Пополнение бюджета за счет налогов

Опубликовано: 17.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Реунова Л.В. Пути пополнения налоговых доходов региональных бюджетов за счёт собственных источников // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6620 (дата обращения: 12.04.2021).

Согласно определению Бюджетного кодекса, бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Это говорит о том, что эффективность органов власти в плане полноты поступления средств в бюджет и рациональности их расходования определяет, насколько эффективно государство сможет решить поставленные задачи и выполнить свои функции.

В настоящее время как федеральный, так и региональные бюджеты сталкиваются с проблемами, которые требуют от органов государственной власти реформирования в качественном и количественном составе бюджетных показателей, а также в самом принципе организации бюджетной системы Российской Федерации. Расходы бюджетов постоянно растут, что вызывает дефицит бюджета и увеличивает госдолг, т.е. возникает бюджетный дефицит. Проблему его финансирования необходимо рассматривать как с точки зрения о обязательств федерального бюджета, так и с точки зрения бюджетов субъектов Российской Федерации, нуждающихся в получении финансовой помощи. Основную роль регулирования бюджетных процессов в государстве выполняет Бюджетный кодекс РФ.

Практическая реализация положений Бюджетного кодекса и его дальнейшее совершенствование в перспективе будут способствовать увеличению доходной базы и финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ.

В бюджетной системе России большая часть доходов перераспределяется в федеральный центр, поэтому во многих субъектах РФ остро стоит вопрос обеспечения доходной базы из собственных источников. Кроме этого, федеральное правительство стимулирует развитие промышленности путём снижения налоговой нагрузки. И хотя это решение заслуживает всякой поддержки, но в основном оно реализуется за счёт регионов, что не совсем правильно. В качестве примера можем привести отмену в 2003 году налога на пользователей автодорог, а в 2004 году – налога с продаж. В результате регионы недополучили значительную сумму поступлений в бюджет. Снижение ставки НДС также оказало свое негативное влияние на поступление в бюджет регионов. В настоящее время Минфин предлагает стимулировать развитие новых промышленных предприятий в регионах, снизив для них ставку налога на прибыль до 10%, но данный законопроект находится в стадии рассмотрения [3].

Полноценной замены выпадающих доходов региональных бюджетов фактически не получилось, несмотря на обещание федерального правительства их компенсации, поэтому регионам предстоит поиск путей повышения поступлений в бюджет за счёт собственных доходов и параллельной оптимизации расходов, чтобы обеспечить выполнение своих бюджетных обязательств.

Для обеспечения сбалансированности бюджетов региональные органы власти вправе установить предельный размер дефицита бюджета. Его превышение выше определенного бюджетным законодательством уровня ведёт к применению механизма секвестра расходов, т.е. ежемесячного пропорционального снижения государственных расходов по всем статьям бюджета в течение всего периода до конца текущего финансового года.

Возникшие в данном случае проблемы могут быть решены при уменьшении существующего достаточно большого количества встречных финансовых потоков.

Основной риск неплатёжеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает в результате неверного прогнозирования бюджетных доходов. Поэтому с целью увеличения точности прогнозов субъекты Российской Федерации должны оценивать уровень и причины отклонения между планируемыми и фактически полученными доходами за три последних отчетных года и затем на основе выполненной оценки разрабатывать различные прогнозы доходов бюджета для различных социально-экономических сценариев. Для снижения риска неплатёжеспособности субъекта РФ и повышения вероятности получения незапланированных дополнительных доходов рекомендуется разработка консервативного варианта прогноза бюджетных доходов.

Определим для Республики Адыгея наиболее оптимальные пути пополнения доходов регионального бюджета за счёт собственных источников.

Рассмотрим несколько возможных путей повышения реальных поступлений в бюджет.

Доход регионов состоит из налоговых и неналоговых платежей. Однако основные налоги, включая региональные, регламентированы Налоговым кодексом и поэтому региональные органы власти не могут в полной мере влиять на налоговую политику. В отличие от налоговых, особенность неналоговых доходов заключается в том, что их объём, полнота поступления в бюджет, а также своевременность зачисления целиком зависят от региональной политики относительно данных доходов. За исключением земельных платежей в виде земельного налога и арендной платы за землю, зачисление которых в бюджет осуществляется в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, основное внимание в вопросе о повышении поступлений в бюджет необходимо уделить именно мобилизации неналоговых доходов.

В Налоговом кодексе в качестве механизма стимулирования экономической деятельности предусмотрено предоставление налоговых льгот по федеральным и региональным налогам, что позволяет налогоплательщикам использовать пользоваться «серыми схемами» вполне легального уклонения от уплаты налогов. В то же время возникает проблема расходования эффективно и по целевому назначению средства, высвобождаемых в результате использования льгот.

На территории Республики Адыгея оценка обоснованности и эффективности предусмотренных льгот проводится на основании приказа Министерства финансов Республики Адыгея от 20.10.2010 г. № 177-А «О Порядке оценки обоснованности и эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот». Среди данных налогов – налог на имущество организаций и транспортный налог.

Всего за 2012 г. налогоплательщикам – юридическим лицам было предоставлено налоговых льгот на сумму 33 728,6 тыс. рублей, что на 31 707,4 тыс. руб. меньше, чем в 2011 г., что уменьшило выпадающие доходы республиканского бюджета в результате предоставленных налоговых льгот на сумму 15 795,5 тыс. руб. и составило 17 025,3 тыс. руб. В 2013 г. предоставленные налогоплательщикам (юридическим лицам) налоговые льготы составили 49 792,0 тыс. руб. [1, 2].

Объём выпадающих доходов республиканского бюджета за 2012-2013 гг. представим в табл. 1.

Таблица 1. Объём выпадающих доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея в 2012-2013 гг. в разрезе налогов

Из общего объёма предоставленных в 2012 г. льгот 96,9%, а в 2013 г. 97,6%, составил налог на имущество организаций, в том числе более 90,0% – льготы для субъектов инвестиционной деятельности.

Рассмотрим это на следующем примере. Предположим, региональные органы власти снижают уровень налогообложения таким образом, что его доходы падают на 10%. Значит, чтобы покрыть этот недополученный доход, необходим рост реальной налоговой базы не менее чем на 10%, а с учётом инфляции даже выше. При этом предполагаемый рост способен только покрыть затраты, т.е. не приносит региону никаких выгод. Чтобы льготирование было эффективным, рост налогооблагаемой базы должен превышать потери в доходе.

Уровень налогообложения на региональном и местном уровнях снижается с целью увеличения роста деловой активности, что выражается в создании новых рабочих мест и увеличении оборота предприятий. Если это снижение будет значимым для предпринимателя, то можно ожидать роста экономики региона, т.к. предприниматель получает своеобразную прибавку к своему оборотному капиталу, которая будет направлена на развитие предприятия – и, следовательно, приведет к росту налогооблагаемой базы.

Таким образом, изменение уровня доходов регионального бюджета можно рассматривать как своего рода инвестиции в дальнейшее развитие региона, которые теоретически в дальнейшем должны принести определённую прибыль. Но может возникнуть ситуация, когда в результате применения льгот бюджет лишается доходов, но, в то же время, не достигается предполагаемый эффект от их применения.

Например, экономическая эффективность предоставленной льготы по налогу на имущество организаций в Адыгее (табл. 3.5) признана отрицательной в связи с получением убытков в исследуемом периоде по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2012 году – 12 950,5 тыс. рублей, в 2013 году – 12 274,6 тыс. руб.

Решением указанной проблемы может являться налоговых льгот другими мерами государственной поддержки. Например, в Адыгее льготы для субъектов инвестиционной деятельности можно было бы заменить государственными гарантиями или инвестиционными налоговыми кредитами. В отличие от налоговых льгот, в случае проблем с реализацией инвестиционного проекта, льготированные средства не могут быть возвращены в бюджет, а налоговый кредит возвратить в бюджет необходимо.

Поэтому при решении инвестиционных задач рациональней для бюджета использовать кредиты. Кроме того, органы власти субъектов РФ сами разрабатывают условия их предоставления и могут включить, например, условие досрочной уплаты налогов в бюджет в случае выявления нецелевого или неэффективного использования налогового кредита.

В регионах ещё сохраняются значительные земельные площади с неопределёнными и, соответственно, не оформленными правами, из-за чего бюджет также несёт потери.

Перед регионами сейчас стоит задача формирования единых объектов, соответственно, совершенствование градостроительного размежевания и жёсткий контроль за распределением земельных участков под строительство могут пополнить бюджет.

В современных условиях главная задача деятельности большинства организаций — увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов.

Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рисунке.


Модель налогового бюджета организации

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой- и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

Место бюджета налогов в бюджетной модели компании

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах (в центрах прибыли и центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. (в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т.д.

Обратите внимание. Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей), а расчетом отдельных параметров (например, налогооблагаемой базы) — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Когда операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных» налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов, а также определяется чистая прибыль. Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться. В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

На какой срок составлять бюджет?

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Комментарий специалиста: В. Ю. Халезин,консультант по экономическим вопросам ООО «Онегин-Консалтинг» (г. Санкт-Петербург)

В нашей компании корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу) либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером.

Документ создается с учетом следующих дат:

  • годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2012 г. — до 01.12.2011);

  • квартальный бюджет — до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал — до 10 июня);

  • месячный бюджет — до 10-20-х чисел месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь — до 10–20 мая).

Как собрать информацию

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Составляем бюджет налогов

Процедуру формирования бюджета налогов необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные:

планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);

налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов — ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);

прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Обратите внимание. Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании (земельные участки, здания (сооружения), недра, транспортные средства, иное имущество); места осуществления деятельности и др.

Мы не будем останавливаться на упрощенной системе налогообложения, так как она предназначена для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами (в них из-за размера зачастую отсутствует необходимость бюджетирования).

Рассмотрим общий режим налогообложения, присущий большинству организаций.

Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате. Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов.

Пример налогового бюджета приведен в таблице.

Налоговый бюджет на I квартал 2012 г., руб.

Основным источником доходов являются налоги (до 90%), а также предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, продажа лицензий, продажа государственных ценных бумаг и т.п.)

Налоги - обязательные платежи в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в законодательно установленном порядке.

История налогов насчитывает тысячелетия, в течение которых они претерпели существенные изменения от жертвоприношений и принудительных повинностей до современных цивилизованных обязательных государственных сборов.

Налоговая система должна соблюдать следующие принципы:

- обязательность и всеобщность налогообложения физических и юридических лиц;

- стабильность и динамика налоговой ставки;

- административная и финансовая ответственность налогоплательщиков за сокрытие доходов и своевременность уплаты налогов.

Налогом облагаются доходы населения (физических лиц) и фирм (юридических лиц). С доходов население уплачивает подоходный налог, ставка которого, как правило, колеблется в значительных пределах в зависимости от получаемого дохода.

Объектом налогообложения корпораций является прибыль, некоторые виды налогов включаются в издержки производства и обращения (так называемые социальные налоги: в пенсионный фонд, медицинское страхование, в фонд занятости и т.д.).

В настоящее время социальные налоги объединены в единый социальный налог (ЕСН) и составляют 26% к фонду оплаты труда.

Существенную долю в доходах бюджета составляют налоги в форме надбавок к ценам на товары и услуги (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продажи и т.п.).

В зависимости от методов формирования различаются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с доходов налогоплательщика или от стоимости имущества (подоходный налог, налог на прибыль, земельный налог и др.).

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.).

К основным видам налогов относится подоходный налог, который вычитается из доходов налогоплательщиков по установленной норме, называемой налоговой ставкой (размер налога на единицу обложения). В России с 2001г. действует самая низкая в мире ставка в размере 13%, независимо от величины дохода. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается по итогам года. Для этого налогоплательщики – физические лица, имеющие различные источники доходов, в установленные сроки представляют декларацию о доходах за год.

Значительную долю в доходах бюджета занимает налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий), т.е. юридических лиц. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы. При этом в различных странах существуют различные подходы по обложению налогом той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов акционерам (пайщикам). Полученные дивиденды рассматриваются как доход физического лица, и облагается подоходным налогом, сначала эта сумма дивидендов облагается корпоративным налогом как часть прибыли фирмы. Таким образом, происходит двойное налогообложение. Эта схема действует в США, Швеции, Швейцарии, России и др. Ставки этого налога по разным странам различны. В США – 34%, Японии – 60-65%, Германии – 48-52%, в России с 2002 года эта ставка снижена с 35 до 24%.

В странах с высокоразвитой рыночной экономикой значительную долю в доходах бюджета занимают поимущественные налоги – налог на имущество, дарение и наследство. В Российской экономике этот налог занимает пока незначительную роль.

Большую роль в формировании дохода бюджета играют налоги на товары и услуги, т.е. косвенные налоги. Прежде всего, таможенные пошлины, акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы и таможенные пошлины устанавливаются в определенных величинах по различным товарам, НДС определяется процентной ставкой от суммы добавленной стоимости к поступившим в распоряжение фирм предметов труда. Каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. Всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель. Размер НДС по различным странам колеблется от 10 до 38%. (НДС впервые был введен во Франции в 1958г.). В России эта ставка составляет по продуктам питания первой необходимости 10 %, а по промышленным товарам и некоторым продовольственным товарам – 18%.

Это – основные налоги. Но наряду с ними существуют разнообразные местные налоги и сборы. В их числе такие, как: налог на местную символику, на перепродажу автомобилей и компьютерной техники, налог на содержание муниципальной милиции, за уборку территории, с владельцев собак и т.п. Их общее число в России узаконено - 22 вида, для сравнения, в Германии – до 42 видов. В зависимости от устройства бюджета существуют федеральные, региональные и местные налоги, которые поступают в соответствующие бюджеты. Какие виды налогов примут тот или иной статус – эти вопросы решаются Государственной Думой и устанавливаются в законодательном порядке (рис. 9.1).

Трехступенчатая схема бюджета Российской Федерации

Рис. 9.1. Трехступенчатая схема бюджета Российской Федерации

Для обеспечения дифференсации доходов населения, стимулирования (или дестимулирования) развития отдельных отраслей экономики государством могут быть применены различные методы установления налоговых ставок (величин налогообложения):

а) прогрессивные ставки налогообложения означают, что сумма налога возрастает быстрее, чем прирастает доход, т.е. имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов (например, подоходный налог в РФ, действующий до 2001г.);

б) пропорциональный налог означает, что поступления имеют одинаковую часть от любой величины дохода (например, подоходный налог в размере 13% от любой величины дохода, который действует с 2001г.);

в) регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низким доходом и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем совокупный доход. Однако в экономике применяется редко.

Структура налоговых поступлений по годам меняется незначительно. В табл. 9.2 приведена их структура за 2005 год.

Структура налогов в консолидированном бюджете за 2005 год

Структура налогов в консолидированном бюджете за 2005 год

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2) поддержание социального равновесия путем прогрессивного налогообложения лиц с высокими доходами (социальная функция);

3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Главная функция налогов – это пополнение государственной казны, т.е. обеспечение финансирования общественных расходов. Но наряду с этой функцией налоги являются важнейшим экономическим инструментом регулирования общественного производства и обеспечения социальных гарантий.

Налоги играют важную роль в социальной жизни. Проблему налогов обсуждают на различных уровнях общественной жизни – от домашних хозяйств до парламентов и правительств. Вводятся различные системы налогообложения, направленные на их совершенствование. Так, для обеспечения социального равновесия вводится прогрессивное налогообложение, которое заключается в том, что получающие большие доходы платят налог по высоким ставкам налога. Например, в настоящее время в Правительстве РФ рассматривается налог на имущество или, как некоторые предлагают назвать налогом на роскошь. Кроме того, предусматриваются законодательными актами налоговые льготы для смягчения социального неравенства многодетным и малоимущим семьям, переселенцам из-за границы.

Налоги выступают в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства. Дифференциацией налоговых ставок и представлением льгот обеспечиваются приоритеты тем или иным отраслям экономики (производство жизненно важных товаров и продовольствия, медикаментов и т.д.). С помощью налоговых льгот государство оказывает существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры и т.д.

Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса, как на потребительские, так и инвестиционные товары.

Налоги способны сыграть существенную роль в решении проблемы стабилизации и подъема экономики. Для этого необходимо создать благоприятные условия для подъема деловой активности и через налоговую систему. С одной стороны, рост налоговых ставок, на первых порах пополняет бюджетные ресурсы, далее неизбежно и быстро ведет к снижению доходов бюджета. Это связано с тем, что непомерный налоговый пресс приводит к спаду деловой активности, вызывает свертывание производства, а отсюда – уменьшение налогооблагаемой базы.

Американский экономист А.Лаффер доказал, что в результате снижения налогов обеспечивается экономический подъем и рост доходов государства. Согласно его рассуждениям, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм отбивает у последних стимулы к инвестициям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, ведет к снижению поступлений в бюджет (рис. 9.2).

Кривая А.Лаффера

Рис. 9.2. Кривая А.Лаффера

Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления экономической реформы в России. Эта сложность усугубляется еще и тем, что в предыдущие годы развития общества к налогам сложилось негативное отношение и, кроме того, нынешняя экономика России пока не базируется на подлинно рыночных отношениях. Приходится заново создавать теорию и практику налогообложения в стране. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов огромный опыт зарубежных стран. Но его использование в условиях России серьезно затруднено в силу особенностей развития экономики России. История человечества не знает такого прецедента экспериментирования в течение 75 лет командно-распределительного механизма. С 1992 года налоговая система претерпевает коренные изменения. Налоговая система в России практически создается заново. Опыт налоговой системы в России выявил существенные недостатки. Поэтому было принято решение о создании Налогового кодекса, который был подготовлен Правительством и представлен в Государственную Думу для утверждения. После десятилетних дебатов и дискуссий Налоговый кодекс наконец принят парламентом (сначала первая часть, а затем и вторая часть). Однако налоговая система постоянно изменяется в целях ее совершенствования.

31 августа 2015




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Данный документ предстает в виде структуры сбора документов финансовой области, где отражена работа федеральных служб, структур и программ, работа которых направлена на улучшение потребностей государства при помощи денежных средств из казны. В нем указано, откуда берутся доходные средства и сколько поступлений необходимо ждать в будущем.

Говоря простыми словами, государственный бюджет – это главная ведомость страны, где указывается количество поступающих в казну денежных средств, а также прописываются необходимые расходы.

Обычно, действия такого документа прописываются ежегодно – с 1 января по 31 декабря.

Государственный бюджет оказывает влияние на большинство факторов экономики и регламентируется на уровне законодательства.

Помимо всего прочего, создан определенный бюджетный процесс, который заведует составом, детальным осмотром, принятием и дальнейшим исполнением государственного бюджета. Этот процесс берет на себя ответственность регулировать казну и проводить необходимые проверяющие процедуры. Реализуется бюджетное дела подобного масштаба государственными представителями, которые имеют право на осуществление подобной деятельности.

Функции

Главные функции государственного бюджета представляют собой:

  • контроль и ограничения действий основных органов правительства;
  • осуществление управления денежных средств внутри государственного аппарата и укрепление финансовых связей центральной и региональных частей страны;
  • определение экономико-политического направления деятельности государственного аппарата;
  • предоставление проверенных данных о решениях правительственных органов остальным членам экономико-государственной сферы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый источник государства, который представляет собой обязательную часть для эффективного существования и деятельности всего государства. При помощи денежных средств из бюджета правительство выплачивает компенсации по имеющимся обязательствам, финансирует разнообразные государственные программы и мероприятия, а также занимается созданием государственных резервов.


Государственный бюджет имеет огромное экономическое значение для страны. Он может выявить итоговый спрос, касающийся потребителей. Это характеризуется тем, что размер бюджета в основном зависит от доходов граждан страны. Денежные средства, использованные из казны, позволяют выполнять принятые на государственном уровне заказы и закупать больше необходимых товаров и материалов. Сумма финансовых средств, проходящих через систему государственного бюджета, влияет на важные для страны экономические данные, такие как:

  1. объем производимых продуктов;
  2. инвестиции, реализуемые на уровне государственного аппарата;
  3. число безработного населения;
  4. сумма денежного притока;
  5. курс валют;
  6. ставки, предоставляемые Национальным банком страны;
  7. величина государственного долгового обязательства на внешнем и внутреннем уровне;
  8. инфляционный показатель.

Данные финансово-экономические показатели имеют тесную связь друг с другом, поэтому при отрицательном развитии хотя бы одного из них, стремительно ухудшается состояние остальных.

К примеру, государственный бюджет уменьшается посредством сокращения предоставления денежных средств от определенной государственной системы. При таком раскладе проблема задержки зарплаты решаема только при сокращении некоторого числа сотрудников, что, впоследствии, приведет к повышению уровня безработного населения и увеличению денежных выплат, реализуемых социальными органами для безработных.

Иным примером может служить решение правительства сократить величину внутреннего долга государства, применяя не государственные деньги, а выпустив дополнительное количество денежных банкнот. Будет зафиксировано повышение уровня инфляции из-за того, что государственные деньги не были укреплены золотовалютным запасом государства.

Для улучшения работы бюджета страны высчитываются определенные величины:

  • доходы государства;
  • государственная документация относительно нерегулярных денежных поступлений;
  • расходы на государственном уровне;
  • дефицитные и профицитные показатели.

Система доходов государственного бюджета

Система доходов госбюджета представляет собой денежные суммы, которые поступают в обязательном и безвозвратном виде, основанные на действующей законодательной системе.


Они строятся при помощи:

  • налогов, которые изымаются основными и региональными представителями власти;
  • неналоговых источников дохода, которые складываются от прибыли внешнеэкономических манипуляций и имущественных доходов, которые принадлежит государству;
  • источников дохода от государственных фондов бюджета.

Также доходы бывают текущими и капитальными. Капитальные доходы представляют собой доходность от продажи земляных участков или их сдачу в аренду, а также прибыльность от использования запасов государства.

Доход можно получить еще при помощи государственных трансферт – платежей, которые имею зачастую единоразовый и нерегулярный характер от некоторых организаций. Обычно, это пожертвования или спонсорская помощь, которая может выражаться, например, в инвестировании строительства больницы или детского сада.

Виды доходов

Текущие доходы бывают налоговыми и неналоговыми, как было сказано выше.

Налоговые

Налоговые доходы строятся при помощи установленной государственным аппаратом налоговой системы сбора. На основании недавней корректировки кодекса доходов от бюджетных средств, они строятся при помощи налоговых, неналоговых и безвозмездных начислений. Государственный бюджет РФ состоит на 84% из начислений от налогов, на 7% — от не налогов, а оставшиеся 9% составляют доход от фондов, основанных государственным аппаратом.


Доход представляет собой:

  • налог на полученный доход;
  • подоходный налог;
  • налог на имущественную собственность;
  • налог использование личного автомобиля;
  • удержанные суммы из заработной платы;
  • налог за использование природными резервами;
  • налог за регистрацию имущества и т.д.

Налоговая система представляется основой финансирования политики страны. Величина налоговых отчислений устанавливается законодательством, а при уклонении от уплаты налогов существуют способы уголовного пресечения.

Налоговая система состоит из прямых и косвенных налогов. На рабочую деятельность любого предприятия или организации в стране назначаются прямые налоги. Сюда относятся подоходный налог, прибыльный налог и т.д. Косвенные налоги составляют практически 70% всего дохода государственного бюджета. Именно этот вид налогов влияет на образование цены на тот или иной товар или услугу, и его дальнейшее использование. Такими налогами являются налог на добавочную стоимость, различные транспортные сборы, государственные пошлины.

Неналоговые

Неналоговые доходы представляют собой платежи административного характера, имущественный доход от государственных строений, штрафы.

Иные доходы

К иным доходам относятся займы государства, которые реализуются при помощи использования акций, облигаций и других ценностей.

Также существуют еще федеральные, региональные и местные налоги, которые назначаются в субъектах страны.

Расходы госбюджета

Под расходами госбюджета понимается величина денег, которая имеет направленность финансового покрытия реализуемых задач и запросов местных и государственных законодательных организаций. Расходы бывают:

  • военной направленности. Они реализуются на увеличение оборонной мощности страны, содержание военных городков и армии в целом;
  • экономической направленности. Данный вид расходов осуществляется посредством спонсорской помощи программам и мероприятиям от государства, инвестирование принятых государственных проектов и сокращение экономического долгового обязательства страны;
  • общественной направленности. Это расходы, которые направлены на социальные выплаты, пенсионные начисления и на эффективную работу государственных организаций;
  • внешнеполитической направленности. Подобные расходы обеспечивают и осуществляют договора между иными государствами и помогают выплачивать пошлины в международные предприятия;
  • поддержание управленческого уровня государства. Данный вид расходов используется для поддержания и эффективной работы законодательных собраний представителей органов судебной власти.

Для классификации системы доходов и расходов применяется группировка бюджета РФ, которая применяется для внедрения госбюджета и соблюдения необходимых отчетов.

Данная систематизация помогает правильно сопоставить основные показательные величины государственного бюджета и сформировать устав наблюдения за потоком денежных средств из государственной казны. Использование подобной системы помогает значительно облегчить интеграцию государственной документации. Она предлагает оформить на каждую организацию собственный индивидуальный кодовый номер, для последующего упрощения отслеживания денежных поступлений.

Система бюджетного учета

Для эффективности упорядочения сбора и регистрации информационных данных о поступлении денежных средств (или иных материальных благ) в государственную казну предусмотрена система бюджетного учета. Данная система применяется на территории всех страны: регионы, субъекты, области.


Бюджетный учет реализуется при помощи плана принятых счетов, которые включают в себя группировку госбюджета РФ.

Величина доходов и расходов страны постоянно учитывается по определенным критериям. Уравновешенным государственный бюджет является в том случае, когда сумма доходов равняется сумме расходов. Данная ситуация госбюджета называется «сбалансирование госбюджета». Но, к сожалению, в реальности достичь подобных величин практически нереально – образуется дефицит государственных средств или их профицит.

Профицит

Профицитом государственного бюджета называется ситуация, в которой доходная часть бюджета превышает расходную. Такое положение является хорошей динамикой для роста экономики страны, но встречается достаточно редко. По большей части страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета – обратной стороной профицита, когда расходы превышают доходы государственного бюджета. Ни одно из существующих ныне государств не смогло исключить у себя существование дефицита средств бюджета. Существует установленный допустимый уровень для дефицита, по которому величина расходов не должна быть больше величины доходов, чем на пять процентов.

Дефицит

Превышение установленного показателя способно привести к экономическому падению и даже к несостоятельности страны. Исходя из этого, правительственные органы постоянно создают условия для недопущения данной ситуации. Сегодня приняты три главных решения для недопущения банкротства:

  • необходимо сократить расходы государственного бюджета;
  • выпуск дополнительных денег;
  • принятие денег посредством долгового обязательства от других государств.

Самым действенным, но непопулярным способом предотвращения дефицита государственного бюджета является уменьшение расходов внутри страны. Это потому, что сокращение финансовой части отразится на малообеспеченных гражданах, которые живут в большей степени на государственные социальные пособия. Государственный аппарат, который примет решение в пользу данного способа исключения дефицита, в будущем не найдет поддержки у собственных граждан.

Выпуск дополнительных денег – такой способ является самым легким и несет после себя наименьшее количество потерь для населения, но для государственной валюты он выступает в роли палача, т.к. происходит ее обесценивание. Данный способ борьбы с дефицитом госбюджета следует использовать нечасто, чтобы не допустить повышение инфляции.



Если государство берет деньги в долг, то вскоре сможет с лихвой покрыть превышенные расходы и привести бюджет в порядок. Денежные средства подлежат к немедленному использованию, но следует отметить, что выплачивать этот долг необходимо на протяжении длительного времени. Поэтому это бремя ляжет на последующих представителей государства.

Долг государства бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой заем, который был взят у зарубежных стран, а внутренний долг – это заем, который был взят внутри своего государства (например, у крупного предприятия). Наиболее часто внутренний заем предстает в виде использования ценных облигаций, принадлежащих государственному аппарату.

Финансовая коррупция

Самой главной опасностью для сохранности госбюджета является финансовая коррупция. Эта проблема преследует многие страны с момента их формирования и становления. Нечистые на руку чиновники хотят обогатиться за счет государственных денег, выделенных на нужды государства, и вместо выполнения своих прямых обязанностей по реализации этих средств на существующие проблемы (например, плохие дороги, нехватка оборудования или медикаментов) оформляют эти деньги на личные счета в зарубежных банках при помощи черной бухгалтерии.


Самая плодородная почва для роста коррупции образуется при становлении государственного бюджета страны. Скрытность информационных данных, слабая система контроля доходов и расходов, отсутствие должного наказания за уличение в коррупции – все это сильно влияет на ее рост и развитие внутри государства.

Коррупция способна развиваться также на уровне контролирования и системы надзора за внешними факторами, влияющими на доходность государственного бюджета, при условии, если политические представители оказываются вовлеченными в мошеннические перипетии, а расследование по данному вопросу идет слабо и не имеет результатов.

Главная задача государственного бюджета является эффективное распределение денежных средств между всеми субъектами страны с целью последующего улучшения жизнедеятельности граждан. Государственный аппарат должен суметь распределить деньги таким образом, чтобы эта манипуляция была выгодной и для государства и для народа. Необходимо вести постоянный контроль за реализацией финансирования подобного плана и надзор за использованием денежных средств государственного бюджета.

экономические науки

  • Нещадимова Анастасия Алексеевна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Лапина Елена Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Ставропольский Государственный Аграрный Университет
  • НАЛОГ
  • ГОСУДАРСТВО
  • ДОХОД
  • СБОРЫ
  • ПОШЛИНЫ
  • АКЦИЗЫ
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • БЮДЖЕТ

Похожие материалы

  • Особенности формирования учетной политики в целях налогообложения
  • Особенности начисления оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы РФ
  • Анализ деятельности некоммерческих организаций
  • Особенности использования налоговых расчетов в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения
  • Экспресс-диагностика корпоративной отчетности

Взимание налогов является одной из древнейших функций и неотъемлемым атрибутом развития общества и существования государства. Основой необходимости существования налогов выступает то, что без изъятия части доходов у населения и субъектов экономической деятельности в пользу казны невозможно формирование централизованных ресурсов в форме бюджета, без существования которого государство не смогло бы реализовывать возложенные на него функции.

Данная статья посвящена роли налогов и сборов в формировании доходной части бюджета РФ и проблеме наполняемости бюджета России за счет налоговых поступлений.

Целью данной работы является изучение роли налогов в формировании доходной части бюджета России, существующих проблем в процессе поступления налоговых доходов в бюджет и путей их решения.

Ключевые слова: налог, бюджет, государство, доход, сборы, пошлины, акцизы, Российская Федерация.

В любом государстве государственный бюджет является основным звеном финансовой системы, объединяющем все финансовые категории, к которым относятся налоги, государственные кредиты, доходы и расходы. Под бюджетом понимается совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Его роль заключается в обеспечении и поддержании деятельности государства, реализации региональной и национальной политики, направленной на достижение стабильного экономического роста и удовлетворение потребностей различных экономических субъектов, осуществляемой через перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, функции правовой и военной защиты общества, создание социально значимых объектов, содержание административного аппарата и т.д.

Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников, которые делятся на 2 группы: налоговые и неналоговые доходы. На сегодняшний день основным способом пополнения бюджета для всех без исключения государств являются налоговые доходы. Так, основу формирования федерального бюджета Российской Федерации составляют федеральные налоги и сборы, обязательные платежи юридических и физических лиц, устанавливаемые федеральными нормативными актами.

Согласно бюджетному законодательству России к федеральным налогам и сборам относятся: акцизы; налоги на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; государственная пошлина; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Стоит отметить, особенность налогов заключается также в том, что они представляют собой не только инструменты фискальной политики, но и метод косвенного регулирования экономических процессов на макроэкономическом уровне, вследствие этого они являются одним из основных инструментов государственного вмешательства в экономику страны. Доходы федерального бюджета от налоговых и неналоговых поступлений представлены в таблице 1.

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета по видам доходов в 2011–2015 гг.

Показатели доходов в %

Налог на прибыль организаций

Вывозные таможенные пошлины

Ввозные таможенные пошлины

Данные таблицы 1 таблицы подтверждают, что основу доходов бюджета составляют налоговые доходы. Наиболее значительными по доходности, как видно из данных таблицы, являются налоги НДПИ и НДС. В динамике выросли значения НДПИ, в том числе и по причине повышения базовой ставки НДПИ на нефть с 530 до 766 рублей и введения повышающего коэффициента в размере 4,4 к ставке НДПИ на газовый конденсат (увеличение с 42 до 185 рублей за тонну). В итоге при средних значениях за 2011–2014 гг. 19,8% в 2015 г. показатель достиг 23,1%

В 2015 году произошло заметное увеличение прочих неналоговых доходов, при средних значениях в 2011–2014 гг. в 9,9% в 2015 году показатель достиг 13,5%. Но снизились поступления от вывозных таможенных пошлин, при среднем показателе за 2011–2014 гг. 31,93%, в 2015 году их доля снизилась до 20,4%. Это может быть связано как с действиями правительства России, выразившимися в так называемом «налоговом маневре», в результате чего вывозные пошлины были снижены на нефть с 57% до 42%, на «темные нефтепродукты» с 100% до 76%, дизельное топливо с 63% до 48%, бензины прямогонные с 90% до 85%, бензины товарные с 90% до 78%, прочие светлые нефтепродукты с 66% до 48%, так и с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках.

В итоге если в 2011–2014 гг. доля налоговых доходов составляла в среднем 52,8%, то в 2015 году доля налоговых доходов составила 62%. Налицо положительная динамике в роли налоговых доходов при формировании федерального бюджета РФ.

Таблица 2. Поступление доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации за 2014 – 2015 год (млрд. руб.)

Налоговые и неналоговые доходы

Налог на прибыль организаций

Налог на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ

НДС на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ

Акцизы по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории РФ

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Ввозные таможенные пошлины

Вывозные таможенные пошлины

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Платежи при пользовании природными ресурсами

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

Административные платежи и сборы

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Прочие неналоговые доходы

Данные, отраженные в таблице 2 показывают, доля налоговых доходов бюджета в 2014 году составляла 54,1%, в 2015 году – 62,2%. А также то, что при валовом снижении налоговых и неналоговых доходов бюджета России на 784, 5 млрд. рублей доходы от налоговых поступлений выросли в натуральных показателях на 790,8 млрд. рублей.

Это позволило избежать катастрофического падения доходов бюджета, вызванного различным спектром экономических проблем и, в то же время, служит доказательством не только роли налогов в доходной части бюджета, но и того, что налоги могут использоваться государством в качестве инструмента регулирования экономических и бюджетных процессов.

Очевидно, что в сложившихся условиях мобилизация федеральных налогов является одной из важнейших проблем государства. Главной проблемой налоговой системы является то, что ее основное направление – фискальная политика. Это сопровождается жестким регламентированием налоговой базы, обособлением налогового учета из общего бухгалтерского. Стоит отметить, что бремя налоговых платежей в России гораздо выше подобного в развитых государствах.

Так как налоговые поступления составляют большую часть при формировании бюджета Российской Федерации, с помощью их преобразований возможно значительное изменение объема привлекаемых средств в краткосрочном и долгосрочном периодах. Предпринимаемые действия, в зависимости от их характера, носят как положительное, так и отрицательное воздействие на социально – экономическую обстановку в стране. Увеличение поступлений экстенсивным методом за счет повышения налоговых ставок, введения новых налогов, увеличения акцизного налогообложения, обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования по большей мере носит отрицательный характер, так как приводит к увеличению бремени налоговых платежей, основная часть которых ложится на население страны. Подобная политика ограничивает деятельность налогоплательщиков различных уровней, что приводит к возрастанию доли теневого сектора в экономике. Практика частых изменений налоговых ставок проводится, в подавляющем числе случаев – в сторону их увеличения. В результате, на начало 2013 года задолженность только по налогам, без учета пеней и штрафов и задолженности по ЕСН составляла 728 млрд. рублей. Задолженность по уплате пеней и штрафов составляла еще 319 млрд. рублей. В итоге, по оценке, в федеральный бюджет ежегодно не поступает до 40% от запланированных доходов.

Также увеличение налоговых поступлений интенсивным путем может осуществляться за счет изменения правил исчисления и уплаты отдельных налогов, принятия ряда мер в области налогового администрирования и его совершенствование, противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низко налоговых юрисдикций, создания оптимальной системы налоговых льгот и освобождений (в том числе сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений), совершенствования налога на прибыль организаций, применения прогрессивной ставки налогообложения. В данном случае рациональная и грамотная политика государства может привести к уменьшению налогового бремени граждан, сглаживанию тенденции социального расслоения общества, способствовать более высокому уровню дохода, в том числе за счет сокращения теневого сектора экономики, способствовать развитию перспективных и инновационных направлений деятельности и т.д.

В части мер стимулирования налогообложения в среднесрочном периоде необходимо снести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: поддержание инвестиций в человеческий капитал; совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операций; развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях; совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса и т.д. Таким образом перед государством стоит серьезная задача по принятию мер на повышение эффективности налогового пополнения федерального бюджета. Наиболее вероятными шагами в данном направлении могут быть следующие:

  • снижение налогового бремени;
  • увеличение размера выручки, позволяющей применять упрощенную систему налогообложения;
  • разработка действующих механизмов по рассрочке налоговых платежей по инициативе налогоплательщика;
  • коррекция деятельности налоговых органов, с целью препятствования злоупотребления полномочиями.

Одновременно необходимо проводить большую работу по снижению налоговой «недоимки» путем принудительного взыскания и повышения ответственности за уклонение от уплаты налогов. Данную работу необходимо проводить по трем направлениям:

  1. Выявление и пресечение правонарушений в сфере налогового законодательства;
  2. Обеспечение возмещения материального ущерба государству путем взыскания недоимок по налогам, пени, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством;
  3. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение налоговых нарушений.

Проблема ответственности за нарушение налогового законодательства решается на уровне государства, но степень ответственности за налоговые правонарушения и преступления в России не достаточно высока. Примером здесь может служить практика США, где ответственность за налоговые преступления карается «жестко». В результате исследования установлено, что налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета государства, но в то же время требует внимания и тот факт, что в России велика доля косвенных налогов, что не типично для государств с развитой экономикой. Необходимо ответственно подходить к их использованию. Недочеты в системе налогообложения и законодательства, желание извлечь максимальную выгоду, неверное использование налоговогоинструментария может спровоцировать обратный эффект и нанести ущерб бюджету.

Результатом применения указанных выше мер должно стать повышение прозрачности налогообложения и возможность их уплаты без чрезмерной обременительности для налогоплательщиков и, в то же время, недопущение уклонения от уплаты налогов. Это, в свою очередь, позволит качественно наполнять доходную часть бюджета Российской Федерации.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Налоговый кодекс (1998, 2000). Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: офиц. текст // СПС «Консультант Плюс».
  2. Алиева, Б. Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие / Б. Х. Алиева, Х. М. Мусаева; под ред. Б. Х. Алиева, Х. М. Мусаевой. – М.: Юнити–Дана, 2014. – 439 с.
  3. Кулешова, Л. В. Налоги и налогообложение: учебно-практическое пособие / Л. В. Кулешова, Е. Н. Лапина, Е. А. Остапенко ; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2014. – 96 с.
  4. Лапина Е. Н. Налоговые преступления: уклонения физического лица от уплаты налога и страховых взносов: Экономика и социум / Лапина Е. Н., Шумская В. Ю., 2015 – С. 916–919
  5. Лапина Е.Н. Оптимизация налогового потенциала как основы формирования финансовых ресурсов Ставропольского края / Е.Н. Лапина, Л.В. Кулешова, Р.В. Мирошниченко // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2014. – №1 (123). – С. 74–81.
  6. Лапина Е.Н. Роль специальных налоговых режимов в формировании бюджета РФ: Финансово–экономические проблемы развития региона и учетно–аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур / Лапина Е. Н., Кулешова Л. В., 2013. – С. 256–261.
  7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ – http://www.nalog.ru

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Читайте также: