Штраф гибдд расходы по налогу на прибыль арендовали автомобиль в договоре не указано

Опубликовано: 23.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация является арендодателем, передает в аренду транспортные средства. Договором предусмотрено, что суммы штрафов за нарушение ПДД перевыставляются арендаторам. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по начислению штрафов и их возмещению? Нужно ли уплачивать НДС?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В налоговом учете расходы на уплату административных штрафов за нарушение правил дорожного движения у организации-арендодателя не учитываются. Возмещаемые арендаторами убытки подлежат включению в состав внереализационных доходов.
Денежные средства, уплачиваемые арендатором в качестве штрафов за нарушение арендаторами правил дорожного движения, не связаны с оплатой услуг по предоставлению автомобиля в аренду, поэтому при получении возмещения от арендаторов налогооблагаемой базы по НДС у арендодателя не возникает.
В бухгалтерском учете расходы организации на уплату штрафов по административным правонарушениям учитываются в составе прочих расходов. Суммы, возмещенные арендаторами, учитываются в составе прочих доходов.

Обоснование вывода:
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
При этом собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если обжалует постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, и в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае постановления об административных правонарушениях собственником (владельцем) транспортных средств не обжалуются, что влечет за собой возникновение у арендодателя убытков, причиненных противоправными действиями работников арендатора, управлявших арендованными транспортными средствами, в размере административных штрафов за нарушение ими правил дорожного движения.
На основании п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ).
В данном случае стороны предусмотрели обязанность арендатора по возмещению таких штрафов договором аренды.
Исходя из изложенного, арендодатель вправе требовать от арендатора возмещения убытков, причиненных ему действиями работников арендатора. То обстоятельство, что в рассматриваемом случае арендодатель может избежать ответственности, обжаловав постановления об административных правонарушениях, но не делает этого, на наш взгляд, не лишает его права требовать от арендатора возмещения расходов на оплату административных штрафов за нарушение правил дорожного движения работниками арендатора.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пунктом 2 ст. 270 прямо установлено, что расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций, в целях налогообложения не учитываются.
Как следует из ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Следовательно, расходы на уплату административных штрафов за нарушение правил дорожного движения при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль у организации-арендодателя не учитываются.
Признанные должником (контрагентом) или подлежащие уплате должником (контрагентом) на основании решения суда, вступившего в законную силу, суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба, в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ, признаются для целей налогообложения внереализационными доходами.
Статьей 317 НК РФ конкретизирован порядок налогового учета таких доходов. В частности, при определении внереализационных доходов в виде сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Если условиями договора размер возмещения убытков не установлен, обязанности для начисления внереализационных доходов у организации-получателя не возникает. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Датой получения таких доходов для организаций, применяющих метод начисления, является дата их признания должником (контрагентом) или дата вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
По мнению Минфина России, письменным подтверждением признания должником обязанности по уплате сумм штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств и (или) по возмещению убытков (ущерба), исходя из обычаев делового оборота, могут являться любые действия контрагента, удостоверяющие факт признания нарушения обязательства, позволяющие определить размер суммы, признанной должником. К ним можно отнести действия должника по оплате такой задолженности (смотрите письмо Минфина России от 19.02.2016 N 03-03-06/1/9336).
Таким образом, возмещаемые арендодателю арендаторами убытки в размере административных штрафов за нарушение ими (их сотрудниками) правил дорожного движения подлежат включению в состав внереализационных доходов арендодателя на дату их признания арендатором.
Отметим, что иной порядок отражения организацией-арендодателем сумм, полученных от арендатора в счет возмещения причиненного убытка (ущерба), при котором они не будут включены в состав внереализационных доходов для целей налогообложения (например, если организация примет решение не рассматривать эти суммы в качестве доходов, аргументируя это тем, что при возмещении арендатором расходов на уплату административных штрафов какой-либо экономической выгоды (ст. 41 НК РФ) у нее не возникает), наверняка вызовет претензии со стороны налоговых органов и отстаивать свою позицию организации придется в суде.

НДС

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Из п. 2 ст. 153 НК РФ следует, что при определении налоговой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах. При этом на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
По мнению Минфина России, денежные средства, уплачиваемые арендатором в качестве штрафов за нарушение арендатором правил дорожного движения, не связаны с оплатой услуг по предоставлению автомобиля в аренду (смотрите письмо Минфина России от 11.10.2012 N 03-07-11/408). Таким образом, если арендодатель исполнил свое обязательство по уплате штрафа и не предъявил арендатору требования о возмещении причиненных убытков, налогооблагаемой базы по НДС по этому основанию у арендодателя не возникает.

Бухгалтерский учет

Нормами ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) напрямую не предусмотрено, к каким расходам следует относить расходы организации на уплату штрафов по административным правонарушениям. Очевидно, что такие расходы не отвечают критериям расходов по обычным видам деятельности, поэтому могут быть учтены организацией-арендодателем на основании п. 12 ПБУ 10/99 в составе прочих расходов.
В свою очередь, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также поступления в возмещение причиненных организации убытков в соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) признаются в бухгалтерском учете прочими доходами. Такие суммы принимаются к бухгалтерскому учету в размере, признанном арендатором (п. 10.2 ПБУ 9/99), и признаются в том отчетном периоде, в котором они были признаны должником (п. 16 ПБУ 9/99), независимо от их фактической уплаты.
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы". По дебету счета, в частности, отражаются возмещение причиненных организацией убытков, а также суммы прочих расходов - в корреспонденции со счетами учета расчетов; а по кредиту - суммы, поступившие в возмещение причиненных организации убытков - также в корреспонденции со счетами учета расчетов.
Для учета расчетов по претензиям Инструкцией предназначен счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому открывается специальный субсчет "Расчеты по претензиям". На выделенном субсчете аналитический учет ведется по каждому контрагенту и отдельным претензиям.
Схема бухгалтерских проводок у организации-арендодателя может быть следующей:
При получении постановления об административном правонарушении:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты по штрафам" - отражена в составе прочих расходов сумма начисленного административного штрафа.
На дату уплаты административного штрафа:
Дебет 76, субсчет "Расчеты по штрафам" Кредит 51 - уплачен административный штраф.
Поскольку данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете организации возникает разница, формирующая постоянный налоговый расход, в величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату (п.п. 4, 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"), который отражается проводкой:
Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - отражен постоянный налоговый расход в размере административного штрафа.
На дату признания арендатором суммы причиненного убытка (ущерба):
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - отражена в составе прочих доходов признанная арендатором сумма причиненного убытка (ущерба), подлежащая возмещению.
На дату возмещения причиненного убытка (ущерба):
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям" - сумма возмещения причиненного убытка (ущерба) оплачена арендатором.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Организация уплатила административный штраф за нарушение Правил дорожного движения (автомобиль, на котором было допущено нарушение, является собственностью организации). Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете уплаченный штраф? Можно ли включать такой штраф в налоговую базу по налогу на прибыль?

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации организация уплатила административный штраф.

В силу п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде штрафов, перечисляемых в бюджет.

Учитывая, что суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ), считаем, что организация в рассматриваемой ситуации не вправе учесть затраты на уплату штрафа в налоговом учете (дополнительно смотрите, например, письма Минфина России от 29.04.2013 N 03-03-06/4/14917, от 18.04.2011 N 03-03-06/1/247).

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Поскольку расходы на уплату административных штрафов не преследуют целью изготовление и (или) продажу продукции, приобретение и продажу товаров, а также не связаны с выполнением работ, оказанием услуг, считаем, что для целей бухгалтерского учета их следует квалифицировать в качестве прочих расходов, перечень которых является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

Отметим, что нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат запрета на отражение в бухгалтерском учете расходов в виде административных штрафов.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Учитывая изложенное, полагаем, что операции, связанные с начислением и уплатой организацией административного штрафа, отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты по административным штрафам"

- начислен административный штраф;

Дебет 76, субсчет "Расчеты по административным штрафам" Кредит 51

- административный штраф перечислен в бюджет.

Учитывая, что данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода (п.п. 3, 4 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02)), что приведет к необходимости отражения на счетах постоянного налогового обязательства в величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия


Довольно часто организации для решения производственных нужд принимают решение приобрести транспортное средство. Покупка автомобиля не всегда и не для всех компаний целесообразна. Нередко решение руководства сводится к аренде автомобиля в целях компании.

Рассмотрим, как правильно отражать расходы на аренду и содержание арендованного автомобиля при исчислении налога на прибыль, в каком случае возникает необходимость уплаты НДФЛ и страховых взносов.

Согласно Гражданскому кодексу существует два вида договора аренды транспортного средства: с экипажем и без (договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации). Порядок заключения и форма договора, а также обязанности арендодателя регулируются статьями 642–649 ГК РФ.

Расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, если договором не предусмотрено иное, несет арендатор (статьи 636, 645 и 646 ГК РФ).

Чаще всего организации арендуют транспортные средства юридических или у физических лиц. В зависимости от вида арендодателя и от аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа у организации арендатора возникает различная обязанность по уплате налогов.

Транспортный налог

Следует сразу отметить, что обязанность по уплате транспортного налога закреплена в статье 357 НК РФ за лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, исчисление и уплату транспортного налога должен осуществлять арендодатель.

Налог на прибыль

Суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе прочих расходов для исчисления налога на прибыль, если:

  • арендованный автомобиль используется для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг,
  • при условии соответствия всем критериям, предусмотренным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

В целях налогообложения прибыли расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, такие, как мойка, покупка запчастей, ГСМ, компания имеет право также включать в расходы (подп. 11 п. 1 ст. 264, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Вышеуказанные расходы должны быть документально подтверждены и оправданы в соответствии с требованиями законодательства.

В частности, для подтверждения расходов на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль, необходимо оформление путевых листов. Кроме подтверждения расходов на ГСМ, данный документ подтверждает в целом экономическую обоснованность и производственную направленность расходов, связанных с использованием транспортного средства.

Таблица 1. Расходы на аренду и обслуживание транспортного средства

Вид расхода

Вид расхода в НУ

Ссылка на законодательство

Расходы на аренду

пп.10 п.1 ст.264 НК

Услуги по управлению автомобилем

Страховые взносы на услуги по управлению

пп.1 п.1 ст.264 НК

Текущий и капитальный ремонт

Расходы на ремонт основных средств*

пп. 1 и 2 ст. 260 НК*

Расходы на содержание

пп. 11 п. 1 ст. 264 НК

Материальные расходы** или

пп. 5 п. 1 ст. 254 НК**

пп. 11 п. 1 ст. 264 НК***

Страхование (ОСАГО, КАСКО)

Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование

пп. 1 п. 1 ст. 263 НК

* если обязанность возложена на арендатора,

** для производственной деятельности,

*** для нужд управления.

Первичные документы

Как было сказано выше, для отражения расходов в налоговом учете необходимо оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства.

Расходы на аренду, если иное не предусмотрено договором, можно отражать на основании только договора. Также может быть предусмотрено составление ежемесячного акта на аренду транспортным средством.

Расходы на услуги управления транспортным средством могут быть приняты в налоговом учете на основании оформленных актов на услуги по управлению, составленных согласно требованиям законодательства.

Расходы на ГСМ для налогового учета подтверждаются корректно заполненными путевыми листами.

Рассмотрим подробнее требования к оформлению данного документа и изменений в его форме, вступивших в силу в 2017 году.

Унифицированная форма документа утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Данная форма предусмотрена для автотранспортных организаций. Если компания таковой не является, то она может руководствоваться в качестве основы данной формой документа и разработать собственную форму путевого листа. Если организация примет решение составлять документ по самостоятельно разработанной форме, то необходимо закрепить данную форму в учетной политике и проверить соответствие документа требованиям 402-ФЗ к реквизитам первичного документа.

В 2017 году вступили в силу Приказы Минтранса (от 18.01.2017 № 17, от 07.11.2017 № 476), которыми были внесены некоторые изменения в порядок оформления данного документа. Напомним, что порядок заполнения путевых листов закреплен в Приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Путевой лист должен обязательно содержать следующую информацию и реквизиты (утверждены разделом II приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152):

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о сроке его действия;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  4. сведения о транспортном средстве;
  5. сведения о водителе;
  6. отметка о предрейсовом контроле технического состояния автомобиля (приказ Минтранса РФ от 18 января 2017 г. № 17);
  7. показания одометра при выезде и при заезде;
  8. дата и время выезда и заезда в гараж;
  9. подпись и Ф.И.О. работника, который ставит в листе показания одометра, дату и время;
  10. Ф.И.О. водителя;
  11. дата и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя;
  12. штамп, подпись и Ф.И.О. медицинского работника, который проводит медосмотр.

С 15 декабря 2017 в путевом листе обязательно должна содержаться информация об ОГРН или ОГРИП (в случае ИП) собственника транспортного средства.

Еще одно дополнение — в поле «Сведения о транспортном средстве» появился новый обязательный реквизит. В данном поле необходимо заполнять день (число, месяц, год) и время (часы, минуты), когда был проведен предрейсовый контроль технического состояния автомобиля. Данное поле заполняется, если такой предрейсовый контроль предусмотрен законодательством.

Путевой лист теперь не обязан содержать печать (штамп) организации или ИП.

Важное внимание следует уделить информации о маршруте поездок. Несмотря на отсутствие данного требования в Приказе Минтранса, налоговые органы настаивают на наличии полной информации о маршруте поездок. Формулировка маршрута должна указывать на производственный характер (например, поездка в налоговую инспекцию, на переговоры к заказчику).

Величина расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли не ограничена налоговым законодательством. Нормированию подлежат только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (подп.11 п.1 ст.264 НК РФ).

При проверке обоснованности затрат налоговые органы руководствуются Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В случае значительного превышения фактических расходов над указанными нормами налоговыми органами может быть подвергнута сомнению их экономическая обоснованность.

Несмотря на это, организация, учитывая специфику своей деятельности, вправе использовать самостоятельно разработанные нормы, исходя из соответствующей технической документации (с учетом норм, установленных Минтрансом России, или с учетом данных, содержащихся в документах завода — изготовителя автомобиля). Минфин в своих разъяснениях (например, письма от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875) разрешает организациям, которые не являются автотранспортными, не придерживаться норм Минтранса, а разрабатывать свои нормы.

Если организация не является автотранспортной, необходимо закрепить разработанную норму расхода топлива приказом руководителя организации.

Если организация или ИП оказывает транспортные услуги, то они должны вести журнал регистрации путевых листов, который также иногда называют реестром путевых листов (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 17 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

НДФЛ и страховые взносы

Если организация арендует автомобиль у физического лица, то также, как и в случае с юридическим лицом, необходимо заключить договор аренды транспортного средства. В договоре должна содержаться исчерпывающая информация об автомобиле, чтобы можно было точно определить, какое транспортное средство взято в аренду. Так обязательно следует указать марку автомобиля, год выпуска, цвет, номер кузова и двигателя, государственный регистрационный номер. Сведения должны соответствовать паспорту транспортного средства или свидетельства о регистрации.

Доходы, получаемые физическим лицом от сдачи имущества в аренду, а также от оказания услуг являются объектом налогообложения НДФЛ (подп. 4 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 209 НК РФ).

Организация, в данном случае оплачивающая услуги аренды, выступает налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). В зависимости от того является физическое лицо резидентом Российской Федерации или нет, ставка налога будет 13% или 30% соответственно.

НДФЛ с арендной платы удерживается при ее фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК). Дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода — из кассы или на банковский счет (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК). Налог должен быть перечислен в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода.

В зависимости от того оформлен договор аренды с экипажем или без него, будет возникать необходимость исчисления и уплаты страховых взносов.

Если заключен договор аренды без экипажа, то арендная плата, выплачиваемая физическому лицу по договору аренды имущества, страховыми взносами не облагается.

Если заключен договор аренды с экипажем, то есть также предоставляются услуги по управлению транспортным средством, то следует обратить внимание на следующие нюансы:

  1. В договоре необходимо разделить стоимость аренды и стоимость услуг управления,
  2. Как было сказано выше, услуги аренды не являются объектом обложения страховых взносов, но услуги управления облагаются страховыми взносами в ПФР и ФФОМС, так как относятся к выплатам физическому лицу по договору гражданско-правового характера, предметом которого является оказание услуг,
  3. Страховые взносы в ФСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в том случае, если это предусмотрено в самом договоре аренды транспортного средства с экипажем (п.1 ст.20.1 закона № 125-ФЗ).

Если в договоре отсутствует разделение сумм аренды и оказания услуг управления, то высока вероятность того, что проверяющие начислят взносы со всей суммы арендной платы. В таком случае свои интересы придется отстаивать в суде.

Бухгалтерский учет

Передача транспортного средства от арендодателя к арендатору оформляется актом приемки-передачи основных средств.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н арендованный автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды.

По окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета арендатора.

Согласно ПБУ 10/99, в случае использования арендованного имущества для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг, суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Таким образом, арендатор отражает арендную плату в бухгалтерском учете в том периоде, к которому она относится.

Арендная плата списывается в зависимости от того, в какой деятельности используется автомобиль. Возможные бухгалтерские проводки при аренде транспортного средства у физического и юридического лица приведены в Таблице 2.

Обратим внимание, что если аренда у физического лица предполагает аренду у сотрудника организации, то в качестве счета расчетов с арендодателем будет использоваться счет 73, в случае аренды у физического лица — ИП или у юридического лица будет использоваться счет 76.

Таблица 2. Бухгалтерские проводки

В прошлой статье мы рассмотрели отражение неустойки (штрафов, пеней) по хоздоговорам в учете получающей стороны. Для получателя такие суммы признаются в доходах. Сторона, выплачивающая санкции относит их в расходы. Рассмотрим, как правильно оформить и отразить в учете такие расходы, а также порядок их учета для целей налогообложения.


Бухучет штрафных санкций

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров в бухгалтерском учете отражаются в составе прочих расходов в суммах присужденных судом или признанных самой организацией ( п. 11, п. 14.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

При этом надо учитывать общие требования п. 16 ПБУ 10/99 к признанию расходов в бухгалтерском учете:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Применительно к неустойке такая уверенность имеется при наличии:

  • судебного решения вступившего в законную силу ( если конфликт с контрагентом дошел до суда);
  • факта добровольной уплаты выставленных контрагентом санкций или направлением контрагенту письменного подтверждения готовности их уплатить (если размер и срок уплаты неустойки согласован сторонами без обращения в суд).

По нормам ПБУ 10/99 расходы признаются в бухучете независимо от намерения получить выручку или прочие доходы и от формы произведенного расхода (денежной, натуральной или иной), в том отчетном периоде, когда эти расходы имели место, независимо от времени фактической выплаты.

Таким образом, с учетом конкретной ситуации, в целях бухучета датой признания в расходах неустойки за нарушение условий договора может быть:

  • дата вступления в законную силу судебного решения;
  • дата признания организацией претензии (например, это может быть подтверждено направлением письменного подтверждения, выражающего готовность организации заплатить штраф) либо дата оплаты санкции.

Пример 1: Организация выполняла работы по договору подряда. Заказчик выставил исполнителю штраф в связи с нарушением сроков сдачи работ, установленных договором подряда. Исполнитель частично признал претензию, окончательная сумма штрафа была согласована двусторонним актом.

Ситуация отражается в учете Исполнителя проводками:

  • На основании двустороннего акта отражен в расходах штраф за нарушение договорных обязательств:Дебет 91 Прочие расходы Кредит 76 «Расчеты по претензиям»
  • Оплачен штраф за нарушение договорных обязательств:Дебет 76 «Расчеты по претензиям» Кредит 51

В бухгалтерской отчетности расходы в виде штрафных санкций, пени ( неустойки) по хоздоговорам отражают в составе прочих расходов по строке 2350 Отчета о финансовых результатах (форма утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Отражение оценочного обязательства по штрафным санкциям

При нарушении условий договора ситуация не всегда разрешается соглашением сторон и добровольной уплатой неустойки. Если организация не принимает претензию контрагента, он обращается с иском в суд. Это создает условия для возникновения оценочного обязательства.

Учет оценочных обязательств регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Оценочное обязательство возникает из положений нормативных правовых актов, судебных решений, договоров. Оно признается в бухучете при одновременном соблюдении трех условий:

  • у организации существует обязанность вследствие прошлых фактов ее хозяйственной жизни, которую она не может избежать;
  • вероятен отток экономических выгод в связи с исполнением этого обязательства;
  • величина обязательства может быть обоснованно оценена ( п. 4, п. 5 ПБУ 8/2010)

Так, при обращении контрагента в суд есть вероятность что нарушителю условий договора (ответчику) придется заплатить на основании решения суда существенный штраф. Т.е. велика вероятность возникновения обязательства по уплате неустойки, из-за того, что в прошлом организация нарушила условия договора, при уплате штрафа произойдет отток экономических выгод, размер штрафа можно с достаточной степенью обоснованности рассчитать. Иными словами, выполняются условия, предусмотренные нормами ПБУ 8/2010 для оценочных обязательств.

Если у организации возникают сомнения в наличии обязанности по уплате неустойки, организация признает оценочное обязательство, когда в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что судебное решение будет принято не в ее пользу, а также оценивает вероятную сумму потерь организации.

Признание в бухгалтерском учете оценочного обязательства по выплате неустойки не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Пример 2: Организацияисполнитель отказалась в добровольном порядке признать претензию заказчика об уплате неустойки. Заказчик обратился с иском в суд. Юристы организацииисполнителя пришли к выводу: велика вероятность, что судебное решение будет принято в пользу их организации. Суд вынес решение о взыскании с организации в пользу заказчика неустойки. Денежные средства перечислены заказчику на основании вступившего в законную силу решения суда.

Ситуация отражается в учете Исполнителя проводками:

  • Признано оценочное обязательство: Дебет 91-2 Кредит 96 (Основание: исковое заявление, расчет неустойки, подтвержденный юридическим отделом).
  • Отражен отложенный налоговый актив (ОНА): Дебет 09 Кредит 68 (Основание: отражение оценочного обязательства по неустойке в бухучете не признается расходом в налоговом учете).
  • Отражена сумма неустойки, подлежащая уплате по решению суда: Дебет 76 Кредит 96 ( Основание: решение суда, вступившее в законную силу).
  • Погашение ОНА: Дебет 68 Кредит 09 (Основание: момент признания суммы неустойки по хоздоговору в налоговом учете).
  • Перечислена сумма неустойки: Дебет 76 Кредит 51.

Организации, имеющие право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составление упрощенной финансовой отчетности, не обязаны применять нормы ПБУ 8/2010.

Они имеют право не создавать в учете оценочное обязательство, связанное с высокой вероятностью уплаты неустойки по результатам судебного разбирательства, а признавать штрафные санкции в расходах будут на дату вступления судебного акта в законную силу.

Налоговый учет неустойки

Согласно пп.13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, включаются расходы организации в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль ( п. 2 ст. 270 НК РФ).

Дата признания санкций по хоздоговорам в целях исчисления налога на прибыль установлена в пп.8 п. 7 ст. 272 НК РФ как дата признания должником санкций либо дата вступления в законную силу решения суда.

Кроме того, на расходы в виде неустойки распространяются общие требования статьи 252 НК РФ об экономической обоснованности и документальной подтвержденности затрат.

Основанием для признания внереализационного расхода являются факты, возникающие в сфере гражданско-правовых отношений и свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить санкции (например, пени) кредитору в полном объеме либо в меньшем размере исходя из условий заключенного договора. То есть, одного только договора с условием о штрафных санкциях для признания расхода недостаточно.

Разъяснения контролирующих органов, судебная практика указывают на необходимость активных действий должника по признанию неустойки.

О таких действиях свидетельствуют следующие документы:

  • двусторонний акт;
  • письмо должника;
  • иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником;
  • платежные документы по уплате неустойки.

Сумма штрафных санкций должна быть соразмерна последствиям неисполнения обязательства. В противном случае при налоговой проверке организации придется доказывать экономическую обоснованность такого расхода.

Еще одним поводом для претензий со стороны налоговых органов может стать отказ налогоплательщика от взыскания ущерба с виновных лиц, действия которых привели к штрафным санкциям.

Представления контролеров об экономической обоснованности сводятся к следующему: организация имеет право учесть в составе расходов неустойку, при этом налогоплательщик обязан расследовать причину нарушения условий договора и предъявить в порядке регресса требования к фактическому причинителю вреда (контрагенту или работнику).

Положения НК РФ о порядке признания в расходах штрафных санкций и пени (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ и пп.8 п. 7 ст. 272 НК РФ) не содержат такого требования для учета их в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Так что велика вероятность, что спор будет решен в пользу налогоплательщика.

На заметку лицам, применяющим УСН «доходы минус расходы»: санкции за нарушение договорных обязательств не указаны в закрытом перечне расходов, учитываемых при определении налоговой базы по УСН, установленном п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Это значит, что при определении налоговой базы они не учитываются (письмо Минфина РФ от 07.04.2016 N 03-11-06/2/19835).

Возможен ли вычет НДС по штрафным санкциям?

Штрафные санкции, не относящиеся к элементам ценообразования, не являются объектом обложения НДС Подробнее см. в статье.

Так, например, неустойки за просрочку оплаты обеспечивают своевременность платежей по договорам, не затрагивая ценообразование, поэтому НДС не облагаются. В таком случае счет-фактура не выставляется. А суммы штрафа за простой, сверхнормативную погрузку (разгрузку) транспортного средства при перевозке грузов и иные аналогичные виды штрафных санкций, по мнению финансового ведомства, относятся к элементам ценообразования и включаются в налоговую базу по НДС.

Суммы штрафных санкций, затрагивающие элементы ценообразования, рассматриваются Минфином РФ, как суммы увеличивающие налоговую базу по НДС на основании пп.2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Получатели таких сумм составляют счета-фактуры в одном экземпляре только для включения в книгу продаж (т.е.без передачи контрагенту), по факту получения денежных средств, НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 ( или 10/110) (п. 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. N 1137, п. 4 ст. 164 НК РФ).

Это означает, что если сторона уплатившая штраф, получила от контрагента счет-фактуру на штраф с выделенным НДС, то такой счет-фактура выставлен неправомерно, велик риск отказа в вычете НДС. Так, в письме Минфина РФ от 14.02.2012 N 03-07-11/41 разъясняется, что у налогоплательщика, перечислившего исполнителю суммы штрафных санкций за невыполнение условий договора, отсутствуют основания для вычета сумм НДС, исчисленных исполнителем при получении этих денежных средств.

У получателя такого «штрафа с выделенным НДС» есть еще один риск — суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, не включаются в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом в статье 170 НК РФ не предусмотрены случаи признания в составе расходов сумм НДС по предъявленным штрафам за нарушение условий договоров. Так что выставленный по штрафным санкциям НДС у получателя штрафа не принимается к вычету и не уменьшает базу по налогу на прибыль.

Итак, мы рассмотрели главные принципы учета предъявленных организации штрафных санкций, если Ваша ситуация имеет нюансы и вызывает затруднения, аудиторы и эксперты Правовест Аудит всегда готовы внимательно Вас выслушать и помочь в поиске оптимальных решений.

Налог на прибыль: учет расходов в виде штрафов

Хозяйствующие субъекты, чтобы защитить себя от недобросовестности контрагентов, включают в тексты договоров всевозможные санкции за нарушение его условий. В опубликованном письме Минфин России привел разъяснения в отношении следующей ситуации. Фирма заключила договор на оказание услуг. Согласно его условиям, если нанятые работники распивают алкоголь во время трудовой деятельности, то исполнитель обязан выплатить заказчику штраф в размере 100 000 рублей за каждый такой подтверждённый факт. Может ли фирма отражать данные санкции в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль?

Возмещение причиненного ущерба

По мнению специалистов финансового министерства это невозможно. Дело в том, что к издержкам, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, в частности, к внереализационным расходам, относятся:

  • затраты в виде санкций за нарушение договорных или долговых обязательств (штрафов, пеней и т.д.). Они должны быть признаны должником или подлежать уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу;
  • суммы, направленные на возмещение причиненного ущерба.

Выплаты в виде упомянутых выше штрафов за нарушение работниками дисциплины во время выполнения заказа по договору оказания услуг не могут быть приравнены к возмещению причиненного ущерба. Это вытекает из пункта 2 статьи 15 Налогового кодекса РФ и статьи 1082 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, фирма не может учесть при исчислении базы по налогу на прибыль выплаты в виде штрафов за нарушение работниками дисциплины во время выполнения ими заказа по договору оказания услуг.

Нарушение договорных обязательств

С таким мнением Минфина России можно не согласиться. Ведь рассматриваемый штраф предусмотрен договором оказания услуг и признан исполнителем. Поэтому при его оплате фирма несет затраты в виде санкций за нарушение договорных условий. Значит, она может учесть при исчислении базы по налогу на прибыль выплаты в виде штрафов за нарушение ее работниками дисциплины во время выполнения ими заказа.

Отметим, что разъяснения в отношении аналогичной ситуации финансовое ведомство приводило и ранее, а именно в письме от 19.06.2013 № 03-03-06/1/28377. Здесь оно высказало мнение, противоположное тому, что изложено в опубликованном документе. Так Минфин России признал, что налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ штраф за нарушение условий договора об оказании услуг (ненадлежащее исполнение договорных обязательств в виде употребления работниками организации алкоголя во время выполнения работ на территории заказчика). Условие – его уплата предусмотрена договором.

Что следует понимать под неустойкой (штрафом, пени) указано в статье 330 Гражданского кодекса. Это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Датой совершения внереализационных расходов в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 25.04.2013 № 03-03-06/1/14557.

Следует иметь в виду, что в соответствии с ПБУ 10/99 штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных убытков принимаются организацией к бухгалтерскому учету в составе прочих расходов в суммах, присужденных судом или ею признанных. В бухучете следует сделать проводку:

ДЕБЕТ счета 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ счета 76 субсчет «Расчеты по претензиям»
– отражена в составе прочих расходов сумма штрафа (пени, неустойки) за нарушение условий договора.

Возмещение упущенной выгоды

По статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать, как правило, полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми следует понимать:

  • реальный ущерб. То есть расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело (должно будет произвести) для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества;
  • упущенная выгода. Другими словами, неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданских правовых отношений, если бы его право не было нарушено.

Как уже упоминалось выше, в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли организаций принимаются расходы на возмещение причиненного ущерба, а не на возмещение убытков. Они помимо реального ущерба включают упущенную выгоду. Расходы на возмещение упущенной выгоды не могут учитываться при формировании базы по названному налогу. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 04.07.2013 № 03-03-10/25645.

Справка: поступления в виде признанных должником или подлежащих уплате указанным лицом на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, являются внереализационными доходами. Датой их получения признается либо дата признания должником, либо дата вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). В бухгалтерском учете они отражаются в составе прочих доходов в суммах, присужденных судом или признанных должником, в том отчетном периоде, в котором вынесено судебное решение о взыскании, или они фактически признаны должником (п. п. 7, 10.2 и 16 ПБУ 9/99).

Налоговый консультант И.Н. Новиков, для журнала «Нормативные акты»

Читайте также: