Ставки налога на прибыль в разных странах

Опубликовано: 20.04.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

Иллюстрация

В мире, похоже, зреет глобальная налоговая реформа. Если в России в очередной раз озадачились механизмами взимания налогов с IT-гигантов, не имеющих представительств в России: на этот раз спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что крупнейшие интернет-компании, пользуясь отсутствием своих представительств в России и зарабатывая в нашей стране гигантские деньги, не платят налоги в бюджет страны, что снижает конкурентоспособность отечественных игроков рынка, то США, традиционно преследуя глобальные цели, подумывает провести масштабную налоговую реформу, приняв или установив единые для стран, входящих в ОЭСР, правила. Известно, что Россия — не единственная страна, активно поднимающая тему налогообложения IT-гигантов. Как отметила Матвиенко, данная проблема имеет глобальный характер и вопрос о предоставлении прав на взимание налогов с цифровых компаний теми юрисдикциями, на рынках которых они работают, без их физического присутствия, обсуждается на мировом уровне. Возможно, предположила спикер Совета Федерации, такой подход окажется перспективным.

А тем временем, как сообщает издание ИноСМИ, возник документ министерства финансов США, в котором в общих чертах изложены налоговые планы Джо Байдена. Сам по себе заголовок документа носит весьма противоречивый характер: «Мировому демпинговому соперничеству должен быть положен конец». Собственно на противоречивость, к слову, не сулящую другим странам с низким спросом по причине невысокой численности населения ничего хорошего, намекает сама суть документа, а главное — повод или обоснования предлагаемых налоговых новшеств. Как указывает ИноСМИ, в документе говорится, что за прошедшие 20 лет США в борьбе за конкурентоспособность постоянно снижали корпоративные налоги, а вот теперь, утверждается, этому будет положен конец. То есть тот самый демпинг, «организованный долларом» и в результате которого выросли транснациональные «монстры», не только называется демпингом мировым, но и собственно признается штатами таковым. При этом документ уже направлен минфином США в другие государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

БУДЬТЕ В КУРСЕ

  • 12.05.21 Рынок США: риски повышения ставок сдерживают покупателей
  • 27.04.21 Рынки США переоценили новости о росте налогов
  • 15.03.21 Привлечь Google к ответу не мешает уже ничего – Washington Examiner

Если коротко, то суть документа сводится к тому, что предлагается ввести некий единый мировой корпоративный налог с минимальной ставкой в 21% для всех без исключения транснациональных корпораций, а не только на цифровые концерны. Причем, отметим, не стоит забывать про приставку «пока». То есть пока, в случае, конечно же, единого порыва всех стран ОЭСР ввести глобальный налог, он будет распространяться на транснациональные корпорации, а там глядишь — и на иные крупные компании. Заметим при этом, четкого определения, что есть транснациональная компания, не приводится. И если фантазировать, то можно задаться вопросом — могут ли в данном случае российские экспортеры, допустим, газа и нефти, попасть под глобальный налог, как и ряд других крупнейших экспортеров страны?! И, несмотря на то, что сотрудничество России с ОЭСР проходит в формате техническом, ответ на этот вопрос имеет значение. Потому как по предлагаемому минфином США плану налогообложение транснациональных компаний будет частично ориентироваться на товарооборот в той или иной стране. В будущем, как сообщается, это не позволит компаниям прибедняться и практически не платить налогов в стране, хотя там они хорошо зарабатывают. Пока же, отметим, в отсутствии такого конкретного определения, видимо, стоит ориентироваться на Global Top 100 companies, который ежегодно составляет PricewaterhouseCoopers (PwC). Газета «Хандельсблатт», на которую ссылается издание ИноСМИ, пишет, что немецкая экономика при переходе на глобальный налог может столкнуться с лимитированием оборотов, но сможет смириться с этим. Из-за высоких оборотных лимитов многие компании будут продолжать платить налоги в Германии. В мировом масштабе новые планы затронут лишь 100 концернов. При этом потери больших концернов могут компенсироваться дополнительными доходами от Google и ему подобных, если все члены ОЭСР примут одну модель налогообложения. Только вот никто, замечу, при этом не обозначил — не придется ли, допустим, странам, в частности — Китаю, покончить со своим суверенным интернетом и укротить свое желание в развитии собственных цифровых гигантов, если так называемую разницу в доходах от налогов можно будет компенсировать лишь за счет налогов от «Google и ему подобных».

О каких потерях идет речь? Немецкая газета пишет, что до сих пор компании платили налоги там, где были зарегистрированы их штаб-квартиры. Поэтому, например, самый крупный автопроизводитель Германии Volkswagen (VW) платит налоги преимущественно в Германии. В будущем при налогообложении предприятия значительную роль будет играть и место, где оно получает доходы, а также их размер. В случае с VW, например, это означает, что концерн будет платить больше налогов в Китае, потому что Народная Республика является для производителя автомобилей важным рынком сбыта. С другой стороны, это означает также, что VW будет платить меньше налогов в Германии.

«Вопрос, не нанесет ли новая реформа ущерб немецкой казне, спорный», — предостерегают промышленные союзы. По их оценкам, в казне Германии из-за нового глобального перераспределения налогов ежегодно будут недосчитываться миллиардов евро.

Вот и получается, что прежде чем вводить глобальный корпоративный налог, странам стоило бы определиться в том числе с понятием «транснациональных компаний», на которых «пока» он может распространяться в случае единодушного порыва по его введению. Иначе, предположим, может выйти так, что им придется «молиться», условно, на Google, так как их собственные промышленные предприятия и прочие крупные компании могут предпочесть переезд на непосредственные рынки сбыта. Но это лишь предположения.

Вполне вероятно, что найдется управа на тех, кто в таком соглашении участвовать не захочет, пишут «Известия». По словам доцента факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергея Хестанова, механизм будет прост: против «отказников» введут импортные пошлины, что вынудит их уступить. В свою очередь, Антон Прокудин считает, что проблема с минимизацией налогов на самом деле глубже и не сводится к одним лишь ставкам.

Что касается России, далее пишет газета, то эксперты сходятся во мнении, что особенного эффекта (во всяком случае, прямого) глобальная налоговая реформа на нашу страну не окажет.

Сергей Хестанов считает, что для России сейчас гораздо важнее вводимый странами ЕС (с которыми РФ торгует намного больше, чем с США) углеродный налог, если учитывать зависимость страны от экспорта углеводородов. Тем не менее данный вопрос в стране практически не обсуждается.

Ставки налога, декларация, отчетность

Этот материал обновлен 20.04.2021

Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог

Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

Кто не платит

Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

  1. Они имеют право на ставку 0% по налогу на прибыль.
  2. Они не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

  1. Работают в сфере игорного бизнеса.
  2. Ведут деятельность со специальным режимом налогообложения: ЕСХН или УСН.

Имеют право на ставку 0% компании, которые:

  1. Участвуют в проекте «Сколково», но при определенных условиях.
  2. Работают в сфере здравоохранения или образования, но при выполнении определенных условий.
  3. Оказывают социальные услуги гражданам — тоже при выполнении определенных условий.
  4. Оказывают гостиничные услуги на территории Дальневосточного федерального округа — опять же при выполнении определенных условий.
  5. Реализуют сельскохозяйственную продукцию собственного производства и переработки.

Виды доходов и расходов

К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

  1. От реализации товаров, работ, услуг.
  2. От реализации имущественных прав, например от сдачи квартиры в аренду.
  3. Внереализационные доходы — то есть доходы, которые напрямую не относятся к работе организации, например доход от процентов по договору займа.

Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

Cтавки налога на прибыль в 2021 году

Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

Специальные ставки региональной и федеральной частей налога на прибыль действуют для российских ИТ-компаний . Они должны платить в федеральный бюджет 3%, а в региональный — 0%. Такие же ставки применяются для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

  1. Проценты по некоторым ценным бумагам — по ним ставка 15%.
  2. Дивиденды от российской или иностранной компании. Налог на прибыль по ним от 0 до 13%.

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

  1. Определяем налоговую базу: доходы от реализации и внереализационные доходы минус расходы.
  2. Если есть убыток прошлых лет, вычитаем его из налоговой базы. В 2021 году можно уменьшить налогооблагаемую базу на убыток не более чем на 50%.
  3. Определяем ставку налога. Если ставок несколько, расчет ведется раздельно по каждой ставке.
  4. Умножаем налоговую базу на ставку — получаем сумму авансового платежа по налогу, если речь об отчетном периоде, или сумму налога, если считаем за год.
  5. Если считаем налог за второй и последующие отчетные периоды, из сумма налога за данный период отнимаем суммы налога за предыдущие периоды в рамках этого же календарного года.

Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.


Порядок взимания налога на доходы физических лиц имеет свои особенности в каждой конкретной стране. В некоторых странах ставка подоходного налога для всех одинакова вне зависимости от величины дохода. Например, в России действует плоская шкала подоходного налога: одинаковая ставка 13 % для всех, включая дворников и олигархов. Перечисление подоходного налога на зарплату в бюджет осуществляется организацией, где трудится сотрудник. В большинстве развитых стран действует прогрессивная ставка подоходного налога (принцип такой, что чем выше годовой доход, тем выше ставка налога). В США граждане уплачивают подоходный налог самостоятельно. Заработная плата выдается на руки в полном объеме. Гражданин США обязан перечислять налоги в бюджет со своего банковского счета самостоятельно. В Соединенных Штатах работает эффективная система налогового контроля, которая быстро выявляет должников и напоминает им о необходимости исполнения налоговых обязательств. Поэтому количество уклонистов по стране весьма незначительное.

В большинстве стран, которые пользуются популярностью на российском рынке иммиграции и второго гражданства (США, Канада, Австралия, Великобритания, Германия, Франция и др.) ставка налога на личные доходы выше, чем в России. Поэтому, если Ваши доходы высоки, то при осуществлении процедуры бизнес иммиграции вопрос налогов, которые придется платить, едва ли не один из главных. Скажем больше, в некоторых случаях вопрос налогов становится камнем преткновения. Например, Испания, будучи популярной страной для иммиграции среднего класса, не является таковой для богатых людей. Ставка подоходного налога в Испании доходит до 48 %, специальные налоговые режимы для инвесторов отсутствуют. Поэтому российский бизнесмен, который платит налог на дивиденды или другие личные доходы в РФ на уровне ставки 6 % (как частный предприниматель) или 13 %, вряд ли захочет доплачивать разницу в Испании за привилегию проживания под солнцем…

Страны с отсутствием подоходного налога
Как это ни удивительно звучит в век всемирной борьбы с оффшорами и уклонением тот уплаты налогов, но существуют государства, которые полностью освободили своих граждан от уплаты подоходного налога. Как правило, это либо крохотные княжества в Европе, либо небольшие островные государства из разряда «банановых», либо сырьевые страны Ближнего Востока (Монако, Багамы, Бермуды, ОАЭ, Кувейт, Катар и некоторые другие). Как видим, в этом небольшом списке кроме Монако и Арабских Эмиратов, которые сами по себе страны на любителя, интересных для иммиграции стран нет. При правильном налоговом планировании нулевую ставку подоходного налога можно получить в Андорре (хотя формально с 2015 года в Княжестве действует плоская шкала налога 10 %).

Страны с низкой ставкой подоходного налога
Среди стран с низкой ставкой подоходного налога отметим Беларусь (12 %), Сингапур (11,75 %), Андорру (10 %), Болгарию (10 %) и Казахстан (10 %). В этом списке наибольшего внимания заслуживает Болгария. В стране есть программа, позволяющая иностранным инвесторам получить ПМЖ в Болгарии на основании инвестиции 1,000,000 левов (512,000 евро). Если через год после получения ПМЖ вложить дополнительно еще 512,000 евро, то можно получить гражданство. С 2007 года Республика Болгария является членом Евросоюза, поэтому болгарский паспорт позволит проживать и работать в любой из 28 стран ЕС. В Болгарии совмещаются два приятных момента – низкая ставка подоходного налога и возможность быстрого получения гражданства ЕС при условии инвестирования 1,024,000 евро.

Налоговые льготы для иностранных инвесторов
Некоторые страны, которые желают привлечь больше иностранных инвестиций и состоятельных граждан, могут предлагать специальные налоговые режимы. Эти специальные льготные налоговые режимы для новых налоговых резидентов могут длиться сколько угодно долго (Швейцария, Великобритания, Мальта) или быть ограниченными во времени (например, Канада или Португалия). В рамках обзорной публикации осветить все нюансы невозможно, поэтому потенциальным бизнес иммигрантам мы рекомендуем посетить наши консультации для получения индивидуальных иммиграционных и налоговых решений.

Наши телефоны: +7 (962)937-26-73 - в Москве, +7 (812) 920-36-52 в Санкт-Петербурге, +7 (918) 448-4922 в Краснодаре,
записывайтесь на консультацию, пишите нам письмо.

2006 - 2021 © Данный материал защищен законом об авторском праве РФ. Допускается копирование в онлайн изданиях при условии сохранения html-форматирования и при наличии гиперссылки на страницу-источник.


ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ





  • 1
  • 2
  • »

Н алогообложение в странах Евросоюза (ЕС)

В Европе давно существует логичная и прозрачная система налогообложения, поэтому система налогов ЕС понятна европейским налогоплательщикам.

Более подробно о налогах в разных странах Европы вы можете прочитать выше в налоговом разделе каждой страны. Наша компания оказывает налоговые консультации и помощь налоговых юристов в любой стране Европы уже 15 лет.

В России и СНГ несовершенство фискальных систем беспокоит обычных граждан и бизнесменов, желающих сохранить и приумножить свой капитал. Возможность снижения налогового бремени – одна из причин, по которым обеспеченные россияне получают ВНЖ и ПМЖ в Европе.

Очевидно, что налоги в европейских странах везде разные в силу местных особенностей. Попытки интегрировать в ЕС единую систему налогообложения успехом не увенчались в силу разного уровня развития Германии, Испании, Чехии и других государств ЕС.

Соответственно, ставка подоходного налога с физических лиц в Европе, являющегося важным источником поступлений в бюджет, сильно отличается. Имеются и другие различия, о которых стоит узнать подробнее.

Фискальная система Нидерландов считается достаточно гибкой. Особенно это касается предпринимателей: в зависимости от оборота и вида деятельности применяется большое количество ставок.

Налогоплательщики в Голландии уплачивают следующие виды налогов:

  • НДС, базовая ставка которого равна 21%.
  • Корпоративный налог (от 20%).
  • Подоходный налог, размер которого зависит от зарплаты.

Дополнительно граждане производят отчисления от прибыли с вкладов (4%), с прироста капитала (25% с учетом дивидендов), за владение недвижимостью (0,1-0,3%).

Иностранцам, которые работают в стране или инвестируют в ее экономику, нужно подать налоговую декларацию в Голландии, это можно сделать с помощью наших юристов в Нидерландах. Декларация, которая называется «aangifte», заполняется в электронном виде и подается до 1 апреля. Если этот срок пропущен – разрешается попросить отсрочку до 3 месяцев, в противном случае может быть выписан штраф.

В стране с сильнейшей в Европе экономикой подоходный налог для физических лиц является прогрессивным. Диапазон составляет от 15 до 45%, имеются и налоговые льготы (например, на образование детей). Также существуют экзотичные для россиян налоги (например, сбор с владельцев собак).

Собранные средства распределяются между муниципалитетом, землей и федеральным правительством. Нерезиденты обязаны отчислять налог на прибыль, полученную в Германии.

Базовая ставка НДС для предпринимателей в Германии составляет 19%. Для бизнесменов, оказывающих гостиничные услуги, а также производителей товаров первой необходимости (например, продуктов питания) он снижен до 7%. Причем сниженная ставка распространяется не только на хлеб и молоко, но и на деликатесы вроде фуа-гра и черепашьего мяса.

В числе стран с самым либеральным и благоприятным налоговым режимом можно назвать Лихтенштейн и Швейцарию. Но если крохотное княжество особого интереса к инвестициям не проявляет, то власти Швейцарии вполне могут одобрить бизнес-проект, полезный экономике.

Налог на доходы физических лиц в Швейцарии состоит из трех частей:

  • Федеральный налог, или Bundessteuer.
  • Коммунальный налог.
  • Кантональный налог.

Кантоны характеризуются высокой степенью налоговой автономии, благодаря чему фискальное бремя может сильно отличаться в зависимости от региона. Зато все жители страны платят налог на богатство: от 0,01 до 1% стоимости недвижимости, ценных бумаг и других активов. Сроки подачи налоговой декларации в кантонах Швейцарии разные, и их нужно соблюдать: за просрочку предусмотрены штрафы.

С Испанией, как и с другими странами ЕС, у России подписано соглашение об отмене двойного налогообложения. Фискальная система является трехуровневой, то есть на территории Испании действуют следующие виды налогов:

  • Государственные (подоходный налог со ставкой от 21 до 52%, налог на прибыль).
  • Региональные (налог на переход собственности, на операции экономического характера).
  • Местные, один из которых – налог на недвижимое имущество. На его размер влияет кадастровая стоимость, площадь объекта, его месторасположение. Так, за недвижимость в Мадриде придется платить 0,4% в год, а в Барселоне – уже 0,9%.

Подать налоговую декларацию в Испании нужно до 30 июня следующего года. Чтобы точно рассчитать причитающуюся к оплате сумму, лучше воспользоваться услугами налогового советника.

Чехия – недорогая и комфортная для жизни страна, налоговое резидентство в которой бывает очень выгодным. Налогом на доходы с физических лиц здесь облагаются следующие источники:

  1. Доход от работы по найму (рассчитывается по ставке 15%).
  2. Прибыль от предпринимательства. С суммы до 414 000 крон налог не берется, с прибыли сверх этого показателя придется заплатить 15%.
  3. Доход от капитала.
  4. Доход от сдачи недвижимости в аренду.

Не станет обременительной и уплата налога на недвижимость, который составляет около 100 евро в год. Платить его обязаны и нерезиденты, а если собственность захочется продать – нужно перечислить в бюджет 4%.

Чехия является не самой популярной страной среди российских инвесторов, а вот бизнесмены-европейцы уже оценили ее преимущества. Ставки налога на доходы и налога с корпораций находятся на разумном уровне, к тому же предприниматели могут умело применять аккордные вычеты. Механизм расчета и уплаты фискальных сборов максимально упрощен, а подать налоговую декларацию в Чехии можно в электронном виде.

Фискальная система Франции достаточно строга: отчисления могут забирать до половины дохода налогоплательщиков. Однако она отличается социальной направленностью, и налоговых льгот в стране немало.

Исторически сложилось так, что во Франции преобладают косвенные налоги, начисляемые по принципу: кто больше потребляет – тот больше платит. Не случайно НДС появился именно здесь. Ставка подоходного налога для физических лиц варьируется от 5,5 до 49%. На нее влияет как размер прибыли, так и наличие детей и другие факторы.

Подать налоговую декларацию во Франции обязан каждый человек, что-то зарабатывающий на территории страны. Французским законодательством установлено два вида этого документа:

  • Cerfa 2042 – для резидентов.
  • Cerfa 2042 NR – для нерезидентов.

При первичном заполнении формы необходимо подать ее бумажный вариант в Centre des Fanances Publiques (налоговую администрацию) по месту жительства. В дальнейшем по почте будет ежегодно приходить предварительно заполненный бланк. Его необходимо подкорректировать и выслать также почтой либо через интернет. Сроки подачи налоговой декларации во Франции придется уточнять, поскольку они периодически меняются.

Различие систем налогообложения в разных странах Европы дает возможность выбрать оптимальный вариант оптимизации расходов.

Чтобы определиться с «налоговой гаванью», а также подробно узнать об оформлении ВНЖ, ПМЖ и гражданства в Европе, стоит обратиться за консультацией к специалистам компании «Еврогруппа Консалт».

Читайте также: