Государственная пошлина назначение механизм исчисления и уплаты пути совершенствования

Опубликовано: 21.09.2024

date image
2020-05-21 views image
70

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Можно выделить следующие пути совершенствования государственной пошлины.

Выше было показано, что существующие размеры судебных пошлин едва ли можно рассматривать как создающие сколь-либо серьезное препятствие для заинтересованных лиц (участников споров) в получении судебной защиты.

Напротив, по ряду категорий дел размер госпошлины совершенно неадекватен их сложности и длительности рассмотрения, в связи с чем госпошлина фактически не выполняет своего назначения - покрытия затрат на соответствующую публичную деятельность (в данном случае - суда) - и, по сути, является символической.

Целесообразным шагом в такой ситуации станет соразмерное повышение государственной пошлины, позволяющее улучшить финансирование судебной системы и «отсечь» целый массив очевидно надуманных исков. Мировой практике уже давно известен целый ряд методов смягчения возможных негативных последствий повышения государственной пошлины. Комплексный подход к повышению государственной пошлины позволяет осуществить такое повышение без ущерба для доступа к правосудию, а также без серьезного экономического бремени на граждан и бизнес.

Однако нельзя не учитывать по меньшей мере следующих обстоятельств.

Во-первых, реализация этой идеи объективно приведет к увеличению госпошлины, и, следовательно, последняя будет являться более значимым экономическим фактором (по сути - условием) для обращения в суд, чем в настоящее время. В особенности это имеет значение для граждан, а также некоммерческих организаций, фермерских хозяйств и т.п. Поэтому повышение не должно затронуть дел, связанных с защитой социальных прав граждан, а также споров граждан с органами власти. Следует дифференцированно подходить к искам физических лиц, с одной стороны, и искам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, с другой стороны. То есть разграничить бытовые и коммерческие иски.

Во-вторых, в этих условиях значимость возможности получения отсрочки (рассрочки) в уплате госпошлины существенно возрастает. В частности, необходимо сохранить, а при необходимости расширить льготы и рассрочки уплаты государственной пошлины для экономически слабых субъектов, рассмотреть возможность легализации «гонорара успеха», позволяющего фактически снять со сторон судебного спора бремя оплаты услуг судебного представителя за счет собственных средств, развития институтов инвестирования в судебные процессы и страхования на случай проигрыша дела и т.д.

Заявитель должен получить услугу с минимальными временными затратами, включая затраты на подготовку документов, регистрацию на порталах, обучение работе с новыми технологиями, посещение ведомств, ожидание в очереди, ожидание результата услуги, а также с минимальными финансовыми затратами, включая как затраты на оплату государственной пошлины.

Процедуры получения услуги должны быть насколько возможно формализованы, прежде всего, в части причин для отказа в предоставлении услуги. Все необходимые процедуры, требования к гражданину, критерии принятия решений должны быть установлены нормативно, а также дополнительно изложены на доступном для заявителя языке. Услуги должны пройти аудит и оптимизацию, направленные на сокращение требований к заявителям, их финансовых и временных расходов.

Заключение

Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Чтобы понять, что собой представляет государственная пошлина, стоит сначала проследить эволюцию правового регулирования и определить тенденции развития законодательства о государственной пошлине. Формально государственная пошлина в России ведет свою историю с момента проведения в СССР в 30-х годах XX столетия налоговой реформы. Однако ещё в Древней Руси были известны судебные пошлины. Основными прототипами современной государственной пошлины были крепостная пошлина и гербовый сбор.




Развитие института государственной пошлины в современный период связано с унификацией правого режима государственной пошлины, взимаемой за совершение разных видов государственной деятельности, что связано с его закреплением сначала в Законе РФ «О государственной пошлине» (1991 г.), а с 2004 года – в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В соответствии с ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственной пошлиной именуется сбор, который взимается с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Место государственной пошлины в системе налогов и сборов Российской Федерации в настоящее время определяют следующие нормы. Во-первых, ст. 13 НК РФ, относящая государственную пошлину к федеральным налогам и сборам, устанавливаемым НК РФ и обязательным к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ). Во-вторых, п. 1 ст. 333.16 НК РФ, который относит государственную пошлину к числу сборов.

Действующее законодательство не является совершенным, так как правоотношения в обществе усложняются, появляются новые объекты права и правовые институты. Так, существующие в настоящее время размеры государственной пошлины, взимаемые по делам, рассматриваемым всеми судами общей юрисдикции, установленные в ст. 333.19 НК РФ, на наш взгляд, не отвечают компенсационной и ограничительной функциям, так как носят скорее символический характер, поскольку не могут в полной мере достичь желаемых результатов.

Целесообразным шагом в такой ситуации станет соразмерное повышение государственной пошлины, позволяющее улучшить финансирование судебной системы и «отсечь» целый массив очевидно надуманных исков.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли, как в теоретическом аспекте, так и в практическом на примере ПО "Щигровское".
Задачами курсовой работы являются:
1) определение места государственной пошлины в налоговой системе РФ;
2) рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;
3) определение круга плательщиков государственной пошлины;
4) рассмотрение категорий льгот по уплате государственной пошлины;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1 ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ
Понятие, виды, плательщики, порядок и сроки уплаты государственной пошлины………………………………………….4
Размеры государственной пошлины и особенности уплаты……14
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ В СТРУКТУРЕ НАЛОГОВЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ
Практика взимания государственной пошлины с предприятий..19
Рекомендации по совершенствованию государственной пошлины……………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 глава.docx

- квитанция, выдаваемой плательщику банком;

- квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата[3].

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ иностранным организациям, не имеющим в Российской Федерации ни рублевых счетов, ни филиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, предоставлялось право уплачивать государственную пошлину через уполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютные и рублевые счета.

Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:

- в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

- если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Как и любой другой налог, государственная пошлина имеет льготы.

Льготы по государственной пошлине можно рассмотреть в Приложении 1.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ выделяются 5 групп льгот по уплате государственной пошлины:

1) льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций;

2) льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;

3) льготы при обращении в арбитражные суды;

4) льготы при обращении за совершением нотариальных действий;

5) льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций предоставляются федеральным органам государственной власти, государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, бюджетным учреждениям и организациям, полностью финансируемых из федерального бюджета - за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений; судам общей юрисдикции, арбитражным судам и мировым судьям - при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации; Центральному банку Российской Федерации - при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственным и муниципальным музеям, архивам, библиотекам и иным государственным и муниципальным хранилищам культурных ценностей - за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении; физическим лицам - авторам культурных ценностей - за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей; физическим лицам - участникам и инвалидам Великой Отечественной войны - по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также другим категориям граждан и организациям[1].

Основанием для предоставления льготы, предусмотренной является документ, выданный в установленном порядке.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; по искам о взыскании алиментов; по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением; по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод; при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов; стороны - при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака; физические лица - при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением; при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка а также прокуроры, вынужденные переселенцы и беженцы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и другие категории граждан и организаций.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями и по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы - инвалиды I и II группы;

В статьях 333.38 и 333.39 предусмотрены льготы за совершение нотариальных действий и за государственную регистрацию актов гражданского состояния. Перечень льгот является закрытым, судьи, мировые судьи и арбитражные суды не могут предоставить льготы физическим лицам и организациям не указанных в перечне.

1.2 Порядок определения размера государственной пошлины и особенности уплаты.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральным законом (НК РФ) и зависят от характера иска (заявления, жалобы) и цены иска.

Государственная пошлина может быть подразделена на виды, исходя из порядка ее расчета:

1. Простая государственная пошлина - размер государственной пошлины установлен в твердой денежной форме.

2. Пропорциональная государственная пошлина - размер государственной пошлины исчисляется в процентном отношении от какой-то суммы (как правило, цены иска).

3. Смешанная (комбинированная) государственная пошлина - сочетание в размере государственной пошлины твердой денежной суммы и процентов от какой-то суммы.

Существуют различные виды особенностей уплаты государственной пошлины, такие как : особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ, особенности уплаты государственной пошлины при совершении в отношении плательщика различных юридически значимых действий (нотариальные действия, регистрация актов гражданского состояния и др.)

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

– при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

–цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

– при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке: если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК; если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество - в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК;

– при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями ст. 333.19 НК;

– при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

– при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

– цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;

– при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;

– в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;

– в других случаях, предусмотренных статьей 333.22

За совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

– за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;

– при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;

– при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником;

– за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены настоящей главой. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном ст. 333.40 НК. По заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными;

– в других случаях, предусмотренных в ст. 333.25

При государственной регистрации актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами настоящего государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на основании заключения органа записи актов гражданского состояния государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подп. 5 п. 1 ст. 333.26 НК, независимо от количества записей актов гражданского состояния, в которые вносятся исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств;

2) за выдачу свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с переменой имени государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК, за каждое свидетельство.

За выдачу свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния государственная пошлина не уплачивается, если соответствующая запись акта гражданского состояния восстановлена на основании решения суда.

Существуют также другие особенности уплаты государственной пошлины: в случаях совершения действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации; совершения действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора; уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации[1] .

2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ В СТРУКТУРЕ НАЛОГОВЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ

2.1. Практика взимания государственной пошлины с предприятий

Рассмотрим взимание государственной пошлины на примере ПО "Щигровское".

Щигровское потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства путём объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной, бытовой, социальной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачами, которые являются:
1) рассмотрение понятия государственной пошлины;
2) отличие государственной пошлины от налогов;
3) рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;
4) определение круга плательщиков государственной пошлины;
6) представление видов ставок государственной пошлины;
7) рассмотрение порядка расчета и уплаты государственной пошлины.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические и экономические основы формирования государственной пошлины…………………………………………………………………………. 4
1.1 Теоретические основы формирования государственной пошлины.…….4
1.2 Экономические основы формирования государственной пошлины….…7
2. Механизм исчисления и уплаты государственной пошлины, пути совершенствования…………………………………………….. ….…………. 13
2.1 Механизм исчисления и уплаты государственной пошлины….……….13
2.2. Пути совершенствования, изменения на 2010г.………………………. 19
Заключение….……………………………………………………………………27
Библиографический список…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, надзорной или кассационной);

2) ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом судебное решение принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного решения;

3) при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;

6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих установленных законодательством документов.

Порядок уплаты государственной пошлины. При обращении за государственной регистрацией прав пошлина должна быть уплачена плательщиками до подачи заявления на совершение юридически значимого действия (ст. 333.17 НК РФ).

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка (либо органом федерального казначейства) о его исполнении.

Факт уплаты пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Если за совершением юридически значимого действия обратились одновременно несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (округление допускается до единиц рублей, т.е. если сумма пошлины 500 рублей, а плательщиков 3 физических лица, то заполняется три квитанции по 166, 167 и 167 рублей). Если, среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты госпошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от уплаты госпошлины (например, если за регистрацию права плательщиками являются 2 физических лица и муниципальное образование г.Омска, то заполняется 2 квитанции от физических лиц по 167 рублей каждая).

Уплата государственной пошлины должны быть произведена отдельно по каждому юридически значимому действию, за совершение которого обращается заявитель (заявители), и каждым плательщиком, т.е. каждый плательщик обязан предоставить самостоятельный документ, подтверждающий оплату пошлины по каждому действию, с четким указанием его вида.

Принимая документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, должностное лицо органа по регистрации прав, осуществляющее прием документов на регистрацию, должно осуществить следующие действия:

  • проверить, что подлинник документа об уплате пошлины представлен с приложением его копии, если плательщиком выступают юридические лица: если плательщик - физическое лицо, копия прилагается в случае, если лицо хочет получить оригинал квитанции после проведения регистрации, а также в случае уплаты госпошлины в большем размере, чем предусмотрено статьями НК РФ;
  • проверить соответствие представленного документа установленному образцу;
  • убедиться, что лицо (лица), обращающееся за государственной регистрацией прав указано в платежном документе в качестве плательщика пошлины;
  • проверить соответствие размера уплаченной пошлины установленному подпунктами 20-26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также наличие льгот по уплате госпошлины.

Подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, должен быть возвращен заявителю вместе с другими документами после государственной регистрации прав и должен содержать отметку "погашено", проставляемую специалистом отдела при приеме документов. Копия платежного документа помещается в дело правоустанавливающих документов.

2.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ С 2010 ГОДА

Сумма налогового дохода, получаемого государством от государственных пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении эффективности системы государственных пошлин. По мнению автора курсовой работы, существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:

1) Пересмотр размеров ставок государственных пошлин – наиболее сложный и трудоемкий путь, требующий материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование новых ставок;

2) Сокращение числа льгот по уплате государственных пошлин – наиболее оптимальное решение, по этому пути уже пошел законодатель, отменив большую часть льгот по уплате государственных пошлин за совершение нотариальных действий, что и было закреплено во второй части Налогового Кодекса.

В том случае, если оставить все без изменений систему государственных пошлин можно вообще отменить, так как в скором времени сумма от их поступлений не будет покрывать ни одну из расходных статей бюджета и на федеральном уровне возможно уже будет повторение ситуации в Нижегородской области, когда по прошествии года вместо налоговых доходов по статье «Государственная пошлина» областной бюджет понес расходы в размере 11 тыс. руб.

Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

Изменения на 2010г.

1. Увеличен размер госпошлины

Увеличение размера госпошлины коснулось почти всех ее видов. Повышенные тарифы действуют с 29.01.2010 (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ).

В среднем в два раза увеличен размер госпошлины, уплачиваемой по делам, которые рассматривают суды общей юрисдикции, арбитражные и мировые судьи (п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Утратил силу пп. 14 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, который предусматривал, что при подаче надзорных жалоб госпошлина уплачивалась только в случае, если дело не было обжаловано в кассационном порядке. Это означает, что теперь при подаче надзорной жалобы в суд общей юрисдикции госпошлина уплачивается независимо от того, обжаловалось дело в кассационном порядке или нет.

В связи с принятием Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлен новый вид пошлины. Данная пошлина уплачивается при обращении в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о присуждении такой компенсации. Для физических лиц ее размер составляет 200 руб., для организаций - 4000 руб. (п. 15 п. 1 ст. 333.19 и пп. 14 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Размер госпошлины за госрегистрацию актов гражданского состояния также увеличен в среднем в два раза (п. 1 ст. 333.26 НК РФ). Следует отметить, что госпошлина за регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, осталась прежней - 200 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.26 НК РФ).

Более чем в два раза увеличена госпошлина за совершение действий, связанных с приобретением или выходом из гражданства, въездом в Россию или выездом из нее (п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Отметим, что госпошлина за выдачу загранпаспорта старого образца теперь составляет 1000 руб., а за загранпаспорт нового поколения придется заплатить 2500 руб. (пп. 1, 2 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Значительно изменилась ст. 333.30 НК РФ, которая устанавливает размер госпошлины за регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы. Согласно новой редакции данной статьи более чем в два раза увеличена госпошлина за госрегистрацию программы для ЭВМ (пп. 1 п. 1 ст. 333.30 НК РФ). Что касается договора об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу, за его регистрацию придется заплатить в четыре с лишним раза больше, чем было раньше, - 3000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 333.30 НК РФ).

Самые кардинальные изменения внесены в ст. 333.33 НК РФ. Законодатель объединил в данной статье сборы, которые ранее были установлены различными нормативными актами. Так, например, новый пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ устанавливает размеры госпошлин за выдачу лицензий на осуществление производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ранее подобные сборы были установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 114-ФЗ, который прекратил свое действие с момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ (п. 5 ст. 27). Новая редакция п. 1 ст. 333.33 предусматривает размеры госпошлин для 126 различных юридически значимых действий. Так, например, установлены размеры для новых госпошлин:

- за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций - 4000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за выдачу свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, - 2000 руб. (пп. 9 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за выдачу свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - 2000 руб. (пп. 10 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за совершение уполномоченным органом действий, связанных с регистрацией пенсионных и страховых правил негосударственных пенсионных фондов, - 2000 руб. (пп. 54 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за выдачу свидетельства об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений - 1000 руб. (пп. 76 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за выдачу разрешения на проведение всероссийских лотерей - 6000 руб. (пп. 113 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за выдачу разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах - 2000 руб. (пп. 114 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за выдачу разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений - 2000 руб. (пп. 115 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - 2000 руб. (пп. 116 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - 2000 руб. (пп. 117 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - 2000 руб. (пп. 118 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Размеры госпошлин, которые и ранее были предусмотрены данной статьей, в среднем увеличены в два раза. Отметим, что самое значительное повышение коснулось следующих обязательных платежей: за выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения - 500 руб. (увеличение в 10 раз согласно пп. 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), за проставление апостиля - 1500 руб. за каждый документ (увеличение в 5 раз согласно пп. 48 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) и за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях юридических лиц - 50 000 руб. (увеличение в 5 раз согласно пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

2. Выдача копий документов не признается юридически значимым действием, за которое взимается госпошлина

Госпошлина за выдачу копий документов не уплачивается, так как отныне это не приравнивается к юридически значимым действиям (изменения в п. 1 ст. 333.16, пп. 4 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). Также поправки внесены в п. 1 ст. 333.33 НК РФ, новая редакция которого не предусматривает взимание госпошлины за выдачу копий каких-либо документов. Ранее подобные юридически значимые действия были указаны в пп. 45, 68.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. При этом пп. 10 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, устанавливающий госпошлину за повторную выдачу копий решений, приговоров, судебных приказов и других актов судов общей юрисдикции и мировых судей, копий других документов из дела, а также пп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, устанавливающий госпошлину за аналогичные юридически значимые действия арбитражных судов, применяются до 1 января 2013 г. (п. 4 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ). Однако эти изменения не означают, что копии документов теперь будут выдаваться уполномоченными органами бесплатно. Например, в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что за выдачу копий договоров взимается плата.

3. Перечень документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, устанавливается федеральными законами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является раскрытие сущности государственной пошлины и изменения налогового законодательства по данному сбору.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1) определить назначение государственной пошлины;
2) охарактеризовать виды государственной пошлины;
3) изучить нормативно-правовую базу государственной пошлины;
4) раскрыть механизм исчисления и уплаты государственной пошлины;
5) привести основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины;
6) рассмотреть совершенствование законодательства о государственной пошлине

Файлы: 1 файл

Введение.docx

Государство является особым субъектом права, обладающим некоторыми исключительными правами. В частности государство в лице его органов, наделенных специальной компетенцией, может регулировать общественные отношения, возникающие в процессе взаимоотношений хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, государственную регистрацию, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния и др.

В ходе многочисленных правовых, хозяйственных, имущественных, денежных и иных отношений определяются права и ответственность различных сторон. Рассмотрением этих дел заняты органы государственной власти и управления, а также их центральные и местные учреждения. Это большое число административных, судебных и других органов, которые в рамках предоставленных им полномочий фиксируют, утверждают и заверяют всевозможные права и документы, рассматривают различные акты гражданского состояния, спорные вопросы, выносят по им решения и т.д. Оформление этих дел производится за плату, которая затем поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что современные рыночные отношения требуют все большего внимания со стороны государства, поэтому изменения в правовой системе привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе.

Основной целью курсовой работы является раскрытие сущности государственной пошлины и изменения налогового законодательства по данному сбору.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1) определить назначение государственной пошлины;

2) охарактеризовать виды государственной пошлины;

3) изучить нормативно-правовую базу государственной пошлины;

4) раскрыть механизм исчисления и уплаты государственной пошлины;

5) привести основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины;

6) рассмотреть совершенствование законодательства о государственной пошлине
Данная работа состоит из двух частей. В первой части рассматривается теоретические основы формирования и экономические основы уплаты государственной пошлины, а также совершенствование налогового законодательства по государственной пошлине. Вторая часть посвящена практическому выполнению задания.

Источниками, используемыми в процессе достижения поставленной цели, являются законодательные акты и нормативные документы, регулирующие порядок расчетов по государственной пошлине, а также книги и статьи ведущих российских ученых-экономистов, специалистов по налогообложению.

1. Теоретические основы формирования государственной пошлины.

1.1 Понятие государственной пошлины, её назначение

Налоговые платежи, к числу которых относится и государственная пошлина, имеют место тогда, когда необходима государственная монополия на определенные виды деятельности. Согласно п.2 ст.8 Налогового кодекса РФ государственная пошлина является сбором, поскольку представляет собой обязательный сбор, взимаемый за совершаемые действия. Её отличие от налогов состоит в том, что государство взимает пошлину с физических лиц и организаций как компенсацию за оказание им конкретных услуг.

Ряд ранее действовавших налогов и налоговых платежей вошли в состав государственной пошлины – это налог на операции с ценными бумагами, налог на рекламу, сбор за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, сбор за право вывоза культурных ценностей и многие другие 1 .

К плательщикам государственной пошлины относятся организации и физические лица в случае, если они:

- обращаются за совершением юридически значимых действий;

- выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями.

Согласно главе 25.3 Налогового кодекса РФ объектом обложения признается факт осуществления (совершения, предоставления):

  1. услуг судебных учреждений;
  2. нотариальных действий;
  3. действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния;
  4. действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства;
  5. официальной регистрации программ для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;
  6. действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
  7. государственной регистрации юридического или физического лица, государственной регистрации выпуска ценных бумаг, средств массовой информации;
  8. права вывоза (временного ввоза) культурных ценностей;
  9. прочих юридически значимых действий.

Таким образом, государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам за совершением юридически значимых действий. К юридически значимым действиям приравнивается выдача документов (их копий, дубликатов). Исключение составляют действия, совершаемые консульскими учреждениями Российской Федерации.

Государственная пошлина имеет регулирующее значение, так как выступает в качестве инструмента управления спросом на юридически значимые действия. Вместе с тем, как и налоги, она носит обязательный характер и имеет фискальное значение, так как обеспечивает государству определенный доход.

1.2 Виды государственной пошлины

Существует множество видов государственной пошлины, регламентированные гл.25.3 Налогового кодекса РФ. Разнообразие видов характеризуется тем, что они отличаются:

- органами, которые оказывают юридически значимые действия;

- бюджетами, в которые идут зачисления государственных пошлин;

В таблице 1 обозначены виды государственных пошлин с учетом выявленных отличий:

Таблица 1 – Виды государственной пошлины

1.3 Нормативно-правовое регулирование государственной пошлины

В ходе проведения налоговой реформы законодатель пересмотрел нормативные правовые акты, определяющие место государственной пошлины в системе налогов и сборов Российской Федерации и регулирующие порядок ее уплаты. В результате в Налоговый кодекс РФ была включена отдельная глава, посвященная государственной пошлине, что, несомненно, указывает на начало нового этапа правового регулирования государственной пошлины, который требует глубокого теоретического осмысления.

Ранее правовое регулирование порядка взимания государственной пошлины осуществлялось Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине". В ст. 1 этого Закона государственная пошлина определялась как обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Раскрытие понятия государственной пошлины через понятие платеж не отражало правовой сущности рассматриваемой категории, но соответствовало закрепленному в законодательстве того времени подходу к определению налоговой системы в целом. Легальное понятие налоговой системы сводилось к совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). При этом все указанные платежи именовались налогами. Как видно, в законодательстве не было установлено критериев, посредством которых возможно провести разграничение понятий налог, сбор и пошлина. В 2000 г. в Российской Федерации была принята вторая часть Налогового Кодекса, вступившая в силу с 1 января 2001 года. Впервые государственная пошлина нашла свое отражение в Законе, а не подзаконных актах или актах министерств и ведомств. На данный момент произошли изменения в законодательстве, был принят ряд Федеральных законов, изменяющих многие статьи гл.25.3 Налогового Кодекса. Более подробное рассмотрение данных законов осуществляется ниже.

Подводя итог по данной главе, хочется обобщить изученную информацию выводом: государственная пошлина является федеральным налогом, устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей территории РФ.

2. Экономические основы уплаты государственной пошлины.
2.1 Механизм исчисления и уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины регулируется ст.333.18 Налогового кодекса РФ (таблица 2):

Таблица 2- Сроки уплаты государственной пошлины

Случай уплаты Срок уплаты
1 2
Обращение в Конституционный суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, в том числе апелляционной, кассационной или надзорной
Обращение за проставлением апостиля До проставления апостиля
Обращение за совершением нотариальных действий До совершения нотариальных действий
Обращение за выдачей документов (их копий, дубликатов) До выдачи документов (их копий, дубликатов)
Плательщик выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в его пользу В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда
В других случаях До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме, что подтверждается соответствующими документами, и в равных долях, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные НК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины установлены в Законе РФ "О государственной пошлине". Кроме того, для отдельных категорий плательщиков льготы могут устанавливаться органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Региональные льготы не могут касаться пошлин по делам, рассматриваемым органами правосудия.

Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25 3 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от ее уплаты. В случае принятия судом решения в пользу истца он освобождается от уплаты государственной пошлины.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Государственная пошлина представляет собой единственный элемент системы налогов и сборов, «переживший» переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. В целях упрощения системы налогов и неналоговых изъятий средств в бюджет в 30-х гг. ХХ столетия в СССР проводилась налоговая реформа. Одним из новшеств стало установление единой государственной пошлины, соединившей в себе существовавшие ранее нотариальные сборы, судебные пошлины, сборы за удостоверение договоров, сбор с обращений в правительственные учреждения и к должностным лицам, сбор (плату) за регистрацию актов гражданского состояния и некоторые др. От взимания большинства других сборов и пошлин, таких, например, как гербовый сбор, канцелярский сбор, сбор за торговую регистрацию, государственный сбор за обязательную последующую регистрацию сделок, сбор за пробирные операции и анализ металлов, отказались.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
Теоретические аспекты формирования государственной пошлины4
Понятие государственной пошлины и принципы ей формирования4
Плательщики, порядок и сроки уплаты государственной пошлины9
Льготы по государственной пошлине, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины16
Размеры государственной пошлины21
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах21
Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий и государственную регистрацию актов гражданского состояния26
Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины32
Развитие форм налогового администрирования государственной пошлины32
Преобразование государственной пошлины37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ43

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги курсовая Тема 8.docx

  1. Теоретические аспекты формирования государственной пошлины4
    1. Понятие государственной пошлины и принципы ей формирования4
    2. Плательщики, порядок и сроки уплаты государственной пошлины9
    3. Льготы по государственной пошлине, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины16
  2. Размеры государственной пошлины21
    1. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах21
    2. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий и государственную регистрацию актов гражданского состояния26
  3. Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины32
    1. Развитие форм налогового администрирования государственной пошлины32
    2. Преобразование государственной пошлины37

ВВЕДЕНИЕ

Государственная пошлина представляет собой единственный элемент системы налогов и сборов, «переживший» переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. В целях упрощения системы налогов и неналоговых изъятий средств в бюджет в 30-х гг. ХХ столетия в СССР проводилась налоговая реформа. Одним из новшеств стало установление единой государственной пошлины, соединившей в себе существовавшие ранее нотариальные сборы, судебные пошлины, сборы за удостоверение договоров, сбор с обращений в правительственные учреждения и к должностным лицам, сбор (плату) за регистрацию актов гражданского состояния и некоторые др. От взимания большинства других сборов и пошлин, таких, например, как гербовый сбор, канцелярский сбор, сбор за торговую регистрацию, государственный сбор за обязательную последующую регистрацию сделок, сбор за пробирные операции и анализ металлов, отказались.

Содержание государственной пошлины до настоящего времени осталось практически неизменным, менялся лишь механизм ее взимания, подстраиваясь под требования существующей действительности

Государственная пошлина никогда не являлась значительным источником доходов бюджетов различных уровней: ни при ее введении, ни сейчас. Однако спектр юридически значимых действий, за совершение которых взималась государственная пошлина, всегда был достаточно широк, в силу чего частные лица нередко сталкивались и сталкиваются с необходимостью ее уплаты. Проведение экономических реформ, направленных на создание рыночных механизмов хозяйствования, привело, с одной стороны, к увеличению числа плательщиков государственной пошлины, с другой - к расширению перечня юридически значимых действий, подлежащих оплате. [5]

1 Теоретические аспекты формирования государственной пошлины

1.1 Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования

Государство обладает некоторыми исключительными правами. В частности, государство в лице его органов, наделенных специальными полномочиями, может регулировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, осуществление государственной регистрации, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния, и т.д. Оформление таких дел проводится за плату, которая потом поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действии, предусмотренных налоговым законодательством. [3]

Ранее законодательно определение понятия государственной пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине», согласно которой под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины – это не просто платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку государственная пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам - это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется добровольный характер уплаты государственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины.

Четкого критерия отграничения государственной пошлины от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина - за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель.

Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

В СССР разграничение понятий пошлины и сбора проводилось в зависимости от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если они поступали в бюджет независимо от того, кому они непосредственно уплачивались (так называемые фискальные таксы), то такие платежи называли пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, которой и уплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж называли сбором. В российском законодательстве 1991-1998 годов сбором в основном, называют платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и т.п.). К пошлинам относятся средства, уплачиваемые за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению и т.п.). Кроме того, пошлины взимаются за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к административным (например, за пользование улицей для проведения киносъемок, если это требует специальных мероприятий государственных органов - ограничение движения и т.п.) [2].

Особое внимание к институту государственной пошлины проявилось в конце 70-х годов, когда Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 29 июня 1979г, регулирующий порядок взимания госпошлины. С этого времени институт госпошлины совершенствовался и модернизировался. Серьезные изменения по ставкам государственной пошлины были внесены 25 октября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР. «На основании этого документа уменьшилась государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию в отношении пережившего супруга, родителей или совершеннолетних детей, увеличен размер госпошлины за удостоверение договоров отчуждения (дарения, купли-продажи, мены) жилых домов, увеличены размеры госпошлин за удостоверение доверенностей, отменена госпошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство (как по закону, так и по завещанию) на жилой дом, пай в ЖСК, если наследники проживали совместно с наследодателем, на денежные вклады в отделениях Сбербанка СССР, страховые суммы и т.д.».

В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 № 2005-1 «О государственной пошлине». В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

В соответствии с этим Законом под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Таким образом, сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.

Нормы, регулирующие порядок взимания государственной пошлины, также содержались и содержатся и в других законодательных актах: в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, РФ; Основах законодательства РФ о нотариате, Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде РФ»; Арбитражном процессуальном кодексе, и других законодательных актах. Государственная налоговая служба РФ по согласованию с Министерством финансов РФ издала инструкцию по применению Закона РФ «О государственной пошлине». В соответствии со ст. 25 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» этот документ носил методический характер и не содержит новой правовой нормы (т. е. не является источником права). Разъяснения положений законодательства о государственной пошлине содержались в письмах Госналогслужбы РФ от 30.08.96 № 08-3-10, Министерства финансов РФ от 27.11.96 № 04-04-10, Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.96 № 2 и др.

Но Закон РФ «О государственной пошлине» долгое время являлся основным нормативным актом, регулирующим этот вопрос, поскольку в нем были закреплены элементы государственной пошлины: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

Понятие государственной пошлины дается в и. 1 ст. 333 НК РФ: сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333 Кодекса (организации, физические лица), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

В соответствии с п. 2 ст. 333 указанные в п. 1 этой статьи органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25, иные платежи, за исключением государственной пошлины. Для полного анализа понятия государственной пошлины необходимо обратиться к положениям ст. 8 НК РФ.

Согласно п. 2 этой статьи под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно, признаками государственной пошлины являются обязательность, возмездность (уплата государственной пошлины является одним из условий совершения юридически значимых действий) и поступление в федеральный бюджет (эта пошлина является государственной).

В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

2) в нотариальные органы;

3) в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;

4) в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства РФ, выходом из гражданства РФ, с въездом в РФ и выездом из Российской Федерации;

5) в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;

6) в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;

7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам.[8]

1.2 Плательщики, порядок и сроки уплаты государственной пошлины

К плательщикам государственной пошлины относятся организации и физические лица в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями.
  • Юридически значимые действия, облагаемые государственной пошлиной:
  • обращение в суды общей юрисдикции;
  • обращение в арбитражные суды;
  • обращение к нотариусу;
  • государственная регистрация организаций и оформление иных юридических действий.

Читайте также: