Бухгалтерский и налоговый учет автостоянки

Опубликовано: 06.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Общество планирует произвести работы по асфальтированию значительной территории земельного участка, находящегося в собственности общества, для использования под стоянку товарных автомобилей. Стоянка будет использоваться для производственных нужд организации. Работы проводят подрядные организации.
С подрядной организацией заключается договор на разработку проекта по асфальтированию и договор на работы по асфальтированию. Учетной политикой предусмотрено, что асфальтированные площадки учитываются в составе основных средств.
Как будет учитываться объект "асфальтированная площадка под товарные автомобили"? Можно ли все затраты копить на счете 08, а после сдачи работ перенести на счет 01?
Будет ли асфальт недвижимым имуществом?
Какой документ с точки зрения обложения объекта налогом на имущество организаций запросить у подрядной организации: акт ввода в эксплуатацию или акт выполненных работ?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. В сложившейся ситуации объект учитывается в составе основных средств (на счете 01) после завершения всех работ по строительству автостоянки и ввода в эксплуатацию.
Акт ввода в эксплуатацию оформляется непосредственно самой организацией и утверждается ее руководителем.
Подрядные организации предъявляют акты выполненных работ и акт приемки работ, завершенных строительством.
2. Отнесение рассматриваемого объекта к движимому или недвижимому имуществу на сегодняшний день является спорным.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Вопрос, в каком качестве признаются расходы на асфальтирование земельных участков, на сегодняшний день остается спорным.
Например, такие расходы могут учитываться как улучшение полезных свойств земельного участка (Вопрос: На территории организации силами подрядных организаций была построена автостоянка для легкового автотранспорта. Земля находится в собственности организации. Стоянка используется как сотрудниками организации, так и клиентами. Стоянка как отдельный объект недвижимости регистрироваться не будет. Стоимость работ по обустройству стоянки составила более 2 млн. руб. Организация применяет общий режим налогообложения. Как учитывать построенную автостоянку? Учитывается ли в целях налогового учета начисленная амортизация по этому объекту? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2015 г.)).
В данной ситуации организация согласно учетной политике учитывает такие расходы как отдельные объекты основных средств.
Бухгалтерский учет основных средств ведется в том числе в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и Планом счетов бухгалтерского учета. (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Активы принимаются к учету в качестве ОС при одновременном выполнении условий, приведенных в п. 4 ПБУ 6/01, по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).
Затраты организации в объекты, которые в дальнейшем будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, являются вложениями во внеоборотные активы и учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (Инструкция к Плану счетов).
Напомним, что все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
В данной ситуации работы выполняются подрядными организациями. Подрядные организация предъявляют акты выполненных работ по форме, определенной руководителем подрядной организации, в порядке, определенном договором подряда (поэтапно либо по завершении работ). Перечень документов, на основании которых предъявляются выполненные работы, целесообразно согласовать в договорах подряда.
В общем случае сдача результата работ заказчику оформляется актом приемки выполненных работ (форма N КС-3) с приложением справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-2). После полного завершения строительства (объект готов к сдаче в эксплуатацию) окончательная приемка объекта оформляется актом приема законченного строительством объекта или актом приема законченного строительством объекта приемочной комиссией по формам N КС-11 и N КС-14.
После завершения всех работ по возведению объекта ОС объект вводится в эксплуатацию и принимается к учету в составе ОС. Сформированная первоначальная стоимость ОС, принятого в эксплуатацию, списывается со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".
Перевод объекта строительства в ОС оформляется актом ввода в эксплуатацию (может быть разработан на основе формы N ОС-1а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7), который оформляется непосредственно организацией. При этом акт ввода в эксплуатацию объекта ОС утверждается руководителем организации - заказчика строительных работ.

Налог на имущество организаций

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет основных средств и вложений во внеоборотные активы;
- Энциклопедия решений. Учет основных средств, построенных подрядным способом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

4 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Как учитывать расходы на платную парковку, мойку, оплату автомобиля за пребывание на штрафной стоянке? Ответы на эти и другие вопросы дал «Расчету» Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ООО «МауэрГрупп».

Для начала разберемся в бухучете трат на парковку. Если стоянку оплачивает водитель самостоятельно, то ему на эти цели выдают под отчет необходимую сумму, в учете бухгалтеру необходимо сделать следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50
– выданы средства подотчетному лицу.

Стоимость услуг можно включить в расходы только после того, как водитель сдаст авансовый отчет и его утвердят. Именно в этот момент с сотрудника списывается задолженность и делается запись по дебету счетов затрат:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 71
– списана задолженность по подотчетным суммам.

Если же организация заключила с автостоянкой договор возмездного оказания услуг, то, как правило, сначала деньги перечисляются за хранение машины владельцу парковки, что отражается записью:

Дебет 60 или 76 Кредит 51
– перечислены деньги за хранение автомобиля.

Далее, на момент получения акта об оказании услуг, затраты включаются в состав стоимости услуг по содержанию автомобиля на платной стоянке по дебету счетов затрат:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 60 или 76
– отражены затраты по содержанию автомобиля на платной стоянке.

Теперь о налоговом учете этих трат. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся затраты на содержание служебного транспорта, в том числе по оплате автостоянок, поэтому такие издержки можно учесть при расчете прибыли. При этом понесенные расходы обязаны удовлетворять условиям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, а именно: они должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (Письмо Минфина от 27 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/404).

На 19,4 процента в августе 2015 года упали в России продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей

Если автомобиль используется в деятельности компании и у нее нет места для его стоянки, то расход экономически обоснован, и его можно учесть при исчислении налога на прибыль организаций (Письмо Минфина от 11 января 2006 г. № 03-03-04/2/1). Таким образом, затраты на платные автостоянки относятся к расходам на содержание служебного транспорта и уменьшают базу по налогу на прибыль. При методе начисления они признаются на дату: утверждения авансового отчета, если стоянка оплачена сотрудником или получения акта об оказании услуг в случае заключения договора с парковкой.

Документальное оформление

Теперь разберемся, какие бумаги нужно оформить, если фирма арендует место для стоянки служебного автомобиля. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться «первичными» оправдательными документами. Их формы определяет руководитель компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение учета. Напомню, что вся «первичка» должна содержать следующие обязательные реквизиты: название; дату составления; наименование экономического субъекта, составившего бумагу; содержание факта хозяйственной жизни, величину его натурального или денежного измерения с указанием единиц измерения; название должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо должности ответственных за оформление свершившегося события; подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации сотрудников.

Для того, чтобы у ревизоров не возникло претензий и вопросов по подтверждению расходов, в документе на оплату стоянки должна быть информация об автомобиле, который фирма держит на платной парковке, его марка и регистрационный номер. Так компания сможет документально подтвердить обоснованность расходов, то есть доказать, что именно это транспортное средство организация ставит на стоянку в условленные сроки и за плату.

Необходимыми оправдательными документами для учета расходов на платную парковку являются (Письма Минфина от 27 апреля 2006 г. № 03- 03-04/1/404, УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20- 12/29007): акт об оказании услуг; кассовый (если организация, предлагающая парковку, использует ККТ) и товарный чек; бланк строгой отчетности (если деловой партнер кассу не использует).

Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим можно сделать вывод, что организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль.

Как правило, акт об оказании услуг по парковке составляется при долгосрочной аренде машиноместа. Кроме того, с автопарковкой составляется договор, в котором указываются существенные условия: количество ТС и их характеристики, время заезда-выезда и т. п. Таким образом, когда организация заключает контракт на оказание платных услуг автостоянки, подтверждающим документом будет являться акт с указанием марки и регистрационного номера машины. Если в бумаге нет упоминания о конкретном транспортном средстве, то подтверждающим документом может быть перечень автомобилей, которые хранятся на автостоянке в соответствии с договором. Такой список обычно является приложением к контракту.

Напомню, что кассовый и товарный чеки выдаются при оплате наличными через подотчетных лиц. В случае если предприятие подтверждает услуги платных автостоянок с помощью кассового чека, то необходимо дополнительно к этому документу приложить товарный чек с указанием в нем марки и регистрационного номера автомобиля.

В Приказе Минтранса России от 24 июня 2014 года № 166 «Об утверждении форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парк вок (парковочных мест) на платной основе» приведены две формы парковочного чека: на случай оплаты наличными и для расчетов пластиковой картой. Обе бумаги являются документом строгой отчетности и применяются фирмами и ИП при расчетах за предоставление платных услуг парковок.

В парковочном чеке отражают такие сведения, как: кем он выдан (в этой графе указывают наименование, местонахождение и ИНН фирмы или ИП); зона машиноместа; номер и адрес паркомата; номер автомобиля; время начала и окончания парковки; размер платы за один час стоянки; итоговая сумма к оплате; номер платежной карты (если оплата производится с использованием карточки).

Затраты на мойку

Еще одна статья расходов для компании – мойка автомобиля. В соответствии с пунктами 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, расходы по содержанию основных средств, в рассматриваемом случае затраты организации на мойку ТС, являются расходами по обычным видам деятельности. Они принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком услуги (п. 6 ПБУ 10/99).

Расходы на парковки и штрафстоянки служебных автомобилей особенно актуальны для компаний, работающих в крупных городах. В столице без таких затрат просто не обойтись. С 10 августа 2015 года на некоторых улицах Москвы введен дифференцированный тариф: начиная со второго часа, платить приходится больше.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина от 31 октября 2000 года № 94н, расходы по мойке автомобиля, являющиеся управленческими, не связанными непосредственно с производственным процессом, могут отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или счета 44 «Расходы на продажу».

Теперь о налоговом учете затрат на мойку. Они включаются в состав расходов на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Против такого подхода Минфин не возражает (Письмо от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/530).

Если оплата была произведена по безналичному расчету, то по итогам отчетного периода фирма и организация, осуществляющая мойку, подписывают акт об оказании услуг. Однако, как правило, водители обычно рассчитываются наличными. В этом случае подтверждать расходы будет кассовый или товарный чек. При этом в нем обязательно должно быть написано, за что деньги приняты – за услуги по мойке автомобиля. Кроме того, в чеке необходимо указать марку ТС и его государственный номер (Письмо УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007).

Штрафная стоянка

Расходы на штрафную стоянку служебного автомобиля в целях бухгалтерского учета относятся к тратам по обычным видам деятельности на основании пунктов 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, как расходы по содержанию и эксплуатации основных средств. Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу».

Согласно части 1 статьи 27.13 при нарушениях правил эксплуатации и управления ТС применяется задержание автомобиля, включающее его перемещение на специализированную стоянку и хранение на ней до устранения причины задержания.

В случае нарушения правил дорожного движения, в частности при неправильной парковке автомобиля, машину могут задержать. Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности, то есть они не могут быть признаны экономически обоснованными. В связи с этим можно сделать вывод, что организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете возникают постоянная разница и соответствующий ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н). Бухгалтерская запись по отражению ПНО производится в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и отражается следующей проводкой:

Дебет 99 Кредит 68/ПНО
– отражено ПНО в размере: сумма понесенных затрат по оплате услуг по хранению служебного автомобиля, умноженная на 20 процентов.

Помогайте вашему бизнесу развиваться


Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Опубликованное письмо Минфина посвящено учету расходов на организацию автостоянки. Финансисты разъяснили, может ли фирма отразить в налоговой себестоимости затраты на оплату права пользования земельным участком, где она будет обустроена. Также они рассказали, можно ли уменьшить облагаемую прибыль на арендные платежи за пользование таким участком и затраты на стоянку.

Если фирме нужен земельный участок под автостоянку, она может его арендовать. По договору аренды собственник земли предоставляет ее в пользование компании. А фирма перечисляет за это плату.

Однако при обращении компании к хозяину участка может оказаться так, что он его уже сдает. В таком случае фирма, желающая получить землю, может заключить с арендующим договор перенайма. По нему арендатор передает ей свое право пользования землей. Компания-“соискатель” становится новым полноправным арендатором участка. При этом подписывать отдельный арендный контракт с хозяином земли ей не нужно.

По договору перенайма новый арендатор должен заплатить первоначальному деньги за передачу права пользования землей. А ее хозяину – перечислять арендную плату.

Что касается арендных платежей, финансисты однозначно определили, что учесть их в налоговой себестоимости компания не может. Обосновали они это тем, что такие выплаты не связаны с деятельностью фирмы. Не согласиться со специалистами Минфина, конечно, можно. И компания может попытаться доказать оправданность арендных платежей. Однако, чтобы не вступать в лишние споры с проверяющими, ей лучше последовать предписаниям Минфина.

Затраты на покупку права аренды участка, если следовать логике финансистов, также не связаны с деятельностью компании. Между тем специалисты Минфина не запретили уменьшать облагаемые доходы фирмы на такие выплаты.

Дело в том, что с 1 января 2006 года в Налоговом кодексе появился пункт, определивший порядок учета затрат на покупку тех или иных прав. По нему стоимость права, а также расходы, связанные с его приобретением, уменьшают облагаемую прибыль. Но списать их можно только в момент продажи прав. То есть, если фирма, получившая право аренды участка по договору перенайма, в дальнейшем его продаст, тогда она сможет учесть расходы на его покупку. Однако такие затраты списать нельзя, если компания право не реализует.

При покупке права пользования участком компания оплачивает и другие расходы: на получение сведений о зарегистрированных правах; на госрегистрацию договора перенайма; на оплату услуг по оценке земли и т. д.

Такие затраты можно также включить в налоговые расходы. При этом, как мы уже отметили выше, учитывают их только после продажи права.

Автостоянка – объект благоустройства?

При организации автостоянки компания помимо “земельных” затрат оплачивает и расходы, связанные с обустройством парковки. А можно ли их учесть при налогообложении прибыли?

Финансисты считают, что нет. По мнению Минфина, автостоянка – это объект внешнего благоустройства. В налоговом учете на такие объекты амортизацию не начисляют (ст. 256 НК РФ). Поэтому включать в налоговую себестоимость затраты на постройку стоянки нельзя.

Отметим, что позиция финансистов носит весьма спорный характер. Во-первых, непонятно, почему они относят стоянки именно к таким объектам. Так, в письме от 30.05.2006 № 03-03-04/1/ 487 специалисты Минфина России, причисляя парковки также к объектам благоустройства, аргументируют это следующим. Перечень основных средств утвержден Классификатором основных фондов. В нем такие объекты, как подъездные пути, парковки для транспорта, не поименованы. Поэтому их основными средствами считать нельзя. Но Налоговый кодекс не требует руководствоваться Классификатором, чтобы определить вид того или иного объекта. К тому же документ приводит свое определение основного средства, которое не соответствует Налоговому кодексу. А кодекс не содержит понятия объекта благоустройства и критериев, по которым вещи к таковым относят.

Во-вторых, то, что предмет является объектом внешнего благоустройства, еще не значит, что он неамортизируемый. По статье 256 кодекса не начисляют амортизацию на “объекты внешнего благоустройства (объекты. сооружение которых осуществлялось с привлечением. целевого финансирования. ) и другие аналогичные объекты”. Финансисты на основании этого положения относят автостоянку к неамортизируемому имуществу. Однако из этой статьи кодекса неясно, можно ли считать такими объектами те из них, которые были возведены не за счет целевых денег, а из средств самой фирмы.

В-третьих, расходы по устройству автостоянки необоснованными считать нельзя. Так как ее создают для сотрудников фирмы, обеспечивая при этом нормальные условия для их работы, для клиентов и деловых партнеров, повышая свою привлекательность для них, а значит, увеличивая доходы компании.

Итак, исходя из наших доводов, компании могут учесть автостоянки как амортизируемые объекты. Но доказывать свою правоту им скорее всего придется в суде. Тем не менее при решении подобных споров арбитры зачастую принимают сторону компаний (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2005 № А56-11749/04, ФАС Московского округа от 04.04.2006 № КА-А40/2276-06-2).

На территории организации силами подрядных организаций была построена автостоянка для легкового автотранспорта. Земля находится в собственности организации. Стоянка используется как сотрудниками организации, так и клиентами. Стоянка как отдельный объект недвижимости регистрироваться не будет. Стоимость работ по обустройству стоянки составила более 2 млн. руб. Организация применяет общий режим налогообложения. Как учитывать построенную автостоянку? Учитывается ли в целях налогового учета начисленная амортизация по этому объекту?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемом случае строительство автостоянки можно рассмотреть с двух различных точек зрения. Обе они представляются обоснованными и имеют право на существование.

В первом случае строительство автостоянки можно рассматривать как создание организацией нового объекта основных средств. Во втором случае - как улучшение земельного участка.

Если организация будет учитывать построенную автостоянку как самостоятельный объект основного средства, а не как капитальные вложения в земельный участок, то суммы начисленной амортизации будут уменьшать налогооблагаемую прибыль при условии документального подтверждения экономической обоснованности строительства стоянки.

Бухгалтерский учет

Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и формирование их первоначальной и остаточной стоимости регулируются ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, а также Планом счетов бухгалтерского учета.

Для принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства требуется одновременное выполнение условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01.

В рассматриваемой ситуации автомобильная стоянка построена для использования в производственной деятельности организации. Данной стоянкой будут пользоваться как сотрудники организации, так и клиенты.

По нашему мнению, все требования п. 4 ПБУ 6/01 в данном случае выполняются, и организация может учесть автостоянку в качестве объекта основных средств.

Из разъяснений, данных Минфином России в письме от 14.12.2011 N 03-03-06/1/823, можно заключить, что специалисты финансового ведомства рассматривают обустроенные площадки для стоянки транспорта как самостоятельные объекты основных средств в целях бухгалтерского учета.

В то же время согласно п. 10 Методических рекомендаций N 91н капитальные вложения в земельные участки, на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), в объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) учитываются как отдельные инвентарные объекты (по видам объектов капитальных вложений).

Капитальные вложения на коренное улучшение земель, по участку, находящемуся в собственности организации, учитываются в составе инвентарного объекта, в который осуществлены капитальные вложения.

По мнению судов, укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) для проезда и стоянки автомобилей или его благоустройство не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены.

При этом асфальтовое покрытие земельного участка по существу несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу и не должно препятствовать использованию такого земельного участка для иных целей (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.11.2012 N Ф01-5218/12, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2012 N Ф08-2485/12, ФАС Поволжского округа от 24.02.2012 N Ф06-481/12, Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2013 N 10АП-3331/13, Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 N 01АП-2432/12 и др.).

В постановлении ФАС Уральского округа от 12.09.2013 N Ф09-7798/13 указывается, что для признания недвижимым имущества как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Сама по себе укладка на части земельного участка определенного покрытия (из асфальта) для целей складирования, удобства разгрузки или его благоустройства не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены. При этом асфальтовое покрытие земельного участка по существу выполняет вспомогательную функцию, а не основную по отношению к недвижимому имуществу.

А в постановлении ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 N А65-15041/2011 разъяснено, что покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

Также в постановлении ФАС Московского округа от 25.11.2005 N КА-А40/11549-05 суд указал, что твердое покрытие на земельном участке не является самостоятельным объектом основных средств, а признается составной и неотъемлемой частью земельного участка.

В постановлении ФАС Поволжского округа от 16.12.2008 N А12-7360/08 рассматривался вопрос, является ли автомобильная стоянка (покрытый асфальтом земельный участок, на котором расположены постройки временного характера (ворота, ограждение, пункт охраны)), принадлежащая организации на праве собственности, объектом обложения налогом на имущество организаций. Суд отметил, что необходимо учитывать, что покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, используемое для стоянки автомобилей, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

Кроме того, судом был сделан вывод, что замощение не может быть в силу ст. 130 ГК РФ отнесено к недвижимому имуществу, поскольку не соответствует представленным законом критериям:

- обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится;

- обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса;

- невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

В итоге судьи констатировали, что, таким образом, асфальтовое покрытие на автостоянке не является самостоятельным объектом, а значит, не может быть принято к бухгалтерскому учету в качестве основного средства. Объектом обложения налогом на имущество является не сама автостоянка, а находящиеся на ней постройки в случае их соответствия критериям, установленным ПБУ 6/01.

Отметим, что судебные разбирательства возникали в связи с тем, что, по мнению налоговых органов, обустройство стоянки на земельном участке следует учитывать как отдельный объект основных средств и, соответственно, облагать налогом на имущество организаций. Следовательно, учитывая наличие обширной судебной практики, если организация решит учесть стоимость стоянки как капитальные вложения в земельный участок, а не как отдельный объект основного средства, возможны претензии со стороны налоговых органов.

Таким образом, в данной ситуации организации следует самостоятельно определить порядок учета построенной автостоянки. Выбранный порядок учета следует закрепить в учетной политике организации (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы по созданию амортизируемого имущества. Стоимость амортизируемого имущества погашается посредством начисления амортизации, признаваемой в расходах ежемесячно согласно п. 3 ст. 272 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено данной главой), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

При этом согласно п. 2 ст. 256 НК РФ земельные участки не подлежат амортизации. Следовательно, если организация решит учесть стоимость автостоянки в стоимости земельного участка, то организация не сможет учесть расходы на обустройство автостоянки в расходах.
Если организация решит учесть построенную автостоянку в составе объектов основных средств, следует иметь в виду следующее.

Существует мнение, что стоянки для автотранспорта считаются объектом внешнего благоустройства территорий. В связи с этим налоговые органы в некоторых случаях пытаются возразить против учета в составе расходов амортизационных отчислений по таким объектам. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства (в том числе объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования) и другие аналогичные объекты не подлежат амортизации.

Из буквального прочтения указанной нормы следует, что не подлежат амортизации только объекты внешнего благоустройства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования.

Соответственно, иные объекты внешнего благоустройства, удовлетворяющие критериям их признания в составе основных средств, могут амортизироваться в общеустановленном порядке в течение установленного срока их полезного использования.

Именно такой вывод содержится в материалах судебной практики (постановления ФАС Московского округа от 05.12.2012 N Ф05-13776/12, от 31.05.2011 N КА-А40/4466-11-2, ФАС Поволжского округа от 28.08.2008 N А65-20868/07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 N А56-33207/2008).

Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 12.10.2010 N КА-А40/12233-10 было отмечено, что исходя из логического толкования нормы пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, суды пришли к обоснованному выводу: ". не подлежат амортизации только те объекты внешнего благоустройства, которые сооружались с привлечением источников бюджетного или иного целевого финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки".

О том, что понятие "благоустройство территории" действующим законодательством не определено, высказывались и специалисты финансового ведомства (письма Минфина России от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386, от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35, от 18.10.2011 N 03-07-11/278, от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745, от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203).

В этой связи финансовое ведомство предлагает для целей налогообложения руководствоваться его общепринятым значением, согласно которому под благоустройством понимается деятельность по созданию удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации (письма Минфина России от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386, от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35, от 18.10.2011 N 03-07-11/278, от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745, от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203).

Например, по мнению представителей финансового ведомства, расходы на благоустройство территории текущего характера также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 18.10.2011 N 03-07-11/278, от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745, от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203).

В письме Минфина России от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386 указывается, что такие объекты, используемые для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, как автомобильные подъезды, площадки для проведения выставок, а также организации парковки могут быть признаны амортизируемым имуществом при условии соответствия требованиям п. 1 ст. 256 НК РФ.

В то же время имели место и другие письма Минфина России, в которых финансовое ведомство высказывалось по-другому: все объекты внешнего благоустройства, вне зависимости от цели, с которой это благоустройство проводится, относятся к имуществу, не подлежащему амортизации, что не является бесспорным (письма Минфина России от 04.12.2008 N 03-03-06/4/94, от 12.08.2008 N 03-03-06/1/461, от 30.01.2008 N 03-03-06/1/63, от 07.11.2007 N 03-03-06/1/777, от 15.11.2006 N 03-03-04/2/241, от 30.05.2006 N 03-03-04/1/487).

В арбитражной практике по вопросу правомерности учета затрат в подобных ситуациях уделяется внимание проверке необходимости и обоснованности произведенных затрат и их связи с деятельностью, направленной на получение дохода, при этом суды, как правило, поддерживают налогоплательщиков (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 25.05.2011 N КА-А41/4670-11, ФАС Уральского округа от 25.11.2010 N Ф09-8966/10-С3, от 26.06.2008 N Ф09-4500/08-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2009 N Ф04-3301/2008(589-А27-40)).

Однако, поскольку в ряде случаев контролирующие органы признавали список объектов, упомянутых в пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, открытым, ничто не мешает налоговым органам признать при отсутствии должного обоснования строительство автостоянки в числе объектов, затраты на создание которых не могут учитываться при налогообложении, причислив их к числу объектов внешнего благоустройства. Возможно, что своё право на учёт затрат в целях налогообложения организации придётся отстаивать в суде.

Ввиду этого, как отмечалось выше, необходимо представить документы, на основании которых можно было бы доказать, что автомобильная стоянка построена не для создания удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации, а для использования в качестве отдельного объекта основных средств, предназначенного для извлечения прибыли совместно с другими основными средствами, т.е. чтобы было понятно, что понесенные при этом затраты носят характер расходов капитального характера и не имеют ничего общего с внешним благоустройством территории организации.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Учет основных средств, построенных подрядным способом;

- Энциклопедия решений. Учет вложений в земельные участки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

7 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Проект введения платы за парковку в Москве (пост. Правительства Москвы № 543-ПП от 05.10.2012) был призван решить основные дорожно-транспортные проблемы: низкую скорость движения транспорта, небезопасные условия передвижения автомобилей и пешеходов и недоступность парковочных мест в центре Москвы для водителей в течение дня. В центре Москвы на сегодняшний день оборудовано более 29 000 платных парковочных мест (всего в Москве около 47 000 платных парковочных мест). Стоянка на всех других местах запрещена - за это предусмотрен штраф в размере от 3000 рублей (ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ). Вслед за Москвой с 2013 года идея платных парковок на городском уровне была реализована и в других крупных российских городах, первыми из них стали Екатеринбург и Санкт-Петербург. Платными парковками водители вынуждены пользоваться не только на центральных улицах городов, но и, например, при поездке в аэропорт.

Услуги по хранению служебных автомобилей на платных городских парковках компания может оплатить непосредственно с расчетного счета или через подотчетное лицо. Также фирма может возместить расходы сотрудника на парковку личного автомобиля, если он использовал его в служебных целях. Для подтверждения таких расходов сотрудники представляют в бухгалтерию авансовые отчеты с приложением документов, подтверждающих оплату услуг парковки. При этом деловой характер поездки должен быть подтвержден путевым листом с указанием маршрута следования непосредственно в районы, где организована платная парковка (в Москве перечень таких улиц приведен в Приложении 1 к пост. Правительства Москвы от 17.05.2013 № 289-ПП (далее - Постановление № 289-ПП)), либо указанием адреса деловой встречи в служебной записке.

Если сотрудники организации часто пользуются услугами платных парковок, например, при разъездном характере работы, целесообразно составить локальный нормативный документ, регулирующий порядок оплаты платных парковок.
Такой документ может утверждать:

  • перечень сотрудников, которым возмещаются расходы на парковку служебного или личного транспорта;
  • разрешенные способы оплаты парковок;
  • порядок возмещения таких расходов сотрудникам;
  • перечень подтверждающих документов;
  • сроки представления таких документов в бухгалтерию.

Система платных городских парковок является предоплатной и полностью автоматизированной. Существует несколько способов оплаты размещения транспортного средства на платной городской парковке (п. 2.3 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утв. Постановлением № 289-ПП):

  • оплата путем списания денег с виртуального парковочного счета водителя через веб-портал/мобильное приложение;
  • оплата со счета мобильного телефона с помощью СМС-сообщения;
  • оплата через паркомат с помощью банковских карт или предварительно приобретенных парковочных карт;
  • оплата с помощью электронного кошелька, через велотерминалы, а также наличными через терминалы QIWI;
  • приобретение парковочных абонементов.

Платная парковка в бухучете

Затраты на платную парковку признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности компании (пп. 5, 7, 16, 18 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). В качестве документов, подтверждающих оплату расходов на парковку, могут выступать кассовые чеки (если применяется ККТ) или бланки строгой отчетности - парковочные чеки.

Платная парковка в налоговом учете

Для исчисления налога на прибыль возможны несколько вариантов учета расходов на оплату парковок сотрудниками при условии правильно оформленных подтверждающих документов.
Если автомобиль принадлежит организации, подобные расходы можно признать прочими как расходы на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если сотрудник ездил в командировку на служебном автомобиле, такие расходы можно отнести к командировочным (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В случае использования личного автомобиля сотрудника ему положена компенсация, которую можно учесть только в пределах установленных норм (пост. Правительства РФ от 08.02.2002 № 92; письмо ФНС России от 21.05.2010 № ШС-37-3/2199). При этом, по мнению контролирующих ведомств, нормы, установленные Правительством РФ, уже включают в себя все дополнительные расходы (письма Минфина России от 04.12.2015 № 03-03-06/70852, от 15.09.2005 № 03-03-04/2/63, МНС России от 02.06.2004 № 04-2-06/419@), поэтому отдельное возмещение стоимости платной парковки сотруднику, который использует личную машину для служебных поездок, не положено. В данной ситуации можно заключить с сотрудником договор аренды автомобиля и учесть сумму арендной платы и все затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля, как арендные платежи и прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 10, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

НДФЛ с компенсации оплаты парковки

С суммы возмещения сотруднику документально подтвержденных расходов, связанных с поездками на служебном автомобиле, не нужно удерживать НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ), а также начислять взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Что касается исчисления НДФЛ с компенсации сотруднику стоимости платной парковки личного автомобиля в командировке, то, по мнению Минфина России (письмо Минфина России от 25.04.2013 № 03-04-06/14428), перечень расходов на командировки, не включаемых в доход работника для целей исчисления НДФЛ, закрыт. В этом перечне не указаны расходы на парковку, то есть эти суммы, если они возмещаются работнику, облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.
Однако от НДФЛ освобождены все виды компенсационных выплат, установленные законодательством России и связанные, в частности, с исполнением сотрудником трудовых обязанностей (п. 3 ст. 217 НК РФ). НДФЛ с компенсации стоимости платной парковки сотруднику, поехавшему в командировку на личном автомобиле, можно не удерживать, если оформить такую компенсацию не как командировочные расходы, а как возмещение затрат, связанных с использованием личного автомобиля сотрудника (письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-04-06/6-328).

Что касается возможности вычета по НДС, то здесь действует норма (п. 1 ст. 172 НК РФ), где четко говорится, что налоговые вычеты производятся на основании счета-фактуры. Если же есть только кассовый чек и НДС выделен в чеке, то его нельзя принять к вычету, а также учесть в расходах по налогу на прибыль.

В то же время, например, в Москве оказание услуг платной городской парковки ГКУ "АМПП" (моспаркинг) НДС не облагается (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ), поскольку оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС (письмо ФНС России от 01.08.2013 № ЕД-4-3/13952).

Читайте также: