговое право ГУ Тесты с ответами
Налоговое право СОТ 1 Тесты с ответами

Налоговое право СОТ 1 Тесты с ответами

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

К местным налогам относятся налоги

на пользование недрами

+на имущество физических лиц

Налоговый кодекс РФ состоит из

+двух частей (общая часть и часть, посвященная конкретным налогам и сборам)

одной части, включающей в себя совокупность различных видов налогов и сборов

из трех частей (первая - общая часть, вторая - часть, посвященная налогам и сборам, третья - специальным налоговым режимам)

из пяти частей (первая - общая часть, вторая - часть, посвященная федеральным налогам, третья - региональным
налогам, четвертая - местным налогам, пятая - специальным налоговым режимам)

К налоговой льготе НЕ относится.

снижение ставки налога

+уклонение от уплаты налога

Прямыми личными налогами являются:

+налог на имущество физических лиц

+налог на доходы физических лиц

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

Местные налоги обязательны к уплате на территории.

соответствующих субъектов РФ

единого экономического пространства

+соответствующих муниципальных образований

включенной в состав Российской Федерации

Специальный налоговый режим — это система налогообложения:

+в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

при выполнении договоров, не урегулированных Гражданским кодексом РФ

установленная законами субъектов РФ

Методу налогового права характерно:

преобладание диспозитивных норм

диспозитивный характер налогового регулирования

+преобладание запрещающих норм

+сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования

+императивный характер налогово-правового регулирования

Разграничивая сферы применения налогового и таможенного законодательства, Налоговый кодекс РФ устанавливает особые правила в отношении.

госпошлины при ввозе и вывозе товаров

+налога на добавленную стоимость и акцизов при экспорте и импорте товаров

акцизов при экспорте товаров

налога на добавленную стоимость при импорте товаров

Налоговая система — это

совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей

совокупность установленных государством условий налогообложения

+совокупность налогов и сборов, взимаемых государством. совокупность принципов, форм и методов организации налогообложения, осуществления налогового контроля, а также система ответственности за нарушение налогового законодательства

Налог — это

обязательный, индивидуальный безвозмездный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц. уплата
которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений

обязательный индивидуальный возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в качестве
компенсации за услуги государства

обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц

+обязательный индивидуальный безвозмездный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц в целях
финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований

Для установления налога или сбора достаточно:

перечислить налоги и сборы в федеральных законах

+придать ему соответствующее название

+определить в законе существенные элементы налоговых обязательств

Для налога характерны признаки:

дифференцированной ставки в зависимости от социального положения

Налоговые правоотношения.

существуют в любой форме по усмотрению государства

+могут существовать лишь в правовой форме

устанавливаются соглашением сторон

являются элементом ограниченной дееспособности

Основными группами субъектов являются..

налогоплательщик, плательщик сборов и субъекты РФ

+налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы

физическое лицо, плательщик сборов и налоговые органы

налогоплательщик, государство и налоговые органы

Налоговые агенты могут:

+исчислять у налогоплательщика и перечислять налоги в бюджет

только перечислять налоги в соответствующий бюджет

делать перерасчет ранее уплаченных сумы налогов

+удерживать у налогоплательщика налоги в бюджет

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются.

+Налоговым и Таможенным кодексами РФ

Налоговым, Таможенным и Административным кодексами РФ

Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ

Налоговым кодексом РФ, федеральными законами, законодательными актами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах

Налоговые агенты обязаны:

+сообщать в течение одного месяца в налоговый орган о невозможности удержать налог

поручить налогоплательщику заплатить налог самостоятельно

вести учет неполученных налогоплательщиками доходов

+вести учет по каждому налогоплательщику в отдельности

Срок налоговой отчетности не считается пропущенным при условии сдачи документов на почту.

до 18 часов дня срока сдачи отчетности

до 24 часов последнего дня срока отчетности, падающего на нерабочий день

+до 24 часов последнего дня срока отчетности

до 9 часов утра понедельника

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются.

рыночные цены, определяемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ

+цены или тарифы, регулируемые государством

Налоговые органы НЕ вправе проверять правильность применения цен по сделкам.

при использовании в расчетах условных единиц

между взаимозависимыми лицами

+по товарообменным операциям

при отклонении менее чем на 20% от уровня цен. применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам

Налогами облагается объект, имеющий стоимостную характеристику.

+количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога

относящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, за исключением имущественных прав

относящийся к имуществу налогоплательщика, за исключением имущественных прав

относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав

Налог может быть исчислен:

только налоговым органом

Участники налогово-правовых отношений.

при достижении соглашения вправе дополнять предписания налогово-правовых норм

могут по своему усмотрению толковать предписания налогово-правовых норм

вправе не соблюдать предписания налогово-правовых норм

+не могут самостоятельно изменять предписания налогово-правовых норм

Деятельность налогоплательщика для целей налогообложения считается сезонной, если.

организация не осуществляет деятельность в силу временного запрета органами власти данного вида деятельности

индивидуальный предприниматель или организация систематически не осуществляют деятельность в конкретном квартале или полугодии на протяжении нескольких лет подряд

индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельность в силу временного отсутствия спроса на
производимые товары (услуги)

+производство непосредственно связано с природными климатическими условиями

Изменение срока уплаты налога может осуществляться в форме:

Акты, вносящие изменение в законодательство о налогах и сборах, начинают свое действие по срокам не ранее:

+чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

+1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия

Санкции налогово-правовых норм

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Практическую работу выполнила Кабанова Оксана Васильевна

    Просмотр содержимого документа
    «Практическая работа»

    Кабанова Оксана гр.Б-171

    1 Законодательство по налогам и сборам РФ включает в себя:

    2 .Выберите наиболее полное определение налоговой системы:

    Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1320021

    В современном обществе налоги – это одна из основных форм дохода государства. Кроме финансовых функций, механизм налогов используется для воздействия государства с помощью экономических инструментов на общественное производство, динамику и его структуру, на научно — техническое развития. Также налоговая система призвана влиять на рыночные отношения, укрепляя их, стимулировать развития предпринимательства, способствовать производственным процессам и одновременно служить барьером на пути социального обнищания финансово необеспеченных слоев населения.
    С помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, в том числе выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения. Также они влияют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Это помогает государству в контроле массы спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, так как доход – это основа спроса населения и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства. http://www.capitalpost.ru/rol-nalogov-v-sovremennom-obshhestve/

    Налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездности, взиманием на основе законодательных актов, всеобщностью.В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.

    5 Пропорциональный метод налогообложения означает, что:

    Пропорциональный метод налогообложения. Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода, т. е. предусмотрена единая ставка для доходов любой величины. Налоговая ставка при этом может быть как в долевой, так и в твердой форме.

    Величина ставки налога одинакова для всех налогоплательщиков, но уплачиваемый налоговый оклад будет различным. Сумма исчисленного и уплаченного налога будет зависеть от размера объекта налогообложения (имущества, дохода). Чем больше размер объекта налогообложения, тем большая сумма налога подлежит уплате. Примером использования пропорционального метода налогообложения в Российской Федерации может служить налог на доходы физических лиц (НДФЛ), ставка НДФЛ — 13%. Метод пропорционального налогообложения считается более справедливым, чем метод равного налогообложения, но и в этом случае налоговое бремя по мере роста дохода плательщика ослабляется. Налоговое бремя применительно к конкретному налогоплательщику показывает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. В настоящее время большинство налогов построено по пропорциональному методу налогообложения.

    6 Налог - это:

    обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны. http://www.azbukafinansov.ru/articles/index.php?article=266

    7 Местные налоги и сборы обязательны к уплате:

    Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания. http://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/mestnye-nalogi-i-sbory.html

    8 При установлении законодательными (представительными) органами субъектов РФ регионального налога налоговые льготы могут быть предусмотрены:

    9 Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях:

    Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории.

    Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К местным относятся следующие виды налогов:

    1. Налог на имущество с физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

    2. Земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.

    3. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора по налогу зачисляется в бюджет по месту их регистрации.

    10 К региональным налогам относят налог:

    Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.

    К региональным налогам относятся:

    налог на имущество организаций;

    налог на игорный бизнес;

    11 К федеральным налогам относят налог:

    Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

    К федеральным налогам и сборам относятся:

    налог на добавленную стоимость;

    налог на доходы физических лиц;

    налог на прибыль организаций;

    налог на добычу полезных ископаемых;

    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    Кабанова Оксана группа Б-171

    По теме «Экономическая сущность налогов и основы налогообложения».

    Сущность налога и его функции.

    Налог - это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, относительно регулярный и законодательно установленный государством, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    В налоговую систему РФ, кроме налогов, входят также приравненные к ним сборы. Главное отличие сборов от налогов - это их возмездность. (Сбор за пользование какими - либо объектами дает определенные разрешительные права, а взамен налога - ничего не получаем).

    Перечень налогов и сборов включен в НК РФ, соответственно на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством РФ.

    Налог основывается на следующих принципах:

    1. Обязательность уплаты всеми лицами, которые являются субъектами налогообложения, т.е. налогу присущ принудительный характер.

    2. Индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика.

    3. Безвозмездность уплаченных сумм.

    4. Отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам.

    Экономическая сущность налога проявляется через его функции:

    1) Фискальная функция - это основная функция. Она формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ (оборонных, социальных, природоохранных и других). С помощью этой функции образуется централизованный денежный фонд государства - бюджет.

    2) Распределительная функция - выражает сущность налогов как инструмента распределения отношений. Данную функцию еще называют социальной, поскольку ее назначение состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями граждан, что обеспечивает в конечном итоге гарантию социальной стабильности общества.

    3) Регулирующая функция - направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма и выполняет 3 подфункции:

    4) Контрольная - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы, бюджетной и налоговой политики.

    Элементы налога и методы налогообложения:

    2. Объект налогообложения;

    3. Налоговая база;

    4. Ставка налога;

    5. Налоговые и отчетные периоды;

    6. Порядок исчисления налога;

    7. Порядок и сроки уплаты налога;

    8. Порядок и сроки предоставления отчетности.

    1. Налогоплательщики - это организации и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Одни налоги платят все организации, другие - только некоторые из них.

    В правовых документах наряду с понятием «налогоплательщик» фигурирует понятие «налоговый агент» - это лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщика налога и перечислению его в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды.

    2. Объект налогообложения - это то, что облагается налогом. У каждого налога свой объект: реализация товаров и услуг, прибыль, стоимость имущества и другие объекты, которые можно измерить.

    3. Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, может быть установлена с учетом вычетов и льгот.

    4. Ставка налога - это величина налога на единицу измерения налоговой базы: % от стоимости, рубли с лошадиной силы и т.д.

    5. Налоговый и отчетный периоды - это отрезки времени, по окончанию которых рассчитываются и уплачиваются налоги. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу.

    6. Порядок исчисления налога - показывает, кто и как должен рассчитывать налог. Большинство налогов рассчитывают налогоплательщики, но некоторые рассчитывают налоговые агенты, налоговая инспекция.

    7. Порядок и сроки уплаты налога - устанавливает когда, куда и как надо перечислять налоги.

    8. Порядок и сроки предоставления налоговой отчетности - устанавливает, когда и куда нужно представить налоговые декларации и другие отчеты по налогам.

    Метод налогообложения –это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают 4 метода налогообложения:

    - равное налогообложение - сумма налога для каждого налогоплательщика одинакова;

    - пропорциональное - ставка налога для каждого налогоплательщика равная (НДС, налог на прибыль);

    - прогрессивное - с ростом налоговой базы растет ставка налога;

    - регрессивное - с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.

    Налоговый контроль

    Налогоплательщиков контролируют налоговые органы, государственные внебюджетные фонды, таможенные органы и полиция. Все эти структуры, включая налогоплательщиков и налоговых агентов, выступают участниками налоговых правоотношений.

    Читайте также: