Налог на криптовалюту в россии с 2021

Опубликовано: 26.03.2024

Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование
InVentoriS / Depositphotos.com

Вступивший в силу 1 января закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ; далее – Закон № 259-ФЗ), хотя и содержит в своем названии оба этих понятия, и дает их определения, не сильно помог криптосообществу с точки зрения понимания сущности и условий использования криптовалют в нашей стране.

Абсолютное большинство норм Закона № 259-ФЗ посвящены цифровым финансовым активам (ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Установлены правила выпуска, учета и обращения ЦФА, требования к операторам информационных систем, в которой выпускаются ЦФА, операторам обмена ЦФА, порядок деятельности таких операторов. Как отметил в ходе состоявшейся на прошлой неделе онлайн-конференции ИД "Коммерсантъ" председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, принятие Закона № 259-ФЗ должно поспособствовать более активному использованию технологии блокчейн для выпуска ЦФА с целью привлечения инвестиций под реализацию различных проектов.

Регулирование же, предложенное Законом № 259-ФЗ, для цифровой валюты – Анатолий Аксаков подтвердил, что под ней подразумевается именно криптовалюта, – оказалось половинчатым. С одной стороны, криптовалюта в России теперь легализована. Во-первых, законодательно дано ее определение: цифровой валютой признается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, либо в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ). Во-вторых, в ряд отраслевых законов (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции") включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.

С другой стороны, правила выпуска и обращения цифровой валюты не определены, указано лишь, что "организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами" (ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), а значит, владельцам криптовалют – а их в России немало: по приведенным президентом РАКИБ Юрием Припачкиным данным, наша страна входит в тройку государств – лидеров по использованию цифровых валют, а количество криптокошельков граждан России превышает 8 млн, – еще какое-то время придется ждать принятия такого законодательства. Напомним, законопроект, на основе которого был принят Закон № 259-ФЗ, рассматривался в Госдуме более двух лет.

Однако в определенной части использование криптовалюты уже законодательно ограничено: прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг – он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ). "У нас по законодательству платежным средством является рубль, который эмитируется Банком России, и никакие иные валюты, в том числе криптовалюты, не могут быть платежным средством на территории РФ. Так что это нормальное решение, что нельзя их использовать для расчетов, – подчеркнул Анатолий Аксаков. – Кроме того, хотя это прямо не написано, но подразумевалось: поскольку эти частные валюты, которые не имеют обязанного лица, обеспечения, за ними не стоит никакое государство, они несут большой риск для правообладателей, так что нет желания стимулировать россиян приобретать их".

В принципе же совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой разрешается, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, правда, с одной оговоркой – о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок необходимо информировать налоговые органы (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).

Порядок такого информирования может быть утвержден уже в ближайшее время: 17 февраля в первом чтении был принят законопроект 1 , предусматривающий своего рода самодекларирование факта владения и использования криптовалют: п. 1 ст. 21 Налогового кодекса предлагается дополнить положением, согласно которому налогоплательщики имеют право сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, представлять отчеты об операциях с ней и о ее остатках. При этом для случаев, когда за календарный год сумма поступлений цифровой валюты или списаний цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб., предполагается установить уже не право, а обязанность таких лиц сообщать в налоговый орган о получении права распоряжаться цифровой валютой, а также представлять отчеты об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и ее остатках – ст. 23 НК РФ планируется дополнить соответствующим п. 3.5. Распространяться эта обязанность будет на российские организации, филиалы и представительства иностранных и международных компаний, созданные на территории РФ, и физических лиц: граждан России, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением лиц, срок пребывания которых за пределами России превышает в совокупности 183 дня в течение календарного года).

В связи с этим ФНС России предполагается наделить полномочиями по установлению порядка определения рыночной цены на цифровую валюту – она будет использоваться при расчете обозначенной выше пороговой суммы в 600 тыс. руб., а также по утверждению форматов сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках.

За непредставление или представление содержащего недостоверные сведения отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках законопроектом предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, в соответствующем календарном году – для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте). За непредставление же сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб. В случае принятия законопроекта и подписания соответствующего закона первым отчетным периодом станет 2021 год.

Помимо этого, законопроектом предусматривается штраф за неуплату, в том числе частичную, налога в связи с невключением в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, – в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.

Разумеется, данный проект, вводящий новые обязанности и ответственность за их неисполнение в сфере, до конца пока не урегулированной, широко обсуждается экспертным сообществом. По мнению специалистов по криптовалюте, он, во-первых, является преждевременным – нецелесообразно говорить о налогах в отсутствие норм, устанавливающих правила оборота криптовалют, а во-вторых, нуждается в серьезной корректировке, в частности с точки зрения того, что понимается под прибылью от использования криптовалют для целей налогообложения. "Прибыль от криптовалют является виртуальной, пока ты не перешел в фиат. Когда ты обналичил деньги и получил реальную прибыль, тогда, пожалуйста, заплати налоги – такой должен быть подход", – полагает Юрий Припачкин.

Стоит отметить, что с большой вероятностью законопроект будет существенно доработан ко второму чтению – профильные комитеты Госдумы уже отметили целый ряд требующих изменения и уточнения его положений. Так, Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству указал в своем заключении, что установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к цифровой валюте, определения их соотношения с такими регулируемыми Гражданским кодексом категориями, как цифровые права и деньги, и установления четких правил их использования. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ понятие цифровой валюты – с возможностью ограничения ее гражданского оборота в соответствии с п. 2 ст. 129 кодекса – и соответствующим образом скорректировать ее определение в Законе № 259-ФЗ.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам (является ответственным по данному законопроекту) в свою очередь отмечает несоответствие положений, предусматривающих наделение ФНС России правом устанавливать порядок определения рыночной цены цифровой валюты, ст. 40 НК РФ, согласно которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, – предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное, а налоговые органы вправе проверять правильность применения цен только в определенных случаях. Кроме того, поскольку налоговые согласно законопроекту смогут запрашивать в банках выписки по операциям на счетах физических лиц и справки о переводах электронных денежных средств при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты, необходимо, по мнению комитета, уточнить, что понимается под операциями по переводу цифровой валюты (так как в Законе № 259-ФЗ об этом тоже не говорится), и в рамках какой из предусмотренных НК РФ процедур налоговые органы могут установить факт того, что операции на счетах связаны с переводом цифровой валюты, а также признаки возможного нарушения налогового законодательства. И наконец, необходимо определить, какие операции будут считаться операциями, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, так как прибыль от таких операций предполагается включать в налоговую базу, но при этом Закон № 259-ФЗ, как уже отмечалось, запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги.

1 С текстом законопроекта № 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.


С 1 января 2021 года вступил в силу закон «О цифровых финансовых активах», а ранее и в Гражданский кодекс были внесены изменения, связанные с криптовалютой. Теперь она признается имуществом, запрещается использовать ее как средство платежа, но совершать с ней сделки можно. Рассказываем о главных изменениях в текущем году и о том, что может ждать россиян в случае невыполнения новых правил.

Как подать налоговую декларацию

В этом году физические лица декларируют только доход от продажи криптовалюты. Для этого до 30 апреля необходимо подать в налоговый орган по месту регистрации (лично или по почте) либо через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС налоговую декларацию за 2020 год. В ней необходимо отразить доход от продажи криптовалюты, вычесть из этой суммы расходы на покупку этой криптовалюты (даже если она приобретена больше года назад) и разницу умножить на ставку НДФЛ 13%. Налог нужно уплатить до 15 июля, рассказал Дмитрий Кириллов, старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP.

Непредставление налоговой декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей, объяснила Ирина Муращенкова, эксперт Moscow Digital School.

Какой налог действует на сделки с криптовалютой

Согласно действующему законодательству, криптовалюта приравнивается к имуществу, следовательно, доход от ее продажи подлежит обложению НДФЛ. При этом применяется ставка налога 13%, а с 1 января 2021 года с дохода, превышающего 5 млн. рублей применяется ставка 15%, пояснила Муращенкова.

О том, что налоговая база при налогообложении операций с криптовалютой определяется как разница между доходом от ее продажи и расходом на ее приобретение Минфин высказывался в своих письмах еще в 2018 году. За неуплату налога также установлена ответственность, размер которой, согласно ст. 122 НК РФ может составить 20% суммы неуплаченного налога, в случае совершения неумышленного деяния, и 40% от суммы неуплаченного налога, если в действиях налогоплательщика будет установлен умысел.

Кроме взыскания суммы штрафа как санкции за совершенное налоговое правонарушение, налогоплательщику надлежит уплатить и сумму налога и сумму пени.

Уголовная ответственность от уклонения от уплаты налога

Если неуплаченная сумма НДФЛ за три финансовых года превысит 2,7 млн рублей, физическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога (ответственность по ч. 1 ст. 198 УК РФ – вплоть до лишения свободы на срок до 1 года). Если неуплаченная сумма за три финансовых года превысит 13 млн рублей, это грозит трехлетним лишением свободы, предупредил Дмитрий Кириллов.

Предложения Минфина по изменению налогового законодательства

Осенью 2020 года Минфин предложил поправки к закону «О цифровых финансовых активах», которые предлагают обязать владельцев криптовалюты предоставлять в налоговые органы сведения о получении криптовалюты, о сделках с ней, остатках на цифровых кошельках, если сумма операций за календарный год превысит эквивалент в 600 тыс. рублей.

Майнеры и криптообменники обязаны будут представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с криптовалютами. За непредставление сведений в налоговый орган проект предусматривает штраф в размере 50 тыс. руб., а за предоставление недостоверных сведений — штраф в размере 10% от суммы поступления или суммы списания криптовалюты, при этом для исчисления штрафа будет применена большая из этих двух сумм. За непредставление налогоплательщиком в налоговый орган более 2-х раз в течение 3-х лет указанных выше сведений проектом предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 3 лет, рассказала Муращенкова.

Кириллов добавил, что декларировать криптовалюту закон пока не обязывает, устанавливающий эту обязанность законопроект № 1065710-7 только начала рассматривать Госдума. Вступивший в этом году закон о цифровых финансовых активах лишь говорит о судебной защите по криптовалютным спорам под условием их декларирования (информирования налоговых органов) в не установленном пока порядке.

Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.


Одним из главных событий 2020 г. стало возрождение интереса к криптовалютам. Новостные сводки о преодолении биткоином очередной рекордной отметки приходили с волнующей периодичностью, а инвесторы могли за считанные недели удвоить свой капитал. С 1 января 2021 г. в России вступил в силу Закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте («Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации), определивший правила регулирования криптовалют. Какой же путь избрал отечественный законодатель? Можем ли мы заплатить в магазине биткоинами? А что с налогами? Давайте разбираться вместе.

Криптовалюта – это вообще имущество?

Итак, по общему правилу криптовалюта имуществом не является. Закон использует вместо «криптовалюты» термин «цифровая валюта» . Криптовалюта - это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения). Она принимается в качестве инвестиции или средства платежа, перед владельцем которой нет обязанного лица.

Интересно, что когда государству становится выгодным признание цифровой валюты имуществом, то в качестве исключения имуществом она все же признается. Так, например, цифровая валюта будет считаться имуществом в следующих случаях :

  • при банкротстве должников;
  • при контроле операций в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;
  • при возбуждении исполнительного производства;
  • при контроле за доходами и расходами должностных лиц

Например, если начнется дело о банкротстве гражданина, а он все деньги заранее перевел в биткоины, то отвертеться от кредиторов ему будет непросто: биткоины продадут и долги погасят. Такой подход был в судебной практике и ранее , но на деле редко кому удавалось узнать о наличии криптовалюты, а тем более и получить доступ к ней. Для целей исполнительного производства криптовалюта также теперь считается имуществом, поэтому в ближайшее время можно ожидать новостей о том, что приставы «арестовали» биткоины на огромные суммы.

Не являясь имуществом, криптовалюта не является и средством платежа. Закон прямо устаналивает запрет организациям и гражданам принимать криптовалюту в счет оплаты товаров, работ и услуг. Интересно, что распространяется он только на налоговых резидентов, но оплачивать что-либо криптовалютой напрямую не запрещено. Это может свидетельствовать о том, что законодатель уже определился, кто именно будет нести ответственность за сделки с криптовалютой .

Как налоговая может узнать, что у меня есть криптовалюта? Зачем мне это?

Новый закон вынуждает обладателей криптовалюты декларировать ее и сообщать в налоговый орган о проведенных операциях. Так, в Законе о цифровых финансовых активах и цифровой валюте указано, что требовать в суде защиты своих прав владельцы криптовалюты могут только в случае ее декларирования . Для некоторых категорий граждан сообщать о наличии криптовалюты и вовсе обязательно (госслужащие, сотрудники госкорпораций). Одновременно с этим Минфин разрабатывает поправки, предусматривающие обязательное декларирование операций с криптовалютой свыше определенной суммы (в проекте сейчас фигурирует сумма, эквивалентная 600 тыс. руб.) .

Получается, что, с одной стороны, владельцам криптовалюты выгодно сообщать о ее наличии, чтобы в случае конфликта защитить ее. С другой же стороны, если владелец криптовалюты обязан был сообщить о ее наличии или об операциях с ней, но не сообщил, то его будет ждать ответственность. Ранее суды не могли понять, чем является цифровая валюта, можно ли выносить решение о ее возврате и подлежат ли права владельцев криптовалюты защите.

А что с налогами и ответственностью?

Сегодня Налоговый кодекс не предусматривает особенностей расчета и уплаты налогов от доходов, полученных при проведении операций с криптовалютами. Позиция Минфина тоже проста: получил от операций с криптовалютой доход – обязан заплатить налог, нет никакого освобождения от уплаты налога или оснований для его уменьшения.

В декабре 2020 г. в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий ответственность за непредставление отчета об операциях и остатках цифровой валюты, а также за неуплату налогов от операций с цифровой валютой. В проекте предлагается за непредставление сведений штрафовать в размере 10 % от суммы криптовалюты, а за неуплату налога взыскивать штраф в размере 40 % от суммы неуплаченного налога.

Одновременно с этим Минфин разработал проект поправок к Уголовному кодексу, предусматривающих ответственность за недекларирование криптовалюты и операций с ней. За это нарушение, если оно совершено дважды и на сумму более 15 миллионов рублей могут приговорить к штрафу или даже аресту . Исходя из установленных запретов, можно также ожидать административную ответственность за прием криптовалюты и распространение информации о предложении принимать криптовалюту как средство платежа за товары (работы, услуги) .

Что мы должны помнить о криптовалюте:

  1. Криптовалюта не является имуществом, но на нее может быть обращено взыскание в случае банкротства или возбуждения исполнительного производства.
  2. Принимать криптовалюту в качестве оплаты товаров, работ и услуг запрещено как юридическим лицам, так и физическим.
  3. Чтобы защищать свои права, криптовалюту и операции с ней необходимо задекларировать. В некоторых случаях декларирование является обязательным.
  4. Если операции с криптовалютой принесли доход, с него необходимо будет заплатить налоги по общим правилам. За недекларирование криптовалюты и неуплату налогов могут грозить штрафы и уголовная ответственность.

Минфин опубликовал письмо о налогах с заработка на криптовалютах. Это письмо на днях уже передали в ФНС и все инспекции — им будут руководствоваться при проверке доходов и деклараций. Нужно вписывать доходы с крипты в декларацию и платить с них НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

Срок для декларации за 2017 год уже прошел, но ее еще можно подать, правда со штрафом. Срок уплаты налога — 16 июля 2018 года. Еще есть время все посчитать и заплатить в бюджет.

Как посчитать налог, если заработал на биткоинах?

Платить налог нужно с прибыли от сделки. То есть с разницы между доходами от продажи биткоина и расходами на его покупку.

Например, в 2017 году кто-то купил один биткоин. Тогда он стоил тысячу долларов. И в том же году его продали за 10 тысяч долларов. Заработал условные 550 тысяч рублей — это разница между доходами и расходами по сделке. С этой разницы нужно заплатить НДФЛ в бюджет, а сам доход задекларировать. Доходы и расходы нужно чем-то подтвердить.

А что, закон о криптовалютах уже приняли?

Нет, закон пока не приняли, хотя рассматривают. Статус криптовалют в России до сих пор не определен. Ее только хотят признать цифровым финансовым активом. Пока официально это не деньги, не имущество, не информация и не платежное средство.

Запрета на операции с криптовалютой нет. Использовать их для отмывания денег нельзя, финансировать с их помощью преступления тоже. Но при желании любой человек может купить биткоин на свой страх и риск для инвестиций.

Как потом вывести эти деньги и провести операцию через банк — это отдельная тема. Например, банки контролируют операции клиентов, потому что обязаны это делать по закону. Операция с криптовалютой или выводом денег с биржи может вызвать подозрения у банка по закону № 115- ФЗ . Так может произойти с любой операцией, по которой у банка возникнут вопросы в соответствии с его обязанностями и инструкциями ЦБ .

Если на сделке удалось заработать, по закону нужно платить налог.

Что это за доход, если непонятно, что покупалось и продавалось?

Фактически Минфин считает криптовалюту имуществом: он предлагает использовать для расчета налога абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 220 НК . А там речь идет именно об имуществе. Ничего более подходящего в налоговом кодексе нет. Никакого особого порядка для биткоинов ведомства не придумали, поэтому на все вопросы отвечают односложно и без конкретики. Оценивайте, мол, сами. Но налоги платить нужно, говорят.

Недавно суд признал криптовалюту имуществом. И хотя пока это всего лишь решение суда по конкретному делу, можно ориентироваться на него в своей ситуации. Например, при заполнении декларации: указать доходы и расходы как при продаже имущества. А если криптовалюта была в собственности больше трех лет, по идее, можно не платить налог. Минфин напомнил, что любые сомнения и неопределенность в законе толкуются в пользу налогоплательщика.

Если купил биткоин за 15 тысяч долларов, а продал за 13 тысяч, бюджет что-то возместит?

Нет, убытки бюджет не возмещает. И перенести их на будущие годы, чтобы потом уменьшить доход, тоже нельзя.

Если в прошлом году от сделки с биткоинами был убыток, а в этом удалось заработать на криптовалютах, то нельзя зачесть убыток прошлого года в счет прибыли текущего.

В любом случае налогооблагаемая база по НДФЛ считается в рублях. Не имеет значения, какими способами покупалась криптовалюта.

Как налоговая узнает, что я получил доход?

Налоговая может и не узнать. А может и узнать. Банки передают в налоговую информацию по счетам клиентов — это их обязанность по закону. Они делают это не автоматически, а при проверках и на основании документов. Но кто знает, когда налоговая решит запросить данные о движениях по счету конкретного человека.

Это может быть информация о продаже тортиков в соцсетях. Или сомнения в расходах на покупку квартиры. Да мало ли что еще. Если налоговой нужно, она и экспертизу подписи на договоре купли-продажи проведет, и даже в семейных отношениях разберется. Это ее обязанность — искать, кто недоплатил налог или скрыл доходы.

У налоговой больше информации, чем многие думают. Когда мы покупаем кефир в супермаркете, налоговая знает, кто, где и за сколько купил кефир конкретной марки. Неизвестно, как она обрабатывает эту информацию, но то, что эта информация туда поступает, это описанный в законах факт: помогают онлайн-кассы, скидочные карты и подписки. Все с нашего согласия и по нашей инициативе.

Как посчитать доход от продажи криптовалюты?

Здесь важно понимать, что такое доход. Если вы купили биткоин и он лежит где-то на криптокошельке — это еще не доход. Даже если курс вырос в 10 раз, это все равно не доход. Само изменение курса — это еще не повод подавать декларацию и платить налоги. Доход вы получите, когда продадите этот биткоин и вам на карту придут реальные деньги.

Причем прийти они должны в 2017 году — только в этом случае сейчас нужно подавать декларацию. Если деньги за проданный биткоин пришли в 2018 году, вопросы с налогами будут решаться только в 2019. А как именно они будут решаться, еще посмотрим.

Доход от продажи биткоина в 2017 году можно уменьшить на расходы на его покупку — даже если купили биткоин раньше, например в 2016 году. Эти расходы все равно подойдут, потому что относятся к конкретной сделке. Другой вопрос — как доказать, что эти расходы относятся к конкретным доходам. Нужно собирать все документы о переводах, платежах и транзакциях. Чтобы у налоговой не было сомнений: вот доход от продажи биткоина, а вот его купили тогда-то и вот за столько.

Как именно налоговая будет проверять соответствие доходов и расходов по сделкам с криптовалютой, Минфин не объясняет. Но как-то проверять будут: камеральные проверки деклараций никто не отменял. Чем понятнее будут пояснения, тем меньше вопросов возникнет у налоговой.

Что делать с налогом и декларацией?

Сейчас нужно подать декларацию 3- НДФЛ за 2017 год. В ней указать доходы, расходы и налогооблагаемую базу по операциям криптовалютой. Для резидентов налог составит 13%.

До 16 июля нужно перечислить НДФЛ в бюджет. Если заплатить налог до этой даты, штрафов за просрочку не будет, но за декларацию все равно начислят.

Если декларацию за прошлый год уже подавали, но с другими доходами или для вычета, то можно подать уточненную — тогда штрафа не будет.

Если есть право на вычет, его можно использовать, чтобы уменьшить налог. Например, если деньги от продажи биткоина вы потратили на квартиру, образование или страхование жизни, налога может вообще не быть. И задекларируете, и ничего не заплатите.

А можно ничего не подавать?

Каждый налогоплательщик сам решает, что ему делать со своими доходами. Кто-то годами получает миллионы и не платит налоги. А кто-то продает тортик, и потом приходится сдавать декларацию за два года. По закону надо платить. А вы решайте сами.

Налоговики хотят обязать россиян отчитываться о владении криптовалютой, а доходы от операций с ней будут облагаться налогом. Участники крипторынка рассказали Forbes, к чему это может привести

Федеральная налоговая служба (ФНС) не откажется от идеи обязать россиян отчитываться о владении криптовалютой в новой версии поправок в Налоговый кодекс, который готовится ко второму чтению в Госдуме. Об этом 6 апреля сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо налоговиков в адрес АНО «Цифровая экономика», из которого ясна позиция ведомства.

Законопроект получил отрицательное заключение президентского совета по кодификации и замечания от правового управления, а также комитетов по бюджету и законодательству Госдумы, пишет «Коммерсантъ». Кроме того, его активно критикуют участники криптоиндустрии.

Но часть участников рынка считает, что законопроект и в нынешней редакции благотворно скажется на индустрии. «Это прекрасный законопроект. То, о чем отрасль мечтала десять лет», — говорит управляющий партнер венчурного фонда Russian Ventures Евгений Гордеев.

Владельцы крипты будут уходить от налога

Если законопроект будет принят, все участники криптоиндустрии окажутся в серой зоне, а их капитал — за рубежом, утверждает Александр Бражников, исполнительный директор Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ). «Все будут в шоке. Все начнут получать двойное гражданство, использовать схемы для ухода от уплаты налогов. И государство ничего не получит в таком случае, но зато начнут активно размножаться мошенники», — говорит он.

Гендиректор оператора криптоферм BitCluster Ильдар Хадиев прогнозирует, что если законопроект будет принят, на рынке появятся сервисы, которые будут помогать людям уходить от их уплаты. «Текущие наши крупные клиенты пойдут в сторону легализации, но будут думать о том, как в будущем можно будет оптимизировать уплату налогов через Эстонию или Белоруссию, чтобы доход от битков оставался там», — считает он.

Рынок станет прозрачнее и массовее

Крупных игроков-майнеров, которые владеют 500 и более устройствами для майнинга, интересует легализация и прозрачность, утверждает гендиректор оператора криптоферм BitCluster Ильдар Хадиев. «Наши клиенты к нам обращаются с вопросами, как платить налоги, потому что не хотят проблем с властями, — говорит он. — Сейчас неясно, как это делать, а с законопроектом появится прозрачность».

Налог должен быть ниже

По мнению исполнительного директора РАКИБ Александра Бражникова, владельцы криптовалют должны платить меньше обычных 13% НДФЛ, так как, к примеру, майнеры платят за электричество и «растаможку» оборудования, следовательно, «имущество, с которого они уже несколько раз заплатили налог государству, опять облагается налогом». «Мы бьемся за то, что майнеры должны платить от 4% до 10% налога, не больше», — говорит Бражников.

CEO и основатель аналитической и комплаенс-платформы Clain Игнат Туганов считает, что ФНС не должна оценивать стоимость криптовалюты. Как и по каким источникам налоговики будут определять справедливую стоимость того или иного токена, чтобы назначить сумму взимаемого налога, — «совершенно непонятно», говорит Туганов.

На рынке оборудования станет меньше мошенников

Сейчас на рынке оборудования много мошенников, которые обещают продать его задешево, принимают оплату, но в результате ничего не поставляют и пропадают с радаров, рассказывает гендиректор BitCluster Ильдар Хадиев. Если законопроект примут, покупатели начнут требовать документы, подтверждающие покупку оборудования, чтобы записать траты на оборудование в расходы и уменьшить налогооблагаемую базу, считает он, — а это, в свою очередь, постепенно убьет рынок мошенников.

Люди получат штрафы из-за неосведомленности

В случае принятия закона недобросовестные криптовалютные биржи продолжат привлекать клиентов, не раскрывая все сложности отчетности, тем самым подставляя граждан перед ФНС, считает гендиректор внебиржевого криптовалютного маркетплейса Finery Markets Константин Шульга. В итоге из-за того, что обычным гражданам неудобно самостоятельно заниматься вопросами налогообложения, они будут рисковать получить штраф, говорит он.

«Существует опыт налогового агентирования со стороны банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, на котором расчет и уплату налогов от имени клиентов производят организации. До тех пор пока аналогичное решение не заработает с цифровыми активами, индустрия будет находиться в ситуации неопределенности», — резюмирует Шульга.

Читайте также: