Ответственность за неуплату ндс рк

Опубликовано: 03.05.2024

Елизавета Кобрина

Штрафы по НДС в 2021 году

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС

За несдачу НДС и представление отчета позже срока положены предупреждения, штрафы и даже блокировка счетов, если опоздать с отчетом на 10 рабочих дней.

Когда сдавать декларацию

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В 2021 году сроки следующие:

  • 1 квартал — 26 апреля 2021 (срок переносится, если последний день сдачи выпадает на выходной день);
  • 2 квартал — 26 июля 2021;
  • 3 квартал — 25 октября 2021;
  • 4 квартал — 25 января 2022.

Если вы сдали декларацию по НДС на бумаге, хотя должны были сделать это в электронной форме, налоговая не примет отчет и он будет считаться непредставленным. Сроки не заморозят на то время, которое вы потратите на переделку и повторную подачу. В таком случае, если вы подаете бумажную декларацию в последний день сдачи, гарантированно придется заплатить штраф за просрочку.

Кого накажут за опоздание

Отвечать за просрочку будут:

  • организации и предприниматели (в т. ч. налоговые агенты) — штраф по ст. 119 НК РФ;
  • должностные лица организации (директор, главбух и пр.) — предупреждение или штраф по ст. 15.5 КоАП РФ.

Предпринимателя нельзя оштрафовать дважды за одно нарушение, поэтому он заплатит только штраф по налоговому кодексу, а к административной ответственности привлечен не будет.

Размер штрафа и порядок расчета

Штраф по ст. 15.5 КоАП РФ — от 300 до 500 рублей. Его размер устанавливает суд. Тут все просто, никаких нюансов.

Штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной вовремя суммы НДС по декларации. Проценты начисляют за каждый месяц просрочки, в том числе за неполные. Посчитает штраф налоговая, но мы объясним алгоритм, чтобы вы понимали, как он формируется. Для расчета надо знать сумму неуплаченного налога и количество полных и неполных месяцев, прошедших со дня, в который истек срок подачи отчета. Формула следующая:

Штраф = Неуплаченный НДС × 5 % × Кол-во полных и неполных месяцев, прошедших со дня просрочки

Важно помнить, что налог разрешается платить тремя равными платежами — не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, идущих за отчетным кварталом. Это значит, что штраф считают только по той сумме налога, которую уже не заплатили вовремя.

Пример. Организация сдала декларацию и заплатила налог за 1 квартал 2021 года 5 мая, а не 26 апреля, как полагается. Сумма налога, заявленного в декларации к уплате — 300 000 рублей. Но на дату сдачи отчета прошел только срок уплаты первой ⅓ платежа. Это значит, что для расчета штрафа возьмут 100 000 рублей — ⅓ от 300 000 рублей.

Просрочка составила один неполный месяц — с 26 апреля по 5 мая.

Размер штрафа составит: 100 000 рублей × 5 % × 1 месяц = 5 000 рублей.

При расчете суммы штрафа есть и ограничения — он не должен быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы неуплаченного НДС. Минимальный штраф платят, если:

  • налог заплатили вовремя, а с декларацией опоздали;
  • в декларации сумма НДС к уплате 0 рублей или заявлен налог к возмещению;
  • на дату уплаты НДС была переплата, которая покрывала сумму налога.

Штрафы за неуплату НДС в 2021 году

Неуплата НДС бывает полной и неполной, умышленной и неумышленной. Это нарушение, за которое плательщиков налога привлекают к ответственности по ст. 122 НК РФ. Причиной может стать заниженная налоговая база, неправильно рассчитанный налог, мошеннические действия и пр. Также возможен штраф за грубое нарушение правил учета по ст. 120 НК РФ.

Штраф за неуплату НДС

Штраф назначается за занижение базы по НДС, ошибки в расчетах и незаконные действия.

Штраф за неумышленную неуплату — 20 % от суммы долга. Такой размер применяется из-за случайных ошибок в расчетах, технических неполадок, низкой квалификации бухгалтера и пр. Если налоговая выяснит, что вы не заплатили НДС умышленно, штраф увеличится до 40 %. Умышленным посчитают занижение налога при «нарисованном» входящем НДС, имитации реальной деятельности и пр.

Дополнительно к сумме штрафа надо доплатить сам неуплаченный налог и пени за каждый день просрочки.

Избежать штрафа можно, если вы:

  • правильно посчитали и отразили в декларации налог, но не заплатили в бюджет вовремя;
  • занизили налог в первичной декларации, но успели погасить недоимку, пени и сдать уточненку, до того как налоговая нашла ошибку;
  • переплачивали НДС в прошлых кварталах и суммы переплаты достаточно для покрытия недоимки;
  • подали уточненку, до того как закончился срок приема первичных деклараций.

Штраф за грубое нарушение правил учета

К грубому нарушению относится несвоевременное или неверное отражение операций в учете и отчетности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, бухгалтерских и налоговых регистров.

Если такие нарушения привели к занижению налоговой базы, штраф составит 20 % от суммы долга по налогу, но не меньше 40 000 рублей. Также придется погасить долг и уплатить пеню.

Штраф за опоздание с уплатой НДС

За несвоевременную уплату налога отдельный штраф в НК РФ не предусмотрен. Но придется заплатить пеню.

Пример расчета пени. ООО «Игристое» уплатило всю сумму НДС за 1 квартал 2021 года единовременно — 30 июня. По правилам надо было распределить сумму налога на три равных платежа и перечислить до 25 апреля, мая и июня. Получается, что «Игристое» просрочило все три платежа. Сумма неуплаченного вовремя НДС 300 000 рублей — по 100 000 рублей ежемесячно. Предположим, что ставка рефинансирования ЦБ РФ не менялась весь срок — 4,25 %.

Периоды просрочки и пеня следующие:

  • первый платеж (26 апреля 2021) — 65 дней

(100 000 × 30 × 4,25 / 300) + (100 000 × 35 × 4,25 % / 150) = 1 416,67 рубля

  • второй платеж (25 мая 2021) — 36 дней

(100 000 × 30 × 4,25 / 300) + (100 000 × 6 × 4,25 % / 150) = 595 рублей

  • третий платеж (25 июня 2021) — 5 дней

(100 000 × 5 × 4,25 / 300) = 70,83 рубля

Итого пеня составит 2 082,5 рубля.

Упростить расчет поможет специальный калькулятор. Главное, не забудьте посчитать пеню отдельно для каждой ⅓ платежа по НДС.

Ведите учет НДС и сдавайте декларации в Контур.Бухгалтерии, чтобы не опаздывать и не ошибаться в расчетах. Сервис поможет автоматизировать работу с НДС и автоматически заполнит декларацию данными, которые вы ввели в программу. Также в Бухгалтерии можно проводить расчеты с сотрудниками, вести бухгалтерский учет, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.


За что предусмотрены штрафы в области налогообложения?

  • Нарушение срока постановки на регистрационный учетв налоговом органе влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов — в размере 8, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 70 МРП.
  • Нарушение налогоплательщиком срока подачи налогового заявления в налоговый орган о постановке нарегистрационный учет по налогу на добавленную стоимость- влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере 15 МРП месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 15 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 30% от суммы облагаемого оборота за период непостановки на учет.
  • Неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима влекут штраф на физических лиц — в размере 8, на индивидуальных предпринимателей — в размере 15, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 МРП.
  • Нарушение индивидуальным предпринимателем срока подачи расчета для получения патента— влечет предупреждение на индивидуальных предпринимателей влечет штраф в размере 15 МРП.
  • Осуществление деятельности в период действия решения налогового органа о приостановлении представления налоговой отчетности влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 40, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего или крупного предпринимательства, — в размере 50 МРП.
  • Непредставление налоговой отчетности, а также документов, связанных с условным банковским вкладом влечет предупреждение на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, юридических лиц влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на физических лиц в размере 15, на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 45, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 70 МРП.
  • Непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган налоговым агентом договора об условном банковском вкладев случае уплаты подоходного налога через условный банковский вклад — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов в размере 10, на юридических лиц, в том числе нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 30, на юридических лиц, в том числе нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 МРП.
  • Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган документов, необходимых для определения суммы прибыли или части прибыли юридического лица-нерезидента, расположенного и (или) зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, подлежащей налогообложению в соответствии с Налоговым кодексомРеспублики Казахстан, — влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей в размере 100, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 200, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 500 МРП.
  • Сокрытие объектов налогообложения влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере 150% от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения на физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере 200 % от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.
  • Отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета у налогоплательщика и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством Республики Казахстан влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на индивидуальных предпринимателей в размере 25, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 50, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 75 МРП.
  • Неотражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров (работ, услуг) — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере 5, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 10% от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг).
  • Уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежейв бюджет совершенное путем осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов через кассу либо банковские счета третьих лиц при наличии налоговой задолженности в период действия распоряжения налогового органа о приостановлении расходных операций по кассе, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф на физических лиц в размере 15, на индивидуальных предпринимателей — в размере 35 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50% от суммы произведенных расчетов или административный арест сроком на сорок пять суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет— влечет штраф на физических лиц в размере 10, на должностных лиц — в размере 20 МРП, на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50% от начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет или административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Занижение налогоплательщиком сумм текущих платежей в расчете, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50% от заниженной суммы текущих платежей или административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Превышение суммы фактически исчисленного корпоративного подоходного налога за налоговый период над суммой исчисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более двадцати процентов, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния — влечет штраф в размере 40% от суммы превышения фактического налога или административный арест сроком на сорок пять суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Занижение сумм налогов, входящих в расчет стоимости патента, юридическим лицом-производителем сельскохозяйственной продукции, производящим расчеты с бюджетом на основе патента, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф в размере 30% от заниженной суммы налогов без уменьшения при расчете стоимости патента или административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Неудержание или неполное удержание налоговым агентом сумм налогов, подлежащих удержанию и (или) перечислению в бюджет, в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 процентов от неудержанной суммы налогов и других обязательных платежей.
  • Неперечисление или неполное перечисление налоговым агентом удержанных сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двадцати месячных расчетных показателей.
  • Выписка налогоплательщиком фиктивного счета-фактуры— влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере тридцати пяти месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере ста двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двухсот процентов от суммы налога на добавленную стоимость, включенной в счет-фактуру.
  • Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машинвлекут штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей в размере 15, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 месячных расчетных показателей.
  • Неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством Республики Казахстан, а именно неуплата косвенных налогов в течение тридцати календарных дней после срока уплаты, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов — в размере 10, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 20, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 250 месячных расчетных показателей. Неуплата косвенных налогов по истечении тридцати календарных дней после срока уплаты, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов — в размере двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 процентов от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
  • Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган обязательств о ввозе (вывозе) продуктов переработки и их неисполнение, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан,- влекут штраф на физических лиц — в размере пятидесяти, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
  • Неуведомление либо несвоевременное уведомление налоговых органов в следующих случаях:
    • при временном ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут вывезены с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров;
    • при временном вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут ввезены на территорию Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик вывезенных товаров, —

влечет штраф на физических лиц — в размере 50, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 150, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.

  • Невыполнение законных требований органов налоговой службы и их должностных лицвлечет штраф на физических лиц в размере восьми, на должностных лиц — в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
  • Действия (бездействие), совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на должностных лиц — в размере тридцати месячных расчетных показателей.
  • Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица органа налоговой службы, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение, используемые налогоплательщиком (кроме жилых помещений) для предпринимательской деятельности, — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере сорока пяти месячных расчетных показателей.

Источник: Административный кодекс по состоянию на 01.01.2014 г. Глава 16.


Автор: Ravil

Г. Дорошева, аудитор РК, директор аудиторской компании «DSAudit»,

член правления ПАО «Коллегия аудиторов»

КТО НЕСЕТ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ?

ТОО плательщик НДС, на общеустановленном режиме, основной вид деятельности - сдача в субаренду складских помещений. В данный момент хозяйственной деятельности не ведет. Денежных средств, непогашенной дебиторской задолженности не имеет. Задолженности по налогам нет. Имущество в ходе хозяйственной деятельности не приобреталось, кроме офисной мебели, компьютера и кассового аппарата. ТОО получило уведомление от налогового органа о судебном решении в отношении одного из своих поставщиков (в 2012 г.) о признании регистрации недействительной и предложено исключить суммы из зачета по НДС и оплатить КПН. В связи с отсутствием у ТОО возможности погашения недоимки по НДС и КПН, возникшей в связи с решение суда, несет ли ответственность по долгам ТОО 1) учредитель ТОО, 2) директор, 3) главный бухгалтер?

Прежде всего, согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный капитал, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам.

Также, в соответствии с пунктом 7 статьи 37 Налогового кодекса, если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения в полном объеме налоговой задолженности, остающаяся часть налоговой задолженности погашается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в случаях, которые установлены законодательными актами Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 277 Кодекса «Об административных правонарушениях» уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, совершенное путем осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов с третьими лицами при наличии задолженности в период действия распоряжения органа государственных доходов о приостановлении расходных операций по кассе, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере пятнадцати МРП, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти процентов от суммы произведенных расчетов.

При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Налогового кодекса при выявлении в ходе налоговой проверки фактов умышленного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также преднамеренного ложного банкротства, указывающих на признаки уголовного правонарушения, органы налоговой службы направляют соответствующим правоохранительным органам материалы, отнесенные к их подследственности, для принятия процессуального решения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Основанием для начала досудебного расследования по таким фактам согласно статьям 244, 245 Уголовного кодекса РК (далее УК РК) является уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, согласно статье 244 - сумма не поступивших платежей в бюджет, превышающая две тысячи МРП; статье 245 - сумма не поступивших платежей в бюджет, превышающая двадцать тысяч МРП.

Так согласно статье 244 уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию или иные документы, связанные с исчислением или уплатой налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет, заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо об имуществе, подлежащем налогообложению, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в бюджет в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до пятисот МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до трехсот часов, либо арестом на срок до девяноста суток.

То же деяние, совершенное с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, -

наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Также в соответствии со статьей 245 УК РК уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное:

1) с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

2) группой лиц по предварительному сговору, -

наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Все вышеизложенные меры относятся в большей степени к директору, а к главному бухгалтеру - если будет доказано, что они действовали вместе по предварительному сговору. Особо отмечаем, что нормой части 5 статьи 181 Уголовно-Процессуального кодекса установлено, что основанием для начала досудебного расследования является наличие соответствующего акта проверки, ревизии, свидетельствующего о наличии признаков уголовного правонарушения.

Настоящий материал является объектом авторского права.

Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.

Как правило, каждого налогоплательщика интересуют вопросы о том:

  • За что несет ответственность руководитель/ главный бухгалтер?
  • Чем закреплена налоговая ответственность руководителя и главного бухгалтера?
  • Всегда ли руководитель несет ответственность?
  • За что могут привлечь к ответственности руководителя?
  • За что несет ответственность главный бухгалтер?
  • Кто несет ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации?
  • К какой ответственности можно привлечь «бывшего» директора?
  • Можно ли привлечь «бывшего» директора, если он «бросил» фирму?
  • За что отвечает новый директор?

Что такое «налоговая» ответственность?

Под налоговой ответственностью принято понимать меры воздействия государственных органов за совершение налоговых правонарушений. Выявить налоговое правонарушение могут налоговые органы, Центробанк России, Росфинмониторинг, правоохранительные органы (ОБЭП, Отдел по борьбе с налоговыми преступлениями, Следственный комитет РФ) и другие.

Ответственность за неуплату или неполную уплаты сумм налогов и другие налоговые правонарушения в зависимости от вида и тяжести совершенного правонарушения предусмотрена:

  1. Налоговым Кодексом РФ (НК РФ);
  2. Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)
  3. Уголовным Кодексом РФ (УК РФ).

Виды ответственности за неуплату налогов

Налоговая ответственность – налогоплательщикам (организациям)

Самым распространенным налоговым нарушением является неуплата или неполная уплата сумм налогов, за что предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Именно к этой ответственности в 90% случаев привлекаются компании (налогоплательщики) налоговым органом по итогам камеральных и выездных налоговых проверок. И здесь не имеет значения - было ли правонарушение совершено умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность – должностным лицам

Налоговая административная ответственность в виде штрафов за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена главой 15 КоАП РФ, и применяется к должностным лицам налогоплательщика – генеральному директору, главному бухгалтеру, как правило, одновременно с ответственностью по Налоговому Кодексу РФ.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена ст. 199 УК РФ и наступает за существенные для государства суммы недоимки по налогам. Крупным признается такой размер неуплаты, когда сумма неуплаченных налогов на протяжении трех лет подряд превышает два миллиона рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

При этом в настоящее время возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только после получения материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел, например, о незаконном (схемном) возмещении НДС.

Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.

Однако, даже в этом случае, привлечение к ответственности за неуплату налогов не происходит моментально.

Правоохранительные органы должны пройти процедуру доследственной проверки, по ее итогам возбудить уголовное дело, передать материалы в суд и только затем суд может привлечь к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность наступает в виде существенных штрафов либо лишения свободы.

Кого могут привлечь к уголовной ответственности?

Круг лиц, которые потенциально могут нести уголовную ответственность достаточно широкий

  • должностное лицо - руководитель организации (генерального директора)
  • главный бухгалтер;
  • бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;
  • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на подписание отчетной документации;
  • лица, содействующие неуплате налогов (финансовый директор).

Порядок расчет недоимки по налогам для привлечения к ответственности

Каким образом будет рассчитана недоимка в ходе налоговой проверки – наглядно продемонстрируем на условном примере.

Предположим, было перечислено 10 000 000 рублей (в том числе НДС) на расчетный счет организации, которую налоговые органы в ходе налоговой проверки посчитали недобросовестным контрагентом («однодневкой»).

Для компаний на общей системе налогообложения (с НДС), размер доначислений составит:

  • НДС в размере 1 525 424 рубля (из расчета 10 000 000 /118 * 18)
  • Налог на прибыль в сумме 1 694 916 (из расчета (10 000 000 – 1 525 424 (НДС))* 20%
  • Штрафные санкции в размере 644 068 (Из расчета 1 525 424 + 1 694 916)
  • Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, или около 10% от суммы доначисленных налогов за год.

Итого размер неуплаченных налогов (недоимки): 3 220 340 рублей = 1 525 424 + 1 694 916

Учитывая итоговую сумму недоимки по налогам в размере 3 220 340 рублей. Таким образом, на рассмотренном примере действия должностных лиц компании (руководителя, главного бухгалтера) формально подпадают под признаки состава налогового преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Порядок привлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности

Процедура привлечения лица к ответственности за неуплату налогов достаточно формализована, и носит строго регламентированный характер.

Так, до момента обжалования в суд результатов налоговой проверки, налоговые органы должны рассмотреть возражения налогоплательщика, вынести на их основании обоснованное решение, которое должно вступить в законную силу.

Таким образом, даже после получения первых результатов налоговой проверки, у налогоплательщика имеется возможность качественно подготовиться к предстоящим спорам с налоговым органом, представить обстоятельную позицию в следственный орган, проводящему проверку по материалам налоговой инспекции, а также предпринять комплекс мер по недопущению блокирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Что делать, если есть вероятность привлечения Вас и Вашей компании к ответственности?

Обратитесь за квалифицированной помощью к налоговому адвокату. Чем раньше будут привлечены к процессу профессиональные налоговые юристы и опытные в таких вопросах адвокаты, тем эффективнее будет помощь: налоговая ответственность может быть снижена, либо вовсе Вас освободят от налоговой или уголовной ответственности.

Не пытайтесь решить данный вопрос самостоятельно. Зачастую, излишняя самоуверенность либо непродуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Обратитесь к нам, и мы бесплатно проведем анализ сложившейся ситуации, и предложим оптимальные и самые эффективные способы защиты Ваших интересов от претензий налоговых и следственных органов. С нами Вы сможете почувствовать себя уверенно!

Защита прав и интересов наших клиентов осуществляется налоговыми адвокатами и юристами по налоговому праву. Налоговые юристы и адвокаты ААБ «Абрамов, Рульков и партнеры» имеют долгий опыт работы в контролирующих и правоохранительных органах на руководящих позициях, и обладают соответствующими правовыми статусами (адвокатское удостоверение), что позволяет обеспечить наиболее эффективную и надежную защиту Ваших интересов во всех государственных органах.

В нашей компании ведущим специалистом по вопросам защиты прав налогоплательщиков (их должностных лиц), связанным с налоговыми правонарушениями и преступлениями, является Черненко Роман Васильевич.

Черненко Р. В. получил большой опыт работы в данной сфере, начав курировать еще деятельность налоговой полиции, затем службы по экономическим и налоговым преступлениям.

После многолетней работы в правоохранительных органах Черненко Р. В. успешно работает в Арбитражном адвокатском Бюро «Абрамов, Рульков и партнеры» в качестве адвоката, профессионально защищая права и законные интересы руководителей компаний на стадии доследственных проверок, в предварительном следствии, а также в судах разных инстанций при уголовном преследовании за уклонение от уплаты налогов.

Информация об адвокатском удостоверении Черненко Р.В.: Удостоверение № 10703, выдано Главным управлением Министерства Юстиции РФ по г. Москве. Дата выдачи 05.04.2010 г.

Его знания и опыт работы в правоохранительных органах обеспечивают наиболее эффективную защиту прав налогоплательщиков и надежное их представительство на всех стадиях уголовного преследования, зачастую делая невозможным направление дела в суд и привлечение к уголовной ответственности.

Налоговая ответственность и ответственность за неуплату налогов полностью "лежит на плечах" налогоплательщиков, но доверяя нам Вы можете не переживать за безопасное исполнение налогового законодательства.

Диспозиция ст. 199 УК РФ допускает привлечение лица к уголовной ответственности в случае совершения им уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов при совершении деяния двумя способами:

1 – путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных обязательных для представления документов;

2 – путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Как показывает жизнь, существующие механизмы уклонения от уплаты налогов налогоплательщиками-организациями, чрезвычайно многообразны. Однако привлечь к уголовной ответственности лиц, ответственных за неуплату налогов организацией, которая не уклонилась или уклонилась от выполнения налоговых обязанностей способами, не указанными в ст.199 УК РФ, не основано на законе. С 2004 года сам по себе способ уклонения от уплаты налогов является юридически значимым для квалификации деяния, поскольку диспозиция статьи 199 УК РФ, содержат исчерпывающий перечень способов совершения налоговых преступлений.

Поскольку в ст.199 УК РФ указание на другие незаконные способы отсутствует, то имеет смысл рассмотреть вопрос о том, является ли это пробелом (упущением законодателя) или его квалифицированным умолчанием? Например, в других нормах УК РФ перечисление в диспозиции конкретных способов совершения преступлений зачастую заканчивается словами «иным незаконным способом». Например, в ч.1 ст.183 УК РФ указано, что собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, может быть совершено путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Факт, что указание двух способов уклонения в ст.199 УК РФ не является упущением законодателя, подтверждается судебным толкованием: как в ранее действующем в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», так и в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления», где указано, что «способами уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов являются действия, состоящие в умышленном включении в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, либо бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных указанных документов».

Следовательно, в уголовном законодательстве не криминализировано отсутствие сокрытия от налогового органа достоверной информации о величине налоговой обязанности или использование иного способа уклонения, не предусмотренного в диспозиции ст.199 УК РФ, вследствие чего подобные действия не должны являться уголовно наказуемыми деяниями.

Однако, в ранее упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» в п.1 указано, что «общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации». Кроме того, там же в п.17 разъяснено, что состав преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, отсутствует только, если налогоплательщик в случае подачи уточненной налоговой декларации подал ее до истечения срока уплаты и уплатил налог, тем самым добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца (часть 2 статьи 31 УК РФ).

Следуя толкованию, данному ВС РФ, можно прийти к выводу о том, что, если при подаче первоначальной декларации уже имело место уклонение, как часть состава преступления, то последующее представление уточненной налоговой декларации, когда по факту недостоверное информирование налогового органа было устранено, ни при каких условиях не освобождает лицо от уголовной ответственности.

Таким образом, по сути, данное Верховным Судом РФ толкование диспозиции ст.199 УК РФ, является расширительным, когда любая неуплата налога (не поступление налога в бюджет) в установленный срок любыми способами признается преступлением (при наличии соответствующего материального состава) что, безусловно, размывает грань между преступлением и налоговым правонарушением. При подаче уточненной декларации с достоверной информацией о налогах действия лица становятся правомерными с точки зрения НК РФ, но остаются противоправными с точки зрения УК РФ, что противоречит буквальному содержанию ст.199 УК РФ.

Как представляется, такое «расширительное» судебное толкование диспозиции ст.199 УК РФ не вполне соответствует основополагающему принципу уголовного права, на который, в частности, указано в Определении КС РФ от 29.05.2019 № 1243-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шварцберга Вадима Михайловича на нарушение его конституционных прав частью девятой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 199 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – Определение КС РФ от 29.05.2019 № 1243-О). Суд указал: «В сфере уголовно-правового регулирования - в силу статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, основанной на принципе nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления, нет наказания без указания на то в законе), - особое значение приобретает требование определенности правовых норм».

Удивительно, что указав в Определении КС РФ от 29.05.2019 № 1243-О на безусловную необходимость определенности норм уголовного права, на то, чтобы составообразующие признаки криминализируемого противоправного деяния «были точно и недвусмысленно определены в уголовном законе, непротиворечиво вписывающемся в общую систему правового регулирования», но тот факт, что заявителем - гражданином В.М. Шварцбергом (далее – гражданин Ш), осужденным по ст. 199 УК РФ, была представлена уточненная налоговая декларация с достоверной суммой налоговой обязанности, суд не стал оценивать и отказал в принятии его жалобы к рассмотрению. Хотя, как указал суд: «при привлечении к уголовной ответственности должны учитываться нормы не только уголовного, но и налогового законодательства».

Основанием для обращения гражданина Ш. в Конституционный Суд РФ, по-видимому, послужили, вынесенные в отношении него два судебных решения (решения размещены на сайте https://sudact.ru): Приговор Советского районного суда г. Омска по делу №1-91/2018 от 03.05.2018г. (далее – Приговор по Делу №1-91/2018 от 03.05.2018г.) и Апелляционное Постановление Омского областного суда об отказе в удовлетворении жалобы Шварцберга В.М. в порядке ст. 125 УПК РФ от 22.09.2017г.(далее – Постановление по Делу № 22-3093/2017 от 22.09.2017г.)

Из Приговора по Делу №1-91/2018 от 03.05.2018г. следует, что уголовное дело в отношении гражданина Ш., было возбуждено по факту уклонения организации, в которой он являлся исполнительным директором, от уплаты налогов в крупном размере путем включения в первоначально представленные налоговые декларации заведомо ложных сведений. Факт представления им уточненных налоговых деклараций, в которых сумма налогов была исчислена правильно, на решение суда не повлиял – он был привлечен к уголовной ответственности по ст.199 УК РФ с возложением на него обязанности в полном объеме возместить ущерб в виде неуплаченного в бюджет Российской Федерации налога на добавленную стоимость (НДС) за организацию, которая до привлечения его к ответственности была ликвидирована (дополнительной особенностью данного дела являлось то, что гражданин Ш. не являлся директором организации, но был привлечен к возмещению ущерба в полном объеме).

Из Приговора по Делу №1-91/2018 от 03.05.2018г. следует, что в качестве доказательной базы использовались, в том числе материалы налоговой проверки, но налоговым органом были нарушены сроки направления материалов в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. После выездной налоговой проверки организации за 2010-2012 годы налоговый орган вообще не передавал информацию в следственные органы, а уголовное дело возбуждено только в 2015 году, то есть спустя более 4-х лет от начала проверяемого налогового периода.

На нарушение налоговым органом обязанности было указано в обращении гражданина Ш. в Конституционный Суд РФ.

Отказывая в принятии жалобы, в Определении КС РФ от 29.05.2019 № 1243-О указано, что «принятие решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела не могут быть произвольными, а наоборот, должны отвечать требованиям законности и обоснованности».

Судебной практикой давно сформирован подход, что несоблюдение вышеуказанного срока (как правило, передача раньше срока) не влияет на законность возбуждения уголовного дела. Например, в Определении Верховного Суда РФ от 18.03.2016 № 304-КГ16-713 по делу № А70-13209/2014 было указано, что сам по себе факт направления налоговым органом материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не является доказательством нарушения прав общества. Вследствие чего суд пришел к выводу о том, о недоказанности факта нарушения прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Также суд указал, «что в случае возбуждения уголовного дела и несогласия с постановлением о возбуждении уголовного дела налогоплательщик вправе обжаловать его в установленном законом порядке».

В рассматриваемом случае гражданин Ш., как следует из Постановления Делу № 22-3093/2017 от 22.09.2017г., обжаловал постановление о возбуждении уголовного дела, ссылаясь на отсутствие в материалах дела сообщения и документов из налогового органа о нарушении налогового законодательства, тогда как в тот период действовала ст. 140 УПК РФ в редакции ФЗ № 407-ФЗ от 06.12.2011, согласно которой возбуждение уголовного дела было возможно только по материалам, направленным из налогового органа. Однако суд отказал в удовлетворении жалобы, мотивировав свое решение тем, что в соответствии со ст. 140 УПК РФ имелись повод и основания для возбуждения уголовного дела, которыми явились рапорт об обнаружении признаков преступления и материал предварительной проверки книги регистраций сообщений о преступлении, содержащих достаточные данные о наличии признаков преступления. Суд также указал, что: «При этом изменения, внесенные в ст.ст.140, 144 УПК РФ Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», не ставят под сомнение правильность оценки следователем наличия повода и оснований для возбуждения уголовного дела».

Как представляется, подобный подход к несоблюдению установленных сроков может привести к риску ущемления прав граждан – участников предпринимательских отношений. Нельзя признать справедливым произвольное по времени привлечение к уголовной ответственности лиц, которые заранее не могли знать, что им необходимо было собирать и хранить значимые для рассмотрения их дела документы, поскольку документы налогового учета, по общему правилу, имеют определенный срок необходимого хранения, по истечении которого они могут быть уничтожены. Так, согласно пп.8 п.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны «в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

По истечении срока в отсутствии необходимой доказательственной базы никто не сможет доказать свою невиновность в состязательном процессе, когда вменяемое ему правонарушение по времени будет значительно отстоять от факта его совершения и обнаружения.

Например, из Приговора по Делу №1-91/2018 от 03.05.2018г. следует, что в уголовном процессе исследовались только книги-покупок, но не исследовались письменные доказательства как счета-фактуры - первичные документы, на основании которых книги-покупок составляются и которые необходимы для того, чтобы установить налогооблагаемую базу при исчислении НДС. Отсутствие документов, возможно, произошло по причине того, что истекли сроки их хранения, и они были уничтожены, что могло повлиять на представление доказательств со стороны защиты, и, как следствие, на приговор суда.

В подтверждение позиции о том, что субъекты налоговых отношений должны быть оперативно проинформированы о наличии к ним притязаний со стороны государственных органов можно привести, например, Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 9-П, в котором по поводу момента выявления недоимки по налогам было указано: «Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, … установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит прежде всего целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика», «введение законодательством ограничений по срокам направлено на гарантирование конституционных прав налогоплательщиков и на рациональную организацию деятельности правоприменителей».

Однако в Определении от 29.05.2019 N 1243-О Конституционный Суд РФ отступил от ранее занимаемой позиции, указав, что «изменение же порядка возбуждения уголовных дел о тех или иных преступлениях относится к дискреционным полномочиям законодателя, который вправе с учетом социально-экономических, организационных и других условий избирать ту или иную модель правового регулирования».

Вывод: высказанная позиция о том, что в случае, если в уголовном деле в качестве доказательной базой используются материалы налоговой проверки, то само уголовное дело должно быть возбуждено следственными органами в установленные законодательством сроки после получения материалов от налоговых органов в соответствии с п.3 ст.32 НК РФ, а не произвольно во времени, представляется более правильной, чем существующая в судебной практике.

Данный вывод следует не только из того, что налоговое законодательство не предусматривает продление срока направления налоговым органом в следственные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, но и тем, что законодательное ограничение по срокам возбуждения уголовного преследования в отношении лица, предусмотренное нормами НК РФ и УПК РФ, гарантирует соблюдение конституционных прав граждан и обеспечивает рациональную организацию деятельности правоприменителей в лице налоговых, следственных и судебных органов.

Читайте также: