Сверка с налоговой по транспортным средствам в 2020 году

Опубликовано: 11.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 16 января 2020 г. № БС-4-21/452@ “Об обеспечении сверки сведений о транспортных средствах и земельных участках организаций”

В целях подготовки к реализации пункта 5 статьи 363, пункта 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ) и приказа ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@ "Об утверждении форм сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, а также о внесении изменений в приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@" (зарегистрирован Минюстом России 30.07.2019, регистрационный N 55453), во исполнение пункта 1.1 Плана-графика основных мероприятий по подготовке к массовому направлению в 2021 году сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, доведённого письмом ФНС России от 10.01.2020 N БС-4-21/72@ (далее - План), направляю типовое (рекомендуемое) письмо о возможности проведения сверки сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств и (или) недвижимого имущества (земельных участков).

Указанная сверка инициируется налоговым(ми) органом(ами) по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств и (или) земельных участков.

Типовое (рекомендуемое) письмо необходимо использовать при реализации пункта 1.2 Плана для направления по ТКС, в первую очередь, организациям, представившим налоговые декларации по транспортному налогу и (или) по земельному налогу в течение 2020 года.

Приложение: на 3 л. в каждый адрес

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

Приложение
к письму ФНС России
от 16 января 2020 г. № БС-4-21/452@

_______________________________ (полное наименование налогового органа) _______________________________ (штамп налогового органа) Наименование налогоплательщика-организации 1 : Отметка о том, что настоящий документ передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи

О возможности проведения сверки сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств и (или) недвижимого имущества (земельных участков)

С 2021 года вступают в силу пункты 16, 17, 25 и 26 статьи 1 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", отменяющие представление в налоговые органы налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

Одновременно вводится порядок направления налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) сообщений налоговых органов об исчисленной сумме указанных налогов.

В связи с изложенным информируем о возможности проведения налоговым органом по Вашему обращению сверки сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, о постановке на учет Вашей организации в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств и (или) недвижимого имущества (земельных участков).

Запрос и предоставление выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков осуществляются в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2014 N 178н (зарегистрирован Минюстом России 09.04.2015, регистрационный N 36800). Выписка предоставляется без взимания платы, не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе.

В случае выявления Вами расхождений сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, со сведениями органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в т.ч. Государственного реестра транспортных средств, реестра маломерных судов, Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, Российского открытого реестра судов, Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, Единого государственного реестр прав на воздушные суда и сделок с ними, Единого государственного реестра недвижимости и иных государственных информационных ресурсов (реестров), просим сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества (земельного участка) и транспортного средства с указанием сведений, в отношении которых выявлены расхождения (по возможности к указанному сообщению просим приложить документы-основания о характеристиках соответствующих объектов).

После проверки (сверки) представленной информации налоговым органом будут приняты меры по актуализации сведений Единого государственного реестра налогоплательщиков при наличии оснований, предусмотренных статьями 83, 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

Благодарим за взаимодействие с налоговыми органами.

Приложение: памятка о порядке предоставления сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (на 1 л. в 1 экз.)

Должностное лицо налогового органа
подпись, фамилия, инициалы
Информация об исполнителе, телефон

1 Направляется организации (её обособленному подразделению, по месту нахождения которого зарегистрировано транспортное средство), поставленной на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств и (или) земельных участков.

Памятка о порядке предоставления сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков

1. Что такое ЕГРН

Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН) ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее - налоговые органы) на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов, в т.ч. полученной из органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 8 ст. 84 НК РФ, п. 2 Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утверждённого приказом Минфина России от 22.06.2017 N 99н (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2017, регистрационный N 48047).

2. Как подать запрос о предоставлении сведений из ЕГРН

Запрос можно подать на бумажном носителе или в электронной форме (пп. 21, 24 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 N 178н (зарегистрирован Минюстом России 09.04.2015, регистрационный N 36800).

Запрос на бумажном носителе составляется в произвольной форме, при этом в запросе указывается следующая информация:

- о заявителе (наименование организации, ИНН, адрес);

- о способе получения сведений (лично или через представителя; по почте). Если запрос подается через представителя, его полномочия нужно подтвердить доверенностью (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 21 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 N 178н).

3. Как предоставят выписку из ЕГРН

Выписка из ЕГРН должна предоставляться не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе (пп. 19, 34 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 N 178н). Ее направят тем способом, который указан в запросе.

Выписки из ЕГРН предоставляются по формам, которые утверждены приказом ФНС России от 16.04.2015 N ММВ-7-14/153@ (зарегистрирован Минюстом России 07.05.2015, регистрационный N 37165).

За предоставление выписки из ЕГРН плата не взимается.

Обзор документа

ФНС подготовила типовое письмо о возможности сверки содержащихся в ЕГРН сведений о постановке организации на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств и недвижимого имущества. Такие письма налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам в связи с отменой с 2021 г. представления деклараций по транспортному и земельному налогам.

Сверка инициируется налоговым органом по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств или земельных участков. В рамках сверки налогоплательщик может бесплатно получить выписку из ЕГРН и сверить содержащиеся в ней данные со сведениями из органов госрегистрации транспортных средств и недвижимости. О выявленных расхождениях следует сообщить в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества и транспортного средства.

Что такое транспортный налог, порядок расчета, льготы федерального и местного уровня, способы уплаты и проверки налога, должны ли пенсионеры платить налог на автомобиль – всю эту информацию мы подготовили для вас в доступной форме.

Что такое транспортный налог?

Транспортный налог - налог, взимаемый с владельцев транспортных средств. Транспортными средствами считаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, гидроциклы, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не все транспортные средства являются объектами налогообложения. К примеру, существуют следующие исключения:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом
Полный список исключений указан в статье 358 НК РФ.

Плательщиками транспортного налога являются как физические, так и юридические лица.

Можно ли узнать и оплатить налог на автомобиль онлайн?

Как рассчитать сумму налога?

Сумма транспортного налога рассчитывается на основе следующих параметров:
- Ставка налога
Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя. Зависит от мощности, валовой вместимости, категории транспортного средства и года выпуска ТС.
Ставки налога могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз от ставки, указанной в Налоговом кодексе Российской Федерации.
- Налоговая база
Этот параметр устанавливается в зависимости от вида ТС. Для автомобилей, мотоциклов и другого транспорта с двигателем это мощность двигателя в лошадиных силах
- Период владения
Количество полных месяцев владения ТС в течение года.
- Повышающий коэффициент
Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. применяется повышающий коэффициент. Перечень таких автомобилей доступен на сайте Минпромторга РФ.

Кому положены льготы по налогу на транспорт?

От уплаты транспортного налога, на федеральном уровне, освобождаются следующие категории граждан:

  • Герои Советского Союза, герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденами Славы трех степеней, — за одно транспортное средство;
  • ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны — за одно транспортное средство;
  • ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий — за одно транспортное средство;
  • инвалиды I и II групп — за одно транспортное средство;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны,— за одно транспортное средство;
  • один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида — за одно транспортное средство;
  • владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 киловатта) включительно, — за одно такое транспортное средство;
  • один из родителей (усыновителей) в многодетной семье — за одно транспортное средство;
  • владельцы транспортных средств, относящиеся к другим льготным категориям.

Кроме федерального списка льготных категорий граждан существует региональные льготы. К примеру, в некоторых регионах РФ пенсионеры уплачивают только 50% транспортного налога, либо освобождены от него полностью. Ситуация сильно различается в зависимости от региона. К примеру, в Москве нет льгот для пенсионеров, а в Санкт-Петербурге пенсионеры полностью освобождены от уплаты транспортного налога за автомобиль отечественного производства с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.

Узнать наличие региональных льгот можно на сайте налоговой службы, в разделе «электронные сервисы». На этой странице необходимо выбрать субъект Российской Федерации, муниципальное образование (город), вид налога и год. После этого вы получите полную информацию обо всех видах льгот по транспортному налогу физических лиц.

Важно знать, что налоговый орган не вправе предоставить льготу по транспортному налогу только лишь на основании сведений о возрасте. Льготы носят заявительный характер, вследствие чего в ИФНС необходимо представить заявление налогоплательщика по установленной форме в котором указано основание для предоставления льготы (достижение пенсионного возраста).

Как рассчитать количество полных месяцев владения автомобилем?

Если транспортное средство поставлено или снято с учета в течение года, то транспортный налог рассчитывается с определенным коэффициентом. Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано, к числу календарных месяцев в году (12).

Порядок определения количества полных месяцев владения автомобилем рассчитывается в соответствии с пунктом 3 ст. 362 НК РФ. Месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. Месяц снятия с учета признает полным в случае, если автомобиль снят с регистрации после 15-го числа.
К примеру, если автомобиль был поставлен на регистрацию после 15-го числа, то этот месяц не является полным и при расчете налога на автомобиль не учитывается.

КБК для уплаты транспортного налога в 2020 году

Код бюджетной классификации (КБК) для уплаты транспортного налога физических лиц в 2020 году остался таким же, как и в 2019 - 182 1 06 04012 02 1000 110.
Если оплата налога не была произведена вовремя и произошло начисление пени, то для уплаты пени необходимо использовать КБК - 182 1 06 04012 02 2100 110.
Для погашения штрафа (при наличии судебного решения), за неуплаченный транспортный налог, используется КБК - 82 1 06 04012 02 3000 110.

Ставки налога по регионам РФ

Ставка транспортного налога сильно зависит от конкретного региона. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге ставка транспортного налога 35 рублей за л.с. для легковых автомобилей с мощностью двигателя 101-150 лошадиных сил. В Свердловской области, в аналогичном случае, ставка равна 9,4 рубля.
Полная таблица ставок транспортного налога в 2018 для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, по всем регионам можно посмотреть здесь.

В какой срок необходимо уплачивать налог на автомобиль?

Оплата налога на автомобиль должна производиться один раз в год не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом). К примеру, транспортный налог за 2020 год должен быть уплачен до 1 декабря 2021 года.

Транспортный налог. Это словосочетание знакомо почти каждому автомобилисту в России. Налог этот является региональным, т.е. денежные средства, уплаченные в качестве транспортного налога, поступают в бюджеты субъектов РФ. Причем законодательство не устанавливает для субъектов РФ обязательного расходования поступающих сумм на содержание, ремонт и строительство дорог. Куда потратить собранные деньги – регионы решают сами. Налог уплачивают лица, на которые зарегистрированы транспортные средства. Плательщиками признаются и организации, имеющие в собственности транспорт, и граждане.

Максим Гладких-Родионов

Содержание

За какой транспорт нужно платить?

Практически за любой – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы, снегоходы, мотосани, корабли, катера, яхты и лодки, гидроциклы, самолеты и вертолеты. Владельцы всех этих транспортных средств должны уплачивать налог. Однако есть и исключения.

Кто не должен платить налог?

Так, на основании ст. 357 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками транспортного налога UEFA и его дочерние организации (до 31 декабря 2020 г.), FIFA и дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации (например, Российский футбольный союз), поставщики товаров (работ, услуг), производители медиа для UEFA (до 30 декабря 2020 г.) и FIFA, производители медиаинформации FIFA, организаторы вещания FIFA, коммерческие партнеры UEFA (до 31 декабря 2020 г.), но только в отношении принадлежащих им на праве собственности транспортных средств, используемых исключительно для осуществления мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Льготы по транспортному налогу

Также законодательство устанавливает льготы для отдельных видов транспортных средств.

Исходя из положений ст. 358 НК РФ, не нужно платить налог за:

  • весельные и моторные лодки, если мощность двигателя не превышает 5 л.с.;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами (имеются в виду только специально оборудованные автомобили);
  • легковые автомобили, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения, если мощность двигателя такого автомобиля менее100 л.с.;
  • промысловые речные и морские суда, а также морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, комбайны и специальные автомашины, используемые в сельском хозяйстве и зарегистрированные на сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба (армия, полиция и т.п.);
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медслужбы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, а также стационарные и плавучие морские платформы, передвижные морские буровые установки и буровые суда;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также те, розыск которых прекращен.

Если у вас угнали автомобиль, то начиная с месяца, в котором произошел угон, вы не должны платить транспортный налог. И только с месяца, в котором автомобиль возвращен владельцу, налог снова подлежит уплате. Как следует из данной нормы НК РФ, если автомобиль так никогда и не найдут, то налог за него платить не придется.

Как видно, некоторые льготы по налогу зависят от мощности двигателя транспортного средства. И это неслучайно – именно мощность двигателя является налоговой базой для исчисления налога. Мощность двигателя для целей налогообложения определяется по регистрационным документам. Правда, и здесь есть исключения – для самолетов, оборудованных реактивными двигателями, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя, а для несамоходных водных транспортных средств – как валовая вместимость в регистровых тоннах. Если же водное или воздушное транспортное средство не попадает ни в одну из вышеописанных категорий (например, планер), то налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Сколько нужно платить?

Итак, теперь, когда налоговая база определена, для расчета налога нам остается узнать лишь величину налоговой ставки. Однако НК РФ содержит лишь базовые ставки налога. Почему так? Транспортный налог, как мы помним, – налог региональный. А это означает, что у субъектов Федерации должно быть право как-то влиять на величину налога. И такое право установлено в ст. 361 НК РФ. Законом субъекта РФ допускается увеличение или уменьшение базовой ставки налога не более чем в 10 раз. А если речь идет о легковых автомобилях с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно, то законом субъекта РФ налоговая ставка на такой автомобиль может быть уменьшена до нуля.

Также региональные власти могут ввести разные ставки налога для транспортных средств разных лет выпуска, разных экологических классов. Это позволяет в каких-то регионах поддержать, например, небогатых владельцев старых автомобилей путем применения пониженной ставки налога, а в других – наоборот, установить на старые автомобили повышенный налог, побуждая тем самым владельцев быстрее менять автомобиль на более новый и современный.

Помимо этого, с 2014 года существует так называемый налог на роскошь — владельцы автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб. платят транспортный налог с повышающим коэффициентом, причем чем дороже автомобиль – тем этот коэффициент выше.

Отдельно стоит упомянуть о том, что НК РФ не предусмотрены льготы по налогу для пенсионеров, правда, такие льготы могут быть установлены законами субъектов Федерации.

Таким образом, для расчета транспортного налога, например, на автомобиль, необходимо знать налоговую ставку, установленную в том регионе, где зарегистрирован владелец автомобиля. Сам налог за календарный год (а именно год является налоговым периодом по данному налогу) рассчитывается путем умножения налоговой ставки на величину налоговой базы.

Примеры расчета налога

Если у вас в собственности находится легковой автомобиль мощностью 149 л.с., а ставка в вашем регионе для такого автомобиля составляет, допустим, 3,5 руб., то сумма налога за год владения автомобилем составит 149 х 3,5=521,5 руб.

А как рассчитать налог, если автомобиль был приобретен, скажем, в сентябре? Для этого нужно обратиться к п. 3 ст. 362 НК РФ. В этом случае необходимо разделить сумму налога, рассчитанную за год, на 12, и умножить на количество месяцев, которое вы владели автомобилем. Если автомобиль поставлен на учет до 15-го числа включительно, то месяц постановки на учет учитывается в количестве месяцев владения в соответствующем году, а если после – то не учитывается.

Продолжим наш пример. Допустим, автомобиль поставлен на учет 14 сентября 2019 г. Тогда сумма налога за 2019 год составит 521,5/12 х 4=173,83 руб. Четыре – это количество месяцев владения автомобилем в 2019 году (сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь). Если же автомобиль поставлен на учет 16 сентября, то для целей налогообложения учитывается только три месяца – октябрь, ноябрь и декабрь. Если же вы продали автомобиль в течение года (или он снят с регистрации по каким-то иным причинам), то действует обратное правило – если снятие с регистрации произошло после 15-го числа, то этот месяц учитывается для целей налогообложения, а если до 15-го числа – то не учитывается.

Ставки

Иногда возникают споры относительно применения той или иной налоговой ставки. Базовая ставка за легковой автомобиль мощностью свыше 100 и до 150 л.с. составляет 3, 5 руб., а для грузового автомобиля той же мощности – 4 руб. И некоторые автовладельцы уверены, что если в свидетельстве о регистрации указана категория «В», то данный автомобиль является легковым. Однако это не так. Категории транспортных средств (А, В, С, D, прицеп) установлены в соответствии с положениями Конвенции о дорожном движении, принятой на Венской Конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 г. И к категории «В» могут относиться как легковые, так и грузовые автомобили. А для целей налогообложения учитывается не только категория, но и тип, и назначение автомобиля. Поэтому, например, автомобиль «Газель» с бортовым кузовом, предназначенный для перевозки грузов, должен облагаться по ставкам для грузовых автомобилей (см., в частности, письмо ФНС России от 08.06.2017 № БС-3-21/3923@).

Как и когда уплачивается транспортный налог?

Граждане и юридические лица платят его по-разному.

  • Юридические лица

Организации самостоятельно рассчитывают налог и авансовые платежи, которые подлежат уплате ежеквартально (если иное не установлено законом субъекта РФ), а по окончании налогового периода, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, предоставляют в налоговый орган декларацию по налогу и (не ранее 1 февраля) уплачивают налог, сумма которого определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммой, уплаченной за этот же год в качестве авансовых платежей.

  • Физические лица

Для граждан все проще. Они уплачивают налог на основании налогового уведомления, которое раз в год присылается налоговым органом. Заплатить налог нужно не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который этот налог исчислен. Например, налог за 2019 год необходимо уплатить не позднее 1 декабря 2020 г. Отдельно стоит отметить, что в налоговом уведомлении может быть указана сумма налога лишь за три налоговых периода (года), предшествующих году, в котором такое уведомление направлено (см. п. 3 ст.363 НК РФ). Это означает, что если уведомление направлено в 2019 году, то в нем могут быть указаны суммы налога лишь за 2016, 2017 и 2018 годы. И только эти суммы подлежат уплате налогоплательщиком. Неправомерно включать в уведомление суммы налога за 2015 и предшествующие годы.

Отменят ли транспортный налог в 2020 году?

Несмотря на то что во многом порядок обложения налогом несправедлив (не имеет никакого значения, в первую очередь, пробег того же автомобиля), и об этом постоянно ведутся дискуссии, вряд ли стоит ожидать неких принципиальных изменений в порядке расчета и взимания транспортного налога в 2020 году.

Пока рано подводить итоги работы налоговых органов за 2020 год. Но на основании данных за 9 месяцев текущего года уже сейчас можно на «языке цифр» обрисовать истинную картину налогового контроля — 2020.

1. Камеральные проверки

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).


По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 9 мес.2020 года) составили 15,3 тыс.руб. (налог, пени, штраф). За аналогичный период 2019 года на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,4 тыс. руб. (налог, пени, штраф).


Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего 5,7 млн. проверок, из которых результативных — 0,2 млн. руб. проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 4,6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 2,5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года по Москве было проведено 5, 7 млн. проверок всего, результативных — 0,2 млн. руб. проверки с доначислениями (налог, пени, штраф) в сумме почти 6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 3, 5 млрд. руб.).

Общее количество проверок, а также результативных в 2019 и 2020 году совпадает:


Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 9 мес.2020 года, то ее размер — 22,9 тыс.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 году (за 9 мес.) этот показатель составлял — 30.7 тыс. руб. на 1 проверку.

Результативность 1 камеральной проверки в 2020 году, по сравнению с 2019 годом снизилась на 7,8 тыс. руб. (на 9,5%).


2. Выездные проверки

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.


В 2019 году доначислений на 1 выездную проверку было больше на 4,5 млн. руб. Снижение количества выездных проверок и общих доначислений вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).

Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего — 736 проверок, из них результативных — 698 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 29,8 млрд. руб. (из них налогов — 20,5 млрд. руб.).

В 2019 году за 9 месяцев в Москве проведено 1 155 проверок, из них результативных — 1 086 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 36,3 млрд. руб. (из них налогов — 25, 8 млрд. руб.)


По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку за 9 мес. 2020 года составили 42,7 млн.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 — 33,4 млн.руб.

Таким образом, за 9 месяцев 2020 года средняя сумма доначислений по московским выездным проверкам увеличилась с 33,4 млн. руб. до 42,7 млн. руб., т.е. на 28%. Мораторий и пандемия не мешают инспекторам ставить свои рекорды по доначислениям.


3. Споры по ст. 54.1 НК РФ

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).


Тем не менее, хочется радоваться этим победам и надеяться на изменение картины на более радужную для налогоплательщиков. Тем более, что в текущем году отмечены новые подходы судов к некоторым нюансам применения ст. 54.1 НК РФ. Например, суды соглашаются с возможностью налоговой реконструкции действительных обязательств компании, когда реальность расходов не оспаривается, но сделки не соответствуют положениям ст.54.1 НК РФ, наметились правила оценки судами проявления налогоплательщиками коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов (например, Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, Определение ВС РФ от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064, Постановления АС Западно — Сибирского округа от 02.07.2020 Ф04-611/2020, от 22.10.2020 по делу № А27-14675/2019, АС Московского округа от 11.09.2020 № А76-25957/2018).

Кстати, ФНС скоро выпустит в свет Обзор судебной практики с рекомендациями для налоговых органов по применению положений столь «скользкой» статьи Налогового кодекса и хочется верить, что некоторые правила игры станут более понятными для компаний и возможно, формализма и перегибов «на местах» будет гораздо меньше.

4. «Добровольное» уточнение налоговых обязательств

Приоритетной в деятельности налоговых органов становится именно аналитическая, превентивная работа.

Курс ФНС на развитее и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств явно дает неплохие результаты, так:

за 8 месяцев 2020 года поступления по аналитической работе достигли 64 млрд.руб., из них 48 % были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно;

в Московской области за 9 месяцев 2020 года сумма поступивших в бюджет платежей по результатам контрольно-аналитической работы составила 5,9 млрд. руб., что на 23,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Налогоплательщики увеличили свои налоговые обязательства на 7,1 млрд. руб., уменьшили сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 4,2 млрд. руб. и уменьшили сумму заявленного к возмещению НДС на 1,2 млрд. руб.;

в Санкт-Петербурге сумма дополнительных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. руб., что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

5. Послаблений в сборе налогов не будет!

В июле был опубликован проект Плана деятельности Минфина РФ на 2020-2025 годы: собрать налогов не менее 99 %.

К такому показателю обещают идти плавно. Так, в 2020 году план собираемости — 98,72%, в 2021 — 98,79%, 2022 — 98,86% и в 2023 — 98,93%.


Похоже, это еще один «звонок», свидетельствующий об усилении налогового контроля, а значит, бизнесу пора всерьез задуматься о порядке в учете и отчетности в своих компаниях и принять срочные меры по снижению налоговых рисков.

6. Налоговые преступления

За 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях. За время следствия по ним возмещено недоимки на сумму почти 20 млрд.руб. Такие данные озвучил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на оперативном совещании с руководителями подразделений центрального аппарата и региональных отделений ведомства (Xисточник — Российская газета — Федеральный выпуск. 2020. № 239 (8293)).

В 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Даже не имея данных за весь 2020 год, вполне можно предположить, что количество дел по налоговым преступлениям будет не ниже уровня прошлого года.

Цифры говорят сами за себя, не требуя излишних комментарий. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес и личная свобода.

Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании. В этом может помочь проведение системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.

Д.В. Жуковский,
эксперт по бухгалтерскому учету

По результатам сверки с ИФНС России необходимо уменьшить задолженность перед бюджетом

Если ИФНС России по результатам сверки с учреждением признала сумму задолженности учреждения в меньшем размере, чем по данным учреждения, нет смысла искать в учете учреждения ошибку. Считаем, что следует привести показатель задолженности к данным ИФНС России. Уменьшение задолженности учреждения следует рассматривать как чрезвычайные доходы, КОСГУ 173. Кассовых доходов по этому коду КОСГУ быть не может 1 , эти доходы являются учетным показателем. Также для чрезвычайных доходов не предусмотрен код аналитической группы подвида доходов бюджета (АГПДБ). Поэтому надо будет использовать 2 код 180 АГПДБ.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

В результате уменьшения кредиторской задолженности казенному учреждению также необходимо уменьшить бюджетные обязательства (и денежные обязательства, если они уже были приняты). Бюджетному/автономному учреждению также надо будет уменьшить принятые обязательства и денежные обязательства.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Выявлена переплата налогов – казенное учреждение

Если по результатам сверки расчетов ИФНС России подтвердила наличие переплаты, действия казенного учреждения зависят от того, в каком году произошла переплата: в текущем или в прошлые годы.

Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).

Этот способ хорош для того случая, если в текущем году учреждение ожидает, что начисления до конца года перекроют подтвержденную переплату. Если же до конца года начисление не перекроет переплату, то в следующем году надо будет требовать возврат. То есть снова проводить сверку.

При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;

2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.

Порядок действий учреждения в этом случае зависит от того, совпадают ли коды бюджетной классификации КВР и КОСГУ у налогов, которые надо зачесть. Если коды КОСГУ и КВР совпадают, то надо будет отразить в учете перенос показателей с одного налога на другой.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если же коды КВР и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо уточнить в органе казначейства соответствующие платежи текущего года на другие коды.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

3) запросить возврат.

Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если переплата произошла в прошлые годы, то казенное учреждение может использовать только один вариант действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) запросить возврат.

Никакие иные варианты использовать недопустимо, потому что иначе будут нарушены положения 3 Бюджетного кодекса РФ:

«финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется:

– за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

– на основании бюджетной сметы».

Это положение прямо указывает, что казенное учреждение может расходовать на обеспечение своей деятельности только средства бюджета, причем только на те нужды, которые предусмотрены бюджетной сметой. То есть казенное учреждение не имеет права исполнять бюджетные обязательства текущего года по уплате налогов за счет переплаты прошлого года.

Порядок действий учреждения и порядок отражения в учете будут зависеть от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Администратор доходов направляет средства возврата за прошлые годы на свой лицевой счет администратора доходов. Казенное учреждение, не имеющее полномочий администратора, направляет средства возврата соответствующему администратору. И в том, и в другом случае перечисление в доход бюджета следует производить с тех же кодов КВР и КОСГУ, на которые возврат был зачислен.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Выявлена переплата налогов – бюджетное/автономное учреждение

Код КОСГУ 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет», согласно его названию и указаниям 4 о назначении, неприменим к бюджетным и автономным учреждениям. У бюджетных и автономных учреждений нет никаких ограничений по использованию в текущем году средств, возвращенных по операциям прошлых лет. Поэтому для бюджетных и автономных учреждений доступны без ограничений все способы распоряжения подтвержденной переплатой, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ.

Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).

При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;

2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.

Недопустимо за счет переплаты налогов, произведенной по КВФО «4» зачитывать задолженность по налогам, подлежащим уплате по КВФО «2». Обратное допустимо.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если же коды КВР (АГПДБ) и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отразить некассовое исполнение по тому налогу, по которому произошла переплата, со знаком «минус», а по тому налогу, с которым переплата была зачтена, – со знаком «плюс»;

3) запросить возврат.

Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов (если налог был уплачен как расходы) или как доходы (если налог был уплачен как уменьшение доходов).

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

По результатам сверки с ИФНС России необходимо увеличить задолженность перед бюджетом

Если расхождение, выявленное по итогам сверки с налоговой, в пользу ИФНС России, необходимо провести служебное расследование и выяснить причину увеличения задолженности. Это необходимо по двум причинам:

1) необходимо подтвердить, что сумма задолженности, по данным ИФНС России, правильная. Если ИФНС России указала увеличенную сумму задолженности учреждения неправильно, то учреждению следует отстаивать свои цифры;

2) увеличение задолженности по платежам в бюджет по результатам сверки может привести также к уплате штрафов и пеней. Штрафы и пени для учреждения – это ущерб. Поэтому необходимо выявить лиц, виновных в причинении ущерба учреждению. А для этого необходимо выявить, когда и какая ошибка была совершена.

Бюджетным, автономным учреждениям недопустимо отражать в учете начисление штрафов и пеней на себестоимость готовой продукции, работ, услуг. Потому что эти суммы подлежат возмещению виновными лицами и не формируют себестоимость.

Читайте также: