Данные необходимые для исчисления ндпи в отношении нефти ндд и акциза на нефтяное сырье

Опубликовано: 12.05.2024

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

Нефтедобывающая отрасль для РФ является одной из наиболее значимых и крупных в стране. Львиная доля налоговых поступлений формируется благодаря добыче нефти и газа. Для целей налогообложения нефтянки создан ряд особенных механизмов, один из которых НДПИ. В этом материале попробуем разобраться, что из себя представляет данный инструмент, как он отражается на результатах деятельности нефтегазовых компаний и каковы его перспективы.

Что такое НДПИ

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — основной инструмент налогообложения добывающих отраслей РФ. Для нефтегазового бизнеса он является одной из крупнейших статей расходов. НДПИ в случае с нефтью взимается с каждой тонны добытых углеводородов и представляет собой определенную плату за пользование недрами. Полученные от нефтедобывающих компаний средства направляются в федеральный бюджет. Тем самым происходит своеобразное перераспределение средств за пользование недрами в пользу граждан страны и государства в целом.

Как считается НДПИ

В общем виде формула его расчета выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ — Коэффициент особенности добычи (Дм)

Ценовой коэффициент (Кц) ежемесячно рассчитывается ФНС на основании цены нефти марки Urals и курса доллара США. Его формула выглядит так:

Ценовой коэффициент (Кц) = (Цена барреля Urals в долларах — 15) * Курс доллара США / 261

На март 2019 г. ценовой коэффициент составлял 12,72, то есть за каждую тонну добытой нефти нужно было уплатить 11 690 руб. без учета корректировок.

Стандартная ставка НДПИ с 1 января 2017 г. установлена в размере 919 руб. за тонну добытой нефти. В 2016 г. она была на уровне 857 руб.

Коэффициент особенности добычи (Дм) — самый сложный элемент, состоящий из большого количества компонентов. Его суть в учете различных коэффициентов, характеризующих степень выработанности конкретных участков и залежей, а также величины запасов конкретных участков недр, степени сложности добычи, географии региона и свойств нефти. Он выглядит следующим образом:

Дм = Кндпи x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — Кк — Кабдт — Кман x Свн

Кндпи — с 2016 г. установлен на уровне 559 руб;
Кц — ранее отмеченный ценовой коэффициент;
Кв — коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов;
Кз — коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр;
Ккан — коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти;
Кд — коэффициент, характеризующий сложность добычи;
Кдв — коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья;
Кк — с 1 января 2019 г. установлен в размере 428 руб.;
Кабдт — коэффициент, характеризующий надбавки за автомобильный бензин и дизельное топливо;
Кман — коэффициент, учитывающий влияние экспортной пошлины;
Свн — коэффициент, характеризующий добычу сверхвязкой нефти.

Разбираться в этой части формулы довольно сложно и долго, к тому же нужно знать особенности добычи на том или ином месторождении. Но если кто-то хочет вникнуть поглубже, вот ссылка, здесь все подробно расписано.

Для более быстрой оценки можно учесть в структуре коэффициента особенностей добычи (Дм) лишь показатель Кк, зафиксированный на уровне 428 руб. на 2019 г. Этот коэффициент оказывает заметное влияние на итоговый результат и входит в итоговую формулу со знаком плюс, тем самым увеличивая налог. Остальными коэффициентами для проведения неглубокой консервативной оценки можно пренебречь так как они преимущественно снижают итоговый показатель.

Модифицированная формула выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ (919 руб.) + Фиксированный показатель (Кк)

По итогам 2018 г. средний размер НДПИ при добыче нефти составлял 12 468 руб. за тонну добытых углеводородов без учета коэффициента особенностей добычи.

В совокупности самое большое значение при расчете показателя занимает ценовой коэффициент, С учетом того что базовая ставка НДПИ устанавливается регуляторно и спрогнозировать ее изменение крайне сложно, то основными факторами изменения НДПИ можно считать цены на нефть Urals и курс доллара США.

Так, рост рыночной цены Urals на $1 за баррель нефти при цене выше $15 за баррель (без учета особенностей добычи) приводит к росту ставки НДПИ на $3,52 за тонну.

Почему НДПИ важен для нефтегазовых компаний

НДПИ можно назвать наиболее значимым налогом для нефтяных компаний. Если стандартный налог на прибыль составляет 20% от прибыли до налогообложения, то на платежи по НДПИ пришлось около 27,4% от выручки Роснефти или 347,9% от чистой прибыли за весь 2018 г. Для Татнефти доля НДПИ в выручке по итогам 2018 г. составила 31% от выручки или 134,3% от чистой прибыли. В таких масштабах даже незначительное увеличение коэффициентов при расчете НДПИ может существенно сказаться на результатах нефтяных компаний.

Важный момент заключается в способе взимания налога. Налогооблагаемой базой считается тонна добытой нефти без учета издержек на ее получение. Это означает, что по мере выработки легкодоступных и высокомаржинальных месторождений влияние НДПИ на результаты нефтедобывающих компаний будет усиливаться, что в конечном счете может привести к замедлению объемов добычи.

Налог на добычу полезных ископаемых также выступает одним из средств перераспределения денежных средств добывающих компаний. К примеру, в 2018 г. на фоне освобождения Газпрома от выплаты дивидендов в размере 50% от чистой прибыли, коэффициент в расчете НДПИ для компании был поднят с 1,4022 до 2,055. Тем самым бюджет нивелировал выпадающие от недостаточных дивидендов средства.

Что будет с НДПИ

С 1 января 2019 г. в силу вступил так называемый «налоговый маневр». Налоговый маневр представляет из себя постепенный рост НДПИ при одновременном снижении экспортной пошлины (еще один значительный сбор с нефтяников). Как заявляется, смысл данного закона в снижении зависимости российского бюджета от цен на нефть.

Происходить это будет путем последовательного введения поправочных коэффициентов: от 0,167 в 2019 г. до 1 в 2024 г. для НДПИ и от 0,833 в 2019 г. до 0 в 2024 г. для экспортной пошлины.

Дополнительные доходы от НДПИ в результате налогового маневра, по расчетам авторов инициативы, составят 10,8 трлн руб.

Другой важный момент: с 1 января 2019 г. стартовал пилотный проект нового налога — Налога на дополнительный доход (НДД). Предполагается, что налогооблагаемой базой для нового сбора будет не добыча компаний в натуральном эквиваленте, а выручка от продажи углеводородов за вычетом определенных затрат, связанных с добычей, подготовкой и транспортировкой углеводородного сырья.

НДД должен снизить взимаемый НДПИ вплоть до 40% для ряда месторождений и сделать инвестиции в низкопродуктивные и трудноизвлекаемые запасы экономически обоснованными, что поддержит объемы добычи. Нужно отметить, что НДД не может применяться ко всем месторождениям, новый налог подходит только для запуска определенных новых и ряда уже зрелых месторождений.

На текущем этапе проект налога введен для нескольких месторождений, а ставка установлена в размере 50%. В случае получения позитивных результатов от введения нового налога, НДД может быть получить более широкое распространение, а объемы взимания НДПИ снизятся.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Итоги торгов. Закрылись в хорошем плюсе, несмотря на слабость западных площадок и нефти

Администрация Байдена пока не будет вводить санкции против Северного потока 2

4 акции на рынке США, которые не собираются падать

Корпоративные события на рынке США. Как они влияют на акции

Частные инвесторы на российском рынке. Каково их влияние

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Завершился первый год применения нового налогового режима в нефтедобыче, основанного на уплате налога на дополнительный доход (НДД). В 2019 году в налоговом эксперименте участвовали проекты всех крупнейших нефтяных компаний, включая «Газпром нефть», расположенные в новых и традиционных регионах нефтедобычи. Поговорим о первых результатах этого эксперимента и дальнейших перспективах его развития.

Зачем нужен НДД

Идея перехода на налогообложение финансового результата для нефтяной отрасли не нова и активно обсуждалась на протяжении последних двадцати лет. Основной предпосылкой для разработки налога на дополнительный доход стало несовершенство российского налогового законодательства, основанного на изъятии значительной части выручки от добычи углеводородов через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (ЭП).

Эти платежи были введены взамен акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на фоне резкого повышения цен на нефть в начале 2000-х и низкой собираемости налогов с нефтяной отрасли. Вместе с тем такой подход к налогообложению в условиях ухудшения структуры запасов и роста затрат на подъем нефти не отвечал вызовам по обеспечению системных мер поддержки разработки углеводородного сырья, в свете чего быстро превратился в лоскутное одеяло налоговых льгот для различных категорий проектов.

На первоначальном этапе с нефтяными компаниями обсуждалось введение НДД только в отношении новых и действующих месторождений, ограниченных территорией Западной Сибири, расположенных в ЯНАО (южнее 65º с.ш.), ХМАО, Коми, Тюменской области (см. 3-ю и 4-ю группы проектов на инфографике на стр. 53). Критерием для выбора проектов 3-й группы явилось ограничение по величине годовой добычи (15 млн т суммарно по всем пилотам), для 4-й группы — величина запасов (суммарно 150 млн т). Итоговый перечень пилотных проектов 3-й и 4-й групп формировался нефтяными компаниями самостоятельно и на сегодня включает 65 лицензионных участков.

Переход на НДД месторождений новых регионов нефтедобычи (север ЯНАО, НАО, Красноярский край, Республика Саха, Иркутская область, шельф Каспийского моря) был инициирован в рамках проработки идеи завершения так называемого налогового маневра, предполагающего обнуление экспортной пошлины на нефть и соответствующий рост НДПИ. Поскольку при завершении налогового маневра нефтяные компании потеряли бы существующую льготу по ЭП на нефть, которая предоставлялась до достижения IRR проекта 16,3%, экономика месторождений в новых регионах существенно бы ухудшилась. В периметр НДД были добавлены 1-я и 2-я группы участков с возможностью добровольного перехода на новый режим.

Если говорить о преимуществах НДД перед НДПИ, то в первую очередь он хорош тем, что взимается с финансового результата, а не с выручки и выплачивается только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной. Кроме того, новый налог способствует более справедливому распределению эффективности между государством и недропользователями: обеспечивает прогрессивное изъятие ренты для высокомаржинальных проектов и стимулирует на первоначальном этапе высокозатратные проекты, которые принесут доходы в бюджет позднее. Для таких проектов в начале разработки действуют льготные условия по НДПИ и ЭП, а сам НДД не взимается вплоть до выхода проекта на окупаемость.

Также НДД учитывает изменения экономических и геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения. По мере истощения месторождения снижается доход и, соответственно, размер налога. А высвобождение средств на первоначальном этапе разработки стимулирует инвестиции в новые эффективные технологии нефтедобычи и геологоразведку, что в конечном итоге приведет к увеличению среднего проектного коэффициента извлечения нефти и восполнению минерально-сырьевой базы.

Адаптационный период

Безусловно, анализ одного года применения НДД не может показать объективную картину и однозначно подтвердить эффективность нового режима ни для недропользователей, ни для государства. Однако первые результаты от изменения налогового законодательства уже видны.

Согласившись на участие в налоговом эксперименте, нефтяные компании приступили к адаптации корпоративных бизнес-процессов к введению нового налога. Ранее формирование финансового результата в разрезе лицензионных участков не требовалось для целей налоговых расчетов. Поэтому организация раздельного учета доходов и расходов по участкам, перешедшим на НДД, стала серьезным вызовом, связанным со значительной донастройкой учетных систем и документооборота для корректного расчета налога.

«Газпром нефть» была активно вовлечена в эту работу. Заявленные пилотные проекты не всегда совпадали с границами месторождений. Соответственно, потребовалась донастройка внутренних аналитик для корректной привязки расходов к участкам недр. Значимым этапом внутренней работы стал выбор параметров для распределения капитальных и операционных расходов по участкам недр с точки зрения их экономической обоснованности, универсальности для различных категорий участков и необходимости использования в течение пятилетнего периода согласно требованиям законодательства.

Помимо учетных операций перед бизнесом встал вопрос по оптимизации имеющейся схемы разработки пилотных проектов: компаниям необходимо было понять, действительно ли новый фискальный режим повышает эффективность разработки запасов, а также продемонстрировать обеспечение бюджетной эффективности для государства.

Установление льготного периода по уплате НДПИ, ЭП и НДД для гринфилдов позволило ускорить сроки запуска таких месторождений в эксплуатацию. Для браунфилдов потребовалось пересмотреть производственную программу, чтобы повысить интенсивность эксплуатационного бурения и максимально быстро получить дополнительную добычу за счет вовлечения в разработку новых запасов, ранее нерентабельных в общем налоговом режиме. Кроме того, введение НДД стимулирует инвестиции в инновации, а значит, зрелые месторождения могут стать площадками для апробирования новых технологий и методов повышения нефтеотдачи в целях поддержания базовой добычи и повышения коэффициента извлечения нефти. Подготовка таких площадок уже началась.

Для нефтяных месторождений с запасами газа потребовалась оптимизация порядка разработки данных запасов ввиду принятой методологии расчета НДД. Она не позволяет так же эффективно разрабатывать газ в этом режиме, как в действующей системе. Это связано с тем, что фактические расходы на освоение запасов газа не учитываются при расчете минимального НДД. Следовательно, налог по своей сути уплачивается с полученной выручки по газу, а не с прибыли. При этом снижение ставки НДПИ на газ в режиме НДД не предусмотрено.

Первые результаты

Если перейти к результатам 2019 года в цифрах, то суммарно дополнительные инвестиции компаний в освоение пилотных месторождений составили свыше 100 млрд рублей. Большая часть этой суммы относится к активизации разработки гринфилдов в новых регионах добычи, работа которых ранее стимулировалась за счет льгот по экспортной пошлине.

Если рассматривать результаты непосредственно по «Газпром нефти», то в 2019 году компания нарастила инвестиционную активность по изучению и освоению новых проектов, а также поддержанию базовой добычи на действующих проектах в среднем на 55%, продолжив последовательный рост в 2020 году. При этом фактический прирост инвестиций на участках НДД по итогам 2019 года превысил рост операционного денежного потока. Следовательно, с момента введения НДД все дополнительно полученные ресурсы компании были реинвестированы. Прирост добычи на пилотных проектах в среднем составил 10%.

В 2019 году наибольшая инвестиционная активность компании была сосредоточена на изучении и освоении Новопортовского, Тазовского и Западно-Зимнего участков. Благодаря переводу месторождений севера ЯНАО на НДД, в том числе тех, разработка которых в общем налоговом режиме была бы нерентабельна, компания приступила к формированию нового масштабного кластера нефтедобычи. Именно здесь бурятся самые высокотехнологичные скважины в периметре компании со сложнейшими типами заканчивания. Так, на Тазовском месторождении компания успешно пробурила скважины с двумя обсаженными стволами с рекордной протяженностью горизонтальных участков свыше 2 тыс. метров и скважины с тремя стволами по технологии «фишбон». По уровню сложности высокотехнологичные скважины на этом месторождении уникальны для сухопутных проектов и приравниваются к морским.

Развитие Новопортовского промысла в режиме НДД также позволило дать старт ряду уникальных капиталоемких проектов. В частности, сейчас реализуется строительство газопровода внешнего транспорта расчетной протяженностью около 115 км. Он соединит газовую инфраструктуру полуострова Ямал с магистральным газопроводом «Ямбург — Тула» на полуострове Тазовский. Реализация проекта позволит эффективно использовать попутный нефтяной газ в объеме 96,3%, а также откроет доступ к вовлечению в разработку газовых месторождений полуострова Ямал.

Таким образом, приведенные результаты прошедшего года демонстрируют первые позитивные итоги применения НДД. Новые налоговые условия послужили толчком для наращивания инвестиционной активности на проектах и обеспечили прирост добычи нефти на них относительно 2018 года. То есть дополнительная ценность от изменения налогового законодательства как для бизнеса, так и для государства приобретает вполне ощутимые финансовые перспективы.

При расчете НДПИ воспользуйтесь следующим алгоритмом:

Расчет налоговой базы

По общему правилу количество добытого полезного ископаемого признается налоговой базой по НДПИ только при добыче:

  • нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной);
  • природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • попутного газа;
  • газового конденсата;
  • угля.

При добыче остальных полезных ископаемых налоговой базой по НДПИ признается их стоимость .

Кроме того, стоимость полезных ископаемых является налоговой базой в отношении нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья .

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, как определяется налоговая база по НДПИ, для расчета налога количество добытых полезных ископаемых должно быть известно (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

Количество добытого полезного ископаемого определяйте в натуральном выражении (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Рассчитать этот показатель можно либо прямым , либо косвенным методом (п. 2 ст. 339 НК РФ).

Выбранный метод расчета для каждого добываемого полезного ископаемого (или разрабатываемого месторождения) закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Менять этот метод в течение всего срока добычи полезного ископаемого нельзя. Исключением является случай, когда организация меняет технологию добычи и технологический проект разработки месторождения. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Прямой метод расчета

Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:

Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.

В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:

  • добыче нефти;
  • передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;
  • использовании нефти на технологические нужды;
  • определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;
  • установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.

Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.

Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

После того как появятся новые нормативы потерь, организация имеет право пересчитать НДПИ с начала года, на который эти нормативы установлены. Однако сделать это можно только в том случае, если нормативы были установлены с опозданием по не зависящим от организации причинам (например, Минэнерго России своевременно их не утвердило). Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 июля 2013 г. № 03-06-05-01/29519, от 22 ноября 2013 г. № 03-06-06-01/50342, ФНС России от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 12232/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2012 г. № А19-16360/2011).

Следует отметить, что ранее ФНС России настаивала на том, что пересчет НДПИ с учетом новых нормативов потерь является не правом, а обязанностью организации. Независимо от того, увеличились или уменьшились значения нормативов. Об этом говорилось в письме ФНС России от 21 августа 2013 г. № АС-4-3/15165. Однако после выхода определений ВАС РФ от 10 апреля 2014 г. № ВАС-898/14 и от 30 мая 2014 г. № ВАС-6969/14 налоговая служба отказалась от своей позиции. Письмом от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 прежние разъяснения были отозваны, а новый документ доведен до сведения налоговых инспекций.

Если фактические потери полезного ископаемого не превышают нормативные потери, то НДПИ по ним рассчитайте по ставке 0 процентов. Если фактические потери превышают нормативы, то в части превышения примените обычную ставку налога по данному виду полезного ископаемого. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что потери углеводородного сырья, произошедшие на неразрабатываемых месторождениях в результате аварийных выбросов, нормативными потерями не признаются, в качестве объекта обложения НДПИ не рассматриваются и в расчет налоговой базы не включаются. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 апреля 2011 г. № 03-06-06-01/5.

Кроме того, при добыче угля в состав фактических потерь и в расчет налоговой базы не нужно включать общешахтные потери и потери у геологических нарушений. То есть потери в виде неизвлекаемых (недоступных) пластов угольных месторождений. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 6909/12, а также в письмах Минфина России от 21 ноября 2013 г. № 03-06-05-01/50290 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5370.

Косвенный метод расчета

Косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого в целях расчета НДПИ используйте, когда прямой метод применять невозможно. Метод заключается в определении количества добытого полезного ископаемого расчетным путем исходя из доли его содержания в добытом минеральном сырье. При этом саму величину добытого сырья определяют измерительными приборами. Такие требования установлены в пункте 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли применить ставку 0 процентов при расчете НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого? Организация использует косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого.

НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого рассчитывается по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). При этом статья 342 Налогового кодекса РФ не ограничивает право на применение нулевой налоговой ставки в зависимости от метода определения количества добытого полезного ископаемого (прямой или косвенный). Следовательно, организация, применяющая косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого, может рассчитывать НДПИ по ставке 0 процентов в отношении фактических потерь, которые не превышают нормативной величины.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 22 мая 2007 г. № 03-06-06-01/21 и от 19 февраля 2007 г. № 03-06-06-01/7, а также арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. № ВАС-16551/08 и от 10 апреля 2009 г. № ВАС-3275/09, постановления ФАС Московского округа от 28 августа 2008 г. № КА-А40/7979-08, Уральского округа от 27 ноября 2008 г. № Ф09-6261/08-С3, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2009 г. № Ф04-5633/2009(19823-А75-43)).

Единицы измерения полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида определяется в единицах массы или объема.

При определении налоговой базы по нефти используйте единицы массы нетто. Для этого из массы сырой нефти нужно вычесть массу:

  • воды и ее взвеси;
  • попутного газа и примесей;
  • хлористых солей;
  • механических примесей.

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Незавершенное производство

На последний день месяца у организации может быть объем ископаемых, по которым полный технологический цикл не завершен. Количество таких ископаемых при расчете НДПИ не учитывайте. Их нужно включать в расчет налоговой базы в том периоде, в котором технологический цикл добычи будет полностью завершен. Исключение составляют только случаи, когда ископаемые, полученные до завершения технологического цикла, реализованы или использованы организацией для собственных нужд. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

При определении продолжительности технологического цикла добычи учитывается не весь комплекс технологических операций (процессов) по получению конечной продукции разработки месторождения, а только те операции, которые относятся к добыче (извлечению) полезного ископаемого (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64).

Ставки НДПИ

Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена в рублях за единицу добытого ископаемого. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице .

Некоторые особенности имеет порядок применения налоговых ставок при добыче нефти, угля, газа и газового конденсата.

При добыче нефти налоговую ставку (кроме случаев, когда применяется нулевая ставка ) нужно умножить на коэффициент Кц, который характеризует динамику мировых цен на нефть, и полученное произведение уменьшить на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

При добыче угля нужно принимать во внимание ежеквартальную индексацию налоговых ставок с учетом коэффициентов-дефляторов , отражающих изменение цен на уголь (п. 2 ст. 342 НК РФ). Величину этих коэффициентов определяет Минэкономразвития России. Коэффициенты-дефляторы должны публиковаться в «Российской газете» не позднее первого числа второго месяца квартала, на который они установлены (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902). Методика расчета коэффициентов-дефляторов утверждена приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. № 763. При расчете НДПИ ставку налога нужно последовательно перемножить на коэффициент-дефлятор текущего налогового периода и на все коэффициенты-дефляторы предыдущих налоговых периодов. Об этом сказано в подпункте 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 03-06-05-01/95 и ФНС России от 21 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15835.

Ставку НДПИ по углю после перемножения на коэффициенты-дефляторы округлите до третьего знака после запятой. В учетной политике порядок округления закреплять не нужно. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7977. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Если организация является участником регионального инвестиционного проекта , направленного на добычу угля, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставку НДПИ дополнительно нужно умножить на коэффициент Ктд , характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).

При расчете НДПИ по природному горючему газу налоговую ставку (35 руб. за 1000 куб. м) сначала нужно умножить на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (Кс). А затем полученное произведение сложить со значением показателя, который характеризует расходы на транспортировку газа (Тг). Если результат оказался меньше нуля, налоговая ставка считается равной 0.

При расчете НДПИ по газовому конденсату ставку (42 руб. за 1 т) умножают на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газового конденсата (Кс) и на корректирующий коэффициент Ккм.

Такой порядок установлен подпунктами 10 и 11 пункта 2 статьи 342 и статьей 342.4 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не применяется в отношении газа, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья , для которого налоговой базой по НДПИ является стоимость добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 338 НК РФ).

Кроме того, если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).

Расчет НДПИ

НДПИ рассчитывайте ежемесячно отдельно по каждому виду полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ).

Сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет, рассчитайте по формуле:

Москва. 15 октября. INTERFAX.RU - Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который отменяет ряд льгот по НДПИ и экспортной пошлине для нефтяников, одновременно изменяя параметры налога на дополнительный доход (НДД), что позволяет перевести на данный налог НДД большее количество месторождений.

Согласно расчетам, заложенным в проект трехлетнего бюджета, казна от отмены льгот в нефтянке в 2021 году может дополнительно получить более 200 млрд рублей.

Льготы по экспорту нефти

Подписанный закон с 1 января 2021 года отменяет несколько существующих льгот по экспорту нефти.

ЭкономикаМы полюбить тебя заставим - добровольно-принудительный переход на НДД в нефтянке. Обобщение
21 сентября 2020 Мы полюбить тебя заставим - добровольно-принудительный переход на НДД в нефтянке. Обобщение Читать подробнее

Отменяется пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (степень вязкости выше 10 тыс. мПа.с (миллипаскаль-секунда)), сейчас она составляет 10% от полной ставки вывозной пошлины. В 2020 году, согласно расчетам Минфина, выпадающие доходы от предоставления данной льготы оценивались на уровне 14,7 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются на уровне 18,99 млрд рублей. Расчеты приведены в материалах к проекту трехлетнего бюджета.

Отменяется льгота по экспортной пошлине для нефти, добытой на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками. Льгота применялась с 2013 года и касается 15 месторождений, крупнейшие из которых принадлежат "ЛУКОЙЛу", "Иркутской нефтяной компании" (ИНК), "Роснефти", "Газпром нефти", "Сургутнефтегазу". В 2020 году действие данной льготы привело к выпадающим доходам бюджета на уровне 51,93 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются существенно ниже – в размере 18,7 млрд рублей.

В итоге в Таможенном тарифе, в части льгот при экспорте углеводородов остались льготы по экспорту газа в рамках межправительственных соглашений ("Голубой поток", выпадающие доходы бюджета в 2020 году – 4,9 млрд рублей); в отношении новых морских месторождений на шельфе (выпадающие доходы бюджета в 2020 году 33,6 млрд рублей) и льготная пошлина на СПГ, где выпадающие доходы всего 121 млн рублей в текущем году.

Льготы по НДПИ

Подписанный закон отменяет пониженную ставку НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы от применения данной льготы оценивались Минфином по 2020 году в размере 232,5 млрд рублей, такие данные приведены в отчете о налоговых расходах бюджета за 2019-2023 годы. Данные месторождения предлагается перевести на режим НДД. В итоге данного маневра дополнительные доходы бюджета в 2021 году составят 80,4 млрд рублей, следует из бюджетных проектировок.

Отменяется льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, в 2021 году допдоходы бюджета могут составить 77,9 млрд рублей. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет, допдоходы в 2021 году составят 2,3 млрд рублей.

При этом в Налоговом кодексе будут продолжать действовать более чем 20 льгот по налогу на добычу углеводородов, крупнейшая из которых, например, льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов (выпадающие доходы бюджета в 2021 году - 85,96 млрд рублей) или на новые морские месторождения на шельфе (81,7 млрд рублей в 2021 году).

Параметры НДД

Расширяется перечень участков, которые могут применять НДД – в него включаются участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Уточняется коэффициент (Кг), который входит в формулу расчета НДД ряда групп месторождений и характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр – чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше коэффициент. Коэффициент Кг сейчас для месторождений первой и второй группы составляет от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от пяти до семи лет); для третьей группы - 1; для четвертой группы 0,5 - первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для пятой группы от 0,2 до 1 в период до 15 лет. Принятый закон удлиняет сроки использования понижающих коэффициентов для месторождений в Арктике (пятая группа). Также документ устанавливает коэффициент на уровне 1 для второй и третьей групп, при этом для второй группы устанавливается исключение.

Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент составит 1,95.

Как следует из проекта бюджета, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 году 103,5 млрд рублей.

Пересматривается процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, закон предлагает не более 50% на период 2021-2023 годов, что даст за этот же период допдоходы бюджету в размере 51,7 млрд рублей.

Закон также исключает из состава фактических расходов, на основании которых рассчитывается НДД, расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, а также затраты, оплаченные за счет бюджетных средств.

Нормы закона заработают с 1 января 2021 года.

Читайте также: