Центральный банк рф повысил налог на прибыль для коммерческих банков до 28 это микроэкономика

Опубликовано: 14.05.2024

В этом разделе вы найдете подробно решенные задачи на тему макроэкономической политики (монетарной, фискальной), денежного обращения. Расчет ставки процентов, нормы обязательных резервов, объемов предложения денег, величины денежного мультипликатора, размера налогов и т.п. - в решениях ниже.

Деньги, банки: задачи с решениями

Задача 1. В коммерческом банке имеется депозит в размере 5000 тыс. ден. ед. Норма обязательных резервов – 20%. На какую сумму представляемых ссуд, по меньшей мере, способен увеличить данный депозит, если норма обязательных резервов снизится до 15%.

Задача 2. В банке X имеется депозит 6000 ден. ед. Норма обязательных резервов — 15%. Данный депозит способен увеличить сумму предоставляемых ссуд по меньшей мере на …

Задача 3. Пусть экономика в исходном состоянии находится в т. А (рис. 2.3). Предположим, что в результате проводимой в стране политики понижения курса национальной денежной единицы макроэкономическая ситуация изменилась. Объясните, что произошло в макроэкономике? Докажите это на графической модели.

график макроэкономической ситуации

Задача 4. На модели “AD-AS” долгосрочная кривая Asд представлена, как Y = 4200. Краткосрочная кривая Ask представлена на уровне Р = 12. Кривая AD задана уравнением: Y = 2,5·M/P, причем предложение денег составляет 1680. В результате ценового шока кривая Ask поднялась до уровня Р = 19.
Определите:
а) Каковы координаты точки краткосрочного равновесия, установившегося после шока?
б) На сколько должен увеличить Центральный банк предложение денег, чтобы установить исходный уровень выпуска в экономике?

Задача 5. В таблице представлены следующие данные об экономике России:
Год Рублевые депозиты (D), млрд.руб. Резервные требования коммерческих банков (R), млрд. руб.
2003 19,3 2,7
2004 62,1 10,0
2005 140,0 20,4
2006 184,5 22,3
2007 243,6 27,5
2008 211,6 13,4
Для каждого года рассчитайте норму обязательных резервов rr (в %), величину денежного мультипликатора MPm.

Задача 6. Вы собираетесь дать свои деньги в долг и хотели бы получить реально 5% годовых. Ожидаемый темп инфляции 120%. Какую номинальную ставку процента вы должны назначить?

Задача 7. Трансакционный спрос на деньги равен 400 млрд.долл. Спекулятивный спрос на деньги представлен в таблице:
Ставка процента Спекулятивный спрос на деньги Общий спрос на деньги
14 30
13 50
12 70
11 90
10 110
9 130
8 150
Рассчитать общий спрос на деньги и заполнить таблицу
Предложение денег составляет 510 млрд. долл.
Определить: равновесную ставку процента
Определить величину равновесной ставки процента, если
1) предложение денег выросло до 530 млрд.долл.;
2) сократилось до 450 млрд. долл.

Задача 8. Центральный банк выкупает ценных бумаг на 10 млн долларов: 5 млн. у населения, 5 миллионов у ФКО. Население 1 миллион обналичивает и хранит вне банковской системы, а 4 миллиона вкладывает в банки.
Норма резервирования – 20 %
Рассчитать:
1) чему равняется предложение денег?
2) Какую политику проводит ЦБ: стимулирующую или рестрикционную?

Задача 9. Коммерческий банк имеет 20 тыс. ден.резервов и 100 тыс.ден.ед. на текущих счетах. Резервная норма – 20%. Домохозяйства вкладывают в банк 5 тыс.ден.ед. наличными, которые переводятся в резерв. Определить: а) сколько избыточных резервов у банка; б) чему равен ссудный потенциал банковской системы.

Задача 10. В таблице представлен процесс расширения кредита и роль коммерческих банков в увеличении предложения денег. Заполните таблицу, если известно, что норма обязательных резервов составляет 20 % и все деньги, взятые в кредит, вновь возвращаются в банковскую систему. Чему будет равна в этом случае общая величина создаваемых коммерческими банками денег?

Фискальная политика: задачи с решениями

Задача 11. Функция спроса в экономике описывается формулой С=100 + 0,75Y. С целью поддержки социально уязвимых слоев населения государство повысила государственные расходы на выплату пособий на 300 млн. долл. С целью сохранения сбалансированности государственного бюджета были повышены налоги также на 300 млн. долл.
1) Рассчитать мультипликатор автономных расходов и налоговый мультипликатор.
2) Рассчитать изменение Y в результате увеличения налогов и в результате роста расходов государства
3) Сформулировать положение о мультипликаторе сбалансированного бюджета.

Задача 12. Государственные закупки равны 800, налоговая функция имеет вид Т= 0,6 Y, функция трансфертов F = 0,4 Y, государственный долг D = 2500 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства равен 4000, а потенциальный 4750. Проанализировать бюджет государства.

Задача 13. ВНП потенциальный составляет 1200 ден. ед. ВНП фактический составляет 800 ден. ед. Предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8.
Что может сделать государство, чтобы вывести экономику на потенциал:
а) используя налоговые поступления (рассчитать)
б) используя государственные закупки (рассчитать).

Задача 14. Известна функция затрат $TC = 0,5Q^2 + 2Q$ и обратная функция спроса $P = 10 - 0,5Q$ монополиста. Государство планирует ввести на данный товар налог (в д.е.) на продажу каждой единицы продукции, обеспечивающий максимум налоговых сборов. Определите величину налоговых поступлений в бюджет.

Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньо- раж доход государства ог печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспреде-ляется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вы-теснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной полигики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита1 нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет уг-розы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В кратко-срочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во- первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономи-ческое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-тре- тьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.3

Более подробно о государственном долге см. гл. 17 "Бюджетный дефицит и управление государственным долгом", а также Приложение 1.

Подробный анализ типов финансирования бюджетного дефицита см. в кн.: Агапова Т.А. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной экономике: макроэкономический аспект. - М., 1998.

Подробнее об этом см. гл. 10 "Совокупное предложение и кривая Филлип-са. Политика стимулирования предложения".

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед осталь-ными и не является полностью неинфляционным.

Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика) Мультипликатор государственных расходов Мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор) Мультииликатор сбалансированного бюджета Предельная налоговая ставка

Дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит)

Дискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика

Чистые налоговые поступления в бюджет

Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики

Циклический дефицит госбюджета

Структурный дефицит госбюджета

Инфляционное и неинфляционное финансирование дефицита госбюджета Монетизация дефицита Сеньораж

Долговое финансирование Эффект вытеснения Налоговая реформа Кривая Лаффера Эффект Оливера-Танзи

Вопросы для обсуждения

а) При прочих равных условиях повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВВП.

б) Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

в) Дефицит государственного бюджета не связан с размерами чистого экспорта.

г) Бюджетно-налоговая политика проводится только в целях снижения уровня безработицы и инфляции.

д) Циклический дефицит госбюджета возникает в результате антициклической политики государства, направленной на стимулирование экономического роста.

е) Снижение предельных налоговых ставок уменьшает встроенную стабильность экономики.

ж) Встроенные стабилизаторы экономики увеличивают размеры государственных расходов.

з) Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов при превышении уровня государственных расходов над налоговыми поступлениями, то возникает структурный де-фицит госбюджета.

Государственный бюджет объединяет государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи в общую категорию государственных расходов. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо проводить различие между го-сударственными закупками и трансфертами?

Какой из нижеперечисленных индикаторов следует расценивать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики правительства (ответ аргументируйте):

а) размер фактического дефицита или излишка государствен-ного бюджета;

б) размер бюджетного излишка или дефицита при полной занятости ресурсов;

в) уровень личного подоходного налога;

г) величина инфляционного воздействия встроенных стабилизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов.

Какие из нижеперечисленных мер будут способствовать усилению краткосрочного и долгосрочного инфляционного напря-жения в экономике:

а) правительство повышает налоги;

б) правительство увеличивает расходы и финансирует бюджетный дефицит за счет выпуска государственных займов;

в) Центральный банк осуществляет финансирование правительственных социальных программ по льготным ставкам процента;

г) Государственное казначейство выпускает в обращение казначейские билеты.

Задачи и решения

1. Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (У - Т + F) (потребление);

/ = 60 (инвестиции); Т - 40 (налоги); F = 10 (трансферты); G - 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях сти му- лирования экономики:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора госрасходов?

как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G - 30):

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора налогов?

как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

что происходит с эффектом мультипликатора?

как изменится сальдо госбюджета?

а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, А Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно У:

У =20 + 0,8 (У 40 + 10)+ 60 + 30.

После алгебраических преобразований получаем: У = 430 => это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 6.4): 134

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

AY — AG - т^—г = 10 • -—= 50.

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен: = 5.

1-0,8 До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалан сирован:

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -АТх МРС -

ДУ = -ДГ- —= -10--^ = -40. 1-6

1-0,8 Экономика переместится из точки А в точку В, где равновес ный объем производства составит 390. 135

Глава б. Бюджетно-налоговая политика

Мультипликатор налогов равен После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.

г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем нало-говое сдерживание (см. рис. 6.6):

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:

У = 20 + 0,8 (У- 50 + 10) + 60 + 40;

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

1 -b 1 — 1 — 0,8 1-0,8" "

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4 У, функция трансфертов F - 0,2 У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D - 1000 при ставке процента R- 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или от-рицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета - госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

Доходы бюджета = налоговые поступления

(Т) = 0,4x2000 = 800.

Фактический дефицит бюджета - 1000 - 800 - 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

Структурный дефицит - = 500 + 0,2x2500 + 0,1x1000 - 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета — фактический дефицит структурный дефицит — 200 - 100 - 100.

Глава 6. Бюджетно-налоговая политыка

3- Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в экономике действует система пропорционального налогообложения. Если автономные инвестиции возрастают, то, при прочих равных условиях, увеличится равновесный уровень дохода и возникает бюджетный дефицит.

Правильным ответом является отрицательный, то есть б). При указанных условиях модель бюджета имеет вид t У -G ,

где / - налоговая ставка, Т общие налоговые поступления в бюджет, G - расходы бюджета.

При увеличении автономных инвестиций возрастают совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Рост совокупного дохода У приводит к росту налоговых поступлений в бюджет t • У и возникает бюджетный излишек. При этом величина бюджетного излишка окажется тем более значительной, чем сильнее снижаются на подъеме экономики бюджетные расходы G из- за автоматического сокращения пособий по безработице.

Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

Экономика находится в состоянии равновесия, причем пре-дельная склонность к сбережению равна 0,25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд руб., не изменяя при этом налоговые поступления:

а) возрастет на 6 млрд руб.;

б) возрастет на 4 млрд руб.;

в) возрастет на 8 млрд руб.;

г) возрастет на 2 млрд руб.

Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд руб. и одновременно увеличить налоги,

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов:

б) более 10 млрд руб.;

в) менее 10 млрд руб., но не нулю;

д) для поддержания полной занятости налоги должны быть уменьшены.

Предположим, что бюджетный излишек представлен как:

где BS - бюджетный излишек; t - налоговая ставка; У - доход;

G - расходы бюджета.

В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в гос-бюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд руб.;

б) на 20 млрд руб.;

в) на 30 млрд руб.;

г) на 35 млрд руб.

Известно, что предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике функционирует система 20%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в ве-личине равновесного уровня выпуска приведут соответственно:

увеличение госрасходов на 10 млн руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн руб.; снижение трансфертов на 10 млн руб.?

а) В результате роста госрасходов равновесный доход уве-личится на 25 млн руб.; он снизится на 28,125 млн руб. в результате повышения налогов и на 18,75 млн руб. - в результате снижения трансфертов.

б) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн руб.; он снизится на 25 млн руб. в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн руб. - в результате повышения налогов.

в) В результате роста госрасходов равновесный доход увели-чится на 18,75 млн руб.; в результате снижения трансфертов он возрастет на 25 млн руб.; в результате повышения налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн руб..

г) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 18,75 млн руб. в результате повышения налогов и на 28,125 млн руб.

в результате снижения трансфертов.

Рекомендуемая учебная литература

Мэнкъю Н.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

Макконнелл К, Брю С. Экономикс. Гл. 8, 14.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, §4-7; гл. 5; гл. 16,

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28.

Долан Э. Макроэкономика. Гл. 7.

Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, 7.

Хейне Я. Экономический образ мышления. Гл. 18, 19.

Откуда взялся убыток у ЦБ, как на это повлиял Сбербанк
Фото: facebook 3894

Откуда взялся убыток у ЦБ, как на это повлиял Сбербанк

В отчете Банка России говорится о том, что множество разных факторов повлияло на итоговый финансовый результат. Прежде всего, доходы выросли за счет роста объемов резервных активов Банка России.

Ребалансировка портфеля и изменение качества активов позволило получить доходы. Расходы увеличились по средствам Фонда национального благосостояния и на пополнение пенсионного фонда Банка России. Однако ключевым фактором, повлиявшим на финансовый результат, стало перечисление доходов от участия в капитале Сбербанка в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законом. Регулятор с 2017 года напрямую перечисляет в бюджет доходы от участия в капитале Сбербанка и не отражает их в своей прибыли, как это было раньше.

Ежегодно для этого принимается специальный закон. Согласно отчету, доходы ЦБ составили 630,79 млрд рублей, расходы 632,66 млрд рублей, минус составил 1,87 млрд рублей, но доходы, полученные от участия в капитале Сбербанка, составили минус 180,696 млрд. В результате убыток 2019 года достиг 182,569 млрд рублей.

Продажа Сбербанка должна позитивно сказаться по итогам 2020 года на отчетности Банка России, так как фактически сделка по продаже прошла 10 апреля 2020 года. Во-первых, продажа пакета позволит покрыть убытки регулятора из-за санаций банков, регулятор планирует оставить порядка 500 млрд рублей. Во-вторых, не будет отрицательного значения по доходам в капитале Сбербанка.

По итогам 2019 года рост российской экономики замедлился до 1,3%, что практически в 2 раза меньше, чем в 2018 года. В большей степени это связано со слабым внешним спросом на товары российского экспорта, а также сдержанным ростом потребительской активности, что говорит в пользу того, что нужно создавать качественный продукт и повышать потребительскую активность внутри страны, что отчасти помогли сделать национальные проекты благодаря расширению расходов федерального бюджета, однако это нужно наращивать.

Доходы федерального бюджета в 2019 году составили 20, 187 трлн рублей̆ (18,3% ВВП), что на 3,8% выше уровня 2018 года, при этом их исполнение превысило плановый̆ объем, установленный̆ Федеральным законом от 29.11.2018 No459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый̆ период 2020 и 2021 годов» (редакция от 02.12.2019)1 (далее – Закон), на 1%.

Расходы федерального бюджета увеличились на 9,0% в годовом выражении и составили 18, 213 трлн рублей̆ (16,6% ВВП). В результате профицит федерального бюджета сократился до 1974 млрд рублей̆ (1,8% ВВП, в 2018 году – 2741 млрд рублей̆).

Международные резервы Российской̆ Федерации увеличились до $554,4 млрд. Доля золота в резервах возросла до 19,9%. Внешний̆ долг Российской̆ Федерации на 1 января 2020 года составил 490,8 млрд долларов США, увеличившись в течение года на 35,8 млрд долларов США, или на 7,9%; основной̆ прирост пришелся на задолженность сектора органов государственного управления.

Внешние обязательства частного сектора составили 82,9% совокупного внешнего долга Российской̆ Федерации ($406,9 млрд по состоянию на 1 января 2020 года). На обязательства органов государственного управления и центрального банка приходилось 17,1% (83,9 млрд долларов США).

В 2019 году инфляция составила 3%, что на 1,3% процентного пункта ниже, чем в 2018 году.

Безусловно инвестор должен обращать внимание на отчет ЦБ РФ, который отражает ситуацию в российской экономике и на российском финансовом рынке, показывает возможные риски, вносит ясность относительно принятых решений, дает понимание относительно будущей монетарной и регуляторной политики, оценивает потенциальные риски, которые важны для принятия решений потенциальным инвесторам.

Главной целью отчета является информация о вопросах финансовой стабильности в Российской Федерации, тем самым отчет является одним из важных показателей.

Риски, по сути, остаются все теми же, что и в 2019 году, но и усугубляются пандемией коронавируса. Прежде всего это замедление мировой экономики из-за коронавируса. В связи с этим падение экспортных доходов, сюда и входят снижение цен на нефть, снижение товарооборота между странами.

Падение в промышленном секторе, что безусловно по итогам года приведет к дефициту бюджета и отрицательным ростом экономики. Остаются инфляционные риски, которые связаны с девальвацией российского рубля, однако компенсировать эти риски может падение реальных доходов населения в связи с закредитованностью и ростом безработицы из-за коронавируса. Остается риск усиления геополитической напряженности на фоне пандемии, ухудшение торговых отношений Китая и США, которое может привести к росту волатильности на мировых товарных и финансовых рынках и негативно сказаться на курсовых и инфляционных ожиданиях.

Кредитный риск банковского сектора остается преобладающим, несмотря на то что качество активов улучшается. За 2019 год совокупная доля проблемных и безнадежных ссуд (IV и V категорий качества соответственно) снизилась с 10,8 до 9,6% от общего размера кредитного портфеля. В то же время уровень покрытия резервами на возможные потери по этим ссудам вырос на 3,3%, до 75,2%.

Банковский̆ сектор обладает достаточным запасом капитала в размере 1,8 трлн рублей, чтобы обеспечить полное покрытие потенциальных потерь по проблемным и безнадежным ссудам (без учета стоимости обеспечения, которое может быть использовано для снижения данных потерь).

Однако из-за коронавируса стоит ожидать увеличение проблемной доли кредитов. Самая высокая доля проблемных и безнадежных ссуд характерна для компаний, занимающихся оптовой̆ и розничной̆ торговлей̆, а также строительством инфраструктурных объектов и операциями с недвижимым имуществом. Задолженность субъектов МСП по банковским кредитам увеличилась на 12,4%, до 4,7 трлн рублей. Задолженность по банковским кредитам физическими лицами за 2019 год увеличилась на 18,6% (за 2018 год – на 22,8%), до 17,7 трлн рублей, что в условиях роста безработицы и падения доходов повысит риск банковской системы.

Питер Такман – «Эйнштейн с Уолл-стрит», работающий брокером на Нью-Йоркской фондовой бирже уже более 30 лет. В своем интервью для Inside Wirtschaft эксперт делится советами с молодыми инвесторами.

Далее приводим перевод интервью.

Питер, расскажите, каково это – быть самым известным брокером на Уолл-стрит?

Я получаю от этого наслаждение! Мне действительно нравится быть известным. Меня часто узнают на улицах – это забавно. Но самое важное для меня другое. Я счастлив благодаря следующему: окружающие могут быть свидетелями того, что на торговой площадке Нью-Йоркской фондовой биржи работают живые люди.

1. Текущая ликвидность банка улучшается за счёт

Вариант для ответа:

действия всех перечисленных факторов

2. Банк, «продавая товар»

Вариант для ответа:

выступает собственником ссужаемой суммы

3. Разность между доходами и расходами коммерческого банка - это:

Вариант для ответа:

4. Что не является целью деятельности Банка России

Вариант для ответа:

5. Метод бухгалтерского учета - это:

Вариант для ответа:

совокупность всех элементов

6. Что означает понятие «ликвидность»?

Вариант для ответа:

легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства

7. Формирование банковских ресурсов осуществляется в ходе проведения

Вариант для ответа:

пассивных операций коммерческих банков

8. Операции по кредитованию основного капитала клиента – это

Вариант для ответа:

9. Какой из способов расчета процентных платежей наиболее выгоден для клиента, который накапливает сбережения

Вариант для ответа:

по сложным процентам

10. Какие из перечисленных мер воздействия ЦБР на коммерческие банки являются экономическими:

Вариант для ответа:

изменение ставки ЦБР

11. Бухгалтерский баланс коммерческого банка составляет:

Вариант для ответа:

ежедневно в начале следующего за отчетным дня

12. Разность между доходами и расходами коммерческого банка - это:

Вариант для ответа:

13. Клиент вкладывает в банк деньги с 15.02 по 12.05. Определите, по какой из известных Вам методик расчета процентов принесет клиенту наибольший доход?

Вариант для ответа:

14. Руководство Банка России утверждается:

Вариант для ответа:

Государственной Думой РФ

15. Банк России обслуживает

Вариант для ответа:

16. Какие из перечисленных мер воздействия ЦБР на коммерческие банки являются экономическими:

Вариант для ответа:

изменение ставки ЦБР

17. При внесении денег во вклады коммерческих банков физические лица становятся:

Вариант для ответа:

кредиторами этих банков

18. Увеличение ставки рефинансирования приводит к

Вариант для ответа:

снижению объема инвестиций в реальный сектор экономики

19. Что не является целью деятельности Банка России

Вариант для ответа:

20. Российская банковская система является

Вариант для ответа:

21. из способов расчета процентных платежей наиболее выгоден для клиента, который накапливает сбережения

Вариант для ответа:

по сложным процентам

22. Выручка – это:

Вариант для ответа:

валовой приток экономических выгод за период, возникающий в ходе обычной деятельности компании, когда такой приток приводит к увеличению собственного капитала, иному, чем за счет взносов акционеров

23. Текущая ликвидность банка улучшается за счёт

Вариант для ответа:

действия всех перечисленных факторов

24. Потребительский кредит – это

Вариант для ответа:

ссуды, предоставляемые населению

25. К функциям Банка России не относится

Вариант для ответа:

организация функционирования рынка ценных бумаг

26. Понятия "оплаченный уставный фонд" и "зарегистрированный уставный фонд":

Вариант для ответа:

совпадают у акционерного банка

27. Операции коммерческих банков по размещению собственных и привлеченных средств это

Вариант для ответа:

активные операции коммерческих банков

28. Что означает понятие «платежеспособность»

Вариант для ответа:

способность банка своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера

29. Какие функции банков позволяют преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности и др.

Вариант для ответа:

посредничество в кредите между денежными и функционирующими капиталистами

30. Бухгалтерский баланс коммерческого банка составляет:

Вариант для ответа:

ежедневно в начале следующего за отчетным дня

31. Клиент вкладывает в банк деньги с 15.02 по 12.05. Определите, по какой из известных Вам методик расчета процентов принесет клиенту наибольший доход?

Вариант для ответа:

32. Руководство Банка России утверждается:

Вариант для ответа:

Государственной Думой РФ

33. Банк России обслуживает

Вариант для ответа:

34. Какие из перечисленных мер воздействия ЦБР на коммерческие банки являются экономическими:

Вариант для ответа:

изменение ставки ЦБР

35. При внесении денег во вклады коммерческих банков физические лица становятся:

Эксперты уверены, что государство искажает реальность в финансовой сфере

В РФ банковский бизнес оказался самым прибыльным среди развитых и развивающихся стран. Рентабельность российских банков, по данным РАНХиГС и Института Гайдара рекордно высока в сравнении с другими государствами. За первый квартал банки получили чистый доход около 1 трлн руб. только за счет разницы цены привлечения и размещения средств. Эксперты «НГ» считают ситуацию ненормальной и объясняют ее преференциями, которые получили госбанки. Представители ЦБ в понедельник рассказали в Госдуме, что повышенная инфляция в сочетании с низкими ставками по депозитам будет означать отрицательную реальную ставку по вкладам населения.

Банковский сектор РФ сжимается, но остается одним из самых рентабельных в мире, отмечают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара в мониторинге экономической ситуации в России. Количество банков сокращается, а их совокупная прибыль падает. Если в начале 2021-го в стране работали 406 кредитных организаций, то к 1 апреля их стало 398. Только 294 банка были прибыльными (на начало года – 321), убытки продемонстрировал 101 банк (на начало года – 85). Совокупная прибыль составила 577,6 млрд руб., что на 5,6% меньше, чем за первый квартал 2020-го, когда этот показатель составил 611,7 млрд руб.

Банк России зафиксировал заметный прирост чистого процентного дохода (ЧПД) за первый квартал 2021-го по сравнению с прошлым годом до 921 млрд руб. (с 851 млрд руб. за первые три месяца в 2020-м). ЧПД – разница между полученными процентами по размещенным средствам (кредиты, вложения в облигации и векселя) и уплаченными процентами по привлеченным ресурсам (вклады, депозиты, выпуск облигаций и векселей). Ранее Банк России отмечал, что рост прибыли банков РФ в первом квартале до 578 млрд руб. – это выше ожиданий. Директор департамента обеспечения банковского надзора ЦБ Александр Данилов объяснял это тем, что банки заблаговременно досоздали резервы.

Прирост ЧПД эксперты РАНХиГС объясняют сокращением процентных расходов по вкладам, депозитам и другим привлеченным ресурсам. По их данным, общее снижение составило 18,6% (год назад за соответствующий период – снижение на 11,5%), что свидетельствует об успешной оптимизации банковских расходов в условиях сжатия процентной маржи.

Судя по приведенному в мониторинге графику, рентабельность банковского бизнеса остается одной из самых высоких в мире. По рентабельности и капитала, и в целом активов российские банки опережают Францию, Германию, Бельгию, Италию, Испанию, ЕС в целом, США и КНР. Причем рентабельность капитала во Франции, Бельгии и США в три раза ниже (до 5% против 15% в РФ), в КНР – в два раза. В Испании она в отрицательной зоне. Только в Канаде показатели сопоставимы с российскими. Но если рассматривать рентабельность по активам, то и там отставание колоссальное.

«Ситуация ненормальная. Если из общего числа российских банков выделить те, которые связаны с государством, то окажется, что с рентабельностью у банков большие проблемы, – сказал «НГ» директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. – У нас сложилась парадоксальная ситуация, когда у 1% банков, если считать по количеству, удельный вес по капиталу составляет 80%. И это – госбанки, высокая рентабельность которых объясняется доступом к дешевым госсредствам».

Кроме того, после начала с 2014 года чистки в банковской сфере многие предприятия предпочли перейти на обслуживание в госбанки, потому что юридические лица не попадали в систему страхования вкладов, продолжает эксперт. «Таким образом, госбанки получили двойное преимущество. Они пользуются дешевым фондированием, Минфин размещает там свои депозиты, через них идут казначейские расчеты, и еще они нарастили клиентскую базу за счет ликвидированных банков. Оставшиеся негосударственные банки существуют только за счет депозитов, а это дорогие ресурсы, у них разрыв между привлеченными средствами и выдаваемыми кредитами небольшой, и рентабельность там поэтому небольшая», – объясняет Солодков.

Ситуация с количеством госбанков не уникальна, можно вспомнить Китай, говорит Солодков. Однако, по данным РАНХиГС, рентабельность банковского капитала в Поднебесной в два раза ниже, чем в РФ. «Дело в том, что в КНР, кроме банковских кредитов, на рынке есть еще очень важный источник средств – это собственные средства компаний-экспортеров. То есть среда гораздо более конкурентная. Наши экспортеры, судя по заявлениям главы кабинета, продолжают перегонять на Запад значительную часть своих доходов, и кредитные деньги у нас, по сути, являются единственным источником средств», – поясняет эксперт. Михаил Мишустин во время недавнего отчета правительства рассказывал в Госдуме, что российские компании (в основном из топливно-энергетического комплекса, металлурги, банки и ретейл) вывели за рубеж в 2019 году 4,3 трлн руб. доходов в виде дивидендов, процентов и роялти.

«Мы не можем оценить, насколько эффективно работают госбанки, потому что они находятся в тепличных условиях и получают от государства различные преференции, – сказал «НГ» руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. – Судя по тому, что попытки некоторых из них выйти на международные рынки провалились, можно утверждать, что госбанки в условиях свободной конкуренции чувствуют себя плохо».

Эксперт объясняет, что на время пандемии для банков действовали льготные нормы по отчислению средств в обязательные резервы, были и другие послабления со стороны ЦБ, которые помогли банковской системе легко преодолеть кризис. «При этом Минфин размещал свободные бюджетные средства на счетах госбанков, что способствовало избытку дешевой ликвидности. Программы льготного ипотечного кредитования и продление программы льготного автокредитования повысили доходы банков», – говорит Верников.

Он отмечает, что ставки по банковским вкладам в первом квартале 2021 года были на минимальных значениях, потому что у банков не было острой нужды в привлечении средств населения через депозиты. «В таком случае нет смысла уменьшать процентную маржу. Разница по ставкам будет снижаться не ранее 2022 года», – считает эксперт.

Средняя максимальная ставка по вкладам крупнейших банков РФ была на рекордно низком показателе в начале октября прошлого года – 4,33%. Цикл снижения ставок по кредитам и вкладам в России закончился: банки перешли к повышению доходности вкладов и стоимости ссуд, в итоге это может привести к перелому тренда по оттоку средств с депозитов, сообщил Данилов.

Банк России начал увеличивать ключевую ставку в марте – до 4,5% годовых, что стало первым повышением с 2018 года. В апреле регулятор еще раз повысил ставку – сразу до 5% годовых. По данным ЦБ, средняя максимальная ставка по итогам второй декады марта выросла до 4,72%. Однако годовая инфляция в марте выросла в РФ до пика в 5,8% и, даже замедлившись в апреле до 5,53%, превышает ставки депозитов. По прогнозу Банка России, инфляция в 2021 году составит 4,7–5,2%.

По данным ЦБ РФ, в марте 2021 года средневзвешенная ставка по депозитам граждан, если они «сдавались» в банки на срок больше года, составляла 3,9%, а кредит на тот же срок можно было взять под 9,8%. Предприятия на тот же срок могли положить деньги на депозит под 5,16%, а получить кредит – под 7,1%.

Экономика РФ возвращается к потенциалу быстрее, чем ожидалось ранее, что отражается в существенном росте инфляции в последние несколько месяцев, поэтому денежно-кредитная политика (ДКП) должна своевременно перейти в нейтральную область, заявил в понедельник зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин в ходе круглого стола в Госдуме.

«Мы ожидаем, что уже во второй половине этого года российский ВВП вернется на предпандемийные уровни и, соответственно, денежно-кредитная политика в этих условиях также должна будет вернуться к нейтральной», – сказал Заботкин. Поддержание низкой ключевой ставки означает сохранение депозитных ставок на текущем низком уровне, пояснил он. А с инфляцией на повышенном уровне это станет означать отрицательную реальную ставку по вкладам населения, что будет иметь негативные последствия для сохранения покупательной способности сбережений и для привлекательности депозитов как средства накопления, добавил Заботкин.

Читайте также: