Аудиторская тайна в налоговых правоотношениях

Опубликовано: 20.09.2024

Аудит представляет собой проверку организации. Она может выполняться по разным направлениям: охрана труда, соответствие деятельности законодательству, правильность заполнения документов. В процессе проверки аудитор знакомится с основной документацией компании, ему предоставляется различная информация о деятельности. То есть специалист имеет доступ к бизнес-секретам организации. Именно поэтому существует такое понятие, как аудиторская тайна. То есть человек, осуществляющий проверку, обязан хранить полученную информацию в тайне.

Вопрос: Имеет ли право налоговый орган запрашивать документы (информацию) в отношении проверяемых лиц у аудиторов?
Посмотреть ответ

Понятие аудиторской тайны

Аудиторская тайна регламентируется ФЗ №307. Закон актуален как для специалистов, работающих в аудиторской компании, так и для индивидуальных аудиторов. Для сохранения аудиторской тайны используются локальные стандарты. Они устанавливают нормы:

  • документирования в процессе аудиторской проверки;
  • хранения полученных сведений;
  • архивирования результатов аудита.

Аудитор не имеет права передавать информацию и документы, полученные по итогам проверки, третьим лицам без письменного разрешения руководителей компании, в отношении которой проводилась проверка.

Для чего нужна аудиторская тайна?

Аудиторская тайна – это одно из ключевых понятий в рамках проверки. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

  • Сохранением конфиденциальных требований.
  • Сохранением коммерческой тайны.
  • Защитой компании от действий конкурентов.
  • Обеспечением доверия к аудиторской компании со стороны предприятия.

Аудитору предоставляется довольно обширный перечень сведений о компании. Вследствие их разглашения организации может быть причинен коммерческий ущерб. В этом случае ответственность накладывается именно на аудитора.

Составляющие тайны

Какие именно сведения нельзя разглашать? Тайну составляет вся информация, которая была получена в процессе аудита. К примеру, аудиторская тайна сохраняется в отношении следующих аспектов:

  • Организационно-правовая форма.
  • Копии учредительной документации.
  • Копии различных юридических документов.
  • Аудиторская программа.
  • Документы о планировании проверки.
  • Записи об исследовании систем бухучета.
  • Исследование операций хозяйственного характера.
  • Анализ остатков по счетам бухучета.
  • Исследование тенденций работы компании.
  • Записи о характере и объеме мероприятий, проведенных в рамках аудита.
  • Материалы о работе, которая осуществлялась не аудиторами, но контролировалась ими.
  • Переписки с экспертами, касающиеся аудита.
  • Документы об экономическом состоянии компании.

Однако есть исключения:

  • Информация, разглашенная самой компанией, в отношении которой проводилась проверка.
  • Сведения разглашены с согласия компании.
  • Разглашалась информация о заключении соглашения об осуществлении обязательной проверки.
  • Разглашались данные о размере оплату услуг аудитора.

ВНИМАНИЕ! Передача информации третьим лицам в порядке, установленном ФЗ №307 и прочими ФЗ, не считается нарушением аудиторской тайны. При нарушении аудиторской тайны компания, в отношении которой выполнялась проверка, может потребовать от виновного аудитора возмещения убытков. Однако перед этим требуется установить размер причиненного убытка.

Ответственность за разглашение аудиторской тайны

Ответственность за разглашение аудиторской тайны может быть разной. Рассмотрим виды ответственности:

  • Гражданско-правовая. Данная форма ответственности накладывается в случае причинения вреда. Вред может быть в том числе материальным. Для того чтобы наложить гражданско-правовую ответственность на виновное лицо, требуется обратиться с иском в арбитражный суд. При этом с аудиторской компании или с индивидуального аудитора взыскивается вся сумма причиненного ущерба. К данной сумме прибавляется штраф, оплата за осуществление перепроверки. Компенсация ущерба выплачивается на основании статей 15 и 393 ГК РФ. В эту категорию также входит ответственность за разглашение коммерческой тайны, регламентируемая статьей 183 УК РФ. Также ответственность накладывается за разглашение регистров бухучета на основании ФЗ №402 «О бухучете» от 6.12.2011.
  • Административная ответственность. Это может быть выплата штрафа, выход из саморегулируемых организаций. В ФЗ №307 прописана конкретная ответственность, которую несет лицо, нарушившее аудиторскую тайну. Это может быть предписание, выход из саморегулируемой организации, письменное предупреждение о недопустимости разглашения информации, наложение штрафа. Выход из саморегулируемого объединения может быть временным (на 180 дней). Аудитор, исключенный из саморегулируемой компании, не может проводить аудит, предоставлять рекомендации по аудиту, заключать соглашения на проведение проверки.
  • Уголовная ответственность. Это наиболее тяжкая мера ответственности. Регулируется она статьей 202 УК РФ. На ее основании на виновное лицо накладывается штраф в объеме 100 000-500 000 рублей. Альтернативная мера – лишение свободы до 3 лет. При повторном правонарушении виновное лицо может лишиться свободы на срок до 5 лет. Если частный аудитор превысил свои полномочия для получения собственной выгоды, из-за чего был допущен существенный вред, накладывается штраф 100 000 – 300 000 рублей. Аудитора также могут арестовать на срок от 3 до 6 месяцев или лишить свободы на срок до 3 лет с запретом заниматься аудитом на протяжении еще 3 лет.

Также к аудитору могут быть применены эти статьи:

  • Статья 316 УК РФ. Регламентирует ответственность за укрывательство преступлений. Статья предполагает штраф в размере до 200 000 рублей или в размере зарплаты или прочего дохода аудитора за промежуток 18 месяцев. Альтернативная мера наказания – арест от 3 до 6 месяцев или тюремное заключение на срок до 2 лет.
  • Статья 199 УК РФ. Регламентирует ответственность за уклонение от выплачивания налогов. Данная статья может применяться в том случае, если аудитор дает рекомендации, способствующие неуплате налогов. Предполагает штраф в объеме 100 000 – 300 000 рублей или в размере заработка аудитора (в этом случае отчисления выполняются на протяжении 1-2 лет). Альтернативное наказание – тюремное заключение на срок до 2 лет, запрет на занятие аудиторской работой на срок до 3 лет.

Аудиторское правонарушение может также регламентироваться локальными актами. Аудиторская тайна – обязательная часть этики специалистов, осуществляющих проверку. Как правило, аудитор, разгласивший конфиденциальные сведения, больше не будет заниматься своей деятельностью. Компании, обращающиеся за проверкой, не стремятся к разглашению важной информации о деятельности. Поэтому репутация в аудиторской деятельности крайне важна.

Спорные места в законодательстве

Согласно закону, налоговые органы имеют право запрашивать у аудиторских компаний сведения, касающиеся непосредственно налоговых вопросов. Многие люди, в том числе аудиторы, недовольны этим. Из-за этого пункта закона компании могут не доверять аудиторским организациям.

ВАЖНО! Государственные органы имеют лишь ограниченный доступ к материалам проверки аудиторов. То есть запрашиваться могут далеко не все сведения.

от 03.08.2018 № ИС-аудит-23

Дата публикации: 03.08.2018

Дата изменения: 03.08.2018

Прикрепленный файл: docx, 54.57 кБ

Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России и не может рассматриваться в качестве такового.
Он предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии

Информационное сообщение
3 августа 2018 г. № ИС-аудит-23

Доступ к аудиторской тайне предоставлен налоговым органам

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» налоговым органам предоставлен доступ к документам и сведениям, составляющим аудиторскую тайну (ранее – возможности доступа налоговых органов к таким документам и сведениям были существенно ограничены). В целях налогового контроля они могут собирать, хранить и использовать полученные от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов[1] документы (информацию), связанные с оказанием ими профессиональных услуг (далее – документы).

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Наделение налоговых органов данным правом направлено на выявление налоговых правонарушений, борьбу с уклонением от уплаты налогов и финансовым мошенничеством, а также обеспечение исполнения соответствующих международных обязательств Российской Федерации.

Порядок истребования документов налоговым органом у аудитора

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) введен порядок истребования документов налоговым органом у аудитора (статья 93?). Данный порядок является специальным по отношению к установленному статьями 93 и 93? НК РФ общему порядку истребования документов налоговым органом при осуществлении налогового контроля.

Налоговый орган вправе истребовать у аудитора документы:

при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика[2], если такое лицо не представило соответствующие документы в налоговый орган в установленном порядке;

при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, если налогоплательщик не представил соответствующие документы в налоговый орган в установленном порядке;

при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации[3].

Истребовать документы может должностное лицо налогового органа по месту учета аудитора. Истребованию могут подлежать документы, полученные аудитором в ходе оказания следующих услуг:

сопутствующие аудиту услуги (обзорная проверка, согласованные процедуры, компиляция информации, др.);

постановка, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций, бухгалтерское и налоговое консультирование, управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

В случае если налогоплательщик не представил соответствующие документы в налоговый орган, у аудитора могут быть истребованы документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов). При поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства у аудитора могут быть истребованы документы, обеспечивающие исполнение налоговым органом такого запроса.

Основанием для истребования документов налоговым органом у аудитора является специальное решение руководителя ФНС России или его заместителя. Такое решение должно содержать все сведения, предусмотренные соответственно частями 2 или 3 статьи 93? НК РФ. В решении, в частности, должна содержаться информация: о факте непредставления документов самим налогоплательщиком (при проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами); позволяющая аудитору идентифицировать истребуемые документы; о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства запрета на информирование аудитором лица, в отношении которого получен этот запрос, о передаче касающейся его информации.

Требование о представлении документов направляется налоговым органом аудитору с приложением копии соответствующего решения руководителя ФНС России или его заместителя. В случае если налогоплательщик не представил соответствующие документы в налоговый орган, требование о представлении документов направляется налоговым органом аудитору после истечения срока представления таких документов налогоплательщиком.

Порядок исполнения аудитором требования налогового органа

Порядок исполнения аудитором требования налогового органа о представлении документов определен статьей 93? НК РФ с учетом положений пунктов 2 и 3 статьи 93.

Аудитор обязан представить соответствующие документы налоговому органу по месту своего учета в течение 10 дней со дня получения требования этого налогового органа. Если аудитор не имеет возможности представить истребуемые документы в указанный срок, он в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет налоговый орган об этом. При этом аудитор должен указать причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, а также сообщить срок, в течение которого он может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит отдельное решение по данному уведомлению: продлить срок представления документов или отказать в этом.

Аудитор может представить истребуемые документы в налоговый орган лично или через представителя.

Документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных аудитором копий; все листы таких документов должны быть пронумерованы и прошиты. Документы могут быть переданы аудитором непосредственно в налоговый орган или направлены в налоговый орган по почте заказным письмом.

Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ в случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Гарантии соблюдения аудиторской тайны и прав аудитора

Исходя из статьи 102 НК РФ (налоговая тайна) и статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (аудиторская тайна) лица, получившие доступ к документам, составляющим аудиторскую тайну, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких документов. Исходя из части 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» передача аудитором документов, составляющих аудиторскую тайну, налоговым органам в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 93? НК РФ, не является нарушением аудиторской тайны.

С целью защиты интересов аудитора при истребовании у него налоговым органом документов, связанных с оказанием этим аудитором профессиональных услуг налогоплательщикам (аудируемым лицам), законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие меры:

1) налоговый орган вправе истребовать у аудитора лишь те документы и только в тех случаях, которые прямо указаны в статье 93? НК РФ;

2) правом истребовать документы у аудитора наделен ограниченный круг должностных лиц налоговых органов;

3) истребование документов у аудитора возможно исключительно на основании решения высших должностных лиц ФНС России;

4) истребование документов у аудитора возможно лишь при соблюдении всех установленных требований к данной процедуре.

Аудитор и его клиент

В общем случае федеральное законодательство не запрещает аудитору информировать налогоплательщика (аудируемое лицо) о получении требования налогового органа о представлении документов, связанных с оказанием этим аудитором профессиональных услуг данному налогоплательщику (аудируемому лицу), а также передаче касающихся налогоплательщика (аудируемого лица) документов.

Исключением является случай, когда запрос компетентного органа иностранного государства содержит запрет на такое информирование. В этой ситуации аудитор не имеет права сообщать аудируемому лицу о получении требования налогового органа о представлении соответствующих документов и передаче их налоговому органу. Сведения о таком запрете должны быть указаны в решении руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, на основании которого налоговый орган истребует документы у аудитора и копия которого прилагается к требованию налогового органа.

Ответственность за непредставление или представление
недостоверных сведений налоговым органам

Согласно части 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 тыс. руб.

В соответствии с частью 2 статьи 129? НК РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, совершенное повторно в течение календарного года, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.

Вступление в силу

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 г.

Исходя из стандартов аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики аудиторов, в порядке подготовки к вступлению в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2018 г.
№ 231-ФЗ, аудитору целесообразно определить порядок своих действий, обязанности и полномочия сотрудников при поступлении соответствующих требований налоговых органов. Кроме того, аудитор мог бы проинформировать клиентов по данному вопросу, разъяснив им свои новые обязанности, неизменность режима аудиторской тайны в отношении документов, получаемых им от клиентов, порядок своих действий при поступлении соответствующего требования налогового органа.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,

финансовой отчетности и аудиторской деятельности

Минфина России

[1] Далее аудиторские организации и индивидуальные аудиторы именуются вместе «аудиторы».

[2] Здесь и далее – также плательщика сбора, плательщика страхового взноса, налогового агента.

Совсем скоро у аудиторов не останется тайн от сотрудников ФНС России. Государственная Дума приняла закон, снимающий гриф аудиторской тайны для налоговой службы. Аудиторы громко заявляют о нарушении прав своих клиентов. Что касается экспертов, то одни разделяют их опасения, а другие особых причин для паники не наблюдают. Давайте разбираться.

Итак, Госдума и Совфед одобрили, а президент подписал поправки в Налоговый кодекс РФ (Закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ), согласно которым налоговые органы получат доступ к аудиторской тайне. Документ, разработанный правительством, был одобрен в первом чтении в июне 2017 года, однако ко второму чтению, которое состоялось спустя год, был значительно доработан.

Сейчас в законодательстве четко прописан запрет на сбор и использование налоговыми органами сведений, составляющих адвокатскую и аудиторскую тайну. Под аудиторской тайной понимаются любые сведения, полученные и составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором. На информацию, разглашенную самим клиентом, аудиторская тайна не распространяется. Все документы, которые аудиторская организация получает от заказчиков, обязаны храниться в организации от трех до пяти лет (три года по всем консультационным и юридическим проектам и пять лет по аудиторским услугам).

Поправки «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» снимают это ограничение и предоставляют право налоговым органам запросить у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы и информацию, полученные ими от компаний при проведении в них аудита и оказании сопутствующих ему услуг. Основанием для этого может стать решение руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) России или его заместителя. Получить документы этим путем налоговики могут в случае, если налогоплательщик не предоставил их сам в ходе выездной налоговой проверки.

О чем расскажут аудиторы

Согласно доработанной версии законопроекта, налоговые органы получат право сбора, хранения и использования информации о налогоплательщике, полученной от аудиторской организации, но, в отличие от первоначальной редакции, не смогут ее распространять. Это связано с тем, что любые данные, полученные ФНС о налогоплательщике, автоматически подпадают под налоговую тайну. А в соответствии с прямыми положениями Налогового и Уголовного кодексов РФ распространение сведений о налогоплательщике, составляющих налоговую тайну, и так прямо запрещено. Поправки в законопроект также прописывают ранее отсутствовавший механизм самого процесса истребования документов у аудиторской организации.

  • выездной налоговой проверки плательщика;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Камеральные проверки в этот перечень не входят. Хотя сами по себе могут служить основанием для проведения вышеперечисленных надзорных мероприятий.

В обосновании такого запроса налоговиков должны быть указаны:

  • реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки;
  • дата направления требования о представлении документов и срок их представления;
  • сведения о факте непредставления в установленный срок документов;
  • сведения об аудиторской организации, проводившей аудит;
  • реквизиты или другие сведения, позволяющие аудиторской организации идентифицировать запрашиваемые документы.

Также инспекторы ФНС России после окончательного утверждения и вступления в силу нового закона смогут истребовать у аудиторов все вышеперечисленные документы и данные, если в отношении аудируемого лица поступил официальный запрос компетентного фискального органа иностранного государства (территории), с которым у Российской Федерации заключен об этом международный договор.

Аудитор может сообщить своему клиенту о поступившем запросе, но только в том случае, если сам запрос не будет содержать запрета на разглашение такой информации.

У аудиторской компании будет всего 10 дней с момента получения запроса для передачи необходимой информации и документов налоговым органам. За отказ предоставить информацию предусмотрено административное наказание.

Новый закон начнет действовать с 1 января 2019 года. Его положения будут применяться в отношении документов, полученных в ходе аудита налогоплательщиков за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2019 года. То есть информацию за 2018 и предыдущие годы аудиторы смогут не представлять налоговикам на законных основаниях.

Стоит ли паниковать?

В Минэкономразвития России, изначально выступавшем против таких «изобличительных мер», опасаются, что поправки спровоцируют обвал рынка добровольного аудита и консультирования. Не в восторге и сами аудиторы – их беспокоит неминуемая утрата доверительных отношений.

Что касается юристов, то некоторые из них указывают на то, что при особом желании нормы можно обойти. Так, чтобы не подпадать под новые правила, налогоплательщику будет достаточно нанять для оказания сопутствующих услуг компанию, не имеющую статус аудиторской. Что касается самих аудиторов, то те, кто не захочет раскрывать сведения о клиентах, могут «откупиться» от налоговиков, добровольно заплатив штраф. Как уже было отмечено, сейчас размер такого штрафа в соответствии со статьей 126 Налогового кодекса РФ составляет 10 000 рублей. В одобренном Госдумой законопроекте о каких-либо новых санкциях ничего не говорится.

Позиция экспертов, призывающих «не гнать волну», то есть не паниковать, зиждется на том, что приказать аудиторам раскрыть данные об их клиентах, причем по относительно четко прописанной процедуре, могут лишь руководитель службы и его замы, так что массовые злоупотребления исключены. К тому же законопроект принят в рамках рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях международного обмена информацией. А у российских налоговых органов особой необходимости в таком инструменте нет.

На как бы нарочитую «формальность», если не сказать «абсурдность» нового закона обращают внимание и некоторые коммерсанты. Дескать, первичные документы аудитор их не хранит – посмотрел на проверке, зафиксировал результаты и все. Ну еще копию налоговой декларации может забрать или отдельные копии отдельных же документов (которые не факт что вообще в охват запроса попадут). У аудиторов нет подлинников документов, хранят они только копии. Понятие же «документ» означает именно подлинник, поскольку основным квалифицирующим признаком документа является подлинная подпись.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»

26.Права и обязанности субъектов правоотношений в сфере аудита.

Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

1. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Статья 14. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

1. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Понятие аудиторской тайны

Определение аудиторской тайны приведено в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности») в котором указано, что:

аудиторская тайна - любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры (далее – аудитор), при оказании услуг, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги либо с его согласия;

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудитор обязан соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (п. 2 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Рассмотрим исключения, на которые не распространяется аудиторская тайна, и главное кому аудиторы должны предоставить конфиденциальную информацию?

Росфинмониторинг

Прежде всего, речь идет о случаях, когда у аудитора при оказании аудиторских услуг появились основания полагать, что хозяйственные операции, совершенные аудируемым лицом, могут быть осуществлены в целях легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма (п. 2.1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 –ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115). Как указано в данной статье, если подозрения все же появились, то аудитор должен сообщить о своих подозрениях в уполномоченный орган. В роли уполномоченного органа выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг).

Порядок передачи информации установлен Инструкцией «О представлении в федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной федеральным Законом № 115 утверждена Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 (далее – Инструкция).

Документы, необходимо передать в электронном виде через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru).

Аудитор, обязан в не позднее 3 рабочих дней сообщить в Росфинмониторинг о подозрительных операциях (п. 5.3 Инструкции).

Обращаем внимание, что аудитор не вправе разглашать факт передачи документов (информации) в Росфинмониторинг (п. 4 ст. 7.1 Закона № 115).

Налоговые органы

Также с 01.01.2019 г. после вступления в действия поправок в ст. 82 НК РФ налоговые органы смогут осуществлять сбор, хранение и использование полученных от аудитора документов (информации). Порядок истребования документов, относящихся к аудиторской тайне, будет определен в ст. 93.2 НК РФ.

В соответствии со ст. 93.2 НК РФ налоговые органы смогут требовать от аудиторов документы, составляющие аудиторскую тайну в трех случаях:

  • при проведении выездной налоговой проверки;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • в случае получения запроса от компетентного органа иностранного государства.

Налоговые органы могут запросить только те документы (информацию) которая была затребована у налогоплательщика, но которую налогоплательщик не предоставил налоговым органам.

Требовать от аудитора предоставить в налоговые органы рабочие документы аудитора и (или) письменную информацию (отчет) по аудиторской проверке налоговые органы не имеют права. На указанные документы по-прежнему распространяется режим аудиторской тайны.

Срок предоставления аудитором документов (информации) составит 10 дней. Также аудитор вправе проинформировать своего клиента, в отношении которого получен запрос о предоставлении документов.

Суд и следственные органы

Также аудитор может раскрыть информацию, составляющую аудиторскую тайну только с санкции суда (п. 3 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ) по запросу следственных органов и (или) самого суда. Но только в рамках требований, полученных от следственных органов и (или) суда.

Выводы

Из выше указанного следует вывод о том, что хоть законодатель и предусмотрел исключения из режима аудиторской тайны, но опасаться, что аудиторы массово начнут раскрывать государственным органам конфиденциальную информацию о своих клиентах, не стоит, так как документы (информация), которые могут быть переданы в государственные органы, носит ограниченный характер.

Кого могут привлечь к ответственности

За непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За отсутствие аудиторского заключения (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету)

За неопубликование (несвоевременное опубликование) аудиторского заключения в сети Интернет

Читайте также: