Транспортные услуги налоговый кодекс

Опубликовано: 16.04.2024

1. При осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абзацем третьим подпункта 7 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога). При осуществлении воздушных перевозок пределы территории Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса.

2. При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.

3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса и не распространяются на перевозки, указанные в подпункте 7 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также на перевозки, предусмотренные международными договорами (соглашениями).

4. При возврате до начала поездки покупателям денег за неиспользованные проездные документы в подлежащую возврату сумму включается вся сумма налога. В случае возврата пассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращением поездки, в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере, соответствующем расстоянию, которое осталось проследовать пассажирам. В этом случае при определении налоговой базы не учитываются суммы, фактически возвращенные пассажирам.

5. При реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.

По мнению арбитражных судов, при осуществлении налогоплательщиком транспортных перевозок без соответствующей лицензии применение положений статьи 157 НК РФ, предусматривающей особенности определения налоговой базы и особенности уплаты НДС при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи, является неправомерным. Данный вывод содержится, например, в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4156, от 30.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4487, от 30.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4132.

Так, в письме Минфина России от 08.08.2014 N 03-07-08/39694 разъясняется, что особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении операций по реализации услуг международной связи установлены пунктом 5 статьи 157 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому суммы, полученные от реализации таких услуг иностранным покупателям, не учитываются при определении налоговой базы. При этом нормами главы 21 НК РФ особенности применения налоговых вычетов при осуществлении указанных операций не предусмотрены. В связи с этим вычет сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованным российской организацией для оказания услуг международной связи иностранным покупателям - операторам связи, осуществляется в общеустановленном порядке на основании положений статей 171 и 172 НК РФ.

Рассмотрим один из наглядных примеров из судебной практики арбитражных судов.

Так, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2014 N А43-4105/2013 было удовлетворено требование истца о признании недействительными решений налогового органа.

Суд указал, что в отношении услуг международной электросвязи пунктом 5 статьи 157 НК РФ устанавливается особый порядок определения налоговой базы, связанный с особенностями реализации данных услуг, предусматривающий, что при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.

Тот факт, что пунктом 5 статьи 157 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по операциям реализации услуг международной связи иностранным покупателям, свидетельствует о том, что соответствующие операции являются объектом налогообложения и не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

Общество (истец), как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1 статьи 153 и пунктом 8 статьи 154 НК РФ и особым порядком исчисления налоговой базы, установленным в пункте 5 статьи 157 НК РФ, исчисляло налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и в соответствии со статьей 166 НК РФ рассчитывало общую сумму налога.

Общество в целях исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшало общую сумму налога на сумму налоговых вычетов. Иного порядка применения налоговых вычетов в отношении услуг международной связи налоговое законодательство не устанавливает.

Таким образом, реализация услуг международной связи российскими операторами иностранным покупателям является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и не относится к освобождаемым от налога на добавленную стоимость операциям, а российский оператор связи в рассматриваемой ситуации является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Следовательно, к данным услугам не применяется положение пункта 2 статьи 170 НК РФ, а налоговые вычеты по рассматриваемым услугам международной связи применяются в общем порядке без дополнительных обременений контрольного характера (без раздельного учета, без выделения в отдельную налоговую декларацию). У налогоплательщика по закону отсутствует обязанность по ведению раздельного учета сумм "входного" налога на добавленную стоимость, приходящихся на услуги международной связи иностранным покупателям. Раздельный учет предусмотрен законом только при осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость, и при совершении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по разным ставкам.

Особый порядок исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, установленный в пункте 5 статьи 157 НК РФ, был введен в российское налоговое законодательство в соответствии с пунктом 6.1.3 Регламента международной электросвязи, принятого всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии в г. Мельбурне 09.12.1988.

Данный Регламент применяется в Российской Федерации на основании статей 4, 54 Устава Международного союза электросвязи, ратифицированного Федеральным законом от 30.03.1995 N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи". В соответствии с названным пунктом Регламента если в соответствии с национальным законодательством какой-либо страны предусматривается налог на взимание таксы за международные службы электросвязи, то этот налог взимается, как правило, только с тех международных услуг электросвязи, которые оплачиваются клиентами этой страны.

При этом в странах, ратифицировавших Регламент, особый порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг международной связи применяется в таком же порядке, как применяло его Общество, в том числе в части предъявления к вычету налога на добавленную стоимость.

Таким образом, вывод инспекции о применении в отношении услуг международной связи, оказываемых на территории Российской Федерации, иного порядка налогообложения, чем порядок, применяющийся во всех государствах, ратифицировавших Регламент, приводит к дискриминации российских операторов связи по сравнению с зарубежными операторами связи, что является нарушением принципа добросовестного выполнения международных обязательств, предусматривающего признание приоритета обязательств по международному праву относительно национального права.

Причем особые сложности последнее время вызывает вопрос о квалификации тех или иных услуг в качестве услуг международной связи, налоговые органы, зачастую не признавая оказанные услуги таковыми, приходят к выводу об отсутствии оснований применения пункта 5 статьи 157 НК РФ.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.05.2011 N КА-А40/3850-11 налоговый орган полагал, что услуги организации по передаче Voice over IP трафика между станциями электросвязи (точками входа), находящимися на территории Российской Федерации или принадлежащими налогоплательщику, и станциями электросвязи (точками входа), находящимися на территории иностранных государств или принадлежащими иностранным операторам связи, не являются услугами международной связи; обратное противоречит Регламенту международной электросвязи от 9 декабря 1988 г., утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1989 г. N 481, поскольку в соответствии с положениями, изложенными в данном Регламенте, к услуге Voice over IP не может применяться термин международной связи, особенностью Voice over IP трафика является то, что он не может быть однозначно определен как международный, междугородний, местный, а заявитель не обладал информацией о местонахождении лица (абонента), генерирующего через Интернет этот трафик, в дальнейшем направляемый иностранным операторам на сеть организации, следовательно, вызывающий абонент мог находиться на территории Российской Федерации.

Суд же посчитал, что прохождение трафика не только через сеть операторов по договору, но также с использованием сети Интернет не влияет на квалификацию данного вида связи как международная связь, поскольку вне зависимости от использования сетей посредников трафик в любом случае проходит от станции электросвязи (сеть), принадлежащей российскому оператору, до станции электросвязи (сеть), принадлежащей иностранному оператору, что и является международной электросвязью.

Этот вывод, вопреки утверждению налогового органа, не противоречит Регламенту международной электросвязи от 9 декабря 1988 г., утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1989 г. N 481.

Вообще правовая квалификация сложившихся отношений относится к прерогативе суда, который обязан применить нормы материального права, подлежащие применению.

Таким образом, в случае, если вне зависимости от использования сетей посредников трафик в любом случае проходит от станции электросвязи (сети), принадлежащей российскому оператору, до станции электросвязи (сети), принадлежащей иностранному оператору, то это является международной электросвязью, следовательно, у российского оператора имеются правовые основания не включать данные в налоговую базу по НДС в силу пункта 5 статьи 157 НК РФ.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 21 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2015

Правительством Эстонской Республики от 07.07.2000, Правительством Латвийской Республики от 13.11.2001. Таким образом, эти воздушные полеты возможны постольку поскольку они предусмотрены международными договорами (соглашениями). Правила пункта 1 статьи 157 Кодекса об особенностях определения налоговой базы и уплаты налога при транспортных перевозках в силу прямого указания пункта 3 той же статьи на них не распространяются.

законодательством Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая ненормативный акт в оспоренной части законным, суды трех инстанций оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 143, 146, 153, 154, 157, 162 Налогового кодекса Российской Федерации.

Частично удовлетворяя заявленное обществом требование, суды руководствовались положениями статей 39, 146, 153, 154, 157, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», фактическими обстоятельствами, установленными по делу.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Продажа и приобретение организациями материальных ценностей в большинстве случаев предполагает передачу их новому собственнику. Расходы на доставку могут быть связаны как с приобретением товаров, так и формировать расходы на продажу при реализации товаров. Таким образом, транспортные расходы организаций, занимающихся торговлей, могут составлять весьма значительные суммы. Они непременно вызовут интерес налоговых инспекторов при проведении выездной налоговой проверки. А это значит, что в целях минимизации налоговых рисков бухгалтеру следует уделить особое внимание как налоговому учету транспортных расходов, так и оформлению первичных документов, подтверждающих эти расходы.

Для этого, в первую очередь, необходимо тщательно изучать условия заключенных договоров, при чем важно отслеживать не только условия, на которых осуществляется доставка товара, но и момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю.

В соответствии с п.1 ст.458 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено договором купли - продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

  • вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
  • предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.
Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче.

Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом. При этом, в соответствии с п.2 ст.458 ГК РФ, в случаях, когда из договора купли - продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Кроме того, в соответствии с положениями ст.491 Гражданского кодекса, в договоре купли продажи могут быть предусмотрены и иные моменты перехода права собственности.

Например, после полной или частичной оплаты покупателем товара.

В этом случае, момент передачи товара покупателю (перевозчику) не будет связан с переходом права собственности.

Бухгалтер должен проследить, чтобы в расходы для целей налогового учета не попали те транспортные расходы:

  • которые осуществляются без указания на обязанность компании осуществить доставку товара за свой счет,
  • «чужого» товара (право собственности на товар не принадлежит компании, оплатившей доставку). В этом случае имеют место быть услуги по доставке товара компании – собственнику товара. Такие услуги могут быть «прописаны» в договоре купли-продажи, либо оказываться в соответствии с договором оказания услуг.
В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства по налогам и сборам к порядку учета транспортных расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль и первичные документы, необходимые для подтверждения таких расходов.

Особенности налогового учета транспортных расходов

Для начала рассмотрим возможные варианты ситуаций, возникающих при транспортировке товаров:

1. Доставку товара осуществляет одна из сторон по договору купли-продажи.

1.1. Товар доставляет поставщик, но за счет покупателя.

Стоимость транспортных услуг оплачивается покупателем отдельно от стоимости товара.

1.2. Товар доставляет покупатель, но за счет поставщика.

Стоимость транспортных услуг оплачивается поставщиком.

1.3. Товар доставляет либо покупатель, либо продавец, в зависимости от перехода права собственности.

Стоимость транспортных услуг оплачивает компания, организующая доставку.

2. Доставку товара осуществляет компания, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги.

Учет транспортных расходов у покупателя осуществляется в соответствии с положениями ст.320 Налогового Кодекса.

Так, согласно данной статье, в сумму издержек обращения включаются расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров.

При делении расходов на прямые и косвенные, расходы на доставку относятся к прямым расходам.

В статье 320 НК РФ, речь идет о суммах расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

При этом, сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п.1) к стоимости товаров (п.2 );

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Кроме того, расходы на доставку включаются в стоимость приобретаемых ОС и НМА (п.1 ст.257 НК РФ).

У продавца, в соответствии с пп.1 п.1 ст.253 НК РФ расходы по доставке товаров относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.

Кроме того, в соответствии с пп.6 п.1 ст.254 НК РФ, к работам (услугам) производственного характера также относятсятранспортные услуги:

1. Сторонних организаций (включая ИП).

2. Структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение:

  • сырья (материалов),
  • инструментов,
  • деталей,
  • заготовок,
  • других видов грузов
с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров.

Документальное оформление, необходимое для подтверждения транспортных расходов

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса, в целях налогового учета по налогу на прибыль, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные:

  • документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ,
  • документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы,
  • документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Обобщая вышесказанное, для подтверждения транспортных расходов в целях налогового учета по налогу на прибыль, организациям необходимы оформленные должным образом первичные ученые документы.

В момент передачи товара от поставщика покупателю оформляются следующие документы:

  • Товарная накладная по форме №ТОРГ-12,
  • Товарно-транспортная накладная по форме №1-Т (ТТН),
  • Другие необходимые документы (сертификаты соответствия, паспорта и пр.).
Накладная ТОРГ-12 и ТТН являются товаросопроводительными документами, которые передаются покупателю вместе с товаром независимо от перехода права собственности на этот товар.

При этом дата, указанная в товаросопроводительных документах, обычно является датой перехода рисков случайной гибели и случайного повреждения товара от поставщика к покупателю.

Кроме того, при заключении договора с транспортной компанией в момент оказания этой компанией услуг транспортировки, оформляется транспортная накладная.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007г.№259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная - перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

В соответствии с п.2 ст.785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной(коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Транспортная накладная подтверждает факт заключения договора перевозки.

В соответствии со ст. 8 Устава груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки груза не принимается (письмо Минтранса России от 20.07.2011г.№03-01/08-1980ис).

Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011г.№272.

В транспортной накладной определяются условия перевозки груза, в том числе стоимость услуг перевозчика.

Кроме того, форма транспортной накладной содержит все необходимые реквизиты, установленные п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.
Одновременно продолжают действовать Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971г., в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

Форма товарно-транспортной накладной N 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997г.№78.

ТТН составляется в четырех экземплярах, один из которых организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта.

Таким образом, в настоящее время действует и транспортная накладная, и накладная по форме N 1-Т.

При этом и ТТН и транспортная накладная, отвечают всем требованиям, предъявляемым к документам, подтверждающим осуществление транспортных расходов организацией.

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998г.№132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждена товарная накладная №ТОРГ-12, она относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации.

Однако, при доставке грузов с помощью транспортно-экспедиционных компаний, налогоплательщики порой сталкиваются с тем, что первичные документы эти компании предоставляют не в полном объеме.

Оформлять ТТН такие компании отказываются, аргументируя свою позицию тем, что груз они везут «сборный».

Некоторые поставщики транспортных услуг предоставляют клиентам накладные свободной формы без подписей, а некоторые – разработанный ими акт выполненных работ.

Следует учитывать, что унифицированной формы акта на оказание транспортных услуг не установлено.

В соответствии с п. 2 ст. 9 закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные настоящим пунктом.

Ниже будут рассмотреныкомментарии Минфина и ФНС России, которыми можно руководствоваться для подбора комплекта документов, подтверждающих транспортные расходы.

Таким образом, налогоплательщик сможет минимизировать налоговые риски, связанные с признанием транспортных расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль.

В настоящее время Минфин рекомендует использование двух документов – и ТТН и транспортной накладной, в случае, когда транспортировку груза выполняет транспортная компания.

Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 22.12.2011г. №03-03-10/123:

«Таким образом, в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.

В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.

В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.»

В своем письме от 27 февраля 2012г. №03-03-06/1/99 на вопрос о необходимости использования как ТТН так и транспортной накладной, Минфин отвечает следующее:

«Таким образом, так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов.

Транспортная накладная обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, т.е. ее назначение отличается от назначения формы N 1-Т.»

При этом, в Письмо ФНС России от 21.03.2012г. №ЕД-4-3/4681@(в котором ФНС ссылается на вышеприведенное письмо Минфина от 22.12.2011г. №03-03-10/123)

налогоплательщикам разрешается использование лишь одного корректно составленного документа.

Либо ТТН либо транспортной накладной:

«…При этом следует иметь в виду, что Налоговый кодекс для подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов организации на перевозку грузов, в том числе автомобильным транспортом, не устанавливает обязанности наличия обоих документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи, документом, подтверждающим в целях налогообложения прибыли факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом может быть любой из двух вышеперечисленных документов, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации документ.

На основании изложенного, в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличие надлежащим образом оформленного одного из документов:

  • либо транспортной накладной
  • либо товарно-транспортной накладной по форме N1-Т.»
Данное письмо ФНС России должно быть доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Анализируя разъяснения, данные Минфином и ФНС, следует учитывать, что письма как Минфина, так и ФНС носят рекомендательный, а не обязательный характер.

При этом, учитывая положения Налогового кодекса, наличие хотя бы одного документа из двух вышеуказанных (ТТН или транспортной накладной) будет являться достаточным документальным подтверждением произведенных расходов на доставку грузов транспортной компанией.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ раздел IX части второй настоящего Кодекса дополнен главой 28, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Согласно статье 5 настоящего Кодекса федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ в статью 356 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ пункт 2 статьи 358 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 9, вступающим в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Статья 360 НК РФ - Налоговый период. Отчетный период

Ф едеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ статья 360 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.

2. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.

3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

2. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Если транспортно-экспедиционные услуги оказываются в отношении импортных товаров – к таким услугам применяется нулевая ставка НДС.

Минфин России в письме от 29.01.2020 № 03-07-08/5133 напомнил положения подп. 2.1 п.1 ст. 164 НК РФ. Согласно этой норме к международным грузоперевозкам применяется ставка НДС 0 %.

Что такое международные перевозки

Под международными перевозками (в целях применения НДС 0 %) понимаются перевозки, при которых транспорт вместе с товарами пересекает границу РФ.

Также к международным перевозкам приравнивается вывоз углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части дна Каспийского моря, в пункт назначения за пределы российского государства.

И не только перевозки…

Также положения подп. 2.1 п. 1 ст.164 НК РФ (НДС 0 %) распространяются на:

  • услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

транспортно-экспедиционные услуги международной перевозки;

транспортно-экспедиционные услуги при организации и осуществлении перевозок ж/д транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ до станции назначения товаров на территории РФ.

Транспортно-экспедиционные услуги – что это?

Ст. 164 НК РФ понимает под транспортно-экспедиционными услугами:

участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;

прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов;

погрузочно-разгрузочные и складские услуги;

подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;

услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;

услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;

разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;

розыск груза после истечения срока доставки;

контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;

обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;

обслуживание рефрижераторных контейнеров;

хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Примечание: на услуги российских перевозчиков на ж/д транспорте в отношении экспортных товаров нулевая ставка НДС не применяется.

Как подтвердить право на нулевую ставку

Нулевую ставку НДС к указанным услугам нужно подтвердить контрактом на оказание услуг и приложить копии документов, подтверждающих пересечение товаром границы РФ (п. 3.1 ст. 165 НК РФ).

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

1. При осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абзацем третьим подпункта 7 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога). При осуществлении воздушных перевозок пределы территории Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса.

2. При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.

3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса и не распространяются на перевозки, указанные в подпункте 7 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также на перевозки, предусмотренные международными договорами (соглашениями).

4. При возврате до начала поездки покупателям денег за неиспользованные проездные документы в подлежащую возврату сумму включается вся сумма налога. В случае возврата пассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращением поездки, в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере, соответствующем расстоянию, которое осталось проследовать пассажирам. В этом случае при определении налоговой базы не учитываются суммы, фактически возвращенные пассажирам.

5. При реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.

Комментарий к Ст. 157 НК РФ

В ст. 157 НК РФ перечисляются особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи. При этом в п. 3 ст. 157 НК РФ указывается о применении ее положений с учетом того, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;

2) услуг по международной перевозке товаров;

3) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по:

транспортировке нефти, нефтепродуктов вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру из пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до границы Российской Федерации для последующего вывоза трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации, либо до морских портов Российской Федерации для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации морским транспортом, либо до пункта перевалки (перегрузки, слива, налива) на иные виды транспорта, в том числе на трубопроводный, расположенный на территории Российской Федерации, для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации иными видами транспорта, в том числе трубопроводным; перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру;

4) услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации (ввозимого на территорию Российской Федерации), в том числе помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, а также услуг по транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию Российской Федерации для переработки на территории Российской Федерации;

5) услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы Российской

Федерации в электроэнергетические системы иностранных государств;

6) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации;

7) работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

8) услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации;

9) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания или иные виды транспорта;

10) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации;

11) оказываемых организациями или индивидуальными предпринимателями:

услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, или с территории государства — члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза; транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, или с территории государства — члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза;

12) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации (при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов);

13) товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;

14) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

15) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

16) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания; 17) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте:

работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с территории Российской Федерации продуктов переработки на территории

Российской Федерации; работ (услуг), связанных с указанной в абз. 2 настоящего подпункта перевозкой или

транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки);

18) выполняемых (оказываемых) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте;

19) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;

20) товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации. Перечень международных организаций, в отношении которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

21) работ (услуг) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории Российской

Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров морскими судами и судами смешанного (река — море) плавания на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер).

Кроме того, согласно п. 3 ст. 157 НК РФ положения данной статьи не распространяются на перевозки, предусмотренные международными договорами (соглашениями), а также на услуги по перевозке пассажиров:

1) городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

2) морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Читайте также: