База распределения общехозяйственных расходов в налоговом учете

Опубликовано: 22.09.2022

Общехозяйственные расходы (ОХР) – затраты, не связанные непосредственно с производством продукции или другой основной деятельностью. Однако они необходимы для нормального функционирования любой организации. Это косвенные расходы, которые могут распределяться между производствами, видами продукции и списываются с учетом выбранного организацией способа. Состав ОХР, порядок учета, методика их распределения и списания, как правило, определяются видом деятельности хозяйствующего субъекта.

Общехозяйственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Что относят к ОХР

Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пр. 94н Минфина) к ОХР правомерно отнести:

  • оплату труда АУП центрального офиса с отчислениями в Фонды;
  • амортизацию ОС, НМА, используемых в управленческом процессе;
  • арендные платежи, если здания непроизводственного назначения используются по договору аренды;
  • расходы на содержание непроизводственных зданий, в том числе выплаты коммунальным службам;
  • расходы на охрану труда;
  • оплату командировок АУП;
  • расходы представительского характера;
  • канцелярские, банковские, расходы, на услуги аудиторов и пр.

Исчерпывающего списка ОХР нормативные акты на сегодняшний день не содержат. Главным признаком, позволяющим отнести затраты к этой категории, является тот факт, что они не связаны непосредственно с производством товаров, работ или оказанием услуг.

На заметку! При решении вопроса, считать расходы общепроизводственными или общехозяйственными, например, если у организации имеется филиал, целесообразно, кроме отношения его затрат непосредственно к процессу производства, оценить такой фактор, как участие ответственных лиц филиала в производстве продукции (управлении организацией в целом). В определенных случаях играет роль территориальная удаленность подразделения (филиала) от центрального офиса компании.

Распределение и списание ОХР

Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.

Базой распределения могут стать:

  • оплата труда работников производства;
  • прямые производственные затраты;
  • выручка от продажи продукции;
  • объем выработанной продукции и пр.

Организация самостоятельно принимает решение о выборе базы распределения ОХР и закрепляет ее в учетной политике. Одним из наиболее распространенных является распределение по заработной плате рабочих, занятых в производстве.

Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции

Распределению ОХР = ОХР периода/производственный ФОТ по периоду, где «период», как правило, — это «год», но могут быть взяты и предыдущий квартал, и полугодие.

Распределение ОХР по видам продукции А, В, С:

ОХР (А) = К * ФОТ (А),
ОХР (Б) = К * ФОТ (Б),
ОХР (С) = К * ФОТ (С).

Расчет: Пусть условно имеется субъект малого бизнеса, чьи непроизводственные затраты минимизированы, по сравнению с производственными. Сумма ОХР за период составила 200000 рублей. ФОТ производства за период – 600000 рублей, по продукции А — 300000, Б — 200000, С — 100000 рублей. Получаем:

  • К распред. ОХР = 200000 / 600000 = 0,3333.
  • ОХР (А) = 0,3333 * 300000 = 100000.
  • ОХР (Б) = 0,3333 * 200000 = 66667.
  • ОХР (С) = 0,3333 * 100000 = 33333.

Зная объем выпущенной продукции по видам, можно путем деления общей суммы затрат по видам на количество единиц соответствующей продукции исчислить ОХР в с/сти единицы изделия.

Аналогично ведется расчет и по другим, выбранным организацией, базам распределения.

Списывают ОХР тремя способами:

  1. С использованием счета 20 «Основное производство», переносом накопленных затрат в дебет этого счета с кредита 26 «ОХР», как об этом говорилось выше: на один вид продукции полной суммой, либо используя распределение по видам продукции.
  2. С использованием счета 90, субсчет «С/сть продаж». Затраты таким образом списывают организации и фирмы, оказывающие различные услуги (бухгалтерское сопровождение, консалтинг и т.п.), ведущие непроизводственную деятельность.
  3. С использованием т.н. метода директ-костинг. Суть его заключается в разделении затрат: на счете 20 собираются все производственные расходные статьи, которые затем подлежат списанию на продукцию, а на счет 90 полной суммой списываются ОХР (см. ПБУ10/99, абз. 2 п. 9).

Вопрос: Может ли РСО при ежемесячном списании общехозяйственных расходов на счета учета затрат на производство распределять их по объектам калькулирования (видам оказываемых услуг) с применением установленных коэффициентов, а не пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги? Что должно быть прописано в учетной политике для целей бухгалтерского учета?
Посмотреть ответ

Учет ОХР

Бухучет

Общехозяйственные расходы учитываются на активном счете 26. По окончании периода они переносятся на счет 20 (23) либо на счет 90. Фирмы, чья деятельность носит непроизводственный характер, могут и основные расходы собирать на счете 26, а затем переносить их на счет 90 (кроме предприятий торговли).

  1. Дт 26 Кт 76, 70, 71, 68, 69, 60, 23, 29, 10, 05, 02 и пр.- отражение непроизводственных затрат. Счета 23 и 29 применяются, если в организации есть вспомогательные и обслуживающие производства, которые оказывали услуги непроизводственного характера для АУП.
  2. Дт 20, 23 Кт 26 – списание ОХР на основное и вспомогательное производство (если последнее имеется в организации).
  3. Проводка Дт 20 Кт 26 делается по видам продукции на основании произведенных расчетов или полной суммой, если вид продукции у фирмы один. Распределение ОХР между основным и вспомогательным производствами можно произвести пропорционально их производственным затратам за период.
  4. При использовании счета 90 формируют проводку: Дт 90 Кт 26 по соответствующим субсчетам (2-если фирма оказывает услуги на сторону, 8-если используется директ-костинг).

Аналитика по счету 26 организуется в разрезе статей затрат и подразделений:

  1. Расходы на управление (командировки АУП, представительские расходы, оплата труда с отчислениями АУП и т.д.).
  2. Хозяйственные затраты (оплата труда и отчисления общехозяйственных рабочих и персонала, охрана труда, амортизационные отчисления и т.д.).
  3. Прочие ОХР (коммунальные платежи, канцелярия, почтовые расходы и т.п.).

Приведенный вариант учета — лишь один из возможных.

Налоговый учет

Затраты в НУ, касающиеся производства и реализации, подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318-1 НК РФ). При этом перечень внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) отнести к ним ОХР не позволяет. Порядок отнесения к тем или иным расходам организация может выбрать самостоятельно и закрепить его в учетной политике (ст. 319 -1 НК РФ). Следовательно, ОХР могут для целей НУ учитываться как прямые и как косвенные. Основное отличие в том, что косвенные расходы есть возможность учесть для целей НУ в текущем периоде, в то время как прямые исчисляются с учетом сальдо по незавершенному производству.

Несмотря на относительную свободу в вопросе разделения затрат по категориям, фискальные органы напоминают, что отнесение тех или иных затрат к косвенным законно лишь в случае, если отсутствует реальная возможность учесть их как прямые (письмо ФНС №КЕ-4-3/2952 от 24.02.2011 г. и ряд аналогичных документов).

Фирмы, оказывающие услуги, могут полностью учитывать свои затраты в текущем налоговом периоде.

Можно ли принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам, если в налоговом периоде отсутствует реализация по основному виду деятельности?

Госсектор. Распределение общехозяйственных расходов между видами деятельности: как организовать налоговый учет?

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности бюджетного или автономного учреждения, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Группировка расходов, связанных с производством и реализацией, приведена в ст. 253 НК РФ.

Кроме ст. 251 НК РФ ("Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы") глава 25 НК РФ не содержит специальных статей, регулирующих порядок учета конкретных видов расходов при определении налоговой базы бюджетными учреждениями (за исключением отдельных положений п. 2 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении амортизации основных средств). Поэтому одним из основных критериев признания расходов бюджетным или автономным учреждением является их связь с приносящей доход деятельностью и оплата за счет доходов от этой деятельности.

Бесспорно учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией, те затраты, которые можно отнести к приносящей доход деятельности "прямым счетом". Например, к ним могут быть отнесены расходы на приобретение за счет собственных доходов материалов, используемых при оказании платных услуг или расходы по выплате вознаграждения физическим лицам за выполненные объемы работ по приносящей доход деятельности.

В то же время достаточно часто понесенные бюджетным или автономным учреждением материальные и прочие расходы равным образом связаны с деятельностью по выполнению государственного (муниципального) задания и с приносящей доход деятельностью и, соответственно, не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности. В отношении таких расходов возможно распределение в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ (см. письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, письмо Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-03-10/13805, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051, письмо ФНС России от 9 июля 2015 г. № ЕД-4-3/11983).

Напомним, что согласно абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

До недавнего времени специалисты Минфина России формулировали совсем иное мнение по вопросу распределения затрат по видам деятельности. Ведомство полагало, что для некоммерческих организаций положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью (см. письмо Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/4305, письмо Минфина России от 5 августа 2013 г. № 03-03-06/1/31298, письмо Минфина России от 18 апреля 2013 г. № 03-03-06/4/13345, письмо Минфина России от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47, письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4). Однако уже в письме от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051 специалисты финансового ведомства придерживаются совсем иной правовой позиции. Со ссылкой на Определение КС РФ от 24 ноября 2005 г. № 412-О они допускают, что распределение общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) может осуществляться в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ.

Некоторые некоммерческие организации, в том числе государственные учреждения, и ранее принимали решение распределять затраты пропорционально доходам согласно п. 1 ст. 272 НК РФ, однако эту позицию зачастую приходилось отстаивать в суде (постановление АС Северо-Западного округа от 30 октября 2014 г. по делу № А42-7699/201, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2013 г. № Ф01-5907/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. № Ф04-3336/11).

Пункт 1 ст. 272 НК РФ не содержит детального порядка распределения расходов по видам деятельности. Мы полагаем, что с целью уменьшения налоговых рисков его необходимо урегулировать в учетной политике для целей налогового учета, исходя из особенностей деятельности и финансового обеспечения учреждения, в том числе периодичности поступления субсидий из бюджета.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (абз. 1 п. 2 ст. 285 НК РФ), за исключением налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Вместе с тем, эти нормы, по нашему мнению, не ограничивают возможность налогоплательщика при расчете доли расходов, которые могут быть признаны при налогообложении, определять пропорцию ежемесячно исходя из утвержденного учетной политикой внутреннего регламента по "закрытию" периодов. При проверке налоговых регистров перед составлением квартальной (годовой) налоговой отчетности в случае необходимости в расчет пропорции могут быть внесены соответствующие корректировки, которые могут как уменьшить, так и увеличить долю признаваемых расходов.

При расчете налоговой базы могут быть признаны только фактически понесенные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы (отраженные в бухучете по КФО 2 (код финансового обеспечения, по которому соответствующие операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета бюджетного (автономного) учреждения) (п. 1 ст. 252, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Суммы фактических понесенных расходов определяются по методу начисления (п. 1 ст. 271 НК РФ). Это правило относится к расходам:

  • признаваемым "прямым счетом";
  • признаваемым в части, относящейся к приносящей доход деятельности, исходя из нормы п. 1 ст. 272 НК РФ.

Поэтому нет оснований сравнивать кассовые расходы по КФО 2 за налоговый (отчетный) период с суммой фактических понесенных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли за этот же период. Иными словами, для квалификации расходов в качестве "фактически понесенных" не имеет значения период осуществления соответствующих кассовых расходов по КФО 2 – достаточно факта отражения в бухгалтерском учете денежных обязательств по КФО 2 или факта передачи со склада для использования в приносящей доход деятельности учтенных по КФО 2 материальных запасов.

Работы, осуществляемые в рамках приносящей доход деятельности, выполнены подрядчиком и приняты учреждением по акту в июне, а оплата будет произведена только в следующем (третьем) квартале. При расчете налога на прибыль стоимость принятых работ может быть учтена в составе материальных (прочих) расходов в налоговой отчетности за полугодие.

Как минимизировать налоговые риски при распределении в налоговом учете расходов между видами деятельности?

В настоящее время специалисты финансового ведомства в письменном виде признают возможность распределения согласно п. 1 ст. 272 НК РФ только в отношении "общехозяйственных" расходов (письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660). Понятие "общехозяйственные расходы" в главе 25 НК РФ не определено. С учетом нормы п. 1 ст. 11 НК РФ организация госсектора может установить перечень общехозяйственных расходов (затрат, которые при расчете налога на прибыль не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности), основываясь на нормативных правовых актах, определяющих порядок и методику расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и содержание имущества.

В составе общехозяйственных расходов, которые учреждение будет распределять в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, могут быть такие, которые в явном виде согласно существующим в конкретном публично-правовом образовании нормативным правовым актам отдельно включаются в расчет нормативных затрат при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

Желательно, чтобы решение о распределении таких расходов было подкреплено аргументацией, обосновывающей невозможность признания этих видов расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными (в сумме "не профинансированных" расходов) в порядке, упоминаемом в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124, в письме Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, а также в письме ФНС России от 14 июня 2013 г. № ЕД-4-3/10699@.

Например, в ходе мероприятий налогового контроля организация может предоставлять документы, подтверждающие, что учредителем расчет нормативных затрат в учреждение не направлялся либо детализация этого расчета и (или) Плана ФХД не позволяет организовать налоговый учет должным образом.

Признание расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными

При налогообложении прибыли не учитываются расходы, фактически понесенные за счет средств бюджетных субсидий (по КФО 4, 5, 6), то есть за счет средств целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Речь идет о расходах (затратах), отраженных (начисленных) в бухгалтерском учете по КФО 4, 5 и 6, кассовое исполнение которых согласно Плану ФХД также уже осуществлено (будет осуществлено) за счет средств бюджетных субсидий.

У органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, истребуется расчет нормативных затрат (с расшифровкой по отдельным позициям), применявшийся при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

На основании расчета нормативных затрат по каждой позиции (содержание недвижимого имущества, содержание особо ценного движимого имущества, приобретение услуг связи и т. д.) и утвержденного Плана ФХД определяется сумма превышения фактических затрат (по всем КФО) над нормативными за отчетный (налоговый) период. Доля нормативных затрат, относящаяся к определенному отчетному (налоговому) периоду, может определяться, например, с учетом суммы субсидий, которая согласно соглашениям должна быть перечислена учреждению в отчетном (налоговом) периоде.

ВНИМАНИЕ!

В налоговом учете учреждения группировку расходов (ст. 253 НК РФ) следует максимально сблизить с расшифровкой нормативных затрат, полученной от учредителя, и сравнивать с соответствующими показателями по выплатам, отраженным в Плане ФХД. В противном случае налоговым органом могут быть выдвинуты претензии по поводу несопоставимости показателей, которые учреждение будет использовать при организации налогового учета.

Превышение фактических затрат над нормативными ("не профинансированные" расходы) на основании обоснованного расчета учитывается при налогообложении прибыли в сумме, не превышающей утвержденные в Плане ФХД объемы расходов по соответствующей позиции по КФО 2 на определенный отчетный (налоговый) период.

Как видим, для составления обоснованного расчета желательно, чтобы План ФХД был утвержден с поквартальной разбивкой.

Средства субсидии на выполнение госзадания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (п. 12 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения; письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, письмо Минфина России от 24 июня 2013 г. № 02-13-10/23799, письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 02-13-11/24924, письмо Минфина России от 31 декабря 2014 г. № 02-01-11/69294, письмо Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030). Соответственно, возможны ситуации, когда по какому-либо направлению расходов учреждение согласно утвержденному Плану ФХД получит право израсходовать за счет бюджетных субсидий сумму, которая будет меньше размера нормативных затрат по этому направлению расходов. Полагаем, что подобные обстоятельства, во избежание разногласий с налоговыми органами целесообразно учитывать при составлении расчета "не профинансированных" расходов.

Бюджетное учреждение в налоговом периоде осуществило за счет средств от приносящей доход деятельности расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 20 000 руб. Имущество использовалось как в деятельности по выполнению госзадания, так и в приносящей доход деятельности. Согласно расчету нормативных затрат, доведенному до учреждения одновременно с госзаданием, при определении размера субсидии на выполнение задания расходы на ремонт особо ценного движимого имущества были учтены в сумме 170 000 руб. Планом ФХД в целях оплаты ремонта особо ценного движимого имущества по виду деятельности "4" предусмотрены расходы в сумме 165 000 руб.

В налоговом периоде (при соблюдении иных условий признания расходов) учреждение может признать расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 15 000 руб. (20 000 + 165 000 - 170 000).

Ольга Монако, эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Разделение расходов на прямые и косвенные организации устанавливают самостоятельно в учетной политике. Данная настройка в программе очень важна: от нее зависит корректное отражения расходов при закрытии месяца и в дальнейшем отражение их в отчетности.

Из статьи вы узнаете:

  • где настраивается распределение косвенных расходов в БУ и НУ;
  • как настроить метод распределения косвенных расходов в 1С 8.3.

Как настроить в 1С 8.3 прямые и косвенные расходы

Прямые и косвенные расходы в БУ и НУ — не одно и тоже. И настраиваются они в 1С в разных местах.

Налоговый учет


В НУ прямые расходы задаются в разделе Главное – Настройки – Налоги и отчеты – вкладка Налог на прибыль — ссылка Перечень прямых расходов . Все расходы в НУ, которые не соответствуют настройкам, указанным по этой ссылке, являются косвенными или внереализационными.

Если Вы являетесь подписчиком системы БухЭксперт8, тогда читайте дополнительный материал по теме:

  • Распределение расходов в НУ

Бухгалтерский учет


В конце месяца прямые расходы могут иметь остаток — НЗП. Косвенные расходы же списываются полностью:

  • счет 25 на 20 (23) согласно правилам распределения;
  • счет 26 на:
    • 20 (23) согласно правилам распределения;
    • 90.08;
  • счет 44 на 90.07 за исключением транспортных расходов: они списываются пропорционально реализованным товарам.

Настройка распределения расходов в БУ на прямые и косвенные в 1С не требуется, т. к. они распределены изначально согласно счетам учета.

В рамках данной статьи мы подробнее рассмотрим счета, которые подлежат распределению, а именно счета 25 и 26.

Методы распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов в 1С 8.3

Как распределить расходы в БУ, настраивается в Учетной политике раздел Главное — Настройки — Учетная политика .


Распределение затрат возможно, только если используется 20 счет.

Общехозяйственные расходы могут распределяться:

  • на себестоимость продаж — Дт 90.08 Кт 26;
  • на себестоимость выпуска — Дт 20 (23) Кт 26, при этом сумма распределяется согласно настройкам по ссылке Методы распределения косвенных расходов .

Общепроизводственные расходы распределяются только на себестоимость выпуска — 20 (23) счет, также согласно настройкам распределения.

Методы распределения косвенных расходов в 1С 8.3


  • Период — с какого месяца начинает действовать распределение;
  • Организация — наша организация, методы настраиваются для каждой организации по отдельности.

Что и как распределяем:

  • Счет затрат — счет, для которого действуют задаваемые правила;
  • Статья затрат — статья, затраты по которой будут распределяться согласно правилам;
  • Подразделение — затраты какого подразделения подлежат распределению по задаваемым правилам;
  • База распределения — как нужно распределять вышеуказанные затраты между номенклатурными группами (НГ) и подразделениями согласно рассчитанным коэффициентам для каждой НГ (подразделения).

Все поля, заполняемые до поля База распределения , могут не заполняться. Тогда все затраты по счетам 25 и 26 будут распределены согласно одной базы распределения. Если для определенного счета или конкретной статьи затрат (подразделения) нужно задать иные правила, заполните их в соответствующих полях.

Пропорционально чему распределяются затраты (расчетные коэффициенты):

  • Объем выпуска — количество выпуска. Выпуск считается по количеству, указанному в документах:
    • для продукции — Отчет производства за смену;
    • для работ, услуг — Оказание производственных услуг .
  • Плановая себестоимость выпуска — плановой стоимости выпуска, определяется аналогично объему выпуска, только для расчета берется плановая стоимость.
  • Оплата труда — сумма по Дт 20, 23 по статье затрат с Видом расхода — Оплата труда.


  • Материальные затраты — сумма по Дт 20, 23 по статье затрат с Видом расхода — Материальные расходы.


  • Выручка — сумма по Кт 90.01.1 в разрезе НГ. При этом появляется возможность указать Счет прямых затрат и Подразделение затрат , на которые закроются косвенные расходы. Если они не заполнены, происходит распределение между счетами 20 и 23 на те подразделения, по которым ранее отражались косвенные затраты. При этом распределение осуществляется, если есть не только выручка по НГ, но и затраты по ней.


  • Прямые затраты — сумма по Дт 20, 23. Если в НУ по данным счетам отражены косвенные расходы, то такие затраты вычитаются.
  • Отдельные статьи прямых затрат — сумма по Дт 20, 23 по статьям затрат, указанным в поле Список статей затрат .


  • Не распределяется — распределение затрат в БУ осуществляется вручную пользователем документом Операция, введенная вручную до закрытия периода. В НУ распределение идет в зависимости от настройки Перечня прямых расходов . При этом программа не контролирует остаток по счету 25 в БУ, т. е. при закрытии периода не ругается, что сумма по счету 25 полностью не списана.

Распределения расходов в 1С 8.3 на примере

Организация снимает в аренду два помещения, используемых как офис и производственный цех.

Стоимость аренды составила:

  • Офис — 84 000 руб. в т. ч. НДС 20%;
  • Производственный цех — 120 000 руб. в т. ч. НДС 20%.

Согласно учетной политики, общехозяйственные расходы списываются в себестоимость продаж, а общепроизводственные расходы распределятся в зависимости от доли материальных затрат. Учет вспомогательных производств (счет 23) не ведется.

Для отражения затрат в обоих случаях используется документ Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт). Разница только в счетах учета, затраты на аренду офиса отражаются по счету 26, а производственного цеха – 25.


При закрытии месяца сумма по счетам 25 и 26 распределится согласно настройкам учетной политики.


Для этого примера базу можно посмотреть в отчете Оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 (23) с отбором по Виду расхода — Материальные расходы.


Ошибка при закрытии счетов 20, 23, 25, 26

Если при закрытии месяца расчетные коэффициенты не были определены, программа 1С 8.3 выдаст ошибку.


Для ее исправления необходимо проверить, насколько корректно настроена база распределения. Затраты не распределятся, если нет расчетных коэффициентов. Подробнее

Если Вы являетесь подписчиком системы БухЭксперт8, тогда читайте дополнительный материал по теме:

  • Настройка учетной политики по НУ в 1С: Налог на прибыль
  • Закрытие месяца в 1С 8.3 Бухгалтерия пошагово

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Доли распределения для подразделения, пообъектный учет затрат, НУ для компенсаций ежегодных отпусков (ЗУП 3.0.23).
  2. Признание затрат на амортизацию ОС и амортизационную премию в составе управленческих (косвенных) расходов.
  3. Признание затрат на амортизацию НМА в составе коммерческих (косвенных) расходов.
  4. Начисление отпускных в 1С 8.3 пошагово для начинающихВ 1С Бухгалтерия 8.3 начисление заработной платы — не очень.

Карточка публикации

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Все комментарии (3)

Спасибо за полезную статью. Но, видимо, она написана для версий КОРП — судя по тому, что в методах распределения косвенных затрат можно указать подразделение?
У нас база просто БП 3.0, не КОРП. Счет 25 распределяется (списывается на 20-й) между номенклатурными группами (на которых организован позаказный учет) пропорционально выручке. Но, похоже, что без прямых расходов косвенные расходы распределяются пропорционально выручке между всеми ном.группами, а при наличии — косвенные расходы распределяются между теми ном.группами, на которых в данном месяце есть прямые. Может такое быть?
Моя версия: где-то в базе есть данные по подразделениям (могли перенестись из управленческой базы) – невидимые глазу, но влияющие на результат. Можно ли это как-то проверить? Теоретически, они станут видны в случае перехода на версию КОРП, и сразу можно будет использовать новые возможности, а сейчас они влиять не должны — но, похоже, делают это.

Спасибо за внимание к нашему материалу. Статья написана для версии ПРОФ.
Если выбирать База распределения — Выручка, то доступна аналитика Подразделение.

Все вопросы по 1С Вы можете задавать в разделе МОИ ВОПРОСЫ в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ здесь:
Личный кабинет
.

Налогоплательщики, применяющие метод начислений, при определении расходов на производство и реализацию отчетного (налогового) периода подразделяют все понесенные за этот период расходы на прямые и косвенные.

Прямые расходы подлежат распределению между незавершенным производством, нереализованной и реализованной в отчетном (налоговом) периоде готовой продукцией (работами, услугами). Иными словами, прямые расходы относятся к расходам текущего периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

Принципы распределения установлены в ст. 319 НК РФ. Конкретный порядок распределения прямых расходов на НЗП и готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) налогоплательщик определяет в налоговой учетной политике . Этот порядок не может меняться в течение 2-х налоговых периодов.

Организации, оказывающие услуги, вправе списывать прямые расходы полностью в текущем отчетном (налоговом) периоде без распределения. Указанное право должно быть закреплено в налоговой учетной политике .

Общие прямые расходы, которые невозможно отнести непосредственно на конкретный вид продукции (работ, услуг), распределяется между ними в порядке, установленном в налоговой учетной политике .

Косвенные расходы признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произведены.

Согласно п.1 ст. 318 НК РФ в состав прямых расходов могут быть отнесены, в частности:

1) материальные затраты:

- сырье, основные и вспомогательные материалы;

2) оплата труда рабочих основного и вспомогательного производства, цехового персонала;

3) социальные отчисления на оплату труда вышеуказанных работников;

4) амортизация основных средств, используемых при производстве продукции, работ, услуг.

Перечень прямых расходов налогоплательщик устанавливает самостоятельно в налоговой учетной политике .

Расходы, связанные с производством и реализацией, не включенные в прямые расходы, относятся к косвенным.

При формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемым для целей бухгалтерского учета. По мнению Минфина, именно это обеспечит соблюдение требований ст. ст. 252, 318 и 319, согласно которым выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть экономически обоснованным (письмо от 29.12.2011 № 07-02-06/260).

В бухгалтерском учете себестоимость готовой продукции может определяться одним из способов (устанавливается в бухгалтерской учетной политике ):

1. По производственной себестоимости, когда в состав себестоимости включают:

- прямые расходы (Дебет 20 Кредит 10, 21, 28, 69, 70);

- общепроизводственные расходы (Дебет 25 Кредит 02, 10, 23, 69, 70);

- общехозяйственные расходы (Дебет 26 Кредит 02, 10, 23, 69, 70).

Формирование себестоимости готовой продукции при этом отражают проводками:

Дебет 20 Кредит 25 – списаны на основное производство общепроизводственные (цеховые) расходы (метод распределения по видам продукции/производств устанавливается в бухгалтерской учетной политике );

Дебет 20 Кредит 26 – списаны на основное производство общехозяйственные расходы (метод распределения по видам продукции/производств устанавливается в бухгалтерской учетной политике );

Дебет 43 Кредит 20 – сформирована себестоимость готовой продукции.

В бухгалтерском учете расходы, учтенные на балансовом счете 20, называются прямыми, а на балансовых счетах 25 и 26 – накладными. Если организация ведет бухгалтерский и налоговый учет готовой продукции одинаково, то для целей налогообложения прямыми будут расходы, учтенные на счетах 20, 25 и 26, то есть прямые и накладные в бухгалтерском учете.

Себестоимость проданной (реализованной) продукции отражается проводками (по видам продукции): Дебет 90.2 Кредит 43.

2. По сокращенной (усеченной) производственной себестоимости, когда в состав себестоимости включают:

- прямые расходы (Дебет 20 Кредит 10, 21, 28, 69, 70);

- общепроизводственные расходы (Дебет 25 Кредит 02, 10, 23, 69, 70).

В этом случае себестоимость выпущенной в отчетном месяце готовой продукции формируется проводками: Дебет 20 Кредит 25 и Дебет 43 Кредит 20.

Себестоимость проданной (реализованной) продукции: Дебет 90.2 Кредит 43.

Общехозяйственные (управленческие) расходы списываются на себестоимость продаж: Дебет 90.2 Кредит 26.

Для сближения бухгалтерского и налогового учета в перечень прямых расходов в налоговой учетной политике следует включить:

- прямые расходы, относящиеся к основному производству (счет 20);

- накладные расходы, относящиеся к общепроизводственным расходам (счет 25).

К косвенным расходам для целей налогообложения прибыли будут относиться управленческие расходы, учтенные на счете 26.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Вячеслав Горностаев рассказывают о бухгалтерском и налоговом учете общехозяйственных расходов при формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства в разные периоды деятельности организации, совмещающей функции инвестора, заказчика и застройщика.

Организация при строительстве нескольких объектов, которые после окончания строительства будут сданы в аренду, совмещает функции инвестора, заказчика и застройщика. Учитываются ли общехозяйственные расходы (в частности, заработная плата управленческого персонала (директор, бухгалтер), управленческие расходы (услуги связи, аренда офиса)) при формировании первоначальной стоимости объекта строительства в периоде, когда организацией ведется только строительство объектов и не осуществляются другие виды деятельности, и в периоде, когда строительство одних объектов продолжается, а другие уже построены и сдаются в аренду?

Инвестиционная деятельность в РФ регулируется Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ (далее - Закон N 39-ФЗ) и Законом РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (в части, не противоречащей Закону N 39-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона N 39-ФЗ капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются в том числе инвесторы и заказчики (ст. 4 Закона N 39-ФЗ).

Закон N 39-ФЗ не содержит понятия "застройщик". Понятие данного субъекта инвестиционной деятельности дано в п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

Пунктом 6 ст. 4 Закона N 39-ФЗ предусмотрено, что субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

В рассматриваемом случае организация совмещает функции инвестора, заказчика и застройщика.

Формирование первоначальной стоимости объекта строительства

При формировании первоначальной стоимости возводимого объекта организации следует руководствоваться:

  • ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01);
  • Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160 (далее - Положение N 160) (применяется в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету - смотрите письмо Минфина РФ от 15.11.2002 N 16-00-14/445);
  • Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика).

Горностаев Вячеслав
Согласно п. 2.1 Положения N 160 учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и другим), входящим в него. Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете "Капитальные вложения" (п. 2.3 Положения N 160).

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства" (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При одновременном выполнении условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01), актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

Согласно п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. На основании п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные расходы и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Таким образом, в составе капитальных вложений, впоследствии формирующих стоимость объектов основных средств, должны отражаться затраты, имеющие непосредственную связь с возведением конкретного основного средства, которые могут быть до начала строительства определены, исчислены и учтены при составлении сметной документации.

Бухгалтерский учет общехозяйственных расходов в периоде, когда ведется только строительство объектов

Действующим законодательством установлен открытый перечень расходов, подлежащих включению в стоимость объекта капитального строительства. Однако критерием включения расходов, в том числе и общехозяйственных расходов, в стоимость актива является непосредственная связь с приобретением, сооружением и изготовлением такого актива. В противном случае такие расходы относятся в состав текущих расходов организации.

Светлана Овчинникова
Так, в соответствии с главой 10 Рекомендуемого перечня основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (Приложение N 8 Методики), в указанный расчет стоимости строительства включаются средства на содержание заказчика-застройщика. В п. 1.4 Положения N 160, применяемого во взаимосвязи с ПБУ 6/01, прямо предусмотрено, что расходы по содержанию застройщиков производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов.

В рассматриваемой ситуации в отдельных отчетных периодах организация осуществляет исключительно строительную деятельность. Финансирование строительства, включая содержание дирекции и иные расходы общехозяйственного назначения, осуществляется за счет собственных (и возможно заемных) средств и поэтому правомерно констатировать, что общехозяйственные расходы организация вправе включить в инвентарную стоимость вводимого в эксплуатацию объекта.

То есть в ситуации, когда организация при строительстве объектов не осуществляет другие виды деятельности, общехозяйственные расходы могут быть включены в первоначальную стоимость объекта, если они непосредственно связаны со строительством.

Как указано в п. 5.1.1 Положения N 160, инвентарная стоимость зданий и сооружений складывается из затрат на строительные работы и приходящихся на них прочих капитальных затрат. Прочие капитальные затраты включаются в инвентарную стоимость объектов по прямому назначению. В случае, если они относятся к нескольким объектам, их стоимость распределяется пропорционально договорной стоимости вводимых в действие объектов.

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация строит объекты для собственного использования (договорная стоимость отсутствует), по нашему мнению, расходы между ними могут быть распределены пропорционально сметной стоимости строительства.

При этом перечень затрат, формирующих стоимость объекта, должен быть закреплен в учетной политике общества.

Следует обратить внимание, что специалисты Минфина России также указывают, что заказчик-застройщик, осуществляющий реализацию инвестиционного проекта по капитальному строительству производственного объекта, в бухгалтерском учете общехозяйственные расходы, если указанные расходы непосредственно связаны с предстоящим строительством конкретного производственного объекта и предусмотрены в сводных сметных расчетах производственного объекта, вправе предусматривать в составе прочих капитальных затрат, формирующих первоначальная стоимость возводимого объекта (письмо Минфина России от 17.02.2004 N 16-00-14/36).

Если в рассматриваемой ситуации сметная документация не предусматривала порядок включения общехозяйственных расходов в состав капитальных затрат, то считаем, что порядок учета указанных расходов в первоначальной стоимости возводимого объекта организация может закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет общехозяйственных расходов в периоде, когда ведется строительство объектов и осуществляется деятельность по сдаче в аренду

Если предприятие, являющееся заказчиком-застройщиком, занимается также другими видами деятельности, то полагаем, что в этом случае расходы на содержание администрации, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", должны распределяться между другой деятельностью и строительством объектов.

Учитывая, что нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрен порядок распределения общехозяйственных расходов для целей включения их в первоначальную стоимость строящихся для собственных нужд объектов основных средств, по нашему мнению, при распределении в бухгалтерском учете указанных общехозяйственных расходов организация может применять любой экономически обоснованный метод распределения, предусмотрев его в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В частности, общехозяйственные расходы могут распределяться пропорционально прямым затратам или другому выбранному в учетной политике методу.

При их дальнейшем распределении между отдельными объектами строительства, как было указано выше, за базу распределения может приниматься сметная стоимость строительства.

Налоговый учет общехозяйственных расходов

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Глава 25 НК РФ не уточняет порядок учета общехозяйственных расходов для организаций, занимающихся строительством. В НК РФ нет также упоминания о возможности или необходимости капитализации таких расходов. Одновременно пунктом 5 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества без указания, косвенные это расходы или прямые.

Минфин России в письме от 02.03.2006 N 03-03-04/1/178 указал, что общехозяйственные и другие аналогичные расходы не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с их приобретением, сооружением или изготовлением. Следовательно, если организация ведет строительство для собственных нужд, то расходы на содержание дирекции строящегося объекта могут учитываться при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств. В данном случае порядок признания расходов аналогичен порядку признания общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете.

В то же время существует позиция, согласно которой высказывается мнение, что если налоговое законодательство определяет какие-либо затраты как самостоятельный вид расходов, то такие затраты признаются расходами отчетного (налогового) периода и в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются. Если придерживаться указанной позиции, то общехозяйственные расходы должны относиться к косвенным расходам и признаваться в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (п. 1 ст. 272 НК РФ, п.п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Поэтому организация имеет право самостоятельно выбрать порядок учета общехозяйственных расходов, понесенных в период строительства здания, утвердив его в учетной политике для целей исчисления налога на прибыль.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: