Численность налоговых консультантов в россии

Опубликовано: 23.04.2024

Пока рано подводить итоги работы налоговых органов за 2020 год. Но на основании данных за 9 месяцев текущего года уже сейчас можно на «языке цифр» обрисовать истинную картину налогового контроля — 2020.

1. Камеральные проверки

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).


По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 9 мес.2020 года) составили 15,3 тыс.руб. (налог, пени, штраф). За аналогичный период 2019 года на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,4 тыс. руб. (налог, пени, штраф).


Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего 5,7 млн. проверок, из которых результативных — 0,2 млн. руб. проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 4,6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 2,5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года по Москве было проведено 5, 7 млн. проверок всего, результативных — 0,2 млн. руб. проверки с доначислениями (налог, пени, штраф) в сумме почти 6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 3, 5 млрд. руб.).

Общее количество проверок, а также результативных в 2019 и 2020 году совпадает:


Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 9 мес.2020 года, то ее размер — 22,9 тыс.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 году (за 9 мес.) этот показатель составлял — 30.7 тыс. руб. на 1 проверку.

Результативность 1 камеральной проверки в 2020 году, по сравнению с 2019 годом снизилась на 7,8 тыс. руб. (на 9,5%).


2. Выездные проверки

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.


В 2019 году доначислений на 1 выездную проверку было больше на 4,5 млн. руб. Снижение количества выездных проверок и общих доначислений вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).

Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего — 736 проверок, из них результативных — 698 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 29,8 млрд. руб. (из них налогов — 20,5 млрд. руб.).

В 2019 году за 9 месяцев в Москве проведено 1 155 проверок, из них результативных — 1 086 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 36,3 млрд. руб. (из них налогов — 25, 8 млрд. руб.)


По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку за 9 мес. 2020 года составили 42,7 млн.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 — 33,4 млн.руб.

Таким образом, за 9 месяцев 2020 года средняя сумма доначислений по московским выездным проверкам увеличилась с 33,4 млн. руб. до 42,7 млн. руб., т.е. на 28%. Мораторий и пандемия не мешают инспекторам ставить свои рекорды по доначислениям.


3. Споры по ст. 54.1 НК РФ

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).


Тем не менее, хочется радоваться этим победам и надеяться на изменение картины на более радужную для налогоплательщиков. Тем более, что в текущем году отмечены новые подходы судов к некоторым нюансам применения ст. 54.1 НК РФ. Например, суды соглашаются с возможностью налоговой реконструкции действительных обязательств компании, когда реальность расходов не оспаривается, но сделки не соответствуют положениям ст.54.1 НК РФ, наметились правила оценки судами проявления налогоплательщиками коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов (например, Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, Определение ВС РФ от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064, Постановления АС Западно — Сибирского округа от 02.07.2020 Ф04-611/2020, от 22.10.2020 по делу № А27-14675/2019, АС Московского округа от 11.09.2020 № А76-25957/2018).

Кстати, ФНС скоро выпустит в свет Обзор судебной практики с рекомендациями для налоговых органов по применению положений столь «скользкой» статьи Налогового кодекса и хочется верить, что некоторые правила игры станут более понятными для компаний и возможно, формализма и перегибов «на местах» будет гораздо меньше.

4. «Добровольное» уточнение налоговых обязательств

Приоритетной в деятельности налоговых органов становится именно аналитическая, превентивная работа.

Курс ФНС на развитее и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств явно дает неплохие результаты, так:

за 8 месяцев 2020 года поступления по аналитической работе достигли 64 млрд.руб., из них 48 % были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно;

в Московской области за 9 месяцев 2020 года сумма поступивших в бюджет платежей по результатам контрольно-аналитической работы составила 5,9 млрд. руб., что на 23,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Налогоплательщики увеличили свои налоговые обязательства на 7,1 млрд. руб., уменьшили сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 4,2 млрд. руб. и уменьшили сумму заявленного к возмещению НДС на 1,2 млрд. руб.;

в Санкт-Петербурге сумма дополнительных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. руб., что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

5. Послаблений в сборе налогов не будет!

В июле был опубликован проект Плана деятельности Минфина РФ на 2020-2025 годы: собрать налогов не менее 99 %.

К такому показателю обещают идти плавно. Так, в 2020 году план собираемости — 98,72%, в 2021 — 98,79%, 2022 — 98,86% и в 2023 — 98,93%.


Похоже, это еще один «звонок», свидетельствующий об усилении налогового контроля, а значит, бизнесу пора всерьез задуматься о порядке в учете и отчетности в своих компаниях и принять срочные меры по снижению налоговых рисков.

6. Налоговые преступления

За 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях. За время следствия по ним возмещено недоимки на сумму почти 20 млрд.руб. Такие данные озвучил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на оперативном совещании с руководителями подразделений центрального аппарата и региональных отделений ведомства (Xисточник — Российская газета — Федеральный выпуск. 2020. № 239 (8293)).

В 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Даже не имея данных за весь 2020 год, вполне можно предположить, что количество дел по налоговым преступлениям будет не ниже уровня прошлого года.

Цифры говорят сами за себя, не требуя излишних комментарий. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес и личная свобода.

Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании. В этом может помочь проведение системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Как выбрать себе налогового юриста

Россияне зарабатывают деньги, и в некоторых случаях, несмотря ни на что, деньги заметные. Первое поколение таких сограждан или их дети все активнее выходят на рынок юридических услуг, связанных с управлением и наследованием нажитого.

Последние 4 года отмечены существенными изменениями в практике управления благосостоянием состоятельных россиян. Среди них, например:

  • новые правила для контролируемых иностранных компаний;
  • введение понятия резидентства юридических лиц и фактического права на доход;
  • активизация обмена финансовой информацией с другими странами;
  • новые правила о необходимости “присутствия” в оффшорных юрисдикциях.

Эти и другие нормы в практике управления частными деньгами привели к необходимости использования существенно большей налоговой и юридической экспертизы.

Вот почему резиденты, заработавшие заметные средства, все чаще обращаются к налоговым специалистам. Формы взаимодействия возможны самые разные, например:

  • Проектная работа со специализированной фирмой;
  • Личный налоговый консультант;
  • Налоговый консультант, дополняющий услуги финансового советника;
  • Создание собственного семейного офиса;
  • Работа с мультисемейными офисами.

Клиенту важно иметь четкие критерии, по которым можно найти налогового юриста, с которым можно работать. Ниже я приведу некоторые из них, которые выделил для себя, работая в этой индустрии последние 12 лет, в крупнейших игроках на этом рынке.

Компетентность

Как неспециалисту отличить компетентного специалиста от прочих?

Хорошего специалиста будет отличать четкое, понятное, структурированное и вежливое письмо. Опыт многих лет деловой переписки будет виден в том, как человек строит предложения и как оперирует русским или английским языком. Фразы минимально будут допускать двусмысленность: одну сущность профессиональный налоговый юрист не будет называть несколькими терминами. Он упростит работу по перевариванию текста для вас, сделает ее частично вместо вас. Если вам легко читать его письмо - скорее всего перед вами хороший кандидат.

Как в любом узконаправленном ремесле налоговый юрист владеет терминами ("птичий язык"), значение которых зачастую не ясно клиенту. Однако, это совсем не показатель его компетентности. Напротив, человек, который по-настоящему разбирается в своем деле, может объяснить суть вопроса клиенту, далекому от налоговых тонкостей. Если вы чувствуете, что человек скрывается за специфической терминологией и не говорит просто и по делу - вряд ли перед вами достойный специалист. Терминологию, по возможности, профессиональные налоговые юристы оставляют за рамками клиентского разговора.

Человек, с которым вы работаете должен легко подтвердить наличие релевантного опыта. Чем он ближе к вашей ситуации, тем лучше. Если вы чувствуете, что ваш юрист “притягивает за уши” не совсем похожие на ваши случаи данные - возможно, он столкнулся с таким делом впервые. Если ваш налоговый юрист открыто признает, что с таким случаем сталкивается в первый раз - это хороший знак, перед вами, по крайней мере, искренний человек.

Особая тема. Важно, кто вам рекомендовал этого кандидата. Человек, дающий подобные рекомендации, мог бы соответствовать нескольким критериям:

  • Он должен разбираться в теме, хотя бы косвенно. Например - ваш проверенный корпоративный юрист, вероятно, сам не сможет делать налоговую работу. Однако отличить хорошего налогового юриста от не очень хорошего он, скорее всего, вполне в состоянии;
  • Очень желательно, чтобы рекомендующий сам когда-либо пользовался услугами рекомендуемого налогового юриста. И получил качественный продукт именно за свои деньги;
  • Его искренность не должна иметь коммерческого интереса.

Не менее важным критерием является вопрос этики вашего налогового юриста. Это очень многообразное понятие и, чтобы не заплутать в дебрях морали, сведу вопрос к простой фразе: ваш налоговый юрист получает выгоду от действия исключительно в ваших интересах. Любая сторонняя заинтересованность скажется на итоговом качестве оказанных услуг.

Позволю себе один императив - никогда не позволяйте другим людям полностью управлять закупкой налоговых услуг. Вам выгоднее присутствовать на проекте лично, иначе получателем услуг станете не вы, а ваш представитель, со всеми вытекающими последствиями посредничества.

Хороший налоговый юрист работает за ощутимый гонорар. Если он совокупно (с учетом всех его издержек) зарабатывает на вашем вопросе менее 150 евро в час - перед вами не профессиональный юрист, а скорее делопроизводитель, который что-то слышал о вопросе. Разница станет видна, как только ситуация отойдет от стандартной.

Вопрос бренда фирмы, в которой работает налоговый специалист, является спорным. Конечно, вряд ли хороший кандидат будет работать в структуре, которая не имеет никакой репутации на рынке. Однако, с другой стороны, чем больше компания - тем больше там непрофессиональных людей, поскольку только в большой фирме такие люди могут найти нишу, не связанную с профессионализмом (например, ниша льстить начальству).

Звезды встречаются и в маленьких фирмах. Но посредственность - основа больших организаций.

Рынком налоговых услуг в России сейчас почти монопольно владеют компании Большой Четверки, а также одна российская фирма, которая специализируется на налоговых спорах. Остальные юридические фирмы работают на этом рынке скорее как бутики с продуктами ручной работы. Большая четверка - как крупный супермаркет. Обычно большинство юридических фирм предлагают более глубокую экспертизу. Большая четверка - наработанные на массах проектов типовые подходы. Что выбрать - дело вкуса и конкретного вопроса.

“Продажник” или профессионал

Золотым правилом юридического бизнеса является то, что его возглавляет профессионал с наибольшим опытом, а не человек из отдела продаж. В налоговой юридической практике вы работаете с мастером, у которого есть подмастерья. Это лучшая аналогия. Сам по себе менеджмент в юридической фирме редко вырастает в отдельную функцию, как правило, ее на себя берет наиболее грамотный специалист, у которого, в дополнение к профессионализму, есть еще и лидерские качества. Если же перед вами чистой воды продавец - это повод с осторожностью относиться к качеству предлагаемых услуг.

Резюме

Если учитывать мои скромные выводы - при выборе налогового юриста полезнее начинать искать компетентность, обращая внимание на грамотное, простое изложение материала и релевантный, практический опыт. Прислушиваться к рекомендациям желательно финансово незаинтересованного коллеги. Не транжирить, но и не жалеть денег на гонорар. Искать в первую очередь профессионала, а не продажника. Бренд фирмы при этом имеет второстепенное значение - стоит встретиться и посмотреть в глаза конкретного человека, который непосредственно будет работать на вас.

Описание мероприятия

Налогообложение – сложная и интересная сфера, в которой всегда требуются квалифицированные специалисты. Знание тонкостей налогового законодательства и их практического применения поможет обезопасить компанию от риска ошибок и последующих за ними штрафов. Лучшим подтверждением высокой квалификации в области российского налогообложения является Сертификат по налогам РФ Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров Великобритании (ACCA - The Association of Chartered Certified Accountants). Сертификат по налогообложению РФ является частью нового диплома АССА – «Финансы и управление бизнесом».

Наш курс готовит слушателей к сдаче экзамена в ИПБ России на получение аттестата профессионального налогового консультанта. Данный аттестат подтверждает, что его обладатель умеет осуществлять налоговое планирование и предвидеть риски, знает, как без потерь пройти проверки и разрешить споры, ориентируется во всех вопросах налогообложения, включая ВЭД.

Лекторы – эксперты в
области налогообложения

Международный сертификат
крупнейшей профессиональной
ассоциации бухгалтеров

Сертификат по одной из самых
востребованных в России
квалификацийи

Лекторы


Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

• Практикующий налоговый консультант с 2002 года, имеет обширный опыт работы в компаниях и банках, член ИПБ России • Дипломированный специалист АССА ДипНРФ, преподаватель по программе подготовки к сдаче экзамена ДипНРФ АССА (Диплом по налогам) • Автор публикаций в профильных изданиях, курсов и тренингов по управлению налоговыми рисками


Эксперт в области бухгалтерского учёта, аудита и МСФО

• Дипломированный специалист АССА DipIFR и ИСФМ (Великобритания) •Специалист высокого класса с обширным практическим опытом по трансформации отчетности в МСФО • Преподавательский стаж более 25 лет


Эксперт по гражданскому и предпринимательскому праву

• Аттестованный преподаватель Палаты налоговых консультантов • Автор учебного пособия ПНК РФ по разделу «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» • Кандидат юридических наук, юрисконсульт Sawatzky Property Management


Эксперт по налоговому праву

• Налоговый юрист, советник налоговой службы РФ III ранга • Преподаватель налогового права на программах «Подготовка налоговых консультантов», ДипНРФ, повышение квалификации налоговых консультантов • Опыт работы в налоговых органах более 10 лет

Почему это мероприятие

Возможность получить престижный международный сертификат в области налогообложения

Всестороннее представление о налоговом праве и налоговом законодательстве РФ

Перспективы карьерного роста для обладателей сертификата АССА

Исчерпывающие профессиональные знания и умения в сфере налогообложения РФ

предпринимательской деятельности. Источники права.
Отрасли права, регулирующие предпринимательскую деятельность. Публичное и частное право в регулировании экономических отношений.

Нормативные акты. Классификация нормативных актов по юридической силе и по отраслям законодательства. Законы, подзаконные акты. Обычаи. Нормы международного права и международные договоры. Понятие правовой нормы. Императивные и диспозитивные нормы. Предмет и метод правового регулирования.

Действие нормативных актов во времени и в пространстве. Вступление в силу и прекращение действия нормативных актов. Обратная сила закона.

Роль судебной практики и пределы ее применения.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности.

Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности – административная и экономическая функции. Мероприятия государственного контроля. Негосударственное регулирование предпринимательской деятельности.

1.2. Субъекты предпринимательской деятельности.
Право- и дееспособность физических лиц. Особенности регистрации индивидуального предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации: правовые последствия, ответственность.

1. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица (общая, специальная, исключительная). Учредительный документ юридического лица. Государственная регистрация юридического лица, сведения, подлежащие указанию в ЕГРЮЛ. Наименование (фирменное наименование), местонахождение, адрес юридического лица. Представительства и филиалы. Порядок и способы создания юридических лиц. Печать хозяйственного общества.
2. Корпоративные и унитарные организации. Органы управления юридических лиц. Компетенция органов юридического лица. Общее собрание участников корпорации. Предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам. Порядок проведения собраний корпораций.
3. Реорганизация юридического лица и ее виды. Порядок реорганизации, гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации, признание реорганизации недействительной, несостоявшейся.
4. Ликвидация юридического лица. Порядок ликвидации, очередность удовлетворения требований кредиторов. Обнаружение имущества юридического лица после его ликвидации. Фактическое прекращение деятельности юридического лица.
5. Несостоятельность (банкротство) юридического лица: основания, порядок, процедуры. Банкротство физических лиц. Очередность удовлетворения требований кредиторов.
1.3. Виды юридических лиц. Организационно-правовые формы.
Коммерческие организации. Полное товарищество: управление полным товариществом, распределение прибылей и убытков полного товарищества, ответственность участников. Товарищество на вере: права и обязанности вкладчиков. Общество с ограниченной ответственностью: состав участников, размер уставного капитала, порядок выхода участника из ООО, продажи долей в уставном капитале ООО, сделки с заинтересованностью, крупные сделки. Акционерное общество: публичное и непубличное (основные отличия), выпуск ценных бумаг, виды акций, реестр акционеров, сделки с заинтересованностью, крупные сделки. Дочерние общества. Хозяйственные партнерства. Производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации: основные виды, возможность заниматься приносящей доход деятельностью.

1.4. Объекты гражданских правоотношений.
Имущественные права участников экономической деятельности.

Понятие права собственности. Права владения, пользования, распоряжения. Бремя содержания и риск случайной гибели имущества. Формы права собственности: государственная/муниципальная, частная. Виды общей собственности: долевая, совместная.

Основания приобретения права собственности: вновь создаваемое имущество, переработка, самовольная постройка, находка, брошенные вещи, плоды, продукция и доходы, приобретательная давность.

Основания прекращения права собственности: отказ от права собственности, обращение взыскания на имущество по обязательствам, изъятие земельного участка для государственных/муниципальных нужд, конфискация.

Защита права собственности. Истребование имущества из чужого незаконного владения. Незаконное добросовестное владение.

Иные вещные права: право хозяйственного ведения и право оперативного управления, право постоянного бессрочного пользования. Право пожизненного наследуемого владения.

1. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений: понятие материального и нематериального блага.
2. Вещи: понятие и критерии классификации вещей, движимые и недвижимые вещи, правовой режим индивидуально определенных и родовых вещей, делимых и неделимых вещей, сложных вещей, главной вещи и принадлежности, потребляемых и непотребляемых вещей. Имущественные права.
3. Деньги как особая категория вещей. Правовой режим наличных и безналичных денег.
4. Ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений: понятие, признаки и свойства. Осуществление и передача прав по предъявительской ценной бумаге, ордерной ценной бумаге, именной ценной бумаге. Бездокументарные ценные бумаги.
5. Предприятие как имущественный комплекс.
6. Единый недвижимый комплекс.
7. Объекты права интеллектуальной собственности. Правовой режим результатов интеллектуальной деятельности. Объекты авторского и патентного права.
8. Осуществление авторских прав на произведения, программы для ЭВМ и топологии интегральных микросхем. Служебное произведение. Осуществление смежных прав на исполнения, фонограммы, программы эфирного и кабельного вещания, базы данных. Понятие патентного права. Правовой режим изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Порядок подачи заявки и получения патента.
9. Средства индивидуализации товаров и их производителей: товарный знак (знак обслуживания), наименование места происхождения товаров, коммерческое обозначение. Порядок государственной регистрации товарного знака. Осуществление прав на товарный знак.
10. Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданско-правовой защиты. Гражданско-правовые способы защиты чести, достоинства и деловой репутации. Секреты производства (ноу-хау) и их правовая охрана.
1.5. Правоотношения участников предпринимательской деятельности. Сделки.
Понятие правоотношений. Юридические факты как основание их возникновения, изменения, прекращения.

Сделки: понятие, формы сделки: письменная, устная, нотариальная, конклюдентные действия. Государственная регистрация сделок, основания и последствия недействительности сделок, оспоримые и ничтожные сделки. Порядок заключения сделок: представительство, доверенность. Действие в чужих интересах без поручения. Срок и реквизиты доверенности, форма доверенности, прекращение доверенности, порядок отзыва доверенности, передоверие.

1.6. Гражданско-правовые обязательства
Гражданско-правовые обязательства - понятие, основания возникновения: договор, причинение вреда, неосновательное обогащение. Принципы исполнения обязательств, срок исполнения обязательства, встречные обязательства, место исполнения обязательства.

Стороны обязательства: кредитор и должник, изменение стороны обязательства: уступка права требования, перевод долга, передача договора.

Способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, удержание, поручительство, независимая гарантия, задаток, обеспечительный платеж.

Прекращение обязательств: исполнение, отступное, новация, зачет, совпадение должника и кредитора в одном лице, прощение долга, невозможность исполнения обязательств. Односторонний отказ от исполнения обязательств, установление платы за односторонний отказ в предпринимательской деятельности.

Ответственность за нарушение обязательств: основания наступления юридической ответственности, формы вины, ответственность предпринимателей независимо от вины. Солидарная и субсидиарная ответственность. Возмещение убытков (реального ущерба и упущенной выгоды).

Виды санкций в гражданском праве. Неустойка: виды, размер, правила уменьшения неустойки судом; проценты за пользование чужими денежными средствами; право поручить исполнение обязательства третьим лицам; ответственность за недобросовестное ведение переговоров, за недостоверные заверения об обстоятельствах, присуждение взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта.

1.7. Договорные обязательства
Понятие договора. Принцип свобода договора как один из основополагающих принципов гражданского права, смешанные договоры, толкование договора. Существенные условия договоров. Порядок заключения договора: оферта, акцепт. Форма договора. Дата заключения, срок договора, действие договора. Основания и порядок изменения и расторжения договоров. Основные договорные конструкции: публичный договор, договор присоединения, предварительный договор, рамочный договор, опцион на заключение договора, опционный договор, договор с исполнением по требованию (абонентский договор).

Отдельные виды договорных обязательств:

1. Договоры отчуждения: купли-продажи (розничной купли-продажи, поставки), продажи недвижимости, продажи предприятия, мены, дарения.
2. Договоры о передаче имущества во владение и пользование: договор аренды, бытовой аренды, аренды транспортных средств, финансовой аренды (лизинга)). Договор безвозмездного пользования имуществом.
3. Договоры подряда, строительного подряда, возмездного оказания услуг. Условия одностороннего отказа от договоров.
4. Договор займа, кредитный договор, договор банковского счета.
5. Коммерческое представительство: договоры поручения, комиссии, агентирования. Доверительное управление имуществом.
6. Договоры простого товарищества, коммерческой концессии, страхования, хранения.
2. НАЛОГОВОЕ ПРАВО
2.1. Система налогообложения (федеральные, региональные, местные налоги)
2.2. Порядок установления и взимания налогов.
2.3. Общие правовые положения о специальных налоговых режимах.
2.4. Основы налогового регулирования.
2.5. Обязанности налогоплательщиков, налоговых агент��в, плательщиков взносов, сборов.
2.6. Налоговые проверки и порядок их проведения.
2.7. Документирование налоговых проверок.
2.8. Порядок приведения в исполнение ненормативных актов налогового органа
2.9. Порядок взыскания налогов, пеней, штрафов.
2.10. Обеспечительные меры исполнения обязанности по уплате налога и ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах (налоговая, административная, уголовная).
2.11. Обжалование налогоплательщиков ненормативных актов налогового органа, а также действий (бездействий) их должностных лиц.
3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
3.1 Основные средства
Приобретение по договору лизинга. Ремонт и модернизация. Аренда. Неотделимые улучшения.
3.2 Нематериальные активы и НИОКР
Классификация и особенности учета. Лицензионный договор. Учет программных продуктов.
3.3 Финансовые вложения
Банковские вклады. Выданные займы. Вклады в УК других организаций. Дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования (договор цессии).
3.4 Расчеты
Дебиторская и кредиторская задолженность. Неденежные формы расчетов. Неустойка. Скидки.
3.5 Валютные операции
Переоценка валютных объектов. Покупка и продажа валюты. Расчеты с иностранными контрагентами. Расчеты в условных единицах. Импорт и экспорт товаров, работ, услуг.
3.6 ПБУ 18
3.7 Капитал и Отчет об изменениях капитала
3.8 Отчет о движении денежных средств
3.9 Исправление ошибок в бухгалтерском учете
3.10 Основы финансового анализа бухгалтерской отчетности
Абсолютные и относительные показатели. Ликвидность. Агрегированный баланс. Финансовая устойчивость. Рентабельность. Норма прибыли. Точка безубыточности.
4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
4.1. Российская система Налогообложения и ее администрирование
Общие функции и цели налогообложения в современной экономике

Основы налогового регулирования

Специальные налоговые режимы

Обязанности налогоплательщиков и / или налоговых агентов

Процедуры, связанные с проведением налоговых проверок, обращениями в вышестоящие органы и спорами

Санкции за налоговые правонарушения, налоговые штрафы и пени на просроченные налоговые платежи

4.2. Налог на доходы физических лиц
Область применения налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Доходы, полученные индивидуальными предпринимателями

Дивиденды и прочие доходы

Полный расчет налоговой базы и налоговых обязательств по НДФЛ

Применение льгот и вычетов по налогу с целью минимизации обязательства по НДФЛ

4.3. Налог на прибыль организаций
Область применения налога на прибыль

Налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль

Расходы, уменьшающие налоговую базу и налоговые вычеты в целях отсрочки и снижения налоговых обязательств по налогу на прибыль

Полный расчет налога на прибыль

Налоговый учет по налогу на прибыль

Использование льгот и освобождений в целях отсрочки и минимизации налоговых обязательств по налогу на прибыль

4.4. Налог на добавленную стоимость (НДС)
Область применения налога на добавленную стоимость (НДС)

Расчет обязательств по НДС

Порядок уплаты налога и требования к предоставлению отчетности по НДС

4.5. Страховые взносы во внебюджетные фонды
Область применения страховых взносов во внебюджетные фонды

Страховые взносы во внебюджетные фонды работодателя за работников предприятия

Страховые взносы во внебюджетные фонды индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам

Проверки со стороны страховых фондов

4.6. Расчет обязательств по налогу на имущество
Область применения налога на имущество

Расчет обязательств по налогу на имущество

Порядок, сроки уплаты и сроки предоставления отчетности

5. Практический курс подготовки к сдаче экзамена ДипНРФ
В стоимость программы входит:
сборник учебно-методических материалов;

сборник практических задач с решениями;

пробный экзамен, полностью моделирующий реальный экзамен, и анализ результатов с комментариями преподавателя.

Требования к соискателям на получение сертификата ДипНРФ (Рус)
Высшее образование по соответствующей специальности (которое бы давало освобождения от экзаменов F1 – F3 при регистрации на квалификацию АССА), со специализацией финансы и кредит или бухгалтерский учет, или анализ и аудит, или налоги и налогообложение.

Действующий аттестат ИПБ России по профилю "главный бухгалтер".

Стоимость экзаменационного взноса - 211 фунтов (или 21 590 рубля по курсу на 12.02.21)
Сессия в декабре 2021 - рекомендуем зарегистрироваться в качестве студента с 4 мая по 11 октября, на сам экзамен до 2 ноября.

Почему «Что делать Квалификация»


Учебный центр – один из 100 центров по всей России, у которых есть право готовить специалистов этой квалификации


Программа подготовлена экспертами АССА (the Association of Chartered Certified Accountants)


Материалы курса содержат разбор и решение экзаменационных задач для данной квалификации

audit

В предыдущей главе мы выяснили, что сегодня в России существует ряд проблем, тормозящих развитие налогового консультирования, а также причины их возникновения.
Становится очевидным, что подготовка и деятельность по налоговому консультированию затрагивают интересы многочисленных и различных групп населения, организаций, а также государства. Поэтому она должна регулироваться как на правительственном и ведомственном уровне, так и в законодательном порядке.
Основываясь на материале, представленном в первой и второй главе курсовой работы можно предложить следующие пути решения проблем развития рынка налогового консультирования, которые в свою очередь определяют направления совершенствования и перспективы развития налогового консультирования в России.
По нашему мнению, решением первой, и основной проблемы – отсутствие законодательного регулирования налогового консультирования является принятие ФЗ “О налоговом консультировании”, а также разработка и создание нормативной базы о стандартах и порядке осуществления налогового консультирования. Стандарты налогового консультирования должны представлять собой основные, общие рекомендации, которые нуждаются в кодификации.
При этом следует принимать во внимание законодательство и опыт других стран (Германия, страны Восточной Европы, Австрия и др.), где существуют аналогичные специалисты по налоговому консультированию.
В таблице, которая представлена в Приложении 1, рассматривается мировой опыт развития налогового консультирования. На основе выделенных критериев проведена сравнительная характеристика развития налогового консультирования в различных странах мира.
Так, из таблицы видно, что в Германии очень развито законодательство в сфере налогообложения. Соответствующие законы всегда предусматривают виды, основания и механизм ответственности консультантов за советы, которые они дали своим клиентам.
В каждой из стран Восточной Европы нормативным положением для деятельности налоговых консультантов является специальный закон о налоговом консультировании. Сегодня в этих странах имеется 10-15-ий летний опыт применения соответственных законов регулирующих налоговое консультирование и такой же опыт работы профессиональных объединений.
Регулирование деятельности в сфере налогового консультирования в Австрии осуществляется на основании австрийского Федерального “Закона о профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением», который определяет правовые основы деятельности по налоговому консультированию.
Проблема подготовки консультантов по налогам и сборам, на наш взгляд, может быть решена на основе профессиональной подготовки и переподготовки с выдачей соответствующего государственного диплома.
В особенности важной здесь представляется дополнительная образовательная программа «Подготовка консультанта по налогам и сборам». Главное, чтобы подготовка налоговых консультантов не свелась к выдаче какого-либо аттестата, свидетельства или удостоверения, а тем более “диплома” негосударственного учебного заведения выдаваемых за краткий срок обучения (несколько дней или недель, месяцев), в течение которого может быть лишь ознакомление с действующим налоговым законодательством и элементарными налоговыми понятиями. Краткосрочное обучение мало что дает для подготовки квалифицированных кадров в этой сфере. Обучение должно быть качественным, отвечать определенным стандартам, желательно с хорошей стажировкой (можно и за рубежом, например, в Германии, Израиле, США и т.п.).
Важно, что независимо от места и программ подготовки консультантов по налогам и сборам должен четко функционировать механизм государственной аттестации указанных специалистов .
В рамках решения проблем образовательного плана и подготовки преподавателей для подготовки консультантов по налогам и сборам необходимо решение следующих задач:
 разработка и апробация методик подготовки и организация подготовки преподавателей – консультантов;
 консультирование и сопровождение процесса подготовки преподавателей – консультантов организациями и учреждениями, имеющими опыт работы в этой сфере консультирования (методологический, методический и инструментальный аспекты);
 участие в подготовке преподавателей – консультантов Учебно-методологического центра при ФНС РФ, некоммерческого партнерства “Палата налоговых консультантов” и др.;
 разработка отечественных методологических средств и методического инструментария к подготовке преподавателей .
Проблема осуществления государственного контроля в сфере деятельности консультантов по налогам и сборам должна быть решена путем осуществления ФНС России функции государственного контроля за правилами и стандартами налогового консультирования.
На основании вышеизложенного и в интересах общества, государства, в том числе ФНС России, в целях упорядочения подготовки и государственной аттестации консультантов по налогам и сборам, а также для защиты прав и интересов налогоплательщиков предлагается осуществить ряд мероприятий, в частности:
1. Разработать Положение о консультантах по налогам и сборам и утвердить его в государственном органе.
2. Ввести систему подготовки, переподготовки обучения налоговых консультантов в средних специальных и высших учебных заведениях.
3. Разработать Порядок проведения государственной аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам .
4. Разработать порядок аккредитации и сертификации профессионалов в области налогового консультирования.
5. Создать единый реестр налоговых консультантов.
Все вышеперечисленные пути решения проблем российского налогового консультирования должны решаться совместно с проведением целенаправленной работы по правовому воспитанию налогоплательщиков.
На первом плане должна быть информационная, просветительская работа с налогоплательщиками, формирование налоговой культуры и дисциплины.
Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем, в таких странах обучение налоговому законодательству, а также налоговое просвещение и налоговое консультирование осуществляются за счет государственного бюджета. Кроме того, создаются государственные и общественные службы, занимающиеся налоговым консультированием .
Роль права в повышении культуры взаимоотношений государства и налогоплательщиков весьма значительна. Нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению, как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.
Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не демонстрировать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства. Более того, необходимо создавать налогоплательщику благоприятные условия: доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование его. В таком деле должно быть взаимодействие и координация средств массовой информации, а также различных государственных органов: ФНС России, Минфин России, Минюст России, Генеральная прокуратура РФ, суды и арбитражные суды, другие органы.
По нашему мнению, надо приступить к созданию спокойной, справедливой налоговой системы, в которой принуждение и другие силовые методы применялись бы как исключение.
Во-первых, следует квалифицированно совершенствовать налоговое законодательство, проводить назревшую налоговую реформу в области налогового консультирования, так как эта область консультирования динамично развивается и требует нормативно-правовой регламентации.
Во-вторых, обеспечить взаимодействие государственных органов по схеме: налоговые органы – прокуратура – суды и арбитражные суды. Можно было бы предложить перераспределить некоторые функции государственных органов путем создания налоговых округов, в каждом из которых на один из действующих органов прокуратуры возложить функцию прокуратуры по налоговым делам, а на один из судебных и арбитражных органов возложить функцию суда по рассмотрению налоговых дел. Тогда налогоплательщики будут знать, в какие именно органы им надо обращаться, а специализация прокурорских и судебных работников позволит более качественно рассматривать налоговые дела. В ряде стран такая практика имеется.
В-третьих, следует создавать широкомасштабную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и расстановку повсеместно такого важного специалиста как консультант по налогам и сборам.
Если обратиться к опыту зарубежных стран, который рассмотрен в таблице в Приложении 1 к курсовой работе, то можно выделить следующие направления совершенствования налогового консультирования в России:
1. Обязательное страхование ответственности налогового консультанта.
В России широко распространено добровольное страхование ответственности, тогда как в Великобритании, Германии, странах Восточной Европы, Австрии существует обязательное страхование ответственности налогового консультанта, которое является необходимым условием для ведения деятельности по налоговому консультированию, выдачи свидетельства, подтверждающего статус налогового консультанта, а так же для включения в члены профессиональных организаций и палаты налоговых консультантов.
2. Совместная работа организаций налоговых консультантов с государственными органами.
В данном направлении необходимо руководствоваться положительным опытом Голландии. Отличительная особенность голландских организаций, объединяющих налоговых консультантов, заключается в их участии совместно с государственными органами в обсуждении актуальных вопросов налогообложения – от нового законодательства до вопросов взаимоотношений с налогоплательщиками.
Такой опыт особенно интересен, поскольку подтверждает, что наличие сильной независимой организации, объединяющей профессионалов в какой-либо области, позволяет осуществлять эффективное регулирование их деятельности и оказывать существенное влияние на формирование государственной политики в данной области.
3. Ответственность налоговых консультантов.
В России имеет место гражданско-правовая (имущественная) ответственность налогового консультанта перед клиентом, которая возникает в силу договора об оказании консультационных услуг. То есть, в том случае, если договором оговорено, то налоговый консультант возмещение убытки, понесенные клиентом в результате в полном размере.
Если обратиться к опыту Великобритании, то здесь ответственность налоговых консультантов перед клиентом закреплена профессиональными правилами, и, самое главное, на законодательном уровне. В Германии налоговый консультант, в соответствие с законодательством несет ответственность начиная от предупреждения, и в плоть до уголовной ответственности. В Польше, Чешской Республике и Словакии – это штраф, а также запрет на выполнение профессии и вычёркивание из реестра налоговых консультантов.
Сегодня в России налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые предлагают услуги по налоговому консультированию, защите прав налогоплательщиков, значительному снижению налогов или полному освобождению от них. При этом, консультанты устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот ущерб, который они могут причинить. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик.
По нашему мнению, законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного, профессионального образования (повышении квалификации, профессиональная переподготовка, удостоверенные государственным образовательным документом).
Незаконная деятельность должна по примеру законодательства других стран караться денежным штрафом (либо квалифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность, наказываемая в уголовном порядке – ст. 171 УК РФ).
4. Деятельность профессиональных объединений налоговых консультантов.
В России, как и во многих странах мира, существуют и успешно осуществляют деятельность общественные организации и общества по организации деятельности консультантов по налогам и сборам.
Но, при этом, субъектами налогового консультирования являются также и юристы, специализирующиеся в налоговом праве, адвокаты, аудиторы, бухгалтеры и иные лица, которые, порой, ведут консультационную деятельность без сертификатов, дипломов, дающих право заниматься этим налоговым консультирование.
Для того, чтобы предотвратить незаконную деятельность по налоговому консультированию и обезопасить налогоплательщиков от некачественного предоставления услуг можно обратиться к зарубежному опыту.
Так, в странах Восточной Европы на основе законов о налоговом консультировании все налоговые консультанты в обязательном порядке объединены в профессиональные объединения Палаты налоговых консультантов.
Налоговое консультирование в России – это достаточно новая и молодая область консультирования в сфере налогообложения. Именно поэтому, необходимо обратить внимание на опыт зарубежных стран в области налогового консультирования и использовать практику Великобритании, стран Восточной Европы, Германии, которая может помочь российским налоговым специалистам в их деятельности.

Читайте также: