Антидемпинговая пошлина бухгалтерский и налоговый учет

Опубликовано: 29.04.2024

Международный демпинг однозначно вреден для экономики государства-импортера. Если товар из-за рубежа ввозится по цене ниже, чем он производится и продается на внутреннем рынке экспортирующей страны, это крайне негативно скажется на отечественном производителе. Поэтому государство стремится не допустить демпинга, защищая свою экономику.

Вопрос: Организация ввозит товар стоимостью 3 000 евро, страна происхождения подтверждена сертификатом качества завода. В отношении данного товара, происходящего из Китая, установлена антидемпинговая пошлина. Правомерно ли требование таможенного органа о внесении изменений в декларацию на товары в части указания сведений о том, что страна происхождения не определена, и заявления сведений об исчислении и уплате антидемпинговой пошлины?
Посмотреть ответ

Одним из способов такой защиты являются антидемпинговые пошлины. Рассмотрим, в чем заключается эта мера, а также внесем ясность относительно расчета их суммы. Важно правильно отразить эти пошлины в бухгалтерском учете.

Суть антидемпинговых пошлин

Международный бизнес предполагает ввоз различной заграничной продукции. Довольно часто аналоги таких вещей или продуктов производятся и в принимающей стране. Если происходит экспорт по так называемой «бросовой» стоимости, то есть цены на него занижены, если сравнивать с аналогичной продукцией, производящейся для себя страной-экспортером, такая ситуация называется демпингом. Международное использование демпинговых цен законодательно запрещено в большинстве государств из-за своего деструктивного экономического влияния.

Вопрос: В каких случаях в соответствии с п. 3 ст. 121 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций от имени и по поручению декларанта таможенным представителем, который в соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин может не предоставляться?
Посмотреть ответ

Чтобы исключить возможность экспортного демпинга, на таможне вводится особый вид сборов, а именно антидемпинговые пошлины – специальные платежи, взимаемые дополнительно к обычным тарифам таможни. Эти спецмеры вводятся, если расследованием компетентных органов установлено, что ввоз импорта по заявленной стоимости:

  • материально повредил какой-либо сфере экономики Российской Федерации;
  • потенциально может угрожать материальным ущербом;
  • мешает или способен помешать прогрессу в данной отрасли отечественной экономики.

Вопрос: Каким образом соотносятся ввозные таможенные пошлины и специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлины?
Посмотреть ответ

Под потенциальным или реальным материальным ущербом, причиняемым экономике России, понимается создание ситуации, при которой:

  • объемы производства ввозимого товара сокращаются внутри страны;
  • отечественная продукция реализуется в значительно меньших объемах либо вообще становится дефицитом;
  • производство этой продукции теряет рентабельность;
  • уменьшаются товарные запасы;
  • растет уровень незанятости и уменьшаются заработные платы в соответствующей экономической отрасли;
  • снижается или прекращается инвестирование в данную сферу экономики.

Вопрос: Российская организация ввозит из Китайской Народной Республики грузовые шины, классифицируемые в товарную подсубпозицию 4011 20 100 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемые антидемпинговой пошлиной согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Обязана ли российская организация предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате антидемпинговой пошлины при помещении данного товара под таможенную процедуру таможенного транзита?
Посмотреть ответ

Если такая ситуация подтверждена, справедливо, чтобы сторона, ввозящая товар, понесла дополнительную финансовую нагрузку, которая отойдет в пользу российского бюджета – в компенсацию причиняемого вреда. Предприниматель-экспортер сам вправе решать, будет ли ему выгодно поставлять в страну товар по демпинговым ценам вкупе с такими таможенными пошлинами или же установить так называемую «нормальную» цену.

Нормальная цена

Нормальной считается цена, действующая на аналогичный товар на внутреннем рынке страны-поставщика.

Вопрос: Необходимо ли российской организации при помещении ввезенного из Польши товара (прутки стальные горячекатаные, код 7213 10 000 0 по ТН ВЭД ЕАЭС) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждать страну его происхождения, если таможенная стоимость товара составляет 750 евро и в отношении товара уплачена антидемпинговая пошлина согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.03.2016 N 28?
Посмотреть ответ

Если аналогичный товар в стране не производится, нормальную цену можно посчитать путем расчета себестоимости, добавив к ней разумную наценку, либо посмотреть, по каким ценам этот товар идет на экспорт в другие страны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Демпингом не является снижение цен по сравнению с внутренним рынком принимающей стороны. Сравнение идет с ценами для потребителей в стране-экспортере.

Например, во Франции банка растворимого кофе стоит 2 евро, а в России аналогичный кофе можно купить за 150 руб., это примерно 2,2 евро. Если из Франции привезут такой кофе для продажи в РФ по 2 евро (около 134 руб. по курсу), это не будет демпингом. А вот продавать его дешевле этой цены уже запрещено.

Как закон регулирует антидемпинговые пошлины

Основным законодательным актом, регламентирующим введение антидемпинговых пошлин, порядок их взимания и размер, является «Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода», ратифицированное на основании Федерального закона от 19.10.2011 №274-ФЗ. Руководствуясь им, Комиссия Таможенного союза принимает решения относительно особых пошлин или иных ограничений на ввоз конкретных товарных групп из определенных стран.

Подтверждение вероятности оснований для особых пошлин

Антидемпинговая пошлина вводится по итогам доклада, составленного по результатам экономического расследования компетентного органа – представительства Комиссии Таможенного союза. Чтобы решение о введении антидемпинговой пошлины было принято, расследование нужно проводить не быстрее 6 месяцев.

Можно ввести эту пошлину, сделав лишь предварительное заключение (не раньше чем спустя 2 месяца), тогда пошлина тоже считается предварительной, то есть будет взята, но не поступит в федеральный бюджет до окончательных выводов (еще около 120 дней). Если в итоге демпинг не констатируют, пошлину вернут плательщику.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если экспортер сам по собственной воле пересмотрит цены на свой товар в приемлемых размерах, расследование правомерно прервать досрочно, так как для него уже не будет оснований.

Заключение о демпинге не может действовать дольше 5 лет, по истечении этого срока нужно отменять антидемпинговые меры или предпринимать новое расследование. Спустя год после введения антидемпинговых пошлин экспортеру позволено заявить требование о пересмотре ставки или назначении нового расследования, инициирующего отмену этих пошлин.

Поэтому список антимонопольных пошлин постоянно обновляется как в отношении наименований ввозимой продукции, так и в отношении стран-экспортеров. Его актуальность нужно постоянно уточнять у таможенного брокера.

Ставка антимонопольной пошлины

Сумма ставки рассчитывается таким образом, чтобы при уплате она покрыла ущерб, который продажа данных товаров нанесет или может нанести отечественной экономике. Она устанавливается по окончании предпринятого длительного расследования.

ВАЖНО! Если к плательщику была применена предварительная пошлина, а в итоге расследования демпинг подтвержден, но принята ставка ниже уже оплаченной, разница будет возвращена экспортеру. Повышение же ставки не грозит плательщику доплатой – разницу ему прощают.

Ставку устанавливает Комиссия таможенного союза при вводе в действие регламента антидемпинговой пошлины. Если происходит импорт товара, на который соответствующую ставку еще не успели рассчитать, такой товар особой пошлиной не облагается либо она вычисляется индивидуально.

Так как ставка этой пошлины относится к особым, ее нельзя рассчитывать по обычным формулам таможенных ставок (адвалорной, специфической или комбинированной). Они устанавливаются исключительно по итогам специального расследования и могут изменяться или отменяться с течением времени.

Бухгалтерский учет антидемпинговой пошлины

Антидемпинговая пошлина никак не связана с обычной ввозной, они платятся по отдельности. В бухгалтерских документах необходимо отражать импорт из страны, не входящей в Таможенный союз, следующими проводками:

  • дебет 76 «Таможня», кредит 51 «Расчетные счета» – уплата авансовых платежей органам таможни;
  • дебет 41.01 «Товары на складах», кредит 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте» – получение товаров;
  • дебет 41.01 (или 44.01), кредит 76 «Таможня» – авансовый платеж по уплате ввозных пошлин и сборов.

ВНИМАНИЕ! Если пошлины учитываются в стоимости товара, применяется счет 41 «Товары», а если в составе текущих расходов – счет 44 «Расходы на продажу» (в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Поскольку антидемпинговая пошлина является специальной мерой, ее относят к нетарифному способу урегулирования, а не к ввозным таможенным пошлинам, и на этом основании не включают в налоговую базу для расчета налога на добавленную стоимость.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация импортирует материалы из-за границы для производства подшипников. Стоимость таможенного оформления (услуг) таможенного брокера организация включает в стоимость приобретаемых материалов. Спустя три месяца после таможенной очистки материалов у организации возникла необходимость корректировки деклараций на товары, которую произвел брокер на возмездной основе. Материалы, которые были растаможены, частично использованы в производстве и проданы в составе готовой продукции.
Можно ли отразить услуги таможенного брокера и таможенную пошлину в бухгалтерском учете по дебету счета 26 и в налоговом учете как косвенные расходы (порядок доначисления и вычета ввозного НДС не интересует)?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе отразить расходы на услуги таможенного брокера и доначисленную таможенную пошлину в бухучете по дебету счета 26 в отношении тех МПЗ, стоимость которых списана в производство и реализована в составе готовой продукции.
Вместе с тем если часть материалов, не использованная в производстве, к моменту корректировки стоимости продолжает числиться в учете составе МПЗ, есть основания считать их фактическую стоимость не окончательно сформированной. В таком случае в результате распределения таможенной пошлины и расходов на услуги брокера первоначальная стоимость этих МПЗ может быть доформирована.
В налоговом учете есть аргументы отразить расходы на услуги таможенного брокера и доначисленную таможенную пошлину как косвенные, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в отношении части материалов, списанных в производство и использованных в составе реализованной готовой продукции.
Но отмечаем, что если в результате корректировок величина таможенных пошлин уменьшается, и это уменьшение перекрывает дополнительные расходы на брокера, то безрисковый вариант - пересчитать стоимость материалов в налоговом учете.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Согласно п. 5 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" материально-производственные товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся, в частности, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов; таможенные пошлины и т.д. (п. 6 ПБУ 5/01).
В то же время в соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материально-производственных запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.
По нашему мнению, с точки зрения бухгалтерского законодательства корректировку таможенных пошлин и оказание услуг брокером следует рассматривать как отражение новой информации, которая не была доступна бухгалтеру ранее. Поэтому в бухучете не происходит исправление допущенной ранее ошибки. Следовательно, специальные положения ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" в данном случае не применяются (п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности").
Дополнительные расходы в виде таможенных пошлин и услуг брокера в анализируемом случае производятся в отношении частично использованных в производстве материалов. В этой связи, по нашему мнению, нет оснований для корректировки фактической себестоимости таких материально-производственных запасов в бухгалтерском учете.
Т.к. произведенные расходы связаны с изготовлением продукции, организация вправе отразить расходы на услуги таможенного брокера и доначисленную таможенную пошлину в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"), например, по дебету счета 26. Смотрите также Вопрос: Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учетах корректировки таможенной стоимости (в каком периоде)? Как учесть расходы, связанные с оплатой услуг брокера, учитывая, что на момент получения первичных документов товар уже был реализован? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2009 г.); Вопрос: Организация-продавец применяет общую систему налогообложения. Товар был растаможен в ноябре 2008 года, затем реализован. В мае 2009 года таможенная стоимость реализованного товара была увеличена. Как отразить данное увеличение в бухгалтерском и налоговом учетах? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2009 г.)
Вместе с тем, как указано в п. 6 ПБУ 5/01, не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов. К моменту корректировки таможенной стоимости часть МПЗ, не использованных в производстве, продолжает числиться в учете. В результате корректировок возникают дополнительные расходы, которые, на наш взгляд, можно считать непосредственно связанными с приобретением МПЗ.
Поэтому мы полагаем, что, если часть материалов, не использованная в производстве, к моменту корректировки стоимости продолжает числиться в учете составе МПЗ, есть основания считать их фактическую стоимость не окончательной сформированной. В таком случае в результате распределения таможенной пошлины и расходов на услуги брокера первоначальная стоимость этих МПЗ может быть доформирована.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Датой осуществления материальных расходов является дата их передачи в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ). При передаче материалов в производство их стоимость учитывается в стоимости произведенной продукции и включается в расходы по мере реализации готовой продукции (ст. ст. 318, 319 НК РФ).
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на консультационные и иные аналогичные услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Как сообщалось в письме Управления МНС по г. Москве от 11.11.2004 N 26-12/73174,такие расходы учитываются при условии соответствия критериям ст. 252 НК РФ. Минфин России в письме от 04.07.2014 N 03-03-06/1/32395 сообщал, что расходы по оплате услуг таможенного брокера прямо не указаны в главе 25 НК РФ, однако такие расходы могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, в общем случае расходы на услуги брокера можно учесть в периоде их возникновения без корректировки стоимости материалов.
Подпункт 1 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает, что суммы таможенных пошлин, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
В то же время согласно п. 2 ст. 254 НК РФ на суммы ввозных таможенных пошлин может увеличиваться стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы. Учет таможенных пошлин в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, или в составе стоимости МПЗ зависит от того, какой порядок установлен учетной политикой организации (письма Управления ФНС по г. Санкт-Петербургу от 10.09.2012, Минфина России от 29.05.2007 N 03-03-06/1/335).
Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. В данном случае стоимость услуг брокера включается в стоимость МПЗ.
Однако независимо от этого порядка суммы таможенных пошлин, доначисленные при корректировке таможенной стоимости, по нашему мнению, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в периоде оформления документа, подтверждающего корректировку таможенной стоимости (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 05.02.2009 N КА-А40/13283-08, письма Минфина России от 04.04.2011 N 03-03-06/1/208, от 06.04.2011 N 03-03-06/1/218).
Так, по аналогии с письмами Минфина России от 09.09.2019 N 03-03-06/1/69400, от 30.08.2019 N 03-11-06/2/66836, корректировка таможенной стоимости и возникновение дополнительных расходов, связанных с поступлением материалов (в том числе и обязанность оплатить услуги брокера) - это новое обстоятельство, которое не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль. Поэтому пересчитывать налог на прибыль в периоде продажи продукции из таких материалов, на наш взгляд, не требуется.
Таким образом, даже в том случае, когда в учетной политике предусмотрено формирование стоимости приобретения товаров с учетом таможенных пошли, пошлины, доначисленные в связи с корректировкой таможенной стоимости, возможно учитывать в составе прочих расходов текущего месяца (в периоде их начисления согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Аналогичный вывод представлен в письме Управления МНС по г. Москве от 29.09.2004 N 26-12/62980). Полагаем, что дополнительные расходы на оплату услуг брокера могут быть учтены в том же порядке.
Кроме того, в отчетном периоде по налогу на прибыль, в котором МПЗ были списаны в производство по первоначальной стоимости, расходы не были завышены (стоимость МПЗ учтена в составе затрат в первоначально определенных суммах). То есть налог на прибыль (авансовые платежи за отчетный период списания МПЗ в производство) в результате возникновения дополнительных расходов не был занижен, поэтому возможно применить также положения третьего абзаца п. 1 ст. 54 НК РФ и учесть расходы в периоде их возникновения. Например, в письме Минфина России от 20.03.2012 N 03-03-06/1/137 речь идет о необходимости пересчета средней стоимости материальных ценностей при получении от поставщиков корректировочных счетов-фактур. И при этом последним абзацем письма сообщается, что согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Сказанное относится к случаю, если корректировка стоимости привела к дополнительной уплате пошлин (и оплате услуг брокера).
Но может случиться так, что стоимость пошлины корректируется в меньшую сторону, при этом организация в любом случае несет расходы на оплату услуг брокера, делающего дополнительные корректировки. На наш взгляд, влияние таких операций на увеличение/уменьшение расходов на приобретение МПЗ следует учитывать совокупно.
Поэтому мы полагаем, что если в результате корректировок величина таможенных пошлин уменьшается, и это уменьшение перекрывает дополнительные расходы на услуги брокера, то безрисковый вариант - пересчитать стоимость материалов в налоговом учете (письмо Минфина России от 16.01.2012 N 03-03-06/1/13 в отношении предоставленной скидки продавцом, приложение N 6 к письму ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@, Вопрос: Учет таможенных платежей при расчете примерной таможенной стоимости (с учетом прогнозных лицензионных платежей). Учет таможенных платежей при дальнейшем уточнении таможенной стоимости (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.). Ведь если сумма уменьшения пошлины превысила стоимость дополнительных услуг брокера, то по сути это означает, что признанные в налоговом учете в периоде списания МПЗ расходы, стоимость которых включала завышенные суммы пошлин, также были завышены.
Вместе с тем, на наш взгляд, нет запрета на корректировку стоимости материалов, не использованных в производстве к моменту корректировки таможенной пошлины (п. 2 ст. 254 НК РФ). Но это потребует обоснованного распределения сумм дополнительных расходов, в том числе услуг брокера, между МПЗ, расходы на приобретение которых уже учтены при налогообложении и оставшихся не использованными.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Как провести доначисленный НДС и пошлину в результате корректировки таможенной стоимости? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
- Вопрос: В ноябре 2017 года организация по договору поставки с резидентом КНР приобрела товар, ввезен он был в режиме импорта. На момент оформления декларации на товары была получена преференция на таможенную пошлину (снижен процент). Позднее товар был продан. В ноябре 2018 года таможенные органы провели проверку, в результате которой преференция была признана неправомерной, следовательно, были начислены дополнительные суммы пошлины и НДС, что отражено в корректировочной декларации на товары. Доплата произведена. Как и на каком основании принять дополнительные суммы пошлины и НДС к вычету? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
- Вопрос: В 2015, 2016 годах обществом ввезен товар из Чехии. По ГТД к вычету принят НДС, пошлина отнесена на стоимость товаров (сырья). Товар продан, сырье использовано в производстве. В 2018 году таможенные органы провели проверку, на основании которой обществу доначислен НДС, ввозная пошлина и пени (неверная классификация товара). НДС, пошлина и пени уплачены на основании требования. Есть предписание о представлении корректировки декларации на товары. НДС, пошлина и пени были уплачены в апреле 2018 года. Возможно ли принять увеличение НДС к вычету? Каков бухгалтерский и налоговый учет увеличения НДС, пошлины и пени в текущем периоде (2 квартал)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.)
- Таможня осуществила корректировку таможенной стоимости: что предпринять? (С.В. Манохова, "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2015 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

10 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Особенности учета импортных операций

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Во-первых, импортные операции совершаются в иностранной валюте. Для бухучета важно правильно конвертировать ее в рубли. Конвертация происходит по курсу ЦБ РФ, который ежедневно меняется, поэтому возникают курсовые разницы.

Разница может быть положительная или отрицательная. Положительная формируется, если от изменения курса вы получили доход, отрицательная — наоборот.

Во-вторых, налогообложение и таможенные пошлины. Помимо налогов в бухучете проводите операции по оплате таможенных пошлин и сборов, которые включайте в стоимость приобретаемого товара (п.6 ПБУ 5/01).

В-третьих, формирование стоимости товара. В соответствии с п.6 ПБУ 5/01, помимо таможенных пошлин, сборов и налогов в стоимость импортного товара включайте:

  • непосредственно сумму по контракту;
  • суммы сторонним организациям за консультации и услуги (например, услуги таможенного брокера);
  • затраты на доставку;
  • вознаграждение посредникам;
  • и иные затраты.

С остальными операциями вы сталкиваетесь и на внутреннем рынке — провести расчет с контрагентом, уплатить налог на добавленную стоимость, оприходовать товар, возместить НДС.

Бухгалтерские проводки по импортным операциям

Учет импорта

Рассмотрим основные бухгалтерские проводки, сопровождающие импорт товара на примере. ООО «Мистер» 22 февраля 2019 года закупило 10 холодильников-морозильников емкостью по 350 л. у иностранного партнера по цене 5 000 долл. Одновременно с покупкой ООО «Мистер» получил право собственности на товар. Курс ЦБ РФ на 22.02.2019 — 65,54 руб. Оплатили товар 07.03.2019 года по курсу 64,50 руб. Таможенный сбор 10 000 рублей.

Встает вопрос — как узнать ставку таможенной пошлины? Для этого находим код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД), который подходит под наш груз. Это код — 8418102001. Для товаров, подпадающих под эту кодировку, импортная пошлина равна 12%. Про то, как определить код ТН ВЭД читайте в статьях «Справочник ТН ВЭД» и «Код ТН ВЭД».

Для усложнения добавим, что таможенным оформлением занимался таможенный брокер. Его услуги стоили 35 000 рублей.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

В результате формируем следующие проводки. Все операции подтверждайте документально.

Дт Кт Сумма Описание
08 60 5000*65,54 = 327 700 руб. Оприходованы импортные холодильники
19 68 5000*65,54*1,12*0,20 = 73 404,8 руб. (таможенная пошлина включается в стоимость при расчете НДС!) Начислен импортный НДС по ставке 20%
08 76 327 700*0,12 = 39 324 руб. Начислена таможенная пошлина
08 76 10 000 руб. Начислен таможенный сбор
08 60 35 000 руб. Начислены затраты на оплату услуг таможенного брокера
60 52 5 000*64,50 = 322 500 руб. Перечислена оплата иностранному контрагенту за холодильники 07.03.2019 г.
60 91 5 000*(65,54-64,50) = 5 200 руб. Отражена положительная курсовая разница, т.к. в рублях оплатили сумму меньше, чем она была на момент заключения контракта
76 51 10 000+39 324 = 49 324 руб. Произведена оплата таможенной пошлины и сбора
60 51 35 000 руб. Оплачены услуги брокера
68 51 73 404,8 руб. Оплачен импортный НДС
01 08 327 700+10 000 + 39 324 + 35 000 = 412 024 руб. Холодильники приняты к учету в качестве основных средств
68 19 73 404,8 руб. Принят к вычету импортный НДС

Подробно про возмещение НДС по импортным операциям читайте в нашей статье.

Распространенные ошибки

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Контроль за ВЭД со стороны государства сильнее, чем за внутренней деятельностью. Поэтому избегайте ошибок при ведении бухгалтерского учета импортных операций. Проконтролируйте следующие моменты:

  • конвертация валюты — часто бухгалтеры используют курс валюты на некорректную дату;
  • переводы документов — документы по импорту должны быть на двух языках: русском и языке партнера, иногда партнер присылает документы только на своем языке, тогда нужно подготовить перевод;
  • корреспонденция счетов — ошибка типична для внутренней и внешней деятельности, искореняется с ростом опыта у бухгалтера.

Документальное оформление импорта

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Для формирования бухгалтерских проводок, успешного прохождения таможенных органов и получения возврата НДС подготовьте следующие документы:

  • внешнеторговый контракт с иностранным контрагентом;
  • счет от продавца — счет-фактура или инвойс;
  • транспортные документы;
  • документы, подтверждающие страхование груза;
  • таможенную декларацию на товары — после прохождения таможни вам выдадут ее уже с печатью органа;
  • квитанции и платежные поручения, подтверждающие факт оплаты пошлин, сборов и налогов;
  • техническую документацию;
  • акты приема-передачи;
  • лицензии и сертификаты по необходимости.

С документами по внешнеэкономической деятельности можете ознакомиться в статье «Документы для ВЭД».

Налоговый учет

Затраты на оплату таможенных пошлин, сборов и услуг представителей можно включать в себестоимость импортируемых товаров или в состав прочих расходов. Упрощенцы включают расходы в себестоимость. Затраты на покупку товаров, их хранение, обслуживание и транспортировку учитывайте для снижения налогооблагаемой базы. Укажите их в составе прочих расходов при подаче декларации на товары.

При покупке импортного оборудования, основных средств или сырья сумма затрат всегда будет включаться в их себестоимость.

Подробно ознакомиться с бухгалтерским и налоговым учетом вы можете в статье «Бухгалтерский и налоговый учет ВЭД».

Автор статьи: Михаил Кобрин

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Понятие

Во внешней торговле демпинг используется для проникновения на международные рынки, их захвата и вытеснения конкурентов.

Демпинг — это необоснованное снижение цен на товары и услуги.

ВТО, основной функцией которой является регулирование международной торговли, определяет демпинг как ценовую дискриминацию — средство нечестной конкуренции на мировом рынке.

Во внешней торговле демпингом считается ситуация, когда иностранная компания продает на международном рынке товары дешевле, чем на внутреннем страны-производителя.

Особенности видов демпинга:

  • ценовой — экспортная продукция реализуется на мировом рынке дешевле, чем на национальном рынке;
  • стоимостный — когда продукция продается по себестоимости или ниже.

Любой вид демпинга причиняет ущерб экономике страны-импортера, поэтому государства применяют специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры по противодействию демпинговому импорту.

Российский рынок привлекателен для иностранных поставщиков, поэтому у государства появилась необходимость защиты национального рынка. Для этого на законодательном уровне вводятся защитные антидемпинговые меры — способ нетарифного регулирования: антидемпинговая пошлина используется по отношению к ввозимым товарам, стоимость которых преднамеренно занижена.

Международный демпинг отрицательно сказывается на экономических показателях российских производителей при значительных объемах ввозимой продукции и, как следствие, на бюджете страны:

  • снижаются объемы производства и продаж отечественной продукции, вытесняемой импортной;
  • производство отечественной продукции становится нерентабельным;
  • сокращается инвестирование в данную отрасль экономики;
  • происходит сокращение количества работников данной отрасли и снижение оплаты труда.

Для компенсации причиняемого вреда при подтверждении факта демпинга производитель-экспортер несет дополнительную финансовую нагрузку в виде специальных антидемпинговых и компенсационных таможенных пошлин, которые взимаются в пользу российского бюджета для покрытия ущерба экономике страны.

Перед экспортерами встает выбор — выгодно ли ему поставлять продукцию в страну по заниженным ценам, уплачивая на них дополнительные таможенные сборы, или установить на нее «нормальную» цену.

Нормальная цена — это цена на аналогичный товар на внутреннем рынке страны-экспортера.

Если в стране нет аналогичного товара, нормальная цена рассчитывается с учетом его себестоимости с разумной наценкой на транспортные и иные расходы или используются цены, по которым продукция поставляется в другие страны.

Цена, отличная от нормальной в меньшую сторону, считается демпинговой.

Разницу между стоимостями товара на отечественном и зарубежном рынке определяет демпинговая маржа — это отношение нормальной стоимости товара в государстве производителя или экспортера товара при обычном ходе торговли таким товаром за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене. Она показывает степень ущерба производителю или отдельной отрасли экономики.

Минимально допустимая величина демпинговой маржи — 2%.

Для борьбы с искусственно заниженными ценами на ввозимые товары с целью захвата рынка страны введены дополнительные таможенные тарифы — специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины:

  1. Специальные — это защитная мера, которая применяется, если количество поставляемых на территорию государства иностранных товаров может нанести серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров, либо как ответная мера на дискриминационные действия других государств, ущемляющих интересы России. Применяются независимо от страны-экспортера.
  2. Антидемпинговые — это дополнительные пошлины на импортные товары, ввозимые в страну по цене ниже нормальной. Предусматриваются для ограничения импорта продукции с целью поддержки отечественного производителя и предотвращения захвата российского рынка иностранными поставщиками.
  3. Компенсационные — для товаров, в производстве или транспортировке которых использовались субсидии другого государства. Предназначены для нейтрализации негативного воздействия на экономику России государственных дотаций другой страны.

Антидемпинговые меры предназначены для:

  • защиты отечественных производителей и всех отраслей экономики России от неблагоприятного влияния иностранных конкурентов;
  • контроля за экспортом продукции;
  • продвижения отечественной продукции на международном рынке.

Расчет антидемпинговых пошлин

Введение антидемпинговых пошлин, порядок их взимания и расчет регламентирует Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №165-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». Коллегия Евразийской экономической комиссии после соответствующего расследования в соответствии с законом принимает решение относительно мер противодействия демпингу.

Антидемпинговая пошлина вводится по итогам расследования, инициированного Министерством промышленности и торговли РФ и на основании решения Коллегии ЕЭК.

Расследование длится до 12 месяцев, может быть продлено еще на 6 месяцев.

Если в ходе рассмотрения производитель-экспортер установит реальную стоимость на свой товар, расследование может быть прекращено, так как для него не будет оснований.

Через два месяца с начала расследования коллегия может вынести предварительное заключение о факте демпинга и назначить предварительную антидемпинговую пошлину, которая будет взята, но не поступит в федеральный бюджет до окончания расследования еще 4 месяца. Если демпинг не подтвердится, то пошлина вернется плательщику.

Срок действия пошлины определяется в зависимости от величины ущерба, нанесенного экономике страны и времени его покрытия, но не менее двенадцати месяцев. Через год после введения пошлин экспортер может подать заявку на пересмотр размера или отмену пошлины.

Максимальный срок действия антидемпинговой пошлины — 5 лет.

Перечень действующих мер по защите внутреннего рынка можно посмотреть на сайте Евразийской экономической комиссии.

Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются только к тем товарам, которые облагаются таможенной пошлиной.

Универсальной ставки для антидемпинговых пошлин не существует. Она индивидуальна для каждого поставщика, устанавливается по итогу расследования и может изменяться со временем.

Ставка не должна превышать антидемпинговую маржу.

На некоторые группы продукции устанавливаются фиксированные ставки антидемпинговых пошлин:

  • алкогольная продукция;
  • мебель;
  • рыбная икра;
  • сахар;
  • транспортные средства со сроком эксплуатации не более 5 лет.

Антидемпинговая и компенсационная пошлина рассчитывается на основе ставки на определенный товар или группу товаров.

Формула расчета проста — надо перемножить ставку для конкретного товара и его таможенную стоимость.

Отражение антидемпинговой пошлины в бухгалтерском учете

Антидемпинговая пошлина платится отдельно от ввозной, поэтому налог на добавленную стоимость с неё не рассчитывается.

Бухгалтерская проводка составляется на импорт из стран, не входящих в Таможенный союз ЕАЭС:

  • дебет 76 «Таможня», кредит 51 «Расчетные счета» — уплата авансовых платежей органам таможни;
  • дебет 41.01 «Товары на складах», кредит 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте» — получение товаров;
  • дебет 41.01 «Товары на складах» (если пошлины учтены в стоимости товара) или 44.01 «Расходы на продажу» (если учет идет в расходах на продажу), кредит 76 «Таможня» — авансовый платеж по уплате ввозных пошлин и сборов.

До недавнего времени Минфин разрешал только один способ налогового учета таможенной пошлины – в составе первоначальной стоимости основного средства (ст. 257 НК). Хотя Налоговый кодекс предусматривает альтернативный вариант списания этих затрат – в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК). Теперь справедливость восстановлена.

Два способа лучше, чем один

В бухгалтерском учете таможенные пошлины и сборы всегда можно было учесть только одним способом – включив их в первоначальную стоимость импортного основного средства. Об этом четко сказано в пункте 8 ПБУ 6/01.

В налоговом же учете никаких споров о порядке списания таможенных пошлин не было только до 2005 года. Дело в том, что в то время таможенные пошлины и сборы входили в состав налогов (старая редакция ст. 13 НК). А «суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса», однозначно нужно было включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (старая редакция п. 1 ст. 264 НК).

Включить таможенные пошлины в первоначальную стоимость ввезенного имущества в налоговом учете было невозможно. Ведь под первоначальной стоимостью основного средства тогда понимали сумму расходов на его приобретение «за исключением сумм налогов, которые подлежат вычету или включают в состав расходов» (старая редакция п. 1 ст. 257 НК).

С 2005 года в статью 13 Налогового кодекса внесли поправку – исключили таможенные пошлины из списка налогов (Закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ). В результате у импортеров все-таки появилась возможность формировать первоначальную стоимость основных средств с учетом таможенных пошлин. И одновременно исчезла возможность списывать пошлины в составе прочих расходов.

Однако в июне 2005 года ситуация снова изменилась. Законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ законодатели изменили формулировку пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса – и снова разрешили включать таможенные пошлины и сборы в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Причем это правило чиновники распространили на все правоотношения, возникшие с начала 2005 года (п. 5 ст. 8 Закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ).

Несмотря на это, Минфин в своих письмах настаивал на том, что у импортеров есть только один способ налогового учета таможенных пошлин – в первоначальной стоимости основного средства (письмо от 9 ноября 2005 г. № 03-03-04/ 1/349). При этом они ссылались на то, что формулировка статьи 257 Налогового кодекса теперь этому не препятствует. А вот то, что альтернативная возможность учета пошлин появилась еще и в статье 264 Налогового кодекса, чиновники во внимание почему-то не приняли.

Теперь финансисты исправили свою оплошность. И подтвердили, что для целей налогообложения таможенную пошлину учитывают одним из двух способов: в первоначальной стоимости основного средства либо в составе прочих расходов. Выбранный вариант надо закрепить в учетной политике (письмо от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/ 1/130).

Разберемся, в каких случаях будет выгоден каждый из способов.

В первоначальной стоимости

Установив для целей налогообложения способ учета ввозных пошлин в составе первоначальной стоимости, фирме удастся синхронизировать бухгалтерский и налоговый учет. Правда, для этого в обоих учетах должны быть предусмотрены одинаковые способы амортизации имущества.

Минус этого варианта в том, что сумма таможенных пошлин и сборов будет переходить в расходы постепенно – в течение срока полезного использования оборудования. Поэтому его удобно использовать в том случае, если суммы таможенных пошлин у вас небольшие и быстроте списания расходов вы предпочитаете удобство их учета.

На цифрах

ООО «Ромашка» купило за границей производственное оборудование за 5000 долларов. Ввозная пошлина – 517,86 долларов, таможенный сбор – 500 руб. Курс доллара по Центробанку на дату перехода права собственности составил 28 руб./USD.

Срок полезного использования оборудования – пять лет. Метод начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета – линейный. Амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК) фирма не начисляет.

Первоначальная стоимость оборудования будет 155 000 руб.

(5000 USD x 28 руб./USD + 517,86 USD x 28 руб./USD + 500 руб.).

Ежегодные амортизационные отчисления составят 31 000 руб.

(155 000 руб. / 5 лет).

То есть ежегодно включать в расходы в налоговом учете от всей уплаченной суммы таможенных пошлин и сборов фирма будет только 3000 руб. ((517,86 USD x 28 руб./USD + 500 руб.) / 5 лет).

В составе прочих расходов

Включая таможенную пошлину при расчете налога на прибыль в состав прочих расходов, фирма получает возможность списать ее единовременно. Но в этом случае в налоговом и бухгалтерском учете возникнут расхождения. Их придется отражать в налоговых регистрах. А фирмам, которые обязаны применять ПБУ 18, на сумму полученной разницы нужно сформировать отложенное налоговое обязательство. Списывать его нужно будет постепенно – по мере начисления амортизации в бухгалтерском учете. Этот вариант может быть выгоден, если сумма ввозных пошлин велика и фирма заинтересована в единовременном уменьшении прибыли в налоговом учете.

На цифрах

ООО «Василек» купило за границей производственное оборудование за 5000 долларов. Ввозная пошлина – 517,86 долларов, таможенный сбор – 500 руб. Курс доллара по Центробанку на дату перехода права собственности составил 28 руб./USD.

Срок полезного использования оборудования – пять лет. Метод начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета – линейный. Амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК) фирма не начисляет. Бухгалтер сделает такие записи:

Дебет 08 Кредит 60

– 140 000 руб. (5000 USD x 28 руб./USD) – отражены затраты на приобретение производственного оборудования;

Дебет 08 Кредит 68 (76) субсчет «Расчеты по таможенным платежам»

– 15 000 руб. (517,86 USD x 28 руб./USD + 500 руб.) – начислены ввозная пошлина и таможенный сбор;

Дебет 68 (76) субсчет «Расчеты по таможенным платежам» Кредит 51

– 15 000 руб. – перечислены ввозная пошлина и таможенный сбор;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 27 810 руб. ((5000 USD + 517,86 USD) х 18% x 28 руб./USD) – начислен НДС по импортируемому оборудованию;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51

– 27 810 руб. – уплачен НДС по импортируемому оборудованию;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 27 810 руб. – принят к вычету НДС, уплаченный по импортируемому оборудованию;

Дебет 01 Кредит 08

– 155 000 руб. (140 000 + 15 000) – введено в эксплуатацию производственное оборудование.

В налоговом учете таможенные пошлины и сборы включаем в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Следовательно, первоначальная стоимость оборудования в налоговом учете составит 140 000 руб. (5000 USD x 28 руб./USD).

На разницу между стоимостью производственного оборудования в бухгалтерском и налоговом учете сформируем отложенное налоговое обязательство.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77

– 3600 руб. (15 000 руб. x 24%) – начислено отложенное налоговое обязательство.

С месяца, следующего за введением в эксплуатацию, бухгалтер фирмы начнет начислять амортизацию линейным методом и ежемесячно частично списывать сформированное налоговое обязательство.

Дебет 20 Кредит 02

– 2583,33 руб. (155 000 руб. / 5 лет / 12 мес.) – начислена амортизация по производственному оборудованию;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 60 руб. (3600 руб. / 5 лет / 12 мес.) – частично списано отложенное налоговое обязательство.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс. Анна ДАВЫДОВА

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Читайте также: