Акцизы доклад по финансовому праву

Опубликовано: 12.05.2024

Акцизы - один из древнейших видов косвенных налогов. По су­ществующим письменным свидетельствам обложение акцизами осуществлялось еще в эпоху Римской империи. На территории российского государства акцизы стали впервые взиматься еще в XIV в. Уже тогда этот вид поступлений обеспечивал доходами более 60% потребностей казны в денежных средствах50.
Принято считать, что обложение акцизами имеет регулирующую функцию и призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.
Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. В настоящее время акцизы применяются во всех индустри­ально развитых странах. В России акцизами облагаются товары с особенно высокой рентабельностью. Они установлены на ограниченный перечень товаров и, как отмечается многими специалистами, играют двоякую роль: во-первых, как один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, как средство ограничения потребления подакцизных товаров (то есть выс­тупают в роли своеобразного налога на пороки - алкоголь, табак и т. д.).
Как и НДС, акцизы являются косвенным налогом, который включается
в цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Правовые основы уплаты акцизов составляют: положения первой части НК РФ, а также гл. 22 части второй НК РФ "Акцизы" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ (с измен, на 24.07.2002); Методические рекомендации по применению гл. 22 НК РФ

an> "Акцизы" (подакцизное минеральное сырье), утвержденные приказом МНС РФ от 09.09.2002 № ВГ-3-03/481; Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, утвержденная приказом ГТК РФ от 26.11.2001 № 1127 (с измен, на 30.08.2002).
Налогоплательщиками акцизов являются:
организации; «/ индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением това­ров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.

50 См. напр.: Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. С. 600.
Объектом налогообложения являются операции с подакцизными това­
рами и подакцизным минеральным сырьем.
Подакцизными являются товары, перечень которых приведен в табл. на
С. 77 - 78.
К числу основных облагаемыми акцизами операиий с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем относятся:
• реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакциз­ных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача по­дакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
*/ реализация организациями с акцизных складов алкогольной продук­ции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей указан­ной продукции, либо с акцизных складов других организаций;
• продажа лицами переданных им на основании приговоров или реше­ний судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то госу­дарственных органов конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых совершен отказ в пользу го­сударства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
%/ передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производ­ству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд в уставный (складочный) капитал орга­низаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

i/ передача на территории РФ организацией произведенных ею подакциз­ных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации, а также передача подакциз­ных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имуще­ства, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
• передача произведенных подакцизных товаров на переработку на да­
вальческой основе; i/ ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезен­ных на территорию РФ с территории государств - участников Таможен­ного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве);
реализация природного газа за пределы территории РФ;
реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории РФ газораспределительным организа­циям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья (за отдельными ис­ключениями);
передача природного газа: для использования на собственные нужды (за отдельными исключениями); на промышленную переработку на да­вальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции (за отдельными исключениями); в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Не подлежат налогообложению следующие операции:
%/ передача подакцизных товаров одним структурным подразделением орга­низации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структур­ному подразделению этой организации, а также передача в структуре организации произведенного спирта этилового из непищевого сырья для производства неподакцизных товаров;
• реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья организациям по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
%/ реализация спиртосодержащей денатурированной продукции организа­циям по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделен­ных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федераль­ными органами исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством РФ;
реализация подакцизных товаров и (или) передача лицом произведен­ных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику указан­ного сырья (материалов) либо другим лицам, помещенных под тамо­женный режим экспорта, за пределы территории РФ;
первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых совершен от­каз в пользу государства и которые подлежат обращению в государ­ственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
• закачка природного газа в пласт^цля поддержания пластового давления, в подземные хранилища;
*/ направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагне­тания в нефтяные пласты и для других методов повышения нефтегазо­отдачи, а также для газлифтной добычи нефти;
использование природного газа на собственные технологические нуж­ды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нор­мативов, утверждаемых Правительством РФ;
реализация (передача) отбензиненного сухого и нефтяного (попутно­го) газа после их обработки или переработки на территории РФ;

t/ реализация на территории РФ природного газа для личного потребле­ния физическими лицами, а также для потребления жилищнострои­тельными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными по­требителями;
передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам;
ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых совершен отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Перечисленные выше операции освобождаются от налогообложения только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья. Особенности освобождения от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ предусмотрены ст. 184 НК РФ.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объек­том налогообложения) произведенных налогоплательщиком подакциз­ных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:
• как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натураль­ном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых уста­новлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
$/ стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчислен­ная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза, НДС и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налого­вые ставки;
стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из сред­них цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии, исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых ус­тановлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отно­шении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки
- при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товаро­обменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.
Налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внут­реннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданно­го) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из при­меняемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом НДС. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу.
Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком сред­ства, не связанные с реализацией подакцизных товаров и подакцизно­го минерального сырья.
Налоговый период по акцизам устанавливается как каждый календар­
ный месяц. Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров и подакциз­ ного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории РФ налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения)

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

14 руб. 11 коп. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

98 руб. 78 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин)

72 руб. 91 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин)

50 руб. 60 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных)

41 руб. 20 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах или рублях и копей­ках за единицу измерения)

Вина шампанские и вина игристые

10 руб. 58 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением шампан­ских, игристых)

3 руб. 52 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 руб. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 процента включительно

1 руб. 12 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8j6 процента

3 руб. 70 коп. за 1 литр

Табачные изделия: Табак трубочный Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производ­ства табачной продукции Сигары Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм Сигареты с фильтром, за исключением сигарет с фильтром длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 3935-81 Сигареты с фильтром 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 3935-81 Сигареты без фильтра, папиросы

453 руб. 60 коп. за 1 кг 185 руб. 92 коп. за 1 кг 11 руб. 20 коп. за 1 штуку 84 руб. за 1000 штук 61 руб. 60 коп. за 1000 штук 39 руб. 20 коп. за 1000 штук 11 руб. 20 коп. за 1000 штук

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л. с.) включительно

Оруб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 Квт (90 л. с.) и до 112,5 Квт (150 л. с) , включительно

11 руб. 20 коп. за 0,75 Квт

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л. с), мотоциклы с мощ­ностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л. с.)

112 руб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно

1512 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

2072 руб. за 1 тонну

616 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

1680 руб. за 1 тонну

Природный газ, реализуемый (переданный) на территории Российской Федерации

Природный газ, реализуемый (переданный) в государства ­ участники СНГ

Природный газ, реализуемый (переданный) за пределы территории Российской Федерации (за исключением государств ­ участников СНГ)

Кроме того, установлен порядок определения налоговых ставок для
алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% вклю­
чительно и свыше 9%.
Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок либо региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливаются Правительством РФ и не могут превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%.
Сроки и порядок уплаты акциза при реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья установлены положениями ст. 204 НК РФ. По общему правилу, уплата акциза при реализации (передаче) подакцизных товаров и минерального сырья производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 21:51, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения, а также особенностей акцизного налогообложения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов;
- обозначить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- раскрыть, прежде всего, само понятие акцизов;
- определить роль акцизов в системе налогообложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Содержание акцизов и их история развития в России…………………….5
1.1 История возникновения и развития акцизов в России……………. 5
1.2 Сущность и функции акцизов………………………………………. 12
2. Теоретические основы акцизов…………………………………………….19
2.1 Налогоплательщики и подакцизные товары…………………………19
2.2 Объекты налогообложения……………………………………………21
2.3 Налоговые ставки……………………………………………………. 23
2.4 Налоговая база………………………………………………………. 26
2.5 Порядок исчисления акциза…………………………………………..29
2.6 Налоговые вычеты…………………………………………………..…34
2.7 Сроки и порядок уплаты акциза, отчетность………………………. 39
Заключение……………………………………………………………………..41
Библиографический список…………………………………………………. 43
Приложение.…………………………………………………………………. 45

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат - Акцизы.docx

1. Содержание акцизов и их история развития в России…………………….5

1.1 История возникновения и развития акцизов в России……… ……. 5

1.2 Сущность и функции акцизов………………………………………. 12

2. Теоретические основы акцизов…………………………………………….19

2.1 Налогоплательщики и подакцизные товары…………………………19

2.2 Объекты налогообложения………………… …………………………21

2.5 Порядок исчисления акциза…………………………………………..29

2.7 Сроки и порядок уплаты акциза, отчетность………………………. 39

Библиографический список…………………………………………………. 43

Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства. Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара. Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции.

Акциз - вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения государственного бюджета.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.

Актуальность настоящей работы связана с условиями улучшения экономической ситуации в стране, пополнением федерального и местных бюджетов. Акцизы являются важным источником налоговых поступлений.

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения, а также особенностей акцизного налогообложения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов;

- обозначить нормативно- правовую базу налогообложения акцизами;

- раскрыть, прежде всего, само понятие акцизов;

- определить роль акцизов в системе налогообложения.

В данной работе рассмотрена законодательная база, на которой основываются акцизы, произведен обзор и анализ наиболее важных нормативных документов.

1. Содержание акцизов и их история развития в России

1.1 История возникновения и развития акцизов в России

Первые упоминания о взимании на Руси дани - прямого налога, собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега. В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и т.д. Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Также в источниках Х в. встречаются упоминания о "медовой дани", "бражной пошлине" с солода, хмеля и меда - первой форме косвенного налогообложения алкогольных напитков.

В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV - XVI вв.

Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. Основу винных откупов составлял кабак "на откупу", при прекращении откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял "на вере" выборный либо назначаемый кабацким головой "целовальник". На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку, которую население обязано было выполнять.

Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя.

Долгое время поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был слаб. Раз в год генеральную проверку проводили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов.

Откупная система подвергалась резкой критике как со стороны специалистов в сфере государственного управления и государственных финансов (И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев), так и со стороны многих общественных деятелей [8].

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.

В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов.

Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись:

1) свеклосахарное производство;

2) крепкие напитки;

4) осветительные нефтяные масла и

5) зажигательные спички.

До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.

С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.

В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.

По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:

1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;

2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки;

3) портер, пиво всех родов и мед;

4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.

Не подлежали обложению:

1) спирт и вино, вывозимые за границу;

2) виноградное вино, уксус и медовый квас;

3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам;

4) осветительный спирт;

5) еврейское изюмное (розенковое) вино.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

В начале XX в. акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд, на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд, на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.

В России высокую фискальную роль косвенных налогов в формировании бюджета характеризуют следующие данные. В XVII - XVIII вв. государственная казна формировалась за счет косвенных налогов на 40 - 50%, к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных доходах превысила 58%, в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов.

Еще в XVII в. и в первой половине XVIII в. наряду с винными откупами существовала винная монополия, представлявшая собой исключительное право государства на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (винная монополия) или на его продажу (частичная монополия). В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась "Положением о казенной продаже питей" (1894 - 1909). Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким образом, винный акциз отвечал как фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.

Казна определяла необходимое ей количество спирта на текущий год и затем распределяла 80% этого количества между всеми винокуренными заводами пропорционально их продукции. Разверстанное количество спирта принималось в казну по ценам, устанавливаемым Министерством финансов. Остающиеся 20% спирта приобретались в казну с торгов. Для винокуров были выгоднее твердые цены Министерства финансов, и в 1903 г. все количество закупаемого спирта стало разверстываться по твердым ценам. Винокуренная промышленность превратилась в прибыльную отрасль, практически без коммерческого риска и с гарантированными доходами.

Продажа алкогольных напитков (водки) осуществлялась в казенных винных лавках по казенной цене, рестораны и буфеты высших разрядов имели право продажи по свободной цене.

Вплоть до ХХ в. косвенное налогообложение развивалось главным образом по пути расширения перечня подакцизных товаров, в тесной связи с применением казенных монополий на основные подакцизные товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение распространилось столь широко, что контроль над уплатой акцизов многочисленными субъектами предпринимательской деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность акцизов снижалась вследствие роста расходов на налоговое администрирование [8].

В СССР акцизная система развивалась в течение 1921 - 1923 гг.; Акцизные поступления играли весьма крупную роль в доходном бюджете, составляя за 1922 - 1923 бюджетный год 17,2% всех налоговых поступлений по СССР (без Закавказья), в 1923 – 1924 - 23% .

Основными принципами построения советской акцизной системы явились установление акцизов, дающих крупный фискальный эффект, и изыскание таких видов акцизов, которые могли бы охватить наиболее широкие массы и городского и сельского населения.

Следует также отметить, что первый период действия советской налоговой системы совпал с периодом жесткой инфляции, когда ставки налогов в абсолютном выражении, как правило, безуспешно стремились приспособиться к обесценению валюты и налоговые доходы давали ничтожные суммы. С установлением «золотого рубля» ставки налогов были переведены в золотое выражение, и уплата производилась по курсу котировальной комиссии. Лишь с установлением твердой валюты и проведением денежной реформы налоги, а соответственно и акцизы, стали давать ожидавшийся от них доход. По тем акцизам, где это позволяло разнообразие их видов, были введены дифференцированные ставки, причем обложение прогрессивно возрастало с улучшением качества и повышением стоимости продукта.

Необходимо также отметить, что почти десятилетний опыт акцизного обложения дал вполне благоприятные результаты, как в области поступательного развития подакцизной промышленности, так и роста доходных поступлений по акцизам. Благодаря постепенному росту платежеспособности населения и увеличению производства подакцизной продукции, акцизные поступления обнаруживали из года в год интенсивный рост. Это в известной мере было вызвано и появлением новых объектов обложения (водки и других спиртных напитков крепостью свыше 40°, резиновой обуви, парфюмерно-косметических изделий и др.) и определенным увеличением ставок действовавших акцизов по сравнению с довоенным обложением.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФГОУ ВПО ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

«Имени академика Беляева Д.К.»

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

По дисциплине: «Налоги и налогообложение».

Тема: «АКЦИЗЫ».

студентка 3 курса 2 группы экономического факультета

Содержание

Акцизы – это косвенный налог на отдельные виды товаров.

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Широкое распространение косвенных налогов давали многие русские и западные экономисты. Английский экономист Уильям Пети отмечал следующие преимущества косвенных налогов перед другими налогами:

- налог взимается с того, кто оплачивает какие-либо товары или услуги, при этом налог никому не навязывается и его легко уплатить;

- исключается двойное налогообложение за один и тот же товар, поскольку его нельзя употребить дважды;

- сбор налогов дает информацию о благосостоянии государства и его граждан в конкретный момент времени.

Кроме того, широкое распространение косвенного налогообложения было обусловлено его фискальными выгодами. Налог уплачивается незаметно для потребителя, так как включается в цену приобретаемого товара. Подчас покупатель, совершая покупку, даже не подозревает о том, что он становится плательщиком налога.

К косвенным налогам относятся индивидуальные акцизы, сущность и природа которых сходна с налогом на добавленную стоимость. Отличительной особенностью индивидуальных акцизов является то, что ими облагается вся стоимость реализованных подакцизных товаров (либо весь объем реализованной или полученной продукции в натуральном выражении). Причем перечень подакцизных товаров устанавливается государством.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки – квас, пиво с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления. В период НЭПа существовало огромное количество всевозможных акцизов на чай, кофе, сахар, соль, табак, спички, нефтепродукты, текстильные изделия.

Непосредственным и неизбежным эффектом установления акциза на тот или иной товар является повышение его цены. Поэтому круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские товары первой необходимости, которые обладают социальной значимостью для населения страны.

С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием Закона «Об акцизах» утратившим силу, перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 "Акцизы" НК РФ.

Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Не рассматриваются как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения разлитые в емкости не более 100 мл.

• парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;

• спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

• подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9)моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимают бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

Как известно, при исчислении акцизов могут применяться следующие виды ставок: специфические, адвалорные и комбинированные.

Специфические ставки акциза устанавливаются в твердой сумме (в рублях и копейках за единицу измерения в натуральном выражении). Такие ставки установлены:

– на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (в размере 300 руб. за 1 кг);

– на сигары (в размере 17 руб. 75 коп. за 1 штуку):

– на сигариллы (232 руб. за 1000 штук).

Адвалорные ставки акциза устанавливаются в процентах к стоимости подакцизных товаров. В настоящее время адвалорные ставки акциза как таковые в чистом виде не применяются.

Комбинированные, или смешанные, ставки акциза: уже из названия понятно, что комбинированная ставка состоит из двух частей - специфической и адвалорной.

Такие ставки применяются только при исчислении акциза на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы.

В соответствии с п. 1 ст. 193 НКРФ налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам:

Виды подакцизных

товаров

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%

(кроме вин натуральных, в т.ч. шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта)

и спиртосодержащая продукция

(кроме спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включтельно

(кроме вин натуральных, в т.ч.шампанских,игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции,изготовленных из виноматериалов,произведенных без добавления этилового спирта)

При реализации подакцизной продукции налогоплательщик обязан предъявлять сумму налога покупателю. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и аккредитивов, первичных учетных документах, счетах-фактурах, сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределы территории Российской Федерации.

При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты. Так, например, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если в дальнейшем они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказе от них. Алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора.

Стоимость авансового платежа, уплаченного при приобретении специальных акцизных либо региональных марок, также подлежит вычету. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму акциза по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов подлежит зачету в следующем налоговом периоде. Если и после зачета останется некоторая сумма превышения, то она может быть направлена на исполнение налоговых обязательств по другим налогам и сборам, на уплату пени, на погашение недоимки и присужденных санкций в рамках одного бюджета. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

В статье 182 НК РФ определены операции, признаваемые объектами обложения акцизами:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

Налоговая база .

Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.

Таким образом, расчет суммы акциза производится по следующей формуле:

где С - сумма акциза;

О - налоговая база (объем реализованной или переданной продукции) в натуральном выражении;

А - ставка акциза (в рублях и копейках за тонну).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.

При реализации или передаче произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические ставки (в твердой сумме к физической характеристике объекта), налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки (в процентах к стоимости), налоговая база представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета НДС и акцизов. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

При определении налоговой базы, выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка РФ на дату реализации. В налоговую базу не включаются полученные средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки в виде финансовой помощи, авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения дохода в виде процента или дисконта по векселям, процента по товарному кредиту, а также иначе связанные с оплатой за подакцизные товары.

При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические налоговые ставки, на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. По подакцизным товарам с адвалорными налоговыми ставками в налоговую базу следует включать таможенную стоимость и подлежащую уплате таможенную пошлину. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров и в отношении каждой из групп товаров, облагаемых по разным ставкам.

Законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций.

1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке.

3) реализация организациями денатурированной спиртосодержащей продукции в установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке.

4) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, а также операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта.

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 НК РФ.

5) реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

6) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

2. Перечисленные в пункте 1 операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Уплата акцизов в соответствующие бюджеты осуществляется исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата акциза при реализации бензина автомобильного с октановым числом свыше 80 производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период в следующем порядке:

• не позднее 15 числа третьего месяца, следующего за отчетным месяцем, по бензину, реализованного с 1 по 15 число отчетного месяца включительно;

• не позднее 30 числа третьего месяца, следующего за отчетным месяцем по бензину, реализованному с 16 по последнее число отчетного месяца.

Уплата акциза при реализации (передаче) этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, пива, табачной продукции, ювелирных изделий, автомобилей и мотоциклов производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период равными долями не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным.

Уплата акциза при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период в следующем порядке:

• не позднее 30-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) по алкогольной продукции, реализованнойс1-го по 15-е число отчетного месяца включительно;

• не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Сроки и порядок уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливается таможенным законодательством.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов (50 % — по месту производства, 50 % — по месту реализации с акцизного склада), за исключением реализации на акцизные склады других организаций.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Они также должны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации и по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений налоговые декларации в части осуществления ими фактической реализации (передачи) подакцизных товаров за отчетный налоговый период позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Декларация по акцизам на подакцизные товары заполняется по формам, утвержденным Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 10 декабря 2003 г. БГ—3—03/675.

Пример 1:

Предположим, организация-производитель реализовала за налоговый период 5 000 л пива с долей спирта более 0,5% (но не более 8,6%) и 2 000 л крепкого пива с долей спирта, превышающей 8,6%.

Рассчитаем сумму акциза, которую следует уплатить компании за налоговый период по установленным ставкам. Для этого нужно умножить натуральный показатель по количеству произведенной продукции на соответствующую налоговую ставку. Сумма акцизов к уплате в бюджет составит:

– 15 000 руб. (3 руб. 00 коп./л x 5 000 л) - в части пива с долей спирта свыше 0,5%, но ниже 8,6%;

– 19 600руб. ( 9руб. 80 коп./л x 2 000 л) - в части пива с долей спирта свыше 8,6%.

Общая сумма исчисленного акциза за налоговый период будет равна

34 600 руб. (15 000+19 600).

Пример 2 :

В отчетном периоде нефтеперерабатывающий завод произвел 3 000 тонн бензина с октановым числом 92. Согласно пункту 1 статьи 193 НК РФ для бензина с октановым числом 92 ставка акциза составляет 3 629 руб. за тонну.

Сумма акциза, подлежащая перечислению в бюджет, составит:

14.2. Акцизы.

В отличие от большинства налогов, акцизы взимаются фактически только в сфере производства. Уплата акциза обязательна при производстве определенных категорий товаров.

Акцизами не облагаются работы и услуги. Акцизы относятся к числу индивидуальных косвенных налогов.

В России акцизы отнесены к числу федеральных налогов. Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты акцизов, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 22 «Акцизы»).

Налогоплательщиками акциза признаются:

– лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают предусмотренные НК операции с подакцизными товарами.

Подакцизными товарами считаются:

– спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

– спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

– автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);

– моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

– реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

– продажа лицами переданных им уполномоченными на то государственными органами конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

– передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;

– передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (за исключением указанных в НК случаев передачи произведенного прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта);

– передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

– передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

– передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества);

– передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

– передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

– ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

– получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;

– получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров предусматривает применение в отношении каждого вида объекта налогообложения твердой, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.

Твердая (специфическая) налоговая ставка рассчитывается в абсолютной сумме на единицу измерения.

Адвалорная налоговая ставка вычисляется в процентах на единицу измерения.

Комбинированная налоговая ставка предполагает определенное сочетание элементов специфической и адвалорной налоговой ставки.

Налоговая база устанавливается отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база по операциям реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде:

– авансовых или иных платежей;

– оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;

– пополнения фондов специального назначения;

– в счет увеличения доходов;

– процента (дисконта) по векселям.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Порядок исчисления акциза. Сумма акциза определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты сумма акциза, определяемая в соответствии с НК.

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм исчисленного акциза для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам.

Исчисление сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные в ст. 200 НК налоговые вычеты.

Порядок и сроки уплаты налога определены в ст. 204 НК. В большинстве случаев уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Предусмотрены и исключения. Например, уплата акциза при совершении операций с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом налогоплательщиками, имеющими соответствующее свидетельство, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как правило, акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.

Налоговая отчетность. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения акцизом, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, – не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Читайте также: