Детские пособия при усн

Опубликовано: 22.04.2024

Предприятие на УСН (доходы минус расходы). Будет ли пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет включаться в расходную часть, если оно выплачивается за счет уменьшения взносов в ФСС? Как правильно отразить в книге доходов и расходов операции по выплате пособия и получения возмещения остаточных средств из ФСС?

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ, а также за счет средств страхователя в случае выплаты пособия по временной нетрудоспособности, которое выплачивается за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС РФ.

Поэтому расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (за первые 3 дня болезни) включаются в состав расходов при определении налоговой базы по налогу при УСН на основании п.п. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и отражаются в Книге учета доходов и расходов.

Ведь они выплачиваются не за счет средств налогоплательщика, а за счет средств ФСС РФ.

П. 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ установлено, что плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.11.2009 г. № 908н утвержден Порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

а) сумм начисленных страховых взносов, пеней и штрафов;

б) сумм уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;

в) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;

г) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя (сумм, подлежащих уплате в территориальный орган Фонда, и сумм, полученных от территориального органа Фонда).

Учет указанных сумм ведется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Страхователи осуществляют учет расходов, производимых в счет начисленных страховых взносов на выплату страхового обеспечения, в виде, в частности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Учет произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возможен только в счет уплаты страховых взносов.

Согласно ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ.

Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.

Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации.

Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 г. № 951.

Территориальный орган ФСС РФ выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 250 НК РФ.

Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются.

В связи с тем что средства, полученные организацией или индивидуальным предпринимателем от территориального органа ФСС РФ в возмещение произведенных расходов по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не являются экономической выгодой налогоплательщика, указанные средства не включаются в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Об этом сообщил Минфин РФ от 13.03.2013 г. № 03-11-11/98.

Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ.

ФНС РФ в письме от 12.05.2010 г. № ШС-17-3/210 сообщила, что расходы в виде страховых взносов учитываются в фактически уплаченном налогоплательщиком размере.

Суммы вышеуказанных расходов учитываются налогоплательщиками в уменьшение налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых они были уплачены.

Следовательно, в составе расходов Вы учитываете сумму страховых взносов в ФСС РФ в фактически уплаченном размере (за вычетом произведенных расходов на выплату страхового обеспечения).

Если расходы на выплату пособий не превысят сумму начисленных страховых взносов в ФСС РФ, то произойдет зачет пособий в счет уплаты страховых взносов.

Данные суммы Вы учтете в составе расходов как страховые взносы в ФСС РФ на основании п.п. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Если сумма пособий превысит сумму начисленных страховых взносов в ФСС РФ, в Книге учета в составе расходов Вы отразите всю сумму начисленных страховых взносов.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы". 15 августа 2018 года сотруднице организации начислен больничный по беременности и родам, выплачен 7 сентября 2018 года. В декабре было начислено и выплачено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Указанные выше больничный и пособие были отражены в расчете по страховым взносам и как переплата по страховым взносам в учете организации. Всего за период 2018 года организацией были выплачены страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 100 005,22 руб., начислено этих взносов за этот же период 112 516,20 руб.
В каком размере можно учесть страховые взносы на случай временной нетрудоспособности с целью уменьшения налога при упрощенной системе?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях избежания налогового спора сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, может быть уменьшена на сумму фактически уплаченных страховых взносов, уменьшенную на величину зачтенных в счет их уплаты сумм пособий.

Обоснование вывода:
Согласно п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, в частности на сумму:
1) страховых взносов, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ) (пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ);
2) расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), выплаченного работникам за первые три дня за счет собственных средств работодателя, в части, не покрытой страховыми выплатами (пп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
При этом общая сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Обращаем внимание, что правом уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на суммы выплаченных работникам пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком НК РФ налогоплательщиков не наделяет (письмо Минфина России от 28.03.2014 N 03-11-11/13859).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации налог может быть уменьшен только на сумму страховых взносов. На основании абзаца 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, производится на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде. Следовательно, в целях применения п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ исчисленный за отчетный (налоговый) период авансовый платеж (налог) уменьшается на сумму страховых взносов, которые фактически уплачены в данном отчетном (налоговом) периоде. Сумма страховых взносов, уплаченных сверх начисленных сумм, не может быть учтена в уменьшение налога в периоде их уплаты. Также не могут уменьшить налог суммы страховых взносов, начисленных за налоговый период, но не уплаченных. То есть в данном случае речь может идти только о сумме 100 005 рублей 22 копейки, сумма начисленных взносов - 112 516 рублей 20 копеек значения не имеет. Смотрите также письма Минфина России от 02.03.2020 N 03-11-11/15362, от 06.09.2019 N 03-11-11/68832, от 04.03.2019 N 03-11-11/13909, от 25.02.2019 N 03-11-11/12121, от 20.01.2014 N 03-11-11/1483, от 26.08.2013 N 03-11-11/35000, от 23.08.2013 N 03-11-09/34637, от 03.04.2013 N 03-11-11/135 и др.
Вместе с тем на основании п. 2 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов на социальное страхование по ВНиМ уменьшается плательщиками на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.
Соответственно, можно сказать, что страховые взносы на социальное страхование по ВНиМ могут быть уплачены посредством выплаты работнику пособий. То есть в данном случае уплата страховых взносов произошла не путем перечисления их в бюджет с расчетного счета, а посредством выплаты работнику из кассы организации (или на зарплатную карту). Поэтому такие взносы можно считать уплаченными. Следовательно, организация вправе уменьшить сумму исчисленного налога по УСН на сумму расходов на выплату страхового обеспечения застрахованному лицу, на которую была уменьшена подлежащая перечислению в бюджет сумма страховых взносов на социальное страхование по ВНиМ, исчисленных за тот же период.
Данная позиция ранее поддерживалась контролирующими органами. Так, специалисты Минфина России в своих разъяснениях приходили к выводу, что сумма налога по УСН, исчисленная за налоговый (отчетный) период, может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ, направленных (в пределах исчисленных сумм) на оплату расходов по выплате обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования за этот же период времени, а также на сумму фактически выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя (работодателя) (письма Минфина России от 13.12.2011 N 03-11-06/2/169, от 14.11.2011 N 03-11-11/282, от 26.10.2011 N 03-11-06/2/147 и от 24.10.2011 N 03-11-06/2/146). Такого же мнения придерживаются и налоговые органы (смотрите материал: Вопрос: Наша организация применяет УСН с объектом "доходы". В декабре 2011 года мы оплатили работнику больничный лист, из которого 1400 рублей - за счет ФСС и 600 рублей - за счет собственных средств (первые три дня). Можно ли уменьшить налог 6% на сумму пособия, выплаченного за счет собственных средств? (ответ Управления ФНС РФ по Пермскому краю, апрель 2012 г.)).
Однако все официальные разъяснения, подтверждающие указанную выше точку зрения, были даны до 01.01.2013. Здесь следует сказать о том, что до этой даты в ст. 346.21 НК РФ (смотрите абзац 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013) речь шла об уменьшении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на суммы страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности. При этом в отношении пособий по временной нетрудоспособности не содержалось оговорки, указывающей на то, что учитываются только пособия, выплаченные работникам за первые три дня за счет собственных средств работодателя.
С 2013 года абзац 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ утратил силу, вместо него в ст. 346.21 НК РФ был введен п. 3.1, согласно которому, как было сказано выше, налог уменьшается на расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности, которая оплачивается за счет средств работодателя. Данное изменение, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что законодатель не считает возможным уменьшать суммы налога по УСН на виды выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ.
В письме от 13.11.2017 N 03-11-06/2/74681 Минфин России, ссылаясь на п. 2 ст. 431 НК РФ, приходит к выводу, что плательщики страховых взносов уплачивают сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ за вычетом расходов по данному виду страхования. Косвенно это разъяснение может свидетельствовать в пользу точки зрения, что суммы пособий, зачтенных в счет уплаты страховых взносов на социальное страхование по ВНиМ, уплаченными в целях применения п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ считать нельзя.
Однако официальных разъяснений, прямо комментирующих рассматриваемую проблему, данных контролирующими органами после 2013 года, нам обнаружить не удалось. Также нам не встретились и примеры судебной практики, касающиеся данного вопроса.
В связи с этим, с учетом всего сказанного выше, считаем, что менее рискованным является вариант, когда налог по УСН уменьшается на выплаченные за счет работодателя пособия и фактически уплаченные страховые взносы (т.е. за минусом зачтенных сумм).
Также напоминаем о праве налогоплательщика на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

27 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Елизавета Кобрина

В 2020 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.

  • Коронавирусные субсидии в декларации по УСН
  • Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %
  • Бухучёт кредита на возобновление деятельности
  • Бухучёт коронавирусных субсидий
  • Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Коронавирусные субсидии в декларации по УСН

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.

Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

  • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
  • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
  • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)

Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

  • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
  • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


При назначении детских пособий учитываются следующие доходы:

Выплаты ФСС

  1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет (ФСС)
  2. Пособие по временной нетрудоспособности

Выплаты органов службы занятости населения

  1. Выплаты безработным гражданам на период участия их в общественных и временных работах
  2. Ежемесячное пособие безработным супругам военнослужащих
  3. Материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам
  4. Пособие по безработице

Доходы от имущества и различных видов деятельности

  1. Авторское вознаграждение
  2. Доход от избирательных комиссий
  3. Доходы от занятий предпринимательской деятельностью
  4. Доходы от лесопользования
  5. Доходы от реализации и сдачи в аренду имущества
  6. Доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства
  7. Доходы охотников-любителей
  8. Доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации
  9. Наследуемые и подаренные денежные средства
  10. Проценты по банковским вкладам

Заработная плата, стипендия

  1. Выходное пособие при увольнении
  2. Гонорар работников СМИ и искусства
  3. Денежная компенсация за неиспользованный отпуск
  4. Заработная плата
  5. Заработная плата по завершению календарного года
  6. Заработная плата, начисленная преподавателям
  7. Средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством
  8. Стипендия

Пенсионные выплаты

  1. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров (ДМО)
  2. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ ПФР)
  3. Компенсационная выплата по уходу (ПФР)
  4. Пенсия
  5. Пенсия за выслугу лет
  6. Федеральная социальная доплата (ФСД)

Пособия, компенсации, социальные выплаты ОСЗН

  1. Денежные выплаты, предоставленные в качестве МСП по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
  2. Денежные выплаты, предоставленные в качестве МСП по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (по начислениям)
  3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
  4. Ежегодная денежная выплата на детей в возрасте до 6 лет
  5. Ежемесячная денежная выплата (на оплату жилья, отопления, освещения)
  6. Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 6 лет
  7. Ежемесячная компенсация по уходу за ребенком до 3 лет
  8. Ежемесячное пособие на обеспечение питанием беременных женщин
  9. Ежемесячное пособие на обеспечение питанием детей в возрасте до 3-х лет
  10. Ежемесячное пособие на обеспечение питанием кормящих женщин
  11. Ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет (Не учитывают при назначении 290 руб.)
  12. Ежемесячное пособие на третьего и последующих рожденных детей в возрасте от года до шестнадцати лет
  13. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет
  14. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет (ЧАЭС)
  15. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком от 1.5 до 3х лет (ЧАЭС)
  16. Ежемесячное пособие при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет
  17. Компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан
  18. Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях
  19. Пособие по беременности и родам (для детских)
  20. Субсидия на оплату ЖКУ
  21. Единовременное пособие в случае смерти (гибели) Героя Социалистического Труда или полного кавалера ордена Трудовой Славы, Героя Советского Союза, Героя РФ, полного кавалера ордена Славы
  22. Ежемесячная денежная компенсация расходов на автомобильное топливо из расчета 100 литров высокооктанового бензина в месяц в соответствии с действующими рыночными ценами на топливо
  23. Дополнительное вознаграждение за выслугу лет в зоне радиоактивного загрязнения
  24. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  25. Ежемесячное пособие жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  26. Ежегодная денежная выплата гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или нагрудным знаком «Почетный донор СССР»
  27. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (142 пост.)
  28. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью
  29. Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания
  30. Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка
  31. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров
  32. Ежемесячная денежная компенсация работающим и занимающимся предпринимательской деятельностью
  33. Ежемесячная компенсация за потерю кормильца - участника ликвидации последствий аварии
  34. Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет
  35. Ежемесячное дополнительное пособие зарегистрированным в установленном порядке безработным
  36. Ежемесячное пособие детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (475 пост.)
  37. Оплата дополнительного оплачиваемого отпуска

Прочие доходы

  1. Алименты, получаемые членами семьи
  2. Государственная социальная помощь
  3. Денежное довольствие
  4. Денежные средства иных лиц, направленные на оплату обучения, предоставленные на безвозмездной основе
  5. Денежные средства, выделяемые опекуну на содержание подопечного
  6. Денежные средства, выплачиваемые на содержание ребенка
  7. Денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий
  8. Дотация на общественное питание
  9. Другие доходы
  10. Единовременное пособие при увольнении с военной службы
  11. Ежемесячная компенсация неработающим женам работников ОВД
  12. Ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку
  13. Ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  14. Компенсационные выплаты
  15. Компенсация за исполнение государственных или общественных обязанностей
  16. Компенсация на питание
  17. Материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам
  18. Надбавки и доплаты ко всем видам социальных выплат
  19. Оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством РФ
  20. Самостоятельно задекларированные доходы
  21. Социальные выплаты из бюджетов разных уровней

При назначении детских пособий не учитываются следующие виды доходов:

Пособия, компенсации, социальные выплаты ОСЗН

  1. Ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет (Не учитывают при назначении 290 руб.)
  2. Пособие по беременности и родам (для детских)

от 28 июля 2014 года N 03-11-10/36931

[О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 19.06.2014 N 01-22-912/14 о расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, и сообщает, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 346.29 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.

Согласно статье 346.27 Кодекса под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке.

Базовой доходностью является условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Соответственно, налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.26 главы 26.3 Кодекса.

В связи с этим способ определения вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может использоваться при определении его дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения.

Таким образом, в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения расчет дохода индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено данным Законом.

Бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Кодекса в обязанность налогоплательщикам вменяется ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Так, статьей 346.24 Кодекса установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ.

Налогоплательщики единого налога на вмененный доход должны вести учет физических показателей, в том числе и их изменений в течение налогового периода.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели - налогоплательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие подпункта 1 части 2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Законом.

При этом для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход, а также применяющих упрощенную систему налогообложения, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность ведения учета доходов в целях, не связанных с налогообложением.

В то же время согласно пункту 4 статьи 346.11 и пункту 5 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок ведения расчетных и кассовых операций в Российской Федерации устанавливается Банком России.

В связи с этим полагаем, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).

Одновременно сообщаем, что при определении размера доходов индивидуальных предпринимателей при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка, по нашему мнению, можно также руководствоваться разъяснением о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 (приказ Минтруда России, Минфина России и Минобрнауки России от 29.11.2013 N 703н/112н/1294, зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2014 N 31039).

Приложение

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

от 19 июня 2014 года N 01-22-912/14

[О расчетах среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка]

В Департамент социальной защиты населения города Москвы за разъяснениями по вопросу расчета среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка обращаются граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, применяющими различные системы налогообложения, которые не согласны с действующим порядком исчисления величины среднедушевого дохода семьи.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Указанный порядок введен в действие с 01.01.2005, до этой даты правовое регулирование ежемесячного пособия на ребенка осуществлялось федеральным законодательством. При этом, сведения о доходе семьи указывались в заявлении в письменной форме. Требование иных сведений о доходах не допускалось (статья 17.1 Закона N 81-ФЗ, действовавшая до 01.01.2005). Согласно ст.3 Закона города Москвы от 03.11.2004 N 61 "О ежемесячном пособии на ребенка" право на ежемесячное пособие имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях москвичей со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленную Правительством Москвы величину прожиточного минимума в расчете на душу населения (в настоящее время - 11861 руб.).

В доход семьи включаются:

а) заработная плата, в том числе за сверхурочную работу, за работу в праздничные и выходные дни и работу по совместительству; надбавки и доплаты всех видов; премии, установленные системами оплаты труда на данном предприятии, в учреждении, организации, независимо от периодичности и источников их выплаты; процентные надбавки и ежегодное вознаграждение, выплачиваемые за выслугу лет, вознаграждение из фонда материального поощрения за общие результаты работы предприятия, организации по итогам за год, а также другие денежные выплаты, носящие систематический характер (полевое довольствие, доплата за разъездной и подвижной характер работы), выплаты из фонда заработной платы нештатного состава;

б) выплаты военнослужащим;

в) социальные выплаты;

г) другие выплаты, предусмотренные вышеуказанным Положением.

В соответствии с п.9 Положения, при исчислении дохода семьи (в том числе для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью) учитываются начисленные суммы до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов.

При разработке данной нормы Положения за основу была принята статья 7 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). В соответствии с указанной статьей доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для подтверждения доходов членов семьи заявитель может представить следующие документы:

- справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ;

- налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);

- налоговые декларации, представляемые физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с применением специальных налоговых режимов (налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения);

- а также документы, являющиеся подтверждением полученных доходов физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по упрощенной системе налогообложения на основе патента.

Именно налоговые декларации, представляемые предпринимателями, вызывают определенную сложность при расчете среднедушевого дохода семьи.

Анализ представленных предпринимателями деклараций показал, что порядок исчисления налогов индивидуальным предпринимателем зависит от действующей системы налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие системы налогообложения, которые могут применять индивидуальные предприниматели:

1) общеустановленная система налогообложения (часть 2 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (далее - УСН - глава 26.2 НК РФ);

3) налогообложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - ЕНВД - глава 26.3 НК РФ);

4) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ).

Целесообразность применения той или иной системы налогообложения зависит от доходов и расходов индивидуального предпринимателя, возникающих в ходе его хозяйственной деятельности, и, как объясняют заявители, определяется расчетным путем.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями должен вестись путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя. Однако не все предприниматели могут представить такие книги, ссылаясь на то, что книга не велась (например, у предпринимателей с налогообложением единым налогом на вмененный доход, у предпринимателей, применяющим УСН и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы (ставка 6%), либо доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15%)).

При этом, в соответствии с федеральным законодательством в доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.

Под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) амортизационные отчисления;

4) прочие расходы.

При расчете среднедушевого дохода семьи, именно с этими предпринимателями и возникают определенные трудности (особенно, если предприниматель представляет налоговую декларацию, но не может подтвердить свои расходы, указанные в ней).

Так, например, у предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения со ставкой доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15%), сумма полученных доходов за налоговый период (12 месяцев 2013 года) составила 543124 руб.,

- сумма произведенных расходов за налоговый период - 521402 руб.,

- налоговая база для исчисления налога за налоговый период - 21722 руб. (543124 руб. - 521402 руб.),

- сумма исчисленного налога за налоговый период - 3258 руб. 30 коп. (15% от 21722 руб.). В указанном примере, органы социальной защиты населения города Москвы, при расчете среднедушевого дохода семьи учитывают общую сумму полученных доходов за налоговый период - 543124 руб., что вызывает несогласие этих граждан с таким расчетом. По мнению заявителей, в доход должна включаться налоговая база для исчисления налога за налоговый период, т.е. разница между полученными доходами и произведенными расходами за налоговый период - 21722 руб. Такой расчет не предусмотрен законодательством города Москвы. При этом, по мнению Департамента, каждый гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель) вправе распоряжаться и расходовать суммы полученных доходов по своему усмотрению.

Читайте также: