Положение о секторе налогового учета

Опубликовано: 06.05.2024

В Налоговом кодексе сформулированы лишь общие принципы организации налогового учета. Как конкретно вести его на практике, каждый бухгалтер должен определить самостоятельно.

Что такое налоговый учет

Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового кодекса:

«Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».

Как видно из определения, налоговый учет необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила, установленные главой 25 Налогового кодекса, таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.

Главная задача налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

C 2003 года действует Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Оно требует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль. Однако это положение не освобождает фирму от ведения налогового учета.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

◆ как определяют доходы и расходы предприятия;

◆ как определяют долю расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

◆ какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

◆ как формируют сумму резервов;

◆ каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, расчет налоговой базы, аналитические регистры налогового учета.

Что такое регистры налогового учета

Регистры налогового учета – это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ). На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах налогового учета, составляют расчет налоговой базы.

Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно. Затем эти регистры необходимо утвердить и приложить к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты. Вот они:

◆ период (дата) составления;

◆ измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

◆ наименование хозяйственных операций;

◆ подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Регистры налогового учета можно вести либо вручную на бумаге, либо в электронном виде на компьютере. Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Им может быть как бухгалтер фирмы, так и специалист, занимающийся непосредственно налоговым учетом.

Как вести налоговый учет

В отличие от бухгалтерского учета, где все регламентировано, в налоговом учете нет жестких стандартов и правил. Налоговый кодекс предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предполагает, что фирма самостоятельно решит, как вести налоговый учет.

Существует два способа:

1. Наиболее целесообразно строить налоговый учет на основе бухгалтерского. Для этого прежде всего нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются.

Затем нужно по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику: установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т. д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль.

Однако не забывайте: сближать налоговый и бухгалтерский учет не всегда выгодно. Так, например, если фирма выбирает единый метод начисления амортизации – линейный, то величина износа по сравнению с другими методами уменьшается, а сумма налога на имущество увеличивается.

Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать. Если же в регистрах бухгалтерского учета будет содержаться недостаточно информации для определения налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты.

ЗАО «Актив» занимается производством электрических котлов. В I квартале «Актив» отгрузил ООО «Пассив» электрические котлы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Право собственности на товары перешло к «Пассиву».

Согласно подпункту «г» пункта 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), для целей бухгалтерского учета главным условием признания выручки является переход к покупателям права собственности на продукцию. Это условие выполнено, поэтому бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 118 000 руб. – отражена выручка от реализации электрических котлов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 18 000 руб. – начислен НДС.

Предположим, что «Актив» определяет доходы для целей налогообложения методом начисления. Тогда датой получения выручки считается день, когда право собственности на продукцию перейдет к покупателю (п. 3 ст. 271 НК РФ).

В данном случае условия признания выручки в налоговом учете не отличаются от правил бухгалтерского учета. Поэтому «Актив» для целей налогообложения может определять выручку по данным бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за I квартал «Актив» учитывает выручку в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000).

Операции по реализации электрокотлов фиксируются в регистре бухгалтерского учета «Карточка счета 90». «Актив» может использовать его в качестве регистра налогового учета. Соответствующую запись нужно сделать в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Ну, а в тех случаях, когда правила бухучета не стыкуются с налоговым законодательством, обороты по счетам для целей налогообложения можно корректировать. Для этого придется составить специальный расчет.

Изменим условия предыдущего примера. Предположим, что в I квартале ЗАО «Актив» помимо электрических котлов реализовало материалы на 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.). Право собственности на материалы перешло к покупателю.

Доходы от реализации материалов учитывались в составе прочих доходов. В I квартале 2009 года бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1

– 59 000 руб. – отражена выручка от реализации материалов;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 9000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 118 000 руб. – отражена выручка от реализации электрических котлов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет В«Расчеты по НДСВ»

– 18 000 руб. – начислен НДС.

«Актив» определяет доходы для целей налогообложения методом начисления. Согласно статье 249 Налогового кодекса продажу материалов нужно учитывать в составе доходов от реализации.

Чтобы скорректировать выручку, отраженную в бухучете для целей налогообложения, бухгалтер «Актива» должен составить специальный расчет.

2. Можно организовать отдельный налоговый учет, то есть построить независимую систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета.

ЗАО «Актив» занимается производством электрических котлов и 17 марта заключило с ООО «Пассив» договор № 12 на их поставку. В этот же день «Актив» отгрузил «Пассиву» электрические котлы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Право собственности на товары перешло к «Пассиву».

Согласно подпункту «г» пункта 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) для целей бухгалтерского учета главным условием признания выручки является переход к покупателям права собственности на продукцию. Это условие выполнено, поэтому в бухгалтерском учете 17 марта бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 118 000 руб. – отражена выручка от реализации электрокотлов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 18 000 руб. – начислен НДС.

Предположим, что «Актив» определяет доходы для целей налогообложения методом начисления. Тогда датой получения выручки считается день, когда право собственности на продукцию перейдет к покупателю (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Для налогового учета бухгалтер «Актива» может разработать и заполнить специальный регистр.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учетная политика

Документ, аналогичный бухгалтерской учетной политике, но применяемый в целях налогообложения, сложнее составить из-за того, что каких-либо указаний и рекомендаций по его составлению нет. Поэтому бухгалтерам только и остается, что разрабатывать налоговую политику приблизительно так же, как и бухгалтерскую, но руководствуясь нормами налогового законодательства. В данной статье мы предлагаем выделить основное, что следует указать в этом немаловажном документе в части тех налогов, плательщиком которых признается спортивное учреждение.

Что такое налоговая политика?

Налоговая политика, как и бухгалтерская, утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения (организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом налоговая политика, принятая вновь созданным юридическим лицом, утверждается не позднее окончания первого налогового периода, а применяется со дня со­здания организации или учреждения. Учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений юридического лица (п. 12 ст. 167 НК РФ). Если учреждение физической культуры и спорта начало заниматься новыми видами деятельности, то оно должно в своей налоговой политике определить принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (абз. 7 ст. 313 НК РФ), что можно сделать в течение налогового периода.

Бухгалтеру нет необходимости каждый год утверждать учетную политику для целей налогообложения заново, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций или объектов налогообложения производится при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в налоговую политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений (ст. 313 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 27.06.2014 № ГД-4-3/12247).

Налог на прибыль

Раздельный учет. Требование о ведении названного учета для налогоплательщиков, получающих средства целевого финансирования, установлено пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего эти средства, они рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Как именно вести раздельный учет доходов и произведенных за их счет расходов, в гл. 25 НК РФ не сказано, поэтому данный неурегулированный момент бухгалтер должен прояснить в налоговой политике.

Например, если в бухгалтерском учете учреждения доходы и расходы разделяются между уставной (целевой необлагаемой) и прибыльной (облагаемой) деятельностью, то регистры бухгалтерского учета могут быть использованы и как налоговые регистры, в которых ведется требуемый гл. 25 НК РФ раздельный учет. Если же в регистрах бухучета недостаточно информации, то налогоплательщик вправе сам дополнить их необходимыми реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные налоговые регистры (абз. 3 ст. 313 НК РФ).

Важно разграничить расходы на управление учреждением и другие затраты, относящиеся ко всем видам деятельности (так называемые косвенные). Изначально последние должны финансироваться за счет необлагаемых целевых поступлений, поскольку связаны с уставной деятельностью учреждений физической культуры и спорта. Но часть таких затрат может финансироваться еще и за счет приносящей доходы деятельности. Разделение косвенных расходов производится исходя из фактических объемов их финансирования.

Амортизируемое имущество. Правила определения такого имущества прописаны в ст. 256 НК РФ и их дополнять не нужно. Другое дело, что в налоговой политике следует выбрать метод начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ) – линейный или нелинейный. Практика показывает, что выбор чаще делается в пользу более простого, хотя для снижения налоговой нагрузки лучше предпочесть сложный метод начисления амортизации.

Выбранный метод применяется ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения. Также вне зависимости от установленного в учетной политике для целей налогообложения метода линейный метод применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8-ю – 10-ю амортизационные группы, независимо от срока их ввода в эксплуатацию (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Допускается по решению руководителя, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, начисление амортизации по нормам ниже установленных гл. 25 НК РФ. Такое решение о фактическом применении понижающего коэффициента закрепляется вместе с выбором метода начисления амортизации. При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, остаточная стоимость таких объектов определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

Амортизационная премия. Напомним, под такой премией подразумеваются капитальные расходы, которые можно учесть единовременно в размере не более 10% (30% – в отношении ОС 3-й – 7-й амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (исключение – полученные безвозмездно основные средства); расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ).

В частности, названная премия предусмотрена для амортизируемого имущества. Между тем не подлежит амортизации имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ). Поэтому лишь в части «предпринимательских» объектов ОС спортивного учреждения может применяться амортизационная премия.

Применение амортизационной премии является правом, а не обязанностью налогоплательщика. А значит, использование этого права должно быть закреплено в учетной политике учреждения для целей налогообложения, в которой нужно прописать размер данной премии и перечень объектов, к которым она применяется.

Материальные расходы. При определении размера данных затрат при списании сырья и материалов, используемых для оказания услуг, в налоговой политике устанавливается один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов (п. 8 ст. 254 НК РФ): по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). В аналогичном порядке бухгалтер учреждения может оценить покупные товары, приобретенные для перепродажи, что также надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Прямые и косвенные расходы. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). В названной статье дан перечень рекомендованных затрат, которые могут считаться прямыми, все остальные – это косвенные. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (абз. 8 п. 1 ст. 318).

Заметим, из приведенных норм следует, что деление расходов на прямые и косвенные обязательно для всех налогоплательщиков, как производящих продукцию, продающих товары, так и выполняющих работы и оказывающих услуги. Другой вопрос, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации, как и в случае с косвенными. Но в декларации по налогу на прибыль данные виды затрат все же показываются отдельно [1] .

Резервирование расходов. Плательщики налога на прибыль – некоммерческие организации вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Государственное (муниципальное) учреждение самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в налоговой политике виды расходов, в отношении которых создается резерв (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Из наиболее часто встречающихся можно выделить расходы на ремонт (дорогостоящий) объектов ОС, а также на оплату отпусков персонала, пик которых приходится на лето.

Отдельно в учетной политике для целей налогообложения нужно сказать о резерве по сомнительным долгам. Он создается не столько в целях равномерного списания затрат, сколько для заблаговременного списания части задолженности, которая впоследствии из разряда сомнительной перейдет в разряд безнадежной. Поэтому в налоговой политике при формировании данного резерва целесообразно дать ссылку не на общую для некоммерческих организаций ст. 267.3 НК РФ, а на специальную ст. 266.

Как показывает практика, для резервирования расходов целесообразно предусмотреть отдельный налоговый регистр, в котором и отражать резервы по разным видам предстоящих расходов. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и устанавливает приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (абз. 7 ст. 314 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки (пп. 14 п. 2 ст. 149);
  • услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (абз. 6пп. 4 п. 2 ст. 149);
  • реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия (пп. 13 п. 3 ст. 149);
  • предоставление в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий (пп. 13 п. 2 ст. 149).
Перечисленные операции относятся к необлагаемым (освобожденным от налогообложения). Все остальные операции, например реализация спортивных товаров и атрибутики, оказание консультационных и рекламных услуг спонсорам, не относящихся к образовательным, и другие не поименованные в ст. 149 НК РФ операции – облагаемые.

Нет необходимости перечислять в учетной политике спортивного учреждения облагаемые и необлагаемые операции, это можно сделать в отдельном приложении. В самой же политике важно описать порядок ведения раздельного учета. Фактически его базовые правила описаны в гл. 21 НК РФ и их не нужно дублировать в налоговой политике. В ней необходимо указать способ разделения НДС, предъявленного поставщиками по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Способ на самом деле простой: пропорция разделения «входного» НДС по косвенным расходам определяется исходя из доли стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период. Данная доля как раз и определяет ту часть НДС, которая включается в стоимость товаров (работ, услуг) и не предъявляется к вычету. Вся остальная часть «входного» НДС ставится к вычету в уменьшение налога, начисленного с облагаемых операций. Все это позаимствовано из п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ. Зачем же это прописывать в налоговой политике?

Дело в том, что в учетной политике, вернее, в приложениях к ней, конкретизируются операции, не подлежащие и подлежащие обложению. Кроме этого, в ней легче описать налоговые правила, например, о том, что по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, бухгалтер вправе определять пропорцию, исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Проще говоря, пропорция определяется ежемесячно и лишь в последнем месяце – в целом за квартал.

Помимо этого, конкретизируя в учетной политике раздельный учет, бухгалтер получает дополнительный аргумент для правомерного применения освобождения от НДС, прописанного в ст. 149 НК РФ. Ведь именно в данной статье установлено требование о ведении раздельного учета при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций.

Неурегулированным вопросом ведения раздельного учета по НДС является начисление налога с получаемых налогоплательщиками так называемых обезличенных предоплат (под осуществление облагаемых и необлагаемых операций). Чаще всего данные авансы получают продавцы товаров, с реализации которых НДС начисляется по разным налоговым ставкам. Целевое финансирование и поступления от приносящей доходы деятельности не могут быть объединены или обезличены. При оказании услуг, как правило, указывается наименование конкретной услуги, под которую перечисляются деньги, поэтому бухгалтер может определить налоговую природу аванса (облагаемый или необлагаемый). Следовательно, весь его раздельный учет заключается в том, чтобы оформлять документы (договоры, счета на предоплату и т. д.) правильно, не допуская неопределенности в квалификации «авансовой» операции для целей налогообложения.

Куда нужно представлять налоговую политику?

Подведем итог. Нет необходимости переписывать в налоговой политике учреждения физической культуры и спорта нормативные акты. Нужно указать только те моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, а также описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. В статье мы выделили наиболее распространенные вопросы, включаемые в налоговую политику таких учреждений. Рассмотрены два налога – НДС и налог на прибыль, так как именно в части их учета есть варианты и налогоплательщику нужно принять решение самостоятельно. Что касается иных налогов, например налога на имущество и транспортного, при их исчислении на федеральном уровне все четко и предельно ясно установлено, налогоплательщику не из чего выбирать, разве что региональные власти иногда предоставляют возможность определиться с тем или иным нюансом налогообложения. Но такое встречается редко, поскольку любая неопределенность может обернуться налоговыми спорами. А при их разрешении грамотно написанная налоговая политика – это достаточно весомый аргумент в пользу налогоплательщика, который ревизорам сложно оспорить, в том числе в суде.

[1] Приложение 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утв. Приказом ФНС РФ от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@.

Положение об отделе бухгалтерского и налогового учета

1 Общие положения

1.1 Область применения

1.1.1 Настоящий документ является основным нормативным документом, устанавливающим цели, задачи, функции, права и ответственность Отдела бухгалтерского и налогового учета ООО "ХХХ", регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с другими структурными подразделениями и должностными лицами ООО "ХХХ", Компаний сегмента «Дистрибуция», «ООО "ХХХ"» и внешних Компаний.

1.1.2 Отдел бухгалтерского и налогового учета является структурным подразделением в составе Финансового Департамента ООО "ХХХ", выполняющим в Компании функции по организации системы бухгалтерского, налогового учета, формированию бухгалтерской, налоговой отчетности и представлению отчетности внешним и внутренним пользователям.

1.1.3 В своей деятельности Отдел бухгалтерского и налогового учета руководствуется:

- законодательством Российской Федерации,

- Уставом ООО "ХХХ",

- Положением о кадровой номенклатуре ООО "ХХХ" (П-HR-445.04 от 22.06.2004 г.),

- Методическими рекомендациями руководителям отделов о нормах административного управления подразделением ООО "ХХХ" (М-99 от 08.05. 2003 г.),

- Федеральным Законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

1.1.4 Настоящее Положение является документом прямого действия и обязательно для исполнения со дня его утверждения.

1.1.5 Изменения в Положении утверждаются Генеральным директором ООО "ХХХ".

1.2 Нормативные ссылки

В настоящем Положении использованы нормативные ссылки на следующие документы:

1. Положение о стратегическом планировании ООО "ХХХ" (П. PF-509.07 от 21.04.07);

2. Положение о планировании деятельности отделов (П-283 от 05.06.01);

3. Положение об отчетах в ООО "ХХХ" (П-250 от 08.09.00);

4. Принципы управления сегментом «Дистрибуция»;

5. Положение «О привлечении внешних консультантов для оказания консультационных и информационных услуг» (П. DS-517.07 от 10.01.07);

5. Положение о кадровой номенклатуре ООО "ХХХ" (П-445 от 22.06.04);

6. Методические рекомендации руководителям отделов о нормах административного управления подразделением ООО "ХХХ" (М-99 от 08.05.03);

7. Положение о бухгалтерии филиала ООО "ХХХ" (П-372 от 13.03.03)

1.3 Термины, определения и сокращения

ФД - Финансовый департамент

Компания - ООО "ХХХ"»

ГП – головное предприятие

2 Создание и ликвидация

2.1 Отдел бухгалтерского и налогового учета создается и ликвидируется на основании приказа Генерального директора ООО "ХХХ".

2.2 Организационная структура Отдела бухгалтерского и налогового учета согласовывается Заместителем Генерального директора по финансам, Заместителем генерального директора по персоналу и утверждается приказом Генерального директора ООО "ХХХ". Предложения по изменению организационной структуры вносятся Начальником Отдела бухгалтерского и налогового учета.

2.3 Штатное расписание Отдела бухгалтерского и налогового учета согласовывается с Заместителем Генерального директора по финансам, Заместителем генерального директора по персоналу и утверждается приказом Генерального директора ООО "ХХХ". Предложения по изменению штатного расписания вносятся Начальником Отдела бухгалтерского и налогового учета.

2.4 Количество и наименование подразделений, входящих в состав Отдела бухгалтерского и налогового учета, численность работающих в них сотрудников может меняться в зависимости от организационно-функциональных и структурных изменений Компании, изменения специфики ее деятельности. Изменения целей и организационно-функциональной структуры Отдела бухгалтерского и налогового учета согласовываются с Заместителем Генерального директора по финансам, Заместителем генерального директора по персоналу и утверждаются приказом Генерального директора ООО "ХХХ". Предложения вносятся Начальником Отдела бухгалтерского и налогового учета.

3 Организационная структура

3.1 Организационная структура Отдела бухгалтерского и налогового учета построена по линейному принципу (Приложение А).

3.2 Деятельность структурных подразделений в составе Отдела бухгалтерского и налогового учета регламентируется настоящим положением.

3.3 Руководит Отделом бухгалтерского и налогового учета Начальник отдела. Деятельность Начальника отдела бухгалтерского и налогового учета регламентируется Положением о Начальнике отдела.

3.4 В непосредственном подчинении у Начальника отдела находятся:

- Сотрудники Администрации ОБНУ;

- Руководители структурных подразделений, входящих в состав отдела;

- Сотрудники структурных подразделений, в случае отсутствия Руководителей структурных подразделений;

3.5 Порядок назначения на должность и освобождения от должности, распределение обязанностей внутри подразделения определяется должностными инструкциями сотрудников Отдела бухгалтерского и налогового учета, утверждаемыми Заместителем Генерального директора по персоналу ООО "ХХХ".

4.1 Главной целью Отдела бухгалтерского и налогового учета является своевременное формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а также обеспечение корректного расчета и своевременной уплаты налоговых обязательств Компании.

4.2 Подцелями Отдела бухгалтерского и налогового учета являются:

4.2.1 Своевременное и качественное ведение бухгалтерского и налогового учета;

4.2.2 Формирование полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности;

4.2.3 Контроль достоверного и полного отражения фактов хозяйственной деятельности компании;

4.2.3 Защита интересов акционеров Компании и Компаний сегмента «Дистрибуция» в случае проведения внешних контрольных мероприятий в области налогообложения;

4.2.5 Контроль налоговых обязательств и налоговых рисков;

4.2.6 Обеспечение прохождения внешних аудиторских проверок в части бухгалтерского и налогового учета.

4.3 Все прочие цели, которые ставятся перед Отделом бухгалтерского и налогового учета, являются вспомогательными, выполняются по согласованию с Заместителем Генерального директора по финансам и должны обеспечивать выполнение основной цели.

5 Функции

5.1 Функции, выполняемые Отделом бухгалтерского и налогового учета приведены в Приложении Б «Функции групп в составе Отдела бухгалтерского и налогового учета».

6.1 Взаимодействие со структурными подразделениями ООО "ХХХ"

6.1.1 Взаимодействие со Службой внутреннего аудита ФД по вопросам методологии учета и контроля бухгалтерской и налоговой отчетности.

6.1.3 Взаимодействие с Отделом Финансового учета и отчетности по вопросам стандартизации и сближения с другими видами учета.

6.1.4 Взаимодействие с Отделом обработки учетной информации по вопросам отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете.

6.1.6 Взаимодействие со всеми структурными подразделениями ООО "ХХХ" в части формирования и движения первичных документов, оформляющих хозяйственные операции, в целях формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и корректного расчета налоговых обязательств.

6.1.7 Взаимодействие со всеми структурными подразделениями ООО "ХХХ" в рамках закрепленных за подразделениями функций.

6.1.8 Взаимодействие с бухгалтерскими службами филиалов по вопросам методологии учета и контроля бухгалтерской отчетности, налогообложения, отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете.

6.1.9 Взаимодействие с бухгалтерскими службами филиалов по решению текущих оперативных вопросов, связанных с взаимодействием бухгалтерии филиалов со структурными подразделениями ГП, вопросам изменения штатной численности, увольнения / приема на работу Главных бухгалтеров филиалов, прочими вопросами.

6.3 Взаимодействие Отдела бухгалтерского и налогового учета с другими отделами и службами осуществляется путем участия сотрудников Отдела в согласовании нормативных документов подразделений, затрагивающих вопросы учета и налогообложения, и совместной выработке решений по мероприятиям и бизнес – процессам Компании.

6.2 Взаимодействие с внешними компаниями

6.2.1.1 При выполнении задач и функций, указанных в разделе 4 и 5 настоящего Положения, связанных с вопросами следующего характера:

1. Стратегические вопросы.

2. Вопросы методологического характера.

3. Вопросы межфирменного характера (т. е. затрагивающие интересы разных Компаний группы);

4. Существенные вопросы по сумме операции.

5. Вопросы долгосрочного влияния на деятельность Компании.

6. Вопросы, с которыми сотрудники подразделения в своей практике встречаются впервые.

7. Другие вопросы, которые сотрудники подразделения не могут решить по причине нехватки рабочего и временного ресурса, или указанные вопросы не могут быть эффективно решены Отделом бухгалтерского и налогового учета, Начальник Отдела имеет право инициировать привлечение специалистов - внешних консультантов для консультаций по данным вопросам в соответствии с Положением Компании «О Привлечении внешних консультантов для оказания консультационных и информационных услуг».

В компетенцию Начальника отдела бухгалтерского и налогового учета входит принятие управленческих решений по рекомендациям, представленным внешними консультантами, а также внедрении их в практику подразделения.

6.3.2.1 Взаимодействие с Компаниями сегмента «Дистрибуция» основано на принципах, закрепленных в ВНД, регламентирующих взаимодействие с Компаниями сегмента «Дистрибуция».

6.2.3 Взаимодействие со структурными подразделениями «ООО "ХХХ"».

6.4.3.1 Взаимодействие с Управлением аудита «ООО "ХХХ"» – в части методологии учета, планирования и проведения внутреннего и внешнего аудита бухгалтерской отчетности.

6.4.3.2 Взаимодействие с Управлением налогового администрирования «ООО "ХХХ"» – в части методологии налогового учета, планирования налоговых показателей и анализа фактических налоговых показателей.

7 Планирование деятельности Подразделения

7.1 Планирование деятельности Отдела бухгалтерского и налогового учета, в том числе планирование развития системы бухгалтерских служб филиалов и совершенствования системы управления, осуществляется в рамках общего плана по Финансовому департаменту на основании Положения «О стратегическом планировании ООО "ХХХ" (П-509 от 21.04.07), Положения «О планировании деятельности отделов» (П-283 от 05.06.01), Плана мероприятий по достижению Стратегических целей Компании на год, ежемесячных оперативных планов и бюджетов, приказов и распоряжений Генерального директора ООО "ХХХ".

7.2 Стратегические цели Отдела бухгалтерского и налогового учета на год устанавливаются Начальником отдела бухгалтерского и налогового учета, Заместителем Генерального директора по финансам и утверждаются Генеральным директором ООО "ХХХ".

8 Отчетность по работе Подразделения

8.1 Отчетность Отдела бухгалтерского и налогового учета ведется в соответствии с «Положением об отчетах в ООО "ХХХ" (П-250 от 08.09.00).

8.2 По итогам исполнения Стратегического плана за год Начальник Отдела бухгалтерского и налогового учета представляет Заместителю Генерального директора по финансам Годовой отчет о деятельности Отдела и достижении стратегических целей.

8.3 По результатам выполнения оперативного (ежемесячного) плана работы Отдела бухгалтерского и налогового учета Начальник отдела представляет отчет Заместителю Генерального директора по финансам.

8.4 Отчетные и аналитические материалы Отдела бухгалтерского и налогового учета могут предоставляться другим подразделениям и сотрудникам Компании по согласованию c Заместителем Генерального директора по финансам или Генеральным директором Компании.

9 Ключевые показатели деятельности

9.1 В качестве ключевых показателей деятельности Отдела бухгалтерского учета и отчетности, на основании которых оцениваются результаты его деятельности, принимаются показатели, приведенные в Приложении № 3 «Ключевые показатели деятельности Отдела бухгалтерского и налогового учета»

9.2 Абсолютные и относительные значения ключевых показателей деятельности планируются для Отдела бухгалтерского и налогового учета в рамках стратегического планирования на год вперед и фиксируются в стратегических планах Компании. Фиксация фактических значений показателей происходит в рамках отчетов об исполнении стратегических планов.

10 Права и полномочия

Отдел бухгалтерского и налогового учета наделяется всеми правами и полномочиями, необходимыми для выполнения своих функций. Права и полномочия осуществляет Начальник Отдела бухгалтерского и налогового учета:

10.1. Вносит на рассмотрение Заместителя генерального директора по финансам предложения по совершенствованию деятельности Компании и её структурных подразделений в целях обеспечения выполнения в ЗАО Фирме ООО "ХХХ" соблюдения законодательства Российской федерации о бухгалтерском учете, а также соблюдения нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету.

10.2. Участвует в подготовке перспективных планов развития Компании, бюджетов Компании.

10.3. Знакомится с проектами решений руководства Компании, касающимися деятельности Отдела бухгалтерского и налогового учета, а также оценкой эффективности работы отдела.

10.4. Получает от руководства ООО "ХХХ" информацию, касающуюся деятельности Компании, и любую другую информацию, необходимую для полноценной работы и достижения целей Отдела бухгалтерского и налогового учета.

10.5 Вносит на рассмотрение Заместителя генерального директора по финансам, Генерального директора вопросы о необходимости привлечения к работе в пределах утвержденного бюджета консультантов, аудиторов с заключением с ними соответствующих договоров.

10.6 Готовит методические рекомендации, дает указания и экспертные советы в вопросах, отнесенных к компетенции Отдела бухгалтерского и налогового учета. Методические рекомендации, указания и экспертные советы направляются в структурные подразделения после согласования с Главным бухгалтером.

Требования Начальника отдела бухгалтерского и налогового учета по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению необходимых документов и сведений обязательны для всех работников и подразделений организации.

10.7 Рассматривает в рамках своей компетенции проекты нормативных документов, предоставляемых на согласование.

10.8 Направляет в структурные подразделения для доработки нормативные документы, оформленные с нарушением существующих требований. Необходимые объемы доработки согласовывает Начальник отдела.

10.9 Запрашивает и получает из структурных подразделений необходимую информацию в пределах, необходимых для решения задач Отдела бухгалтерского и налогового учета.

10.10 Контролирует в подразделениях Компании обеспечение соблюдения нормативных актов Российской Федерации по бухгалтерскому учету

10.11 Вносит на рассмотрение Заместителя Генерального директора по финансам предложения о поощрении отличившихся сотрудников и применении в установленном порядке предусмотренных законом и внутренними нормативными документами дисциплинарных мер к сотрудникам, виновным в нарушениях законодательства, Правил внутреннего распорядка и других нормативных документов Компании.

10.12 Запрашивает и получает все необходимые для работы товарно-материальные ресурсы.

11.1 Начальник Отдела бухгалтерского и налогового учета несет ответственность перед Генеральным директором ООО "ХХХ" за достижение поставленных целей и выполнение Плана стратегического развития в части, касающейся сферы компетенции Отдела в соответствии с Трудовым Кодексом и законодательством РФ.

04.03.2016 10:48 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 04.03.2016 № 72 Об утверждении Положения о секторе бухгалтерского учета и отчетности Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04.03.2016 № 72

Об утверждении Положения о секторе бухгалтерского учета и отчетности Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области

В соответствии с решением Духовщинского районного Совета депутатов от 13.11.2015 № 70 «Об утверждении структуры Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области», руководствуясь Уставом муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области, Администрация муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области

1. Утвердить прилагаемое Положение о секторе бухгалтерского учета и отчетности Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области.

2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://duhov.admin-smolensk.ru/) в разделе «Администрация».

Глава муниципального образования «Духовщинский район»

постановлением Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области

от 04.03.2016 № 72

ПОЛОЖЕНИЕ

о секторе бухгалтерского учета и отчетности

Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области

1. Общие положения

1.1. Сектор бухгалтерского учета и отчетности Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области (далее - сектор бухгалтерского учета и отчетности) является структурным подразделением Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области (далее – Администрация муниципального образования) без образования юридического лица.

1.2. Сектор бухгалтерского учета и отчетности непосредственно подчиняется Главе муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области (далее - Глава муниципального образования).

1.3. В своей деятельности сектор бухгалтерского учета и отчетности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами, указами и распоряжениями Губернатора Смоленской области, нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области, Уставом муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области, а также настоящим Положением.

1.4. Сектор бухгалтерского учета и отчетности в пределах своей компетенции и в установленном порядке осуществляет взаимодействие с иными структурными подразделениями Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области, с федеральными органами государственной власти, в том числе их территориальными органами, расположенными на территории Смоленской области, органами исполнительной власти Смоленской области, иными государственными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, а также иными организациями и учреждениями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

1.5. Место нахождения сектора бухгалтерского учета и отчетности (почтовый адрес): ул. Смирнова, д. 45, г. Духовщина, Смоленская область, 216200.

2. Основные задачи сектора бухгалтерского учета и отчетности

Основными задачами сектора бухгалтерского учета и отчетности являются:

2.1. Ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

2.2. Формирование полной и достоверной информации о деятельности Администрации муниципального образования и ее имущественном положении.

2.3. Исполнение смет доходов и расходов.

2.4. Рациональное использование бюджетных средств, выделенных на содержание Администрации муниципального образования.

2.5. Проведение мероприятий по совершенствованию и внедрению полной автоматизации бухгалтерского учета.

3. Основные функции сектора бухгалтерского учета и отчетности

Сектор бухгалтерского учета и отчетности выполняет следующие функции:

3.1. Осуществление организации бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности по исполнению смет расходов:

- на содержание аппарата Администрации муниципального образования;

- на функционирование высшего должностного лица муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области - Главы муниципального образования;

- отдела записи актов гражданского состояния;

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- административной комиссии муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области;

- на обеспечение и хранение архивных документов;

- на выплату пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области»;

- по спискам кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов;

- контроль за экономным использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов, сохранностью собственности Администрации муниципального образования.

3.2. Осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров по расходам, предусмотренным сметой доходов и расходов.

3.3. Текущий контроль за целевым и экономным расходованием средств в соответствии с утвержденными сметами расходов.

3.4. Начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, проведение удержаний из заработной платы налогов в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Учет в количественно-суммовом выражении основных средств и материальных ценностей по каждому материально-ответственному лицу отдельно.

3.6. Текущий контроль за целевым использованием и своевременной отчетностью денежных средств, выданных в подотчет работникам Администрации муниципального образования или исполнителям целевых программ Администрации муниципального образования.

3.7. Начисление и учет налогов, установленных действующим законодательством.

3.8. Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов.

3.9. Составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности.

3.10. Представление сведений, запрашиваемых Финансовым управлением Администрации муниципального образования, в установленные сроки.

3.11. Хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расчетов к ним) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

4. Организация деятельности сектора бухгалтерского учета и отчетности

4.1. Сектор бухгалтерского учета и отчетности возглавляет главный специалист, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой муниципального образования в соответствии с трудовым законодательством РФ и законодательством о муниципальной службе.

4.2. Требования главного специалиста сектора бухгалтерского учета и отчетности при исполнении им своих должностных обязанностей обязательны для всех работников Администрации муниципального образования.

4.3. Главный специалист сектора бухгалтерского учета и отчетности несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на сектор бухгалтерского учета и отчетности задач и функций.

4.4. Во время отсутствия главного специалиста сектора бухгалтерского учета и отчетности (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность и т.п.) его обязанности выполняет ведущий специалист сектора бухгалтерского учета и отчетности.

5. Ответственность

Сотрудники сектора бухгалтерского учета и отчетности несут ответственность за:

- представление недостоверной информации о состоянии работы Администрации муниципального образования, показателях финансовой деятельности, несвоевременное представление сведений и отчетов;

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;

- за разглашение сведений, ставших им известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

- невыполнение распоряжений и поручений Главы муниципального образования;

нецелевое расходование бюджетных средств по смете Администрации муниципального образования.


22 апреля 2021

Налоговый учет: все, что нужно знать руководителю

Валентина Клавдеева

Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»

Основные аспекты ведения налогового учета в России

Для начала определимся с тем, что такое налоговый учет. Для этого обратимся к главе Налогового кодекса, посвященной налогу на прибыль, а именно – к статье 313. Там дается четкое и развернутое определение понятия налогового учета как системы. Важно понимать, что налоговый учет создан, как и бухучет, на основе первичных учетных документов, но для иной цели – правильно и достоверно исчислить суммы налога для уплаты в бюджет, а также своевременно его уплатить.

Учитывайте тот факт, что налоговый учет ведут не только те, кто находится на общей системе налогообложения и платят налог на прибыль, но и спецрежимники.

Итак, определим основные положения налогового учета в России.

Источники информации

Как правило, это те же регистры, которые применяются при ведении бухучета в организации. Выявили недостаток необходимых данных в таких регистрах? Дополните их недостающими реквизитами. Если же такой недостаток явный и значительный – проще разработать отдельные налоговые регистры с учетом всех потребностей организации для корректного и достоверного ведения налогового учета.

Например, зачастую крупные компании предпочитают формировать и вести самостоятельные регистры налогового учета. Для этого разработанные формы следует закрепить в приложении к учетной политике для налогового учета.

Важно! Учетная политика утверждается ежегодно. Потому, при необходимости, разработанные регистры налогового учета также следует пересматривать каждый год, дополняя или заменяя их актуальными данными (формами).

Интересно! Налоговые инстанции никаким образом не могут утверждать налоговые регистры компаний – их разрабатывает каждая компания самостоятельно, подстраивая под свои нужды и потребности.

Применяемые методы учета операций

Содержатся как раз в учетной политике для НУ. В ней также должны быть описаны все методы и принципы учета хозяйственных операция по всем видам деятельности, которые ведет предприятие. Внесли самостоятельно какие-либо изменения в НУ? Например, изменили применяемые методы учета или хотите дополнить новым разделом? Сделайте это с начала налогового периода, в этом случае и учетная политика на этот год должна содержать актуальные данные.

Но что если изменилось само налоговое законодательство в течение года? В этом случае отследите дату вступления изменений в силу, и с этой даты начните их применять. Учетную политику также придется корректировать в течение года

Важно! Все изменения учетной политике должны быть оформлены приказом руководителя!

Какие функции выполняет налоговый учет на предприятии

Система НУ, организованная в России, определяет три основные (самый важные) функции:

  1. Фискальная – важна в первую очередь для налоговых служб, т.к. обеспечивает своевременную и пополняемость казны для обеспечения работы государственного аппарата.
  2. Информационная – дает представление о финансовом состоянии организации, а также о совокупности уплачиваемых налогов в разные уровни бюджета, о величине налоговых платежей, страховых взносов.
  3. Составление налоговой отчетности позволяет обеспечить правильность налогового учета, путем сопоставления различных показателей/иных данных и проведения сверки с налоговыми органами.

Принципы НУ – кратко

Несмотря на тот факт, что налоговый кодекс позволяет каждой компании самостоятельно выбрать налоговый режим, не регламентирует порядок создания и ведения регистров НУ и вообще предоставляет достаточно большую свободу действий, компании обязаны придерживаться нескольких основных принципов ведения налогового учета в России:

  1. Денежное выражение. Все операции отражаются в рублях. Если операции осуществлялись в иностранной валюте – пересчитайте их по текущему курсу на дату совершения.
  2. Обособленный учет имущества. Компания обязана отдельно учитывать имущество в собственности других юрлиц (и физлиц в том числе).
  3. Непрерывность деятельности означает, что налоговый учет ведется в организации без перерывов с момента ее создания и до самой ликвидации (либо реорганизации).
  4. Принцип последовательного учетеа означает соблюдение хронологического порядка при учете хозяйственных операций.
  5. И самый важный и определяющий принцип – временная определенность всех операций. На практике это означает, что все доходы следуют признавать своевременно, даже если деньги по таким операциям придут в следующем периоде. По учету расходов придерживайтесь такого же принципа – признавайте всегда в том налоговом периоде, в котором понесли. Даже если и оплатили их позже.

Бухгалтерский и налоговый учет – разве не одно и то же?

И ответим – конечно, нет! Ведь помимо того, что у этих двух видов учета совершенно разные цели, так еще и разные пользователи информации. Об этом подробнее в таблице:

Достоверно сформировать налоговую базу, в правильных суммах рассчитать величину налоговых платежей и своевременно их уплатить в бюджет

Составить бухгалтерскую отчетность, при этом определив финансово-хозяйственный результат ведения бизнеса за отчетный период

Кому интересна информация

Внешние пользователи – исключительно налоговые инстанции.

Внутренние пользователи – руководство предприятия

Более широкий круг внешних пользователей – собственники и учредители, кредитные организации, крупные покупатели и конкуренты и т.д.

Круг внутренних пользователей также расширен – учредители. Руководство, руководящий персонал разных уровней,

Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.11

Как мы видим, бухгалтерский и налоговый учеты – это два совершенно разных вида учета. Однако они во многом похожи друг на друга. В связи с этим, следует выделить такие варианты организации и ведения НУ на предприятии:

  1. Обособленный учет БУ и НУ. Уместен для крупных компаний, где организовано специально подразделение по ведению НУ на предприятии.
  2. НУ ведется на базе БУ. В этом случае бухгалтер использует регистры бухучета, дополнив их необходимыми недостающими данными. Если же у компании предусмотрены совершенно отличные от бухучета принципы ведения определенных операций – то для них разработаны специальные формы налоговых регистров.
  3. Налоговый учет настолько схож с бухучетом, что отдельно учитываются только отклонения, возникающие в случаях разницы учетов. В этом случае отражению подлежат только корректировки бухучета в соответствии с принятыми методами налогового учета.
  4. Небольшие и малые компания могут также к плану счетов бухгалтерского учета, открывать спецсчета по учету операций налогового учета.

Доходы и расходы: как учесть в БУ и НУ

Самым основным моментом, когда наиболее четко можно увидеть различия между бухгалтерским и налоговым учетом, является момент определения прибыли, которая подлежит налогообложению (имеется в виду налог на прибыль).

На что стоит обратить внимание при учете прибыли в налоговом учете:

Начнем с основных средств:

  • иногда возникает разница в формировании первоначальной стоимости объектов лизинга в случае его учета у лизингополучателя (если им и являетесь). Если в бухгалтерском учете вы определите эту разницу, как сумму всех лизинговых платежей и выкупной стоимости (без НДС), то в налоговом – по сумме расходов лизингодателя на приобретение этого имущества для передачи в лизинг;
  • способы начисления амортизации разные. Все способы, применяемые в бухучете, раскрыты в ПБУ 06/01 «Учет основных средств» – их на сегодняшний момент 4. А вот в НУ предусмотрено всего лишь два – линейный и нелинейный.

Важно! Приказом Минфина от 17.09.20 утвержден новый стандарт по учету основных средств – ФСБУ 6/2020. Он как раз и заменит так знакомое нам ПБУ 06/01. Согласно ему, в бухучете останется всего 3 способа начисления амортизации. Однако его применять нужно с отчетности за 2022 год. Хотите начать применять раньше? Минфин допускает такую возможность – пропишите его в учетной политике.

  • установили разный лимит по первоначальной стоимости? Возможны различия между БУ и НУ. Применили повышающий коэффициент при расчете сумм амортизации – придете к такому же итогу. Разный срок полезного использования также приводит к разным данным по остаточной стоимости объектов основных средств, и сумм амортизационных отчислений.

Разная классификация доходов и расходов в БУ и НУ. Поясним.

Когда говорим о выручке – мы и в БУ, и в НУ подразумеваем доходы, которые получаем от реализации – товары, имущественные права, работы и услуги. Различия появляются в определении внереализационных доходов – в НУ их перечень закрытый. Так, доходы от участия в капитале других компаний вы должны учесть в качестве внереализационных. Тогда как БУ позволяет относить их иногда и к доходам от обычных видов деятельности. При этом также дата признания некоторых видов доходов отличается – ведь налоговый учет подразумевает как применение кассового, так и метода начисления.

Что касается расходов, то их перечень закрытый в обоих учетах. А вот касаемо распределения на прямые и косвенные – то тут можно наблюдать некоторые различия. Для этого следует обратиться к ст. 318 НК РФ. Для справки – такого разделения нет в бухгалтерском учете. Отсюда и возможные вытекающие разницы.

Формирование резервов. О чем здесь речь:

  1. Если компания определяет, что в налоговом учете также формирует различные резервы, как и в БУ – это не значит, что суммы резервов будут одинаковы. Так, например, резерв под отпуска в НУ формируется исключительно под отпуска работников по текущему году. Поэтому, как правило, на конец года остатки резервов зачастую нулевые. В бухгалтерском учете данный вид резерва практически всегда с остатком.
  2. Методы формирования резерва по сомнительным долгам различны – полностью исключить расхождения при его расчете не получится. Кроме того, помните – создавать данный вид резерва в НУ – это право организации, а не обязанность.

Как учесть все различия – для этого для отражения разницы в данных бухгалтерского и налогового учета применяйте специальное ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Как вести налоговый учет в компании: особенности каждого режима налогообложения

  1. Начнем с общей системы. Как такового, общего режима налоговый кодекс не выделяет – скорее это совокупность всех описанных в нем налогов. Те, кто применяет общий режим – имеют самую высокую налоговую нагрузку. Что платим:
  2. Налог на прибыль: ставка 20 процентов, отчетность ежегодная, авансы платим ежеквартально или ежемесячно.
  3. НДС: ставка 20 процентов, отчетность ежеквартальная. Платим также – один раз в квартал.
  4. Имущественные налоги (при наличии земли, автомобилей или имущества на балансе) – ставки различные, устанавливаются регионами.
  5. НДФЛ – удерживаем из доходов работников как налоговый агент (ставки разные – от 13 до 30 процентов). Платим ежемесячно.

Упрощенная система УСНО:

  1. Не платим налог на прибыль – этим режимом предусмотрен единый налог на доходы (ставка 6 процентов) либо доходы за вычетом расходов (по ставке 15 процентов).
  2. Придется заплатить НДФЛ за работников на общих основаниях и имущественные налоги при наличии соответствующих видов имущества.
  3. Упрощенцы в основной массе не являются плательщиками НДС, однако налоговым законодательством предусмотрены редкие случаи, когда все же придется отчитаться по этому налогу и уплатить его.

Важно! Начиная с отчетности за 2021 год, такой режим как ЕНВД отменен!

Собираетесь ставить организацию (или филиал) на налоговый учет – учтите следующую информацию

Как выбрать инспекцию? Для организаций – по месту нахождения, а для ИП – по месту жительства. Срок рассмотрения документов налоговиками стандартный для всех, и составляет пять дней.

Соберите полный пакет необходимых документов. Что он должен содержать? Конечно же, учредительные документы – устав, решение учредителя либо протокол собрания участников о создании организации, заполненное заявление по специальной форме, оригиналы (и копии) паспортов тех лиц, кто обращается в налоговые инстанции с этим заявлением.

Важно! Если учредитель один и он обратился в налоговые органы самостоятельно – проблем не возникнет. Также их не будет, если учредителей несколько, и они пришли в полном составе. А вот в противном случае – нужно заверить все предоставляемые документы у нотариуса.

Не забудьте заплатить госпошлину (для бумажной документации – 4 тысячи рублей). Подаете через сайты Госуслуг или ФНС – можете избежать уплаты пошлины.

Подаем документы в регистрирующий орган, ждем, получаем документы о регистрации. Помните – подать документы нужно в ФНС или МФЦ. Ждать – 3 дня – именно в этот срок осуществляется регистрация юрлиц. Пришел отказ в регистрации? Можете подать повторно, на это вам дается срок в три месяца.

Важно! Порядок регистрации филиала – такое же как и при регистрации организации в целом.

Читайте также: