Значение бухгалтерской отчетности для налоговых органов заключается в возможности

Опубликовано: 15.05.2024

Согласно Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон №402-ФЗ) каждый экономический субъект в нашей стране, за некоторым исключением, обязан вести бухгалтерский учет. Ст.6 Закона №402-ФЗ освобождает от этой обязанности индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (адвокатов, нотариусов, частных детективов, патентных управляющих и др.), филиалы и представительства иностранных компаний – в случае, если указанные лица ведут учет в целях налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Информация, аккумулируемая в системе бухгалтерского учета, составляет основу для составления финансовой отчетности. Финансовая отчетность отражает финансовое состояние предприятия по состоянию на отчетную дату и результаты его хозяйственной деятельности за отчетный период – год, квартал, месяц. Финансовая отчетность, формируемая за отчетный период менее года, носит название промежуточной, в большинстве случаев не является обязательной и содержит значительно меньший объем информации по сравнению с годовой отчетностью.

Из всех видов отчетности финансовая отчетность имеет самое большое число пользователей, которые имеют свой интерес в изучении отчетных показателей. Собственникам капитала, н-р, интересно знать, какую прибыль приносит организация, насколько рационально и эффективно она распоряжается вверенными ей средствами, способна ли выплачивать дивиденды. Потенциальным инвесторам важна информация о том, насколько рискованным является бизнес и какой будет отдача от инвестированного капитала, развивается ли организация или находится в состоянии стагнации. Банки и иных кредиторов интересует, насколько платежеспособна организация, способна ли она генерировать денежные потоки для выплаты основного долга и начисленных процентов. Если поставщиков и подрядчиков больше волнуют вопросы обеспеченности заказами и отпуска товаров и услуг на условиях предоплаты, то покупателей и заказчиков – может ли организация предоставить необходимый объем требуемых товаров и услуг по приемлемым ценам. Налоговым органам финансовая отчетность необходима для выполнения функций налогового контроля и налогового планирования. Статистическая служба заинтересована в получении информации для последующего использования государственными и иными структурами в целях оценки состояния национальной экономики. Не менее, чем сторонних пользователей, финансовая отчетность интересует и внутренних – персонал и руководство организации. Трудовому коллективу в лице его представителей нужно знать, насколько справедливо распределяется добавленная стоимость, созданная работниками, каковы реальные возможности работодателя по выплате достойной заработной платы, насколько устойчива рыночная позиция предприятия, являющаяся гарантией сохранения рабочих мест и занятости персонала. Руководству организации финансовая отчетность требуется, чтобы оценить эффективность принятых им управленческих решений и разработать стратегию на будущее.

Финансовая отчетность не содержит всю информацию, необходимую различным категориям ее пользователей, и не может в полном объеме удовлетворить информационные потребности каждого. Несмотря на разницу в целях, практически все пользователи финансовой отчетности сходятся в одном – им всем важно, может ли организация выполнять взятые на себя обязательства. Финансовая отчетность предоставляет такую возможность и содержащиеся в ней сведения позволяют должным образом оценить перспективы организации относительно будущих чистых поступлений денежных средств. При этом предполагается, что пользователи финансовой отчетности владеют определенными знаниями для понимания сущности отображаемых экономических процессов.

В условиях развитой экономики пользователям финансовой отчетности необходима релевантная информация о деятельности как групп компаний, так и входящих в них отдельных хозяйствующих единиц. Отчетность отдельного предприятия содержит сведения о финансовом состоянии и финансовых результатах одного юридического лица, включая все его обособленные подразделения (в том числе выделенные на отдельный баланс). Финансовая отчетность группы предприятий аккумулирует отчетности нескольких юридических лиц и систематизируется таким образом, как будто они являются единым экономическим субъектом.

Финансовые отчетности компаний, включаемых в группу, объединяются при помощи применения специальных методов и приемов консолидации или простым сведением аналогичных статей индивидуальных отчетностей.

При составлении отчетности методом консолидации производится построчное суммирование соответствующих отчетных показателей и элиминирование внутригрупповых операций и остатков в целях исключения повторного счета в агрегированном отчете группы. Консолидированная отчетность в ее классическом варианте объединяет отчетность группы компаний, в которой одна компания (материнская) контролирует все остальные (дочерние). Обычно контроль над объектом инвестиций наличествует, если материнская компания владеет более чем половиной голосующих акций дочерней организации.

Современные хозяйственные структуры предусматривают довольно сложные переплетения компаний, объединенных определенными отношениями, но не имеющих между собой юридических связей типа «мама – дочка». Такие компании не участвуют в консолидации, но при этом фактически составляют единый бизнес. Вместо консолидированной отчетности интегрированные структуры, формально не отвечающие условиям консолидации, могут составить комбинированную отчетность. В целом подходы к консолидированной и комбинированной отчетности совпадают – производится объединение соответствующих отчетных статей, исключаются внутригрупповые обороты, сворачиваются внутригрупповые задолженности. Однако, если в консолидированной отчетности показывается только уставный капитал материнской компании, а уставные капиталы дочерних компаний и инвестиции материнской компании в дочерние взаимозачитываются, то в комбинированной отчетности отражаются как соответствующие инвестиции одной компании в другую, так и взносы в уставный капитал.

И консолидированная, и комбинированная отчетность тем или иным образом находят свое применение в экономической жизни России.

В нашей стране финансовая отчетность составляется в двух вариациях – в соответствии с требованиями российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и по правилам международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ ПО РСБУ

Финансовая отчетность по РСБУ носит двойное название – бухгалтерская (финансовая) отчетность, что объясняется тенденциями в ее развитии и постепенным смещением в сторону удовлетворения информационных запросов не только государства, но и существующих и потенциальных инвесторов и кредиторов. Если в основе бухгалтерской отчетности лежит строгое соответствие требованиям национальной системы учета, то при подготовке финансовой отчетности приоритет отдается профессиональному суждению и оценкам руководства отчитывающейся компании. Финансовая отчетность отвечает потребностям рынка, в отличие от бухгалтерской отчетности, ориентированной в большей степени на потребности государства.

Несмотря на реформирование системы бухгалтерского учета и повышение информативности бухгалтерской (финансовой) отчетности для бизнеса, в большинстве случаев отчетность по РСБУ составляется не в целях удовлетворения интересов собственников и инвесторов, а для формального исполнения требований законодательства в части порядка составления и представления отчетности. По-прежнему основным ее пользователем является государство в лице налоговых и статистических служб. Обязанность представления отчетности этим государственным структурам закреплена законодательно. Так, ст.18 Закона №402-ФЗ требует от экономического субъекта обязательного представления одного экземпляра годовой финансовой отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, а ст.23 НК РФ – в налоговый орган по месту нахождения организации.

Поскольку государство заинтересовано в поступлении отчетной информации по определенному формату и в необходимом аналитическом разрезе, оно регулирует правила ее составления с помощью ряда законов и подзаконных актов, основным из которых является Закон №402-ФЗ.

Закон №402-ФЗ устанавливает общие требования к финансовой отчетности, ее состав, особенности формирования отчетов при реорганизации или ликвидации организации, адресатов представления. Кроме того, ст.6 Закона №402-ФЗ определяет круг лиц, которым разрешено вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке и, как следствие, формировать упрощенную отчетность и представлять сокращенный объем отчетных форм.

Согласно ст.14 Закона №402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Некоммерческие организации вместо отчета о финансовых результатах представляют отчет о целевом использовании средств. Состав приложений определяет ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации. К их числу, в частности, относятся отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и пояснительная записка.

Отдельным положением – ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств – установлен порядок составления и представления отчета о движении денежных средств. Еще один документ содержит формы бухгалтерской отчетности, рекомендованные Минфином РФ, – Приказ №66н. Несмотря на то, что применение унифицированных форм не является обязательным, на практике мало кто из предприятий отступает от рекомендаций Минфина и использует собственные разработки.

Указанные документы, кроме закона №402-ФЗ, регламентируют порядок составления бухгалтерской отчетности организациями, не являющимися кредитными и государственными или муниципальными учреждениями. Требования к отчетности банков и иных кредитных организаций устанавливает Центральный банк России, а государственных и муниципальных учреждений – Минфин РФ в рамках бюджетного законодательства. Система бухгалтерского учета и формирования отчетности как кредитных организаций, так и бюджетных учреждений по сравнению с остальными экономическими субъектами имеет свои особенности, что влечет различия в составе и порядке представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При объединении индивидуальных отчетностей по РСБУ формируется так называемая сводная отчетность (аналог комбинированной). Сводная отчетность была широко распространена в постсоветском периоде и сейчас утратила свое былое значение. На сегодняшний день этот вид отчетности в основном используется органами государственной власти при объединении отчетов бюджетных учреждений на уровне министерств и ведомств. Интегрированные бизнес-структуры вместо сводной отчетности составляют консолидированную отчетность, реже – комбинированную отчетность, которые базируются не на российских стандартах и правилах бухгалтерского учета, а на МСФО – международных стандартах финансовой отчетности.

Пример бухгалтерской (финансовой) отчетности - ПАО Аэрофлот

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО МСФО

В отличие от отчетности по РСБУ, которую формируют все организации независимо от организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, цели создания или применяемого режима налогообложения, обязанность представления консолидированной отчетности несут лишь некоторые компании, перечисленные в Федеральном законе от 27.07.2010 №208-ФЗ О консолидированной финансовой отчетности. К ним, в частности, относятся:

кредитные организации;

страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования;

негосударственные пенсионные фонды (НПФ);

управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ);

клиринговые организации;

федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) по списку, утвержденному Правительством РФ;

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;

иные организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам путем включения их в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов.

Этот вид отчетности ориентирован на удовлетворение информационных потребностей акционеров и иных собственников имущества организации, а также Центрального банка РФ.

При составлении консолидированной отчетности вышеупомянутые предприятия и организации должны руководствоваться нормами МСФО. Правила объединения отдельных отчетностей двух и более юридических лиц, включаемых в периметр консолидации, прописаны в МСФО (IFRS) 10 Консолидированная финансовая отчетность.

Следует отметить, что действие закона №208-ФЗ распространяется и на организации, не имеющие дочерних компаний, но перечисленные в указанной статье. Такие организации должны составлять отчетность по МСФО, но исключить из ее названия слово «консолидированная». Кроме того, ряд российских организаций не по обязанности, а по собственной инициативе составляет финансовую отчетность по МСФО с целью получения свободного доступа к рынкам иностранного капитала, привлечения инвесторов и в иных целях.

Поскольку требования МСФО и РСБУ значительно разнятся, а составление консолидированной финансовой отчетности не отменяет обязанности по составлению обычной бухгалтерской (финансовой) отчетности, российские предприятия и организации, которым необходима отчетность по МСФО, вынуждены формировать два комплекта отчетности – согласно требованиям отечественных нормативных документов и в соответствии с международными принципами.

Международные стандарты не требуют ведения бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и содержат только правила подготовки финансовой отчетности согласно стандартов. Чтобы получить отчетность по МСФО, можно вести два вида учета – по РСБУ и параллельно по МСФО, однако такой способ является наиболее затратным и трудоемким. Куда проще и дешевле использование метода трансформации, в соответствии с которым информация, сформированная по национальным стандартам, анализируется и корректируется для приведения ее в соответствие международным правилам.

Как и в РСБУ, в системе МСФО существует стандарт по финансовой отчетности – МСФО (IAS) 1 Финансовая отчетность и стандарт, представляющий информацию о денежных потоках организации, – МСФО (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств. В отличие от РСБУ, в которых промежуточной отчетности отведен весьма скромный раздел в ПБУ 4/99, в МСФО есть довольно объемный стандарт, который так и называется – МСФО (IAS) 34 Промежуточная отчетность.

Финансовая отчетность по МСФО включает:

отчет о финансовом положении

отчет о прибылях и убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата

отчет об изменениях в капитале

отчет о движении денежных средств

примечания, состоящие из краткого обзора основных положений учетной политики и прочей пояснительной информации

Несмотря на некоторые несоответствия в названии отчетов, в целом состав финансовой отчетности по МСФО аналогичен тому, что предусмотрен в РСБУ. Однако между отчетностью по МСФО и отчетностью по РСБУ существуют более значительные отличия. Так, компания может: вместо одного отчета о финансовых результатах, представить два, вычленив информацию о результатах обычной деятельности в отдельный отчет; отчет о движении денежных средств составить не прямым, а косвенным методом; в целом отчетность сформировать не за календарный год, а, н-р, за 52 недели. По сравнению с РСБУ МСФО предоставляют компаниям большую свободу выбора в подготовке и представлении финансовой отчетности.

Комбинированная, как и консолидированная, отчетность необходима в основном крупным бизнес-структурам, не отвечающим критериям контроля в понимании МСФО (IFRS) 10. Этот вид отчетности не является обязательным в РФ и составляется в интересах и по инициативе собственников. В отличие от малого и среднего бизнеса, для которого правила составления комбинированной отчетности прописаны в специальном стандарте – МСФО для МСБ (IFRS for SMEs), для крупного бизнеса никаких указаний на этот счет не предусмотрено. На практике такие группы готовят комбинированную отчетность, руководствуясь требованиями, установленными МСФО (IFRS) 10 и МСФО для МСБ с поправкой на размер бизнеса.

Пример комбинированной отчетности – Альфа Групп

Доверие пользователей к информации, представленной в финансовой отчетности, значительно повышается, если она подтверждена аудиторским заключением. Являясь итоговым документом аудиторской проверки, аудиторское заключение отражает мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и ее соответствии установленным требованиям. Для отдельных экономических субъектов наличие аудиторского заключения является неотъемлемым условием представления как бухгалтерской (финансовой) отчетности по РСБУ, так и финансовой отчетности по МСФО. Полный перечень, организаций, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, приведен в Федеральном законе от 30.12.2008 №307-ФЗ Об аудиторской деятельности.

© 2014-2021. Time-to-study.ru. Все права защищены.

Телефон
Телефон: +7 (952) 288-61-20

Электронная почта
E-mail: admin@time-to-study.ru

Бухгалтерская отчетность — это классифицированные с учётом требований законодательной базы, регулирующей бухгалтерский учёт, данные о финансово-экономическом состоянии субъекта хозяйствования, итогах его хозяйственно-экономической деятельности на конкретную дату, а также сведения о его финансовых потоках за конкретно взятый (отчётный) период.



Эти сведения помогают пользователям и собственникам финансовой бухгалтерской отчетности принимать взвешенные и обоснованные экономические решения по субъекту хозяйствования.

Бухгалтерская финансовая отчетность (ФБО) является не только неотъемлемой составляющей частью годовой отчетности предприятия, но и комплектом документов, позволяющих его бенефициарам, а также кредиторам и прочим лицам сделать заключение об эффективности деятельности юридического лица, его платежеспособности, состоянии расчетов с контрагентами и т.д.

Несоответствие контрольных значений в бухгалтерской отчетности компании-субъекта хозяйствования сведениям, на базе которых производится расчёт налогов, может стать поводом для более пристального внимания государственного надзорного органа к такому предприятию. Поэтому не нужно подходить к формированию бухгалтерской отчетности формально.

Какие финансовые отчеты включены в бухгалтерскую отчетность, кто и в каком формате обязан её предоставлять

Структура бухгалтерской отчетности регламентируется нормами закона «О бухгалтерском учете» No402-ФЗ (ч.1 ст.14). Он преимущественно определяется группой субъектов хозяйствования, к которой относится собственник отчетности. Так, к примеру, подготовка бухгалтерской отчетности не является обязательной для:

  • физических лиц, зарегистрированных как индивидуальные предприниматели (ИП);

  • обособленных структурных единиц предприятий-нерезидентов, если, согласно действующим законам России, они осуществляют учёт облагаемых налогами доходов по законодательным нормам своих стран.

Бухгалтерская отчетность по упрощенному типу составляется:

  • фирмами-представителями малого бизнеса;
  • юридическими лицами-участниками программы «ИЦ «Сколково», которые в рамках неё осуществляют исследовательскую и прочие сопряженные с ней виды хозяйственной деятельности;

  • некоммерческими организациями — лицами, деятельность которых не направлена на получение выгоды в виде прибыли.

Бухгалтерская финансовая отчетность по общепринятым правилам подготавливается прочими организациями, а именно:

  • предприятиями, которые, согласно закону, должны проводить аудит собственной деятельности в обязательном порядке;

  • потребительскими кооперативами, осуществляющими кредитные операции;

  • микрофинансовыми компаниями (МФО);

  • предприятиями госсектора, политическими партиями и их подразделениями;

  • объединениями адвокатов, нотариусами;

  • некоммерческими предприятиями со статусом иностранного агента, которые согласно федеральному закону N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. входят в одноименный реестр (п. 10 ст. 13.1).

Согласно общему порядку, в годовую бухгалтерскую отчетность включены такие обязательные документы:

Ф №1: «Бухгалтерский баланс» — основополагающий документ финансовой отчетности любого субъекта хозяйствования. Позволяет проанализировать хозяйственную деятельность компании, сделать выводы о принадлежности субъекта к той или иной отрасли хозяйствования, определить структуру капитала, степень капитализации и прочее;

Ф №2: «отчёт о финансовых результатах» — второй по важности документ бухгалтерского отчета, позволяющий сделать выводы об эффективности осуществления всех видов деятельности предприятия, полученных доходах и понесенных расходах в отчетном периоде, экономическом эффекте.

Формы №1 и №2 — это основные формы ФБО. Действующими нормативными актами, регулирующими осуществление бухгалтерского учета на предприятиях, устанавливается и дополнительная отчетность (приложения). Она содержит детализацию и расшифровку показателей строк основных форм. К ней относится:

Ф №3: «Отчёт об изменениях капитала» — в этом документе находят свое отражение данные о движении всех видов капитала субъекта хозяйственной деятельности и об изменениях его структуры;

Ф №6: «Отчёт о целевом использовании средств» — действующее законодательство обязует формировать это форму отчетности только некоммерческие организации;

Ф №4: «Отчет о движении денежных средств» — документ, позволяющий получить информацию о том, откуда поступают денежные средства на счета предприятия и как они расходуются. Обобщает данные по всем видам деятельности предприятия — операционной, финансовой и инвестиционной.


Пакет приложений замыкают пояснительные записки к основным формам ФБО, которые включают сведения, помогающие оценить финансово-экономическое состояние предприятия и проанализировать итоги его работы за истекший период. Указанные пояснения преимущественно содержат элементы финансового анализа деятельности субъекта — текущие показатели сравниваются с аналогичными за прошлый отчетный период.

Квартальная (промежуточная, внутригодовая) бухгалтерская отчетность состоит из:

  • бухгалтерского баланса;

  • отчёта о финансовых результатах, если предоставление дополнительной отчетности не урегулировано законом, регистрационными документами, договорами либо решениями владельцев фирмы.

В упрощенную годовую бухгалтерскую отчетность включены:

  • баланс;

  • отчёт о финансовых результатах компании;

  • отчёт о целевом использовании денежных средств (он, как и в случаях с подготовкой этого документа компаниями, ведущими учет на общих основаниях, является обязательным исключительно для НКО);

  • пояснения к вышеуказанной финансовой отчетности фирмы, в которые вносят сведения, помогающие оценить её финансово-экономическое состояние и проанализировать её работу.

Требования и принципы заполнения



Все без исключения формы бухгалтерской отчетности должны отражать ёмкие и правдивые данные о финансовом состоянии фирмы и итогах всех видов осуществляемой деятельности. При составлении годового финансового отчета необходимо следовать нормам ПБУ 4/99, которое устанавливает главные требования к заполнению отчетности, включающие такие принципы:

  • объективность: ФБО должна отражать действительную картину дел на предприятии;

  • учёт по начислению: учитываться должны все сделки компании — как связанные с деньгами, так и те, которые имеют возможное денежное выражение;

  • соответствие: расходы, которые будут понесены в будущем, капитализируются и переводятся в затраты по мере поступления выгоды;

  • затраты, по которым предприятие уже получило финансовый результат, а их оплата будет осуществлена в будущем, следует учитывать как обязательства;

  • консерватизм: подразумевает минимизацию рисков принятия в состав бухгалтерской отчетности организации чересчур оптимистичных данных;

  • разумность: не следует допускать излишнее детализирование учёта.

По окончании заполнения финансовой отчетности бухгалтер, по рекомендации ФНС, должен проверить контрольные соотношения данных.

Какие отчеты относят к главным формам ФБО

Формы годовой бухгалтерской отчетности приняты приказом МФ РФ No 66Н от 02.07.2010 г. На текущий момент он действует в редакции от 19.04.2019 г. N 61н (дополнения No1-2 — для компаний, которые формируют ФБО на общих основаниях, дополнение No5 — для тех субъектов, которые составляют упрощенную отчетность).


Обновленные формы финансовой отчетности впервые применяются для отчётности за 2019 г. Чтобы исключить возможные недоразумения, при составлении годового ФБО за 2019 г. рекомендовано использовать новый перечень бухгалтерской отчетности, скачать который можно на сайте formy-i-blanki.ru. Далее рассмотрим формы ФБО детальнее.

Ф №1 — «бухгалтерский баланс» (ОКУД 0710001). Это основополагающий документ отчетной базы, обобщающий результаты осуществляемой хозяйственно-экономической деятельности. Отчет включает два массива показателей – активы и пассивы. В совокупности они формируют представление заинтересованного лица о том, какими ресурсами располагает фирма, и хватает ли их для покрытия её затрат.

Ф №2 — «отчёт о финансовых результатах» (его еще называют «отчет о прибылях и убытках») (ОКУД 0710002). В этом документе находят свое отражение источники и статьи формирования доходов и расходов главных направлений деятельности субъекта.

Бухгалтерские отчеты формы 1 и 2 – это фундамент финансовой бухгалтерской отчётности. На основе их сведений составляют сопроводительные и разъяснительные отчёты, позволяющие правильно оценить работу предприятия.

Ф №3 — «отчёт об изменении капитала» (ОКУД 0710004). В нем отражают события, повлекшие за собой перемены в структуре капитала, и их суммарное выражение.

Ф №4 — «отчёт о движении денежных средств» (ОКУД 0710005). Здесь отражен приход денежных средств на счета компании в разрезе источников.

Ф №5 — пояснения к ФФ1-2. В этом документе статьи указанных форм бухгалтерской финансовой отчетности расшифровываются более детально. Он оформляется в свободной форме, однако рекомендованный к заполнению образец есть в дополнении No3 к Приказу No66н.

Ф №6 – «отчёт о целевом использовании средств» (ОКУД 0710003). По закону его обязаны заполнять только некоммерческие организации (НКО) — предприятия, деятельность которых не направлена на получение прибыли.

Как часто необходимо составлять бухгалтерскую отчетность

По критерию частоты формирования бухгалтерская отчетность бывает:

  • промежуточной (внутригодовой).

Внутригодовая бухгалтерская отчетность — это объединённые финансовые показатели за конкретный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие или 9 мес.). Годовая бухгалтерская финансовая отчетность – это отчётность о хозяйственно-экономической деятельности предприятия за истекший год.

Субъект хозяйствования обязан составлять годовую отчётность всегда (закон No402-ФЗ, ст.13, п.2). Необходимость подготовки внутригодовой, как и сроки её подачи, регламентируются законом, договорами, регистрационными документами или соответствующими решениями владельцев субъекта хозяйствования.

Какая информация отражается в бухгалтерской отчетности предприятий

Содержание ФБО должно соответствовать нормам, регламентируемым Приказом МФ РФ N 43н от 06.07.1999 (с изм. от 29.01.2018), которым утверждено основополагающее положение о бухгалтерском учете 4/99.



Баланс — одна из основных форм финансовой отчетности, позволяющая оценить финансовое состояние компании на определённую дату. Отражаемые в ней активы и пассивы по сроку их обращения/погашения необходимо разделять на кратко- ( 12 мес.).

В актив баланса включают оборотные и необоротные активы. Оборотные, со сроком обращения до 12 мес, в свою очередь делятся на группы по ликвидности (например, наиболее ликвидные — денежные средства, ликвидные — товары и дебиторская задолженность и т. д.). Здесь же отражаются товары, запасы, задолженность контрагентов перед предприятием и прочие оборотные активы. Группу необоротных представляют нематериальные активы, основные фонды предприятия, финансовые вложения на срок >12 мес. и пр.

В пассив вносят данные о величине собственных средств, а также краткосрочных и долгосрочных обязательств субъекта хозяйствования — заемных средствах в разрезе источников формирования (кредиты банков, задолженность субъекта перед контрагентами, резервы будущих расходов и т. д.).

В отчёте о прибылях и убытках находят свое выражение денежные показатели объемов реализации и себестоимости продукции/товаров, валовой прибыли и непрямых затрат, процентов к уплате и получению, а также прочих доходов и расходов. Также здесь приводится результат деятельности субъекта хозяйствования до выплаты обязательных бюджетных платежей (налогов), размер таких платежей и сумма чистого экономического эффекта (прибыли или убытка).

В каком виде сдается финансовая бухгалтерская отчетность и в какие сроки. Как накажут за непредоставление отчетности

Бухгалтерская финансовая отчетность организации с 2020 г. сдается исключительно в ФНС.

ВАЖНО! Баланс в Росстат больше сдавать не нужно!

В 2020 г. бухгалтерская отчётность, как и раньше, отправляется в ФНС на протяжении трёх месяцев с даты завершения отчётного года — то есть не позже 31.03.2020г.

С 1 января 2020г. все субъекты хозяйствования должны предоставлять годовой бухгалтерский отчет в электронном виде. Это положение не касается МСП. Изменённый бланк финансовой отчётности рекомендуется заполнить и подать уже при заполнении данных за 2019 г.

Если хозяйственная деятельность предприятия подлежит проверке аудитором, его отчет надо предоставить вместе с ФБО не позже 10 рабочих дней, следующих за датой отчёта. Датой подачи электронного отчёта является дата квитанции, подтверждающая получение пакета документов налоговиками.

Для нарушителей сроков подачи годового бухгалтерского отчета в налоговую установлен штраф в размере 200 руб. Однако проект изменений в КоАП предусматривает установление новых правил штрафования. Так, к примеру, для компании, которая проводит обязательный аудит, непредоставление ФБО до 31 марта чревато штрафом в сумме 300 тыс.руб. – 500 тыс. руб. — для компании, 80 тыс. руб. – 100 тыс. руб. — для должностного лица.

Какие изменения вступили в силу с 2020



Нововведения 2019 г., которые коснулись вопросов заполнения и подачи отчетности организаций, заключаются в следующем:

  • годовая бухгалтерская отчетность предприятия предоставляется теперь только по электронке. Эта норма пока не касается представителей малого бизнеса – свою отчетность в электронном виде они начнут сдавать через год, а пока допускается подача в бумажном виде либо посредством ТКС;

  • ранее порядок подачи устанавливал Росстат, теперь — Федеральная НС;

  • ранее 1 экземпляр отчетности надо было сдавать в статистику. Теперь формы финансовой отчетности организации и отчет аудиторской компании сдают только в НИ;

  • до 2020 г. заключение аудита можно было предоставлять на бумаге, теперь только по электронке, и исключительно в ИФНС;

  • ранее финансовая отчетность считалась подписанной, только если на ней была «живая» подпись руководителя. Теперь допускается её подписание посредством ЭЦП.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность

Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность представлять в налоговые органы промежуточную бухгалтерскую отчетность для целей соблюдения условий создания (изменения) консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) и применения положений ст. 269 НК РФ. При этом Кодекс не содержит каких-либо специальных требований по периодичности составления промежуточной бухгалтерской отчетности для указанных целей. В действующем же законодательстве о бухгалтерском учете существует противоречие по вопросу периодичности составления промежуточной бухгалтерской отчетности. Проанализируем сложившуюся ситуацию.

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, к определению отчетного периода и отчетной даты установлены ст. 13, 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете).

Согласно ст. 13 данного Закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

При этом в соответствии со ст. 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом признается период, за который составляется эта отчетность, а отчетной датой — дата, на которую составляется отчетность (последний календарный день отчетного периода).

Как следует из приведенных положений Закона о бухгалтерском учете, промежуточная отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года, т.е. за период с 1 января по отчетную дату периода (последний календарный день отчетного периода), за который составляется эта отчетность, включительно.

При этом п. 4 ст. 13 указанного Закона определено, что промежуточная отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда обязанность ее представления установлена:

  • законодательством РФ (например, промежуточная бухгалтерская отчетность общества с ограниченной ответственностью необходима, если общество распределяет чистую прибыль между участниками ежеквартально или раз в полгода (п. 1 ст. 28 Закона об ООО [1] ) либо если необходимо определить действительную стоимость доли выходящего из общества участника (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 23 Закона об ООО));
  • договорами, учредительными документами экономического субъекта;
  • решениями собственника экономического субъекта;
  • нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфина России и Банка России).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных данным Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации.

В настоящее время такие правила установлены ПБУ 4/99 [2] , в п. 48 которого определено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. В то же время в п. 52 ПБУ 4/99 уточняется, что промежуточная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, предусмотренных законодательством РФ или учредительными документами общества.

При этом согласно п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить этому Закону.

Таким образом, учитывая всю совокупность указанных норм, налогоплательщик не должен составлять и представлять промежуточную (финансовую) отчетность только по основаниям ПБУ 4/99.

А вот обязанность представлять промежуточную отчетность в органы государственной статистики и налоговый орган законодательством РФ не установлена, поскольку п. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, приказом Росстата от 12 августа 2008 г. № 185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики» и подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность представлять только годовую бухгалтерскую отчетность.

Следовательно, если общество в отсутствие обязанности составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность по указанным основаниям считает необходимым ее составление для управленческих либо налоговых целей, то такое решение о частоте, сроках составления (месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года), об объеме форм такой отчетности, а также о порядке расчета чистых активов либо величины собственного капитала общества целесообразно зафиксировать в локальных нормативных актах (стандартах).

Таким локальным нормативным актом в первую очередь является учетная политика общества, утвержденная руководителем общества, или изменения (дополнения) к учетной политике, утвержденные отдельным приказом руководителя.

Другой локальный нормативный документ — стандарт общества «Положение по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности» — может быть разработан как отдельный документ и являться приложением к учетной политике общества.

С точки зрения п. 1, 11, 12 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете указанные стандарты общества относятся к документам, регулирующим бухгалтерский учет. Иными словами, они имеют силу нормативного документа общества в области бухгалтерского учета при условии, что не противоречат федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). В связи с этим установление того или иного порядка, необходимого обществу для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета (в частности, составления ежеквартальной отчетности, расчета необходимых обществу показателей, основанных на данных бухгалтерского учета), будет иметь силу нормативного акта в области бухгалтерского учета общества.

При этом Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо специальных требований по составлению промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей соблюдения условий создания (изменения) КГН и определения предельной величины признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности.

О составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей соблюдения условий создания (изменения) КГН

На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Понятия «отчетная дата» и «отчетный период» применительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены Законом о бухгалтерском учете.

Как уже отмечалось, согласно п. 6 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете под отчетной датой понимается дата, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. Отчетной датой является последний календарный день отчетного периода.

Таким образом, для целей регистрации договора о создании (изменении) КГН размер чистых активов организации — стороны договора о создании КГН должен быть рассчитан на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на более позднюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации такого договора. Требований к периодичности составления бухгалтерской отчетности для соблюдения норм налогового законодательства о КГН Налоговый кодекс РФ не устанавливает.

Аналогичным образом, если общество на основании п. 2 ст. 23 Закона об ООО обязано выплатить участнику общества действительную стоимость его доли в уставном капитале, а в учетной политике общества закреплен порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности ежеквартально, то за основу расчета действительной стоимости доли участника, заявившего о выходе из общества, принимаются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на более позднюю отчетную дату, предшествовавшую дате обращения участника общества с соответствующим требованием.

Правомерность данного вывода подтверждается официальной позицией Минфина России. Так, в письме от 27 ноября 2013 г. № 03-03-10/51217 финансовое ведомство разъясняет, что «организация — сторона договора о создании КГН может иметь обязанность составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за различные периоды (на различные отчетные даты) в зависимости от того, каким актом (документом) из предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ такая обязанность установлена (например, в соответствии с решением собственника экономического субъекта он может иметь обязанность ежемесячно составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность)». Исходя из положений Закона о бухгалтерском учете и учитывая положения подп. 3 п. 3 ст. 25 2 НК РФ, Минфин России пришел к выводу, что «размер чистых активов должен определяться на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составление и представление которой установлено одним из оснований, предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ, на более позднюю отчетную дату».

Письмом ФНС России от 19 декабря 2013 г. № ГД-4-3/23025 @ приведенное письмо Минфина России было направлено для сведения и использования в работе нижестоящих налоговых органов.

В письме от 8 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/47681 Минфин России также указал, что «расчет чистых активов организации производится на основании последней бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной до даты представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков».

На необходимость руководствоваться нормами законодательства о бухгалтерском учете при определении отчетной даты, по состоянию на которую должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, на основании которой определяется размер чистых активов организации при создании (изменении) КГН, Минфин России указал и в письме от 10 июня 2013 г. № 03-03-06/1/21474.

Предусмотренные п. 3 ст. 25 2 НК РФ условия создания КГН, в том числе условие о превышении размера чистых активов организации — участника КГН над размером ее уставного (складочного) капитала, должны соблюдаться на протяжении всего периода действия КГН (п. 1 ст. 25 6 НК РФ). Нарушение организацией — участником КГН одного из таких условий является основанием для выхода такой организации из состава КГН, а если речь идет о нарушении условий ст. 25 2 НК РФ со стороны организации — ответственного участника КГН — для прекращения действия КГН.

При этом НК РФ не установлена какая-либо специальная дата (даты), по состоянию на которую (которые) должна осуществляться проверка соблюдения условий, предусмотренных ст. 25 2 НК РФ. В связи с этим можно сделать вывод, что расчет чистых активов организации в целях проверки соблюдения предусмотренного ст. 25 2 НК РФ условия о превышении размера чистых активов организации над размером ее уставного (складочного) капитала должен осуществляться на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на те отчетные даты, на которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета возникают основания для ее составления.

О составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей применения положений ст. 269 НК РФ

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на 12,5).

В целях применения п. 2 ст. 269 НК РФ при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

Приведенная норма п. 2 ст. 269 НК РФ, устанавливающая порядок определения коэффициента капитализации, не содержит указания на конкретный источник данных, на основании которого должна быть определена величина собственного капитала при расчете указанного коэффициента, а значит, в отличие, например, от нормы подп. 3 п. 3 ст. 25 2 НК РФ, прямо обязывающей налогоплательщика определять размер чистых активов организации на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, не ограничивает налогоплательщика в выборе источника информации.

Таким образом, НК РФ не обязывает налогоплательщика определять величину собственного капитала исключительно на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Соответственно при расчете коэффициента капитализации величина собственного капитала может быть определена на основании данных бухгалтерского учета, содержащихся в любых источниках. В частности, в качестве такого источника могут выступать регистры бухгалтерского учета, на основании которых составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, или справка бухгалтера.

В то же время необходимо отметить, что, устанавливая показатели, не участвующие в расчете величины собственного капитала, НК РФ тем не менее не определяет порядок расчета указанной величины.

Разъяснения по вопросу определения величины собственного капитала для расчета предельной величины признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности неоднократно давал Минфин России, указывая, что собственный капитал представляет собой разницу между суммой чистых активов и величиной обязательств налогоплательщика (см., например, письма Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-03-06/1/138, от 7 марта 2010 г. № 03-03-06/1/6908, от 29 января 2009 г. № 03-03-06/1/36, от 17 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/696, от 4 июля 2008 г. № 03-03-06/1/386 и от 16 мая 2008 г. № 03-03-06/1/321). При этом сумма активов и величина обязательств организации, как указывает финансовое ведомство, определяются на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (утвержден приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/пз [3] ).

В свою очередь, п. 2 указанного Порядка определено, что для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности.

Ранее Минфин России также указывал, что собственный капитал небанковской организации представляет собой разницу между итоговой строкой бухгалтерского баланса и суммой итоговых строк Раздела IV«Долгосрочные обязательства» и Раздела V«Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса (письма Минфина России от 26 января 2007 г. № 03-03-06/1/36 и от 31 октября 2005 г. № 03-03-04/1/322).

Таким образом, официальная позиция Минфина России сводится к тому, что величина собственного капитала должна определяться на основании данных бухгалтерской отчетности. Однако, на наш взгляд, налогоплательщики вправе не руководствоваться данной позицией ввиду следующего:

  • во-первых, приведенные письма Минфина России были выпущены до вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете (от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), который отменил обязанность экономических субъектов составлять месячную и квартальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. После вступления в силу указанного Закона какие-либо официальные разъяснения по рассматриваемому вопросу не выпускались;
  • во-вторых, Федеральным законом № 97-ФЗ [4] были внесены изменения в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно новой редакции которого налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по местонахождению организации лишь годовую бухгалтерскую отчетность;
  • в-третьих, приравнивание величины собственного капитала к разнице между суммой чистых активов и величиной обязательств организации осуществляется лишь на уровне разъяснений Минфина России. Налоговый кодекс РФ, как уже отмечалось, не определяет порядок расчета величины собственного капитала.
На основании изложенного можно сделать вывод, что если отчетным периодом по налогу на прибыль для налогоплательщика признается месяц, то составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности ежеквартально, а не ежемесячно не создает для такого налогоплательщика каких-либо рисков с точки зрения применения положений ст. 269 НК РФ, поскольку величина собственного капитала по состоянию на последнее число каждого отчетного периода (месяца) может быть определена им на основании других документов, составленных на соответствующую отчетную дату и содержащих необходимые для расчета данные (например, на основании регистров бухгалтерского учета).

[1] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[2] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

[3] По мнению Минфина России, указанный Порядок может также применяться обществами с ограниченной ответственностью (см., например, письма Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-03-06/1/138, от 13 мая 2010 г. № 03-03-06/1/329 и от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791).

[4] Федеральный закон от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”».

Бухгалтерская отчетность должна вестись на любом предприятии. Она отражает все результаты финансовых операций.

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации

Понятие бухгалтерской отчетности

Отчетность – это система, в которой фиксируются итоги деятельности компании за отчетное время. Объединяет в себе таблицы, формируемые на основании показателей статистического, оперативного и бухучета. Это заключительный этап учета. Отчетность нужна для ряда целей:

  • Анализа эффективности работы предприятия внешними структурами.
  • Анализа экономических показателей внутри компании.
  • Оперативного управления работой.
  • На основании полученных данных происходит планирование дальнейшей деятельности.

Все сведения отчетности должны быть правдивыми. Для проверки реальности поданной информации указанные значения сопоставляются с данными за предыдущие периоды. Документ формируется по формам, которые установлены Минфином РФ.

Периодичность создания документа

Отчетность подразделяется на виды на основании периодичности ее формирования:

  • Годовая. Выполняется на основании пункта 2 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.
  • Промежуточная. Формируется за период меньше 12 месяцев. Обязанность ее составления может быть установлена как законом, так и внутренними документами компании. Подробная информация о данной форме отчетности содержится в пункте 4 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.

Практически все компании обязаны составлять годовую форму. Промежуточная отчетность актуальна только для ряда фирм.

Состав

В 2017 году компании обязаны составлять промежуточную и годовую отчетность. Первая объединяет в себе:

  • Баланс. Составляется по форме №1.
  • Отчет о прибыли и тратах. Формируется по форме №2.
  • Отчет о движении финансовых потоков.
  • Записку с необходимыми пояснениями.

Состав годовой бухотчетности утвержден ФЗ от 21.11 1996 г. №129:

  • Баланс.
  • Отчет о прибылях и тратах.
  • Приложение к отчету.
  • Отчет о внесении изменений в учредительный капитал.
  • Отчет о движении финансов.
  • Отчет о целевом применении денег.
  • Заключение аудита (если оно требуется) о том, что представленная информация соответствует реальности.
  • Пояснительная записка.

ВАЖНО! Аудиторская проверка считается обязательной для ряда организаций. Однако некоторые компании принимают добровольное решение об аудите. В рассматриваемом случае итоги аудиторской проверки также включаются в отчетность.

Детали

Формы отчетности и особенности заполнения документа устанавливаются Минфином РФ. В пояснительной записке указывается следующая информация:

  • Оценка деловых операций, проведенных компанией. Она может включать в себя обширность рынка сбыта, проведенные экспортные поставки, репутацию фирмы на рынке.
  • Исполнение поставленного плана, соблюдение установленных темпов роста.
  • Эффективность применения имеющихся ресурсов.
  • Динамика ключевых значений деятельности за несколько лет.
  • Планируемые вложение капитала.
  • Проведенные мероприятия экономического характера.

Данный перечень является рекомендуемым. В записке имеет смысл указывать те сведения, которые могут быть интересными лицам, пользующимся отчетностью.

К СВЕДЕНИЮ! Отчетность формируется в расчете на внешних пользователей. К примеру, это могут быть контрагенты, различные коммерческие структуры.

Составление отчетности для компаний разных организационных форм

Компании, которые соответствуют признакам субъекта малого бизнеса, не использующие УСН и не обязанные осуществлять аудит, имеют право не включать в годовую отчетность:

  • отчет о корректировках капитала;
  • приложения к балансу;
  • записку с пояснениями.

Субъекты малого бизнеса, которые обязаны осуществлять аудит, могут не включать в отчетность:

  • отчет о внесении изменений в капитал;
  • отчет о движении финансовых потоков;
  • приложение.

НКО имеют право не формировать:

  • отчет о внесении изменений в капитал;
  • отчет о движении финансов;
  • приложение к балансу.

Рекомендуемым, но не обязательным, является включение отчета о целевом применении денег.

ВАЖНО! Общественные субъекты, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и, следовательно, не имеют оборота, могут не создавать промежуточную отчетность. Годовой документ оформляется, но в него не включаются отчеты о внесении изменений в капитал, движении финансов. Также не нужно прилагать к отчетности приложение к балансу и записку.

Пользователи бухгалтерской отчетности

Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:

  • Внутренние. Это сотрудники компании. Информация из отчетности нужна им для планирования деятельности компании, отслеживания результатов. Документ используется администраторами, менеджерами, лицами, ответственными за развитие организации и ее финансовые результаты.
  • Внешние. Это могут быть инвесторы, кредиторы, налоговые органы, банковские учреждения, страховые компании. Отчетная информация нужна для принятия решения о выдаче кредита, начале сотрудничества, проверки законности деятельности компании, информационных целей.

Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.

Распространенные бухгалтерские ошибки и ответственность за них

Сложно различить ошибки, допущенные в бухучете, и те, которые содержатся в отчетности. Неправильная информация, изложенная в учете, «идет» в отчетность. Рассмотрим самые распространенные грубые ошибки, которые может допустить бухгалтер:

  • Отсутствуют первичные документы. Вся информация, которая содержится в бухучете и отчетности, должна быть подтверждена «первичкой».
  • Допущена ошибка, которая спровоцировала снижение суммы налогов. Санкции применяются в том случае, если налоги из-за неправильной информации уменьшились более чем на 10%.
  • Данные регистров и данные отчетности не совпадают. Как правило, такая «ошибка» является намеренной. Выполняется она для того, чтобы организация смогла получить заем в банковском учреждении.

Как правило, за несущественные ошибки не следует никакого наказания. Однако за крупные ошибки ответственные лица несут ответственность:

  • Игнорирование установленных сроков предоставления годовой отчетности в налоговую. Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ, полагается штраф в размере 200 рублей. На ответственное лицо может быть наложен штраф 300-500 рублей.
  • Нарушение срока подачи отчетности в учреждение государственной статистики. Положен штраф в размере 3 000-5 000 рублей (на основании статьи 19.7 КоАП РФ). На ответственное лицо может быть наложена ответственность в размере 300-500 рублей.
  • Предоставление неверных данных в объеме более 10% от отчетности. Полагается штраф для должностных лиц в размере 2 000-3 000 рублей.

ВАЖНО! В последнем случае штраф не накладывается, если бухгалтер исправит ошибку до утверждения документа (согласно статье 15.11 КоАП РФ). Корректировки должны быть внесены по утвержденному порядку.

Существует два вида отчетности: бухгалтерская и налоговая. К первой относится баланс и приложения к нему, а также отчеты о финансовых результатах, об изменении капитала и движении денежных средств. Налоговая отчетность включает в себя различные декларации, расчеты и справки.

Нормативное регулирование налоговой отчетности организации

Основной документ, регламентирующий состав и сроки отчетности, — Налоговый кодекс. На основании отчетности организации платят положенные налоги, сборы и взносы.

Можно выделить две отчитывающиеся категории: налогоплательщики и налоговые агенты. Юридические и физические лица, которые согласно НК РФ обязаны уплачивать налоги, называются налогоплательщиками. Лица, которым вменена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет, признаются налоговыми агентами.

Помимо Налогового кодекса к нормативным документам относятся:

  • приказы ФНС об утверждении отчетных форм и инструкции по их заполнению;
  • официальные разъяснения ФНС по применению законодательства;
  • внутренние документы компании (учетная политика).

Состав налоговой отчетности организации

Состав отчетности по налогам зависит от системы налогообложения и вида деятельности.

Больше всего отчетов сдают компании на ОСНО. Организации, применяющие спецрежимы, тратят на заполнение деклараций чуть меньше времени.

Условно можно поделить налоговую отчетность на категории:

  • Декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением спецрежима.
  • Декларации по имущественным налогам (транспорт, земля, имущество).
  • Отчетность по НДФЛ.
  • Отчетность по страховым взносам.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым на общем режиме.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым за пользование ресурсами (например, водный налог).

На спецрежимах сдают декларацию по ЕНВД, декларацию по налогу, уплачиваемому в связи применением УСН или декларацию по ЕСХН.

На ОСНО основные налоговые отчеты — декларации по НДС и налогу на прибыль.

Обратите внимание, что сроки для одной и той же отчетности могут быть разными для ИП и ООО. Например, декларацию по УСН предприниматели сдают до 30 апреля, а компании должны отчитаться на месяц раньше.

Общая налоговая отчетность

Есть отчеты, которые сдаются независимо от режима налогообложения. Это касается отчетов по НДФЛ и страховым взносом. Все компании должны сдавать в ФНС формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам.

Если компания владеет имуществом, по нему сдаются отдельные декларации.

Существует отчет, в котором нет данных ни о доходах, ни о налогах. Ежегодно организации подают в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников. Срок отчетности до 20 января включительно. При открытии новой фирмы нужно заполнить и сдать сведения о численности до 20-го числа месяца, наступающего за месяцем регистрации.

Налоговая отчетность ООО

Рассмотрим два популярных режима и особенности формирования отчетности на каждом из них.

ООО на ОСНО

Декларация по налогу на прибыль в общем случае сдается каждые три месяца нарастающим итогом. Сроки: 28 марта (годовая декларация), 28 апреля, 28 июля и 28 октября. Некоторые компании исчисляют налог на прибыль ежемесячно, поэтому раз в месяц должны сдавать налоговую декларацию и отправлять в бюджет авансовый платеж.

При выплате доходов физическим лицам ООО сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам нужно сдавать в ФНС соответствующий расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Перечисленные отчеты — неотъемлемая часть работы на ОСНО. Если у компании есть транспорт или земля, она должна уплачивать налоги. А вот декларации по этим налогам с 2020 года сдавать не нужно.

Если у ООО на ОСНО есть недвижимое имущество, придется сдать декларацию по налогу на имуществу по итогам года до 30 марта.

ООО на УСН

Упрощенный налог заменяет налог на прибыль, поэтому декларация на прибыль упрощенцами не сдается.

Компании должны сдавать декларацию по УСН. Срок отчетности — 31 марта. При этом состав декларации зависит от выбранного объекта налогообложения. Если компания работает на УСН с объектом «доходы минус расходы», в декларацию следует включить титульный лист, разделы 1.2, 2.2 и раздел 3 (при целевом финансировании). Организации с объектом «доходы» заполняют все разделы декларации, кроме 1.2, 2.1.2, 2.2. Раздел 3 заполняется при наличии соответствующих данных.

При выплате доходов физическим лицам ООО на УСН сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам упрощенцы, как и все компании, сдают расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Декларацию по налогу на имущество нужно сдать при наличии недвижимости.

Представление налоговой отчетности на бумажном носителе

Все больше компаний и ИП переходят на электронную отчетность. Во-первых, это удобно. Во-вторых, немногие налогоплательщики имеют право сдавать отчеты на бумаге.

Дата представления отчетности равна дате отправки письма или дате вручения ее инспектору при личном визите.

Представление налоговой отчетности в электронном виде

Плюсы представления налоговой отчетности по ТКС:

Налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме при наличии одного из факторов (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • среднесписочная численность работников превышает 100 человек;
  • обязанность отчитываться электронно предусмотрена для конкретного налога.

Только в электронном формате принимается декларация по НДС. Численность роли не играет.

Способ сдачи отчетов по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ зависит от численности. Компании, в которых доходы получили 10 и менее человек, имеют право отчитаться по налогу на бумаге. Остальные организации сдают эту отчетность в электронном виде (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Хранение налоговой отчетности

Налоговую отчетность нужно хранить в течение нескольких лет. Сроки хранения документов налогового учета установлены в п. 1 ст. 23 и п. 3 ст. 24 НК РФ. Сроки хранения налоговой отчетности зафиксированы в Приказе Росархива от 20.12.2019 № 236.

Налоговые декларации и расчеты необходимо хранить пять лет. Для ИП есть оговорка: все декларации за 2002 год и ранее нужно хранить 75 лет. Расчет по страховым взносам хранится 50 лет с момента его составления.

Чтобы не тратить время на визиты в ИФНС, не стоять в очередях на почте — отправляйте отчетность через интернет. Система Контур.Экстерн поможет сдать любую налоговую отчетность в электронном виде. Заходя в систему, у вас всегда будут только актуальные формы, соответствующие законодательству. Вам останется выбрать нужную декларацию и заполнить ее. Система проверит соблюдение контрольных соотношений и подскажет, какие строки отчета нужно заполнить обязательно. Вы увидите весь цикл движения отчетности: от отправки до принятия налоговым органом. Если декларация по каким-то причинам не пройдет, в Контур. Экстерне появится уведомление, а также понятное разъяснение причин отказа и рекомендации по исправлению ошибки. Также можно создать и заполнить отчетность в учетной программе и выгрузить в Экстерн уже готовую форму.

Читайте также: