Сложена недоимка в закрытой крсб сторно на налог ру что значит

Опубликовано: 20.09.2024

Каждый работающий гражданин и каждая организация, зарегистрированные на территории Российской Федерации, несут обязанность по уплате налогов и иных платежей в бюджет Российской Федерации. Для упорядочивания данных по расчетам с налогоплательщиками в пользу государства налоговые органы несут обязанность по ведению особой карточки по расчетам с бюджетом, сокращенно называемую КРСБ.

Это специальный реестр, в котором учитываются страховые взносы, налоги и прочие сборы, подлежащие уплате в пользу бюджета.

Что указывается в КРСБ

Регламент оформления КРСБ установлен в тексте Приказа, изданного ФНС России 18.01.2012 г. под номером ЯК-7-1/9@ «Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом».

В нем указаны требования к оформлению и ведению карточки РСБ по всем категориям плательщиков.

Алгоритм ведения и внесения информации в КРСБ регулируется многочисленными письмами и постановлениями ФНС РФ. Одним из нововведений стало обязательное применение процессов автоматизации внесения данных. В соответствии с Приказом ФНС РФ от 07.02.20 г. № ЕД-7-12/84@ данные должны вноситься с использованием прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3», разработанного с целью автоматизации внесения данных в КРСБ.


В соответствии с обязанностью уплачивать те или иные бюджетные платежи у плательщика налогов может быть открыто сразу множество карточек РСБ.

Информация в создаваемой КРСБ обязательно формируется двумя разделами:

  • первый раздел, который предназначается для ввода сведений, идентифицирующих плательщика налогов, и вместе с ним вид бюджетного платежа;
  • второй раздел, направленный на информирование по состоянию расчетов с бюджетом.

Во втором разделе отдельно выделены подразделы:

  • бюджетные начисления;
  • поступление денежных средств;
  • сальдо по расчетам.

В карточке РСБ также безусловно должны быть показаны:

  • сведения об исчисленной налоговой сумме;
  • сведения об исчисленных пенях и штрафах;
  • сведения об исчисленных сборах;
  • сведения о внесенной со стороны налогоплательщика сумме налогов, взносов и сборов;
  • сведения о внесенных со стороны налогоплательщика штрафах и пенях.

Ответственность за внесение, хранение и работу с информацией возлагается на сотрудников того подразделения ИФНС, к которому прикреплено лицо или организация, несущие обязанность по уплате налогов.

Как открыть, вести и закрыть КРСБ

В процессе постановки на налоговый учет в определенном ИФНС у плательщика налогов (организации, а также физического лица) не появляется автоматически КРСБ.

Карточка РСБ должна быть открыта ИФНС при наступлении следующих обстоятельств:

  • обязательство по внесению определенного бюджетного платежа, страхового или иного взноса или налога;
  • обязательство по внесению таможенных или фискальных платежей.

Важно! Если у организации имеются филиалы или отдельные (обособленные) подразделения, стоящие на учете в инспекции ФНС по не совпадающим адресам, то заводятся разные карточки РСБ, которые соответствуют КПП филиала или обособленных подразделений в соответствующей ИФНС.

Сотрудники инспекции обязаны вносить информацию по оплате бюджетных платежей или сборов, а также прочих предусмотренных законодательством РФ платежей в кратчайшие сроки. На конец календарного года должно сформироваться сальдо с суммами, зафиксированными на начало и конец налогового периода в карточке РСБ.


Если сальдо сформировалось отрицательным, очевидно, что у налогоплательщика существует задолженность по платежам в пользу государства, если же сальдо положительное — значит, зафиксирована переплата. Юрлицо или физическое лицо имеют право взыскать переплату, подав заявление в соответствующую инспекцию ФНС в своем личном кабинете.

Карточка РСБ закрывается в том случае, если прекращаются обязательства по ведению учета платежей по страховым взносам, налогам и сборам.

Такими обстоятельствами являются:

  • ликвидация или прекращение деятельности юрлица;
  • прекращение работы физического лица, например, в случае потери работы или выхода на пенсию;
  • смена физическим лицом или организацией ИФНС, вследствие чего в новом ИФНС заводится новая КРСБ, где отражается предыдущее сальдо;
  • прекращение обязательств по уплате денежных средств в бюджет по определенному налогу или сбору, при этом обязательно отсутствие задолженности по таковым платежам. Такая ситуация возникает, например, если произошла смена режима налогообложения, переход с основной на упрощенную систему налогообложения, увольнение сотрудников.

Можно ли увидеть свою карточку РСБ

Необходимо знать, что по закону РФ сведения, содержащиеся в КРСБ, являются не подлежащими разглашению, поэтому сама карточка не выдается по запросу налогоплательщика. Обычно необходимые данные по расчетам с бюджетом юридические и физические лица могут найти в своем личном кабинете, зарегистрированном на сайте ФНС. Организации могут воспользоваться услугами своих провайдеров, предоставляющих доступ к электронной отчетности, например, СБИС. Можно запросить сверку своих расчетов с бюджетом за необходимый период времени.

В случае необходимости интересующие данные из карточки следует запросить в инспекции ФНС. Налоговая служба представит основную информацию из данных КРСБ , включающую:

  • исчисленные суммы налогов;
  • исчисленные пени и штрафы;
  • сальдо, зафиксированное на начало и на конец запрошенного срока;
  • платежи, произведенные плательщиком налогов за запрошенное время.


Запрос на получение выписки может быть направлен через личный кабинет или телекоммуникационные каналы связи ТКС. Срок предоставления выписки составляет пять рабочих дней.

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. А между тем, она далеко не всегда бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчете налогов или при заполнении платежных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов. Когда возникает недоимка и чем она грозит? Какие меры предпримет ИФНС, чтобы заставить компанию уплатить налоги? Что делать, чтобы избежать досадных оплошностей? Об этом – в нашей статье.

Что такое недоимка по налогам и когда она возникает?

Сначала разберемся – что из себя представляет недоимка и почему возникает.

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам?

Обратимся к определению, которое содержится в статье 11 НК РФ. Согласно ему, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода.

Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

Во-вторых, речь идет именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое.

Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам.

Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например – компания сдала декларацию по НДС за третий квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 руб. По правилам, которые установлены статьей 174 НК РФ, НДС надо платить равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 руб. 22 октября.

Таким образом, у нее числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 руб. (9000 руб. – 3000 руб.). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 НК РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

  • недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;
  • недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Почему может образоваться недоимка

Это может произойти в силу разных обстоятельств. Например:

  • бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога. Либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;
  • сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации. Ошибка возникла при заполнении платежного поручения;
  • сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в «платежке» верно. Но платеж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчетов с бюджетом;
  • бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Ответственность за неуплату налога и возможные последствия

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчета зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Правила расчета пени

Такой порядок следует из статьи 75 НК РФ, пункта 9 статьи 13 Закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ, статьи 9 Закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ, писем Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936, от 10.07.2017 № 03-02-07/1/43489.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А ее руководство – к ответственности административной и, в особо тяжелых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и ее должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчете либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платеж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в «платежке») или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании «грозят» только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице.

Виды ответственности

Порядок и сроки взыскания недоимки

Образовавшуюся у компании недоимку инспекторы будут взыскивать. При этом они будут действовать по такому алгоритму.

Шаг № 1: направят требование об уплате налога (сбора, страхового взноса)

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:

В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.

Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.

Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Шаг № 2: вынесут решение о взыскании и спишут деньги со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадежной и списана;
  • компания подала «уточненку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыщут недоимку за счет имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.

Шаг № 4: заблокируют счета и арестуют имущество

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.

Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.

Подведем итог

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определенных обстоятельствах – и к уголовной – ответственности.

В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование предприятия.

Парадоксальность такой ситуации заключается в том, что директор и/или собственник компании оказываются в зависимом положении. Поскольку могут пострадать из-за низкой квалификации, невнимательности или безответственности бухгалтера.

Всего этого можно избежать, если передать бухгалтерию на аутсорсинг. В этом случае вы можете быть уверены в том, что налоги будут правильно рассчитаны и вовремя перечислены по верным реквизитам. Также мы регулярно проводим сверки с налоговой, чтобы убедиться в отсутствии у компании налоговых долгов.

Расшифровка выписки РСБ

В выписке по расчетам с бюджетом содержатся сведения по начисленным и оплаченным налогам за определенный период времени. Из этого документа можно узнать о всех начисленных обязательствах по сданным декларациям, проверить поступление платежей в налоговую.

Выписка операций по расчетам с бюджетам — что это?

Выписка операций по расчетам с налоговой — это формализованный документ, который предоставляет налоговая. В нем есть сведения по всем начисленным и оплаченным налогам, пени и штрафам. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и ИФНС этот документ поможет свериться.

Для контроля за уплатой налогов рекомендуется заказывать Справку о состоянии расчетов и такую выписку регулярно после каждой оплаты. Это позволит убедиться, что платеж действительно принят в налоговой. Справка показывает есть ли у ИП долг или переплата по налогам сжато одной строкой по каждому налогу. Выписка содержит подробные сведение и поможет понять причину возникновения задолженности или переплаты.

Как заказать Выписку по расчетам с бюджетом

Получить выписку по налогам можно электронно или лично обратиться в инспекцию с заявлением. В заявлении указываются реквизиты налогоплательщика, название налога, по которому нужны сведения и период времени. Образец заявления в этом документе по ссылке http://iphelper.ru/wp-content/uploads/2018/02/Zayavlenie_na_vypisku_po_raschetam_s_budjetom.docx.

Заявление на выписку по расчетам с налоговой

Как заказать Выписку по расчетам с бюджетом из налоговой в сервисе Контур.Эльба

Запрос на выписку РСБ в Эльбе

Электронно получить выписку можно через систему сдачи отчетности, например, Эльбу (раздел Отчетность -> Сверка с налоговой -> Создать запрос -> Выписка по расчетам с бюджетом ). Здесь и далее нажмите на картинку для увеличения.

Как заказать выписку по расчетам с бюджетом через личный кабинет

Есть вариант заказать документ через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой. Для подключения личного кабинета нужно обратиться в любую налоговую инспекцию с паспортом. Вам выдадут логин и пароль для входа в систему.

Так же в ЛК можно войти по электронной подписи. Оформить подпись можно в удостоверяющем центре по ссылке.

После входа в ЛК физического лица необходимо активировать личный кабинет предпринимателя. Через кабинет ИП можно заказать Выписку по расчетам с бюджетом.

Выписка формируется в разделе Мои налоги, страховые взносы -> Все обязательства -> Выписка операций по расчетам с бюджетом.

Где в ЛК ИП заказать выписку РСБ шаг 1

Нажмите на изображение для увеличения

Выбираем внизу страницы пункт «Выписка операций по расчетам с бюджетом»


Далее выбираем отчетный год. В выписку попадают сведения только за один год. Если вы хотите свериться за последние три года, то нужно заказать выписку за каждый год отдельно.

Укажите группировку платежей, номер вашей налоговой и формат выписки.

Запрос на выписку в ЛК шаг 1

Далее нажимаем двойную стрелку, чтобы выбрать все налоги.

Запрос на выписку РСБ в ЛК все налоги

Подписываем и отправляем.

Ответ придет через несколько дней в раздел на главной странице «Уведомления…»

Уведомления из налоговой в ЛК

Далее выбираем «Информация о документах…»

Информация об уведомления из налоговой в ЛК

И там будет ответ

Ответ из налоговой в ЛК

После получения выписки переходим к расшифровке и анализу сведений.

Как читать выписку по расчетам с бюджетом

Выписка содержит дату и период, который охватывает приведенные сведения. Ниже в ней указаны данные о налогоплательщики и инспекции: ИНН, ФИО, адрес и номер ИФНС.

Образец выписки по расчетам с бюджетам

В таблице указаны основные расчетные сведения.

В графах 1 и 2 указываются даты внесения операции в карточку и сроки уплаты. В данном примере первая дата 10 января 2017 — это дата когда ИП сдал декларацию за 2017 год. Даты во 2 графе соответствуют начислениями авансовых платежей по налогу из сданной декларации : 25 апреля, 25 июля и 25 октября.

В графе 3 указывается наименование операции. Мы видим две операции: «уплачено» и «начислено по расчету». Бывают и другие операции, например, «программно доначислена пеня по пересчету»

«Уплачено» — платежи ИП в налоговую.

«Начислено по расчёту» — налог, который необходимо заплатить. Начисленные платежи налоговая проводит по декларации, из которой узнает когда и сколько должен заплатить ИП.

В графах 4-8 указываются сведения о документе, по которому сделана запись. Так, для декларации указывается дата сдачи в налоговую, а для платежного поручения дата списания с расчетного счета. В столбце «Вид» зашифрованы документы:

РНАлП — начислено по расчету (сведения из декларации или налогового расчета).

ПлПор — платежное поручение.

ПрРас — программный расчет пеней.

Графа 9 «Вид платежа» может принимать значение налог, пени и штраф.

В графах 10-12 указываются суммы. Платежи предпринимателя попадают в столбец «Кредит», а начисленный налог — в столбец «Дебет».

В графах 13 и 14 «Сальдо расчетов» подводятся итоги по долгу или переплате нарастающим итогом. Со знаком «+» указываются переплата налогоплательщика, а с «–» задолженность.
Сальдо расчётов разделено на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом». В первом указаны сведения по конкретному платежу — только по налогу, по пени или штрафу. Во втором общий итог по карточке с учетом налога и пени.

Подробная расшифровка выписки из вышеуказанного примера выглядит так:

Выписка по налогу УСН с объектом «доходы» содержит сведения за период с 1 января 2017 г. по 13 октября 2017 г.
1. Сальдо расчетов на 1 января в пользу налогоплательщика (переплата) составляет 82 126 руб.
2. По итогам сданной декларации по УСН за 2016 г. 10 января 2017 начислены обязательства:
— за 1 кв 2016 г. 1 920 руб. по сроку 25 апреля 2016 г.
— за полугодие 2016 г. 10 295 руб. по сроку 25 июля 2016 г.
— за 9 мес 2016 г. 69 911 руб. по сроку 25 октября 2016 г.
Всего 82 162 руб. Обязательства погашены переплатой числящейся на 1 января 2017 г. и сальдо расчетов с ИФНС равно 0.
3. По платежному поручению № 47 от 10 января 2017 г. поступила сумма 114 760 руб. в оплату налога. Сальдо 114 760 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
4. По платежному поручению № 11 от 7 апреля 2017 г. поступила сумма 1 720 руб. в оплату налога. Сальдо 116 480 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
5. Отражено обязательство по налогу за год по декларации за 2016 г. в размере 114 760 руб. по сроку оплаты 2 мая 2017 г.
Обязательство погашено переплатой. Сальдо расчетов 1 720 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).
6. По платежному поручению № 55 от 6 июля 2017 г. поступила сумма 7 950 руб. в оплату налога. Сальдо 9 670 руб. в пользу
налогоплательщика (переплата).
7. По платежному поручению № 66 от 5 октября 2017 г. поступила сумма 81 580 руб. в оплату налога. Сальдо 91 250 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
По состоянию на 13 октября сальдо по налогу составляет 91 250 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).

Данная переплата вовсе не означает, что её можно попросить у налоговой к возврату на расчетный счет. Если посмотреть внимательно, то видим, что сальдо 91 250 руб. состоит из трех платежей:
– 1 720 от 07.04.2017 г.
– 7 950 руб. от 06.07.2017 г.
– 81 580 руб. от 05.10.2017 г.
Эти суммы не что иное как авансовые платежи по налогу, которые платятся каждый квартал в течении года. До сдачи декларации эти платежи числятся в карточке как переплата, но после проведения налоговых обязательств они будут зачтены в оплату налога. Срок сдачи декларации по УСН для ИП до 30 апреля следующего за отчетным годом, поэтому в данном примере переплата «уйдет» после сдачи декларации уже в 2018 году.

Выписка по расчетам с бюджетом в 2019 году

В 2019 году выписка РСБ незначительно изменилась по форме. Смысл и порядок расшифровки остались прежними.

Ответы на популярные вопросы

Что делать если налог оплачен платежным поручением с верными реквизитами, но так и не поступил в налоговую?

Такое бывает. Необходимо написать заявление в налоговую на розыск платежа. Если платежа нет в карточке операций по расчетам с бюджетом, а у вас на руках есть платежка с отметкой банка с правильными реквизитами, то заявление пишем в произвольной форме. Например, так:

образец заявления на розыск платежа

Если в платежке допущены ошибки, то указать правильные реквизиты можно через личный кабинет ИП в разделе Моя почта -> Обратиться в налоговый орган -> Расчеты с бюджетом -> Заявление об уточнении платежей -> Прочие платежи. В открывшейся форме указываем реквизиты платежного поручения: номер, дату и сумму.


Остались вопросы? Нужна помощь с расшифровкой выписки? Напиши в WhatsApp или в Телеграм и получи консультацию.

Далеко не все налогоплательщики знают, что такое КРСБ, однако это понятие неразрывно связано с уплатой налогов. Это своеобразная база данных, которая принадлежит каждому физическому и юридическому лицу, зарегистрированному в ИФНС. В данной статье пойдет речь о том, что представляет собой эта аббревиатура и для чего используется в сфере налогообложения.

КРСБ налогоплательщика это

Как расшифровывается понятие

КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов.

В соответствии с едиными требованиями Приказа ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/ [email protected] , карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки, поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.

Зачем нужна карточка расчетов с бюджетом

Нередко у предпринимателей и ИФНС возникаю нестыковки при проверке состояния налоговых платежей. В таких ситуациях источником необходимой информации служит база данных КРСБ или так называемый лицевой счет налогоплательщика.

Мероприятия по учету средств, поступающих в бюджет, позволяют избежать переплат или накопления долгов со стороны субъекта налогообложения: юридического или физического лица.

Налоговые органы прибегают к использованию данного инструмента учета платежей, поскольку статья 32 НК РФ возлагает на ИФНС обязанности по сверке сумм уплаченных налогов, пеней, штрафов, формированию справок и выписок о состоянии лицевого счета налогоплательщика и так далее. Во время камеральных проверок налоговая служба будет ссылаться на КРСБ, однако начиная с 2010 года, этот документ утратил свою юридическую силу и с тех пор носит только справочный характер. Следовательно, карточка является дополнительным инструментом для организации или предпринимателя, позволяющим налогоплательщику контролировать состояние своего лицевого счета.

КРСБ налогоплательщика это

Кто ведет документ

Базу данных КРСБ ведет непосредственно ФНС на основании сведений, подаваемых налогоплательщиком. Для этого в налоговую подают налоговые декларации по формам 2-НДФЛ (в конце отчетного года) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Использование карточек РСБ — процедура, подведомственная налоговым органам, осуществляемая как по инициативе налогоплательщика, так и ИФНС.

КРСБ налогоплательщика это

Закрытие карточки также осуществляется через ИФНС, в частности для постановки на учет налогоплательщика на новом месте. Тогда лицо снимают с учета в одном налоговом органе и переводят в другой территориальный отдел ФНС в установленном порядке. Что касается штрафов за просрочку налоговых выплат и административные правонарушения, то КРСБ с этими данными не передают на новое место учета, а открывают по месту нахождения органов, вынесших решение о санкциях в отношении налогоплательщика. То есть, информация, не отражающая деятельность организации/ИП, не подлежит передаче в другую ИФНС.

Что такое КРСБ в налоговой

КРСБ налогоплательщика оформляется в момент регистрации предпринимателя или организации и представляет собой особый бланк, в который заносят сведения о произведенных денежных отчислениях в бюджет. В настоящее время помимо налогов в карточке учитывают операции по уплате страховых взносов.

КРСБ открывают не только для непосредственных налогоплательщиков, но и для так называемых налоговых агентов, которые в порядке своих обязанностей удерживают средства у налогоплательщиков и перечисляют их в налоговый бюджет организации, а затем и в казну. Если ИП или ООО платит ЕСН и страховые взносы на пенсионное страхование физических лиц, то в ФНС открывают дополнительную КРСБ с соответствующим назначением.

Какие сведения содержатся в карточке

В карточке расчетов с бюджетом фиксируют три вида данных:

  • информацию о начисленных суммах: налогах, штрафах и пеням по ним;
  • информацию об уплаченных налогах, штрафах, пенях;
  • сальдо между начисленными и уплаченными суммами (отрицательное значение — долг; положительное — переплата).

Эти сведения вносят в КРСБ из предоставленных деклараций, решений по результатам камеральных проверок, судебных решений и других возможных документов.

Из этого следует, что карточка отражает состояние выплат средств в бюджет, поступающих от различных субъектов хозяйственной деятельности. Однако эта информация не всегда соответствуют действительному положению дел. Кроме того, в КРСБ могут числиться так называемые безнадежные долги, нереальные к взысканию. Они могут находиться в документе годами и сильно искажать значение сальдо.

КРСБ налогоплательщика это

Особенности заполнения

Сведения, вносимые в КРСБ, систематизированы, поэтому отдельные карточки формируют по таким критериям, как:

  • срок оплаты налога: существуют КРСБ для налогов, оплачиваемых в настоящий момент и поквартально;
  • КБК организации;
  • код ОКТМО;
  • статус налогооблагаемого субъекта.

Заполнение бланка КРСБ имеет свои особенности, среди которых отмечают следующие правила:

  • в карточку вносят только те сведения об НДФЛ, которые прошли соответствующую проверку (п.1, разд.10 Единых требований от 18.01.2012 г.);
  • не удержанные налоговым агентом суммы НДФЛ не заносят в карточку (письмо ФНС РФ от 04.08.2015);
  • недоимки по налогам начисляют не только на основании карточки, но и других документов, отражающих суммы выплат.

Выплаты контролирует ФНС, на них заводят отдельную КРСБ.

Порядок получения сведений

Для контроля состояния своего лицевого счета налогоплательщики могут обратиться в ИФНС и запросить справку по КРСБ, выписку, а также составить акт сверки.

Проверить наличие долгов по налогам можно двумя способами:

  • посредством сайта nalog.ru в ЛК налогоплательщика (с 2015 года доступна проверка не только для юридических лиц, но и для ИП);
  • запросить информацию через сервис ИОН-offline, для этого нужно зайти в систему Контур Экстрен, и осуществить сверку.

Через сервис информационного обслуживания налогоплательщика можно получить следующие документы:

  • справку о состоянии ЛС;
  • акт сверки;
  • выписку о расчетах с бюджетом;
  • справку об исполнении плательщиком своих налоговых обязанностей;
  • отчеты (бухгалтерские, налоговые), предоставленные в отчетном году.

Для автоматизации получения сведений из ИОН можно использовать ПО «Баланс-2», которое позволяет импортировать полученные документы в любую электронную систему документооборота.

Что касается сайта nalog.ru, то сведения выдаются только в формате PDF, что неудобно для крупных фирм, поэтому в данном случае предпочтительно пользоваться автоматической сверкой.

КРСБ является хоть и чрезвычайно важным и информативным документом, но отнюдь не исчерпывающим. В налоговой практике установлено, что иногда налоговики ссылаются на карточку во время проверок, однако это неправомерно по отношению к налогоплательщикам и результаты можно оспорить в судебном порядке. Таким образом, карту КРСБ нельзя считать самостоятельным, полноценным документом, по которому можно производить сверку налоговых начислений и выплат.

Подробнее о правилах заполнения КРСБ смотрите ниже на видео.


И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ежегодно налоговые органы отчитываются об увеличении сбора налоговых поступлений и сокращении судебных споров с налогоплательщиками. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки.

Какие ошибки - точно не ваши ошибки

Есть два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:

Важно! Проверяемые организации или ИП вправе знакомиться с материалами проверки до вынесения решения по ней. Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика.

Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов участвовать в рассмотрении материалов этой проверки. А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки.

Основанием для отмены решения по проверке служит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения ее материалов. К таким условиям относят обеспечение возможности налогоплательщика:

  • участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
  • представить объяснения.

В каких случаях ошибки инспекторов суды признают недопустимыми и отменяют решения по проверке?

⚠ Ошибка N 1. Налоговый орган не допустил к рассмотрению материалов проверки представителя по "общей" доверенности.

Налогоплательщик направил в налоговый орган для участия в рассмотрении материалов проверки своего представителя. По доверенности тот был уполномочен представлять интересы налогоплательщика в органах ФНС. Также представитель вправе был совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.

По мнению ИФНС, в доверенности не были указаны полномочия участвовать в рассмотрении материалов проверки, поэтому инспекция к участию в нем представителя не допустила. Суд, отменяя решение инспекции, указал, что из норм НК РФ и ГК РФ следует: в доверенности может быть указано общее полномочие представлять интересы в отношениях с налоговыми органами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017).

⚠ Ошибка N 2. Инспекция пригласила компанию на рассмотрение материалов допмероприятий менее чем за шесть дней.

Уведомление о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено компании за три рабочих дня до назначенной даты. В день рассмотрения заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки еще не было ему вручено - в этот день почта только проставила отметку о невручении. Заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на шестой день со дня его отправки. Поэтому суд пришел к выводу, что инспекция о времени и месте рассмотрения материалов проверки компанию не известила, возможность выдвинуть соответствующие возражения не предоставила (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017).

⚠ Ошибка N 3. Уведомление было направлено представителю, у которого закончился срок действия доверенности.

Все документы, связанные с выездной проверкой, инспекция вручала представителю общества. Ему было выдано несколько доверенностей с определенным сроком действия. После вручения акта проверки налогоплательщику и получения от него возражений инспекция назначила допмероприятия. Решение об их проведении и требование представить документы были направлены в адрес компании. Еще один экземпляр этих документов и уведомление о рассмотрении материалов проверки инспекция направила представителю. На тот момент сроки действия доверенностей уже истекли. Поскольку налоговому органу было достоверно известно об отсутствии у физлица каких-либо полномочий представлять интересы общества, суд решил, что нарушены существенные условия процедуры, и отменил решение (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 N Ф10-4996/2014 по делу N А54-2952/2013).

⚠ Ошибка N 4. Компания не получила материалы проверки, которые подтверждали выводы налоговиков.

Инспекторы не вручили обществу вместе с актом проверки копии документов на 898 листах, которые имели отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами. Указанные документы были представлены лишь в суде по ходатайству общества. Невручение документов привело к тому, что у общества не было возможности:

  • ознакомиться с ними в ходе проверки, оценить эти документы и обоснованность доводов акта проверки;
  • представить объяснения в отношении доказательств.

По мнению суда, это было существенным нарушением как прав налогоплательщика, так и процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. В результате инспекция приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 N 11АП-4250/2018 по делу N А49-9455/2017).

В другом случае инспекция, отказывая в возмещении НДС, ссылалась на данные информационных ресурсов и документы, полученные в ходе встречных проверок. Однако ни указанные документы, ни выписки из них в адрес компании направлены не были. Как и в предыдущей ситуации, документы были переданы только в ходе судебного разбирательства. Инспекция полагала, что сведения, содержащиеся в документах, имелись в акте проверки и решении. Однако суд посчитал, что в акте проверки не изложено полное содержание данных документов, а имеются лишь выводы инспекции, сделанные на их основании. При этом общество не обязано было само обращаться с заявлением о представлении ему документов (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 N 19АП-8097/2017 по делу N А35-17/2017).

⚠ Ошибка N 5. Ни инспекция, ни управление не дали компании возможности поучаствовать в рассмотрении материалов допмероприятий.

Налоговый орган не обеспечил право налогоплательщика на подачу возражений по материалам дополнительного налогового контроля и на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий. При рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика в УФНС данные права также не были обеспечены и восстановлены. С документами, полученными в ходе проведения допмероприятий, налогоплательщика ознакомили только в ходе судебного разбирательства. Управление рассмотрело апелляционную жалобу, в которой было заявлено о нарушении процедуры рассмотрения инспекцией, также без участия налогоплательщика.

Данные действия свидетельствуют о том, что налоговый орган существенно нарушил процедуру рассмотрения материалов проверки, и влекут безусловную отмену принятого по ее итогам решения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 N 08АП-2461/2018, 08АП-2462/2018 по делу N А70-11922/2017).

Важно! Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика должным образом, а также предоставить доказательства того, что уведомление получил полномочный представитель или сам руководитель организации (либо ИП).

На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого. Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что, вероятно, привело к неверным выводам.

⚠ Ошибки в наименовании документов.

Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику, приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого. Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений.

Такие документы указывают инспекторы. Согласно требованиям проверки, документы без указания их номера и даты не могут быть достоверным доказательством. Указываться должны конкретные операции по конкретным контрагентам с конкретными суммами. Иначе выводы инспекторы могли сделать ошибочно. Соответственно, доказательства налоговики предоставить в суд не смогут и решение судьями будет принято в пользу налогоплательщика. Помимо ошибок в номерах документов проверяемых организаций, налоговики могут ошибиться и в указании статей НК.

Важно! Проверить номер и пункт статьи НК РФ стоит самому проверяемому лицу. Такая ошибка является очень грубой, так как показывает, что примененная норма наказания противоречит законодательству.

⚠ Ошибка N 6. В решении сумма исключенных расходов арифметически не соответствует сумме доначисленного налога, нет ссылки на первичные документы.

В тексте решения отсутствовал расчет налога по эпизодам взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. Сделав вывод об общей сумме неуплаченного налога на прибыль, налоговый орган не привел расчет суммы исключенных расходов по каждому из контрагентов с указанием суммы налога отдельно по налоговым периодам. В решении приведены лишь периоды, в которых осуществлялись взаимоотношения. Кроме того, в решении инспекция не привела ни одного документа, сославшись на акт проверки, в котором сведения о первичных документах и суммах исключенных расходов также отсутствовали.

Данное обстоятельство, как указал суд, не позволяет установить размер расходов, исключенных налоговым органом из расчета налога на прибыль. Отсутствие данной информации также не позволило суду проверить правильность расчета налога (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 N 12АП-2625/2018 по делу N А12-33423/2017).

Рассматривая другое дело, суд посчитал, что из решения инспекции невозможно установить, какие конкретно факты были расценены как налоговые правонарушения. Не были приведены ссылки на документы и иные сведения. Таким образом, невозможно было проверить правильность доначисления налога, а также пеней и штрафов по оспариваемому нарушению (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А06-7063/2017).

Разбирая еще один спор, суд не смог установить основания доначислений по отношениям налогоплательщика и его контрагентов, обоснованность указанных сумм по праву и по размеру (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 N 13АП-17062/2017 по делу N А56-64382/2016).

⚠ Ошибка N 7. УФНС, отменяя решение инспекции, дополнительно начислило пени и штрафы.

В акте камеральной проверки была начислена только недоимка, а начисления пеней и штрафа отсутствовали. Инспекция не известила общество о дате и времени рассмотрения материалов проверки и вынесла решение. Налогоплательщик пожаловался в УФНС. Для устранения допущенных инспекцией процессуальных нарушений управление известило компанию о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки. После рассмотрения оно отменило решение инспекции и приняло новое решение, начислив обществу недоимку, пени и штраф, тем самым определив реальные налоговые обязательства.

Суд решил, что управление не вправе было самостоятельно определять и начислять пени и штраф. Не имела права на это и ФНС, когда оставляла в силе решение по жалобе. Поэтому суд отменил решение в полном объеме (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 N 09АП-9860/2018 по делу N А40-81548/17).

⚠ Ошибка N 8. Управление произвело переквалификацию договоров, лишив компанию возможности представить возражения.

Инспекция провела выездную проверку. Общество не согласилось с ее результатами и обжаловало решение в УФНС, которое осуществило юридическую переквалификацию инвестиционных договоров. При этом в ходе проверки у инспекции не было претензий к указанным договорам, заключенным с физлицами.

Как отметил суд, управление установило, что выводы инспекции имеют неправильную квалификацию, поэтому оно должно было отменить решение инспекции в данной части, а не отказывать в удовлетворении апелляционной жалобы общества. Вместо этого управление произвело переквалификацию сделок таким образом, чтобы обосновать правомерность доначислений инспекции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

Управление не оценивало никаких доказательств, подтверждающих правомерность переквалификации, не были они собраны и в ходе проверки. Сумма доначислений определена произвольно, не подтверждена расчетами или документами. Тот факт, что управление изменило юридическую квалификацию сделок на стадии рассмотрения апелляционной жалобы, лишил компанию возможности представить возражения относительно такой переквалификации. Суды посчитали это существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки и основанием для отмены решения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

И еще ошибки

  • При проверке налоговики выявили предоплату, но они не учли, что в прошлом периоде у налогоплательщика была переплата. Данная переплата может полностью покрыть указанную налоговиками сумму. Решить такую ошибку налоговых органов просто, для этого нужно предъявить справку о состоянии расчетов с налоговыми органами.
  • Увеличены сроки проведения налоговой проверки. Выездную проверку инспектор налоговой службы имеет право продлить до полугода. Но сообщить об этом он обязан проверяемому лицу, либо его представителю. Причем сделать это следует заранее.
  • Исправления в акте выездной проверки. Никакие исправления в акте выездной проверки делать нельзя, ни корректором, ни ручкой. Если вдруг в акте есть такие исправления, то доказать, что подписан он уже с учетом изменений не получится.
  • По результатам выездной налоговой проверки доначисляется налог к уплате в бюджет и налогоплательщику предъявляется соответствующее требование. Однако, и в этом случае налоговыми органами допускаются ошибки, влекущие его отмену.

Когда требование об уплате налога (пеней) признают недействительным?

Требование об уплате налога (пеней) признают недействительным, если оно:

  • вынесено на основании решения инспекции, признанного недействительным (в том числе частично) судом или отмененного УФНС, даже когда это требование отозвано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 N Ф06-17579/2017 по делу N А06-5426/2016);
  • содержит недостоверную информацию о наличии недоимки, подтвержденную только карточкой расчетов с бюджетом (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2016 N Ф10-5276/2015 по делу N А64-823/2015);
  • вынесено в период действия обеспечительных мер, принятых судом (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2017 N Ф09-3374/17 по делу N А47-10350/2015).

Требование об уплате налога (пеней) не признают недействительным, даже если:

  • налоговые платежи, перечисленные до окончания налогового периода, не поступили в бюджет из-за проблем банка, о которых налогоплательщик должен был знать (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 N Ф05-7623/2017 по делу N А40-197196/2016; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2016 N Ф10-236/2016 по делу N А09-7408/2015);
  • в нем в качестве основания взыскания ошибочно указано другое решение налогового органа (решение с неверными реквизитами) (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.07.2017 N Ф01-2626/2017 по делу N А11-6280/2016, Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 301-КГ17-14696 отказано в передаче дела N А11-6280/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Методы борьбы с ошибками налоговиков

Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

Без вины – не виноватый

Главное - помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

Пишем письма в налоговую

Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

Суд поставит точку

Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.

Читайте также: