Налоговая передала в прокуратуру

Опубликовано: 11.05.2024

Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.

Еще о налоговой:

Кира Гин

Налоговая может вызвать на допрос любого

Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.

Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.

Что проверить у контрагента

Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.


Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.

Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»

В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.

Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.

Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.

В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.

Вызовом на допрос считается только повестка

Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.


Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.

Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.

Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.

Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:

  • свидетель из-за возраста, болезни или инвалидности не может прийти в налоговую;
  • в других случаях на усмотрение налогового инспектора.

Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.

Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос

С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:

  • 1000 рублей за неявку или уклонение от допроса без уважительной причины. Уважительными причинами считаются, например болезнь или командировка;
  • 3000 рублей за ложные показания и неправомерный отказ от показаний. Например, неправомерным отказом будет, если человек получил повестку, пришел в инспекцию и сказал: «Я не буду давать показания!»

Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.

У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.

80 вопросов налоговой для допроса

Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:


В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.

По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.


Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.

1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?

Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.

2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?

Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.

Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.


Проявить должную осмотрительность

3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?

Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.

На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.

4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.

Когда речь о настоящих поставщиках, опасности нет. Отвечаете: маркетолог инициировал, маркетолог говорит то же самое. Налоговая проверяет поставщика, и сходится: поставщик подтверждает, что так всё и было. Проблемы будут, если договор с фирмой-однодневкой, а ее директор говорит: «Я вообще не директор, дал только паспорт, чтобы зарегистрировали фирму, а мне за это заплатили».

5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?

На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».

Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО «Лосось» вы подбирали?», он говорит: «Нет!»

Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он «Лосось» не искал. Как так? Всех остальных искал, а «Лосось» нет. Так кто его искал тогда?»

Все вопросы налоговой из методички

В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?

14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?

26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.

27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?

36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.

38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.

39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?

40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

Я прошла допрос в налоговой

41. Кто назначил вас на эту должность?

42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?

43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?

44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?

45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?

46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

48. Как происходит поиск контрагентов?

49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?

51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?

52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?

66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Инспектор обязан вручить копию протокола

С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.

Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.

Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.

ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.

Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:

  • протокол был заполнен без проведения мероприятий налогового контроля;
  • свидетелю не рассказали о его праве не давать показания против себя и праве на юридическую помощь;
  • протоколы оформлены не по форме;
  • нет пометки «с моих слов записано верно».

Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.

Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.

Короче

Допросить могут всех, кроме:

аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;

детей до 14 лет;

Что запомнить:

ходите на допрос в налоговую с адвокатом;

пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;

игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой


Иллюстрация с сайта ГД

В Москве выездная проверка компании почти в 100 % случаев заканчивается возбуждением уголовного дела по налоговому преступлению против директора. Почему так происходит?

Примерно с 2018 года в Москве все материалы по итогу выездных налоговых проверок направляются в Главное следственное управление Следственного комитета по г. Москве. В ГСУ анализируют результаты выездной налоговой проверки. После этого дают конкретные указания о возбуждении уголовного дела, проведении необходимых следственных действий, сроках их проведения и направляют все материалы в следственные комитеты по округам г. Москвы.

Конечно, следователи по округам подчиняются своим руководителям из Главного следственного управления и возбуждают уголовные дела. Таким образом, следователи на местах лишены процессуальной возможности отказать в возбуждении уголовного дела.

Заметим, что с октября 2014 года по 2018 год ситуация была иной: следователи намного чаще принимали решение об отказе в возбуждении уголовного дела по налоговым статьям.

За что и на сколько могут посадить директора?


Это исчерпывающий перечень налоговых составов в Уголовном кодексе РФ. Однако директора компании могут привлечь к уголовной ответственности не только по этим статьям, но и по статье 159 УК «Мошенничество».

За мошенничество привлекают, например, при возмещении НДС из бюджета, если это возмещение было признано незаконным.

Как конкретно совершаются налоговые преступления?

Статья 199 УК указывает, как именно компании уклоняются от уплаты налогов:

  • Не предоставляют в налоговую декларацию, расчёт или иные документы, которые они должны предоставлять в соответствии с НК РФ.
  • Включают в налоговую декларацию или расчёт заведомо ложные сведения.

Что такое иные документы? Это выписки из книги продаж, из книги учёта доходов, расходов и хозяйственных операций, расчёты по авансовым платежам, годовые отчёты о деятельности иностранной организации, документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Что такое заведомо ложные сведения? Например, если компания выполняет какие-либо работы своими силами, но в первичных документах указывает, что эти работы были выполнены контрагентом. А значит, компания может вычесть НДС и учесть расходы при исчислении налога на прибыль организаций. Это и есть заведомо ложные сведения.

Как налоговая выявляет уклонение от уплаты налогов?

Во время камеральных и выездных налоговых проверок. В эти детали мы сейчас углубляться не будем. Обратим внимание на сроки. Если выявлена недоимка, инспекторы выставляют требования об уплате налогов:

  • два месяца отводится бизнесу на оплату по требованию из инспекции;
  • 10 дней есть у налоговой, чтобы передать информацию в следственный комитет, если компания не оплатила недоимку;
  • месяц есть у следственного комитета на проведение доследственной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • два месяца есть на то, чтобы расследовать уголовное дело. Однако на практике эти сроки не соблюдаются и расследование дела может занять и полгода, и год.

На практике с начала выездной налоговой проверки до приговора проходит примерно 2,5–3 года.

Может ли Следственный комитет как-то по-другому получить информацию о совершенном налоговом преступлении?

Информацию о совершённом налоговом преступлении в Следственный комитет может передать полиция . Но как она сама узнаёт об этом? Полиция проводит оперативно-разыскные мероприятия, ревизии и, если есть основания считать, что совершено налоговое преступление, передаёт информацию в Следственный комитет.

Иногда материалы для уголовного дела против директора выделяются из других уголовных дел. Типичная ситуация: накрыли обнальную контору, возбудили дело по статье 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность». Изучили, какие компании направляли деньги на счета обнальной конторы. И начали прорабатывать эти компании — вызывать руководителей на допросы, изучать связи с другими контрагентами и так далее.

Если Следственный комитет придёт к выводу, что сумма неуплаченных налогов достаточна для возбуждения уголовного дела по налоговой статье, то дело будет возбуждено.

Недовольный сотрудник написал заявление о том, что компания платит серые зарплаты. Написать могут в прокуратуру, в полицию, в Госинспекцию по труду, в налоговую. Любой из этих органов, скорее всего, переадресует сообщение в Следственный комитет, так как налоговые преступления в его компетенции, и он начнёт собирать информацию для возбуждения уголовного дела.

За какую сумму директора могут привлечь к уголовной ответственности по налоговой статье?

Представим, что компания перевела фирме-однодневке 8 млн руб. с НДС за некие услуги. При этом компания:

  • засчитала эти 8 млн как расходы при исчислении налога на прибыль;
  • применила вычет с входящего НДС.

Какую сумму доначислит налоговая по результатам налоговой проверки, если вскроется, что контрагентом является компания-однодневка?

  • НДС на 1 220 338 руб. (8 000 000/118 * 18). Ведь операции, в связи с которой компания применила вычет по НДС, на самом деле не было.
  • Налог на прибыль — 1 355 932 ((8 000 000 — 1 220 338) * 20 %).
  • Штраф: 1 030 508 — ((1 220 338 1 355 932) * 40 %). Складываем сумму уплаченных НДС и налога на прибыль и высчитываем из неё 40 %.

Штраф 40 % от неуплаченных налогов накладывается, если неуплата была умышленной — это обязательное условие возбуждения уголовного дела. Если компания не заплатила налоги потому, что бухгалтер ошибся или не знал, что компания должна их заплатить, то состава преступления нет.

Умысел на неуплату — важнейшее условие возбуждения уголовного дела против директора

Все налоговые преступления совершаются с прямым умыслом. Это когда топ-менеджеры компании:

  • осознавали, что они не платят налоги, хотя по закону обязаны заплатить;
  • понимали, что они нарушают закон;
  • осуществляли действия, направленные на неуплату налогов.

Что такое действия, направленные на неуплату налогов? Создание компаний-однодневок и последующая работа с ними, искусственное дробление бизнеса без наличия деловой цели, неоформление части сотрудников в штат, чтобы не платить за них страховые взносы И так далее.

Перед Следственным комитетом и налоговой стоит задача доказать, что налоги были не уплачены умышленно. В таком случае налоговая сможет выставить штраф 40 %, а у Следственного комитета появится возможность возбудить уголовное дело. Как на практике доказывается умысел? С помощью процедур, описанных в УПК и Налоговом кодексе, таких как:

  • снятие свидетельских показаний;
  • обыск в офисе;
  • выемка;
  • истребование документов у самой компании и её контрагентов;
  • запросы в банк;
  • проведение финансово-бухгалтерских экспертиз.

Классический пример: налоговая или следователи изъяли компьютер компании и нашли там документацию от имени спорного контрагента. Свойства файла указывают на то, что он был составлен сотрудниками проверяемой компании, а значит, контрагент фиктивен и налоги не были уплачены умышленно. Ведь фиктивный документооборот создаётся только умышленно.

Налоговая и Следственный комитет ещё в 2017 году выпустили совместное письмо, посвящённое доказыванию умысла на совершение налогового преступления.

Всегда ли директор несёт ответственность, если компания не заплатила налоги?

У директора свои обязанности, а у главного бухгалтера свои. Если директор не занимается бухгалтерией и в силу должностных обязанностей не выбирал контрагентов, которые оказались сомнительными, то его очень трудно обвинить в неуплате налогов.

Суды учитывают этот момент и изучают, в чьи обязанности входит подготовка и предоставление деклараций, а также выбор контрагентов.

В нашей практике есть случаи, когда налоговая пришла с выездной проверкой в компанию и доначислила более 50 млн руб. Против директора возбудили уголовное дело по части 2 статьи 199 УК РФ. Причина — связь компании с фирмами-однодневками, из-за чего, по мнению следователей и налоговой, налогоплательщик не доплатил налоги.

Однако нам удалось доказать, что директор не виноват, и добиться прекращения уголовного дела. Ранее он уже обращался к нам за услугой комплексной защиты директора, благодаря чему в компании действовали:

  • Положение о договорной работе.
  • Положение о должной осмотрительности.
  • Положение о выборе контрагентов и другие документы.

В нашем случае директор не выбирал контрагентов. Он контактировал лишь с контрагентами-заказчиками, а не поставщиками. Поставщиков искали и проверяли другие сотрудники компании. Поэтому директор не мог нести никакой ответственности за то, что некоторые контрагенты оказались сомнительными.

Что делать, если уголовное дело по налоговой статье против директора уже возбуждено?

Если уголовное дело уже возбуждено, то к защите ваших интересов необходимо привлекать опытных специалистов-адвокатов, специализирующихся на налогах. Именно они должны проанализировать ситуацию, оценить риски и проработать дальнейшую тактику действий и линию защиты.

Для этого могут быть допрошены свидетели, представлены документы, в том числе подтверждающие реальность сделки, проявление должной и коммерческой осмотрительности, проведён финансовый анализ результатов спорных сделок, а также использованы процессуальные основания для признания ряда доказательств недопустимыми. Как показывает практика, данные действия может осуществить лишь практикующий в данной сфере адвокат.

Выводы

Почти любая выездная налоговая проверка приводит к возбуждению уголовного дела против директора компании.

В Уголовном кодексе есть несколько составов налоговых преступлений. В случае возмещения НДС из бюджета дело может быть возбуждено по ст. 159 УК РФ — «Мошенничество».

Налоговые преступления относятся к подследственности Следственного комитета. Этот орган может получать информацию о налоговом преступлении из разных источников, но обычно от налоговой, которая провела налоговую проверку и выявила нарушения. Также информация может поступать от полиции или граждан, написавших заявление о налоговых нарушениях компании.

Если уголовное дело уже возбуждено или идёт доследственная проверка, то лучше привлечь опытного адвоката, который поможет выбрать тактику защиты и знает нюансы процессуального законодательства.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции от 14 февраля 2014 г. N ММВ-23-11/2, N СД-1-14

Генеральная прокуратура Российской Федерации в лице Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Юрия Яковлевича, действующего на основании Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", и Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) в лице руководителя Мишустина Михаила Владимировича, действующего на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, заключили Соглашение о нижеследующем.

I. Предмет Соглашения

Предметом настоящего Соглашения является организация информационного обмена сведениями, необходимыми для решения задач, возложенных действующим законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции на Стороны.

II. Принципы взаимодействия

Стороны при организации взаимодействия и взаимного обмена информацией руководствуются следующими принципами:

использование Сторонами полученной на основании настоящего Соглашения информации исключительно для выполнения задач и реализации полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции;

законность и профессионализм;

строгое соблюдение требований к специальному режиму хранения сведений, составляющих налоговую тайну, и персональных данных;

своевременность и оперативность передачи сведений, определенных настоящим Соглашением;

обязательность исполнения достигнутых Сторонами договоренностей.

III. Порядок и формы взаимодействия и обмена

3.1. Стороны в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:

3.1.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации и прокуратуры субъектов Российской Федерации, военные и иные приравненные к ним специализированные прокуратуры (далее - органы прокуратуры) направляют соответственно в ФНС России и управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - управления) запросы на бумажном носителе с приложением сведений о персональных данных проверяемых лиц по установленной форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Соглашению.

Начиная с 01.01.2015 (а при наличии технической возможности у органов прокуратуры - до указанного срока) запросы на бумажном носителе направляются в налоговые органы с приложением сведений о персональных данных проверяемых лиц на электронном носителе в виде файла (файлов), сформированного (сформированных) по форматам, утвержденным ФНС России, на дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти, с сопроводительными реестрами сведений о персональных данных лиц, в отношении которых запрашивается информация.

В запросе указываются:

налоговый орган, в который направляется запрос;

нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос (дата, номер и наименование);

фамилия, инициалы и номер телефона ответственного исполнителя.

Если приложение к запросу не содержит персональных данных, необходимых для идентификации проверяемых лиц, то он не обрабатывается и подлежит возврату органу прокуратуры с указанием причин отказа в обработке.

3.1.2. ФНС России рассматривает запросы, направленные должностными лицами:

Генеральной прокуратуры Российской Федерации: Генеральным прокурором Российской Федерации, первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, начальником Главного управления кадров, начальником управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, начальником Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства;

Главной военной прокуратуры: Главным военным прокурором, первым заместителем Главного военного прокурора, заместителями Главного военного прокурора, начальником управления кадров, начальником управления надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, начальником отдела надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции).

Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации рассматривают запросы, направленные прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными и иными специализированными прокурорами, начальниками подразделений по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции (помощниками прокурора).

В случае получения запроса от должностного лица территориального органа прокуратуры, расположенного на территории другого субъекта Российской Федерации, управление в течение 3-х рабочих дней направляет запрос в соответствующее управление по территориальной принадлежности, с уведомлением об этом инициатора запроса.

3.1.3. ФНС России и управления ФНС России по субъектам Российской Федерации на основании представленных соответственно Генеральной прокуратурой Российской Федерации и подчиненными прокурорами персонифицированных данных проверяемых лиц поднадзорных органов, а также иных лиц (в случае необходимости дачи оценки соблюдению требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции) осуществляют в информационных ресурсах налоговых органов автоматизированный поиск сведений:

о регистрации в качестве учредителей и руководителей юридических лиц любой организационно-правовой формы, в том числе общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, потребительских кооперативов, а также юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами, при их создании и ликвидации;

о доходах, отраженных в справках о доходах физического лица формы N 2-НДФЛ;

о доходах, отраженных в налоговых декларациях в связи с применением специальных налоговых режимов, а также по налогу на доходы физических лиц (форма N 3-НДФЛ).

3.1.4. В случае если Сторона не имеет информации, запрашиваемой другой Стороной, либо данная информация была ранее представлена или не может быть представлена по объективным причинам, Сторона письменно информирует заинтересованную в получении информации Сторону о невозможности исполнения запроса с указанием конкретных причин непредставления указанной информации.

При устранении названных причин соответствующая информация подлежит направлению в согласованный с инициатором запроса срок.

3.1.5. ФНС России и управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, их должностные лица обязаны исполнить запрос в установленный в нем срок. При этом срок исполнения запроса не должен превышать 30 дней со дня его поступления в соответствующий налоговый орган.

В случае если запрашиваемая информация не может быть представлена Стороной в срок, указанный в запросе, Стороны в 5-дневный срок со дня получения запроса согласовывают сроки представления информации.

3.2. Перечень передаваемых Сторонами сведений приведен в приложениях N 1-3 к настоящему Соглашению.

IV. Заключительные положения

4.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

4.2. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

4.3. Стороны по взаимной договоренности могут внести в текст настоящего Соглашения изменения и дополнения, в том числе касающиеся иных форм взаимодействия, оформляемые отдельными протоколами.

4.4. Информационный обмен сведениями между Сторонами осуществляется на безвозмездной основе.

4.5. Действия Сторон по реализации настоящего Соглашения координируют:

от ФНС России - заместитель руководителя ФНС России, координирующий вопросы налогообложения имущества и доходов физических лиц;

от Генеральной прокуратуры Российской Федерации - первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю.Я. Чайка

Состав
персональных данных лиц, в отношении которых направляется запрос о представлении сведений

N Описание сведений, передаваемых в составе запроса* Сведения
1. ИНН
2. Фамилия, имя, отчество
2.1. Фамилия
2.2. Имя
2.3. Отчество
3. Документ, удостоверяющий личность
3.1. Код документа, удостоверяющего личность
3.2. Серия и номер документа
4. Дата рождения
5. Место рождения
6. Адрес места жительства (регистрации) ФЛ
6.1. Наименование (код) субъекта Российской Федерации**
6.2. Район
6.3. Город
6.4. Населённый пункт
6.5. Улица (проспект, переулок и т.д.)
6.6. Номер дома (владения),корпуса (строения), квартиры
7. Налоговый период

* При представлении сведений, передаваемых в составе запроса, должны быть обязательными следующие сочетания реквизитов:

1) фамилия, имя, отчество + ИНН + дата рождения + налоговый период;

2) фамилия, имя, отчество + дата рождения + код, серия и номер документа, удостоверяющего личность + налоговый период;

3) фамилия, имя, отчество + дата рождения + адрес места жительства + налоговый период.

** При направлении приложения на бумажном носителе в строке 6.1 указывается наименование субъекта Российской Федерации, при направлении приложения на электронном носителе в виде файла указывается код субъекта Российской Федерации.

N Описание сведений, передаваемых в составе ответа на запрос Сведения
Фамилия, имя, отчество
Фамилия
Имя
Отчество
Сведения о доходах из справок формы N 2-НДФЛ
1. Сведения о налоговом агенте - организации
ИНН
КПП
Наименование организации
Общая сумма дохода
Сумма дохода в разрезе по кодам
Код дохода
Сумма дохода
Код дохода
Сумма дохода
.
Налоговая база
Сумма налога исчисленная
1.2. Наименование организации
.
2. Сведения о налоговом агенте - физическом лице
2.1. Фамилия, имя, отчество
Фамилия
Имя
Отчество
ИНН
Общая сумма дохода
Сумма дохода в разрезе по кодам
Общая сумма дохода
Код дохода
Сумма дохода
Код дохода
Сумма дохода
.
Налоговая база
Сумма налога исчисленная
2.2. Фамилия, имя, отчество
.
Сведения о доходах из налоговой декларации формы N 3-НДФЛ
3. Сведения о доходах от источников в Российской Федерации из листа "А" налоговой декларации формы N 3-НДФЛ
3.1. ИНН источника выплаты дохода
КПП источника выплаты дохода
Наименование источника выплаты дохода
Сумма дохода
Сумма облагаемого дохода
3.2. .
4. Сведения о доходах от источников за пределами Российской Федерации из листа "Б"
Общая сумма дохода, полученная в иностранной валюте в перерасчёте в рубли
5. Сведения о доходах, полученных от предпринимательской деятельности, адвокатской деятельности и частной практики из листа "В"
Общая сумма дохода
Сумма профессионального налогового вычета
Сумма дохода, не подлежащая налогообложению (для главы крестьянского (фермерского) хозяйства)
6. Сведения о доходах от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок из листа "З"
Общая сумма полученного дохода по совокупности совершенных операций
Общая сумма налогооблагаемого дохода по совокупности совершённых сделок
7. Сведения о доходах из налоговой декларации по ЕНВД
Налоговая база, исчисленная по всем кодам ОКАТО
8. Сведения о доходах из налоговой декларации по УСН
Сумма полученных доходов за налоговый период
Налоговая база для исчисления налога за налоговый период
9. Сведения о доходах из налоговой декларации по ЕСХН
Сумма доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы
Сумма расходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы
Налоговая база
Сумма убытков, полученная в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу за налоговый период
10. Отчетный год
N Описание сведений, передаваемых в составе ответа на запрос Сведения
Фамилия, имя, отчество
Фамилия
Имя
Отчество
1 Данные из ФИР ЕГРЮЛ
1.1. Сведения об организации
1.1.1. Наименование организации
1.1.2. ИНН/КПП
1.1.3. ОГРН
1.1.4. Адрес места нахождения
1.1.5. Организационно-правовая форма
1.1.6. Наименование регистрирующего органа
1.1.7. Адрес регистрирующего органа
1.1.8. Уставный капитал
1.1.9. Размер вклада в уставный капитал
1.2. Сведения об организации
.
1.3. Сведения об организации
.
2. Данные из ФИР ЕГРИП
2.1. ИНН
2.2. ОГРНИП
2.3. Адрес места нахождения
2.4. Наименование регистрирующего органа
2.5. Адрес регистрирующего органа

Обзор документа

Определены основные принципы и порядок взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и ФНС России в области противодействия коррупции.

Речь идет о предоставлении Службой персональных данных о проверяемых лицах. Перечислены запрашиваемые органами прокуратуры сведения. Источниками информации могут, в частности, служить справки по форме 2-НДФЛ, налоговые декларации.

Закреплен порядок передачи данных.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Продолжаем говорить о том, как совместно работают правоохранительные и налоговые органы. Сегодня коснемся органов прокуратуры.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей российской государственной власти из-за своего функционального назначения. Основной задачей прокуроров в России является осуществление надзора за исполнением законов и соблюдением Конституции Российской Федерации. В чем эффективность работы прокуратуры в налоговых правоотношениях? Попробуем разобраться. Во-первых, выявляется значительное количество нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. В частности, на местах органами местного самоуправления принимаются незаконные правовые акты в налоговой сфере и устанавливаются незаконные налоги и сборы. Во-вторых, налоговые органы не всегда адекватно осуществляют функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимают меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускают нарушения при государственной регистрации юридических лиц. Прокурор, выявляя соответствующие факты, принимает меры прокурорского реагирования.

Правовая регламентация взаимодействия.

Правовой основной участия органов прокуратуры в проведении проверок исполнения налогового законодательства является: п.9 ст. 77 НК РФ, прямо предусматривающий необходимость санкционирования решения налоговых органов об аресте имущества налогоплательщика, ст.6,22,28 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Приказ Генерального прокурора РФ от 09.06.2009 № 193 «ОБ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».

Алгоритм взаимодействия прокуратуры и налоговых органов.

Данный алгоритм, включающий четкий перечень конкретных действий органов прокуратуры и налоговых органов, установлен Приказом Генерального прокурора РФ, ФНС РФ, МВД РФ, СК РФ № 286 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями».

Взаимодействие при назначении и проведении выездной налоговой проверки:

1) прокуроры направляют материалы с признаками налоговых преступлений в Федеральную налоговую службу;

2) налоговые органы сразу после вынесения решения по налогоплательщику, имеющему крупную недоимку, подпадающую под признаки преступления, информирует об этом прокурора по месту фактического нахождения налогоплательщика;

3) налоговые органы информирует прокурора обо всех материалах, направленных в Следственный Комитет РФ;

4) прокурор ежемесячно проводит сверки таких материалов в налоговых органах и Следственном Комитете РФ;

5) прокурор по каждому такому материалу проверяет исполнение налоговыми органами требований о принудительном порядке взыскания задолженности

Полномочия прокуроров в сфере налоговых правоотношений:

— проведение проверок исполнения налогового законодательства в налоговых органах, органах государственной власти, органах местного самоуправления;

— проведение проверок исполнения налоговыми органами обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел и Следственный Комитет РФ, содержащих признаки налоговых правонарушений и преступлений. Данная обязанность возложена на ФНС РФ ст. 32 Налогового Кодекса РФ. Органы прокуратуры полномочны потребовать от должностных лиц ФНС РФ строго соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением мероприятий по налоговому контролю, взысканию и перечислению налоговых и неналоговых платежей.

Например: Периодичность проверок и длительность проведения мероприятий налогового контроля, включая процедуру обжалования, приводят к тому, что сообщения о налоговых преступлениях поступают в следственные органы по истечении срока давности привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (срок давности по ч. 1 ст. 198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ составляет два года).

— санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций;

Например: Так, в С-м районе Республики Коми с августа 2013 г. в течение 10 месяцев проводилась доследственная проверка и расследовалось уголовное дело в отношении предпринимателя Ж., не уплатившего налогов на сумму 3,5 млн рублей. С момента его возбуждения и до производства судебной налоговой экспертизы 5 месяцев никаких следственных действий по делу не проводилось, целенаправленных мер по доказыванию виновных действий Ж. не принималось. Уже после выполнения требований ст. 217 УПК РФ обвиняемым заявлено о своей причастности к преступлению, в том числе о неподписании им налоговой декларации. В результате на восьмом месяце следствие было вновь возобновлено, сроки давности истекли, Ж. уклонился от уголовного наказания.

В январе 2015 г. в отношении этого же лица тем же следственным отделом возбуждено новое уголовное дело об уклонении от уплаты налогов уже на сумму 18 млн рублей, по делу проведено лишь 11 следственных действий.

При этом по обоим уголовным делам в течение всего периода, с августа 2013 по май 2016 г., меры к наложению ареста на имущество Ж. с целью возмещения ущерба, причиненного бюджету РФ, не были приняты.

Прокурором Республики Коми в порядке ст. 44 УПК РФ заявлен гражданский иск о взыскании с Ж. в пользу бюджетов РФ и РК 21 174 209 рублей, который судом был удовлетворен в июле 2016 г.

Важно: истцами по гражданскому иску о взыскании ущерба бюджетам различных уровней совершением налоговых правонарушений могут выступать налоговые органы на основании п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ или органы прокуратуры на основании ч. 3 ст. 44 УПК РФ, а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за вред, причиненный преступлением. В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 44 УПК РФ гражданский иск в защиту интересов государства может быть предъявлен прокурором после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.

— осуществление контроля за проведением налоговых проверок путем установления фактов дублирования контрольных мероприятий и фактов использования проверок для оказания давления на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При установлении таких фактов, а также фактов вмешательства с экономическую деятельность налогоплательщиков, незаконного применения мер принуждения и ответственности к ним налоговыми органами и их должностными лицами прокуроры имеют широкий спектр мер по пресечению незаконной деятельности и привлечению виновных лиц к ответственности.

— организация и проведение проверок налогового законодательства с участием специалистов при перечислении налогов и сборов в федеральный, региональный и местных бюджет, а также государственные внебюджетные фонды, в том числе проверять деятельность службы судебных приставов в части исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

В частности, по уголовным делам, возбужденным в отношении руководителей и главных бухгалтеров организаций, уклонившихся от уплаты налогов, параллельно с расследованием уголовного дела прокуроры вправе проверять исполнение налоговым органом всех полномочий, предоставленных ему НК РФ, по принудительному взысканию недоимки и пеней в порядке ст. 46, 47 НК РФ, а также взыскания налоговой санкции с организации в судебном порядке.

— надзор за качеством и эффективностью следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельностью в целях предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, расследования уголовных дел по налоговым преступлениям.

Например: В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела прокурор в пятидневный срок с момента получения материалов проверки вправе отменить соответствующее постановление следователя или руководителя следственного органа. При этом он обязан указать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению, которые не были проверены, и сформулировать соответствующие указания, направив их руководителю следственного органа для исполнения.

Важно: прокурор не вправе давать указания следователю о том, что он должен делать по уголовному делу, этим должен заниматься руководитель следственного органа. Однако следует понимать, что обвинительное заключение утверждается прокурором, обвинение в суде поддерживает государственный обвинитель, также являющийся работником прокуратуры.

— апелляционное и кассационное обжалование приговоров, состоявшихся по уголовным делам о налоговых преступлениях.

Например: , в 2013 г. по инициативе прокуратуры в Верховный суд субъекта РФ в порядке надзора обжалованы приговор *** городского суда от 18.09.2012 и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда субъекта в отношении З., осужденного по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, в части отказа в удовлетворении исковых требований налоговому органу о взыскании с осужденного в пользу бюджета РФ налогов и пени в сумме более 200 000 000 рублей. 12 февраля 2014 г. Президиумом Верховного суда в удовлетворении надзорного представления отказано. По мнению судьи и председателя Верховного суда, выводы, изложенные в обжалуемом судебном решении, являются правильными, поскольку с учетом положений ст. 45 НК РФ, ст. 199 УК РФ удовлетворение гражданского иска налоговых органов о взыскании неуплаченных юридическим лицом налогов в уголовном деле, возбужденном по признакам ст. 199 УК РФ, за счет личных средств физических лиц, осужденных по данной статье, не основано на законе. Лицом, юридически обязанным уплатить налоги (возместить ущерб), является не физическое лицо, обвиняемое в совершении преступления, а организация, о чем свидетельствует название ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Прокуратурой субъекта в целях обжалования судебных решений по делу З. был подготовлен проект надзорного представления в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ. В дальнейшем ВС РФ поддержал доводы, изложенные в надзорном представлении заместителя Генерального прокурора РФ, и, мотивируя свое решение, отметил, что особенности природы гражданско-правовой ответственности в рассматриваемом случае физического лица предопределены и обусловлены прежде всего тем, что имущественный вред государству причинен преступными действиями осужденного. Поскольку, несмотря на предпринятые меры, задолженность юридического лица по налогам и пени осталась непогашенной в результате преступной деятельности директора общества З., не исполнившего в личных интересах обязанности налогового агента, суд пришел к выводу о том, что данными действиями государству причинен ущерб, который подлежит возмещению.

Виды мер прокурорского реагирования.

Непроцессуальные формы прокурорского реагирования:

— протест прокурора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок.

— представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление должно быть рассмотрено в 30-дневный срок, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

— предостережение прокурора. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона,

Процессуальные формы прокурорского реагирования.

— возбуждение производства об административном правонарушении.

При выявлении в ходе проведения прокурорской проверки исполнения налогового законодательства признаков административных правонарушений прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направляет материалы в орган или должностному лицу, уполномоченному на применение мер административной ответственности.

Важно: прокурор может возбудить производство об административном правонарушении по любому составу, предусмотренному Кодексом об административных правонарушениях РФ. Но не имеет полномочий по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

— направление материалов проверки в Следственный Комитет РФ при наличии оснований для уголовного преследования в отношении лица, совершившего налоговое преступление, для рассмотрения и принятия решения о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Данное полномочие предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Решение Следственным Комитетом РФ принимается в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ.

Последняя мера, пожалуй, наряду с полномочием прокурора по обращению в суд с заявлением о взыскании суммы ущерба, причиненного бюджету налоговым преступлением, являются самыми эффективными средствами прокурорского реагирования и оправдывают нахождение органов прокуратуры в ряду субъектов, обеспечивающих законность в сфере налоговых правоотношений.

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

Читайте также: