Особенности налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей

Опубликовано: 17.05.2024

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
"Комиссаров и партнеры"

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Любой предприниматель, независимо от вида деятельности и размера бизнеса, сталкивается с налоговыми проверками. Несмотря на то, что в НК РФ для проверки ИП не предусмотрены отдельные процедуры, специфика бизнеса и применение льготных налоговых режимов подразумевают множество особенностей подготовки к визиту инспекторов.

Что и как проверяют инспекторы, за что штрафуют и как собственнику обезопасить свой бизнес в самых угрожающих условиях, читайте в нашей публикации.

Виды проверок предпринимателей

Действия сотрудников ИФНС нацелены прежде всего на увеличение поступающих в бюджет налогов, а соответственно, на повышение эффективности налоговых проверок. Поэтому главная задача индивидуального предпринимателя – предугадать и максимально уменьшить возможные убытки, которые влечет за собой налоговая проверка любого вида.

Камеральная проверка ИП

Камеральная проверка ИП – по сути регулярная процедура, которая осуществляется, как только предприниматель в очередной раз сдал отчетность. Главный интерес для инспекторов представляют соблюдение формы декларации, точность расчетов и подлинность указанных сведений. Не останутся без внимания налоговиков законность применения ставок, обоснованность льгот и др.

Если сотрудники ИФНС своевременно получат отчетность с корректными показателями, вряд ли они будут требовать пояснения и начислять штрафы.

Специалисты 1С-WiseAdvice знают, на что именно обращают внимание сотрудники ИФНС в ходе камеральной проверки. Показатели для деклараций анализируются с учетом всех рисков и возможных потерь для бизнеса, наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений. Таким образом, у инспекторов не возникает претензий на камеральных проверках.

Выездная проверка ИП

Выездные проверки ИП – большая редкость, но именно по результатам визита инспекторов выписывается большинство штрафов.

Поскольку ИП на спецрежимах часто используются в группе компаний именно в целях сокращения налоговой нагрузки – о чем в ФНС прекрасно знают – интерес к предпринимателям со стороны налоговиков в последние годы повысился. Распространенные схемы снижения налогового бремени с участием ИП детально известны сотрудникам инспекций – они любыми способами стараются вычислить существующую взаимосвязь между организациями.

Если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удастся ее установить, скорее всего, выездная проверка нагрянет к юрлицу, которое оптимизирует налоги с помощью ИП. Поэтому особое значение в бухгалтерии таких компаний приобретает грамотная налоговая оптимизация с использованием ИП.

Чтобы правильно адаптировать ИП в структуре бизнеса, не обойтись без услуг консалтинга. Специалисты 1C-WiseAdvice окажут всестороннюю экспертную поддержку и ответят на следующие вопросы:

  • Какой вид деятельности ИП подойдет конкретно под структуру вашего бизнеса?
  • На кого зарегистрировать ИП?
  • Какая система налогообложения будет выгодна конкретному ИП?

Формы выездных проверок ИП

Формы выездных проверок зависят от интересующей налоговиков сферы экономической деятельности ИП.

В ходе комплексных проверок инспекторы проверяют корректность расчетов налоговых выплат в бюджет. В этом случае гости из ФНС знакомятся со всей налогооблагаемой деятельностью за определенный период работы. Предприниматель обязан предоставить все документы, имеющие отношение к хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени.

Выборочная или тематическая проверка предназначена для сравнения данных из деклараций с реальной ситуацией по бизнесу в целом. Инспекторы могут контролировать отдельные виды деятельности ИП и охватывать, например, только расчеты с поставщиками, подакцизный товарооборот и т.п.

Проверку может спровоцировать конкретная сделка, которую проверяют инспекторы. Причем главным объектом внимания налоговиков будет не деятельность ИП, а бизнес контрагента. Однако в этом случае у предпринимателя также могут потребовать документы, касающиеся рассматриваемой сделки – в рамках встречной проверки. Следовательно, экономическая деятельность ИП также становится предметом исследования ИФНС. А это значит, что принимать во внимание всевозможные риски в бухгалтерском и налоговом учете необходимо перманентно, а не только после того, как инспекторы сообщат о своем скором визите.

Эксперты 1C-WiseAdvice знают, как избавить клиентов от излишнего внимания контролирующих органов. Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Это происходит благодаря внутренней автоматизации и регулярному внутреннему аудиту работы наших сотрудников. Такой риск-ориентированный подход позволяет избежать интереса со стороны ИФНС, а соответственно, и доначислений, штрафов и пеней.

Особенности проведения выездных проверок ИП

Предприниматель не должен забывать, что полномочия гостей из налоговой указаны в решении о проверке. Любая просьба или требования, не зафиксированные данным документом, приравниваются к превышению полномочий инспектором.

1С-WiseAdvice разработала уникальную технологию оперативной обработки первичной документации «Процессинг», которая гарантирует своевременную подготовку документации, соответствующую требованиям налогового законодательства. Запатентованная технология 1C-WiseAdvice – в отличие от штатной бухгалтерии, которая не способна обеспечивать оперативный контроль за состоянием первичных документов, – позволяет готовить истребуемые в рамках выездных проверок документы максимально быстро.

Не стоит ограничивать и доступ к имуществу и объектам налогообложения, которые используются в предпринимательской деятельности. Это может сыграть против вас: не видя реальной картины, инспекторы начислят налоги, исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).

Кроме истребования документов и осмотра, налоговики могут организовать:

  • выемку предметов и документации, подтверждающих нарушение (ст. 94 НК РФ);
  • инвентаризацию, в ходе которой убедятся (или не убедятся) в достоверности предоставленных данных (п. 13 ст. 89 НК РФ);
  • привлечение эксперта, который при необходимости документально оформит свои выводы (ст. 95 НК РФ);
  • вызов и допрос свидетелей, а если понадобится – пригласить переводчика (ст. 90 и 97 НК РФ).

Таким образом, выездная проверка может обернуться не только колоссальными убытками, но и не самым приятным приключением для ваших сотрудников и партнеров, что не может не сказаться на репутации компании. Лучше вычислить и устранить недочет, способный создать подобные проблемы, еще на этапе начальной организации и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Особенности проверок ИП на спецрежимах

Вид деятельности и регион ее ведения, объем доходов, количество сотрудников и площадь помещения, в котором реализуется товар или оказывается услуга, влияет на право ИП воспользоваться спецрежимом налогообложения: УСН, ЕНВД или патент (ПСН).

Правомерность использования того или иного льготного режима сотрудники ИФНС проверяют особенно тщательно. Поэтому лучше не экономить на привлечении экспертов к заполнению деклараций и не давать поводов для требования пояснений и назначения выездной проверки. Убытки из-за выплат недоплаченных налогов, пеней и штрафов несопоставимы со стоимостью консалтинговых услуг.

Проверка ИП на УСН

Главная цель, с которой инспекторы обращают внимание на ИП с упрощенной системой налогообложения, – выявить неправомерность применения данного спецрежима. Если налоговики смогут подтвердить свои подозрения в неправомерности использования «упрощенки», предприниматель будет выплачивать все налоги, которые ему насчитают в рамках общей системы налогообложения, включая пени.

Форму налоговой декларации по УСН и порядок ее заполнения регулирует приказ ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@.

Проверка ИП на ЕНВД

Чтобы применение ЕНВД не обернулось для ИП доначислениями и штрафами, необходимо ежемесячно контролировать соответствие условий, прежде всего документально подтвержденных, указанному режиму. А при возникновении потенциальных рисков – вовремя перейти на УСН или общий режим налогообложения.

Применять ЕНВД можно только по тем видам деятельности, которые установлены на территории вашего населенного пункта. В Москве «вмененка» не применяется ни по одному из видов деятельности с 2012 года.

Форма декларации по «вмененке», порядок ее заполнения и формат представления регламентируется Приказом ФНС России от 26.06.2018 № ММВ-7-3/414@.

Как снизить налоговые риски при проверке ИП

(базовые принципы грамотной налоговой оптимизации с использованием ИП):

  1. Соблюдайте среднюю по отрасли налоговую нагрузку.
  2. Не отражайте в отчетности убытки на протяжении нескольких налоговых периодов. Если это неизбежно в вашем случае, заранее приготовьте обоснование полученных убытков.
  3. Следите за темпом роста ваших расходов в сравнении с доходами, рост расходов не должен превышать рост доходов.
  4. Выплачивайте заработную плату работникам не ниже средней по вашему виду деятельности.
  5. Если вы на «упрощенке» – старайтесь не приближаться к предельному уровню доходов, дающих право на применение УСН, особенно несколько налоговых периодов подряд.
  6. Следите за уровнем рентабельности вашего бизнеса, он не должен отличаться от средней по отрасли.
  7. Старайтесь избегать заключения договоров с контрагентами-перекупщиками, посредниками. Заключайте договоры напрямую с производителями.
  8. Вовремя и максимально полно отвечайте на запросы налоговой и предоставляйте пояснения.
  9. Сдавайте отчетность вовремя.
  10. Не препятствуйте проведению проверки, даже если налоговая сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Мы готовим аргументированные ответы на запросы и требования в ходе налоговых проверок ИП, даем пояснения. Наши специалисты не отказываются от возможности свести к минимуму потери предпринимателя даже в самых безнадежных ситуациях. Хотя те, кто доверил свой учет и отчетность нам, в подобные ситуации не попадают.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

image_pdf
image_print

ФНС следит за исполнением налогоплательщиками обязанностей в части уплаты налогов, ведения учета и представления отчетности. При исполнении своих функций инспекции проводят контрольные мероприятия, в том числе проверки. Что проверяют налоговые органы? Какие последствия имеют эти проверки для предпринимателя? Об этом — в сегодняшней статье.

Какие бывают налоговые проверки

В зависимости от способа проведения проверки подразделяются на камеральные и выездные. Рассмотрим их более подробно.

Камеральная проверка

Каждый раз, когда предприниматель сдает какую-то форму отчетности, в ее отношении начинается камеральная проверка. Проводится она в стенах налоговой инспекции без выезда к предпринимателю. Начинается проверка после окончания срока приема отчета и длится максимум 3 месяца.

В ходе камеральной проверки инспекторы определяют:

  • подал ли предприниматель форму и не нарушил ли сроки ее представления;
  • правильно ли он заполнил отчет;
  • правильно ли произвел расчеты;
  • верные ли сведения указал в документах.

Такие проверки проходит в рабочем порядке, то есть налогоплательщики не информируются об их проведении. И если с проверяемой формой все в порядке, ИП в большинстве случаев даже не знает, что проведена проверка.

Если в ходе проверки возникают какие-то вопросы, инспекторы могут запросить у налогоплательщика пояснения или документы. Чаще всего это случается, если специалисты ФНС посчитают, что ИП не доплатил налоги. Но причины требования пояснений могут быть разными.

На запросы налоговых органов нужно реагировать сразу же, поскольку на ответ у предпринимателя будет пятидневный срок. Если ответа не последует или пояснение налогоплательщика не удовлетворит инспектора, он будет привлечен к административной ответственности. В итоге ему не только начислят недоимку, но назначат штрафы и выставят пени.

Выездная проверка

Из названия понятно, что такая проверка проводится с выездом к налогоплательщику. Однако в случаях, если налогоплательщик не может предоставить проверяющим помещение, проверка может проводиться в ИФНС. Основанием для ее начала служит решение руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Решение о проведении проверки принимается по итогам предпроверочного анализа.

Отметим, что до конца 2018 года существует мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Исключение составляют социально значимые сферы — здравоохранение, образование, социальная сфера, электроэнергетика и другие.

Однако выездная проверка может быть произведена вне плана. Например, к предпринимателю могут «постучаться», если в ходе камеральной проверки инспекция выявит основания для более детального анализа его деятельности.

О плановых и внеплановых проверках:

Выездная проверка охватывает период не более 3 последних лет. Ее проводят в отношении одного или нескольких налогов. Если по какому-то налогу проверка уже проводила, то повторно назначить ее в течение года ФНС не имеет права.

Максимальный срок проведения выездной проверки — 2 месяца. Иногда он может быть увеличен, например, если возникли обстоятельства непреодолимой силы, попутно выяснились другие нарушения или ИП не предоставил вовремя запрашиваемые документы.

В ходе проверки инспекторы стараются изучить все обстоятельства и выяснить, правильно ли ИП рассчитал налог. Для этой цели они могут осматривать помещения налогоплательщика, истребовать и изымать документы и предметы, привлекать экспертов, опрашивать свидетелей.

В результате ИП получит акт проверки, где будут перечислены все выявленные проверяющими нарушения, а также даны рекомендации по их устранению. Если предприниматель не согласен с выводами инспекторов, он сможет их обжаловать.

За что могут назначить штраф

Все нарушения, которые допускают предприниматели, можно разделить на несколько групп.

ИП не подал отчетность вовремя

Несвоевременная подача отчетности грозит ответственностью по статье 119 Налогового кодекса. За это назначается штраф в размере 5% за каждый полный и неполный месяц неуплаты от суммы неуплаченного налога. Сумма штрафа имеет минимальное и максимальное ограничения. Так, штраф не может быть более 30% от суммы налогов. Минимальный же штраф составляет 1 000 рублей. Он назначает, например, если предприниматель налог уплатил, а декларацию по нему в срок не подал.

Есть еще одна мера воздействия на налогоплательщиков, которые не подают вовремя отчетность. Если документы не поступят в ИФНС в течение 10 дней после окончания срока их подачи, инспекция может заблокировать расчетный счет ИП. Чтобы он вновь заработал, прежде нужно будет подать отчет.

ИП не уплатил налоги

За неуплату налогов также можно получить штраф — это прописано в статье 122 НК РФ. Его размер составляет 20-40% от неуплаченной суммы налога. А за просрочку платежа ФНС начислит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

ИП допускает нарушения в учете и исчисление доходов и расходов

Нарушение порядка учета доходов и расходов приводит к тому, что могут быть занижены налоги. Если ИП допустил грубые нарушения в таком учете, а именно неправильно отразил хозяйственные операции (как минимум два раза в течение года), не составил или не сохранил первичные документы, то он будет оштрафован по статье 120 НК РФ. Штраф составит:

  1. 10 000 рублей, если нарушения происходили в течение одного налогового периода.
  2. 30 000 рублей, если грубые нарушения допускались в течение двух и более налоговых периодов.
  3. 20% от суммы неуплаченного налога, если в результате таких нарушений его сумма была занижена. Минимальный штраф при этом — 40 000 рублей.

ИП допустил иные нарушения

Перечислим еще несколько распространенных нарушений:

  1. Неисполнение обязанности налогового агента. В некоторых случаях ИП должен исчислить и уплатить налог не за себя, а за других. Например, НДФЛ за нанятых сотрудников или НДС при аренде помещения у органа муниципальной власти. За неисполнение таких обязанностей в соответствии со статьей 123 НК РФ полагается штраф. Он составит 20% от суммы, которая должна была быть удержана налоговым агентом и перечислена в бюджет. Если же он представит документы, в которых будут содержаться недостоверные сведения, то заплатит штраф по статье 126.1 НК РФ в размере 500 рублей за каждый документ.
  2. Неисполнение требования представить документы или сведения о налогоплательщике. Подразумевается информация о контрагентах ИП, которая может понадобиться ИФНС для осуществления мероприятий налогового контроля. Если ИП не предоставит имеющиеся у него данные или они будут недостоверными, то штраф в соответствии с частью 2 статьи 126 НК РФ составит 10 000 рублей.
  3. Нарушение порядка работы с ККТ. При любых наличных расчетах, включая оплату банковской картой, ИП должен применять кассовую технику. За нарушение этого правила полагается штраф по статье 14.5 КоАП. Его сумма — 25-50% от неучтенной выручки, но не менее 10 000 рублей.

Проведение налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей заключается в контроле исчисления и уплаты подоходного налога по суммам дохо­дов, полученных от осуществления предпринимательской дея­тельности.

Для целей налогообложения к доходам от осуществления предпринимательской деятельности относятся:

- доходы, полу­ченные от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (далее — до­ходы от реализации),

Доходы от реализации (выручка) определяются исходя из общей стоимости реализованных товаров, иного имущества, выполненных работ, оказанных услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

К доходам от реализацииотносятся:

• суммы денежных средств, поступившие на счета в банках и (или) в небанковские кредитно-финансовые организации, и (или) в кассу индивидуального предпринимате­ля (частного нотариуса) за реализованные товары, иное имущество, за выполненные работы, оказанные услуги;

• доходы по операциям с ценными бумагами;

• иные доходы, связанные с производством и реализацией товаров, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнением работ, оказанием услуг.

В состав внереализационных доходов включаются доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в виде:

• полученных штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение договорных обязательств,

• положительной разницы, образующейся вследствие от­клонения курса продажи (покупки, конверсии) иностранной валюты от официального курса, установленного Националь­ным банком Республики Беларусь, на дату продажи (покупки, конверсии);

• других доходов, не связанных с производством и реализа­цией товаров, имущественных прав на объекты интеллектуаль­ной собственности, выполнением работ, оказанием услуг.

В течение налогового периода ИП, получившие доходы от осуществления пред­принимательской деятельности, самостоятельно исчисляют суммы налога ежеквартально нарастающим итогом с начала на­логового периода, исходя из налоговой базы, определенной на­растающим итогом по результатам каждого отчетного квартала на основе данных налогового учета и налоговых ставок. Сумма налога определяется как доля налоговой базы, соответствую­щая налоговой ставке.

Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода как денежное выражение доходов, подле­жащих налогообложению, полученных в денежной и натураль­ной формах, как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, уменьшенных на сумму стандартных и профессиональных на­логовых вычетов.

Документы, подтверждающие право на льготы, представля­ются (предъявляются) вместе с налоговой декларацией.

Документы, подтверждающие обоснованность применения стандартных налоговых вычетов, представляются (предъявля­ются) в налоговый орган одновременно с представлением нало­говой декларации (расчета) за первый отчетный квартал нало­гового периода. При представлении налоговых деклараций (расчетов) за последующие отчетные кварталы указанные доку­менты представляются (предъявляются) при появлении (изме­нении) оснований для применения стандартного налогового вы­чета.

Уплата налога в бюджет в течение налогового периода про­изводится не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по окон­чании налогового периода, исчисляется в соответствии с нало­говой декларацией (расчетом) по совокупному годовому доходу и уплачивается в бюджет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Необходимо проверить наличие регистров налогового учета и порядок их ведения ИП. Они обязаны вести налоговый учет для целей налогообложе­ния и налогового контроля. На основе данных учета, и иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежа­щих обложению налогом, отражается и группируется сводная информация об элементах налогового учета (доходах и расхо­дах), проводятся при необходимости расчетные корректировки и отражается информация о показателях, принимаемых для определения размера налоговой базы.

Если требуется проведение расчетных корректировок, то составляются справки расчетных корректировок, в которых указываются основания для проведения расчетной корректи­ровки со ссылкой на соответствующую норму акта налогового законодательства, и производится расчет.

Справки расчетных корректировок прилагаются к соответ­ствующим регистрам налогового учета.

Регистром налогового учета является книга учета доходов. Индивидуальными предпринимателями регистры налогово­го учета ведутся ежеквартально нарастающим итогом с начала налогового периода на бумажных и (или) электронных носите­лях.

Расчет налоговой базы производится в налоговой деклара­ции (расчете) по подоходному налогу.

Необходимо проверить ИП на право получения профессиональных налоговых вычетов.

При определении размера налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют плательщики - ИП в сумме расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, фак­тически произведенных ими и документально подтвержденных.

Сумма таких расходов определяется плательщиком само­стоятельно.

Вместо получения профессионального налогового вычета плательщики имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Установленный профессиональный налоговый вычет предо­ставляется плательщикам при подаче ими налоговой деклара­ции (расчета) в налоговый орган.

Контроль деятельности индивидуальных предпринимате­лей-плательщиков единого налога.

Плательщиками единого налога являются:

- индивидуальные предприниматели при оказании потре­бителям услуг (выполнении работ), перечисленных в перечне;

- индивидуальные предприниматели при розничной тор­говле товарами, отнесенными к определенным товарным груп­пам:

- в магазине, торговая и общая площади которого не пре­вышают соответственно 15 и 100 м 2 (включительно);

- на торговых местах на рынках; в расположенном на торговом месте или ином торговом объекте, общая пло­щадь которого не превышает 100 м 2 (включительно).

- в предусмотренных законодательством формах, осущест­вляемых без (вне) расположенного на торговом месте торгового объекта: торговля по образцам, с использова­нием автоматов, посылочная, электронная, развозная и разносная торговля.

- физические лица, не осуществляющие предпринима­тельскую деятельность, при разовой реализации на торговых местах на рынках произведенных, переработанных либо при­обретенных ими товаров, отнесенных к товарным группам, оп­ределенным в перечне. Такая реализация товаров может осу­ществляться не более 60 дней в году (с 1 января по 31 декабря включительно);

Плательщики единого налога освобождаются от уплаты:

- подоходного налога с физических лиц на доходы, получае­мые ими при осуществлении видов деятельности, указанных в перечне, включая доходы за хранение денежных средств, полученных от единым налогом;

- налога на добавленную стоимость, за исключением нало­га, уплачиваемого на товары, ввозимые на таможенную терри­торию Республики Беларусь;

- налога за использование природных ресурсов (экологиче­ского налога);

- местных налогов и сборов, взимаемых при осуществлении видов деятельности, указанных в перечне.

Областные и Минский городской Советы депутатов устанав­ливают ставки единого налога в пределах его базовых ставок, определенных в перечне, в зависимости:

- от населенного пункта, осуществляющего деятельность плательщиков единого налога (г. Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские на­селенные пункты);

- места осуществления деятельности этих лиц в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транс­порта);

- режима работы плательщиков единого налога;

- иных условий осуществления видов деятельности.

Ставки единого налога понижаются:

- для физических лиц, впервые зарегистрированных в ка­честве индивидуальных предпринимателей, — на 25 % в пер­вые три месяца, начиная с месяца, в котором индивидуальным предпринимателем начата предпринимательская деятельность, включая последний день месяца, в котором истекает право на льготу;

- индивидуальных предпринимателей, достигших возрас­та: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, — независимо от вида получаемой пенсии, а также индивидуальных предприни­мателей-инвалидов — на 20 %, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу.

От уплаты единого налога освобождаются индивидуальные предприниматели и иные физические лица, реализующие про­дукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчело­водства и растениеводства (за исключением цветов и семян цветов), при условии предъявления справки, выданной мест­ным исполнительным и распорядительным органом и подтверж­дающей, что продукция, продаваемая этими лицами, произве­дена на земельном участке, предоставленном им в соответ­ствии с законодательством для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (в отношении продук­ции пчеловодства, при условии предъявления ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта), а также реализующие лекар­ственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорасту­щую продукцию.

Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчис­ляют единый налог, причитающийся к уплате, с учетом ставок единого налога, установленных в населенном пункте, в котором осуществляется деятельность.

Налоговая декларация (расчет) по единому налогу пред­ставляется:

• индивидуальными предпринимателями в налоговый ор­ган по месту постановки их на учет не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельно­сти;

• индивидуальными предпринимателями, зарегистриро­ванными впервые, не позднее дня, предшествующего дню нача­ла деятельности.

Единый налог уплачивается (доплачивается) в белорусских рублях, исходя из установленного Национальным банком Рес­публики Беларусь курса евро по отношению к белорусскому рублю, действующему на первое число месяца, в котором про­изводится уплата (доплата) налога:

• индивидуальными предпринимателями — ежемесячно не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осущест­вления деятельности, облагаемой единым налогом; индивиду­альными предпринимателями, зарегистрированными впервые не позднее дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности;

• физическими лицами, не осуществляющими предприни­мательскую деятельность, — до начала реализации товаров.

Единый налог уплачивается:

• индивидуальными предпринимателями — по месту поста­новки на учет в налоговом органе;

• физическими лицами, не осуществляющими предприни­мательскую деятельность, — по месту постановки на учет в на­логовом органе либо по месту реализации товаров.

Налоговый орган проверяет полноту и соответствие рекви­зитов, указанных в документе об уплате единого налога, упла­ченным суммам налога, данным налоговой декларации (расче­та) по единому налогу, и производит отметку в документе об уп­лате единого налога о зачислении в бюджет единого налога и налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме.

Документ об уплате единого налога (или копия, заверенная налоговым органом) с соответствующей отметкой налогового органа хранится в торговом, обслуживающем объекте, на тор­говом месте на рынке, в транспортном средстве и предъявляет­ся по требованию юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющих объект, место для торгов­ли, уполномоченных должностных лиц органов Комитета госу­дарственного контроля, Министерства по налогам и сборам, Министерства торговли, Министерства внутренних дел Респуб­лики Беларусь.

Читайте также: