Принцип взимания ндс по стране назначения рб

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок уплаты НДС при импорте товаров из Беспублики Беларусь (в том числе сроки)? Какую отчетность нужно сдать в налоговый орган и таможенный орган?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При импорте товаров из Республики Беларусь (далее - РБ) организация должна уплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
Не позднее этой же даты в налоговый орган по месту учета организации представляется налоговая декларация по косвенным налогам с приложенными к ней соответствующими документами.
Организации необходимо будет также не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведено получение товаров на склад, представить статистическую отчетность в таможенный орган, в регионе деятельности которого она состоит на учете в налоговом органе в соответствии с НК РФ.

Обоснование вывода:

НДС

Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия учредили Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) путем подписания соответствующего договора (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор), вступившего в силу с 01.01.2015 (п. 1 ст. 1 Договора, смотрите письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65729), который регулирует в том числе и вопросы налогообложения (Раздел XVII Договора). В общем случае в рамках ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) (пп. 5 п. 1 ст. 25 Договора).
В связи с этим при ввозе товаров в государство - член ЕАЭС таможенное декларирование не производится, пошлины не взимаются, а уплачиваются лишь косвенные налоги по принципу страны назначения (п. 1 ст. 71, п. 1 ст. 72 Договора).
В целях налогообложения НДС при осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств ЕАЭС необходимо руководствоваться:
- договором;
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, далее - Протокол) (Астана, 29.05.2014);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов (далее - Протокол обмена) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
- НК РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Если российский покупатель приобретает и ввозит на территорию РФ (импортирует) товары из РБ, то он должен исчислить и уплатить НДС в налоговый орган по месту своей постановки на учет. Причем эта обязанность возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п.п. 13, 13.1 Протокола)*(1).
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у покупателя импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров, под которой понимается цена сделки, подлежащая уплате поставщику за эти товары согласно условиям договора (контракта). Для целей определения налоговой базы стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). По мнению специалистов финансового ведомства, принятием на учет импортируемых товаров следует признавать отражение операций по их приобретению в бухгалтерском учете (письма Минфина России от 19.10.2016 N 03-07-13/1/60883, от 25.07.2016 N 03-07-13/1/43356, от 13.07.2016 N 03-07-13/1/41057). Налог, в зависимости от вида ввозимого товара, исчисляется по налоговым ставкам, установленным п.п. 2, 3 ст. 164 НК РФ (10 или 20%) (п. 17 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ).
Уплатить исчисленную сумму НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).
Не позднее этой же даты российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@. Этим же приказом утвержден порядок заполнения указанной декларации (далее - Порядок). Вместе с декларацией представляются документы, поименованные в п. 20 Протокола, в частности:
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (форма и правила заполнения Заявления установлены Приложениями 1, 2 к Протоколу обмена);
- выписку банка, подтверждающую фактическую уплату НДС по импортированным товарам;
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РБ в РФ (например, транспортные и (или) товарные накладные);
- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством РБ. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством РБ, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
- договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию РФ*(2).
Если организация закупает в РБ не подакцизные товары, то в декларацию включаются титульный лист и раздел 1 декларации (п. 1.2 Порядка). В общем случае в разделе 1 декларации сумма исчисленного НДС указывается в строке 031 и переносится в строку 030 (п.п. 4.5, 4.6 Порядка).
В книге продаж рассматриваемая операция не отражается*(3).
Если приобретенные в РБ товары используются в облагаемой НДС деятельности, то организация сможет принять к вычету НДС, уплаченный при импорте этих товаров, после постановки их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога (п. 26 Протокола, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Как указывают уполномоченные органы, право на вычет сумм НДС по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (письма Минфина России от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, ФНС России от 21.03.2016 N ЕД-4-15/4611@). В книге покупок необходимо будет зарегистрировать Заявление с отметками налоговых органов об уплате НДС (пп. "е" п. 6 Правил ведения книги покупок).

Статистическая отчетность

Российское лицо, заключившее сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС, обязано представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами - членами ЕАЭС, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством РФ (ч.ч. 2, 3 ст. 278 Закона N 289-ФЗ*(4)). На сегодняшний день действуют Правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 (далее - Правила).
Если рассматриваемая сделка не указана среди исключений, поименованных в п. 3 Правил, то организация обязана представить в таможенный орган, в регионе деятельности которого она состоит на учете в налоговом органе в соответствии с НК РФ, статистическую форму*(5) не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведено получение товаров на склад (п.п. 5, 6, 7 Правил).
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России в сети Интернет, независимо от наличия или отсутствия у организации усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы.
При наличии у организации электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством сети Интернет.
В случае отсутствия у организации электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган (п. 7 Правил)*(6).
Определить таможенный орган, в который необходимо представить статистическую форму, можно на официальном сайте ФТС России (http://www.customs.ru/index.php?option=com_centstruct&view=struct&Itemid =1826, https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Page/Index/Stat).

Валютный контроль

Использование иностранной валюты и валюты РФ в качестве средства платежа в расчетах между резидентами и нерезидентами относится к валютным операциям (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ*(7)). Поэтому при осуществлении расчетов по договору международной купли-продажи, предусматривающих, в частности, ввоз на территорию РФ товаров, может возникнуть обязанность поставить такой договор (контракт) на учет в уполномоченном банке, через который совершаются валютные операции. Такая обязанность возникает, если сумма обязательств по таким договорам равна или превышает 3 000 000 руб. (для импортных контрактов) (п.п. 4.1, 4.2 Инструкции*(8)). Порядок постановки на учет контрактов установлен главой 5 Инструкции.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. НДС при ввозе (импорте) товаров с территории государств - участников ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);
- Энциклопедия решений. Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС;
- Энциклопедия решений. Структура, объем, общие требования по заполнению декларации по косвенным налогам. Уточненная декларация;
- Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 6 ст. 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию РФ:
1) товаров, поименованных в ст. 150 НК РФ;
2) товаров, которые ввозятся на территорию РФ физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;
3) товаров, импорт которых на территорию РФ с территории РБ осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (письмо Минфина России от 24.08.2015 N 03-07-13/1/48565).
*(2) В зависимости от условий поставки может возникнуть необходимость по представлению и других документов, предусмотренных п. 20 Протокола. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в установленном порядке.
*(3) Вопрос: Организация (общий режим налогообложения) закупает в Республике Беларусь комплектующие (изделия) для производства. Организация начислила и заплатила НДС. Нужно ли эту сумму НДС отражать в книге продаж, так как она отражена по кредиту счета 68? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.);
*(4) Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(5) Форма статистической отчетности установлена в приложении N 1 к Правилам, порядок ее заполнения - в приложении N 2 к Правилам.
*(6) Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 19.7.13 КоАП, п. 10 Правил).
Представлением недостоверных сведений считается их отражение в статистической форме с нарушением правил ее заполнения, арифметическими и (или) логическими ошибками (п. 9 Правил).
Например, недостоверными сведениями таможенные органы и суды признали неверно указанные: вес нетто товаров (постановление Восемнадцатого ААС от 27.03.2019 N 18АП-2345/19), дату договора (постановление АС Уральского округа от 01.02.2019 N Ф09-9500/18 по делу N А07-16083/2018).
*(7) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
*(8) Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления".

Toggle navigation

Наши услуги

Мы стараемся для вас и публикуем свежие новости в сфере бухгалтерских услуг.

Налог на добавленную стоимость по импортированным товарам из ЕАЭС

Косвенными налогами называются налоги, которые уплачиваются на акцизы и добавленную стоимость. Взаимная торговля в государствах, состоящих в ЕАЭС (Евразийский экономический союз), подразумевает, что косвенные налоги взимаются в зависимости от страны назначения, что предусматривает применение нулевой ставки НДС и (или) отсутствие необходимости уплачивать акцизы при товарном экспорте, но оплата становится обязательной при импорте.

Членами ЕАЭС на сегодняшний день являются Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Киргизская Республика и Республика Беларусь.

НДС (налог на добавленную стоимость) при ввозе товаров на территорию РБ из стран, входящих в ЕАЭС, взимается налоговым органом по месту постановки импортера на учет. Механизм контроля над уплатой, а также порядок взимания НДС устанавливается Протоколом 18.

Если товар вводится на территорию РБ из государств, которые не входят в ЕАЭС, взимание НДС с них производится таможенными органами.

Налоговая база по НДС

В вопросе уплаты НДС определение налоговой базы происходит в день принятия на учет налогоплательщика, который занимается ввозом импортируемых товаров. При этом срок уплаты не должен превышать лимиты, установленные законодательством страны, входящей в ЕАЭС, на территорию которой производится импорт. Также налоговая база определяется стоимостью акцизов и приобретенных товаров.

Следует обратить внимание!

При определении налоговой базы стоимость товаров, которая выражена в иностранной валюте, должна быть пересчитана по курсу Нацбанка РБ в белорусские рубли (курс берется за дату, когда товар был принять к учету).

Однако если предоплата была сделана в иностранной валюте, то при определении налоговой базы по НДС берётся не тот курс, что был в день авансового платежа, а курс, зафиксированный в дату принятия товаров к учету.

Какие документы должны быть представлены налоговому органу при импорте товаров из стран ЕАЭС

Каждый налогоплательщик должен предъявить по месту постановки на учет свою налоговую декларацию. Подача должна быть произведена не позднее 20-го числа месяца, который следует после месяца, когда плательщик был принят на учет импортированных товаров (или срока платежа, который прописан в контракте (договоре) лизинга.)

Помимо налоговой декларации налогоплательщик должен предъявить:

· Представленное в 4-х экземплярах на бумажном носителе заявление (+ вариант в электронном виде), или же только заявление в электронном виде с электронно-цифровой подписью налогоплательщика. Форма заявления и правила его заполнения приведены в приложениях к «Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами членов ЕАЭС от 11.12.2009.»

· Выписку из банка, которая подтвердит, чтобы была произведена фактическая уплата косвенных налогов на импортированные товары. Или же иной документ, который подтвердит исполнение налоговых обязательств по их уплате, если законодательство государства ЕАЭС это позволяет. Эти документы поставляются при наступлении срока платежа, согласно контракту (договору) лизинга.

· Счета-фактуры, которые оформляются по законам государства, входящего в состав ЕАЭС, при отгрузке товаров, если их выписка предусмотрена законодательством страны. В противном случае, вместо счета-фактуры представляются иные документы, которые выписываются продавцом и подтверждают стоимость импортированных товаров.

· Контракты или договоры, на основании которых были куплены товары, которые импортируется через территорию страны ЕАЭС из другой станы ЕАЭС. Если речь идет о предметах лизинга, необходимы контракты и договоры лизинга.

Документы могут быть предоставлены в виде копий, которые заверяются в порядке, который предусмотрен на территории страны-импортера.

Заявление об уплате косвенных налогов и ввозе товаров

Состоит из трёх разделов, при этом первый и третий заполняются налогоплательщиком, а второй – налоговым органом. Заявление регистрируется в день его подачи – в регистрационно-контрольной форме. Дата и номер регистрации должны быть проставлены в графе «Отметка о регистрации заявления», и в течение десяти рабочих дней после поступления заявления должностное лицо, принявшее документ, должно рассмотреть и утвердить факт, что НДС было уплачено или аргументированно отказать в подтверждении этого.

Если заявление подается на бумажном носителе, один из экземпляров оставляет себе налоговой орган, а три экземпляра переходят к плательщику с отметкой во втором разделе, что косвенные налоги были уплачены. После два экземпляра отправляются в налоговый орган страны ЕАЭС, из которой был вывезен товар.

Суммы НДС, которые взимаются налоговыми органами в налоговой декларации

Сумма НДС, которая взимается налоговыми органами при ввозе товаров на территорию РБ, должна быть указана во второй части налоговой декларации по НДС. Вторая часть декларации заполняется без нарастающего итога с начала года по всем товарам, которые ввозятся на территорию РБ в отчетном периоде. Взимание НДС по ним осуществляется налоговыми органами. Отчётным периодом считается месяц, за который плательщик фиксировал получение товаров на счетах бухгалтерского учета.

Вторая часть декларации должна быть заполнена отдельно по каждому государству ЕАЭС, с территории которых ввозится товар с указанием кода государства (по ОКРБ 017-99 «Страны мира»).

Ставки НДС при ввозе товаров

При ввозе на территорию РБ товаров из Российской Федерации или Республики Казахстан, НДС взимается по ставкам 10 и 20 %, в зависимости от типа ввозимого товара.

1. Ставка в 10% относится к продовольственным товарам и товарам для детей.

2. Все остальные товары облагаются налогом по ставке в 20%.

Чтобы не ошибиться в применении той или иной ставки, нужно определить код ввозимого на территорию страны товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, и сопоставить его с кодами перечня товаров, которые облагаются по ставке в 10 %.

Библиографическая ссылка на статью:
Дедова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Принципы взимания налога на добавленную стоимость // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67334 (дата обращения: 23.04.2021).

Основой косвенного налогообложения в Российской Федерации является налог на добавленную стоимость (НДС), правила взимания которого предусматривают обложение налогом каждого факта реализации продукта с момента его производства и заканчивая приобретением конечным потребителем.

Каждый факт реализации увеличивает стоимость продукта и влечет за собой уплату налога на добавленную стоимость, сумма которого определяется как разница между величиной налога, начисленной продавцом при реализации продукта, и величиной налога, уплаченной при приобретении данного продукта у поставщика [3,5].

Категория плательщиков НДС разнообразна и включает как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, в том числе тех, которые признаются плательщиками налога по операциям, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ [4].

Теория косвенного налогообложения предусматривает два метода налогообложения добавленной стоимости: прямой и косвенный. При прямом методе определяется добавленная стоимость продукта и исходя из ее размера исчисляется сумма налога. Например, в основном цена продукта включает три главных компонента – материальные затраты, оплату труда и прибыль. Элементами добавленной стоимости будут только оплата труда и прибыль. Таким образом, исходя из данной концепции, сумма НДС будет определяться по следующей формуле:

НДС = (ОТ + П) * Ст (1)

НДС – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

ОТ – оплата труда персонала;

На практике применение прямого метода исчисления налога вызывает большое количество проблем, решать которые порой не представляется возможным. Поэтому при исчислении НДС используют косвенный метод расчета, который не предусматривает определение размера добавленной стоимости в цене продукта [2]. При косвенном методе в самом общем виде цена товара все также складывается из трех основных компонентов – материальных затрат, оплаты труда и прибыли:

ЦТ = МЗ + ОТ + П (2)

ЦТ – цена товара;

МЗ – материальные затраты.

Исходя из этого, добавленная стоимость будет выражена как разница между ценой реализации товара и материальными затратами на его производство:

ДС – добавленная стоимость.

Сумма НДС будет равна:

НДС = (ЦТ-МЗ) * Ст = ЦТ * Ст – МЗ * СТ (4)

Практически все современные системы налогообложения применяют данный метод исчисления НДС. В соответствии с ним, продавцом продукта уплате в бюджет подлежит сумма налога на добавленную стоимость, которая является разницей между исчисленным налогом с цены реализации продукта и уплаченным НДС при приобретении сырья, материалов и услуг, необходимых для его создания, либо сумма НДС, уплаченная при приобретении данного продукта с целью последующей перепродажи.

Практикой международной торговли выработано два, кардинально отличающихся друг от друга, принципа косвенного налогообложения внешнеторговых сделок: по стране происхождения или по стране назначения [1].

Первый принцип предусматривает обложение НДС экспортируемых товаров и услуг при освобождении от налогообложения импортных операций. То есть при пересечении государственных границ продукт облагается НДС только в той стране, где был произведен. Недостатком данного принципа, ограничивающим его широкое распространение в налоговую практику, является то, что налоговое бремя на экспортируемые из страны товары и услуги, может оказаться значительно выше, чем на их импортируемые аналоги. Это приведет к тому, что собственная продукция в стране будет иметь худшие конкурентные условия, чем импортируемая.

Поэтому наиболее распространенным в мировой практике является принцип обложения НДС внешнеторговых операций по стране назначения. В этом случае уже импортируемые товары и услуги облагаются НДС, а экспорт освобожден от налогообложения. Преимуществом данного метода является то, что аналогичные товары и услуги в пределах одного государства облагаются по одной ставке НДС и имеют одинаковые конкурентные условия в части косвенного налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Следует отметить, что действующий режим налогообложения внешнеторговых операций существенно влияет на распределение налоговой базы между государствами, осуществляющими обмен товарами и услугами. Принцип налогообложения внешнеторговых операций по стране происхождения увеличивает налоговую базу той страны, чей экспорт в страну-партнера преобладает над импортом из нее. Использование принципа налогообложения по стране назначения приведет к кардинально противоположным результатам.

Широкое внедрение в международную практику именно этого принципа связано с тем, что значительно сокращаются издержки на таможенный контроль. Это объясняется тем, что не требуется оценка таможенной стоимости импорта, которая необходима при налогообложении налогом на добавленную стоимость внешнеторговых операций по принципу страны происхождения продукта.

Таким образом, косвенное налогообложение в части налога на добавленную стоимость является сложным процессом, который строится на международном опыте данных отношений и требует серьезного анализа при разработке и применении законодательных и подзаконных актов, регулирующих эту сферу налогообложения. При этом необходимо учитывать интересы государства и обеспечить такие условия для отечественных производителей товаров и услуг, которые, по крайней мере, не ухудшали их конкурентные возможности по сравнению с иностранными производителями.

Библиографический список

  1. Дедова О.В., Мельгуй А.Э., Ковалева Н.Н. Налогообложение НДС товаров при осуществлении внешнеторговых операций // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2015. – №9. – с. 58-67.
  2. Гудкова О.В., Дворецкая Ю.А., Ермакова Л.В. Оптимизация налоговой нагрузки торговой организации / В сборнике: Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. – Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. – С. 58-66.
  3. Ковалева Н.Н., Сабадашев А.Г. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2010. – №2. – с. 23-27.
  4. Кузнецова О.Н. Международные налоговые отношения: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. – 2014. – №21 (80). – С. 353-355
  5. Хоружий Л.И., Дедова О.В. Бухгалтерский учет расчетов по НДС при применении специальных налоговых режимов // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2013. – №9. – с. 29-37.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

НДС (налог на добавленную стоимость) пришел на смену налога с продаж в Германии в начале ХХ века. Это понятие быстро распространилось по всей Европе. Налог с реализованной продукции не мог «вычислить» потенциал продаж.

Вначале НДС облагался лишь чистый доход. Этот налог используют 137 мировых государств.

НДС в странах мира

Место Страна Ставка НДС
1 Венгрия 27 %
2 Дания 25 %
Норвегия
Швеция
3 Исландия 24,5 %
4 Финляндия 24 %
Греция
5 Польша 23 %
Португалия
Ирландия
Уругвай
6 Словения 22 %
Хорватия
Италия
7 Латвия 21 %
Литва
Чехия
Аргентина
Бельгия
Испания
8 Россия 20 %
Австрия
Молдавия
Армения
Украина
Албания
Болгария
Эстония
Франция
Словакия
Великобритания
Узбекистан
9 Германия 19 %
Кипр
Румыния
Чили
10 Мальта 18 %

Топ-5 стран с самым низким показателем НДС

Страны с низким уровнем НДС

Таблица сравнения НДС и уровня жизни в странах мира

Таблица сравнения

В Европейской Союзе каждое государство решает самостоятельно, какую ставку НДС использовать. И хотя конкретного правила нет, все же имеются определенные ориентиры.

  1. Во-первых, ставка не должна быть меньше 15 %.
  2. Во-вторых, есть список товаров, на которые ставка очень низкая или нулевая.

Это позволяет бизнесменам выбирать экономически выгодную страну для развития собственного дела.

Как такового НДС в США нет, но их налог чем-то напоминает привычную систему. Взгляды американцев консервативны, однако, как показывает время, верны.

В Африке и на Востоке действует НДС стандартного типа. Культура и обособленность позволяют государствам регионов иметь гибкие взгляды и умно вести экономическую политику.

Самые высокие налоги

Страны с самыми высокими налогами в мире

Где не применяется налог на добавленную стоимость

НДС нет в Соединенных Штатах Америки. В стране пошлины меньше, чем НДС большинства обеспеченных мировых держав. Новая система кажется стране слишком сложной и непонятной.

Отлично справляются без НДС богатые арабские страны с огромными ресурсами: Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар.

Не имеют ставки и следующие острова: Каймановы, Бермудские, Багамские. В то же время совсем без налогов они не живут. Действует пошлина около 70 % на импортные товары.

Самые низкие налоги

Самые низкие налоги в мире

Размер НДС в странах ЕС

В 2020 году был зафиксирован максимальный уровень НДС в Италии и составил 22 %. В 2013 году показатель был 21 %. Но это касается только стран, которые входят в G 20 — Большую двадцатку.

Среди государств, которые не входят в это число, выделяется огромной процентной ставкой Греция и Венгрия: 24 и 27 % соответственно.

Впечатляют цифры северных государств:

Стандартной для Европы ставкой является 20–22 %.

  • НДС в Австрии и Великобритании составляют 20 %,
  • НДС в Нидерландах и Бельгии — 22%.

НДС в Латвии и НДС в Литве — 20 %. Но имеются дополнительные льготные варианты в Латвийской Республике. К некоторым областям применяется ставка в 12 и в 5 % или отсутствие налога.

НДС Эстонии — 20 %, но есть льготная ставка в 9 %. Последняя касается таких сфер, как фармакология, медицина, печатная продукция. Некоторые виды транспорта Эстония не облагает налогом вовсе.

НДС и средняя зарплата

НДС и средняя зарплата в ЕС и России

Ближний Восток

Саудовская Аравия стала впервые пользоваться схемой НДС в начале 2018 года, и это было 5 %. Такое решение поддержали и Объединенные Арабские Эмираты, введя у себя идентичный налог.

НДС в Израиле менялся несколько раз и сейчас составляет 17 %. Примечательно, что в городе Эйлат это не действует, и товары можно покупать по себестоимости.

В Азербайджане НДС — 18 %, в Республике Беларусь ставка составляет 20 %.

Казахстан и Кыргызстан имеют ставку в 12 %. В Узбекистане, Молдове и Украине она составляет 20 %.

Россия

В Российской Федерации НДС составляет 20 %. Это довольно много, но в стране активно используются льготы.

Для товаров следующих групп применяется ставка в 10 %: мясная и молочная продукция, морепродукты и овощи.

Кроме того, нечасто, но используется нулевая ставка.

Это, прежде всего, касается экспортных процедур, международных перевозок в сфере нефтедобычи. Поднять НДС вынудила сложная экономическая ситуация, возникшая вследствие падения цен на нефть.

Сейчас Россия стремится меньше зависеть от некогда прибыльной сферы и стала больше развивать транспорт, связь, услуги и информатизацию.

В Таиланде НДС составляет 7 % и включает в себя все товары и счета в заведениях питания. В этой стране турист может рассчитывать впоследствии на возврат налога за покупки в специальных точках.

В Малайзии НДС не используется. Действует корпоративный налог со стандартной ставкой в 28 %, но льготы доступны на многие товары.

Сингапур поражает низкой ставкой в 5 %. В Индии НДС составляет 4–5 %, но облагаются только основные группы товаров.

Китай в 2020 году уменьшил НДС на один процент — с 17% до 16%.

В ЮАР ставка равняется 15 %, в Южной Корее и Индонезии — 10%.

Общая сумма налогов

Общая сумма налогов в разных странах

Взаимосвязь уровня НДС и качества жизни

НДС платят потребители, простые люди, так как он заложен в цене товара. Начисляется с самого производства и является ориентиром для определения наценки при продаже. По сути, то, что накручивает продавец, возвращает налогоплательщик в качестве НДС.

Таким образом, в бюджет государства идут средства. Однако высокий уровень НДС свидетельствует о трудном экономическом положении в стране.

В большинстве случаев этот налог не отражает реальной жизни в отдельно взятой стране.

Почему используется НДС

Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.

Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.

Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.

Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:

  • Япония — вещи для детей;
  • Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
  • Франция — медицинские товары.

Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.

В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.

Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.

Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.

Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.

К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.

  1. Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
  2. Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.

Подробнее о НДС в следующем видео:

Светлана Еськова:
С 2015 года в Налоговом кодексе Республики Беларусь реализованы следующие основные положения. Продолжена работа по оптимизации налоговых льгот: упразднена льгота по НДС при реализации с 2015 года имущественных прав на такие объекты промышленной собственности, как товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, географические указания и другие средства индивидуализации. При этом льгота по НДС сохранена в отношении таких имущественных прав на объекты промышленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

С целью пресечения возможных схем ухода от налогообложения и упрощения порядка исчисления НДС исключена такая особенность определения налоговой базы НДС при реализации строительных (проектных) работ подрядчиками, привлекающими субподрядчиков, как объем строительных (проектных) работ, выполненных подрядчиком собственными силами. С 2015 года налоговая база НДС определяется подрядчиком исходя из всего объема работ, предъявляемого заказчику, то есть с учетом объемов работ, выполненных субподрядчиками. При этом суммы входного НДС по субподрядным работам в 2015 году принимаются к вычету у подрядчика в общеустановленном порядке.

С 1 января 2015 года в Беларуси установлена нулевая ставка НДС при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию грузовых и пассажирских транспортных средств нерезидентов, выполняемых на территории республики авторизованными сервисными центрами для нерезидентов. Данная норма призвана увеличить экспорт услуг и валютных поступлений в республику, а также создать конкурентные преимущества по ценовому фактору с государствами-соседями. Преференция носит временный характер и будет применяться авторизованными сервисными центрами в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.

Для обеспечения равных условий финансирования приобретения гражданами Беларуси предметов длительного пользования (например, недвижимости, автомобилей и др.), как на условиях банковского кредитования, так и на условиях финансовой аренды (лизинга), с 2015 года установлена льгота по НДС для лизингодателей при реализации предмета лизинга гражданам по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим его выкуп.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (Беларусь, Россия, Казахстан, Армения). Основным нововведением, учитывая общую для всех государств тенденцию постоянного расширения перечня документов, направляемых плательщиками в налоговые органы в форме электронного документа, стало внедрение механизма электронного документооборота при администрировании косвенных налогов. В договоре содержатся специальные нормы относительно пакета документов, представляемых в электронном виде в налоговый орган экспортерами и импортерами. При этом не исключено право представлять документы на бумажном носителе.

Светлана Еськова:
В настоящее время в соответствии с планом правительства Министерство по налогам и сборам проводит работу по внедрению электронных счетов-фактур по НДС, а также системы камерального контроля за их движением. Уже подготовлены технические требования к программно-техническому комплексу по учету электронных счетов-фактур и решаются вопросы по форме реализации проекта.

Внедрение электронного администрирования НДС позволит создать действенный механизм борьбы с мошенничеством по НДС. Это будет обеспечиваться за счет сопоставления показателей налоговых деклараций с данными электронных налоговых счетов-фактур по НДС между собой, а также со сведениями, содержащимися в базах данных налоговой и таможенной служб, других информационных систем, и выявления в сжатые сроки рисков, связанных с необоснованным принятием покупателями НДС к вычету.

Такой механизм администрирования НДС исключает возможность неотражения в налоговой декларации предъявленных продавцом покупателю сумм НДС, а также исключает вычет сумм налога, который был предъявлен, но не исчислен продавцом, то есть предотвращает необоснованный возврат денежных средств из бюджета. А самое главное - такой контроль будет осуществляться в режиме реального времени сразу же после представления налоговой декларации (расчета) по НДС.

Светлана Еськова:
В настоящее время Налоговым кодексом установлена 51 льгота в виде освобождения от НДС при реализации товаров, (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси и 20 льгот - при ввозе товаров в страну.

При реализации подакцизных товаров установлено 5 льгот в виде освобождения от акцизов, а при ввозе таких товаров на территорию Беларуси – 6 льгот.

НК также предусматривает возможность освобождения от НДС и акцизов иных ввозимых товаров в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Следует отметить, что большинство налоговых льгот носят социальный характер (медуслуги, лекарственные средства, реализация жилья, услуги в сфере культуры, образования, перевозка пассажиров) либо направлены на поддержку отдельных отраслей экономики, таких как промышленность, наука и т.д.

Программами сбалансированного развития экономики Республики Беларусь и социально-экономического развития на 2011-2015 годы предусматривается оптимизация налоговых льгот и сокращение их количества. Поэтому МНС ежегодно проводит анализ эффективности предоставляемых льгот, на основании которого принимаются решения об упразднении малоэффективных льгот. Работа в этом направлении будет продолжена и в 2015 году.

Светлана Еськова:
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Членами договора являются Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения. Неотъемлемой его частью является Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение №18).

Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами между сторонами договора осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке, определенном в приложении № 18 к договору, который аналогичен порядку, применявшемуся в Таможенном союзе.

Протокол о порядке взимания косвенных налогов не предусматривает каких-либо особенностей уплаты косвенных налогов во взаимной торговле между резидентами Беларуси и Армении. При ввозе товаров из Армении косвенные налоги взимаются налоговыми органами.

Учитывая географическое положение Армении (отсутствие непосредственных границ с таможенной территорией ЕАЭС), совершение таможенных формальностей находится в компетенции таможенных органов.

Светлана Еськова:
В 2013 году белорусские плательщики начали осуществлять сделки по приобретению товаров за пределами Таможенного союза с целью прямой поставки в Россию и Казахстан. При этом таможенная процедура выпуска товара для внутреннего потребления, предусмотренная таможенным законодательством Таможенного союза, производилась в Беларуси, с территории которой данный товар продолжал следовать к покупателю, и на территории Беларуси с таким товаром складские и грузовые операции могли и не осуществляться.

Необходимо учитывать, что при осуществлении данной международной перевозки место начала и завершения транспортировки находится за пределами Беларуси.

В то же время необходимым условием взимания НДС в Беларуси, в том числе предоставления нулевой ставки НДС, является нахождение товара на территории республики в момент его отгрузки с целью продажи покупателю (статья 32 Налогового кодекса Республики Беларусь). Аналогичная норма содержится в законодательстве России и Казахстана. Данное обстоятельство послужило основанием для изучения подходов, заложенных в законодательстве Европейского союза при регулировании аналогичных ситуаций.

В странах ЕС, когда товар импортируется из третьих стран в государство ЕС, где происходит его растаможка, но которое не является страной конечного потребления, администрирование сделки производится в следующем порядке. К примеру, латвийская компания продает белорусский товар в Германию, и товар следует из Беларуси через Латвию, где происходит таможенное оформление, в Германию. Латвия рассматривает такую поставку как осуществленную с территории государства, в котором были совершены таможенные процедуры по оформлению импорта товара в ЕС. То есть считается, что отгрузка начата в том государстве ЕС, где товар растаможен, и плательщик вправе применить нулевую ставку НДС.

Аналогичная норма включена указом №1 от 5 января 2015 года в указ №358 "О стимулировании реализации товаров" от 11 августа 2011 года. Она распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2014 года у лиц, обладающих статусом уполномоченного экономического оператора и включенных в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения. Таким образом, указ №1 закрепил порядок, применявшийся на практике в соответствии разъяснением Гостаможкомитета, Минтранса и МНС (№ 02/15493/03-02-03/8407/2-1-9/439).

Для примера приведу самую типичную ситуацию применения этой нормы. Допустим, резидент Беларуси "А" приобрел товар у иностранной организации "Z", не являющейся плательщиком государства – члена ЕАЭС, и реализует его организации "Р" - плательщику государства - члена ЕАЭС. Транспортировка товара начата за пределами территории ЕАЭС (от иностранной организации "Z") и завершается на территории ЕАЭС (место нахождения конечного покупателя - организации "Р"). При этом белорусский экспортер ("А") может не осуществлять на территории республики складские и грузовые операции (погрузка, выгрузка на склад) с перемещаемыми через Беларусь товарами, но помещает их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В соответствии со ст. 32 НК местом реализации таких товаров признается Беларусь. Соответственно, белорусский экспортер (организация "А") при реализации товара организации "Р" применяет нулевую ставку НДС, представив в налоговый орган предусмотренные п.7 ст.102 НК документы.

Читайте также: