Высокие налоги и высокий уровень государственной социальной защиты

Опубликовано: 05.05.2024

Вопрос о количестве моделей социальной политики достаточно сложный и дискуссионный. Рассмотрим их основные классификационные группы, базирующиеся на принципах, вытекающих из роли и степени участия государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан в реализации социальной политики. Наиболее устойчиво в литературе используется следующая классификация моделей социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная и католическая.

Важным критерием оценки моделей является возможность достижения значительного социального эффекта в виде решения проблем занятости и бедности. В социал-демократической модели акцент делается как на социальное перераспределение доходов через фискальную политику, так и на занятость. В консервативной модели также высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. В данном случае наблюдается феномен работающего бедняка. В либеральной модели уровень распределения занятости большей части населения низкий, но относительно высокий уровень социального перераспределения. И, наконец, в католической или латинской модели акцент и на занятость, и на социальное перераспределение низок. Таким образом, государства с социал-демократической и либеральной моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как государства с консервативной и католической моделями - более высокую. Это означает, что социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью, или, по крайней мере, консервативный подход к борьбе с бедностью является неадекватным.

Социал-демократическую модель называют также скандинавской или нордической. Основным принципом распределения социального обеспечения является универсализм. На социальное обеспечение и социальное обслуживание, реализуемые через государственный бюджет, имеют право все граждане. Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер, через розничную продажу товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Модель базируется на следующих принципах: граждане имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах; социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизнедеятельности; социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Социал-демократическая модель реализуется в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Консервативная модель также имеет несколько названий: континентальная европейская, институциональная. Тем не менее, центральное направление одно - упор на рынок и страхование. Модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение, социальное обслуживание (социальные услуги) государство не организует. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не заняты и не имеют страховок, так как степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. При этом бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Либеральная (американо-британская) модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает социальное обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании, Англии и Ирландии.

Главным принципом католической модели социальной политики является идея вспомогательности, по которой ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращаться к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. Таким образом, социальное учение оперирует иерархией инстанций.

Таким образом, социал-демократическая или скандинавская модель является улучшенным вариантом либеральной модели, а католическая - ухудшенным вариантом консервативной.

Комиссия Европейского сообщества (ЕС) согласно принципам организации выделяет две основные модели социальной политики: «бисмарковскую» и «бевериджскую».

«Бисмарковская» модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Таким образом, социальная защита независима от государственного бюджета.

«Бевериджская» модель исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости.

В настоящее время формируется также новая общеевропейская модель социальной политики, где основой является принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся.

В. Ханеш выделяет ещё одну модель социальной политики - рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все ещё исходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся или переходная.

Нами предлагается ниже следующая классификация моделей социальной политики.

В зависимости от типа базового процесса:

  • - социальная помощь - безвозмездная и благотворительная поддержка малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных граждан. В России в последние десятилетия реализовывался именно такой подход, что привело к резкому снижению эффективности реализуемой социальной политики, свертыванию социальных функций государства;
  • - социальное попечительство - компенсация негативных социальных факторов, возникших вследствие неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы хозяйствования. Целью модели является уменьшение дифференциации в уровне жизни населения на заявительной основе;
  • - социальное страхование - финансирование социальных выплат и услуг за счет страховых взносов работников и работодателей. Идеей модели является формирование многочисленного среднего класса, повышение ответственности населения за свое будущее;
  • - социальное развитие - повышение уровня социальных индикаторов качества жизни: занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и пр. Основным направлением социальной политики является не столько расширение мер социальной помощи и поддержки населения, организация различных акций, обеспечивающих стартовые возможности для самообеспечения, сколько развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу.

В зависимости от субъекта ответственности:

  • - либеральная модель - личная ответственность каждого члена общества за свою судьбу, роль государственных структур в реализации социальной политики минимизирована. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;
  • - корпоративная модель - ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;
  • - общественная модель - ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;
  • - патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

В зависимости от степени участия государства:

  • - благотворительная модель - средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны;
  • - административная модель - прямое, активное государственное вмешательство в рынок, наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости;
  • - стимулирующая модель - косвенное участие государства в решении социальных проблем, создание таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом. Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

Рассмотрев основные классификационные группы моделей социальной политики, проанализируем опыт СССР и России переходного периода. Советская социальная модель основывалась на главенствующей роли государства в социальной сфере, функционировала система бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания, осуществлялся централизованный контроль над работодателями и профсоюзами. Социальную защиту формировал не институт социального страхования, как в большинстве развитых стран, а государственное социальное обеспечение.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Рагозина Анастасия Юрьевна - соискатель, ассистент кафедры Экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета. (УрГЭУ, г.Екатеринбург)

Аннотация: Статья раскрывает сущность социальной защиты с точки зрения обеспечения достойного показателя уровня жизни населения. Особое внимание акцентировано на реализации в настоящее время государственных гарантий в области социального обеспечения населения в России.

Ключевые слова: Социальная защита, уровень жизни, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, социальная услуга.

Система социальной защиты — это, фактически, механизм, с помощью которого обычно перераспределяются доходы от некоторых «финансирующих» групп общества (как правило, экономически особенно активных) в пользу «получающих» групп, то есть больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных [8, c. 86].

В настоящее время значимость системы социальной защиты населения невозможно переоценить. Уровень жизни населения выступает в качестве одного из важнейших показателей эффективности государственной политики в современных условиях. Ухудшение качества жизни влечет за собой снижение показателей здоровья, увеличение масштабов бедности, рост социальной напряженности и экономической нестабильности. Недопущение возникновения подобной ситуации происходит с помощью системы социальной защиты населения [3, c. 55].

Социальная защита населения представляет собой совокупность государственных мер социально-экономического и правового характера, направленных на обеспечение социально уязвимых слоев населения минимальным уровнем материальной поддержки. Основная цель системы социальной защиты населения состоит в решении проблем населения, обусловленных социальными рисками. Политика социальной защиты осуществляется в виде компенсационных и профилактических действий.

В настоящее время социальная защита населения представляет собой достаточно сложную систему. В зависимости от объекта социальной защиты населения в политике государства можно выделить следующие направления: социальная защита детства и отрочества, семьи, нетрудоспособных категорий граждан (в том числе социально слабых трудоспособных групп населения). Поддержание государством оптимального уровня жизни перечисленных категорий населения достигается посредством проведения таких мер, как осуществление пенсионного обеспечения, оказание социальной помощи, предоставление социальных пособий, льгот, а также государственного социального страхования [5, c. 121].

Пенсионное обеспечение – это государственная денежная выплата (пенсия), которая выплачивается ежемесячно в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей. Назначение пенсии происходит при возникновении различных обстоятельств: при смерти кормильца, достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, выслуге лет (т.е. длительном выполнении определенной профессиональной деятельности). Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым пенсиям относятся: пенсия по старости (по возрасту), пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, а также пенсия за выслугу лет. Социальная пенсия устанавливается в случае, если граждане по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию.

Большое значение среди форм осуществления системы социальной защиты имеет социальная помощь – совокупность социальных услуг, в том числе медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка населения со стороны как государственных, так и негосударственных структур в сложных жизненных ситуациях. Социальная помощь выполняет функцию поддержания необходимого уровня жизни отдельным группам населения в экстремальных условиях и носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, помощи продуктами, одеждой, а также оказаний услуг. Осуществление социальной помощи происходит за счет местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов [1, c. 51].

Реализация гарантий в области системы социальной защиты населения обеспечивается пособиями и льготами, посредством предоставления которых в большей степени учитываются индивидуальные ситуации граждан и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и другие [9, c. 54].

Особое место в реализации политики социальной защиты занимает механизм государственных программ социального обеспечения. Социальная программа — это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальной проблемы, характера мероприятий, определением сроков исполнения, уточнением участников процессов и их ролевых функций. Государственные социальные программы разрабатываются, утверждаются, реализуются и финансируются государством, а также его соответствующими органами. Создание подобных социальных программ на всех уровнях власти – неотъемлемое условие успешного функционирования государственной политики в области социальной сферы [6, c. 95].

Таким образом, функционирование системы социальной защиты находит свое отражение как в виде денежной помощи, так и в форме предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания психологической, медицинской, юридической помощи гражданам, являющимся объектом социальной защиты.

Система социальной защиты населения осуществляется не только на государственном, но и на региональном уровне.

Принципы социальной защиты населения в России:
Всеобщность, т.е. распространение его при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм её оплаты.
Общедоступность, т.е. условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни - 70 лет, право на пенсию по старости имеют мужчины в возрасте 60 лет, а женщины – в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжёлых видах труда пенсионный возраст для мужчин снижен до 50-55 лет, а для женщин – до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин в 25 лет, для женщин – 20 лет, а для занятых на тяжёлых работах – он ещё ниже [7, c. 88].

Установление зависимости размеров и форм социальной защиты и социального обеспечения от прошлого труда: длительности стажа; условий работы; заработной платы; других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью.

Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг.

Это: пенсии и пособия; трудоустройство; разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости; помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых; обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями; протезирование и т.д.

Демократический характер её организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и работе врачебно-трудовых экспертных комиссий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников [2, c. 90].

Разработка и внедрение новой системы социальной защиты в России должна считаться первоочередной задачей. Такая система должна быть всеобщей и обеспечивать приемлемый уровень дохода.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериев здесь два:
- социальные гарантии должны обеспечивать достаточный уровень жизни;
- социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения.

Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.
Совершенствование социальной защиты населения – одна из основных целей государства. Увеличение социальной обеспеченности на душу населения означает повышение уровня жизни. Другими словами повышение уровня жизни, увеличение размера заработной платы, снижение безработицы ведёт к наращиванию объёмов валового национального продукта и национального чистого продукта, а также увеличению доли национального богатства, направленной на повышение уровня жизни всех слоёв населения [4, c. 86].

1. Бойко В.В., Оганян К.М., Капытинкова О. И. Социально защищённые и незащищённые семьи в изменяющейся России. СПб., 2009. – 450 с.
2. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. М., 2009. – 500 с.
3. Римашевская Н. Стратегии социальных реформ в России // Свободная мысль// 2012. № 11. – С.55.
4. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / Под ред. В. С. Кукушкина. М., 2009. – 500 с.
5. Социальная защита семьи и детей / Под ред. Л. Э. Кунельского и др. М., 2012. – 500 с.
6. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. Центр социальной педагогики. М., 2009. – 550 с.
7. Фирсов М. В., Студенов Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2011. – 500 с.
8. Холостова Е. И. Социальная защита: Учебное пособие. М., 2009. – 650 с.
9. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 2008. – 680 с.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России
Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? И что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

«У нас в России нет чувства налогоплательщика, то есть вас почему-то мало интересует, куда тратят деньги», — отметил в начале марта глава Счетной палаты, а в прошлом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. А без заинтересованности гражданского общества в том, как реализуются национальные цели, трудно достичь высоких результатов, добавил он. Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? Чем отличаются от нас более сознательные жители других стран? И главное, что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

Кудрин в тренде

Однако та же организация рассчитывает и другой показатель — уровень участия общественности в процессах формирования и контроля исполнения бюджета. И тут наши результаты хуже: по итогам 2017 года Россия набрала 13 баллов из 100. Это, конечно, лучше, чем у Таджикистана (7 баллов) или Турции (0 баллов), но хуже, чем у Новой Зеландии (59 баллов), Южной Кореи (39 баллов) или Грузии (22 балла).

Виновато тяжелое прошлое

Виновато монгольское иго, считает адвокат и член философского общества РАН Рустам Чернов. «До вторжения монголов русские княжества развивались по полисному европейскому типу, в них было все то, что сейчас присутствует в европейской традиции: народовластие, выборность должностей, система налогообложения», — указывает Чернов.

Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти.

На смену Золотой Орде пришло Московское царство (возвышение которого связано с тем, что Иван Калита получил право собирать дань со всех земель русских), затем революция с ее продразверсткой и коллективизацией, потом советский режим, где практически не было частной собственности. «С начала XIII века русский народ просто не имеет возможности осознать, что налоги — это естественное следствие общественной кооперации и сожительства на одной территории в рамках единого государства», — считает Чернов. Он добавляет, что «монгольская традиция власти» сохраняется в России и сегодня. Поэтому, чтобы переломить ситуацию, важно изменить само государственное устройство, передав распределение части бюджетных средств в руки самоуправления.

Но, возможно, пришло время перейти из реальности «Заплати налоги и спи спокойно» на следующий этап — когда человек ответственен за собственное завтра. Как это сделать?

Федеральный бюджет не для всех

Что касается «секретных» статей бюджета, то они могут не раскрываться при публикации, но не при рассмотрении в конгрессе — скрыть содержание любых статей от депутатов невозможно. «Само же количество „секретных“ статей минимально, как и возможность „перепрограммирования“ ассигнований: если в бюджете заложен авианосец, на этапе исполнения бюджета его нельзя „разменять“ на 30 танков и 50 истребителей», — поясняет Ермоленко.

В России же парламент при формировании федерального бюджета выполняет, скорее, роль декорации, считает управляющий директор по макроэкономике «Эксперт РА» Антон Табах. Вряд ли возможен контроль непосредственно со стороны населения, поскольку оно практически не участвует в наполнении федеральной казны — основные средства поступают от крупнейших экспортеров.

Впрочем, контроль федерального бюджета со стороны населения и не нужен. «Федеральные проекты трудно мониторить, — говорит Табах. — Мы не в состоянии оценить, насколько адекватны расходы, например, на Сирию и прочую геополитику. А вот оценить расходы на укладку плитки в состоянии».

Так что с вопросом, на что потрачены деньги, следует идти не в Госдуму, а в мэрию. «Кстати, в Москве больше половины бюджета уже формируется за счет НДФЛ, налогов на имущество и на транспорт. К этому показателю приближаются и некоторые другие регионы», — отмечает Табах.

Власть — советам!

Для этого, считает Подниек, важно развивать простую и доступную информационную среду, информированность о задачах, которые стоят перед этим образованием (районом или селом), задачах, которые решены за счет собранных налогов, и о программах развития, к которым налогоплательщики могут присоединиться для решения этих задач. Поможет и отмена навязывания различных централизованных услуг: например, надо дать родителям самим выбирать поставщика школьного питания, добавляет Муратова.

Особенности национальной сознательности

Уж точно не тем, что их граждане с радостью платят налоги. Никто не любит расставаться со своими деньгами, поэтому собираемость налогов, подчас довольно высоких, во многом держится на понимании, что в случае уклонения от уплаты наказание будет очень суровым. Так что проблема уклонения от уплаты налогов не решена окончательно ни в одной стране. Однако помимо вынужденной ответственности платить налоги у этих стран есть еще кое-что общее.

Например, содержание локальных участков образцовых немецких дорог лежит на плечах местных жителей. «Если в коммуне не хватает средств на оплату ремонта дороги, то жители выплачивают эти деньги из своего кармана, — рассказывает финансовый консультант Елена Казакевич. — Это ли не самая эффективная система отслеживания бюджетных средств на местном уровне? Житель заплатил налоги, зная, что часть из них пошла в местный бюджет, но при этом в местном бюджете нет средств. Появляется вопрос: куда они делись?»

В странах с высокой налоговой культурой граждан обычно и налоговое бремя довольно высоко. Типичным примером могут служить скандинавские страны. Большие налоги возвращаются гражданам высокой степенью социальной защиты. С одной стороны, это примиряет людей с большими налогами, а с другой — побуждает их внимательно относиться к тому, на что тратятся их деньги. Низкий же уровень налоговой культуры, наоборот, характерен для стран, где люди не рассчитывают на государство и решают свои проблемы за счет денег, которые у них остались после уплаты налогов.

Длинная рука Дяди Сэма

«В Соединенных Штатах каждый гражданин обязан раз в год самостоятельно подавать налоговую декларацию и выплачивать рассчитанные на ее основе налоги, — рассказывает Виталий Манжос. — В целом это похоже на то, как в России уплачивают налоги индивидуальные предприниматели». Это принципиально отличается от российской практики, где подоходный налог наемного работника выплачивает работодатель.

«В США каждый платит свои налоги сам. И четко представляет себе, сколько денег забирает из его кармана Дядя Сэм», — говорит генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Безусловно, чувство налогоплательщика у гражданина лучше развито там, где налоги платит он сам, а не его работодатель», — уверена директор по развитию бизнеса фискальных решений «Атол» Юлия Русинова.

Значит ли это, что сознательность россиян повысится, если мы начнем сами платить за себя налоги? Все не так однозначно.

Каждый платит за себя сам

Система, существующая в России, вполне эффективна и удобна как для работодателя, так и для работника, практически единогласно подтвердили опрошенные Банки.ру эксперты. Ведь в реальности на сознательность граждан влияет не только и не столько то, кто уплачивает налоги — работодатель или сотрудник. Например, в Германии, как и в России, работник получает зарплату, уже «очищенную» от налогов. «Однако сотрудник получает также и так называемую карту зарплаты, в которой прописывается, какие именно суммы удерживаются из заработной платы работника и куда они идут — в федеральный, региональный или местный бюджеты», — обращает внимание Елена Казакевич.

«Нет прямой зависимости между самой налоговой системой и сознательностью граждан, — считает партнер ФБК Legal Александр Ермоленко. — Системы могут не отличаться принципиально. Разница, как ни странно, лежит в политической плоскости. То есть мы можем зафиксировать отличия не на этапе сбора налогов, но главным образом на этапе дальнейшего взаимодействия граждан и государства, получения государственных услуг, контроля за действиями госорганов, работы политических и неполитических объединений, активности парламентских партий».

Но какие конкретные действия помогли бы россиянам взрастить в себе чувство налогоплательщика?

Контроль и высокие технологии

Целевые или из общего котла — важно, чтобы за расходованием бюджета велся четкий контроль. На всех уровнях, в том числе со стороны СМИ. «За рубежом существуют сайты, на которых налогоплательщики могут ознакомиться со списками осуществленных программ и проектов, которые финансировались из бюджета города, региона или государства. В РФ такие события полноценно освещаются редко», — отмечает Елена Муратова.

Однако для эффективного контроля бюджетных расходов одной гражданской активности недостаточно, нужны еще и определенные технологии. Например, машинная обработка большого объема неструктурированных данных. «Такая обработка должна выявлять закупочные процедуры с искаженными названиями, упрощать анализ информации и помогать экспертному сообществу быстрее обнаруживать различные нарушения», — говорит Юлия Русинова.

«Большинство транзакций, совершаемых сейчас в госсекторе, безболезненно переводятся с помощью современных информационных и финансовых технологий в добровольный и прозрачный формат. Без всяких революций, уличных протестов и погромов», — считает Артем Матвеев.

В России многое уже есть

«За прошедшие годы мы стали свидетелями (и неважно, заметили мы или нет) того, что вокруг нас формируется полноценная инфраструктура, на базе которой может быть реализован процесс по ознакомлению, управлению и контролю за „общественными финансами“, — говорит Василий Кисленко из „Налогии“. — Это портал „Открытое правительство“, портал „Российская общественная инициатива“, официальные сайты финансовых органов с реализованным функционалом обратной связи, программы поддержки местных инициатив, территориальное общественное самоуправление, проекты „Народный бюджет“ и многое другое». Кроме того, в России уже внедряются программы под общим названием «инициативное бюджетирование», добавляет Виталий Манжос.

Теоретически многое уже есть, но готовы ли на практике чиновники отчитываться перед населением, а не только перед вышестоящим начальством? И готово ли население строго отслеживать общественные траты?

С тем, что вырастить в нас «чувство налогоплательщика» — задача малореалистичная, соглашается и Александр Ермоленко. «Пока мы, скорее, делаем наоборот: государство глубоко заинтересовано в социальном иждивенчестве — так меньше спроса, в противном случае придется гораздо больше стараться, ведь настоящие граждане, налогоплательщики, несравнимо более требовательны, — говорит эксперт. — Не заинтересованы в новом подходе и мы сами, поскольку контроль — это большая, притом постоянная общественная работа, к которой мы непривычны. Кроме того, начав что-то менять в этом вопросе, дальше мы уже не сможем остановиться. Во всех странах и всегда это приводило к появлению настоящей политики и конкуренции в сфере государства, что также не добавит нам всем спокойствия. И трудно сказать, кто этого больше боится — государство или граждане».

Библиографическая ссылка на статью:
Бойченко А.В. Пути повышения эффективности социальной политики в Республике Крым // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84913 (дата обращения: 23.04.2021).

Социальная защита населения Республики Крым, ориентированная в течении последних нескольких лет на оперативное адресное решение наиболее кризисных жизненных ситуаций отдельных категорий населения на заявительной основе, была наиболее оптимальной на определенном этапе для решения практических задач в социальной сфере. Однако, в настоящее время становится очевидным тот факт, что данный подход приносит лишь кратковременный результат, поскольку не предусматривает профилактику возможных повторений трудных жизненных ситуаций, не нацелен на перспективную социальную защиту конкретного человека, и населения в целом.

Решение наиболее значимых социальных проблем возможно при проведении структурных реорганизаций в области социального обеспечения, в результате которых произойдет перераспределение социальных затрат в пользу наиболее малоимущих групп населения. В настоящее время в Российской Федерации, социальные функции не реализуются в необходимом объеме, предусмотренном законом, в силу ограниченных финансовых возможностей.

Величина средств, выделяемых государством на социальное обеспечение, явно недостаточна, так как размеры отдельных социальных выплат не соответствуют размеру прожиточного минимума. Нехватка финансовых возможностей останавливает развитие существующей системы социального обслуживания как одного из составляющих элементов социального обеспечения.

Одним из методов борьбы с бедностью, сокращения числа малоимущих граждан, является увеличение финансовых возможностей государства, что возможно при введении прогрессивного налога, так как действующая в настоящий момент система налогообложения не удовлетворяет потребности экономического и социального развития Российской Федерации. При введении прогрессивного налога налоговая ставка будет возрастать по мере увеличения роста дохода налогоплательщика. Это позволит более справедливо распределять доходы между богатыми и бедными.

Рекомендуется следующая шкала налогообложения: годовой доход от 120 тыс. руб. – не облагается налогом; от 120 до 150 тыс. руб. – облагается по ставке 10%; от 500 до 1100 тыс. руб. – облагается по ставке 13%; от 1100 до 2900 тыс. руб. – ставка 20%; а также доход свыше 2900 тыс. руб. – облагается по ставке 30%.

Результаты расчетов экономического эффекта при введении и использовании предлагаемой прогрессивной системы налогообложения, при помощи использования данных федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по распределению налогоплательщиков по группам доходов, приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4. Расчет экономического эффекта от введения прогрессивной шкалы налогообложения

Годовой доход (тыс. руб.)

Кол-во налогоплательщиков (млн. чел.)

Годовой доход по группам (млрд. руб.)

Размер НДФЛ по ставке 13% (млрд. руб.)

по предполагаемой шкале

предполагаемой шкалы (млрд. руб.)

Из данных таблицы следует, что доходы государственного бюджета от предлагаемой системы налогообложения увеличатся в 1,6 раза и будут составлять 7512, 68 млрд. руб.; категория граждан с невысоким уровнем дохода (до 120 тыс. руб.) будет освобождена от уплаты налогов, это составляет 11 млн. чел.; размер налога для категорий граждан, чей доход составляет от 500 до 1100 тыс. руб., не изменится; а для граждан, чей доход превышает 2900 тыс. руб., размер налога увеличится в 2,3 раза и составит 3763,89 млрд. руб. Проведенный анализ дает возможность сделать вывод о том, что данное предложенное мероприятие позволит добиться снижения налоговой нагрузки для граждан с низким уровнем дохода, что составит 54% от числа всех налогоплательщиков, перераспределив её на граждан с высокими доходами; основной экономический эффект будет достигнут от налогообложения наиболее богатых граждан (1,1 млн. чел.), а это 2% от всего количества.

Так, путем введения прогрессивной шкалы налогообложения можно значительно снизить уровень социального неравенства и увеличить число финансовых поступлений в бюджет и, тем самым, сократить численность малоимущих граждан. Указанный метод преодоления социального неравенства позволит освободить от налогов граждан, которые находятся на грани выживания.

Кроме того, рекомендуется использовать более тщательный подход к определению социальных проблем каждого человека, необходимо увеличивать размеры социальной помощи в связи с тем, что цены и услуги в стране постоянно растут.

Ранее отмечалось, что в настоящий момент в Республике Крым существует проблема недостаточной информированности граждан о мерах предоставления различных видов социальной помощи.

Основные цели в достижении необходимого уровня экономического развития государства требуют решения проблемы по правовой информатизации населения. В настоящий момент общество немыслимо без построения эффективной системы распространения актуальной правовой информации.

Наличие большого количества законодательных документов ставит вопрос о доступности информации для населения, о возможности изучения ими своих прав.

Граждане должны быть достаточно информированы о мерах и порядке предоставления социальных услуг и льгот. Необходимо размещать актуальную, доступную информацию на официальных сайтах органов социальной защиты населения (информация о деятельности, нормативно-правовые акты, перечни услуг, порядок предоставления мер социальной поддержки). Возможно внедрение телефонной справочной, по которой можно было бы узнать информацию о всех (в том числе благотворительных) социальных службах города, а также об услугах, которые они оказывают.

Также решение данного вопроса возможно при создании открытой Интернет-системы, позволяющей расширять доступность информации по социальному обеспечению.

Важнейшим результатом внедрения данной интернет-системы станет увеличение открытости, эффективности и адресности социальной помощи населению, что даст возможность иметь дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в разных объемах согласно социальному положению гражданина.

Надо сказать, что основной причиной неполноты, недостоверности исходных данных, которые отражают реальное положение личности в различных социальных группах, является несовершенство использования информационных технологий в рамках управления социальной сферой.

В настоящее время необходимо разработать программу мер, которая повысила бы эффективность информационно-коммуникативных возможностей управления социальной сферой Республики Крым. В этой связи, в первоочередном порядке требуется создать единую информационную систему межведомственного характера, что позволит уменьшить затраты на ввод данных в систему через снижение процента повторяющейся информации. В дальнейшем такая система может привести к обеспечению качественно нового уровня жизни населения Республики Крым.

Огромное значение в данном случае имеют интернет-технологии, которые способствуют созданию единой информационной базы взаимодействия малоимущих граждан Республики Крым с учреждениями социального обслуживания, где информация о социальном положении будет доступной и удобной.

В будущем необходима разработка и внедрение электронной системы адресного взаимодействия граждан и органов социальной сферы. Основу предложенной информационной системы составит электронный социальный паспорт малоимущего жителя республики. Такой социальный паспорт необходимо создать для каждого человека, проживающего на территории Республики Крым; он будет содержать персонифицированную информацию, характеризующую социальный статус, семейное и материальное положение, социальные льготы и прочее. Стоит отметить, что для хранения данной информации должны быть созданы информационные базы данных, распределенные по территориальному принципу (по районам города), для использования органами социальной защиты, в целях выработки индивидуальных программ взаимодействия с каждым гражданином.

Важно идентифицировать каждого жителя города при получении социально значимой информации. Предполагается решить эту проблему с помощью внедрения новой технологии в виде пластиковой магнитной карты, так называемой смарт-карты. Такая система интегрированной социальной помощи позволит создать единое социальное пространство в городе, в целях обеспечения адресной поддержки жителей республики. При этом появляется возможность быстрого уточнения и добавления информации на информационной карте каждого жителя республики. Все это позволит эффективно строить модели изменений в категориях граждан Республики Крым, в конкретном промежутке времени, а также проводить анализ и статистику населения, которое можно отнести к группе социально уязвимых лиц.

В дальнейшем, в учреждениях социальной защиты необходимо установить специальные электронные аппараты для организации свободного доступа граждан к данной системе адресного взаимодействия, что позволит обеспечить открытость, доступность, достоверность информации по предоставляемым услугам, льготам, выплатам; адресность предоставления различных социальных услуг жителям республики, а также объединение для граждан актуальной информации о законах в социальной сфере; позволит сократить время и упростит механизм оформления документов, подтверждающих право на получение государственной социальной помощи.

Социальный паспорт избавит жителей Республики Крым от необходимости многоразового посещения различных организаций социальной сферы, повысит эффективность обмена информацией между государственными органами и, кроме того, повысит доступность получения гражданами различной информации. Анализ паспортов позволит в дальнейшем разработать эффективную государственную программу по социальной поддержке малоимущих граждан, что существенно сократит численность наиболее уязвимых слоев.

Дальнейшая деятельность по внедрению социальных паспортов может быть организована отделом социальной защиты населения. Для осуществления данного мероприятия потребуется программное обеспечение для составления и хранения информационной базы социальных паспортов жителей города. На реализацию данного предложения потребуется: 30 тыс. руб. для покупки программного обеспечения, а также, в связи с этим, необходима дополнительная оплата труда сотрудников отдела социальной защиты населения: 2 сотрудника х 2100 в месяц, что составит 50, 4 тыс. руб.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что существование проблем в социальной сфере, ожидающих своего решения, требуют особой координации деятельности, а также развития эффективного взаимодействия структур государства и различных общественных организаций, осуществляющих свою деятельность по социальному обеспечению населения и предоставлению социальных услуг. Внедрение предложенной системы персонифицированной информации призвано обеспечить эффективность и актуальность принятия управленческих решений, сформировать устойчивое развитие системы социальной защиты населения, обеспечить информационную безопасность каждого человека, а также увеличить варианты решения проблемы дальнейшего совершенствования социальной сферы в рамках социальной политики государства.

В настоящий момент особенно ощущается необходимость разработки единой информационной среды в социальной сфере, единой межотраслевой информационной системы. Она позволит достичь высокого уровня интеграции информационной ресурсной базы на основе банка данных и документированной информации, а также получать актуальные определенному промежутку времени сводные аналитические данные о состоянии социальной сферы и ходе реализации программ по социальному обеспечению малоимущих жителей города.

Социальная защита населения по своей специфике, не приносит прибыль, поэтому её нельзя считать бизнес – структурой. Оказываемые ею услуги, по большому счету, являются благотворительными. И именно по этой причине рассчитать экономическую эффективность от внедрения разработанных мероприятий не предстает возможным.

Следует отметить, что невозможно снизить уровень социального неравенства населения, существенно повысить уровень качества жизни малоимущих граждан без экономического роста государства. Ведь оно не способно лишь только собственными усилиями реализовать государственную программу социальной поддержки граждан. Крайне необходима ответная реакция участников рынка, а также выполнение гражданами своих обязательств, что может привести к положительным результатам.

Предложенные мероприятия, направленные на улучшение качества жизни малоимущих граждан, уязвимых категорий населения помогают наиболее эффективно решать задачи в сфере социальной защиты, стоящие перед государством. Важно отметить, что при этом и будет достигнут социальный эффект, который в управлении социальной сферой наиболее значим, так как вся деятельность органов социальной защиты направлена на улучшение жизни граждан, на удовлетворение их социальных потребностей.

Читайте также: