Оцените последствия увеличения таможенных пошлин на импортные автомобили

Опубликовано: 29.04.2024

Как пошлины могут повлиять на рынок?

Итак, какие же пошлины были введены нашим правительством? Напомню:

- для автомобилей моложе 3 лет пошлина выросла на 5% - с 25 до 30 процентов;

- пошлина на автомобили от 3 до 5 лет выросла на 10% - с 25 до 35 процентов;

- наконец, самое важное. Пошлина на автомобили старше 5 лет (а это главные конкуренты отечественных «Лад») выросли в два раза. Теперь они варьируются от 50 до 80 процентов!

Жители Дальнего Востока были в первую очередь недовольны последним. Повышение пошли в данном случае практически ставит крест на ввозе подобных иномарок в Россию. До некоторых пор они были одними из главных конкурентов отечественного автопрома. Но после такого повышения цен их конкурентоспособность резко упадет. И ввоз таких иномарок окажется просто невыгодным занятием. Многие люди на Дальнем Востоке из-за этого лишатся работы.

Сами пошлины были введены, как известно, с целью спасения отечественного автопрома. Уже многие годы наше автомобилестроение работает неэффективно. «ВАЗ» не раз получал помощь от государства, которая помогала компании оставаться на плаву. Сейчас часть компании принадлежит правительству (если быть точнее, то пакетом акций владеет компания «Росвооружение»). Это тоже не последний момент, почему пошлины были введены так быстро. Правительство решило спасать «ВАЗ» по целому ряду причин. Одной из главных является то, что очень многие люди потеряли бы работу в том случае, если бы российское автомобилестроение неожиданно погибло (тут надо признать, что по этому показателю Дальний Восток проигрывает). С социальной точки зрения может даже показаться, что правительство поступило правильно. Оно спасло не только сотрудников заводов, но еще и огромную армию людей, которая занимается обслуживанием российских автомобилей, производством деталей, и так далее. Но давайте посмотрим на некоторые альтернативные издержки, которые всегда имеют место быть.

Цена на иномарки вырастет. Это понимаем мы все. Многие люди, которые хотели до повышения пошлин приобрести иностранный автомобиль окажутся в таком положении, что несмотря на все их желания им придется довольствоваться только лишь отечественным средством передвижения. Спрос на российские автомобили подрастет (ради этого вся эта каша и затевается). А где рост спроса, там и повышение цен. Ага, получается, что проигравшими окажутся потребители, которым придется платить за те же российские автомобили больше, чем ранее.Не самая радужная картина вырисовывается, но это действительно так. По сути, правительство решило сохранить российское производство автомобилей, спасти отечественный автопром. Но за чей счет? За счет простых людей.

Впрочем, цены на иномарки уже начинают расти (и будут расти) не только за счет пошлин. Есть еще одна серьезная проблема – падение рубля относительно доллара и евро, которое мы могли наблюдать последние несколько месяцев.

Аналитическое агентство «Автостат» недавно уже публиковало статистические данные, согласно которым в среднем цены на иномарки уже подросли на 7% с начала года. Большинство аналитиков полагают, что это только начало, так как пока еще у российских компаний были серьезные запасы иностранных автомобилей, которые быстро кончаются. При новых закупках в ход пойдут уже авто с совершенно другими ценами. И к этому нужно быть готовыми.

При этом интересный момент заключается в том, что иностранные автомобили российского производства тоже будут дорожать. Проблема кроется в том, что практически все затраты на производство автомобилей на этих заводах в валюте, а не в рублях. Увы. И уже есть реальный пример такого подорожания – автомобили Skoda российского производства немного поднялись в цене.

Будущее российского автомобильного рынка

Агентство Комментарии.ру предоставило достаточно исчерпывающий ответ на вопрос о том, какое будущее ждет российский автопром в текущем году. Ответил заместитель директора аналитического агентства "АВТОСТАТ" Сергей Удалов:«В текущем году на автомобильном рынке России прогнозируется значительное падение продаж. Оптимистический вариант прогноза предполагает продажи не более 2 млн легковых автомобилей, пессимистический вариант говорит о том, что продажи могут упасть до уровня 1,7 млн штук.

Снижение объемов рынка обусловлено целым рядом причин, действие которых в ближайшее время будет только усиливаться. Самая главная из них – снижение доходов потенциальных покупателей и неуверенность их в восстановлении или повышении доходов в ближайшем будущем. Вторая, связанная с ней – фактическое прекращение автокредитования в подавляющем большинстве банков, повышение ставок по кредитам и ужесточение условий их выдачи в том небольшом количестве банков, которые все еще предлагают этот вид услуг.

Учитывая то, что за два предыдущих года объем автомобилей, продаваемых в кредит доходил до 50% рынка – сокращение кредитного рынка уже привело к резкому снижению объемов продаж автомобилей. Третья причина – рост курсов валют, который неизбежно приведет к росту стоимости иномарок, что также сузит круг покупателей.»

Что же, возможно, меры правительства,принятые им осенью 2008 года, и помогут российской автомобильной промышленности подняться и выйти на невиданный ранее уровень. Верится в это, конечно, с трудом, но все возможно…

неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%
неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%
Цена 6,01 $
Целевая цена 59,00 $
Рекомендация Покупать
неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%
неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%
неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%
Цена 5,25 $
Целевая цена 28,30 $
Рекомендация Покупать
неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%

Увеличение пошлин на ввоз импортной автомобильной техники приведёт к снижению объёмов её продаж. Вводимые пошлины сильнее всего отразятся на стоимости ввоза подержанных автомобилей и автобусов, которые напрямую конкурируют по цене и потребительским свойствам с продукцией российского производства. Мы полагаем, что вводимые таможенные меры окажут поддержку продажам российских автомобильных компаний в условиях кризиса.

10 декабря Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о повышении таможенных пошлин на ввоз автомобильной техники. В рамках этого постановления пошлины на легковые автомобили в возрасте до 3 лет были повышены на 20% с 25% до 30% с соответствующим повышением размера пошлин, устанавливаемых в евро за 1 куб. см. объёма двигателя. Более существенно увеличились пошлины на подержанные легковые автомобили в возрасте от 3 до 5 лет. Пошлина на них увеличилась на 40% с 25% до 35%, при этом евросоставляющая была увеличена в 2,5-3,9 раза. На автомобили старше 5 лет устанавливается запретительная пошлина. Подобное повышение пошлин произойдёт и для других видов автомобильной техники: грузовых автомобилей, тракторов и автобусов.

Мы полагаем, что принимаемые меры для ограничения импорта подержанных автомобилей направлены на поддержание сбыта продукции российскими автомобильными компаниями, которые выпускают продукцию в той же ценовой категории. Принятые в отношении подержанной автомобилей и автобусов таможенные меры приведут к существенному сокращению объёмов их импорта, так как их ввоз станет существенно дороже. В результате, наиболее вероятным сценарием будет замещение подержанного импорта новой техникой российского производства. Это позволит поддержать сбыт российских автопроизводителей в условиях кризиса.

Среди российских производителей легковых автомобилей, чьи акции торгуются на фондовой бирже, от вводимых таможенных барьеров выиграют АвтоВАЗ (ориентировочная справедливая стоимость 1 обыкновенной акции - $0,41, потенциал роста – 80%, рекомендация – "Покупать", ориентировочная справедливая стоимость 1 привилегированной акции - $0,23, потенциал роста – 256%, рекомендация – "Покупать") и СОЛЛЕРС (ориентировочная справедливая стоимость 1 обыкновенной акции - $9,43, потенциал роста – 115%, рекомендация – "Покупать"). Бенефициаром введения пошлин на грузовые автомобили станет крупнейший российский производитель – КАМАЗ, ориентировочная справедливая стоимость 1 обыкновенной акции которого составляет $3,62, потенциал роста – 236%, что соответствует рекомендации "Покупать". Группа "ГАЗ", являясь диверсифицированным автомобильным холдингом, выиграет от введения пошлин на все виды автотехники. Ориентировочная справедливая стоимость 1 обыкновенной акции ОАО "ГАЗ" составляет $37,3, что подразумевает потенциал роста в 195% и соответствует рекомендации "Покупать", 1 привилегированной акции - $20,5 (потенциал роста – 58%, рекомендация - "Покупать").

  • Финам в Facebook
  • Финам в Twitter
  • Финам в Вконтакте
  • Торговые сигналы
  • Торговые сигналы
  • Финам на YouTube
  • Финам в Instagram
  • Финам Bot в Facebook
  • Подписывайтесь на Яндекс Дзен
  • Стикеры для Telegram и iMessage
  • Контактная информация
  • Размещение рекламы
  • Личный кабинет
  • Стать партнёром
  • Часто задаваемые вопросы (FAQ)
  • Раскрытие информации
  • Тендеры
  • Связаться с пресс-службой
  • Редакция RSS
  • Подкасты RSS

© 2007–2021 «ФИНАМ»
Дизайн — «Липка и Друзья», 2015

При полном или частичном использовании материалов ссылка на Finam.ru обязательна. Подробнее об использовании информации и котировок. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. 18+

АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия. Адрес: 127006 г. Москва, пер. Настасьинский, д.7, стр.2.

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент». Лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №077-11748-001000 выдана ФСФР России без ограничения срока действия.

АО «Банк ФИНАМ». Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте № 2799 от 29 сентября 2015 года.

ООО «ФИНАМ ФОРЕКС», лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера № 045-13961-020000 от 14 декабря 2015 года. Адрес: 127006, Российская Федерация, г. Москва, пер. Настасьинский, д. 7, стр. 2.

\u0430) \u0434\u043b\u044f \u0437\u0430\u0432\u043e\u0434\u0430 \u0412\u0410\u0417(\u0412\u043e\u043b\u0436\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u043e\u0431\u0438\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0437\u0430\u0432\u043e\u0434) - \u043f\u0440\u044f\u043c\u0430\u044f \u0432\u044b\u0433\u043e\u0434\u0430, \u0442\u0430\u043a \u043a\u0430\u043a \u043e\u0431\u044a\u0435\u043c \u0438\u043c\u043f\u043e\u0440\u0442\u043d\u044b\u0445\u00a0\u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0435\u043c\u044b\u0445 \u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u043e\u0431\u0438\u043b\u0435\u0439 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0443\u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f, \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u0432\u043e\u0437\u0440\u043e\u0441\u0448\u0435\u0439 \u0446\u0435\u043d\u044b, \u0430 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442 \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f \u0412\u0410\u0417\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u043e\u0431\u0438\u043b\u0435\u0439 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043a\u0430\u043a \u0446\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u043e\u0442\u0435\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043d\u0435\u0441\u043e\u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u043c\u043e \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0438\u043c\u043f\u043e\u0440\u0442\u043d\u044b\u0445;

\u0431) \u0434\u043b\u044f \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0435\u043c\u044c\u0438, \u043a\u0430\u043a \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0430,\u00a0\u0446\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0435 \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0430 \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 - \u0441\u0442\u0430\u0442\u0443\u0441\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c. \u041f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0434\u043b\u044f \u0442\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0441\u0435\u043c\u044c\u0438 \u043d\u0438\u043a\u0430\u043a\u0438\u0445 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0438\u0439 \u043d\u0435\u0442;

\u0432) \u0434\u043b\u044f \u0441\u0435\u043c\u044c\u0438 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0433\u043e \u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043a\u0430 \u0446\u0435\u043d\u0430 \u0438\u0433\u0440\u0430\u0435\u0442 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u043d\u044e\u044e \u0440\u043e\u043b\u044c \u0432 \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u0435 \u043c\u0430\u0448\u0438\u043d\u044b, \u043f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043e\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u044f\u0442 \u0441\u0432\u043e\u0439 \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440 \u043d\u0430 \u043e\u0442\u0435\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c \u0430\u0432\u0442\u043e;

\u0433) \u0441 \u043f\u043e\u0432\u044b\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0442\u0430\u043c\u043e\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0442\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0441 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0439 \u0432\u0432\u043e\u0437\u0438\u043c\u043e\u0439 \u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u0430\u0448\u0438\u043d\u043e\u0439, \u043d\u043e \u0441 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b, \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u0443\u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u0431\u044a\u0435\u043c\u0430 \u0432\u0432\u043e\u0437\u0438\u043c\u044b\u0445, \u0438 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435. \u0421 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b, \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u0435 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u0442 \u043e\u0442\u0435\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u043c\u0430\u0448\u0438\u043d \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f, \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u0431\u044a\u0435\u043c\u0430 \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438.

\u0414\u043e\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435. \u0412 \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0435\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0438\u043c\u043f\u043e\u0440\u0442\u043d\u044b\u0445 \u043c\u0430\u0448\u0438\u043d \u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438, \u043f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0440\u0430\u0437\u043d\u0438\u0446\u0430 \u0432\u00a0\u0446\u0435\u043d\u0430\u0445\u00a0\u0438\u043c\u043f\u043e\u0440\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0412\u0410\u0417\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043d\u0435 \u0442\u0430\u043a\u0430\u044f \u0443\u0436 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0430\u044f.

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.

Вчера вступило в силу постановление правительства РФ о повышении таможенных пошлин на ввоз иномарок, которое вызвало недовольство граждан и вылилось в масштабные акции протеста по всей стране. На таможенных терминалах, через которые ввозились подержанные машины, уже говорят о резком падении спроса на растаможку машин. Во Владивостоке подсчитали, что из-за нежелания предпринимателей ввозить машины по новым ставкам бюджет недополучит до $1 млрд, а в Калининграде перегонщики машин готовятся судиться с таможней. Вчера с протестом против повышения пошлин выступила и Еврокомиссия, где заявили, что действия правительства РФ противоречат соглашению о вступлении в ВТО.

Постановление о повышении ставок таможенных пошлин сроком на девять месяцев было подписано премьером Владимиром Путиным 5 декабря 2008 года, после чего, как неоднократно сообщал "Ъ", по стране прокатилась волна массовых акций протеста предпринимателей, которые жаловались, что действия властей оставят их без работы. Так, повышение пошлин привело к увеличению цен на иномарки на 20-80% в зависимости от года выпуска и объема двигателя автомобиля (см. таблицу на стр. 4). Самые громкие акции протеста прошли во Владивостоке, куда для разгона демонстрантов был даже переброшен подмосковный ОМОН "Зубр".

Вчера на Владивостокской таможне уже подсчитали, сколько средств недополучит местный бюджет из-за нежелания предпринимателей ввозить машины по новым ставкам. По словам заместителя начальника Владивостокской таможни по таможенному контролю Николая Лощинина, всего в 2008 году через его терминалы было ввезено почти 334 тыс. иномарок, что на 20% больше показателей 2007 года. За первые дни нового года таможней было оформлено 4,5 тыс. машин, и еще 3,5 тыс. автомобилей будут оформлены по старым ставкам пошлин, после чего ожидается резкое падение спроса на растаможку со стороны перегонщиков. Господин Лощинин уточнил, что склады Владивостокской таможни, которые могут вместить до 10 тыс. автомобилей и до последнего времени были заполнены на 70%, уже начали "постепенно пустеть".

В 2008 году местная таможня собрала 62 млрд руб., и 45% от этой суммы составили пошлины на ввоз иномарок. В этом году, по словам заместителя начальника Владивостокской таможни по экономической политике Леонида Гурина, сборы сократятся минимум на 40%. По подсчетам лидера движения "Общество защиты автомобилистов Приморского края" Дмитрия Пенязя, до 80 тыс. из 100 тыс. человек, занятых в регионе автобизнесом, останутся без работы уже в феврале. "Сохранится только сегмент рынка малолитражек до 1500 "кубиков", на все остальные цены из-за пошлин будут запредельными",— прогнозирует он.

На других таможенных пунктах, через которые ввозилась основная масса подержанных иномарок, подсчет убытков еще не провели, однако там также констатируют резкое падение спроса на свои услуги. В Калининграде, где автобизнесом, по подсчетам местных дилеров, заняты до 20 тыс. человек, полностью исчезли очереди на границе. За последние две недели через местную таможню, по словам ее пресс-секретаря Оксаны Ивановой, прошло лишь 1,8 тыс. машин. Хотя в середине декабря наблюдалась обратная картина. Тогда таможня резко сократила пропускную способность "в связи с усилением контроля", из-за чего на границе скопились тысячи автомобилей. Калининградским перегонщикам пришлось жить в своих машинах "в поле", и в дни католического Рождества их даже подкармливали жители окрестных польских и литовских деревень. 26 декабря 2008 года в накопителе "Кибартай-Чернышевское" от сердечного приступа, наступившего в результате переутомления, умер 33-летний перегонщик из Калининграда. Таможенники, по словам главы местной общественной организации "Справедливость" Константина Дорошка, намеренно затягивали прием документов накануне вступления в силу новых ставок, в связи с чем калининградские предприниматели планируют в ближайшее время обратиться в суд. По мнению господина Дорошка, из-за нерасторопности таможенников перегонщики "отказались гнать машины из Европы", а уже купившие их за границей вынуждены были продавать на месте, "чтобы не работать себе в убыток". В итоге, прогнозирует Константин Дорошок, у местных перегонщиков останутся лишь единичные заказы, а большинство останется без работы.

На Выборгской таможне также говорят об ажиотаже в конце декабря 2008 года, когда на терминалах "Торфяновка", "Брусничное" и "Светогорск" ежедневно собиралось не менее 200 автомобилей. По словам таможенников, один из отчаявшихся водителей даже умудрился в одиночку перегнать через границу два автомобиля одновременно, проезжая попеременно на каждом по 100 метров. В один из дней предприниматели, недовольные работой сотрудников терминала "Торфяновка", даже попытались перекрыть трассу в оба направления, но после "воспитательно-разъяснительной работы" открыли движение. По данным пресс-службы Северо-Западного таможенного управления, очереди на пограничных пунктах сохранялись до 30 декабря 2008 года, а затем их "как отрезало". С 1 по 10 января через посты Выборгской таможни перегонщики перевезли около 850 машин, что примерно втрое меньше обычного, а 11 января границу с Финляндией пересек и вовсе лишь один автомобиль.

Вчера против повышения таможенных пошлин резко выступила Еврокомиссия. По словам представителя Еврокомиссии, действия российского правительства противоречат двустороннему соглашению от 2004 года о вступлении во Всемирную торговую организацию. "Европейская комиссия серьезно сожалеет о такой позиции",— цитирует слова представителя комиссии агентство Reuters. Отметим, что ранее отменить новые ставки пошлин как "противоречащие принципам свободной торговли" призвал Россию и японский МИД. По подсчетам японского правительства, рынок экспорта автомобилей в Россию оценивается в $20 млрд, но с введением новых пошлин может сократиться вдвое.

О том, что ждет российских автопроизводителей при освоении рынка Дальнего Востока см. стр. 9.
Александр Ъ-Воронов; Алексей Ъ-Чернышев, Владивосток; Михаил Ъ-Суханов, Калининград; Владислав Ъ-Литовченко, Санкт-Петербург

Читайте также: