Карточка обеспечения уплаты таможенных пошлин

Опубликовано: 16.05.2024

Обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования предоставляется в таможенный орган при:

- помещении под таможенную процедуру таможенного транзита транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных на таможенной территории Таможенного союза и территории иностранного государства;
- временном ввозе физическими лицами государств-членов Таможенного союза на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств;
- в иных случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.

Уплата ввозных таможенных платежей обеспечивается способами, установленными ТК ТС и (или) законодательством государства-члена Таможенного союза, в следующих размерах:

1) в отношении автомобилей - в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске автомобилей в свободное обращение, если иные размеры не установлены в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или международными договорами государств-членов Таможенного союза;
2) в отношении товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, за исключением автомобилей, – в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров в свободное обращение.

Денежные средства, внесенные на депозит в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, перезачитываются в счет уплаты таможенных платежей

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, установленных ст.85 и ст.217 ТК ТС , в частности, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения.

При таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если:

1) в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;
2) товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;
3) это установлено международными договорами;
4) товары перевозятся под таможенным сопровождением;
5) в иных случаях, установленных Таможенным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Стоит отметить, что данное обеспечение необходимо внести заблаговременно, до момента пересечения границы ввозимым транспортным средством.

В соответствии со ст.86 ТК ТС , существует несколько способов обеспечения уплаты таможенных платежей:

1) залогом товаров и иного имущества
2) банковской гарантией
3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа
4) поручительством

Наиболее распространенными являются способ поручительства и внесения денежных средств через кассу или на счет таможенного органа.

Договор поручительства используется в качестве гарантии доставки транспортного средства в установленные сроки и в надлежащий таможенный орган по месту проживания физического лица для таможенного оформления. Как правило, поручителем выступают таможенные представители либо владельцы СВХ. Договор заключается между таможенным органом, который будет производить таможенное оформление ввозимого автомобиля, и поручителем.

Наиболее удобным способом обеспечения уплаты является внесение денежных средств в кассу таможенного органа.

Денежные средства вносятся физическим лицом в кассу или на счет таможенного органа по месту жительства или регистрации физического лица при предоставлении:

1) Заявления
2) Удостоверения личности физического лица
3) Заграничного паспорта – в случае самостоятельного ввоза транспортного средства
4) Нотариальной доверенности – в случае если обеспечение вносится третьим лицом

На данный момент в РФ установлен фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств, установленный Приказом ФТС РФ от 13.12.2010г. № 2385 .

В качестве подтверждения обеспечения уплаты таможенных платежей служит таможенная расписка и гарантийный сертификат, выданные таможенным органом для надлежащего порядка перемещения транспортного средства по процедуре таможенного транзита из пункта пропуска до пункта таможенного оформления. В случае отсутствия данных документов транспортное средство помещается на платную парковку в пункте пропуска до факта предоставления надлежащих документов.

Если при внесении обеспечения уплаты таможенных платежей физическое лицо представляет документы, позволяющие точно идентифицировать транспортное средство, которое будет ввозиться им на территорию ТС (марка, модель (модификация), год выпуска, объем двигателя, мощность двигателя, идентификационный номер), таможенный орган производит расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов самостоятельно, не используя фиксированный размер обеспечения уплаты, и вносит соответствующие пометки в таможенной расписке и гарантийном сертификате.

В случае если сумма обеспечения превышает сумму начисленных таможенных платежей, физическое лицо вправе вернуть эти средства на основании письменного обращения в таможенный орган с просьбой возврата излишне уплаченных платежей.

Возврат суммы обеспечения уплаты таможенных платежей осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы перечисляются в федеральный бюджет и возврату не подлежат.

Суммы обеспечения возвращаются в валюте платежа при представлении плательщиком оригинала третьего экземпляра таможенной расписки.

В случае перемещения транспортных средств беженцами и вынужденными переселенцами , таким лицам предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей также не вносится.

По желанию физического лица, перемещающего транспортное средство, в отношении которого предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин и (или) налогов, в таможенном органе назначения может производиться оформление разрешения на доставку транспортного средства. Данное разрешение выдается по мотивированному обращению в таможенный орган в свободной форме, с указанием обстоятельств ввоза и сведений о льготах. Разрешение на доставку транспортного средства действительно только при предоставлении заверенных подтверждающих документов поименованных в документе.

Форма таможенной расписки и добавочного листа

Образец разрешения на доставку транспортного средства

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 февраля 2004 г.

Регистрационный N 5545

В целях усиления контроля за обеспечением уплаты таможенных платежей и иных обязательств, предусмотренных таможенным законодательством, а также упрощения расчетов при уплате таможенных платежей и сокращения сроков таможенного оформления товаров приказываю :

1. Утвердить прилагаемую технологию применения микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) при обеспечении уплаты таможенных платежей (далее - технология).

2. Начальникам таможенных органов обеспечить применение технологии в случаях, когда в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации необходимо обеспечение уплаты таможенных платежей, в т.ч. при оформлении доставки под таможенным контролем транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, при условии использования для этих целей микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), эмитированных в соответствии с приказом ГТК России от 03.08.2001 N 757 "О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей" (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2001, рег. N 2865).

3. Таможенным органам довести положения настоящего приказа до заинтересованных лиц, расположенных в регионах деятельности.

4. Считать утратившим силу приказ ГТК России от 02.09.2002 N 929 "О применении микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)" (зарегистрирован Минюстом России 19.09.2002, рег. N 3812).

Контроль за настоящим приказом оставляю за собой.

Председатель Комитета
действительный государственийи советник
таможенной службы Российской Федерации
М. Ванин

Технология применения микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) при обеспечении уплаты таможенных платежей

I. Общие положения

1. Настоящая технология разработана для возможности применения микропроцессорных пластиковых карт, являющихся средством доступа к банковскому счету в банке-эмитенте через электронные терминалы или иные устройства и содержащие информацию, позволяющую держателю карты осуществлять таможенные платежи и резервирование денежных средств для таможенных целей (далее - таможенных карт), эмитированных банками-эмитентами в соответствии с приказом ГТК России от 03.08.2001 N 757 "О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей" (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2001, рег. N 2865), при обеспечении уплаты таможенных платежей за исключением случаев получения импортерами акцизных марок.

Настоящая технология определяет порядок приема таможенными органами таможенных карт для осуществления операций резервирования и разрезервирования денежных средств, а также уплаты таможенных платежей из резервированных денежных средств и учета проведенных по таможенным картам операций.

Резервирование представляет собой блокировку на счете держателя счета в банке-эмитенте (плательщика) суммы денежных средств в размере необходимого обеспечения выполнения обязательств перед таможенным органом.

Таможенная карта представляется в таможенный орган законным пользователем таможенной карты, выступающим от имени держателя счета в банке-эмитенте (далее - держатель карты).

2. Возможность использования таможенных карт при обеспечении уплаты таможенных платежей ограничивается размером обеспечения, внесенного организацией, осуществляющей координацию эмиссии таможенных карт и действий всех участников платежной системы (далее - единым координатором эмиссии таможенных карт). Единый координатор эмиссии таможенных карт определяется банками-эмитентами и согласовывается с ГТК России.

В качестве банка-эмитента может выступать любая кредитная организация, имеющая соответствующее разрешение Банка России на осуществление банковских операций и заключившая договор с единым координатором эмиссии таможенных карт о возможности эмиссии таможенных карт.

3. В качестве обеспечения обязательств перед таможенными органами используется представленная в таможенный орган единым координатором эмиссии таможенных карт банковская гарантия банка, включенного в реестр банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, или договор поручительства между единым координатором эмиссии таможенных карт и таможенным органом.

При необходимости использования таможенных карт одновременно в нескольких регионах допускается представление единым координатором эмиссии таможенных карт банковских гарантий или договоров поручительства в ГТК России. В этом случае контроль за достаточностью общей суммы обеспечения уплаты таможенных платежей по банковским гарантиям или договорам поручительства осуществляет ГТК России.

4. Сумма денежных средств, подлежащих резервированию, рассчитывается исходя из суммы необходимого обеспечения уплаты таможенных платежей.

Размер общей суммы денежных средств, одновременно зарезервированных таможенными органами в соответствии с настоящей технологией, не должен превышать общей суммы обеспечения, представленной таможенным органам в соответствии с пунктом 3 настоящей технологии.

5. Если общая сумма одновременно зарезервированных денежных средств оказалась равной общей сумме обеспечения, представленной таможенным органам в соответствии с пунктом 3 настоящей технологии, таможенные карты к резервированию таможенными органами не принимаются до момента разрезервирования необходимой суммы либо увеличения координатором эмиссии общей суммы обеспечения, представленного в таможенные органы в соответствии с пунктом 3 настоящей технологии.

6. В случае выполнения обязательств перед таможенными органами, при обеспечении которых применялось резервирование с применением таможенных карт, зарезервированные денежные средства подлежат разрезервированию, при этом по желанию плательщика они могут быть использованы для уплаты таможенных платежей.

7. Если таможенное оформление товаров производит один таможенный орган, а резервирование денежных средств в отношении этих товаров было осуществлено в другом таможенном органе, допускается их разрезервирование или использование для уплаты таможенных платежей в таможенном органе, производящем таможенное оформление.

8. Применение таможенных карт для резервирования денежных средств в пользу третьих лиц допускается по письменному заявлению плательщика.

При этом, используя электронный терминал, инспектор на чеках по операциям дополнительно указывает ИНН (если известен) и (или) код ОКПО организации либо номер паспорта лица, за которого осуществляются указанные операции.

II. Порядок проведения резервирования

9. Для применения таможенных карт при обеспечении уплаты таможенных платежей держатель таможенной карты предъявляет ее вместе с комплектом необходимых документов должностному лицу таможенного органа, отвечающему за прием таможенных карт при осуществлении резервирования (разрезервирования) денежных средств (далее - инспектор).

10. Инспектор, приняв от держателя таможенную карту, предлагает ему набрать на выносном пульте электронного терминала персональный код (PIN-код) данной таможенной карты.

Электронным терминалом является устройство, способное осуществлять процедуру проверки таможенных карт с целью получения разрешения от банка-эмитента на проведение операций по ним.

Персональный код представляет собой индивидуальный код таможенной карты, позволяющий осуществлять авторизацию по ней, резервирование денежных средств или уплату таможенных платежей. PIN-код конкретной таможенной карты известен только ее держателю.

11. В случае правильного набора держателем карты ее PIN-кода инспектор через электронный терминал осуществляет авторизацию (запрос о проверке таможенной карты с целью получения подтверждения от процессингового центра о возможности совершения запрашиваемой операции) таможенной карты и набирает на электронном терминале сумму денежных средств, подлежащих резервированию.

Процессинговый центр представляет собой компьютерно-телекоммуникационный центр, обеспечивающий доступ к платежным системам и банкам-эмитентам таможенных карт, а также информационную поддержку таможенных органов по производимым операциям с применением таможенных карт.

12. При необходимости (в случае проведения операции за третье лицо) инспектор набирает на электронном терминале ИНН (если известен) и (или) код ОКПО либо номер паспорта лица, за которого осуществляются указанные операции и сумму резервирования.

13. В случае отказа процессингового центра в подтверждении возможности проведения операции инспектор возвращает таможенную карту ее держателю вместе с комплектом документов.

14. При получении положительного подтверждения авторизационного центра электронный терминал распечатывает первый экземпляр чека резервирования.

15. Держатель карты расписывается на первом экземпляре чека резервирования, после чего инспектор проверяет идентичность подписи на чеке резервирования с образцом подписи держателя карты.

В случае несовпадения образца подписи держателя карты с подписью на первом экземпляре чека резервирования или отказа держателя таможенной карты подписать первый экземпляр чека резервирования, инспектор возвращает таможенную карту с комплектом документов ее держателю и нажимает на электронном терминале соответствующую клавишу отмены операции резервирования денежных средств, после чего в присутствии держателя карты уничтожает первый экземпляр распечатанного чека резервирования.

В случае совпадения подписи на первом экземпляре чека резервирования с образцом подписи держателя карты инспектор подтверждает операцию резервирования нажатием соответствующей клавиши на электронном терминале и распечатывает второй и третий экземпляры чека резервирования.

16. Наличие подписанного держателем карты первого экземпляра чека резервирования является подтверждением резервирования указанной в нем суммы денежных средств на счете плательщика.

17. Инспектор в первый экземпляр чека резервирования с подписью держателя карты вносит данные, удостоверяющие личность держателя карты, которые заверяет личной номерной печатью и подписывает (с расшифровкой подписи).

На втором и третьем экземплярах чека резервирования инспектор делает запись "РЕЗЕРВИРОВАНО", которую заверяет личной номерной печатью и подписывает (с расшифровкой подписи).

Второй экземпляр чека резервирования передается держателю карты, а третий экземпляр чека резервирования - приобщает к комплекту документов, внося (при необходимости) в опись документов номер и дату чека резервирования.

18. После завершения каждой успешной операции резервирования инспектор осуществляет инкассацию электронного терминала (передачу в процессинговый центр информации о совершенной операции). При этом электронный терминал распечатывает чек инкассации в одном экземпляре.

После этого инспектор возвращает таможенную карту ее держателю вместе со вторым экземпляром чека резервирования.

19. Распечатанный чек инкассации вместе с первым экземпляром чека резервирования (с подписью держателя таможенной карты) передаются инспектором в отдел федеральных таможенных доходов и учета денежных средств таможни.

III. Проведение операции разрезервирования

20. В случае выполнения обязательств перед таможенными органами зарезервированные с применением таможенной карты денежные средства подлежат разрезервированию.

21. В случае использования части зарезервированных денежных средств для уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении товаров разрезервированию подлежит только их неиспользованная часть.

22. Для осуществления разрезервирования денежных средств держатель карты предъявляет инспектору таможенную карту, с применением которой производились резервирование и подтверждение исполнения в полном объеме обязательств перед таможенными органами, либо иные необходимые для возврата обеспечения документы, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

23. Инспектор после выполнения действий, перечисленных в пунктах 10, 11 и 13 настоящей технологии, приступает к разрезервированию через электронный терминал денежных средств.

24. В случае отказа процессингового центра в авторизации предъявленной для разрезервирования таможенной карты либо неправильного указания держателем карты ее PIN-кода инспектор отказывает держателю карты в разрезервировании денежных средств и возвращает ему таможенную карту с комплектом документов.

25. В случае успешного завершения процедуры разрезервирования денежных средств электронный терминал распечатывает три экземпляра чека разрезервирования. После чего производится инкассация электронного терминала.

Первый и третий экземпляры чека разрезервирования с записью "РАЗРЕЗЕРВИРОВАНО", заверенной личной номерной печатью и подписью (с расшифровкой) инспектора и чек инкассации остаются в таможенном органе, второй экземпляр чека разрезервирования с записью "РАЗРЕЗЕРВИРОВАНО", заверенной личной номерной печатью и подписью (с расшифровкой) инспектора, отдается держателю карты как подтверждение разрезервирования денежных средств на счете плательщика.

26. Разрезервирование денежных средств может производиться по любой таможенной карте держателя счета в банке-эмитенте при условии, что таможенная карта, с применением которой осуществлялось резервирование денежных средств, и таможенная карта, представленная в таможенный орган для их разрезервирования, являются средством доступа к одному и тому же банковскому счету плательщика в банке-эмитенте.

IV. Заключительные положения

27. Ежедневно по итогам операционного дня инспектор формирует в электронном виде отчет о проведенных операциях резервирования и разрезервирования денежных средств, уплаты таможенных платежей из разрезервированных денежных средств, который передает не позднее 11.00 следующего дня электронной почтой в отдел федеральных таможенных доходов и учета денежных средств таможни.

28. Оригинал отчета и первые экземпляры чеков резервирования и разрезервирования вместе с чеками инкассации инспектор в течение трех рабочих дней направляет в отдел федеральных таможенных доходов и учета денежных средств таможни для осуществления контроля за поступлением денежных средств и их перечислением в соответствии с установленным порядком.

29. При необходимости по просьбе держателя карты инспектор выдает держателю карты письменное подтверждение резервирования денежных средств, которое оформляется на бланке таможенного приходного ордера.

Подтверждение выдается только держателю карты, с применением которой осуществлялось резервирование, либо иному уполномоченному представителю плательщика.

30. Если обязательства перед таможенным органом, при обеспечении которых применялись таможенные карты, не исполнены в установленный срок или исполнены не в полном объеме, взыскание требуемых сумм осуществляется с лица, ответственного за уплату таможенных платежей, а при невозможности списания зарезервированных денежных средств - с лица, предоставившего обеспечение в соответствии с п. 3 настоящей технологии.

Статья 85. Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях:

1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств-членов таможенного союза;

3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

4) при выпуске товаров в соответствии со статьей 198 настоящего Кодекса;

5) иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, международными договорами и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется:

1) если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

3. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита - также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи, части второй пункта 1 статьи 87 и главе 3 настоящего Кодекса.

5. При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение не определен законодательством государства-члена таможенного союза.

Таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия, определяются международным договором государств-членов таможенного союза.

6. Возврат (зачет) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при условии, если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло.

Статья 86. Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

денежными средствами (деньгами);

Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим таможенным органом.

4. Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяются законодательством государства-члена таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.

Статья 87. Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Если одним и тем же лицом на территории одного из государств-членов таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства-члена таможенного союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение).

Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения на территории одного из государств-членов таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением.

2. Порядок применения генерального обеспечения определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Статья 88. Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта и главой 3 настоящего Кодекса.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Законодательством государств-членов таможенного союза может предусматриваться включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов, процентов.

2. Если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

3. При выпуске товаров в соответствии со статьями 198 и 199 настоящего Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

4. В отношении отдельных видов товаров могут быть установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, если это предусмотрено законодательством государств-членов таможенного союза.

5. При выпуске товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 69 настоящего Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки с учетом положений пункта 2 настоящей статьи.

Таможенные платежи

Содержание:

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция - 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации * )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )


* - В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление - размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импортеРазмер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Уплата таможенных платежей - порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

от 4 сентября 2017 года N 112

О расчете размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

(с изменениями на 21 мая 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

решением Коллегии ЕЭК от 16 октября 2018 года N 160 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 19.10.2018) (вступило в силу с 1 июля 2019 года);

решением Коллегии ЕЭК от 21 мая 2019 года N 83 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 24.05.2019) (вступило в силу с 1 февраля 2020 года).

1. Утвердить прилагаемые:

3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.

Председатель
Коллегии Евразийской
экономической комиссии
Т.Саркисян

УТВЕРЖДЕНА
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 4 сентября 2017 года N 112

ФОРМА
расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

РАСЧЕТ
размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

1. Номер декларации на товары

2. Количество листов

3. Всего товаров

4. Описание товара

7. Код страны происхождения

8. Льготы и преференции

10. Дополни-
тельная единица

11. Таможенная стоимость

12. Код проверки

13. Дополнительная информация, представленные документы

14. Исчисление платежей

15. Размер обеспечения

База для исчисления

16. Размер обеспечения по всем товарам

18. Ф.И.О., должность, дата

17. Итого размер обеспечения

1. Номер декларации на товары

2. Количество листов

3. Всего товаров

4. Описание товара

7. Код страны происхождения

8. Льготы и преференции

10. Дополнительная единица

11. Таможенная стоимость

12. Код проверки

13. Дополнительная информация, представленные документы

14. Исчисление платежей

15. Размер обеспечения

База для исчисления

4. Описание товара

7. Код страны происхождения

8. Льготы и преференции

10. Дополнительная единица

11. Таможенная стоимость

12. Код проверки

13. Дополнительная информация, представленные документы

14. Исчисление платежей

15. Размер обеспечения

База для исчисления

4. Описание товара

7. Код страны происхождения

8. Льготы и преференции

10. Дополни-
тельная единица

11. Таможенная стоимость

12. Код проверки

13. Дополнительная информация, представленные документы

14. Исчисление платежей

15. Размер обеспечения

База для исчисления

18. Ф.И.О., должность, дата

Примечание. Настоящая форма расчета применяется для документов на бумажном носителе.

УТВЕРЖДЕН
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 4 сентября 2017 года N 112

Порядок заполнения расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

(с изменениями на 21 мая 2019 года)

1. Настоящий Порядок определяет правила заполнения расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее соответственно - расчет обеспечения, размер обеспечения) в виде электронного документа и в виде документа на бумажном носителе.

2. Расчет обеспечения в виде электронного документа заполняется в соответствии со структурой, определяемой Евразийской экономической комиссией.

Расчет обеспечения в виде документа на бумажном носителе заполняется по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 сентября 2017 г. N 112.

3. В одном расчете обеспечения подлежат указанию сведения о размере обеспечения в отношении товаров, сведения о которых заявлены в одной декларации на товары (далее - ДТ) и в отношении сведений о которых таможенным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза запрошены документы и (или) сведения в целях подтверждения сведений, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - таможенные, иные платежи).

4. При заполнении расчета обеспечения применяются справочники и классификаторы, входящие в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза, а также справочники и классификаторы, используемые для таможенных целей, формируемые и подлежащие применению в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.

5. Для целей настоящего Порядка под графой понимается реквизит (реквизиты) структуры расчета обеспечения в виде электронного документа или структурная единица формы расчета обеспечения в виде документа на бумажном носителе, которая может включать в себя подразделы, колонки, элементы. В соответствии с настоящим Порядком в одной графе указываются сведения, объединенные по одному признаку.

6. Расчет обеспечения в виде электронного документа может содержать сведения технического характера, необходимые для автоматизированной обработки расчета обеспечения. Такие сведения указываются должностным лицом таможенного органа либо формируются информационной системой таможенного органа. Состав указанных сведений определяется в структуре расчета обеспечения в виде электронного документа.

Сведения технического характера не отображаются при распечатывании бумажной копии расчета обеспечения в виде электронного документа.

7. Расчет обеспечения в виде документа на бумажном носителе составляется на листах бумаги формата А4 в 2 экземплярах, один из которых предназначен для таможенного органа, в котором заполняется расчет обеспечения, а другой - для декларанта.

8. Если в одном расчете обеспечения в виде документа на бумажном носителе указываются сведения о размере обеспечения в отношении более чем одного товара, в дополнение к основному листу расчета обеспечения используются добавочные листы.

В основном листе расчета обеспечения указываются сведения о размере обеспечения в отношении одного товара. В добавочном листе расчета обеспечения могут указываться сведения о размере обеспечения в отношении не более 3 товаров.

Для целей применения настоящего Порядка в качестве одного товара рассматриваются товары, сведения о которых указаны в одной графе 31 ДТ.

9. Если в графах расчета обеспечения в виде документа на бумажном носителе недостаточно места для указания сведений, используются оборотная сторона расчета обеспечения или дополнительные листы (на бумаге формата А4), которые являются неотъемлемой частью расчета обеспечения в виде документа на бумажном носителе (далее - дополнение). При этом в соответствующей графе расчета обеспечения производится запись "См. оборот" или "См. дополнение". Все листы дополнения должны быть пронумерованы.

На каждом листе дополнения указываются:

в правом верхнем углу - "Дополнение к расчету обеспечения на ___ л., ДТ N ______________";

указанный в первом подразделе графы 5 расчета обеспечения порядковый номер товара, в отношении которого рассчитывается размер обеспечения, в виде записи "Товар N__" и по каждому товару - номер графы расчета обеспечения и сведения, для которых недостаточно места в графе расчета обеспечения в виде документа на бумажном носителе.

Каждый лист дополнения в правом нижнем углу заверяется подписью должностного лица таможенного органа, заполнившего расчет обеспечения, и оттиском личной номерной печати этого должностного лица.

10. Графа 1 "Номер декларации на товары" заполняется в следующем порядке.

В первом подразделе графы указывается регистрационный номер ДТ, в которой заявлены сведения о товарах, в отношении которых рассчитывается размер обеспечения.

Во втором подразделе графы при заполнении расчета обеспечения в виде электронного документа указывается аббревиатура "ЭД". При заполнении расчета обеспечения в виде документа на бумажном носителе второй подраздел графы не заполняется.

11. Графа 2 "Количество листов" заполняется в следующем порядке.

В первом подразделе графы указывается порядковый номер листа расчета обеспечения.

Во втором подразделе графы указывается общее количество листов расчета обеспечения, включая основной и добавочные листы.

12. Графа 3 "Всего товаров" заполняется в следующем порядке.

В графе цифровым способом указывается общее число товаров, в отношении которых рассчитывается размер обеспечения.

Общее число товаров, в отношении которых рассчитывается размер обеспечения, должно соответствовать количеству заполняемых граф 4 расчета обеспечения.

13. Графа 4 "Описание товара" заполняется в следующем порядке.

В графе указываются сведения о товаре, в отношении которого рассчитывается размер обеспечения, влияющие на расчет размера обеспечения и (или) необходимые для отнесения к одному 10-значному классификационному коду в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

Читайте также: