Дайте определение организация для целей налогообложения

Опубликовано: 16.05.2024

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Налоговый учет — это сбор информации, а также ее обобщение с целью определения налоговой базы. Попросту говоря, налоговый учет нужен, чтобы правильно платить налоги.

Главная цель налогового учета — формирование исчерпывающей и правдивой информации о том, как учтена для целей налогообложения каждая совершенная хозяйственная операция.

Принципы налогового учета

Налоговый кодекс РФ дает свободу выбора и предполагает, что вы сами решите, как вести налоговый учет в своей организации, и выберете подходящую систему налогообложения.

Как вести налоговый учет ИП


Налогообложение и отчетность зависят от того, какую систему обложения вы выбрали при регистрации ИП. Чаще всего выбирают УСН (упрощенная система налогообложения). Но помните, что некоторые виды деятельности не дают возможность применять УСН (банковская деятельность; страховая деятельность; ломбарды; фирмы, занимающиеся игорным бизнесом). Также популярны у ИП Патентная система и ЕНВД.

Важно! Если при регистрации вы не указали систему налогообложения, то ИП будет поставлен на учет по ОСНО, и перейти на упрощенную систему, вы сможете только в начале следующего года.

Как вести налоговый учет ООО

Чаще всего ведение учета поручается специалисту, так как в ООО по сравнению с ИП много различной документации и налогов.

Так же как и ИП, директору ООО нужно выбрать систему налогообложения из основных популярных систем: ОСНО, УСН, ЕНВД. Налоговый учет заключается в правильном оформлении и подаче отчетности в ФНС и своевременной уплате налогов.

Компании на основной системе платят налоги и сдают отчеты по следующим направлениям:

  • НДС — 18% и ежеквартальный отчет по НДС;
  • налог на прибыль организаций — 20% и отчеты по налогу на прибыль, периодичность уплаты авансов по налогу и сдачи отчетов может быть ежемесячной и ежеквартальной;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2%, ежеквартальный расчет по авансовому платежу и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников — 13% или 30% (удерживается из зарплаты) и справку 2-НДФЛ ежегодно, 6-НДФЛ ежеквартально;
  • страховые взносы по сотрудникам — 30% (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков.

ООО на УСН освобождается от уплаты НДС и налога на прибыль. Такая организация уплачивает:

  • единый налог по УСН 6% или 15% (авансовые платежи ежеквартально) и декларацию по УСН раз в год;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2%, ежеквартальный расчет по авансовому платежу и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников — 13% или 30% (удерживается из зарплаты) и справку 2-НДФЛ ежегодно, 6-НДФЛ ежеквартально;
  • страховые взносы по сотрудникам — 30% (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков;
  • в редких случаях придется уплатить НДС и отчитаться.

Еще один спецрежим, при котором предприятие платит единый налог и освобождается от группы обязательных налогов.

  • единый налог по ЕНВД (ставка зависит от вида деятельности и региона) и декларацию по ЕНВД ежеквартально;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2% и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников — 13% или 30% (удерживается из зарплаты) и справку 2-НДФЛ ежегодно, 6-НДФЛ ежеквартально;
  • страховые взносы по сотрудникам — 30% (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков;
  • в редких случаях придется уплатить НДС и отчитаться.

Постановка на налоговый учет

Вставать на учет нужно в налоговой инспекции по месту жительства или по месту нахождения организации. Постановка на учет занимает 5 дней, независимо от того, кто является налогоплательщиком — физическое или юридическое лицо. Мы подробно рассказывали, что нужно сделать для регистрации ИП и ООО. Сразу после того, как в ЕГРЮЛ или ЕГРИП произошла запись о создании компании или ИП, налоговая в течение 5 дней ставит ее на учет.

Если у компании есть филиалы, нужно подать заявление в налоговую по месту нахождения филиала. Также вам понадобятся: свидетельство о постановке на учет компании; выписка из ЕГРЮЛ; документы подтверждающие создание филиала.

Автор статьи: Александра Аверьянова

Недавно открыли ООО или только планируете это сделать? Бухгалтерский сервис для малого бизнеса дарит подарок новым ООО — 3 месяца бесплатной работы в нашем сервисе. Ведите налоговый и бухгалтерский учет, начисляйте зарплату, платите налоги и сдавайте налоговые декларации и отчеты через интернет. Для ИП и организаций старше 3 месяцев — первые 14 дней работы бесплатно!

Что такое налоговый учет

Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового кодекса:

«Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».

Как видно из определения, налоговый учет необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила, установленные главой 25 Налогового кодекса, таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.

Главная задача налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

C 2003 года действует Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Оно требует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль. Однако это положение не освобождает фирму от ведения налогового учета.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

◆ как определяют доходы и расходы предприятия;

◆ как определяют долю расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

◆ какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

◆ как формируют сумму резервов;

◆ каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, расчет налоговой базы, аналитические регистры налогового учета.

Что такое регистры налогового учета

Регистры налогового учета – это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ). На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах налогового учета, составляют расчет налоговой базы.

Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно. Затем эти регистры необходимо утвердить и приложить к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты. Вот они:

◆ период (дата) составления;

◆ измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

◆ наименование хозяйственных операций;

◆ подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Регистры налогового учета можно вести либо вручную на бумаге, либо в электронном виде на компьютере. Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Им может быть как бухгалтер фирмы, так и специалист, занимающийся непосредственно налоговым учетом.

Как вести налоговый учет

В отличие от бухгалтерского учета, где все регламентировано, в налоговом учете нет жестких стандартов и правил. Налоговый кодекс предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предполагает, что фирма самостоятельно решит, как вести налоговый учет.

Существует два способа:

1. Наиболее целесообразно строить налоговый учет на основе бухгалтерского. Для этого прежде всего нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются.

Затем нужно по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику: установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т. д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль.

Однако не забывайте: сближать налоговый и бухгалтерский учет не всегда выгодно. Так, например, если фирма выбирает единый метод начисления амортизации – линейный, то величина износа по сравнению с другими методами уменьшается, а сумма налога на имущество увеличивается.

Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать. Если же в регистрах бухгалтерского учета будет содержаться недостаточно информации для определения налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты.

ЗАО «Актив» занимается производством электрических котлов. В I квартале «Актив» отгрузил ООО «Пассив» электрические котлы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Право собственности на товары перешло к «Пассиву».

Согласно подпункту «г» пункта 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), для целей бухгалтерского учета главным условием признания выручки является переход к покупателям права собственности на продукцию. Это условие выполнено, поэтому бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 118 000 руб. – отражена выручка от реализации электрических котлов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 18 000 руб. – начислен НДС.

Предположим, что «Актив» определяет доходы для целей налогообложения методом начисления. Тогда датой получения выручки считается день, когда право собственности на продукцию перейдет к покупателю (п. 3 ст. 271 НК РФ).

В данном случае условия признания выручки в налоговом учете не отличаются от правил бухгалтерского учета. Поэтому «Актив» для целей налогообложения может определять выручку по данным бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за I квартал «Актив» учитывает выручку в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000).

Операции по реализации электрокотлов фиксируются в регистре бухгалтерского учета «Карточка счета 90». «Актив» может использовать его в качестве регистра налогового учета. Соответствующую запись нужно сделать в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Ну, а в тех случаях, когда правила бухучета не стыкуются с налоговым законодательством, обороты по счетам для целей налогообложения можно корректировать. Для этого придется составить специальный расчет.

Изменим условия предыдущего примера. Предположим, что в I квартале ЗАО «Актив» помимо электрических котлов реализовало материалы на 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.). Право собственности на материалы перешло к покупателю.

Доходы от реализации материалов учитывались в составе прочих доходов. В I квартале 2009 года бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1

– 59 000 руб. – отражена выручка от реализации материалов;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 9000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 118 000 руб. – отражена выручка от реализации электрических котлов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет В«Расчеты по НДСВ»

– 18 000 руб. – начислен НДС.

«Актив» определяет доходы для целей налогообложения методом начисления. Согласно статье 249 Налогового кодекса продажу материалов нужно учитывать в составе доходов от реализации.

Чтобы скорректировать выручку, отраженную в бухучете для целей налогообложения, бухгалтер «Актива» должен составить специальный расчет.

2. Можно организовать отдельный налоговый учет, то есть построить независимую систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета.

ЗАО «Актив» занимается производством электрических котлов и 17 марта заключило с ООО «Пассив» договор № 12 на их поставку. В этот же день «Актив» отгрузил «Пассиву» электрические котлы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Право собственности на товары перешло к «Пассиву».

Согласно подпункту «г» пункта 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) для целей бухгалтерского учета главным условием признания выручки является переход к покупателям права собственности на продукцию. Это условие выполнено, поэтому в бухгалтерском учете 17 марта бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 118 000 руб. – отражена выручка от реализации электрокотлов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 18 000 руб. – начислен НДС.

Предположим, что «Актив» определяет доходы для целей налогообложения методом начисления. Тогда датой получения выручки считается день, когда право собственности на продукцию перейдет к покупателю (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Для налогового учета бухгалтер «Актива» может разработать и заполнить специальный регистр.

Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

ГАРАНТ:

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

абзац пятый утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

лица (лицо) - организации и (или) физические лица;

иностранная структура без образования юридического лица - организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;

иностранные финансовые посредники - иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

публичные компании - российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников;

абзац десятый (ранее - седьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

абзац одиннадцатый (ранее - восьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах;

лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счет Федерального казначейства - казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;

источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным настоящим Кодексом, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

сезонное производство - производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

Информация об изменениях:

место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

ГАРАНТ:

О признании одного рабочего места обособленным подразделением см. письмо МНС РФ от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912

учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы;

ГАРАНТ:

Положения абзаца двадцать восьмого пункта 2 статьи 11 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ) применяются к инвестиционным проектам, заключаемым после 1 января 2020 г.

" Инвестиционный проект " - ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду.

3. Понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в пункт 4 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 октября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ".

Объект налогообложения - это реализация обстоятельств, имеющих оценку.

Понятие объекта налогообложения

Налоговое законодательство закрепляет за налогоплательщиками обязанность по уплате налогов. Сегодня НК РФ содержит большое количество налогов, которые имеют множество элементов в своем составе. Наиболее важным из них является объект налогообложения, установленный как обстоятельство назначения того или иного налога.

При наличии объекта возникает обязанность уплачивать налоги. К объектам относятся прибыль организации, имущество доходы и расходы, а также все прочие объекты, имеющие количественную и качественную характеристику.

Налоги, установленные законодательством к взиманию с физических и юридических лиц, имеют самостоятельные объекты, которые определяются в соответствии со второй частью Налогового кодекса, а также с учетом 38 статьи. Значение объекта налогообложения представлено также в рамках статьи.

Принципы объектов налогообложения

Субъекты и объекты налогообложения установлены во второй части НК РФ. Основным элементом налогообложения является его объект. Налогоплательщики объект налогообложения должны определять четко, поскольку только при наличии у налогоплательщика объекта возникает обязанность уплачивать налоги. Основными принципами объектов налогообложения являются следующие.

Во-первых, любое имущество, предназначенное для реализации, признается товаром. Минфин России определяет, что также признать товаром к примеру, можно любое недостроенное здание, которое предназначено для реализации. Кроме того, Минфин России отмечает, что конструкторские разработки и созданная документация без предварительного заказа разработчикам также признается готовым товаром.

Не относится к имуществу доля в уставном капитале. Четко разграничивает НК и услуги для целей налогообложения, поскольку работа имеет ярко выраженный материальный результат, а услуга – нет. При этом услуга реализуется в момент того, как закончится ее оказание.

Выбор объекта налогообложения производится физическим лицом или организацией в зависимости от требуемого налога.

В НК РФ определены цели того или иного объекта для уплаты налогов. Основной целью является само существование налога, которое невозможно без наличия объекта, с которого он исчисляется.
Характеристика объектов налогообложения

Статья 38 не дает наименование объекта налогообложения. При этом понятие раскрывается, но через перечисление обстоятельств, которые могут быть объектами, с указанием их основных признаков. Так, объектом налогообложения могут быть имущество, доходы, расходы, прибыль и реализация товаров, работ, услуг. Перечень не является исчерпывающим, и законодательство допускает существование иных объектов, которые должны иметь стоимостную или физическую характеристику. Значение объекта налогообложения в том, что, благодаря ему возникает право появления обязанности по уплате налогов

Объект налогообложения - это обязательный элемент налогового контроля, без которого налог просто не может существовать. Объект налогообложения определяется по федеральным, региональным и местным налогам налоговым законодательством. При реализации прав согласно статье 12 НК РФ на установление налогов органами государственной власти местного самоуправления, объект налогообложения не может быть определён ими законодательно.

Среди всех обязательных элементов налогообложения только объекту посвящена целая глава Налогового кодекса. Перечисленные в статье виды налогообложения значительно различаются, и чтобы осуществить выбор объекта налогообложения, необходимо ознакомиться с законодательством.

Так, прибыль - это всего лишь бухгалтерская запись, а имущество - это предмет материального мира, который должен обязательно иметь собственника, поскольку без него данный объект налогообложения просто не будет существовать.

Учет объектов налогообложения осуществляется в рамках налогового учета. Конечные данные в декларациях по налоговому и бухгалтерскому учету могут отличаться.

Виды объектов налогообложения

Перечень объектов налогообложения выглядит следующим образом. По Федеральным налогам объектами являются:

  • реализация работ, товаров на территории России, а также по НДС;
  • реализация подакцизных товаров, произведенных на территории России;
  • доход полученный налогоплательщиком;
  • водные объекты для забора воды гидроэлеватора и прочих нужд необходимо для водного налога,
  • полезные ископаемые, добытые на территории России необходимы для налога на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги и предполагает следующие объекты налогообложения:

  • для транспортного налога - это транспортные средства: автомобили, мотоциклы, вертолеты, яхты;
  • для налога на игорный бизнес это игровые автоматы, букмекерские конторы;
  • имущество, учтенное на балансе.

Местные налоги предполагают, что объектом налогообложения являются земельные участки – для определения земельного налога.

Сборы не являются налогами, поэтому требования налогового законодательства об установление объекта налогообложения по сборам не является обязательным.

Классификация объектов налогообложения

Классификация объектов налогообложения выглядит следующим образом:

  • прибыль является результатом деятельности, осуществляемой предпринимателями или юридическими лицами на свой страх и риск. Прибыль представляет собой объект налога на прибыль;
  • доходы всегда связаны с получением какой-либо выгоды. Доходы также связаны с коммерческой деятельность и определяются как группа операцией государственного сектора. Доход – объект налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Классификатор относит к объектам налогообложения и расходы. Но расход влияет на размер налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Помимо этого, стоит сказать, что каждый налог имеет свой объект налогообложения.

Имущество как объект налогообложения

Гражданское законодательство к имуществу относит деньги, вещи, интеллектуальную собственность и другое. Данная норма закрепляется в ГК РФ. В НК РФ это правило идентично.

Вещи делятся на оборотоспособные и необоротные, при этом объектом могут быть только оборотоспособные вещи и ограниченные в обороте, поскольку только они могут реализовываться. К недвижимым вещам относятся земельные участки, здания и сооружения. К недвижимым относятся также морские суда, космические объекты.

Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги.

Переход права собственности определяется порядком установленным гражданским законодательством России. Поскольку в состав имущества для целей налогообложения включаются и деньги они как символы имеют определенную форму, поэтому могут определяться как вещи.

Товар как объект налогообложения

По Налоговому законодательству товар относится к торговой деятельности и для целей налогообложения этим понятием определяется собственность для реализации. Товар обязательно должен обладать оборотоспособностью. Спорным моментом является рассмотрение имущественных прав, как товара. Налоговое законодательство не имеет такой нормы, а вот гражданское свидетельствует о том, что имущественные права – товар.

Операции, признаваемые объектом налогообложения

Операции, которые могут являться объектом налогообложения, закреплены второй частью Налогового кодекса РФ в отношении отдельно взятых налогов. Так, к примеру, налог на добавленную стоимость имеет следующие операции: обороты по реализации товаров, ввоз товара на территорию России.

По акцизам операциями являются реализация акцизных товаров на территории России, передача сырья для производства подакцизных товаров, передача подакцизных товаров в структуре организации. Для дальнейшего производства существуют и прочие операции, которые по налоговому законодательству признаются объектами налогообложения. Для их определения необходимо обратиться к соответствующим налогам во второй части НК РФ.

Работа для целей налогообложения

Работа для целей налогообложения - это такая деятельность, которая в результате имеет материальное выражение и реализуется для удовлетворения потребностей третьих лиц. Работа не может рассматриваться отдельно от товара и материальный результат может выражаться не только как создание отдельной вещи, например, постройка здания, но также улучшение качества их примеру ремонт или реконструкция.

Налоговый кодекс предпринимательскую деятельность Объектом налогообложения исполняется в рамках трудового договора, который заключён между работодателем и отдельным наемным работником. Работа может выполняться в рамках разных договоров примеры договора подряда, а также договора о технических или научно-исследовательских работах. Это правило закреплено статьей 38 НК РФ.

Услуга для целей налогообложения

Услуга для целей налогообложения - это такая деятельность, в результате которой образуется нематериальный продукт. В отличие от работы результат услуги неосязаем и отдельно не может быть реализован. Услуги предоставляются по различным видам договоров в соответствии со статьями 39-41 НК РФ.

Идентичные товары (работы, услуги)

Идентичными товарами и услугами признаются такие товары и услуги, которые имеют сходные данные. Они могут отличаться внешне, но в функциональном плане должны быть схожими. При этом услуги и работы, считающиеся идентичными, должны иметь схожую репутацию и товарный знак. Определения идентичных и однородных товаром закреплено Налоговым Кодексом, для того, чтобы определить объект налогообложения, к примеру, по уплате единого налога, более точно.

Однородные товары и однородные работы (услуги)

В отличие от идентичных, товары, имеющие сходные характеристики и выполняющие одинаковые функции называются однородными. Они взаимозаменяемы и их свойство определяется качеством, производителем и репутацией на рынке. Кроме того, здесь учитываются такие свойства как уникальность и объем производства. Понятие однородных и идентичных товаров закрепляется Федеральным Законом «О контрактной системе в сфере закупок».

Значение объектов налогообложения

Значение объекта налогообложения достаточно велико. Объекты налогообложения имеют стоимостные характеристики. Их значение велико, прежде всего, потому, что существование объекта необходимо для самого существования налога. Если нет объекта соответственно налог не может быть исчислен правильно.

Изменение объекта налогообложения влечет за собой изменение применяемого налога.

При этом сокрытие объекта налогообложения влечет за собой уголовную ответственность за неуплату налогов.

Таким образом, налоговая регуляция объектов налогообложения осуществляется в рамках Налогового кодекса по статье 38. Объект налогообложения для каждого налога свой и установлен второй частью Кодекса. Для правильного исчисления налогов необходимо знать основные объекты налогообложения.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учетная политика

Документ, аналогичный бухгалтерской учетной политике, но применяемый в целях налогообложения, сложнее составить из-за того, что каких-либо указаний и рекомендаций по его составлению нет. Поэтому бухгалтерам только и остается, что разрабатывать налоговую политику приблизительно так же, как и бухгалтерскую, но руководствуясь нормами налогового законодательства. В данной статье мы предлагаем выделить основное, что следует указать в этом немаловажном документе в части тех налогов, плательщиком которых признается спортивное учреждение.

Что такое налоговая политика?

Налоговая политика, как и бухгалтерская, утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения (организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом налоговая политика, принятая вновь созданным юридическим лицом, утверждается не позднее окончания первого налогового периода, а применяется со дня со­здания организации или учреждения. Учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений юридического лица (п. 12 ст. 167 НК РФ). Если учреждение физической культуры и спорта начало заниматься новыми видами деятельности, то оно должно в своей налоговой политике определить принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (абз. 7 ст. 313 НК РФ), что можно сделать в течение налогового периода.

Бухгалтеру нет необходимости каждый год утверждать учетную политику для целей налогообложения заново, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций или объектов налогообложения производится при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в налоговую политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений (ст. 313 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 27.06.2014 № ГД-4-3/12247).

Налог на прибыль

Раздельный учет. Требование о ведении названного учета для налогоплательщиков, получающих средства целевого финансирования, установлено пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего эти средства, они рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Как именно вести раздельный учет доходов и произведенных за их счет расходов, в гл. 25 НК РФ не сказано, поэтому данный неурегулированный момент бухгалтер должен прояснить в налоговой политике.

Например, если в бухгалтерском учете учреждения доходы и расходы разделяются между уставной (целевой необлагаемой) и прибыльной (облагаемой) деятельностью, то регистры бухгалтерского учета могут быть использованы и как налоговые регистры, в которых ведется требуемый гл. 25 НК РФ раздельный учет. Если же в регистрах бухучета недостаточно информации, то налогоплательщик вправе сам дополнить их необходимыми реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные налоговые регистры (абз. 3 ст. 313 НК РФ).

Важно разграничить расходы на управление учреждением и другие затраты, относящиеся ко всем видам деятельности (так называемые косвенные). Изначально последние должны финансироваться за счет необлагаемых целевых поступлений, поскольку связаны с уставной деятельностью учреждений физической культуры и спорта. Но часть таких затрат может финансироваться еще и за счет приносящей доходы деятельности. Разделение косвенных расходов производится исходя из фактических объемов их финансирования.

Амортизируемое имущество. Правила определения такого имущества прописаны в ст. 256 НК РФ и их дополнять не нужно. Другое дело, что в налоговой политике следует выбрать метод начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ) – линейный или нелинейный. Практика показывает, что выбор чаще делается в пользу более простого, хотя для снижения налоговой нагрузки лучше предпочесть сложный метод начисления амортизации.

Выбранный метод применяется ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения. Также вне зависимости от установленного в учетной политике для целей налогообложения метода линейный метод применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8-ю – 10-ю амортизационные группы, независимо от срока их ввода в эксплуатацию (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Допускается по решению руководителя, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, начисление амортизации по нормам ниже установленных гл. 25 НК РФ. Такое решение о фактическом применении понижающего коэффициента закрепляется вместе с выбором метода начисления амортизации. При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, остаточная стоимость таких объектов определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

Амортизационная премия. Напомним, под такой премией подразумеваются капитальные расходы, которые можно учесть единовременно в размере не более 10% (30% – в отношении ОС 3-й – 7-й амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (исключение – полученные безвозмездно основные средства); расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ).

В частности, названная премия предусмотрена для амортизируемого имущества. Между тем не подлежит амортизации имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ). Поэтому лишь в части «предпринимательских» объектов ОС спортивного учреждения может применяться амортизационная премия.

Применение амортизационной премии является правом, а не обязанностью налогоплательщика. А значит, использование этого права должно быть закреплено в учетной политике учреждения для целей налогообложения, в которой нужно прописать размер данной премии и перечень объектов, к которым она применяется.

Материальные расходы. При определении размера данных затрат при списании сырья и материалов, используемых для оказания услуг, в налоговой политике устанавливается один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов (п. 8 ст. 254 НК РФ): по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). В аналогичном порядке бухгалтер учреждения может оценить покупные товары, приобретенные для перепродажи, что также надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Прямые и косвенные расходы. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). В названной статье дан перечень рекомендованных затрат, которые могут считаться прямыми, все остальные – это косвенные. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (абз. 8 п. 1 ст. 318).

Заметим, из приведенных норм следует, что деление расходов на прямые и косвенные обязательно для всех налогоплательщиков, как производящих продукцию, продающих товары, так и выполняющих работы и оказывающих услуги. Другой вопрос, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации, как и в случае с косвенными. Но в декларации по налогу на прибыль данные виды затрат все же показываются отдельно [1] .

Резервирование расходов. Плательщики налога на прибыль – некоммерческие организации вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Государственное (муниципальное) учреждение самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в налоговой политике виды расходов, в отношении которых создается резерв (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Из наиболее часто встречающихся можно выделить расходы на ремонт (дорогостоящий) объектов ОС, а также на оплату отпусков персонала, пик которых приходится на лето.

Отдельно в учетной политике для целей налогообложения нужно сказать о резерве по сомнительным долгам. Он создается не столько в целях равномерного списания затрат, сколько для заблаговременного списания части задолженности, которая впоследствии из разряда сомнительной перейдет в разряд безнадежной. Поэтому в налоговой политике при формировании данного резерва целесообразно дать ссылку не на общую для некоммерческих организаций ст. 267.3 НК РФ, а на специальную ст. 266.

Как показывает практика, для резервирования расходов целесообразно предусмотреть отдельный налоговый регистр, в котором и отражать резервы по разным видам предстоящих расходов. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и устанавливает приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (абз. 7 ст. 314 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки (пп. 14 п. 2 ст. 149);
  • услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (абз. 6пп. 4 п. 2 ст. 149);
  • реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия (пп. 13 п. 3 ст. 149);
  • предоставление в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий (пп. 13 п. 2 ст. 149).
Перечисленные операции относятся к необлагаемым (освобожденным от налогообложения). Все остальные операции, например реализация спортивных товаров и атрибутики, оказание консультационных и рекламных услуг спонсорам, не относящихся к образовательным, и другие не поименованные в ст. 149 НК РФ операции – облагаемые.

Нет необходимости перечислять в учетной политике спортивного учреждения облагаемые и необлагаемые операции, это можно сделать в отдельном приложении. В самой же политике важно описать порядок ведения раздельного учета. Фактически его базовые правила описаны в гл. 21 НК РФ и их не нужно дублировать в налоговой политике. В ней необходимо указать способ разделения НДС, предъявленного поставщиками по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Способ на самом деле простой: пропорция разделения «входного» НДС по косвенным расходам определяется исходя из доли стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период. Данная доля как раз и определяет ту часть НДС, которая включается в стоимость товаров (работ, услуг) и не предъявляется к вычету. Вся остальная часть «входного» НДС ставится к вычету в уменьшение налога, начисленного с облагаемых операций. Все это позаимствовано из п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ. Зачем же это прописывать в налоговой политике?

Дело в том, что в учетной политике, вернее, в приложениях к ней, конкретизируются операции, не подлежащие и подлежащие обложению. Кроме этого, в ней легче описать налоговые правила, например, о том, что по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, бухгалтер вправе определять пропорцию, исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Проще говоря, пропорция определяется ежемесячно и лишь в последнем месяце – в целом за квартал.

Помимо этого, конкретизируя в учетной политике раздельный учет, бухгалтер получает дополнительный аргумент для правомерного применения освобождения от НДС, прописанного в ст. 149 НК РФ. Ведь именно в данной статье установлено требование о ведении раздельного учета при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций.

Неурегулированным вопросом ведения раздельного учета по НДС является начисление налога с получаемых налогоплательщиками так называемых обезличенных предоплат (под осуществление облагаемых и необлагаемых операций). Чаще всего данные авансы получают продавцы товаров, с реализации которых НДС начисляется по разным налоговым ставкам. Целевое финансирование и поступления от приносящей доходы деятельности не могут быть объединены или обезличены. При оказании услуг, как правило, указывается наименование конкретной услуги, под которую перечисляются деньги, поэтому бухгалтер может определить налоговую природу аванса (облагаемый или необлагаемый). Следовательно, весь его раздельный учет заключается в том, чтобы оформлять документы (договоры, счета на предоплату и т. д.) правильно, не допуская неопределенности в квалификации «авансовой» операции для целей налогообложения.

Куда нужно представлять налоговую политику?

Подведем итог. Нет необходимости переписывать в налоговой политике учреждения физической культуры и спорта нормативные акты. Нужно указать только те моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, а также описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. В статье мы выделили наиболее распространенные вопросы, включаемые в налоговую политику таких учреждений. Рассмотрены два налога – НДС и налог на прибыль, так как именно в части их учета есть варианты и налогоплательщику нужно принять решение самостоятельно. Что касается иных налогов, например налога на имущество и транспортного, при их исчислении на федеральном уровне все четко и предельно ясно установлено, налогоплательщику не из чего выбирать, разве что региональные власти иногда предоставляют возможность определиться с тем или иным нюансом налогообложения. Но такое встречается редко, поскольку любая неопределенность может обернуться налоговыми спорами. А при их разрешении грамотно написанная налоговая политика – это достаточно весомый аргумент в пользу налогоплательщика, который ревизорам сложно оспорить, в том числе в суде.

[1] Приложение 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утв. Приказом ФНС РФ от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@.

Читайте также: