Налоговая база сбора с заготовителей

Опубликовано: 14.05.2024

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
10.10. Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с целью создания стабильных доходных источников местных бюджетов. В соответствии с законодательством Республики Беларусь в настоящее время существует обширный перечень местных налогов и сборов, допускающий выбор тех налогов и сборов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития местных территорий.

В соответствии со ст. 121 Конституции Республики Беларусь установление местных налогов и сборов относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов, которые могут реализовать данные полномочия в соответствии со ст. 9 НК.

В перечень местных налогов и сборов входят:

- налог за владение собаками;

- сбор с заготовителей.

Данный перечень является исчерпывающим. Местные Советы депутатов могут ввести только эти виды обязательных платежей либо в полном объеме, либо их отдельные виды либо вообще не вводить. Областной, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов.

Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица.

Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.

Налоговая база налога за владение собаками определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода.

Ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты в холке:

- до 40 сантиметров – в размере не более 0,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода;

- от 40 до 70 сантиметров – в размере не более 1 базовой величины за каждый месяц налогового периода;

- 70 и более сантиметров, а также если породы собак включены в перечень потенциально опасных пород собак, – в размере не более 1,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода.

Налоговым периодом налога за владение собаками признается календарный квартал.

Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за техническое обслуживание).

Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение собаками не представляется.

Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

Объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортную и оздоровительную организацию.

Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов.

Налоговым периодом курортного сбора признается календарный квартал.

Уплата курортного сбора производится плательщиками путем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздоровительным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Санаторно-курортные и оздоровительные организации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора в произвольной форме.

Налоговая декларация (расчет) по курортному сбору не представляется.

Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.

Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.

Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата сбора с заготовителей производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Основным обязательством налогоплательщиков является своевременная и самостоятельная уплата налогов и сборов в полном объеме.

Общеобязательные элементы налогообложения

Развитие и совершенствование системы налогообложения спровоцировало возникновение многих видов налогов и сборов, имеющих свои отличительные черты и свое предназначение.

Однако, несмотря на множественность видов, каждый налог состоит из обязательных, дополнительных и факультативных элементов, служащих основным инструментарием на пути реализации налоговой политики.

К числу общеобязательных или общих элементов налога относят налоговую базу и налоговую ставку, объект обложения налогом, алгоритм исчисления налогового бремени и т.д.

Раскрытию правовой сущности понятий «налоговая база» и «налоговая ставка» посвящена 53 статья НК РФ.

Понятие и основные аспекты налоговой базы

Согласно предписаниям НК РФ, налоговой базой является как стоимостная, так и физическая характеристика объекта, облагаемого налогом.

Другими словами, под данным понятием подразумевается любой объект, который подвергается обложению налогом.

Условия, принципы и порядок установления налоговой базы регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ.

К примеру, налоговой базой для НДС является общая стоимость реализованной продукции, для НДФЛ – доходы, полученные физическим лицом, для налога на наследство – стоимость наследственного имущества, для налога на дарение – стоимость дара.

Итак, налоговая база (НБ) – это:

  • один из основных элементов налога, на основании которого исчисляется его размер;
  • конкретный объект, с которого производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • определенная сумма, на основании которой производится расчет размера налога в соответствии с установленной ставкой;
  • доходы лица, с которых необходимо уплатить налоги и сборы.

Определение налоговой базы требуется для количественного выражения объекта налогообложения.

К каждому конкретному налогу применяется определенная налоговая база. К примеру, по НДС исчисление НБ происходит в соответствии с особенностями реализации продукции или приобретенного товара.

Порядок определения налоговой базы

Основными принципами исчисления налоговой базы (НБ), согласно которым осуществляется ее определение, являются:

  • определение налоговой базы осуществляется в соответствии с налоговыми нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ;
  • исчисление (определение) налоговой базы плательщиками налога, являющимися юридическими лицами, производится по завершении очередного налогового периода. Реализация процедуры проводится на основании сведений из регистров бухучета или других документов, подтверждающих данные об объектах налогообложения;
  • в случае выявления ошибок и неточностей в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлом налоговом периоде, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится только за тот временной промежуток, в котором имело место нарушение. Если же определить период совершения искажения невозможно, процедура перерасчета осуществляется за тот период, когда нарушения были выявлены;
  • ИП, частные нотариусы, адвокаты-учредители адвокатских кабинетов определяют НБ по завершении очередного налогового периода и в соответствии с учетными данными доходов и расходов, при условиях и в порядке, установленном Минфином РФ;
  • налоговые агенты также обязаны придерживаться принципов и порядка исчисления налоговой базы, установленного НК РФ и другими специальными актами правотворчества.

Понятие, правовая характеристика и способы выражения налоговой ставки

Понятие налоговой ставки (НС), равно как и порядок ее исчисления, неразрывно связано с налоговой базой, поскольку, по сути, НС является размеров налогового платежа на конкретно-установленный объект, облагаемый налогом.

Налоговая ставка может выражаться в следующих формах:

  • в процентном соотношении с размером налоговой базы. Такими примерами может быть налог на имущество, на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог и т.д.;
  • в форме фиксированной денежной суммы, когда каждой единице налогообложения соответствует определенная сумма платежа. К примеру, большая часть акцизов, транспортный сбор;
  • в сочетании твердой и процентной составляющих, так сказать, в комбинированной форме. Скажем, налог на наследственное имущество, на дарение, некоторые виды акцизных сборов, а также ЕСН (единый социальный налог).

Форма выражения налоговой ставки зависит от метода и порядка измерения объектов налогообложения.

Типы и виды налоговых ставок

Типовая классификация налоговых ставок осуществляется на определенных основаниях. Так, по степени обременения для налогоплательщика выделяют следующие типы НС:

1. Базовая НС. Данное понятие не предусматривает отнесение плательщика налога к какой-либо определенной группе, что дает ему возможность пользоваться налоговыми льготами и иными преференциями;

2. Повышенная НС устанавливается в отношении налогоплательщиков, деятельность которых можно охарактеризовать как таковую, что дает право государству взимать повышенный налог с плательщика;

3. Пониженная НС. Применение данного вида налоговой ставки позволяет налогоплательщику пользоваться налоговыми льготами и преференциями, вплоть до использования нулевой НС.

По методу установления налоговые ставки могут быть:

Абсолютная налоговая ставка – это фиксированная величина, определяемая для каждого конкретного объекта налогообложения отдельно;

Размер относительной НС напрямую зависит от величины объекта обложения и исчисляется в пропорциональном отношении к нему.

По юрисдикции утверждения налоговые ставки подразделяются на следующие:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Основные виды налогов, порядок определения их размеров

1. Основные виды федеральных налогов:

  • НДФЛ. Согласно НК РФ налоговая ставка по НДФЛ исчисляется в процентном отношении к объекту налогообложения и составляет 13 % (для российских подданных). Что касается лиц, не имеющих статус гражданина РФ, то для них установлена тридцатипроцентная налоговая ставка по НДФЛ. Оплата НДФЛ предусмотрена со всех видов доходов, которые получает физическое лицо (заработная плата, продажа недвижимости, выполнение работ, предоставление услуг);
  • НДС. Ставка налога по НДС, в соответствии с НК РФ, также как и НДФЛ исчисляется в процентном соотношении, на территории РФ она равна 18 %. Исключение составляют организации, работающие по УСН, для них НС в отношении НДС устанавливается нулевая;
  • налоговый сбор на прибыль предприятия. Налог на прибыль исчисляется в процентном соотношении, применяется преимущественно в отношении представителей крупного бизнеса.
  • налог на выручку по упрощенной системе налогообложения. Как правило, УСН пользуются начинающие предприниматели (представители малого и среднего бизнеса), годовой оборот которых не превышает 60 миллионов рублей. Для таких лиц предусмотрена нулевая НС по НДС.

2. Основные виды местных налогов:

  • земельный налог. Согласно законодательству, налоговая ставка по земельному налогу регламентируется муниципальными нормативно-правовыми актами, составляет от 0,3 до 1, 5%. Размер установленной НС зависит от категории облагаемых налогом земель. Категории земель устанавливаются земельным законодательством;
  • налог на недвижимое имущество физических лиц. Устанавливается представителями муниципальной власти, исчисляется в процентном соотношении к стоимости имущества, как правило, это не более 0,3%.

3.Основные виды региональных налогов:

  • имущественный налог для предприятий. Это региональный налог, уплачивать который обязаны организации, на балансе которых числится имущество, причем как движимое, так и недвижимое;
  • транспортный налог. Данный вид налога является региональным, исчисление налоговой ставки по нему осуществляется на основании таких данных, как год выпуска ТС, его вместимость, мощность двигателя и прочее.

ФЗ №148 от 11 ноября 2003 г. введен сбор за использование объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Это обязательные взносы, выплачиваемые на федеральном уровне. Их оплата не зависит от региона проживания.

Кто платит сборы?

К плательщикам взносов относят физлиц, владельцев предприятий и ООО, получивших возможность зарегистрировать потребление объектов животного мира — ст. 333.1. НК РФ.

ФЗ №209, принятый 24 июля 2009 года, «Об охоте и поддерживании запасов, об установленных изменениях в пунктах законодательных актах РФ» разрешает добывать ресурсы с помощью охоты.

Пользование живых особей разрешается с тем условием, что физлицо или организация осуществляют их вылавливание. Документ выдается:

  1. В охотничьих с/х угодьях. Для получения лицензии юрлицу или владельцу предприятия необходимо заключить охотхозяйственное соглашение.
  2. В охотничьих угодьях, находящихся во всеобщем доступе. Специальный комитет по ведению хозяйства выдает разрешение субъектам РФ.
  3. В огороженных природных зонах. Закон об охране природы выдает свидетельство природоохранным учреждениям.

Пользование водными запасами подразумевает начисление взносов физлицам и предприятиям, на законодательном уровне зарегистрировавшим свидетельство на изъятие водных запасов во внутренних водах. Улов может осуществляться на материковом шельфе, в Азовском море, Баренцевом и Каспийском. Экономическая зона России, архипелаг Шпицберген — также территории, разрешающие использование биологических ресурсов.

Налогообложение

Объекты налогообложения животного мира: виды зверей и птиц. Перечень особей зарегистрирован в п. 1 ст. 333.3 НК РФ. Вылов животных из естественной окружающей среды возможен только с согласия соответствующих органов. Пользование водными компонентами окружающей среды также облагается взносом. Предметом сбора признаны рыбы и другие водные существа, для ловли которых требуется лицензия.

Если коренным народам Севера и Сибири, а также лицам, находящихся там на постоянном месте жительства, необходимо использовать живых особей и водные ресурсы окружающей среды по личным нуждам, то такие объекты не облагаются налогом.

Важно! Налогообложению не подлежат объекты и природные запасы, количество которых нужно, чтобы удовлетворить собственные потребности. Добыча и рыбалка разрешены только в том регионе, где проживает налогоплательщик. Хозяйственная деятельность ведется традиционным образом.

Локальные органы исполнительной власти совместно с Федеральными согласовывают количество живых особей, которых можно выловить. Объекты животного мира, которые разводятся в неволе и искусственно созданной окружающей среде, не предполагают оплату. По статье 333.2 НК РФ налогом облагается животное, добытое из естественной среды обитания.

Ставки сборов. Расчеты

Ставки сборов утверждаются, независимо от нахождения конкретного живого существа на территории России. Охота на водяного пастушка или камышницу обойдется в 20 рублей. Это минимальный размер. Максимальный начисляется за охоту на овцебыка и гибрида зубра с бизоном. Это 15 000 рублей за 1 живое существо. Справочная информация о размере ставок утверждена в ст. 333 НК РФ, 2004 г. Вычисления проводятся по формуле: Итоговая сумма=норма ставки * количество живых существ.

Предусматриваются льготные ставки:

  • нулевая;
  • 50%.

Если добывание живых существ необходимо для охраны жителей и устранения угрозы, то налоговая начисляет нулевую ставку. Она также устанавливается, когда нужно оградить физлицо от больных животных, регулировать виды существ или воспроизводить живых особей. По закону данные действия нужно согласовать с соответствующими органами власти.

Льготные ставки

Если объектом добычи являются животные возрастом до 1 года, то действует «скидка» в 50% от начальной стоимости сбора. Сумма за пользование водными биозапасами начисляется за 1 тонну каждого вида. Размер ставки зависит от места обитания млекопитающих. Если ловля рыб предназначена для воспроизводства и акклиматизации запасов, то сборы исчисляются по нулевой ставке. Использование ресурсов для научно-исследовательской деятельности также рассчитывается по ставке 0%.

15% ставки от основного взноса предоставляется владельцам предприятий, пользующихся биоресурсами для ведения рыбохозяйственной деятельности в поселках. Перечень населенных пунктов утвержден Правительством РФ. Рыболовецкие артели также могут рассчитывать на 15% от ставки.

Рыбохозяйственным называется предприятие, занимающееся ловлей рыбы и производящее рыбную продукцию с помощью водных запасов. Льготная налоговая ставка действует только при условии производства предприятием свыше 70% продукции с использованием биоресурсов.

Для животного мира сбор рассчитывается путем сложения количества особей и размера ставки. Для водных биоресурсов сумма учитывает количество млекопитающих и размер ставки, установленный для особи на начало действия свидетельства.

Пример вычислений сбора за потребление объектов животного мира

Объект: пятнистый олень, количество — 4 особи, 2 из которых возрастом до 1 года.

Наименование Расчет
Ставка сбора 600 рублей
Налоговая база 2 взрослых оленя, 2 молодых
Итоговая сумма (600*2)+(300*2)=1800 руб.

Порядок оплаты

Плательщики должны предоставить оплату за потребление охотничьих запасов. Физлица производят оплату в контролирующем органе по фактическому местонахождению. Владельцы предприятий и организации оплачивают сумму взноса по месту регистрационного учета. Сбор исчисляется за единицу особи.

Взнос оплачивается единоразово в момент получения свидетельства о праве пользования объектами животного мира. Потребление водных биозапасов разрешено при оплате взноса разово и регулярно. Разово вносится сумма в размере 10% от ставки сбора. Оставшаяся часть оплачивается ежемесячно равными платежами в течение срока действия лицензии. Оплату платежей следует осуществлять до 20-го числа.

Документы

Физлица не предоставляют документы в налоговую инспекцию о зарегистрированном свидетельстве. ИП и предприятиям, которые получили лицензию, необходимо предоставить в контролирующие органы информацию:

  • Сведения о получении лицензии.
  • Размер сбора, который следует оплатить.
  • Доказательство оплаты.

В течение 10 дней после выдачи свидетельства вышеперечисленную информацию нужно предоставить в налоговый орган. Информация отправляется по специальной форме, заверенной Приказом ФНС России от 26.02.2006 г. Если плательщик не предоставит в уполномоченную организацию сведения в положенный срок, то за каждый непредоставленный документ взыскивается штраф — 200 рублей.

Важно! Если частный предприниматель обладает лицензией на охоту, но его деятельность не связана с извлечением прибыли, то он имеет право не информировать налоговую о получении разрешения.

Возврат сбора

Граждане РФ (физлица) не могут рассчитывать на возврат суммы, переплаченной за сбор. Владелец предприятия и юрлицо могут претендовать на зачет или возврат сбора. Этот факт отражен в п.1 ст. 333.7 НК РФ. По завершении срока действия свидетельства юрлица имеют право потребовать от налоговой, которая его выдала, возврат сбора. Причина — лицензия не использовалась (разрешение на охоту не реализовано).

Зачет суммы или возврат переплаты осуществляется по стандартным правилам, указанным в гл.12 НК РФ. Нужно предоставить:

  • Заявление плательщика о зачете суммы.
  • Точную информацию о полученном свидетельстве.
  • Сведения о размере сбора, необходимого к оплате и фактически оплаченного сбора.

Ст. 78 НК РФ гласит, что плательщик может запросить сумму возврата сбора по нереализованной лицензии в местном контролирующем органе. Заявка рассматривается в письменном виде. Решение по возврату принимается уполномоченным представителем в течение 10 дней.

Плательщиками сбора с заготовителей являются орга­низации и индивидуальные предприниматели (за исклю­чением индивидуальных предпринимателей и организаций

применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для- произво­дителей сельскохозяйственной продукции). По сбору с заготовителей:

- объектом налогообложения является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья расти­тельного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации;

- налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовитель­ных (закупочных) цен;

- налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида заготовленной (закупленной) продукции и не 4 могут превышать 5 % налоговой базы.

Сумма сбора с заготовителей относится на себестои­мость товаров (работ, услуг) и включается в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Сбор с заготовителей не уплачивается, если при заготов­ке дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения соот­ветствующей организацией или индивидуальным предприни­мателем внесена плата за побочное лесное пользование.

11.7. Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района))

Плательщиками целевых сборов являются организа­ции и индивидуальные предприниматели (за исключе­нием индивидуальных предпринимателей - плательщи­ков единого налога с индивидуальных предпринимате­лей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упро­щенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельско­хозяйственной продукции).

По целевым сборам:

*- объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соот­ветствующих административно-территориальных единиц;

налоговая база определяется:

для плательщиков-организаций - как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налого­обложения;

для плательщиков■- индивидуальных предпринимате­лей - как сумма дохода, остающаяся в распоряжении ин­дивидуального предпринимателя после налогообложения;

- налоговые ставки устанавливаются в размере, не пре­вышающем (по совокупности) 3% налоговой базы.

Уплата целевых сборов плательщиками производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после налогообложения.

Порядок уплаты целевых сборов организациями, имею­щими филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, устанавливается Министерством по нало­гам и сборам,

Тема 12. Ответственность за нарушение ---------------налогового законодательства

12.1. Понятие и виды ответственности за налоговые правонарушения

Юридическая ответственность означает применение наказаний (взысканий) компетентными органами и долж­ностными лицами в установленном законодательством Рес­публики Беларусь порядке за нарушение налогового зако­нодательства.

Виды юридической ответственности: финансовая, дис­циплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Финансовая ответственность — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, применяемая уполномоченными на то государственными орга­нами и их должностными лицами к юридическим и физи­ческим лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспечения обществен­ных и государственных финансовых интересов.

Дисциплинарная ответственность наступает при совер­шении дисциплинарного проступка, под которым пони­мается виновное противоправное неисполнение или не­надлежащее исполнение трудовых обязанностей или не­осуществление либо превышение правомочий, обеспечи­вающих процесс труда, работником, состоящим в трудо-'вых правоотношениях с конкретным нанимателем, за со­вершение которого трудовым правом предусмотрено при­менение дисциплинарных взысканий.

Гражданско-правовая ответственность

основанное на гражданско-правовом законодательстве имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающее­ся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей.

Административная ответственность наступает при со­вершении административного правонарушения, под ко­торым понимается противоправное виновное (умышлен­ное или неосторожное), а также характеризующееся ины­ми признаками, предусмотренными Кодексом Республи­ки Беларусь об административных правонарушениях, дея­ние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения против порядка налогообложения КоАП 2003 г.: нарушение срока поста­новки на учет в налоговом органе (ст. 13.1); уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2); наруше­ние срока представления информации об открытии (за­крытии) счета в банке (ст. 13.3); нарушение срока пред­ставления налоговой декларации (расчета) (ст. 13.4); на­рушение правил учета доходов (расходов) и иных объек­тов налогообложения (ст. 13.5); неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины) (ст. 13.6); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбо­ра (пошлины) (ст. 13.7); непредставление налоговому ор­гану документов, сведений для осуществления налогового контроля (ст. 13.8); нарушение банком порядка открытия

счета плательщику (ст. 13.9); нарушение порядка и срока исполнения поручения, решений налоговор* и таможен­ного органа о перечислении налога, сбора (пошлины), пени (ст\ 13.10); неисполнение банком решения налогово­го или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика* налогового агента (ст. 13.11); не­законные начисление и выплата премий (ст. 13.12).




Уголовная ответственность наступает при совершении преступления, под которым понимается совершенное винов­ное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголов' ным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Согласно УК преступления против порядка налогооб­ложения: незаконное открытие счетов за пределами Рес­публики Беларусь (ст. 224); незаконная предприниматель­ская деятельность (ст. 233); легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным пу­тем (ст. 235); ложное банкротство (ст. 238); сокрытие бан­кротства (ст. 239); преднамеренное банкротство (ст. 240); уклонение от уплаты налогов (ст. 243).

12.2. финансовая ответственность и ее особенности. Основания финансовой ответственности. Состав и классификация налоговых правонарушений

Финансовая ответственность — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, приме­няемая уполномоченными на то государственными орга­нами и их должностными лицами к юридическим и физи­ческим лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспеченияюбществен-ных и государственных финансовых интересов.

Финансовая ответственность как разновидность юри­дической ответственности возникла относительно недав­но в связи с образованием финансового права как само­стоятельной отрасли права. Финансово-правовая ответст­венность в настоящее время находится в стадии формиро­вания, в силу чего сохраняется ряд дискуссионных вопро­сов и неясностей в определении не только понятия фи-

нансовой ответственности, но и ее места в системе юри­дической ответственности.

В национальном законодательстве о финансовой от­ветственности упоминается в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Данный Закон (ст. 9) определяет, что плательщики налогов несут уста­новленную законодательством Республики Беларусь ответ­ственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов в бюджет и соблюдение действующего за­конодательства о налогообложении.

Законодатель установил меру принуждения, выражаю­щуюся в денежной форме, применяемую уполномоченны­ми на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам за совершение налоговых правонарушений.

Финансовая ответственность устанавливается за нару­шение не только налогового, но и законодательства, регу­лирующего бюджетные отношения, т. е. данный вид ответ­ственности имеет отраслевую принадлежность.

Финансовая ответственность обладает всеми признака­ми, характерными для юридической ответственности: уста­новление ответственности государством и применение к пра­вонарушителям финансовых санкций; наступление ответст­венности лишь за совершение правонарушения; реализация ответственности в определенной процессуальной форме.

По своей правовой природе финансовая ответствен­ность сходна с административной ответственностью, так как аналогичным образом вытекает из правоотношений, ос­нованных на властном подчинении одной стороны другой.

' В то же время финансово-правовая ответственность обладает рядом специфических признаков:

- ее основанием является финансовое правонаруше­ние; устанавливается в финансово-правовых нормах;

— влечет для правонарушителя наступление отрицатель­ных последствий, как правило, имущественного (денеж­ного) характера.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В Тверской и Челябинской областях есть ограничение на минимальный размер шляпки срезанного гриба. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

"Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных и недревесных ресурсов, - заявили в Минприроды. - Это базовое положение лесного законодательства, которое неизменно!".

Фото: iStock

Фото: iStock

По нормативам Минприроды, сбор грибов и ягод разрешен всем желающим "для личных целей". Но при этом доходы от сдачи дикоросов налогами не облагаются и формально тоже не относятся к профессиональным занятиям, для которых нужны лицензии, договоры аренды участка и другие бумаги.

Поэтому у человека, отправившегося в лес по грибы и ягоды с собой никаких обязательных документов быть не должно и лесной инспектор не вправе их требовать.

"Лесной кодекс позволяет гражданам свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд (то есть для себя и своей семьи) собирать грибы, ягоды, лекарственные растения и прочее, - отметили в Минприроды. - К человеку, гуляющему с корзинкой, никаких вопросов у лесного инспектора не возникнет. Более того, арендаторам лесных участков запрещено мешать гражданам гулять по "их" земле и собирать выросшие там дары леса".

Вопросы у представителей власти скорее возникнут не к человеку с корзиной, а к тем, кто устраивает в лесах пусть даже временные хранилища и сушилки для собранных грибов, ягод и растений, добавили в министерстве. Кроме того, инспектор имеет полное право осмотреть собранный урожай на предмет "краснокнижных" или, например, галлюциногенных растений, - их сбор по понятным причинам запрещен. Спорить с лесничим не стоит - в своих владениях он имеет почти такие же права как полицейский. В том числе задержать человека, доставить его в отделение МВД, изъять орудие совершения правонарушения и транспортные средства.

Кроме федерального законодательства, в России действуют еще и региональные нормативные акты. В большинстве своем они дублируют общий порядок, однако могут быть и нюансы, о которых стоит знать. Например, в Тверской и Челябинской областях есть ограничение на минимальный размер шляпки срезанного гриба. У любителей мелких лисичек с диаметром шляпки меньше 1,5 см или груздей, у которых шляпка меньше 2,5 см, при проверке будут проблемы. В других местах могут проконтролировать, срезаны ли ножки грибов острым ножом - иные способы их отделения приводят к порче грибницы и потому караются по закону. Но это единичные случаи, и они не действуют для всей России.


Для предпринимателей, которые заготавливают в лесах грибы, ягоды, лекарственные и другие дикорастущие растения, существуют свои отдельные правила. Но применять их к отдельному гражданину никто не вправе, подчеркнули в министерстве.

При этом сбор грибов, ягод и других дикоросов имеет шансы со временем стать основой мощной экспортной отрасли. За прошлый год экспорт дикорастущих грибов, ягод и других растений вырос на 50% в натуральном выражении и более чем в два в денежном. Такие данные приводят аудиторы KPMG. Общие запасы лесных ягод России они оценивают в 8,8 млн тонн, грибов - в 3,5 млн тонн, кедровых орехов - в 1 млн тонн. Примерно половину из этих объемов имеет смысл заготавливать - остальные растут слишком далеко и их сбор стоит слишком дорого. При этом за прошлый год сбор ягод, который удалось отследить, составил лишь 150 тыс. тонн, грибов - 350 тыс. тонн, кедровых орехов - 40 тыс. тонн. По оценке аудиторов, и сбор, и экспорт могут вырасти в 15 раз.

Заготовка дикоросов в лесу идет двумя способами. Одни предприниматели арендуют лесные участки и собирают то, что там выросло, а потом отчитываются об объемах своих заготовок. Другие - открывают заготовительные пункты, где принимают лесные ресурсы от населения. В интернете и соцсетях есть множество объявлений о покупке собранных грибов и ягод.

Таких организаций по несколько десятков в каждом регионе и единой достоверной статистики по ним нет, только разрозненные цифры. Например, в Ярославской области, по данным объединения обществ промкооперации "Центросюза", за прошлый год было принято от населения почти 3 тыс. тонн дикоросов.

Профессиональные заготовители грибов в прошлом году брали в аренду 30 тыс. га лесного фонда, сообщили в Рослесинфорге. В 11 регионах они собрали 65 тыс. тонн грибов, причем 50 тыс. тонн пришлись на одного арендатора из Тюменской области. Ягодами занимался 31 заготовитель на площади в 6 тыс. га. В восьми регионах ими было собрано 54 тыс. тонн ягод.

Фото: photoxpress

Фото: photoxpress

Цены у заготовителей варьируются от сезона к сезону, зависят от урожая и множества других факторов, отметили в "Центросоюзе". Сейчас время заготовки лекарственных растений, ягоды начнут принимать в июне, грибы - в июле. Но в целом за сезон удачливый грибник может сдать даров леса на 100 тысяч рублей, рассказали сельские жители, для которых этот промысел - хорошее подспорье для жизни.

"Существенный объем дикоросов собирается, перерабатывается и реализуется гражданами в частном порядке (торговля с лотков на местных рынках, на приграничных территориях между государствами, у дорог), - отмечают эксперты KPMG. - По некоторым оценкам, нелегализованный рынок дикоросов в несколько раз превышает объем легального, что создает сильную конкуренцию законным производителям".

Читайте также: