Налог фсзн в рб

Опубликовано: 21.09.2024

Здесь представлена информация о размере обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2020 год подлежащих уплате в 2021 году

Размер обязательных страховых взносов в ФСЗН составляет:

  • 1584,39 бел.руб. – для индивидуальный предпринимателей;
  • 1312,78 бел.руб. – для самозанятых, ремесленников, владельцев агроусадеб.

Справочно:

Самозанятые, ремесленники и владельцы агроусадеб не обязаны уплачивать взносы в ФСЗН, но могут это делать по собственному желанию Самозанятый, желающий уплачивать взносы, должен обратиться в отдел ФСЗН по месту жительства для постановки на учёт. . В этом случае период их деятельности будет включатся в стаж для начисления пенсии. [∗] – статья 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 "О пенсионном обеспечении"
– подпункт 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2018 № 500 "О государственном социальном страховании"

Указанные суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН являются минимальными. Плательщик взносов сам определяет размер своего дохода за год, с которого он будет уплачивать взнос. Однако такой размер не должен быть меньше суммы минимальных заработных плат за год. Например, ИП обязан уплатить в ФСЗН взнос в размере не меньше 35% от суммы минимальных зарплат за год: ( 375 Январь 2020 + 375 Февраль 2020 + 375 Март 2020 + 375 Апрель 2020 + 375 Май 2020 + 375 Июнь 2020 + 375 Июль 2020 + 375 Август 2020 + 375 Сентябрь 2020 + 375 Октябрь 2020 + 388,42 Ноябрь 2020 + 388,42 Декабрь 2020 ) × 35 ⁄ 100 = 1584,39 руб. Для самозанятых, ремесленников, владельцев агроусадеб процентная ставка взносов в ФСЗН составляет 29 %, а для ИП - 35 %. [∗] статья 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"

Обратите внимание, что указанная выше сумма будет меньше, если в прошлом году есть периоды неосуществления деятельности. [∗] пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 Рассчитать в этом случае размер взноса в ФСЗН можно с помощью калькулятора, размещенного на сайте ФСЗН. В то же время если взносы в ФСЗН меньше их минимального рамера, то в стаж для зачисления пенсии будет засчитан не весь период, а только его пропорциональная уплаченной сумме часть. [∗] статья 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 "О пенсионном обеспечении".

Взносы в ФСЗН за 2020 год должны быть уплачены не позже 1 марта 2021 года. [∗] пункты 7 и 8 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40

Оплатить взносы в ФСЗН можно в банке или через ЕРИП ФСЗН → Ваш город или область → Отдел ФСЗН вашего района → Взносы в ФСЗН физ.лиц за себя в интернет-банкинге.

Плательщики взносов в ФСЗН обязаны предоставлять в органы ФСЗН отчетность по форме ПУ-3. В этом документе указываются периоды осуществления деятельности и сумма уплаченных взносов. [∗] пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40

Процентная ставка обязательных страховых взносов для ИП (35%) состоит из: [∗] статья 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"

  • взносов по социальному страхованию Страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц родителю, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи в размере 6 %;
  • взносов по пенсионному страхованию Страхование на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца в размере 29 %.

Кроме индивидуальных предпринимателей взнос в ФСЗН в указанном размере должны оплатить и другие лица, уплачивающие взносы самостоятельно – ремесленники;
– владельцы агроусадеб;
– самозанятые граждане;
– граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц;
– граждане, работающие за пределами Беларуси;
– нотариусы и адвокаты;
– творческие работники;
– граждане, работающие в представительствах международных организаций в Беларуси, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Беларуси. , в том числе числе в добровольном порядке. [∗] – статьи 1 и 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"
– пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 4

Страховые взносы в ФСЗН – это регулярно уплачиваемые, обязательные отчисления от заработной платы и иных подобных доходов. Из сумм этих взносов финансируются пенсии, больничные листы и другие социальные выплаты. Порядок начисления и уплаты страховых взносов регулируется действующим законодательством Республики Беларусь. В частности такой порядок прописан в Законе Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 года. В этом же документе даны основные определения, обозначен перечень лиц имеющих непосредственное отношение к действию Закона, прописаны их обязанности и ответственность за неисполнение Закона. Также информацию об обязательных страховых взносах можно найти на сайте Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь www.ssf.gov.by .

Обязанность уплачивать страховые взносы возлагается на:

  • Работодателей;
  • Наемных работников;
  • Физических лиц самостоятельно уплачивающих взносы;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

В качестве работодателей в Законе рассматриваются:

  • Юридические лица всех организационных форм, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и физические лица, заключающие с наемными работниками трудовые и гражданско-правовые договора;
  • Организации, предоставляющие работу на основании членства в них.

В законодательстве существует понятие обязательных страховых взносов. Это их минимальная величина, рассчитываемая как процент от доходов. Кроме того, существует и «абсолютный минимум» взносов, который вычисляется по общему принципу от величины минимальной зарплаты. Максимальное ограничение также существует: до 01.01.2015 применялась четырехкратная величина средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в Фонд; с 01.01.2015 установлена пятикратная величина средней зарплаты.

Некоторые виды доходов не являются источником выплаты взносов в ФСЗН. Их список утвержден Постановлением №115 Совета министров Республики Беларусь от 25.01.1999 года с последующими дополнениями и изменениями.

Обязательные страховые взносы по своему назначению делятся на:

  • Взносы на пенсионное страхование – 29%;
  • Взносы на социальное страхование – 6%.

Размер обязательных пенсионных взносов определяется законодательно и имеет разную величину в зависимости от категории предприятия. В настоящий момент такие отчисления составляют:

  • Для работодателей производящих сельскохозяйственную продукцию, если ее доля составляет более половины общего объема производства – 25% от начисленной заработной платы;
  • Для объединений инвалидов, садовых товариществ, потребительских кооперативов и приравненных к ним организаций – 5%;
  • Для всех работодателей, не включенных в две вышеприведенные категории – 28%;
  • Для наемных работников – 1% вне зависимости от категории работодателя.

На практике взносы наемных работников удерживаются из суммы заработной платы, и уплачиваются вместе со взносами удерживаемыми с работодателей

Платежи по пенсионному страхованию не начисляются на зарплату работников инвалидов I и II групп.

Обязательные страховые взносы на социальное страхование составляют 6% от начисленной зарплаты. Их уплата полностью ложится на работодателей вне зависимости от рода деятельности, организационной формы и прочих обстоятельств.

Отдельного упоминания заслуживает система регулирования величины обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей.

Для ИП расчет таких платежей следует производить по общей системе от величины минимальной зарплаты по стране. За 2019 год размер взноса за 12 месяцев составил 1 386‬ рублей. Нетрудно посчитать, что эта величина получается от сложения 35%-х отчислений (29% – пенсионное и 6% – социальное страхование) от сумм минимальных зарплат в соответствующие месяцы. Предприниматель вправе самостоятельно увеличить размер выплат. Благодаря этому должны вырасти будущие пенсионные платежи. Однако, в отсутствие системы накопительных пенсий, мало кто соглашается платить сверх необходимого.

Сроки уплаты взносов по обязательному страхованию также регулируются на законодательном уровне:

  • При работе по трудовым договорам сроком уплаты взносов является дата выплаты заработной платы;
  • При работе по гражданско-правовым договорам – момент выплаты вознаграждения по ним. Но не позднее дня выплаты зарплаты за прошедший месяц.
  • Небольшим коммерческим организациям (со среднесписочной численность до 100 человек) позволяется платить взносы раз в квартал, не позже установленной даты выплаты зарплаты за последний месяц квартала;
  • При назначении пенсии работодатель уплачивает взносы в течение 5 дней со дня подачи работником соответствующего заявления;
  • Для индивидуальных предпринимателей сроком обязательной оплаты взносов назначено 1 марта года, следующего за отчетным.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 февраля 1996 г. № 138-XІІІ

Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

(в ред. Законов Республики Беларусь от 28.07.2003 N 232-З, от 16.05.2006 N 110-З, от 19.07.2006 N 155-З, от 06.01.2009 N 6-З, от 30.12.2011 N 334-З, от 14.07.2014 N 186-З, от 09.01.2017 №14-З)

Статья 1. Плательщики обязательных страховых взносов

Плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) являются:

  • работодатели – юридические лица, их представительства и филиалы, выделенные на самостоятельный баланс; представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь; индивидуальные предприниматели, нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальных бюро, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор); физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам;
  • работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя;
  • физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, – индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы и адвокаты независимо от организационной формы осуществления нотариальной и адвокатской деятельности, творческие работники, физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, а также граждане, работающие за пределами Республики Беларусь;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах), уплачивающее обязательные страховые взносы за неработающих инвалидов, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – ежемесячная страховая выплата); за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – доплата до среднемесячного заработка); за лиц, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – страховое пособие по временной нетрудоспособности).

Статья 2. Объект для начисления обязательных страховых взносов

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются:

  • для работодателей и работающих граждан – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, – определяемый ими доход, но не менее суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством;
  • для Белгосстраха в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, – минимальная заработная плата, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, – начисленные указанные доплата или пособие.

Статья 3. Размеры обязательных страховых взносов

Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

  • для работодателей – 28 процентов;
  • для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, – 24 процента;
  • для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров – 5 процентов;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29 процентов;
  • для работающих граждан – 1 процент.

Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов.

Уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда в размерах, установленных частями первой и второй настоящей статьи, производится плательщиками единым платежом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании.

Статья 4. Освобождение от уплаты обязательных страховых взносов

От уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

  • 3085 1
  • 10 мая 2021, 07:13
  • Беларусьэкономикаденьгисоциальноеважно знать
Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии?

На выплату пенсий в бюджете Фонда соцзащиты в нынешнем году запланировано около 15 миллиардов рублей — на 10% больше, чем в 2020-м. При этом в Минтруда констатировали, что уже сейчас пенсионные взносы нанимателей и работников не покрывают расходы на выплату пенсий, и фонду приходится покрывать эту недостачу на счет субвенций из республиканского бюджета. FINANCE.TUT.BY собрал ответы на вопросы о том, откуда Фонд соцзащиты берет деньги, где хранит их и на что тратит, а также изучил, какие проблемы, по мнению экспертов и чиновников, стоят перед фондом.

Откуда Фонд соцзащиты берет деньги на пенсии и пособия и о каких суммах речь

Доходы ФСЗН можно разделить на три основные части:

  • взносы,
  • неналоговые поступления (это в том числе штрафы, а также проценты банков за пользование деньгами фонда);
  • так называемые вливания — то есть безвозмездные поступления.

Итак, главный источник дохода для фонда — это взносы на государственное соцстрахование (91,4% от всех поступлений в бюджет фонда в 2020 году). В прошлом году общая сумма доходов фонда составила чуть больше 17,6 миллиарда рублей. На взносы пришлось около 16,091 миллиарда рублей.

— Страховые взносы являются основным источником финансирования пенсий и пособий в стране. Размер страховых взносов позволяет обеспечить обязательства государства по этим платежам, — подчеркивают в Фонде соцзащиты.

Справка FINANCE.TUT.BY. А какие размеры взносов в ФСЗН? Белорусы, работающие по найму, платят обязательные страховые взносы по следующей схеме: 1% отчисляется из зарплаты работающих, еще 34% доплачивает наниматель. В общей сумме получается 35% зарплаты в месяц. У некоторых есть льготы по обязательным страховым взносам: например, компании, входящие в ПВТ или индустриальный парк «Великий камень», уплачивают взносы исходя не из фактического размера зарплаты, а из размера средней зарплаты по стране.

ИП платят обязательные страховые взносы самостоятельно в размере не меньше чем 35% от минимальной зарплаты. За прошлый год минимальный взнос составил 1584,4 рубля. Но если ипэшник осуществлял деятельность не весь год, а, скажем, шесть месяцев, то он имеет право заплатить минимальные взносы только за эти шесть месяцев.

Самозанятые (те, кто может работать без регистрации ИП) и ремесленники платят страховые взносы по желанию. Если такое желание есть, то размер взносов должен быть не меньше чем от минимальной зарплаты по стране.

Наконец, в Беларуси существует еще и профессиональное пенсионное страхование. Профессиональную пенсию назначают тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда. Система профессионального пенсионного страхования начала действовать с 1 января 2009 года, накопление там осуществляется за счет специальных взносов работодателей (недавно эти взносы увеличили).

Помимо взносов на соцстрахование, у фонда есть неналоговые доходы, на которые приходится незначительная часть поступлений — около 1,4%, или 239,4 миллиона рублей в 2020 году. В эту сумму входят среди прочего доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования, штрафы за нарушение законодательства о социальном страховании, добровольные взносы физических и юридических лиц. В ФСЗН не стали пояснять, что именно подразумевается под добровольными взносами. Вероятно, к этой сумме могут относиться взносы самозанятых и ремесленников, у которых есть право делать их по желанию.

Сколько денег «вливают» в ФСЗН и на что их тратят

И, наконец, третья крупная статья доходов фонда — поступления из республиканского бюджета. К примеру, в прошлом году они составили 1 миллиард 276 миллионов рублей. Основная часть этой суммы, 891 миллион рублей, пришлась на субвенции на выплату некоторых видов пенсий и пособий, которые по закону должны выплачиваться из республиканского бюджета. Это, например, пенсии госслужащим, пенсии военнослужащим, пособия по уходу за ребенком.

— Республиканским бюджетом данные расходы возмещаются бюджету фонда в полном объеме. Применяемый механизм финансирования из бюджета фонда данных выплат с последующей компенсацией из республиканского бюджета является оптимальным по части администрирования указанных социальных выплат как непосредственно для гражданина, так и для государственных органов, — объясняют эту схему в Фонде соцзащиты.

Но сколько точно средств из республиканского бюджета поступает конкретно на выплату трудовых пенсий, а сколько, к примеру, на пособия по уходу, в ФСЗН не сообщают.

Вместе с тем в фонде отмечают, что «при недостаточности средств бюджета фонда для своевременной и в полном объеме выплаты трудовых пенсий и пособий законодательными актами предусматриваются дополнительные средства из республиканского бюджета в виде субвенций». То есть речь про дополнительные субвенции при необходимости.

Напомним, еще в конце 2018 года Александр Лукашенко заявил, что «за шесть лет дефицит Фонда социальной защиты населения вырос в 9 раз. И недостаток средств в фонде стабильно примерно 10%». Изменилась ли с тех пор ситуация, и если да, то как, в ФСЗН не рассказывают.

Любопытно соотношение расходов и доходов областных фондов ФСЗН. К примеру, в 2020 году дефицит бюджета в Гомельском областном управлении фонда составил 591,5 миллиона рублей.

На что Фонд соцзащиты тратит деньги и сколько

Самая серьезная статья — это выплата всех видов пенсий: трудовых, социальных, госслужащим, военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, за особые заслуги перед республикой, а также отдельные виды доплат. К примеру, в прошлом году на это ушло три четверти всех расходов (76,8%), или почти 13,4 миллиарда рублей. Для сравнения: общая сумма расходов Фонда соцзащиты в прошлом году составила 17 миллиардов 392,5 миллиона рублей.

Также у фонда есть и другие пенсионные расходы: выплата профессиональных пенсий (6,8 миллиона рублей) и выплата пенсий и пособий тем, кто выехал за границу или прибыл в Беларусь (114,1 миллиона рублей).

Еще 21,9% уходят на выплату больничных, пособий на детей, по уходу за инвалидом I группы или человеком старше 80 лет, пособий на погребение. В прошлом году общая сумма составила около 3,8 миллиарда рублей.

В Фонде соцзащиты не предоставляют подробную информацию о том, какие суммы уходят на конкретные виды пенсий и пособий. Там отмечают, что «указанные расходы включают расходы по выплате пенсий и пособий, финансируемые из бюджета фонда, которые по законодательству должны финансироваться из республиканского бюджета».

Какие еще расходы у фонда:

  • на специализированные учебно-спортивные учреждения профсоюзов;
  • на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  • на мероприятия по обеспечению занятости (среди прочего — переобучение безработных, помощь им открыть ИП или заняться ремесленничеством или агроэкотуризмом);
  • матпомощь нуждающимся нетрудоспособным;
  • иные расходы по законодательству о государственном соцстраховании.

К примеру, почему пособия по уходу, мероприятия по обеспечению занятости и оздоровление финансируются именно из бюджета страны, в Фонде соцзащиты объясняют так:

— Цель — оптимизация расходов бюджета фонда, направленных на усиление страховых принципов бюджета фонда и исключение из направлений финансирования бюджета фонда расходов, не обусловленных уплатой обязательных страховых взносов.

Из дополнительных расходов, которые возникли в 2020 году, — субсидии предприятиям по «коронавирусному» указу (на это ушло 3,2 миллиона рублей). Напомним, наниматели могли получить субсидии для доплаты до минимальной зарплаты своим работникам при вынужденной неполной занятости или объявления простоя с 1 мая по 31 июля, а также уплаты взносов в ФСЗН.

Где и как хранятся деньги, которые перечисляют белорусы в Фонд соцзащиты

— Средства государственного социального страхования аккумулируются в бюджете фонда, не подлежат изъятию и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов, — комментируют в Фонде соцзащиты.

В ФСЗН напоминают, что пенсионная система у нас в стране солидарная: пенсии нынешним пенсионерам выплачиваются за счет взносов работающих. Соответственно, «в бюджете фонда средства на пенсионное страхование не накапливаются, а направляются на текущее финансирование пенсий».

— Таким образом, работающие граждане участвуют в формировании источника выплат пенсионерам, то есть чем выше уровень дохода работающих граждан, из которого уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, тем значительнее формируется доходная часть бюджета фонда и появляется возможность осуществлять финансирование расходных обязательств бюджета фонда на более высоком уровне, — отмечают в Фонде соцзащиты.

Но, напомним, часть доходов ФСЗН, — проценты банков за пользование деньгами государственного социального страхования и от размещения средств профессионального пенсионного страхования. В 2019 году в КГК сообщали про сокращение этой статьи доходов в 2018-м. Причина — уменьшение размера процентной ставки по договорам и сокращение ставки рефинансирования Нацбанка. То есть из этой информации можно сделать вывод, что процентная ставка привязана к ставке рефинансирования. И речь идет, с большой вероятностью, про госбанки. Однако в ФСЗН не стали более подробно рассказывать про эту статью доходов.

У работающего белоруса есть лицевой счет. На нем хранятся «пенсионные» деньги конкретного работника?

Если коротко, то нет.

С 2003 года в Беларуси существует персонифицированный учет по личному страховому номеру. Опять же, это не означает, что взносы, заплаченные лично вами и вашим нанимателем, хранятся на некоем вашем личном счете.

— Суть персонифицированного учета заключается в том, что отдельно для каждого гражданина на его лицевом счете учитываются его права на трудовую пенсию, которые он зарабатывает сам, — разъясняют в Фонде соцзащиты. — Персонифицированный учет решает важнейшую задачу — жесткую увязку размера пенсии с заработком, из которого в течение всей трудовой деятельности уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда. Кроме этого, обеспечивается достоверность сведений о стаже и заработке. На индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражается сумма выплат или его доход за каждый месяц страхового стажа и, соответственно, размер и сумма обязательных страховых взносов, начисленных и уплаченных с данных выплат или дохода. Таким образом, накапливается право и формируется размер будущей пенсии, которая будет назначена в соответствии с законодательством.

Какие вопросы к Фонду соцзащиты есть у экспертов и чиновников и планируются ли изменения

Эксперты и чиновники не раз обращали внимание на некоторые проблемы с нынешней организацией работы Фонда соцзащиты. Основных проблем две: во-первых, внушительные взносы, которые практически полностью ложатся на плечи нанимателей, во-вторых, перспектива дефицита бюджета фонда по мере того, как по демографическим причинам пенсионеров будет становиться все больше, а работающих и делающих взносы — меньше. Уже сейчас, по словам замминистра труда Валерия Ковалькова, пенсионные взносы нанимателей и работников не покрывают расходы на выплату пенсий.

О необходимости пересмотреть размер страховых взносов чиновники заговаривали еще несколько лет назад. В 2018 году замминистра финансов Юрий Селиверстов предлагал снизить нагрузку по взносам в ФСЗН для предприятий.

— Во многих странах для организаций она намного меньше, что положительно сказывается на конкурентоспособности субъектов хозяйствования, — отмечал чиновник. А чтобы в ФСЗН не образовалась дыра, стимулировать людей самостоятельно делать накопления в фонд.

Аналогичное предложение тогда озвучивали и в Министерстве по налогам и сборам, однако в Минтруда сообщали, что вопрос пересмотра страховых взносов не прорабатывается.

По мнению Комитета госконтроля, повысить наполняемость бюджета Фонда соцзащиты можно за счет «повышения для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот, установленных при начислении по высокооплачиваемым работникам». Речь шла в первую очередь о компаниях — резидентах ПВТ и индустриального парка «Великий камень», у которых есть льготы по уплате страховых взносов в ФСЗН.

Еще одна проблема с пополнением бюджета Фонда соцзащиты — это задолженность по взносам со стороны нанимателей. По данным на начало этого года, она превысила 11 миллионов рублей. Проблема заключается еще и в том, что из-за задолженности по взносам работники этих предприятий рискуют остаться без части страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии. В областных фондах заявляют, что намерены в нынешнем году заниматься решением этой проблемы.

В последнее время чиновники много говорят о том, чтобы развивать и популяризовать индивидуальные пенсионные накопления в дополнение к государственной пенсии. Обсуждается вариант ввести схему «3+3»: чтобы работник при желании отчислял до 3% от своей зарплаты и столько же добавлял наниматель. При этом для нанимателей могут снизить обязательные страховые взносы. Но среди прочего возникает вопрос, где будут «добирать» выпадающие обязательные взносы нанимателей.

Фонд социальной защиты (ФСЗН) в Беларуси

Фонд социальной защиты населения, или сокращенно ФСЗН – государственный орган, играющий важнейшую роль в экономике Беларуси. ФСЗН подчиняется напрямую Совету Министров РБ и является департаментом в Минтруда, который регулирует финансовые средства в сфере социального страхования.

Согласно законодательству, все работающие в Беларуси граждане (за исключением отдельных категорий, о которых речь пойдет ниже), обязаны уплачивать страховой взнос в Фонд социальной защиты населения. Страховые взносы выплачиваются из заработной платы и прочих доходов, которые получают работники. Именно из страховых взносов государство берет деньги на выплаты пенсий белорусским пенсионерам и пособий безработным, покрывает выплаты по больничным и т.д. Порядок расчета и внесения в республиканский бюджет страховых взносов четко регулируется законодательством РБ.

Фонд социальной защиты населения: главные задачи

Основная задача, ради которой создавался ФСЗН как отдельный государственный орган – сбор платежей с работников. Данные платежи впоследствии направляются на финансирование страховых социальных выплат, к которым относятся:

  • пенсии (трудовые и профессиональные) и многочисленные пособия (на погребение, по уходу за ребенком и пр.);
  • покрытие расходов на оздоровление и санитарно-курортное лечение детей и взрослых;
  • и т.д.

Кроме того, Фонд социальной защиты населения РБ преследует следующие задачи:

  • определение лиц, которым полагается выплачивать профессиональную пенсию, а также назначение таких пенсий;
  • учет сведений о гражданах РБ, имеющих государственное социальное страхование;
  • предоставление адресной социальной помощи населению страны.

В соответствие с законом, выплаты в ФСЗН должны производить все работающие граждане Беларуси, в том числе:

  • индивидуальные предприниматели;
  • граждане, работающие в организациях по трудовым договорам;
  • граждане, работающие в местах заключения;
  • инвалиды и временно нетрудоспособные граждане, которые получают положенные им страховые выплаты.

В 2018 году процент отчислений в ФСЗН составляет:

  • 29% от дохода – взносы по пенсионному страхованию, для всех категорий работающих граждан;
  • 6% от дохода – взнос на случай временной потери трудоспособности.

Таким образом, обязательные взносы в 2018 году по платежам в ФСЗН составляют 35%. Отдельно стоит сделать уточнение по пенсионным взносам. Если работник наемный, то 28% из положенных 29% за него выплачивает наниматель. Сам работник выплачивает всего 1%. Самозанятые индивидуальные предприниматели обязаны выплачивать все полагающиеся по закону 29%.

Существуют и категории работников, которые не обязаны уплачивать страховые взносы в ФСЗН. В основном это индивидуальные предприниматели, в частности:

  • одновременно работающие по найму и осуществляющие деятельность в качестве ИП;
  • получающие от государства пенсию;
  • обучающиеся на дневной форме обучения в ВУЗах или ССУЗах;
  • получающие пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.

Данные категории ИП освобождаются от выплат, но при желании имеют возможность участвовать в государственном соцстраховании.

Сколько минимально должен платить ИП в ФСЗН?

Отчисления в ФСЗН в Беларуси рассчитываются в зависимости от размеров полученного дохода. Однако существует минимальный размер платежа, который работник должен внести, независимо от того, какой доход он получил. Это в первую очередь касается индивидуальных предпринимателей, которые могут какое-то время не осуществлять свою деятельность и не получать вообще никакого дохода. Но взносы в ФСЗН они все равно должны уплатить.

Минимальные платеж в ФСЗН для ИП в 2017 году составил 1 113 бел. рублей.

Обязательные страховые взносы ФСЗН: сроки уплаты

Сроки внесения платежей в ФСЗН зависят от категорий работников, размеров организации и некоторых других нюансов.

  • За наемных сотрудников, работающих по трудовым договорам, взносы обычно выплачиваются в день получения заработной платы.
  • Организации со штатом до 100 человек могут уплачивать взносы 1 раз в квартал – но не позднее дня зарплаты в последний месяц квартала.
  • ИП должны выплачивать взносы не позднее 1 марта года, который следует за отчетным.

Нужен ли ФСЗН?

Иногда можно услышать, что ФСЗН – ненужный и лишний государственный орган, который нацелен исключительно на отъем средств у граждан. Это глубокое заблуждение, ведь аналог ФСЗН существует во всех развитых государствах. Именно благодаря данному органу государство гарантирует выплату пенсий и пособий – а это единственные средства для существования для сотен тысяч белорусских граждан.

К тому же, выплаты в ФСЗН для наемных работников максимально упрощены. Расчет и уплату средств производит наниматель, что избавляет работников от лишних хлопот. А вопрос расхода аккумулируемых в Фонде средств всегда находится на пристальном контроле у компетентных органов, что обеспечивает исключительно целевое направление денег.

Читайте также: