Земельный налог список литературы 2020

Опубликовано: 17.05.2024

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

    органы уголовно-исполнительной системы;

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аблякимова Эльвина Эрнесовна

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права, ФГБОУВО «РГУП», Крымский филиал, г. Симферополь

Попова Дарья Олеговна

Специалист 1 разряда правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, г. Симферополь

В настоящий период развития российского государства и общества наиболее актуальными вопросами являются необходимость совершенствования механизма обеспечения рационального использования земель и повышения эффективности их использования. В связи с этим, современная юридическая наука занимается активным исследованием земельного налога как одной из основных проблем земельного права. Земельный налог для современного российского государства является ключевым элементом механизма платного землепользования, который сегодня нуждается в кардинальном реформировании.

At this period of development of the Russian state and society, the most pressing issues are the need to improve the mechanism for ensuring the rational use of land and increasing the efficiency of their use. In this regard, modern legal science is engaged in active research of land tax as one of the main problems of land law. Land tax for the modern Russian state is a key element of the mechanism of paid land use, which today needs to be radically reformed.

Ключевые слова: земельный налог, местный бюджет, кадастровая стоимость, льготы, уплата налога.

Keywords: land-tax, local budget, cadastral value, privileges, tax payment.

Земельный налог, как механизм землеустройства, возник еще в Древней Руси и являлся формой налогообложения земли, поскольку она являлась главным источником государственных доходов [10, с. 66].

В настоящий период развития российского общества и государства актуальны вопросы, связанные с необходимостью совершенствования механизма обеспечения рационального использования земель, основ регулирования земельных отношений, повышения эффективности использования земель, а так же политика, связанная с разграничением государственной собственности на землю и т. д. В связи с этим, современная юридическая наука занимается изучением наиболее проблемных вопросов земельного права, и земельный налог является одним из таких вопросов.

Сегодня проблема земельного налогообложения является довольно актуальной, потому что, во-первых, земельный налог является одним из основных источников пополнения местных бюджетов, а во-вторых, — это сумма денег, которую землевладелец обязан уплатить за использование земельных ресурсов. Современные исследователи утверждают, что проблема земельного налога заключается в неэффективной системе его исчисления и использования.

Одним из принципов самостоятельности местных бюджетов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, является право органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в местный бюджет [3, ст. 31]. Это положение гарантирует определенную автономию местных бюджетов, но в достаточно ограниченных пределах, поскольку оно применяется только к нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Так, Е.Н. Завроцкая отмечает, что «земля является одним из важнейших ресурсов муниципальных образований, поскольку именно земля в наибольшей степени определяет их инвестиционную привлекательность и имеет значительный потенциал в пополнении местных бюджетов» [9, с. 174]. Кроме того, существует проблема, так называемого, «налогового администрирования». E.Н. Завроцкая подчеркивает, что «основной проблемой налогового администрирования земельного налога является информационный обмен с регистрирующими органами. Значимость и острота данной проблемы обусловлена тем, что достоверность, полнота и своевременность сведений влияют на формирование налоговой базы и собираемость земельного налога» [9, с. 182]. Информация об объекте учета, необходимая для определения земельного налога, предоставляется разрознено, по нескольким информационным ресурсам. Одновременно передаваемые сведения нередко являются неполными, требуют уточнения и ввода дополнительной информации. Совершенствование работы взаимодействия налоговых органов с регистрирующими органами – это один из резервов увеличения поступления налога на землю. Решением вышеуказанной проблемы может стать разработка на федеральном уровне общей концепции формирования информации об объектах недвижимого имущества, разработка единых программ по электронному обмену информацией.

Барлыбаев А.А. подчеркивается, что «земельный налог для местных органов власти должен быть тем рычагом, с помощью которого можно воздействовать на процесс именно рационального использования … Однако на данном этапе таким воздействующим рычагом земельный налог не является: методика расчета, к сожалению, не дает возможности использовать его в качестве налогового стимулятора» [7, с. 23]. Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) установлено, что «использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» [1, ст. 65]. Ранее, по мнению ряда исследователей, вопрос о земельных платежах не поднимался в результате всеобъемлющего государственного регулирования. Например, в советское время земля и многие другие природные ресурсы принадлежали исключительно государству, а земельные участи предоставлялись гражданам и юридическим лицам на безвозмездной основе.

Важно отметить тот факт, что, по общему правилу, основными элементами налога являются: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Несмотря на то, что данный вид налога является местным, исчисляется земельный налог в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и решениями представительных органов местного самоуправления относительно установления налога на землю.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог. Объекты земельного налога согласно ст. 389 НК РФ не являются:

«1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектам, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки из состава земель лесного фонда;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома» [2, ст. 389].

В соответствии со ст. 388 НК РФ «налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом» [2, с. 388].

В свою очередь, организации и физические лица не являются налогоплательщиками в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве безвозмездного пользования, в том числе, праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды. В.В. Авдеев подчеркивает, что «право собственности, право (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у физического лица с момента государственной регистрации земельного участка. Об этом сказано в п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 2 ст. 8 ГК РФ» [6, с. 24]. Кроме того, плательщиками земельного налога могут быть также иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии с законом являются собственниками земельных участков. В случае наследования земельного участка обязательство по уплате земельного налога возникает с даты открытия наследства.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, как его кадастровая стоимость на 1 января календарного года, который является налоговым периодом (ст. 390 НК РФ). Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основе информации, представляемой в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для определения налоговой базы по земельному налогу налогоплательщики должны установить, подлежат ли данные земельные участки налогообложению. Если земельные участки признаются облагаемыми налогом, то кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ. Согласно данному пункту, государственная кадастровая оценка земель проводится с целью установления кадастровой стоимости земельных участков. По результатам государственной кадастровой оценки земель информация о кадастровой стоимости земельных участков предоставляется налогоплательщикам в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ). Данный порядок в настоящее время установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» [4], согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости обязаны предоставлять налогоплательщикам данные о кадастровой стоимости земельных участков. Кроме того, информация о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должна размещаться на официальном интернет-сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Исходя из вышеизложенного, налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно обеспечивать себя информацией о кадастровой стоимости земельных участков, получая ее через Интернет или путем направления письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.

Глава 31 НК РФ предусматривает налоговые и отчетные периоды для исчисления, уплаты земельного налога и представления отчетности. Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.

Одним из основных элементов налога является установление налоговой ставки. По земельному налогу налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать пределов, указанных в ст. 394 НК РФ. Д. В. Дудник в своем исследовании подчеркивает, что «при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения) в принимаемых законах могут самостоятельно определять налоговые ставки, однако их размер не может превышать: 0,3% по землям, которые используются для нужд сельского хозяйства или заняты жилым фондом (его инфраструктурой); 1,5% по другим земельным участкам, а также порядок и сроки уплаты налога» [8, с. 123]. Этот момент является проблемным и противоречивым, поскольку органы местного самоуправления зачастую не используют возможность, предоставленную федеральным законодательством, для установления налоговой ставки ниже предельного уровня. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как процентная доля налоговой базы соответствующая налоговой ставке.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения, в том числе, определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 4 ст. 12 НК РФ). То есть, путем предоставления налоговых льгот можно регулировать земельные отношения.

Важно, что налогоплательщики-организации самостоятельно рассчитывают сумму налога. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно рассчитывают сумму налога только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Что касается льгот по земельному налогу, то в НК РФ предусмотрены вычеты (льготы) для определенных категорий физических лиц — Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, лиц, которые имеют I, II и III группы инвалидности и другие. Представление документов, подтверждающих такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, для данной категории налогоплательщиков уменьшает налоговую базу на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. При этом, органам муниципальных образований предоставлено право корректировать налоговые льготы в сторону увеличения по сравнению с установленными в НК РФ, расширять основания и порядок их применения. Например, на территории муниципального образования Ровновское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым в соответствии с решением сессии от 30.11.2018 № 1/261-XXXVI «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Ровновское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым на 2019 год» [5] помимо установленных в ст. 395 НК РФ льгот, назначаются также льготы в отношении органов местного самоуправления, бюджетных и казенных учреждений, объектов культуры, здравоохранения, спорта этого муниципального образования. Отсюда следует, что указанное муниципальное образование практически полностью дублирует федеральное законодательство и не устанавливает каких-либо дополнительных льгот.

Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос, связанный с рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения, так как они являются основой продовольственной безопасности России. Барлыбаев А.А. утверждает, что «сельскохозяйственные земли можно использовать рационально, нерационально, а также вообще не использовать. В связи с этим, на взгляд авторов, необходимо рассматривать на местном уровне введение налоговых льгот за рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения в виде, например, налогового вычета в размере части понесенных расходов на мероприятия по уходу за землей» [7, с. 25].

Стоит отметить, что хотя плательщиком земельного налога по закону является лицо, указанное в реестре как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненно наследуемого владения на соответствующий участок, являющийся объектом налогообложения, но факт отсутствия государственной регистрации не должен являться основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Поскольку государственная регистрация прав на землю является обязательной, но носит заявительный характер, создается прецедент, когда права на землю не регистрируются в соответствии с законом в течение длительного времени. Местные органы власти должны контролировать данную ситуацию: вести разъяснительную работу с населением, отслеживать количество граждан, которые зарегистрировали права. Граждане обязаны знать, что они совершают неумышленные и умышленные налоговые правонарушения, не регистрируя своих прав на земельные участки. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ налоговые органы вправе взыскать штраф соответственно в размере 20% и 40% от неуплаченной суммы налога.

В заключение хочется отметить тот факт, что на сегодняшний период развития российского общества и государства требуется реформирование в подходе к определению земельного налога. В целях совершенствования правового регулирования, установления и взимания земельного налога и повышения его экономической эффективности и целесообразности необходимо сделать следующее:

— органы местного самоуправления должны подходить к определению ставки земельного налога целесообразно, то есть должно быть экономическое обоснование ставок земельного налога;

— нормативно закрепить на уровне федерального закона методологические основы установления арендной платы и земельного налога за пользование земельными участками в процентах от кадастровой стоимости земельных участков;

— усовершенствовать взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления для разработки программ реформирования земельного налога и внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации;

— разработать методологические основы для установления налоговых льгот по уплате земельного налога для органов местного самоуправления, что обеспечило бы поддержание и развитие эффективного и целесообразного использования земель.

Совершенствование методики кадастровой оценки земель также имеет большое значение, но ее следует проводить с учетом уровня жизни населения, спроса на земельные участки, потребности в качественных параметрах земли (весь комплекс факторов, влияющих на землепользование).

На основании изложенного, можно сделать вывод, что земельный налог для современного российского государства является ключевым элементом механизма платного землепользования. Последовательное и систематическое осуществление мер по совершенствованию земельных отношений может оказать развивающее и стимулирующее государственное воздействие на экономику страны, ее регионов и муниципальных образований и улучшить инвестиционный климат. Необходимо, чтобы и государство, и хозяйствующий на земле субъект стали эффективными владельцами и пользователями земли. Без этого рациональное использование земли как важнейшего производительного ресурса и основы жизни и деятельности народов России невозможно.


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 20 минут

Понравилась статья? Поделитесь!


С 2020 года изменились некоторые правила порядка исчисления, уплаты и представления отчетности по имущественным налогам, к которым относятся: транспортный и земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

В нашей статье мы остановимся более подробно на новациях именно в сфере имущественных налогов, которые были внесены, в прошедшем году, в Налоговый Кодекс следующими федеральными законами:

  • от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 379-ФЗ);
  • от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 325-ФЗ);
  • от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № 63-ФЗ).

Как известно, с 2019 года из объекта обложения налогом на имущество организации было исключено движимое имущество. Теперь законодатели решили полностью изменить формулировку, и в статью 374 НК РФ определяющую объекты налогообложения, Законом № 325-ФЗ внесены соответствующие изменения. В действующей редакции, начиная с 2020 года объектами налогообложения признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН.


С 01.01.2020 утратил силу пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, который предусматривал возможность налогообложения по кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности или на праве хозяйственного ведения. Таким образом, исходя из этой нормы, имущество, находящееся в оперативном управлении, облагается по среднегодовой стоимости в общем порядке. Разъяснения на этот счет даны в письме Минфина от 03.04.2019 N 03-05-05-01/22907.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

С 1 января 2020 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 394 НК РФ, касающиеся налоговых ставок. Так, ставка 0,3 процента будет применяться, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

Устанавливать дифференцированные налоговые ставки муниципалитеты теперь смогут только в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка. Ранее коэффициенты дифференциации, устанавливаемые органами местного самоуправления, могли применяться по совершенно разным основаниям, например, в зависимости от местоположения земельного участка, от вида деятельности лица, использующего земельный участок, вида функционального использования земельного участка, назначения объекта, расположенного на земельном участке и т.д.

В этой связи, муниципалитетам необходимо будет пересмотреть и актуализировать муниципальные правовые акты, устанавливающие налоговые ставки на подведомственной территории.

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

Перечень видов объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, установлен в п.1 ст. 378.2. НК РФ. В эту норму в течение 2019 года дважды вносились изменения. Сначала Законом № 325-ФЗ было предусмотрено, что эта норма будет содержать открытый перечень имущества. Однако уже в конце года Законом № 379-ФЗ было внесено еще одно изменение, определившее окончательную редакцию, где в пп.4 поименованы все виды объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется с учетом установленных особенностей.

С 2020 года под налогообложение по кадастровой стоимости попадают:

  • жилые помещения,
  • гаражи,
  • машино-места,
  • объекты незавершенного строительства,
  • а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговым Кодексом предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта РФ определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость. Согласно разъяснению, данному в Письме ФНС России от 14.01.2020 г. № БС-4-21/340, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в данный перечень, в него могут вноситься изменения.

Напомним, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, должны быть установлены соответствующим Законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством такой закон может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Юридические лица перестанут декларировать транспортный и земельный налог. Последние декларации будут сдаваться в этом году за 2019 год. Не позднее 3 февраля текущего года организациям необходимо было представить налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за 2019 год.

Сообщения о наличии объекта налогообложения с приложением копий правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, будут представляться в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обращаем внимание, что за не предоставление указанных сообщений с обозначенной даты будут действовать налоговые санкции, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ. Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.



Урегулирован порядок предоставления декларации организациями, имеющими на балансе несколько объектов недвижимости, территориально находящихся в разных местах.

С 2020 года налогоплательщик, стоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление должно представляться ежегодно, до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный порядок сдачи налоговой декларации. Формы уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311.

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

В соответствии с изменениями, внесенными в пп.1 п.12. ст. 378.2. НК РФ, Законом № 63-ФЗ с 01.01.2020 года, организациям не нужно будет предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество. Отчитываться нужно будет только по итогам года.

Но обязанность вносить авансовые платежи сохранится. При этом, если кадастровая стоимость изменилась в течение года, сумму авансового платежа нужно будет считать из измененной стоимости, а не той, которая была на 1 января налогового периода.

СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Внесенные изменения касаются также и сроков уплаты налогов. С 1 января 2021 года представительные органы субъекта не будут устанавливать сроки уплаты имущественных налогов. Налоговым Кодексом установлены единые сроки уплаты транспортного и земельного налога для организаций.

С 2021 года уплата налогов будет производиться в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III квартал).

Также новации законодательства затрагивают вопросы предоставления в налоговые органы информации от соответствующих уполномоченных органов о неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения и о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. С 1 июля 2020 года вступят в силу соответствующие п.18 и п.19 ст. 396 НК РФ, введенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Представление сведений в налоговые органы о земельных участках должно будет осуществляться органом, осуществляющим государственный земельный надзор. Соответствующая форма для представления сведений утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-21/646.

Информирование о многодетных должны будут осуществлять уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • или находящееся в его ведении учреждение, осуществляющие функции в сфере социальной защиты населения.

Форма «Сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей», ее формат, а также порядки заполнения и представления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 19 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/577 (вступает в силу с 1 июля 2020 г). Предусмотрено, что указанные сведения представляются в электронной форме в формате, утверждённом ФНС России, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который предоставляются сведения.

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРЕХОДА К ИСЧИСЛЕНИЮ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ



Как указано на сайте Федеральной налоговой службы в сообщении от 10.01.2020г., в качестве налоговой базы по налогу на имущество физлиц впервые будет применена кадастровая стоимость на территории Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области.

В семи регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. - 0,2). В 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. - 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. В 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога.

В девяти регионах, не принявших решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор, равный 1,518 (в 2019 г. - 1,481). Кроме того, в 2020 году начнут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки недвижимости в регионах, где она проводилась в 2018 году.

В целом по оценке ФНС России, с налогового периода 2020 года для исчисления налога на имущество физлиц во всех регионах, кроме Севастополя, будет использоваться кадастровая стоимость. Таким образом, можно говорить о том, что в России завершился переход к исчислению налога на имущество физлиц, исходя из кадастровой стоимости.

Учет земельных участков по-новому: что и как нужно поменять в 2020 году
AndreyPopov / Depositphotos.com

Практически у каждого учреждения в пользовании есть земельные участки – как минимум, те, на которых расположены закрепленные за учреждением здания. А еще есть земли, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченным органом власти или органом местного самоуправления в оборот, например, при передаче их по договору аренды. Такие земельные участки тоже являются объектом учета. А значит, изменения, предусмотренные обновленными Инструкциями № 157н, № 162н, № 174н и № 183н в порядке учета земельных участков, касаются всех этих органов и учреждений (Приказ Минфина России от 14 сентября 2020 № 198н (зарегистрирован в Минюсте России 5 октября 2020 г.), Приказ Минфина России от 28.10.2020 N 246н (зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2020 г.), Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 253н (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2020 г.), Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 256н (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2020 г.).

Подчеркнем: все эти нововведения нужно внедрить уже сейчас в учете 2020 года. Условно разделим их на четыре блока:

Учет увеличения / уменьшения кадастровой стоимости земли – новыми проводками

Начиная с 2020 года отражение в учете изменения стоимости ранее принятых к бухгалтерскому/ бюджетному) учету земельных участков в связи с изменением их кадастровой стоимости, следует отражать по-новому.

Было до 2020 года

Начиная с 2020 года

0 103 11 330
0 103 91 330

способом "Красное сторно"

Увеличение балансовой (кадастровой) стоимости земельного участка в составе государственной (муниципальной) казны

Уменьшение балансовой (кадастровой) стоимости земельного участка в составе государственной (муниципальной) казны

способом "Красное сторно"

Причем изменения заключаются не только в отмене способа "Красное сторно" при отражении в учете уменьшения кадастровой стоимости земли. Кстати, о максимальном сокращении использования метода "Красное сторно" мы рассказывали в новостной ленте накануне. Но вернемся к учету земли. Как можно заметить, для отражения в учете корректировки стоимости земельных участков в связи с изменением их кадастровой стоимости уже в 2020 году следует применять счет 0 401 10 176 вместо ранее используемого счета 0 401 10 199.

Разделение земельного участка – через выбытие

Положения Инструкции № 162н, № 174н и № 183н дополнены корреспонденцией счетов для ситуации, когда в результате раздела одного земельного участка в его прежних границах образуются "новые" земельные участки с присвоением новых кадастровых номеров при наличии на них права постоянного (бессрочного) пользования:

Отражается выбытие разделенного земельного участка и списание ранее начисленного убытка от обесценения земли (при наличии)

Одновременно отражается принятие к учету вновь образовавшихся земельных участков, а также убытка от обесценения земли (при наличии)

Такая схема проводок похожа на отражение в учете реклассификации имущества, но в данном случае это именно выбытие одного земельного участка и постановка на учет новых объектов. В отличие от реклассификации, в результате которой стоимости выбывающих и принятых к учету объектов имущества не изменяются, в данном случае балансовая (кадастровая) стоимость выбывшего земельного участка может отличаться от балансовой (кадастровой) стоимости вновь образовавшихся в результате раздела земельных участков, в таком случае на счете 0 401 10 172 формируется разница между балансовыми (кадастровыми) стоимостями. Напоминаем, что согласно п. 71 Инструкции № 157н земельные участки учитываются по их кадастровой стоимости, а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости, – в условной оценке, один квадратный метр – 1 рубль.

Принятие к учету земли, собственность на которую не была разграничена

В бюджетном учете земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот, отражаются уполномоченным органом на счете 1 103 13 000 "Прочие непроизведенные активы – недвижимое имущество учреждения" (п. 16 Инструкции № 162н).

Теперь в новой редакции Инструкции № 162н содержатся корреспонденции по дальнейшему отражению операций с таким земельным участком по факту регистрации права собственности:

Отражается выбытие земельного участка, который ранее был вовлечен уполномоченным органом в хозяйственный оборот без разграничения права собственности

Одновременно отражается принятие указанного участка земли в состав имущества казны по кадастровой стоимости

Например, земельный участок, по которому собственность не разграничена, вовлечен уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот – сдан в аренду. В период его нахождения в аренде осуществлена регистрация права собственности на данный земельный участок. До окончания срока действия договора аренды земельный участок продолжает учитываться на счете 1 103 13 000, но после окончания срока действия договора аренды его следует списать со счета 1 103 13 000 и принять в состав имущества казны по кадастровой стоимости. Причем балансовые (кадастровые) стоимости выбывшего и принятого к учету земельного участка также могут отличаться.

Сервитут – доходы будущих периодов

Урегулировано отражение доходов бюджетов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) – в учете начисляются доходы будущих периодов:

Начисление доходов будущих периодов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) согласно заключенным соглашениям на всю сумму платежей, указанных в соглашении

Списание суммы остатка предстоящих доходов при досрочном расторжении соглашения по предоставлению права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) на момент расторжения соглашения

Обратите внимание, что в соответствии с положениями подп. 3 ст. 39.25 Земельного кодекса и ст. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса в случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты. Такие поступления не относятся к доходам автономных и бюджетных учреждений, начисление доходов производится уполномоченным органом, наделенным полномочиями администратора доходов соответствующего бюджета от такого вида поступлений.

Еще одно важное изменение, касающееся сервитута, – п. 77 Инструкции № 157 изложен в новой редакции. Если раньше согласно данному пункту платежи, осуществляемые учреждением за предоставленное им право использования объекта непроизведенных активов, относились в состав расходов текущего финансового года, то в новой редакции такое положение исключено. Следовательно, исполнение обязательства учреждения по оплате за предоставленный сервитут следует отражать в составе расходов будущих периодов в части сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, и относить на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся.

1. Налогообложение природных ресурсов. Теория и мировые тренды. Монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: Юнити, 2018. - 384 c.
2. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. - М.: Юнити, 2015. - 543 c.
3. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. И.А. Майбурова. - М.: Юнити, 2015. - 559 c.
4. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. И.А. Майбурова. - М.: Юнити, 2015. - 487 c.
5. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2018. - 320 c.
6. Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2019. - 480 c.
7. Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. И.А. Майбурова. - М.: Юнити, 2017. - 383 c.
8. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: Юнити, 2016. - 375 c.
9. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем. Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: Юнити, 2016. - 200 c.
10. Налоги и налогообложение / Под ред. Поляка Г.Б.. - М.: Юнити, 2016. - 384 c.
11. Налоги и налогообложение / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. - СПб.: Питер, 2015. - 16 c.
12. Экологическое налогообложение. Теория и мировые тренды. Монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: Юнити, 2018. - 60 c.
13. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.В. Аронов, В. А. Кашин. - М.: Магистр, 2015. - 239 c.
14. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2015. - 623 c.
15. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 c.
16. Викторова, Н.Г. Управление налогообложением и налог. рисками.: Монография / Н.Г. Викторова. - М.: Инфра-М, 2017. - 286 c.
17. Власова, М.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М.С. Власова, О.В. Суханов. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
18. Воеводина, Н.А. Некоммерческие организации: правовой статус, бухгалтерский учет, налогообложение и новые возможности. / Н.А. Воеводина, А.А. Вяльшина, Т.Л. Ермак. - М.: Омега-Л, 2018. - 255 c.
19. Ворожбит, О.Ю. Налоги и налогообложение. Налоговая система РФ: Учебное пособие / О.Ю. Ворожбит, В.А. Водопьянова. - М.: Риор, 2016. - 160 c.
20. Гончаренко, Л.И. Налоги и налогообложение (для спо) / Л.И. Гончаренко. - М.: КноРус, 2017. - 1568 c.
21. Гончаренко, Л.И. Налогообложение некоммерческих организаций: Учебное пособие / Л.И. Гончаренко, Е.Е. Смирнова, Л.К. Чемерицкий. - М.: КноРус, 2017. - 448 c.
22. Гончаренко, Л.И. Налогообложение организаций. задачи и тесты (для бакалавров) / Л.И. Гончаренко. - М.: КноРус, 2017. - 192 c.
23. Горина, Г.А. Налогообложение торговых организаций: Учебное пособие / Г.А. Горина. - М.: Юнити, 2015. - 207 c.
24. Горина, Г.А. Налогообложение торговых организаций. Учебное пособие / Г.А. Горина. - М.: Юнити, 2016. - 16 c.
25. Горский, И.В. Налогообложение недвижимого имущества в зарубежных сиранах: монографияия / И.В. Горский, О.В. Медведева, Т.Г. Лебединская. - М.: Магистр, 2018. - 360 c.
26. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: Юнити, 2015. - 175 c.
27. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в РФ. Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: Юнити, 2018. - 352 c.
28. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в РФ: Учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 496 c.
29. Дмитриева, И.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие / И.Н. Дмитриева. - РнД: Феникс, 2017. - 587 c.
30. Донцова, Л.В. Учет, аудит и налогообложение в обеспечении экономической безопасности предприятий. т 1 / Л.В. Донцова. - М.: Русайнс, 2017. - 512 c.
31. Донцова, Л.В. Учет, аудит и налогообложение в обеспечении экономической безопасности предприятий. т2 / Л.В. Донцова. - М.: Русайнс, 2015. - 304 c.
32. Евстигнеев, Е. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Е. Евстигнеев. - СПб.: Питер, 2017. - 576 c.
33. Зарук, Н.Ф. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.Ф. Зарук, М.Ю. Федотова, О.А. Тагирова, А. Носов. - М.: Инфра-М, 2018. - 432 c.
34. Зозуля, В.В. Налогообложение Природопользования: Учебник. Бакалавр. Прикладной курс / В.В. Зозуля. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 257 c.
35. Зозуля, В.В. Налогообложение природопользования: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Зозуля. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 257 c.
36. Иванова, И.И. Налогообложение добычи твердых полезных ископаемых в РФ. Проблемы и пути совершенствования. Монография / И.И. Иванова и др. - М.: Юнити, 2017. - 416 c.
37. Иванова, Н.В. Налоги и налогообложение / Н.В. Иванова. - М.: Academia, 2015. - 224 c.
38. Иванова, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.В. Иванова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
39. Иванова, Н.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.В. Иванова. - РнД: Феникс, 2017. - 270 c.
40. Иванова, Я.Я. Налогообложение добычи твердых полезных ископаемых в Российской Федерации. Проблемы и пути совершенствования: Монография. / Я.Я. Иванова и др. - М.: Юнити, 2015. - 175 c.
41. Ильина, В.Н. Налоги и налогообложение / В.Н. Ильина. - М.: КноРус, 2018. - 416 c.
42. Касьянова, Г.Ю. ГСМ: нормы расхода, бухгалтерский учет и налогообложение / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2016. - 168 c.
43. Качур, О.В. Налоги и налогообложение (для бакалавров) / О.В. Качур. - М.: КноРус, 2018. - 480 c.
44. Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
45. Корепанова, Н.Б. Внешнеторговый контракт: содержание, документы, учет, налогообложение: Практическое пособие / Н.Б. Корепанова. - М.: Инфра-М, 2017. - 176 c.
46. Косарева, Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: Учебное пособие / Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова. - М.: Инфра-М, 2018. - 328 c.
47. Косов, М.Е. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика. Учебник / М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Н Эриашвили. - М.: Юнити, 2016. - 320 c.
48. Косов, М.Е. Налогообложение доходов и имущества физических лиц. Учебник / М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеев. - М.: Юнити, 2016. - 352 c.
49. Косов, М.Е. Налогообложение доходов и имущества физических лиц: Учебник. / М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеев. - М.: Юнити, 2015. - 359 c.
50. Костюкова, Е.И. Малое предпринимательство: сущность, учет, налогообложение / Е.И. Костюкова, М.Н. Татаринова, М.В. Феськова. - М.: Русайнс, 2018. - 511 c.
51. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 c.
52. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 353 c.
53. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 c.
54. Малис, Н.И. Прибыль организаций: налогообложение и учет: Учебник / Н.И. Малис, Н.А. Назарова, А.В. Тихонова. - М.: Магистр, 2017. - 351 c.
55. Малис, Н.И. Налогообложение физических лиц: Учебное пособие / Н.И. Малис, С.А. Анисимов, М.А. Данилькевич. - М.: Магистр, 2016. - 256 c.
56. Мешкова, Д.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: Учебник для бакалавров / Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: Дашков и К, 2016. - 160 c.
57. Мешкова, Д.А. Налогообложение организаций в РФ: Учебник для бакалавров / Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: Дашков и К, 2015. - 160 c.
58. Нечитайло, А.И. Бухгалтерский учет и налогообложение финансовых результатов в системе управления организацией: учебное пособие / А.И. Нечитайло. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 480 c.
59. Никулина, Н.Н. Налогообложение страховой деятельности: Учебное пособие / Н.Н. Никулина и др. - М.: Юнити, 2015. - 263 c.
60. Оканова, Т.Н. Налогообложение коммерческой деятельности. Учебное пособие / Т.Н. Оканова. - М.: Юнити, 2018. - 208 c.
61. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 382 c.
62. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для СПО / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 392 c.
63. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. том 2: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 398 c.
64. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. том 1: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 336 c.
65. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие для вузов / В.Г. Пансков, Т.А. Левочкина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 319 c.
66. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие для СПО / В.Г. Пансков, Т.А. Левочкина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 319 c.
67. Пинская, М.Р. Международное налогообложение: Монография / М.Р. Пинская, В.П. Бауэр, В.В. Ворожихин и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c.
68. Погорелова, М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: Риор, 2018. - 144 c.
69. Полежарова, Л.В. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России: Учебное пособие / Л.В. Полежарова, А.А. Артемьев. - М.: Магистр, 2018. - 224 c.
70. Пузин, А.М. Налогообложение предприятий ресторанного бизнеса: учебное пособие / А.М. Пузин. - М.: Academia, 2016. - 448 c.
71. Саполгина, Л.А. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристической фирме (для бакалавров) / Л.А. Саполгина. - М.: КноРус, 2017. - 240 c.
72. Свинухов, В.Г. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: Учебник / В.Г. Свинухов, Т.Н. Оканова. - М.: Магистр, 2016. - 352 c.
73. Сильвестрова, Т.Я. Налоги и налогообложение: Уч. / Т.Я. Сильвестрова, С.Ю. Гурова, Я.Г. Шипеев и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.
74. Скворцов, О.В. Налоги и налогообложение: Учебник / О.В. Скворцов. - М.: Академия, 2015. - 224 c.
75. Сысоева, Г.Ф. Бухгалтерский учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности: Учебник для магистров / Г.Ф. Сысоева, И.П. Малецкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
76. Филиппова, Н.А. Налогообложение некоммерческих организаций / Н.А. Филиппова, Л.П. Королева, О.В. Дерина. - М.: КноРус, 2017. - 384 c.
77. Шестакова, Е.В. Региональное налогообложение малого бизнеса и инновации в налогообложении / Е.В. Шестакова. - М.: Русайнс, 2018. - 416 c.
78. Ширяева, Н.М. Налогообложение и учет операций, осуществляемых на финансовом рынке РФ: учебное пособие / Н.М. Ширяева. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 448 c.
79. Яшина, Н.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / Н.И. Яшина, М.Ю. Гинзбург, Л.А. Чеснокова. - М.: Риор, 2017. - 16 c.
80. Яшина, Н.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / Н.И. Яшина, М.Ю. Гинзбург, Л.А. Чеснокова. - М.: Риор, 2017. - 32 c.
81. Яшина, Н.И. Налоги и налогообложение: Практикум для СПО: Учебное пособие / Н.И. Яшина, Е.А. Иванова, Л.А. Чеснокова. - М.: Риор, 2017. - 16 c.

Читайте также: