Аудиторское заключение в налоговую

Опубликовано: 21.09.2024

МАТЕРИАЛЫ

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция


АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДАЕТСЯ В НАЛОГОВУЮ

АЗ.jpg

Давайте разберемся, что нужно знать?

В дополнение к годовой бухгалтерской отчетности, организация обязана предоставить в налоговую аудиторское заключение.

Также новая форма бухгалтерского баланса содержит отметку, обязателен ли для нее аудит (да / нет), в случае, если это так — заполняет в соответствующих полях наименование аудитора.

Важно понимать, что даты направления отчетности и результатов проведения аудиторской проверки могут не совпадать. Подать заключение в налоговую можно:

• Вместе с годовой отчетностью;
• либо не позднее 10 рабочих дней после даты, которой подписано аудиторское заключение , но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Как и в каком формате, организация может уведомить налоговый орган?

• в ИФНС по месту нахождения организации;
• в электронном виде через операторов ЭДО (подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью);
• в формате PDF вместе с отчетностью либо в формате, утвержденном Приказом ФНС № ММВ-7-6/16@ (если документ направляется отдельно).

* Для малого бизнеса в текущем году сделано исключение: аудиторское заключение за 2019 год можно сдать в бумажном виде.
Остальным компаниям при неисполнении правил указанным выше – налоговый орган откажет в принятии заключения.

Что будет если сдать аудиторское заключение?

В случае, если организация аудиторское заключение в налоговую не предоставила (либо сделала это не вовремя), будут применяться санкции согласно ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф до 5 000 рублей

*В случае, когда обязательный аудит проведен, есть заключение, но документ так и не поступил в ИФНС.

За непроведение обязательного аудита, грозят санкции применят согласно ст. 15.11 КоАП за грубое нарушение бухучета до 10 000 руб. за первичное нарушение, при повторном нарушении руководителя могут дисквалифицировать на срок до 2 лет.

НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ

Не забудьте опубликовать аудиторское заключение на сайте Федерального ресурса, не позднее трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.

За не размещение сведений на сайте Федресурс предусмотрена административная ответственность согласно п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 50 000 рублей, а в случае повторного правонарушения - дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Можно ли заплатить штраф и не сдавать аудиторское заключение?

К сожалению, нет. Нужно понимать, что даже если вы оплатили штраф, аудиторское заключение все равно придется сдать. Эти положения закреплены в примечание 1, ст.15.11 КоАП, а также п.1 и п2. 2ст. 15.11 КоАП.

Как снизить стоимость проведения обязательного аудита?

На самом деле, способ снизить затратную часть только 1 - провести аудит удаленно.

Процесс практически ничем не отличается от классического аудита с выходом на предприятие аудитора. Выглядит это так:

• До начала проверки, аудитор высылает запрос с перечнем документов необходимых для начала проведения проверки.
• Аудитор удаленно, подключается к вашей базе 1С(или другой продукт), анализирует регистры бухгалтерского учета.
• На базе анализа регистров, формирует запрос необходимых для проверки первичных учетных документов, которые вы можете выслать по безопасному каналу связи в скане.
• Получаете аудиторское заключение заказным письмом и в электронном виде.

Экономия от проведения удаленного аудита может достигать 20% от первоначальной стоимости услуги. Рассчитать стоимость проведения аудита можно по ссылке КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ АУДИТА. https://www.avuar.ru/calc/

Кто подлежит обязательному аудиту?

Обязательному аудиту подлежат организаций вне зависимости от организационно-правовой формы(Полный перечень опубликован на сайте Минфина РФ.)

Также аудит финансовой(бухгалтерской) отчетности обязаны проводить организации отвечающие следующим критериям.

• Выручка юридического лица за предшествующий год превысила 400 млн.руб. и/или активы баланса превысили 60 млн. руб.
• Компании, которые составляют консолидированную бухгалтерскую отчетность.
• Акционерные общества
• Компании, публично размещающие ценные бумаги
• Банки, страховые компании и некоторые другие согласно ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности», 208-ФЗ «О консолидированной отчетности


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информационное сообщение Минфина России от 25 декабря 2019 г. № ИС-учет-21 О составленнии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" 1 ФНС России утвердила:

форматы представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО) - приказ от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/570@;

порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования ГИРБО - приказ от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/569@.

Данные приказы вступят в силу с 1 января 2020 г.

Подробные материалы по этому вопросу размещены на официальном Интернет-сайте ФНС России bo.nalog.ru.

Представление документов

Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней представляются в ГИРБО в виде электронных документов. Исключением является лишь представление отчетности за 2019 г. и аудиторского заключения о ней субъектами малого предпринимательства в 2020 г. (см. далее).

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляется в ГИРБО в случае, если эта отчетность подлежит обязательному аудиту. При этом обязанность представлять аудиторское заключение лежит на аудируемом лице, а не на аудиторской организации (индивидуальном аудиторе).

Аудиторское заключение представляется в налоговый орган в зависимости от того, когда проведен обязательный аудит бухгалтерской отчетности: либо вместе (одновременно) с отчетностью, либо после представления отчетности (не одновременно с ней). В последнем случае аудиторское заключение в виде электронного документа направляется вместе с сопроводительным документом. Такой документ представляется в электронной форме с применением формата, утвержденного приказом ФНС России от 18 января 2017 г. N ММВ-7-6/16@ "Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Форматы представления документов

Бухгалтерская отчетность представляется в виде XML файлов. ФНС России утверждены требования к XML файлам передачи в электронной форме "общей" отчетности и "упрощенной" отчетности.

Аудиторское заключение представляется в виде электронного документа в формате PDF.

Передача документов

Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней передаются в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС России.

Обязанности передающей организации

Для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней организация должна обеспечить:

формирование этих документов в виде электронных документов;

шифрование при отправке и дешифрование при получении информации с использованием шифровальных средств;

формирование усиленной квалифицированной электронной подписи при передаче информации и ее проверку при получении информации.

Подтверждение получения документов

При получении бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней налоговый орган в течение одного рабочего дня направляет отчитывающейся организации квитанцию о приеме, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью.

Датой получения указанных документов налоговым органом считается дата, указанная в квитанции о приеме.

Основания для отказа в приеме

Налоговый орган может отказать организации в приеме бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если они представлены:

в форматах, отличных от утвержденных ФНС России;

без усиленной квалифицированной электронной подписи;

в налоговый орган, в компетенцию которого не входит их прием.

В этих случаях налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения отчетности и аудиторского заключения о ней направляет отчитывающейся организации уведомление об отказе в приеме документов, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью. При получении такого уведомления организация обязана устранить указанные в нем ошибки и повторить передачу документов в налоговый орган.

Представление бухгалтерской отчетности за 2019 г. субъектами малого предпринимательства

Субъект малого предпринимательства вправе по собственному выбору представить бухгалтерскую отчетность за 2019 г. и аудиторское заключение о ней в налоговый орган либо в виде электронных документов, либо на бумажном носителе. В первом случае субъект малого предпринимательства руководствуется общим порядком представления документов в виде электронных документов.

Во втором случае отчетность и аудиторское заключение о ней представляются в налоговый орган субъектом малого предпринимательства лично, либо через уполномоченного представителя, либо в виде почтового отправления с описью вложения. Днем представления документов на бумажном носителе в налоговый орган считается:

при представлении лично или через уполномоченного представителя - дата их получения, указанная должностным лицом налогового органа на копии бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней;

при отправке бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н.

1 О представлении бухгалтерской отчетности см. информационное сообщение ИС-учет-12 (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/legislation/legislation/).

Обзор документа

С 1 января 2020 г. вступят в силу приказы Минфина, которыми утверждены форматы и порядок представления экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования соответствующего госинформресурса. Ведомство дало разъяснения по применению указанных актов. В частности, указаны обязанности передающей организации, основания для отказа в приеме документов, особенности представления отчетности за 2019 г. субъектами малого предпринимательства.


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ежегодно Минфин России публикует рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций. Не стал исключением 2019 год. Рекомендации изданы и содержат ряд принципиальных положений, касающихся проведения аудита и составления бухгалтерской отчетности за 2019 год (приложение к письму Минфина России от 27.12.2019 N 07-04-09/102563).

Годовая отчетность - рекомендации аудиторам

Разъяснения Минфина подготовлены с учетом обобщения практики применения законодательства РФ об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете. Они актуальны для аудиторов и для специалистов бухгалтерии, которые непосредственно участвуют в подготовке бухгалтерской отчетности. Определены вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание при проведении аудита, в числе которых:

  • независимость и деловая репутация аудиторской организации;
  • правила внутреннего контроля в целях применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон 115-ФЗ);
  • применение принципа существенности при планировании и проведении аудита бухгалтерской отчетности.

Минфин в своих рекомендациях делает акцент на независимость аудитора. Он отмечает, что «независимость аудиторской организации, аудитора заключается в отсутствии имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц (в случаях, предусмотренных федеральными законами)». С 1 марта 2020 года будет действовать новая редакция Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Особое место в рекомендациях занимает тема противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Это связано с усилением контроля со стороны государства и банков за сомнительными операциями организаций и ИП, с повышением ответственности аудиторов и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, в вопросе пресечения незаконной деятельности.

С 2019 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.03.2019 N 33-ФЗ уточнены и конкретизированы обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в системе ПОД/ФТ (Информационные сообщения Минфина России от 10.04.2019 N ИС-аудит-29 и от 12.04.2019 N ИС-учет-17).

В ситуации, когда при проверке у аудитора появляются основания полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществляются или могут быть осуществлены в целях ПОД/ФТ, он обязан уведомить об этом Росфинмониторинг (Информационное письмо Росфинмониторинга от 23.11.2018 г. N 56, Информационное сообщение Минфина России от 07.12.2018 N ИС-аудит-25). Это в равной степени распространяется на лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (Статьи 7, 7.3 и 7.5 Закона 115-ФЗ).

Годовая отчетность – что учесть бухгалтеру

В рекомендациях Минфин разъясняет порядок сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год вместе с аудиторским заключением.

Начиная с отчетности за 2019 год, представлять бухгалтерскую отчетность нужно в налоговую инспекцию только в электронном виде (ч. 3 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, пп.4 п. 1 Закона N 444-ФЗ). В течение 2020 года сдать отчетность на бумаге могут субъекты малого предпринимательства. Электронная бухочетность будет включена в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО).

Обязательный экземпляр бухотчетности представляется в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в электронном виде вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Минфин уточняет, что аудиторское заключение (вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, в отношении которой проведен аудит), выпущенное до даты представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности, надо сдать в налоговую инспекцию вместе с проаудированной отчетностью. Таким образом, до 31 марта 2020 года надо представить в налоговую инспекцию аудиторское заключение, уже составленное к этой дате.

Аудиторское заключение в отношении отчетности за 2019 год, датированное после 31 марта 2020 года, представляется в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года. В этом случае к аудиторскому заключению надо приложить сопроводительное письмо. Последнее передается в виде электронного документа с применением формата, утвержденного приказом ФНС России от 18 января 2017 г. N ММВ-7-6/16@ "Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". В соответствии с приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/570@ для представления аудиторского заключения в виде электронного документа применяется формат PDF.

Порядок представления годовой бухгалтерской отчетности и ее электронный формат утверждены приказами ФНС России соответственно от 13.11.2019 г. N ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 г. N ММВ-7-1/570@. Российским законодательством не предусмотрено представление в ГИРБО консолидированной финансовой отчетности.

Список сложных вопросов - проверьте свой отчет

Традиционно в своих рекомендациях Минфин анализирует отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности, наиболее актуальные за отчетный период.

В 2019 году организации должны были применять новую редакцию ПБУ 3/2006. Так, по новым правилам, в случае отсутствия официального курса ЦБ РФ пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ. В рекомендациях Минфин указывает, что обязанность использовать какой-либо определенный источник в целях получения кросс-курса отсутствует. Это могут быть информационные системы Reuters или Bloomberg (Приложение к Письму Минфина России от 27.12.2019 N 07-04-09/102563, Письмо Банка России от 14.01.2010 N 6-Т).

Кроме того, изменения были внесены:

Но в 2019 году новую редакцию выше указанных ПБУ можно было применять добровольно, а с 2020 года это становится обязательно.

В случае, если организация приняла решение досрочно, с 1 января 2019 г., применять ПБУ 18/02 в новой редакции, то в годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. показатели, характеризующие налог на прибыль, должны раскрываться в отчете о финансовых результатах с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 19.04.2019 г. N 61н.

Кроме того, организация могла принять решение досрочно, с 1 января 2019 г., применять ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 г., а обязательное применение его предусмотрено с бухгалтерской отчетности за 2022 год. Если организация не воспользовалась правом применять ФСБУ 25/2018 досрочно, с 1 января 2019 г., то при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. арендные отношения в бухучете отражаются по-старому. Т.е. формирование информации об объектах, возникающих при заключении договора аренды и получении (предоставлении) имущества, должно производиться в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до 1 января 2013 г.

Добровольное применение новых стандартов бухгалтерского учета необходимо раскрыть в годовой бухгалтерской отчетности.

В разъяснениях Минфин затронул вопрос отражения в учете распределения и выплаты дивидендов. В частности, в Отчете о движении денежных средств в разделе "Денежные потоки от финансовых операций" выплата дивидендов (иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)) отражается в сумме, включающей сумму налога на прибыль или НДФЛ.

В рекомендациях Минфин напоминает о возможности познакомиться с важными материалами по бухучету на сайте Минфина России. Это может быть особенно актуально в период реформирования бухгалтерского учета в РФ, когда периодически появляются новые документы и разъяснения. Своеобразным переходным периодом в реформе будет 2020 год. С отчетности за 2020 год все организации должны будут сдавать только электронную годовую отчетность.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, обязаны вместе с бухгалтерской отчетностью сдавать в ИФНС аудиторское заключение.

  • как в бухгалтерской отчетности 1С указать необходимость представления аудиторского заключения,
  • что делать, если оно сдается позже отчетности.

Сроки предоставления аудиторского заключения

  • вместе с бухгалтерской отчетностью: не позже 3 месяцев после окончания отчетного периода;
  • не позднее 10 рабочих дней после его получения и не позже 31 декабря следующего отчетного периода.

Необходимость аудиторского заключения в бухгалтерской отчетности

При формировании бухгалтерской отчетности на вкладке Бухгалтерский баланс укажите, подлежит ли обязательному аудиту отчетность организации. При этом сразу отправлять аудиторское заключение необязательно.


Иначе при выгрузке отчетности возникнут ошибки.


Поля желтого цвета заполняются вручную.

Данные аудиторской компании можно не указывать, если аудиторское заключение представляется позже.

Отправка аудиторского заключения в ИФНС вместе с отчетностью

При совместной отправке аудиторского заключения и бухгалтерской отчетности прикрепите его на вкладке Дополнительные файлы . Аудиторское заключение предоставляется только в формате pdf (утв. Приказом ФНС РФ от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@).


Наименование аудиторского заключения при выгрузке установится по регламентированному формату.


Отправка аудиторского заключения в ИФНС позже отчетности

Аудиторское заключение не всегда бывает готово на момент отправки бухгалтерской отчетности в ИФНС.

Разберем действия бухгалтера в 1С, если аудиторское заключение сдается позже.

Перейдите в регламентированных отчетах по ссылке Письма . По кнопке Создать выберите Пакет с доп.документами для ФНС .


Если аудиторское заключение отправляется после сдачи бухгалтерской отчетности, формат документа должен соответствовать формату по Приказу ФНС РФ от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ (п. 2 Приказа ФНС РФ от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@).


В поле Основание выберите бухгалтерскую отчетность, к которой отправляется аудиторское заключение. Обратите внимание, выбрать можно только отчет, отправленный в ИФНС ранее.

По кнопке Загрузить с диска прикрепите файл с аудиторским заключением.

При отсутствии обязательного аудиторского заключения Организация может быть оштрафована по п. 1 ст. 126 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ.

См. также:

  • Бухгалтерская отчетность изменилась
  • Кому нужно заполнять строку об обязательном аудите в балансе?
  • Как налоговики проверят вашу бухгалтерскую отчетность за 2019 год
  • [15.03.2021 запись] Бухгалтерская отчетность за 2020 в 1С

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

Карточка публикации

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Как всегда порадовало общение с понимающим проблемы бухгалтеров человеком. Спасибо!

Читайте также: