Ответственность за учет объектов налогообложения филиала несет

Опубликовано: 16.05.2024

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, вступающему в силу с 1 января 2005 г., до введения в действие глав части второй настоящего Кодекса о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона, ссылки в статье 19 настоящего Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статья 20 НК РФ - Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тесты

1. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица, кроме филиалов, имеющих отдельный баланс и расчетный счет.

2. За учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения филиала несет ответственность:

а) организация, учредившая филиал;

б) организация, учредившая филиал, и сам филиал;

в) филиал, если он наделен полномочиями, аналогичными полномочиям дочерней организации.

3. Правило признания взаимозависимости на косвенное участие через какую-либо третью организацию либо совокупность организаций:

б) не распространяется;

в) распространяется только между юридическими лицами.

4. Суд может признать лица взаимозависимыми, если:

а) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 15 %;

б) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 10 %;

в) отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

5. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

а) присутствовать при проведении налоговой проверки;

б) присутствовать при проведении камеральной налоговой проверки;

в) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

6. Налогоплательщики (плательщики сборов):

а) обязаны использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

б) имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

7. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

а) получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

б) получать от налоговых органов устные и письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

8. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется:

а) административная защита их прав и законных интересов;

б) административная и судебная защита их прав и законных интересов;

в) административная и судебная защита их законных интересов.

9. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется:

а) Налоговым кодексом Российской Федерации;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

в) Налоговым кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом и Уголовно-процессуальным кодексом.

10. Права налогоплательщиков обеспечиваются:

а) Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации;

в) соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

11. Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи 'с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, несут обязанности, предусмотренные:

а) Налоговым кодексом Российской Федерации;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации и таможенным законодательством;

в) таможенным законодательством.

12. Налогоплательщики — организации и предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счетов:

а) в двухнедельный срок;

б) в пятидневный срок;

в) в десятидневный срок.

13. Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов:

а) в течение пяти лет;

б) в течение четырех лет;

в) в течение трех календарных лет.

14. Налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета о реорганизации в срок:

а) не позднее десяти дней со дня принятия такого решения;

б) не позднее пяти дней со дня принятия такого решения;

в) не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

15. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены:

а) обязанности и права по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

б) обязанности по перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

в) обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

16. Налоговые агенты обязаны:

а) в течение отчетного периода письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика;

б) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности;

в) в течение одного месяца, но не позднее отчетного периода, сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности.

17. Налоговые агенты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по перечислению удержанных налогов;

б) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по исчислению и перечислению удержанных налогов;

в) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

18. Организации являться одновременно налоговыми агентами и налогоплательщиками:

а) могут;

в) могут в редких случаях.

19. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются:

а) Налоговым кодексом, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации;

б) Налоговым кодексом и Таможенным кодексом;

в) Налоговым кодексом, федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

20. Органы местного самоуправления осуществлять прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет:

в) могут в случаях, предусмотренных в НК РФ.

ГЛАВА 3


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обособленные подразделения, филиалы

Н.В. Лукашин, аудитор

Деятельность коммерческой организации часто не ограничивается территорией одного муниципального образования. Тогда организация создает филиалы и представительства - обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения организации.

В настоящей статье рассматриваются правовые аспекты деятельности таких организаций, а также особенности их бухгалтерского учета и налогообложения.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гражданским законодательством России предусмотрены две основные формы обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения юридического лица - филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Представительство отличается от филиала своим функциональным назначением: оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал же осуществляет все функции организации или их часть, в том числе и функции представительства.

Отметим, что выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов.

Филиал (представительство) не является юридическим лицом. Это структурное подразделение организации, его составная часть.

Из этого положения вытекают следующие особенности функционирования филиала (представительства):

филиал (представительство) осуществляет деятельность только от имени создавшего его юридического лица;

ответственность по обязательствам филиала (представительства) несет создавшее его юридическое лицо (даже в тех случаях, когда действия филиала (представительства) осуществляются якобы не от имени юридического лица);

филиал (представительство) может предЪявлять иск в судебные органы только от имени юридического лица;

государственная регистрация филиала (представительства) действующим законодательством не предусмотрена (не следует путать государственную регистрацию с постановкой на учет в налоговых органах);

филиал (представительство) наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом, при этом сам филиал (представительство) не является собственником переданного ему имущества;

  • филиал (представительство) не имеет самостоятельного баланса. Данные баланса филиала (представительства) включаются в общий баланс юридического лица.
  • В акционерном обществе решение о создании филиала (представительства) принимается Советом Директоров (наблюдательным советом). В обществе с ограниченной ответственностью таким правом обладает Общее собрание участников.

    Следует обратить особое внимание на то, что после принятия решения о создании филиала (открытия представительства) в устав юридического лица должны быть внесены соответствующие изменения, поскольку в силу ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

    Государственная регистрация изменений, вносимых в устав в связи с образованием филиалов (представительств), с 1 июля 2002 года производится в порядке, установленном главой VI Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

    Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности . При этом нужно обратить внимание на то, что доверенность, определяющая круг полномочий, выдается именно руководителю филиала (представительства), на его имя, а не филиалу или представительству в целом.

    Примерная форма доверенности выглядит так.

    Доверенность N 45

    г. Москва, 18 июня 2002 г.

    Открытое акционерное общество "Тополь" в лице генерального директора Иванова П. С., действующего на основании Устава, настоящим уполномочивает Петрова Николая Григорьевича (паспорт N 123456, серия I-ЛБ, выдан ОВД г. Калуги 20.04.65) действовать в качестве руководителя филиала ОАО "Тополь" (далее - Филиал) в городе Нижний Новгород и осуществлять следующие действия:

    представлять ОАО "Тополь" в государственных органах РФ в связи с регистрацией или перерегистрацией Филиала, вести от имени и в интересах ОАО "Тополь" любые гражданские дела во всех судебных инстанциях;

  • осуществлять руководство Филиалом и действовать от его имени и в его интересах, в том числе, но не ограничиваясь этим, с правом заключать любые сделки и подписывать договоры и иные необходимые документы, связанные с деятельностью Филиала, открывать расчетные, валютные и иные счета Филиала в банках и иных кредитных организациях, распоряжаться находящимися на них денежными средствами, подписывать финансовые документы.
  • Подпись доверенного лица Петрова Н.Г. _____________ удостоверяю.

    Доверенность выдана сроком до 1 июня 2003 г. без права передоверия.

    Генеральный директор ОАО "Тополь" ________________ П.С. Иванов

    Основным внутренним документом, регламентирующим деятельность филиала (представительства), является Положение о филиале (представительстве). Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно.

    В Положении целесообразно предусмотреть, как минимум, следующие разделы:

    - цели, задачи и функции филиала (представительства);

    - виды осуществляемой деятельности;

    - органы управления филиалом (представительством);

    - источники образования имущества;

    - порядок взаимодействия с органами головной организации;

    - контроль за деятельностью филиала (представительства).

    Следует отметить, что вне зависимости от осуществляемых обособленным подразделением функций, по месту нахождения филиала (представительства) организацией может быть открыт банковский счет , право распоряжаться которым предоставляется руководителю обособленного подразделения.

    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

    Бухгалтерский учет в организациях, имеющих обособленные подразделения, может иметь различные формы. Основными факторами, влияющими на постановку учета в филиале или представительстве, являются функции обособленного подразделения и виды его деятельности, территориальная удаленность обособленного подразделения, организация финансовых и товарных потоков между головной организацией и обособленным подразделением, обЪем совершаемых хозяйственных операций, источники финансирования расходов обособленного подразделения, разграничение полномочий по принятию управленческих решений между головной организацией и обособленным подразделением.

    По характеру организации учетного процесса все филиалы (представительства) можно условно разделить на два основных вида: выделенные и не выделенные на отдельный баланс.

    УЧЕТ В ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ,
    НЕ ВЫДЕЛЕННЫХ НА ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

    В филиалах и представительствах, обЪем операций и количество сотрудников которых незначительно, бухгалтерский учет, как правило, ведется без выделения обособленного подразделения на отдельный баланс. Такие подразделения обычно выполняют одну - две задачи, не сопряженные со сложным технологическим процессом. Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, как правило, не имеют отдельного банковского счета. Все средства, как денежные, так и материальные, они получают от головной организации.

    В рассматриваемом случае филиал не ведет бухгалтерского учета и, соответственно, не имеет в своем штате бухгалтера (бухгалтерской службы). Первичные учетные документы, оформляемые филиалом (представительством), в установленные внутренними нормативными документами сроки передаются в бухгалтерию головной организации. Бухгалтерия производит обработку указанных документов и отражает их в учете. При этом операции, имущество и обязательства, связанные с деятельностью обособленного подразделения, учитываются головной организацией на отдельных субсчетах.

    Однако первичные документы могут и не передаваться в бухгалтерию головной организации, если в обособленном структурном подразделении есть бухгалтер, который осуществляет первичную обработку документов филиала (представительства) и их систематизацию. В таком случае в головную организацию передаются реестры документов или справки бухгалтера обособленного подразделения. Записи в бухгалтерском учете производятся бухгалтерией головной организации на основании вышеназванных документов.

    Необходимо подчеркнуть, что учетная политика организации, имеющей обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, должна включать в себя информацию о постановке учетного процесса в таких обособленных подразделениях. В рабочем плане счетов необходимо предусмотреть отдельные субсчета для филиалов (представительств), не выделенных на отдельный баланс, а формы справок, реестров или иных документов, представляемых бухгалтером обособленного подразделения (если такой предусмотрен), должны быть утверждены в приложении к учетной политике.

    Кроме того, внутренними нормативными документами организации необходимо установить строгий порядок оформления и учета операций обособленного подразделения, порядок документооборота между головной организацией и обособленным подразделением, в том числе перечень ответственных лиц, сроки и способ доставки документов в бухгалтерию головной организации.

    УЧЕТ В ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ,
    ВЫДЕЛЕННЫХ НА ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

    Подразделения, выделенные на отдельный баланс, имеют собственную бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером филиала (представительства). Бухгалтерская служба производит обработку, систематизацию и хранение первичной документации, ведет бухгалтерский учет всех операций, имущества и обязательств, связанных с деятельностью обособленного подразделения, осуществляет формирование бухгалтерской отчетности обособленного подразделения.

    В соответствии с п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Следовательно, отчетность обособленного подразделения является внутренней отчетностью и подлежит передаче в бухгалтерию головной организации для составления бухгалтерской отчетности организации в целом. Другими словами, баланс юридического лица включает в себя балансы обособленных подразделений и баланс головной организации.

    Следует особо отметить, что филиалы и представительства не вправе разрабатывать собственную учетную политику.

    Вне зависимости от видов деятельности, места нахождения и иных факторов они должны руководствоваться единой учетной политикой организации и единым рабочим планом счетов. Данное требование предусмотрено п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н.

    На практике это требование, к сожалению, нередко нарушается, причем чаще всего - подразделениями, деятельность которых существенно отличается от основной деятельности организации (например, головная организация - производственное предприятие, а подразделение - база отдыха). Очевидно, что если такие подразделения используют различные рабочие планы счетов (различную степень детализации, различную кодировку и пр.), применяют различные способы амортизации или способы списания товарно-материальных ценностей, то общий баланс юридического лица будет либо недостоверным, либо его формирование будет связано со значительной трудоемкостью пересчетов и корректировок.

    Необходимо обратить внимание на то, что учетной политикой организации должен быть предусмотрен порядок организации бухгалтерского учета и отчетности подразделений, выделенных на отдельный баланс, в том числе порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности, формы передаваемых документов (включая расшифровки, справки и пр.), перечень ответственных лиц, порядок документального подтверждения передачи затрат и пр.

    Особенности расчетов с обособленным подразделением

    Для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами и представительствами, выделенными на отдельные балансы, предназначен счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты". К счету счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" могут быть открыты субсчета: 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу", 79-2 "Расчеты по текущим операциям". Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется по каждому филиалу (представительству), выделенному на отдельный баланс.

    1. Передача материалов обособленному подразделению:

    а) Д79 - К 10 "Материалы" (у передающего подразделения)

    б) Д10 "Материалы" - К 79 (у получающего подразделения)

    _____________
    Передача имущества филиалу не является реализацией, т.к. право собственности на это имущество не переходит другому юридическому или физическому лицу. В связи с этим отражение такой операции на счетах реализации было бы грубой ошибкой.
    _____________

    2. Передача основных средств обособленному подразделению (при передаче амортизируемого имущества передается и накопленная амортизация):

    а) Д79 - К 01 "Основные средства", Д02 "Амортизация основных средств" - К 79 (у передающего подразделения)

    б) Д 01 "Основные средства" - К 79, Д 79 - К 02 "Амортизация основных средств" (у получающего подразделения)

    3. Передача расходов одного подразделения другому (по специально утвержденным внутренним документам - справкам, авизо):

    а) Д 79 - К 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" (у передающего подразделения)

    б) Д 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" - К 79 (у принимающего подразделения).

    Необходимо иметь в виду, что на предприятиях, в которых на отдельный баланс выделены подразделения, являющиеся звеньями одной технологической цепочки, передача имущества и затрат может происходить не только между головной организацией и подразделениями, но и между самими обособленными подразделениями.

    В большинстве случаев корреспонденция счетов в передающем и принимающем подразделениях будет зеркальной, то есть счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" будет корреспондировать с одним и тем же счетом, только в одном подразделении - по дебету, а в другом - по кредиту. Однако иногда такая закономерность может и нарушаться. Например, в том случае, когда торговое подразделение, выделенное на отдельный баланс, передает часть товаров в производственное подразделение: товары списываются со счета 41 "Товары" и принимаются на счет 10 "Материалы".

    Построение учета расчетов с обособленным подразделением, выделенным на отдельный баланс, во многом определяется тем, имеет ли подразделение отдельный банковский счет. В случае, когда обособленное подразделение наделено правом распоряжаться банковским счетом, оно самостоятельно оплачивает расходы связанные с его деятельностью, а источником денежных средств является либо выручка от реализации, либо средства, перечисленные от головной организации. При этом метод учета реализации товаров (работ, услуг), а также приобретения и оплаты товарно-материальных ценностей мало чем отличается от метода учета в самостоятельной организации.

    В случае же, когда банковского счета у подразделения нет, все расчетные операции осуществляются с банковского счета головной организации. Тогда вне зависимости от места обособленного подразделения в технологическом процессе организации, у такого подразделения всегда прослеживаются значительные обороты по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

    3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

    Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:

    • юридические лица;
    • физические лица (граждане);
    • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
    • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)

    Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

    Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ

    Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

    Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством

    Своевременно встать на учет в налоговом органе

    Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

    Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

    Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность

    Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

    Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя

    Требовать соблюдения налоговой тайны

    Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов

    Использовать налоговые льготы при наличии оснований

    Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

    Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:

    • об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
    • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
    • об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
    • о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения;
    • об изменении места нахождения в течение 10 дней;
    • о смене директора или главного бухгалтера

    Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований

    Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

    Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований

    Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов

    Не выполнять неправомерные требования налоговых органов

    Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя

    Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

    Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

    При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.

    В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.

    Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.

    Предприятия расширяют сферу сбыта своих товаров, используя механизм обособленных подразделений. Это позволяет закрепить своё присутствие в «чужих» регионах. Однако, с точки зрения учета и налогообложения, у таких организаций возникают дополнительные обязанности. Рассмотрим их более подробно.

    Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

    Признаки обособленного подразделения

    Понятие «обособленное подразделение» (далее — ОП) в действующем законодательстве трактуется неоднозначно. Согласно ст. 55 ГК РФ, обособленные подразделения юридического лица могут действовать в форме представительства или филиала. Причем представительство хозяйственной деятельностью не занимается, а лишь осуществляет защиту прав и представляет интересы материнской компании. Филиал, не являясь юридическим лицом, действует на основании Положения и вправе осуществлять все функции создавшей его организации, а руководитель филиала назначается и работает на основании доверенности.

    Налоговый кодекс РФ понимает под ОП (п. 2 ст. 11 НК РФ) любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных аналогичных документах. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

    Подразделение, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается обособленным подразделением организации (письмо Минфина РФ от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).

    Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

    Подразделение на отдельном балансе и без него

    Существует ещё одна неоднозначность законодательства (как бухгалтерского так и налогового) - в виде понятия «отдельный баланс». Под «отдельным балансом» Минфин рекомендует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс (письмо Минфина РФ от 29.03.2004 № 04-05-06/27).

    Выделенное на отдельный баланс ОП имеет отдельный расчетный счет и собственную бухгалтерскую службу.

    Для отражения операций с ОП на отдельном балансе используется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», в частности по расчетам, связанным с продажей продукции (работ, услуг), взаимному отпуску МПЗ, расходов по оплате труда, страховым взносам, налогам и т.п.

    Если ОП отражает операции на своем балансе, то такой учет ведется по общим правилам. Если же возникают остатки по счетам, сальдо которых не включается в отдельный баланс ОП (например по сч. 60, сч. 19 и т.п.), то указанные суммы передаются в головную организацию. Особенностью учета на стороне ОП является то, что операции с вышестоящей организацией отражаются в учете зеркально.

    Пример, проводки на стороне ОП № 1:
    ДЕБЕТ 10.01 субсчет «Сырьё и материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100000 руб. - приняты к учету МПЗ
    ДЕБЕТ 19.03 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 18000 руб. - принят к учету НДС
    ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 79.02 «Расчеты по текущим операциям» 100000 руб. - передана задолженность перед поставщиком МПЗ
    ДЕБЕТ 79.02 «Расчеты по текущим операциям» КРЕДИТ 19.03 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ» 18000 руб. - передан НДС по МПЗ

    Постановка на учет обособленного подразделения

    Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации. Поэтому российская организация -налогоплательщик обязана сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех ОП, созданных ею на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) в месячный срок со дня создания, а в случае изменения этих сведений — в течение трех дней с момента изменения (ст. 23 НК РФ), по формам, утв. приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

    Аналогичное сообщение должно быть направлено в налоговый орган организацией -плательщиком страховых взносов: в месячный срок со дня наделения подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (пп. 7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ), либо о лишении таких полномочий, по формам, утв. приказом ФНС РФ от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@.

    Перечисленные требования связаны с тем, что согласно ст. 19 НК РФ, филиалы и иные ОП российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту своего нахождения. Поэтому каждое ОП должно быть поставлено на учет в соответствии со статьями 83 и 84 НК РФ.

    Особенности налогообложения

    Перечень обязательных платежей в бюджет и условия их начисления зависят от наличия и местонахождения имущества, на базе которого создано ОП, наличия трудового коллектива и особенностей применяемого налогового режима. Рассмотрим эти условия более подробно.

    Если работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином ОП, расположенном в другой местности, указание такого ОП и его местонахождения в трудовом договоре является обязательным (ст. 57 ТК РФ). В целях обложения НДФЛ это также имеет значение, т.к. налоговые агенты — российские организации, имеющие ОП, обязаны перечислять суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП (п. 7 ст. 226 НК РФ).

    Особенностью упомянутой статьи является то, что сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП, определяется не только исходя из облагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения, но и исходя из сумм облагаемых доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), заключаемым с физическими лицами таким подразделением от имени головной организации.

    При представлении отчетности по НДФЛ в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ таким налоговым агентам необходимо представить Расчет по форме 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) не только в налоговый орган по месту своего учета, но также — в отношении работников обособленных подразделений и указанных выше иных физлиц — в налоговый орган по месту учета (нахождения) ОП.

    Страховые взносы

    Уплата страховых взносов и представление Расчетов по страховым взносам (утв. приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@) производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения ОП, которые наделены правом начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 11 ст. 431 НК РФ).

    Если подразделение не наделено полномочиями и головная организация централизованно начисляет выплаты всем своим работникам, тогда уплачивать страховые взносы и представлять расчеты по ним в налоговый орган будет только головная организация (письмо МФ РФ от 06.02.2018 № 03-15-06/6672).

    Если же подразделение наделено соответствующим правом, то в соответствии с п. 12 ст. 431 НК РФ, сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения ОП, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому ОП.

    Налог на прибыль

    Особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками — российскими организациями, имеющими ОП, определены ст. 288 и 289 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей и налога в федеральный бюджет по месту своего нахождения без распределения по ОП.

    Что касается сумм авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, то они исчисляются и уплачиваются головной организацией как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ОП, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ).

    Указанная доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого ОП соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определяемой согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. При этом разрешается определить самостоятельно, какой из показателей будет применяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Главное, чтобы выбранный показатель не изменялся в течение налогового периода.

    Особенностью уплаты авансовых платежей и налога на прибыль по ОП является исчисление их по ставкам, действующим на тех территориях, где расположены организация и каждое из ее ОП.

    Уплата исчисленного налога и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) за отчетный или налоговый период аналогичны: головная организация-налогоплательщик в сроки, установленные ст. 289 НК РФ, обязана представить соответствующие документы в налоговые органы и уплатить суммы налога, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ОП.

    Налог на имущество организаций

    Особенностью исчисления данного налога является то, что он распространяется только на ОП, имеющие отдельный баланс. При отсутствии такого баланса у головной организации проблем с отчетностью и уплатой станет меньше. Более подробно порядок определения налоговой базы рассмотрен в ст. 376 НК РФ, согласно которой в нее отдельно включается:

    • имущество по местонахождению организации;
    • имущество каждого ОП организации, имеющего отдельный баланс;
    • каждый объект недвижимого имущества, находящийся вне местонахождения организации и(или) ее ОП, имеющего отдельный баланс;
    • имущество, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость;
    • имущество, облагаемое по разным налоговым ставкам.

    Статьей 384 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят ОП, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по местонахождению каждого из таких ОП, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, где расположены эти ОП, и налоговой базы, определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ в отношении каждого ОП, с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ (т.е. при оценке имущества по кадастровой стоимости).

    По объектам недвижимости, расположенных вне местонахождения организации или ее ОП, имеющего отдельный баланс, налог уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из них. При этом порядок и сроки уплаты устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

    Порядок представления отчетности по ОП регулируется ст. 386 НК РФ. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего ОП, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

    Что касается НДС, то исчисление и уплата этого налога по месту нахождения ОП главой 21 НК РФ не предусмотрены. На основании п. 2 ст. 174 НК РФ организация, в состав которой входят ОП, уплачивает НДС по месту своего учета в налоговом органе.

    Однако, при оформлении счетов-фактур при осуществлении реализации через ОП, могут возникнуть определенные трудности. Ведь ошибки в его заполнении могут привести к отказу от возмещения налога контрагенту или к иным негативным последствиям.

    Так, на основании пп. «а» п. 1 разд. II Правил заполнения документов применяемых при расчетах по НДС, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, в случае если организация реализует товары (работы, услуги) через ОП, при составлении таких счетов-фактур их порядковый номер дополняется через разделительный знак цифровым индексом ОП, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

    Не менее важным вопросом оформления счетов-фактур через ОП является правильное указание реквизитов ИНН и КПП продавца. Так как налогоплательщиком НДС является организация, а не ее ОП, то при реализации через ОП товаров (работ, услуг) счета-фактуры могут выписываться только от имени организаций. При этом в строке 2б «ИНН/КПП продавца» счета-фактуры следует указывать КПП соответствующего ОП (см. письмо МФ РФ от 18.05.2017 № 03-07-09/30038).

    Читайте также: