Вишти это налог в индии

Опубликовано: 11.05.2024

Система сбора налогов возникла на самых ранних этапах развития древних цивилизаций. Безусловно, такая система существовала и в Индии, и сложилась она еще до правления Маурьев. В сельскохозяйственной стране основным налогом является налог на землю. Его платили в виде части произведенной сельскохозяйственной продукции. Размер определялся по-разному в различных сборниках законов; в целом, конечно, все зависело от воли монарха, а порой просто от его жадности. В одних районах взималась шестая часть урожая. «Артхашастра» советовала установить налог в размере четверти и даже трети урожая. Во времена Маурьев даже при таком образцовом правителе, как Ашока, собирали четверть урожая. Хотя обычно налог платился сельскохозяйственной продукцией, иногда бывали исключения. Так, в случае плохих урожаев налог не собирался вообще. Деревня могла быть освобождена от налога, если она осуществляла строительство оросительных сооружений или проводила расширение посевных земель.

Теоретически от налогов освобождались женщины, дети, учащиеся, ученые-брахманы и аскеты; но в реальной жизни так было не всегда. Социальные группы, находившиеся в самом низу общественной иерархии, часто платили более высокие налоги, чем те, кто стал на ступеньку выше. Был целый ряд налогов, которыми облагалось практически всё: от дома до гончарного круга. Также были и специальные пошлины за пользование водой из оросительных сооружений. «Артхашастра» предлагала взимать своего рода налог с продаж на ряд товаров: сахар, масло и одежду в размере одной двадцатой от стоимости товара; а на некоторые предметы роскоши – в размере одной пятой. Ремесленники должны были бесплатно отрабатывать один или два дня в месяц; на практике часть налога они, скорее всего, выплачивали в денежной форме.

Налоги всегда были (как и сейчас) довольно тяжким бременем, даже в те времена, когда правили справедливые монархи и действовала разумная система управления. Когда же у власти находились тираны, налоговое бремя становилось столь невыносимым, что люди бросали свои дома и переселялись целыми сообществами в другую местность только для того, чтобы избежать встречи со сборщиками налогов. В литературе по государственному управлению монархам рекомендовалось не допускать чрезмерного налогообложения подданных, чтобы не вызывать волнений и возмущения в обществе и не ставить под угрозу общественную безопасность и всю общественную жизнь, включая развитие экономики и торговли.


Царский сановник. Из складок одежды свернут мешочек для денег

Право царя собирать налоги объяснялось тем, что он был фактически собственником земли и воды. Поэтому налог представлял своего рода ренту, которую подданные должны были платить в качестве платы за аренду. Однако не во всех книгах, трактовавших законы, признавалось подобное право царя на собственность. Некоторые из них утверждали, что монарх получает налоги за то, что обеспечивает права и безопасность своих подданных, а согласно буддийским поверьям относительно происхождения и истоков царской власти, монарх имел право собирать и получать налоги лишь в том случае, если он обеспечивал надлежащую защиту своих подданных.

Однако, несмотря на упомянутые различия в теоретических нюансах, на практике все выглядело достаточно однородно. Царь получал свою долю, и в том случае, если он следовал советам, изложенным в книгах (а он обычно им следовал), шестую часть с получаемого дохода он клал в государственную казну; все специалисты по государственному управлению – и теоретики, и практики – сходились во мнении, что чем полнее казна, тем прочнее царская власть. В результате значительная часть золота, серебра и драгоценных камней хранилась в подвалах, представляя собой искушение для менее богатых царей. Помимо шестой части налога, которая шла в казну, оставшиеся средства следовало распределить следующим образом: половина государственного дохода – согласно правилам, сформулированным в более поздний период, – шла на военные расходы, 1 / 12 часть – на личные нужды царя, 1 / 12 – на благотворительность и религиозные пожертвования; 1 / 12 – на жалованье государственным служащим. Как распределялись другие средства – не вполне ясно, но скорее всего, они шли на те или иные общественные нужды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Налоги

Налоги Одной из главных забот имперской власти помимо сохранения спокойствия на завоеванной территории и ее военного контроля был сбор налогов. Вновь приобретенные земли должны были как минимум окупать текущие расходы на администрацию, а по возможности и приносить

Налоги в пользу государства

Налоги в пользу государства Даже в таком безденежном обществе, как общество ацтеков, за все, к сожалению, надо было платить; налоги и смерть для простого ацтека– масеуалли были неизбежны. В Вавилоне были придуманы деньги, этот символ, который упростил жизнь во всем мире.

Налоги

Налоги По-видимому, только боги умели создавать нечто из ничего. На понимании того, что ничто не может проистекать из ничего, основывается система налогообложения. Римляне использовали слово taxare в значении «резко коснуться», и большинство людей во все времена

Заплати налоги и…

Заплати налоги и… Однажды по время трудового дня к Насте подошла женщина, представившаяся налоговым инспектором.– Вы, как я вижу, тут постоянно рисуете, неплохо было бы оформить разрешение на индивидуальную трудовую деятельность.И действительно, куда приятнее отдавать

Инфляция и налоги на недвижимость

Инфляция и налоги на недвижимость Постепенное увеличение налогов — одна из причин, почему сегодня нельзя просто жить «на всем своем», питаясь только тем, что дает ваша земля. Даже если у вас есть собственный дом и пустой участок, вам не избежать налогов на недвижимость.

Куда идут наши налоги

Куда идут наши налоги В немецких государственных учреждениях является традиционным проведение всевозможных конкурсов и лотерей во время больших футбольных событий. Служащие имеют при этом возможность проверить, насколько быстро они умеют заполнять анкеты и формуляры.


Индия в эпоху Маурьев
Государственный строй

Еще до объединения государств Индии под властью Маурьев государственная власть носила характер восточной деспотии. В империи Маурьев эта форма государства получила дальнейшее развитие. Среди населения всячески поддерживался культ царя и распространялось учение о божественном происхождении царской власти. Однако обожествление личности царя не мешало тому, что дворцовые интриги, перевороты, междоусобицы были в древней Индии самыми обычными явлениями. По свидетельству древних писателей, царь Магадхи был вынужден каждую ночь менять свою спальню, чтобы сбить с толку возможных заговорщиков.

При царе был совет — паришад, состоявший из представителей знатнейших семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции. Для управления большим государством существовал многочисленный и сложный аппарат, обслуживавший царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство. Высшими должностными лицами были: главный мантрин, возглавлявший царскую администрацию, сенапати — командующий войсками, пурохита — главный жрец, дхармадь-якша — главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкования законов, астролог и др. Большую роль в управлении страной играли тайные осведомители, руководство которыми находилось непосредственно в руках царя. Царские чиновники получали жалованье либо деньгами, либо, что бывало чаще, натурой.

Основой государственного административного деления было село — грама. Следующую по величине территориальную единицу составляли десять сел, два десятка объединялись в двадцатку, пять двадцаток — в сотню, десять сотен — в тысячу. Во главе всех этих административных округов, за исключением грамы, стояли

чиновники, получающие жалованье. Высшие из них, в ведении которых находилась тысяча сел, подчинялись непосредственно царю. Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, за исключением Магадхи, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или близкие доверенные лица царя, но они были не правителями, а скорее наблюдателями, так как государство Маурьев представляло собой сложный комплекс государств и племен, правители которых находились в различных отношениях зависимости; внутренняя администрация этих зависимых и подчиненных государств и племен оставалась автономной.

Армия индийского царя во время войны состояла из его собственного войска, войска союзников и ополчения племен, подчиненных царю. Источники утверждают, что Чандрагупта в случае войны мог собрать армию до 600 тыс. пехоты, 30 тыс. кавалерии и 9 тыс. слонов. Но постоянная армия Магадхи была значительно меньшей по численности и состояла в мирное время из наемников, получавших жалованье натурой или деньгами. Сухопутная армия комплектовалась из четырех основных родов войск — пехоты, кавалерии, колесниц и слонов, причем боевые слоны были главной ударной силой в сражении. Каждый из этих родов войск имел свою систему управления и свое командование. Кроме того, были еще управления флотом, а также военным хозяйством и снабжением. Вооружение индийской армии было разнообразным, но основным оружием для всех родов войск был лук.

Для содержания государственного аппарата требовались большие средства. С земледельцев-общинников налоги собирались в виде урожая — бхага; согласно источникам, традиционной долей была 1/6, но возможно, что выражение шадбхага (шестая доля) было только условным термином. Брался налог натурой также со скота, с садов и т. д.

Кроме того, свободные земледельцы должны были отработать некоторое число дней в году на строительстве общественных сооружений (вишти — налог трудом). Ремесленники обязаны были в виде налога сдавать царю часть своей продукции, а также в некоторых случаях работать на царя; в источниках упоминается об обязанности ремесленников отрабатывать на царя один день в месяц. Ремесленники отдельных специальностей (например, оружейники) обязаны были сдавать государству всю продукцию.

Немаловажным источником дохода для царской казны были косвенные налоги. Торговые сделки облагались многочисленными пошлинами (шулка), взимавшимися тщательно организованным налоговым аппаратом; уклонение от уплаты торговых пошлин наказывалось очень строго, вплоть до смертной казни. Судебная система была еще примитивна. Уголовные дела разбирал глава исполнительной власти в данном округе. Некоторые наиболее важные дела разбирал лично царь. Приговор исполнялся немедленно. При решении гражданских дел применялось третейское разбирательство. Самым обычным наказанием было членовредительство, особенно за нарушение права частной собственности и за нанесение телесных повреждений; но уже наметилась тенденция заменять наказание этого рода денежными штрафами.

К этому периоду относятся первые попытки кодификации обычного права. “Сборники законов” — дхарма-сутры и дхармашастры не были кодексами законов в современном смысле; это были только наставления, основанные на священных текстах и составленные брахманской школой.


В Индии действует единый закон о налогообложении, который принят на основании Акта о налогообложении в 1961 году. В Конституции Индии сказано: обложение налогами доходов в штатах запрещено (кроме дохода от реализации сельскохозяйственной продукции).

Федеральное правительство Индии предоставляет значительные льготы для нерезидентов иностранного и индийского происхождения. Это способствует привлечению в страну иностранного капитала, современных технологий и передовой техники, необходимой для ускоренной модернизации национальной экономики.

Прямые налоги Индии включают — налог на доходы частных лиц, государственный налог на прибыль от сельскохозяйственной деятельности, налог на имущество, налог на прибыль компаний и ряд налогов на дополнительный источник дохода.

Налог на доходы частных лиц уплачивается со всех доходов. В зависимости от налоговой базы ставка налога варьируется от 10 до 31,5%.

Изъятие подоходного налога может производиться непосредственно у источника дохода. Здесь работодатель удерживает налог из заработной платы работников, банки — с доходов от ценных бумаг и банковских вкладов. В случаях, когда изъятие налога непосредственно у источника дохода невозможно, налогоплательщик уплачивает подоходный налог долями от общей суммы, три раза в год: 15 сентября — 30%, 15 декабря — 30%, 15 марта — оставшиеся 40%. Налог на доходы частных лиц не взимается со специальных правительственных облигаций или сертификатов или если общая сумма дохода не выше 2500 рупий в год.

В Индии доходы физических лиц разделяются на несколько категорий:

  • доходы от недвижимого имущества;
  • доходы от занятости, которые включают все выплаты, полученные от своего работодателя работником;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от банковского вложения капитала;
  • прочие виды доходов.


В зависимости от категории плательщика доходы, подвергаются налогообложению по отдельности, применяя льготы (если они есть). Предоставляются льготы по подоходному налогу индийским специалистам и творческой интеллигенции, в случае если их доход получен за рубежом в валют (подоходной налог уплачивается с 25% вознаграждения). Прогрессивные ставки присущи только для подоходного налога.

Базовая ставка налога на прибыль компаний составляет 35%. Вновь основанные компании в секторе высоких технологий или научных исследований освобождены от уплаты налога на прибыль на 10 лет.

Доходы в сельскохозяйственном секторе облагаются сразу несколькими налогами, но в сумме они значительно меньше обычного налога на доходы.

Налогом на имущество облагаются активы стоимостью более 1,5 млн рупий (33 тыс. долл.).

Налог на дарения отменен. Любые дарения в стоимостном выражении включаются в доход получателя и облагаются индивидуальным подоходным налогом.

Основными косвенными налогами являются — акцизы, таможенные сборы, налог с продаж и налог на услуги. С 01.04.2005 введен налог на добавленную стоимость, базовая ставка которого составляет 12%, две пониженные — 1% и 4%.

В 2012 году Индия в очередной раз отложила принятие налогового кодекса.

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени.

Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

Своими особенностями характеризуется налоговая система Индии.

Административная система.


Высшим органом департамента по налогообложению является Центральный совет по прямым налогам, который входит в министерство финансов при правительстве Индии. Совет администрирует соблюдение прямых законов по налогообложению, а именно подоходный налог на имущество и налог на дарение. В Индии действует единый закон о налогообложении, принятый по Акту о налогообложении в 1961 году. По конституции Индии штатам запрещено обложение налогами доходов кроме дохода от реализации сельскохозяйственной продукции. Налогообложение в Индии зависит от статуса резидента вне зависимости от национальности или места постоянного жительства налогоплательщика. Резиденты обязаны платить налоги в Индии на все доходы, получаемые из других стран. Резидент, имеющий статус «неординарного резидента», платит налоги в Индии на доходы, получаемые от своей деятельности в Индии и за рубежом. Нерезидент облагается налогами только на территории Индии, а за пределами Индии освобождается от индийского налогообложения.

Налогооблагаемый доход.

Доходы определяются по следующим пяти источникам: заработная плата, доходы от недвижимости, доходы от прибыли от коммерческой и профессиональной деятельности, доходы от оборота капитала и доходы от других источников. Существуют определенные ставки и минимальные размеры доходов, которые не подлежат налогообложению. Совокупность налогооблагаемого дохода определяется после вычета возможных убытков и предоставляемых льгот. Некоторые виды доходов не подлежат налогообложению и не включаются в совокупность налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы.

С целью поощрения и подъема промышленного производства и развития правительство Индии предоставляет производителям различные льготы и дотации по налогам, за счет чего налоги резко сокращаются.

Амортизационные льготы.

Подобные льготы распространяются на производственные помещения, мебель, оборудование, суда и корабли. Амортизация на оборудование классифицируется по трем категориям и составляет 25%, 40% и 100% стоимости. Амортизация в течение одного года после приобретения оборудования не может быть выше 50% первоначальной стоимости в случае его использования менее чем 180 дней за год. Частичная собственность на активы предоставляет право на амортизационные льготы.

Расходы на приобретение патентов, права и авторских прав. Вышеуказанные расходы капитального характера налогом не облагаются и должны быть равномерно распределены в течение 14 лет.

Расходы на приобретение ноу-хау.


1/6 этих расходов не облагаются налогом в течение одного года, а остаток распределяется равномерно в течение последующих пяти лет. Если приобретенное ноу-хау разработано институтом, по рекомендации властей Индии, то 1/3 часть не облагается налогом в первом году применения, а остаток в течение последующих двух лет. Льготы для вновь созданных промышленных предприятий в Зонах свободной торговли (ЗСТ) Прибыль, полученная такими предприятиями, созданными в определенной ЗСТ на технологических линиях по производству компьютеров и программного обеспечения, не облагается налогом в течение пяти лет при условии, если не менее 75% продукции предназначено на экспорт. Льготы для гонораров, комиссионных, полученных от иностранных производителей Подобные доходы, полученные за оказанные услуги за рубежом, имеют 50-процентную скидку в виде льгот при поступлении в Индию.

Льготы для экспорта программного обеспечения.

Прибыль, полученная от оказания технических услуг по созданию программного обеспечения за пределами Индии, а также от экспорта программного обеспечения, не облагается налогом при определенных условиях. Предприятия, созданные в некоторых отсталых регионах, а также занятые производством и распределением электроэнергии, на все 100% освобождаются от налогов на прибыль в течение пяти лет, а в последующие пять лет получают тридцатипроцентные льготы. Предприятия, занятые развитием, обслуживанием и содержанием инфраструктурных услуг, получают 100-процентное освобождение от уплаты налога на прибыль в течение пяти лет и 30-процентные льготы на протяжении пяти последующих лет при условии, что десятилетний период не превышает двенадцати лет с начала производственной деятельности.

Налогообложение для нерезидентов, занятых в бизнесе.

Налогооблагаемый доход нерезидентов и иностранных фирм определяется в размере от 5 до 10% от суммы, получаемой в Индии в следующих сферах деятельности: геологоразведочные работы, связанные с добычей нефти; работы, связанные с авиатранспортом; судоходство; строительные работы, проекты «под ключ». На доходы, получаемые от геологоразведочных работ, предоставляются дополнительные льготы, разрешенные Актом. Оплата лизинга самолетов или двигателей к ним (кроме оплаты запчастей и услуг, связанных с эксплуатацией самолетов) не облагается налогом при наличии одобрения соглашения центральным правительством Индии. Проценты, получаемые по определенным ценным бумагам, облигациям нерезидентами, не облагаются налогом. Иностранному техническому и научному персоналу предоставляются частичные льготы при уплате налогов.

Удержание налогов.

Все граждане, кроме тех, кто обязан платить зарплату, проценты, аренду за помещение, оплачивать профессиональные и технические услуги, контракты и дивиденды, должны удержать налог у источника. Нерезидент, имеющий право на налоговые льготы, должен обратиться к соответствующим органам. Доходы от акций, приобретенных за счет средств, полученных из-за границы, облагаются налогом по ставке 20%.

Освобождение от двойного налогообложения.

Правительство Индии заключило двусторонние соглашения с рядом стран по освобождению от двойного налогообложения (в том числе с Российской Федерацией, Австрией, Германией, Китаем, Францией, Японией, Испанией, Швецией и пр.). С некоторыми странами имеются другие специальные соглашения, освобождающие от двойного налогообложения по доходам от судоходства и воздушного сообщения (в том числе с Афганистаном, Болгарией, Эфиопией, Ираном, Кувейтом, Ливаном, Оманом, Пакистаном, Саудовской Аравией, Йеменом). Также предоставляется одностороннее освобождение от налогообложения в виде вычета суммы, уплаченной в качестве налога в другой стране.

Направления реформирования налоговой системы.

С 1 апреля 2007 г. в стране началась постепенная отмена центрального налога с продаж (ЦНП), которая начнется со снижения ставки этого налога с 4% до 3%. Это, во-первых, необходимо для успешного функционирования НДС и введения налога на товары и услуги в будущем, а во-вторых, это решение должно ускорить процесс развития Национального общего рынка. Закон о центральном налоге будет снимать один из процентов ежегодно в течение последующих четырех лет, до его полной отмены в 2010/11 финансовом году. Правительство планирует компенсировать правительствам штатов убытки от потери налоговых доходов, которые возникнут в результате таких изменений в системе налогообложения, в результате чего, штаты получат 100% долю доходов от налогов по меньшей мере на 33 вида услуг, тогда как в настоящее время штатам выплачивается только 30,5%. Центральное правительство также согласовало со штатами налогообложение других 44 видов услуг. Дополнительные пошлины также будут налагаться на такие товары как табак, для того, чтобы облегчить переходной период.

В правительстве также рассматривается вопрос о возможности снижения 30-процентной ставки налога на доход. Это может произойти, если налоговые поступления будут расти.

И, напоследок, немного о том, как индийские власти решают проблему сбора налогов.

Проблемы сбора налогов.


В Индии лишь 4% миллиардного населения страны делают отчисления в казну. Множество попыток правительства увеличить налоговые поступления потерпели фиаско. Но в городе Патна беднейшего индийского штата Бихар была разработана формула, которая может оказаться эффективной: публичное унижение. Власти, обеспокоенные тем, что не могут собрать необходимую сумму поступлений за год, наняли на работу ярко раскрашенных евнухов. Их цель — смутить злостных неплательщиков и заставить их «откупиться». Кастраты, гермафродиты и транссексуалы, пользующиеся дешевой косметикой и носящие женские сари, получают деньги за то, что собираются рядом с домами или лавками неплательщиков и громко распевают что-то вроде «Твоя репутация будет запятнана, молва будет к тебе жестока, и, если ты не заплатишь налоги, твой дом пустят с молотка».

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Формы собственности

Особенностью экономического строя в Индии в древности и в раннее средневековье было то, что земля одновременно принадлежала и государю и общиннику (общине), но принадлежала по-разному. Права общинника на землю реализовались в том, что его нельзя было согнать с земли, а свой участок он мог не только хозяйственно использовать, но заложить и продать. Права государства проявлялись в сборе ренты-налога с этой земли и в возможности передать ренту-налог в пожалование феодалу вместе с юрисдикцией в налоговых вопросах. И те и другие права могут быть названы собственническими, но государь имел верховную, а общинник — подчиненную собственность.

Когда в первые века нашей эры стали все более усиливаться частные землевладельцы, они пытались узурпировать как ту, так и другую форму собственности. Верховную собственность знать захватывала, получая от государя право на сбор налога с того или иного участка, деревни или группы деревень. Это отразилось в надписях VI—XII вв.„ представлявших собой грамоты о дарениях. Подавляющее большинство грамот фиксирует дарения в пользу брахманов с целью приумножения религиозных заслуг государя.

Но дарения в пользу светских лиц производились, вероятно, на тех

же условиях и были не менее многочисленными, хотя и не фиксировались на долговечном материале.

Как светская, так и духовная знать получала право взимать в свою пользу налоги, а также требовать с общинников выполнения трудовой повинности (вишти) при организации охоты, перевозок грузов на строительстве и т. д. Получатели земли наделялись, кроме того, административным и судебным иммунитетом — государственным чиновникам запрещалось не только вмешиваться в дела новых собственников, но и вообще вступать на территорию их имений. Иногда пожалованная деревня официально совершенно исключалась из ведения царских властей, управлявших этой областью. Государство сохраняло за собой лишь право на суд по крупным уголовным делам, остальные судебные функции передавались феодалу.

Чаще всего пожалование считалось «вечным», т. е. имение переходило по наследству. Впрочем, существовали и другие владения, предоставлявшиеся лишь пожизненно или на срок службы. Возможно, их было больше, чем позволяют судить сохранившиеся до нашего времени надписи.

Частное феодальное землевладение создавалось и другим путем — снизу. Разбогатевшие члены общины, особенно принадлежавшие к ее административной верхушке, могли приобретать много земли путем захватов, покупок и т. п. Некоторое время они владели землей на «крестьянском» праве, т. е. продолжали платить за нее налоги. Затем они могли получить царскую грамоту, освобождавшую их от повинностей и наделявшую другими иммунитетными правами.

Создалась очень сложная система отношений собственности. На одних землях государство осуществляло лишь верховную собственность (взимало налоги с общины или с частных феодалов), другие же земли принадлежали лично радже (причем приобретались часто покупкой), их обрабатывали арендаторы или полукрепостные работники. Один и тот же феодал на одних землях мог выступать как верховный, на других — как подчиненный собственник (т. е. имел полное право распоряжения своей землей, но должен был платить с нее ренту-налог сюзерену).

Судя по возрастанию числа земельных дарений, соотношение между государственными и частными землями на протяжении VI—XII вв. менялось в пользу частных. Однако случаи конфискаций земельной собственности в казну, упоминающиеся в источниках, заставляют подходить к этому выводу с осторожностью.

К концу раннего средневековья большое распространение, особенно в Южной Индии, получила земельная собственность индуистских храмов. Они приобретали земли как в результате пожалований государей и благочестивых феодалов и крестьян, так и путем покупки, принятия земли в заклад, ипотеки и т. д. Возможно, что на части этих земель храм вел собственное хозяйство с помощью рабов, закабаленных крестьян и наемных работников, однако натуральная рента преобладала и на храмовых землях.

Храмовым хозяйством обычно руководил совет, состоявший из брахманов и старейшин ряда других каст, иногда землевладельцев, иногда торговцев или ремесленников. При храме кормился большой обслуживающий персонал, включавший писцов, ремесленников, певцов, танцовщиц и т. п.

В этот период земля уже стала объектом купли-продажи. Покупали и продавали земли все слои общества: государи, частные землевладельцы, сельские общины, ремесленные и купеческие корпорации. Име-

ниями, составленными исключительно скупкой земли, владели в это время многие индийские купцы.

Азиатская нетипичность Индии.

Индия, будучи самой экзотической страной Востока, расположенной в самом сердце Азии, тем не менее несколько выделялась из общего ряда восточных государств, где еще в эпоху древности сформировалась вотчинно-государственная система, с ее сакрализацией абсолютной власти монархов, предельным огосударствлением всех сторон жизни общества и другими ее характерными признаками.

Как известно прямо противоположной азиатской вотчинно-государственной системе являлся антично-западный (по выражению Васильева Л.С.) способ производства, или частновладельческо-полисный. Но это в далекой античной Греции и Риме, а Восток всегда считался чуждым частной собственности, правам и свободам общества и личности по отношению к государству и правителям. Но доминировала ли тенденция по огосударствлению собственности, жизни общества везде, или были какие-то отклонения от классического азиатского способа производства? Попробуем разобраться на примере Индии.

Государство-общество Древней Индии представляло собой более сложное общество смешанного типа: здесь родоплеменные отношения пересекались с частновладельческими, общинными и государственными укладами и секторами. Собственно говоря, сама многоукладность индийской экономики не являлась чем-то уж уникальным явлением для Востока. Поскольку многоукладная экономика и многоукладные общества – это норма жизни на Востоке, а не, отклонение от нее.

Другое дело, когда мы пытаемся определить в индийской модели степень доминирования в ней вотчинно-государственной системы с ее политической надстройкой в виде деспотии верховной власти, которая сама по себе выступала во многих азиатских обществах (Персии, Китае и т.д.) как структурообразующий способ их бытия. И здесь нас ожидают некоторые исследовательские «сюрпризы», указывающие на особенность социо-политического строя Индии по сравнению с другими восточными государство-обществами.

Индия указывает нам на пример общества с промежуточной моделью, в которой соединены как черты восточного, так и западного типов общества. Эта страна (а по меткому выражению Черчилля- целый «континент стран»), несмотря на ярко выраженную «восточность» своей культуры и этноязыковое многообразие, в своем историческом развитии государства-общества имела нетипичные для большей части Востока черты развития, сближающие ее с западным аналогом. Второй такой нетипично восточной страной была островная Япония.

Какие же это черты? И в чем особенность индийского общества? Во-первых, в Индии исторически сложилась более слабая роль государственной власти в управлении обществом. Во-вторых, здесь мы не наблюдаем характерную для Востока деспотичную власть правителей над обществом, объединявшую в своих руках политическую и духовно-религиозную власти.

В-третьих, не чиновники, как везде на Востоке, а жрецы являлись высшим и господствующим слоем населения (кроме периода правления династии Маурьев). В последнем случае индийская модель сближается с месопотамской, поскольку там вплоть до средневековья жреческая верхушка была очень влиятельной политической силой.

По словам французского антрополога и индолога Луи Дюмона, особенность индийской модели заключалась в том, что она ориентирована не на государство, а на общество. Здесь самую высшую ступень в общественной иерархии занимали не цари, а жрецы, так как в условиях господствующей варно-кастовой системы их служебные функции оказывались наиболее значимыми.

Поэтому в Древней Индии функции власти и религии были четко разделены. Дюмон приводит любопытные примеры разделения власти и функций между правителем и верховными жрецами: «Власть принадлежит царю, а все священнические функции исполняет жрец. Царь может заказать жертвоприношение, но не сможет его совершить. Царь оказывается господином материально, но он зависим духовно, в то время как брахман духовно возвышается над всеми, но материально подчинен царю».

Огромная власть брахманов (занимая первую строчку в варновой лестнице) выступала в качестве альтернативы государственной власти, которую в управлении индийским обществом традиционно воплощали представители варны кшатриев (воинов). Почему? Это объяснялось спецификой индийской общественной организации.

В Индии каждый человек жил в жестких рамках своей варны, касты (джати), находясь под сенью не столько законов государства, сколько законов, обычаев своей касты или земледельческо-религиозной общины. При этом государственные законы оставались чем-то более второстепенными, чем кастовые и общинные установления и нормы. То есть государство оказывало на человека более слабое воздействие, чем каста и община.

Кастовый строй вплоть до мелких деталей эффективно регулировал все стороны человеческой жизни и все поведение индусов. По сути, государство в Индии, таким образом, было избавлено от выполнения многих жизневоспроизводящих функций, отсюда и его более слабая роль в жизни общества по сравнению с другими странами Востока. И часто именно каста и община защищала людей от внешней опасности, выступала в роли третейского судьи в споре с другой кастой (Непомнин О.Е.).

Кастово-общинная организация была столь сильна, что она за целые тысячелетия пережила великое множество завоевателей, которые вторгались в Индию и достаточно легко в силу слабости государственной власти ее завоевывали. Но изменить кастово-общинную структуру и ее беспредельную власть над индусами никому, даже суперметодичным англичанам, не удалось. Именно в ней сохранялся традиционный вековой уклад индийского общества.

Индийская государственность династии Маурьев.

Несмотря на историческую слабость государства, Индия знала и такие исторические периоды, когда государственная власть пыталась контролировать практически все сферы жизни общества. Одним из таких периодов являлась блестящая эпоха правящей династии Маурьев (317–180 гг. до н.э.), основанная первым в истории объединителем Индии- Чандрагуптой (322-298 до. н.э.).

Особое место в регулирование государством империи Маурьев занимала экономика. Как пишет индийский историк Рам Шаран Шарма, во времена Маурьев наблюдается беспрецедентный рост экономической активности государства. Государственному контролю подлежали земледелие, ремесла, торговля. Государство строило ирригационные сооружения, судоверфи, оружейные мастерские; устанавливало монополию на добычу металла в рудниках, винокурни и целый ряд других ремесел и промыслов.

Центральный государственный аппарат стремился контролировать всю торговлю и производство с помощью ряда высших чиновников-управителей, имевших в своем подчинении целые штаты более мелких чиновников. Были главный управитель торговли, главный управитель мер и весов, главный управитель судоходства, главный управитель пошлин (Шарма Р.Ш.). В этот период государство стремится централизовать налогообложение и ввести даже обязательную и нормированную трудовую повинность (вишти) в пользу казны для крестьян и ремесленников.

По словам исследователя Бэшема, ремесленники один или два раза в месяц обязаны были работать на царя, что зачастую превращало этот налог в нечто вроде подоходного налога от среднего ежедневного заработка. Весьма разорительной для крестьянских общин была их обязанность обеспечивать провизией царя и его чиновников во время их инспекционных поездок. В этот период был довольно распространен рабский труд, применявшийся как в государственном, так и частном хозяйствах.

Однако практически все источники и исследователи неизменно указывают, что рабский труд значительно уступал по своему значению труду свободных (относительно рабов, разумеется) крестьян и ремесленников. К тому же общее название рабов в Индии – даса – зачастую являлось в древний период общей и расплывчатой характеристикой различных категорий подневольных людей, обладающих разным правовым статусом (Никифоров В.Н).

Широко практиковалось долговое рабство, даже были кастовые рабы. В целом индийское рабство полностью вписывается в модель азиатского патриархального рабства, но никак не античного, более бесчеловечного и на рыночной основе. Стремление к всеохватывающему государственному контролю и регулированию хозяйственной жизни, что мы видим в период индийской династии Маурьев, безусловно, соотносится с классическим пониманием азиатской вотчинно-государственной системы. Однако такие способы хозяйствования экономикой и государственного регулирования общественными процессами продержался в Индии только на период правления этой династии, то есть чуть более 100 лет, после чего произошла масштабная приватизация бывших государственных земель и хозяйств и передача их в частные руки. Тем не менее государственный сектор сохранил многие важные контролирующие функции в экономике.

Однако до сих пор является дискуссионным вопрос о верховном собственнике всех земель в древней Индии. При этом многочисленными исследователями приводятся различные древнеиндийские источники, в которых указывается, что именно царь являлся главным собственником всей земли в государстве, в то время как другие это опровергают (Никифоров В.Н). Вопрос непростой и требует объяснения, подтвержденного исторической практикой. Сошлемся на авторитетного индолога англичанина А. Бэшема, который изучал древнеиндийские трактаты и хроники и на основе их свидетельствовал. Вот что он пишет: «На практике цари при серьезных финансовых затруднениях прибегали к крутым и деспотичным мерам. Он (царь – В.Б.) мог бесконечно увеличивать налоги, облагать состоятельные сословия принудительными займами, отбирать пожалования и привилегии, дарованные навечно, конфисковать запасы золота у ювелиров и даже грабить религиозные учреждения, особенно неортодоксальных сект».

То есть даже если индийские цари не имели, как императоры Китая или фараоны Древнего Египта, божественной санкции на жизнь и собственность своих подданных, они тем не менее этим правом пользовались, конечно, исходя из чрезвычайности того положения, в котором они оказывались. Однако результат при этом все равно один. Собственность частных лиц могла быть экспроприирована государством, причем довольно далеким до классической азиатской деспотии. Так что никаких прямых аналогий с античным обществом индийская модель государства-общества не имеет, поскольку здесь не было частной собственности на землю, защищенной законом, а было всего лишь частное ее использование крестьянскими общинами и крупными землевладельцами.

И хотя государство в лице многочисленных правителей сохраняло лишь символическое право верховной собственности на всю землю, оно могло в любой момент его подтвердить решительными практическими мерами ее конфискации по своему произволу, что доказывает приоритет государства в вопросах собственности на землю перед всеми другими субъектами собственности, как коллективными, так и частными лицами.

Общинно-кастовый тоталитаризм.

Древнеиндийские общины, как и везде на Востоке, производили и платили ренту-налог государству в лице разного рода правителей, как крупных, так и мелких. Государство существовало за счет этой ренты-налога, которое затем перераспределяло (редистрибуция) всем жившим вне общины социальным группам. А сама система перераспределения была типично восточной, поскольку большая часть прибавочного продукта шло в руки государственной бюрократии (Васильев Л.С.). Также не было какой-либо автономии индивида от общества. Здесь свобод у представителя какой-либо индийской касты, вероятно, было меньше, чем где-либо вообще на всем Востоке.

Коллектив общины, касты, их нормативные установки полностью подчиняли жизнь человека, делая его «рабом» своей касты (своего рода духовно-религиозный тоталитаризм) или общины. Все: выбор профессии, место жительства, женитьба -все диктовала ему его каста. Индус практически никогда не выступал в качестве отдельной и самостоятельной личности, а только в качестве кастовой принадлежности, а также закона образа жизни-дхармы (кармы). Для индуса, состоявшего в какой-либо касте, было абсолютно все равно, в каком он жил государстве и при каких правителях, важным была лишь его лояльность к касте. В этом было главное отличие Индии от других азиатских стран, особенно Китая.

Там зачастую государство довлело над людьми и всячески опекало их, в Индии эту роль выполняли касты и общины. К тому же здесь (вследствие кастового строя) отсутствовала какая-либо горизонтальная и вертикальная мобильность. То есть человек при своей жизни никак не мог изменить свой полученный по наследству социальный статус, а также профессию. Можно только представить, каким должно быть отчаяние у человека из общины неприкасаемых (отверженных). Ведь у него не было никакого шанса ни на йоту изменить в лучшую сторону свою ужасную жизнь. Поскольку в «этой жизни» его (индуса из низшей касты, или варны) ждала любая «неприятность», как то: убийство за его неосторожное слово, взгляд, действие… И при этом, «неприкасаемые» должны были все время стыдиться своего положения!

Ведь что собой представлял собой весь внешний мир с его природными катаклизмами, кастовым делением, социальной несправедливостью, с точки зрения человека индийской культуры, согласно священным текстам Ведам? Как навязчивое наваждение, - майя, что означало иллюзию, мираж. Стоит ли тогда печалиться по этому поводу жизни в нереальном, а значит несуществующем мире? Конечно, не стоит.

Зато такая укоренившаяся мировоззренческая установка предопределяло консервацию традиционных институтов и отсутствие социального динамизма в развитии индийского общества. Но именно это и культивировало в людях стремление к нравственному самосовершенствованию и обретению полной власти над собой. А последнее, как известно достигалось с помощью йоги- особой психо-физической практики как души так и тела.

Итак, хотя в Древней Индии мы не наблюдаем классического азиатского деспотизма и теократизма верховной власти, говорить об индийской модели как о близкой к античной было бы неправомерно, так как все другие компоненты незападной структуры в Индии присутствовали. Поэтому модель индийского общества можно отнести к смешанному типу, но с преобладанием восточного типа, то есть вотчинно-государственной системы.

Можно также почитать из рубрики:

Информация по запросу не может быть извлечена в таблице нет записей.

Читайте также: