Корректировка декларации по косвенным налогам

Опубликовано: 14.05.2024

Что собой представляет декларация по косвенным налогам

Налоговая декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам) введена в действие приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@. Она применяется в целях отчетности по операциям по импорту товаров и услуг из стран ЕАЭС.

Сдается она в ФНС до 20-го числа месяца, идущего за тем, в котором ввезенные в Россию товары (услуги) были поставлены налогоплательщиком на учет или оплачены по контракту (п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014).

Сдача уточненной декларации осуществляется при возврате российским налогоплательщиком иностранному поставщику некачественных или недоукомплектованных товаров по окончании месяца, в котором они были ввезены на территорию РФ (п. 23 приложения 18).

Отметим, что при сценарии, когда цена импортированного когда-либо ранее товара в отчетном месяце выросла, уточненка не сдается. В этом случае в ФНС представляется отдельная декларация, отражающая разницу в ценах, до 20-го числа месяца, идущего за тем, когда стоимость товара выросла (п. 24 приложения 18).

Изучим подробнее, как осуществляется корректировка рассматриваемого документа. Общий порядок формирования уточненок по всем налогам регулируется ст. 81 НК РФ. Для начала рассмотрим его.

Подготовка уточненной декларации: общий порядок

При корректировке любой налоговой декларации, включая импортную по НДС и акцизам из стран ЕАЭС, нужно иметь в виду, что:

  1. Подача корректировки обязательна, если в ранее сданном отчете обнаружены:
    • факт неуказания или неполного указания сведений о налогоплательщике, хозяйственных операциях;
    • ошибки, вследствие которых налоговая база занижается.

В иных случаях уточненка сдается по желанию хозяйствующего субъекта.

  • Если обязательная уточненка сдана позже предельных сроков представления декларации, но до истечения предельного срока уплаты налога (а в случае с декларацией по косвенным налогам это одна и та же дата — 20-е число), то обязанность налогоплательщика по сдаче отчетности, соответствующей требованиям законодательства, считается:
    • неисполненной, если ФНС обнаружила критичные ошибки в первичном формуляре до подачи уточненки;
    • исполненной, если к моменту представления уточненки ФНС приняла первичную декларацию, не обнаружив критичных ошибок.

    Важно! В первом случае при неисполнении обязанности по сдаче отчета налогоплательщик будет оштрафован по ст. 119 НК РФ на сумму в размере 5% от величины исчисленного налога, но не менее 1000 руб. и не более 30% от суммы НДС.

  • Если уточненка сдана позже предельных сроков представления отчетности и уплаты налога, то никаких последствий не будет:
    • при сдаче уточненки до момента, когда ФНС обнаружила в декларации критичные ошибки (либо назначила проверку декларации), а также при условии, что налогоплательщик до сдачи корректировки доплатил налог и пени;
    • сдаче уточненки после проверки, которая на деле не выявила критичных ошибок в декларации.
  • В обратных ситуациях последствия будут, и их сущность зависит от состава нарушений. Так, при обнаружении ФНС факта занижения налоговой базы при рассматриваемом сценарии налогоплательщик привлекается к ответственности на основании ст. 122 НК РФ.

    Указанные правила распространяются и на налоговых агентов.

    Подготовка уточненки: нюансы

    Есть ряд нюансов при подготовке уточненки, прямо не регламентированных положениями ст. 81 НК РФ. В частности, нужно обратить внимание на то, что:

    1. Уточненка может быть сдана за любой период. Но в целях возврата переплаты по налогу за импортированный товар декларацию нужно представить в ФНС не позднее 3 лет после отчетного периода, в котором возникла переплата (подп. 2 п. 20 приложения 18, п. 7 ст. 78 НК РФ).
    2. Наличие переплаты по налогу может быть самостоятельным условием освобождения от ответственности по ст. 122 РФ при условии подачи уточненки при заниженной базе не позднее завершения проверки (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.05.2016 № Ф05-6317/16 по делу № А40-124647/2015).
    3. Если в уточненке сумма налога уменьшена по сравнению с той, что была отражена в первичке, то ФНС, получив такую уточненку, может обязать налогоплательщика в течение 5 дней представить обоснования соответствующего уменьшения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Важно! Данная норма дополняет предписание п. 23 приложения 18 о подтверждении права на уменьшение базы по косвенным налогам документами, удостоверяющими возврат товара зарубежному поставщику.

    При обнаружении противоречий между нормами договора о ЕАЭС и НК РФ применению подлежат именно нормы договора (ч. 4 ст. 15 Конституции России).

  • В соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка первичной (предшествующей) декларации при подаче уточненки прекращается. Но если к тому моменту по первичке уже запрошены какие-либо документы, то их необходимо представить (определение ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509 по делу № А65-23543/2014).
  • ФНС по итогам проверки не вправе обязывать налогоплательщика представлять уточненку (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Но вправе рекомендовать ее сдать (как один из оптимальных способов дачи разъяснений по первичке).
  • Если уточненка с уменьшенной базой подана через 2 года после истечения срока сдачи первички, то ФНС также имеет право запросить дополнительные разъяснения и документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
  • Теперь — о практических нюансах заполнения корректировок по НДС и акцизам при импорте из ЕАЭС.

    Как заполнить уточненную декларацию

    Тот факт, что отчет по импорту из ЕАЭС корректировочный, удостоверяется проставлением номера корректировки на титульном листе:

    • 1, если уточняется первичка;
    • 2, если уточняется первая корректировка;
    • 3, если уточняется вторая корректировка, и т. д.

    В уточненке приводятся правильные сведения по тем строкам, в которых были ошибки, и полностью копируются другие из первичной или предшествующей декларации. Уточненная декларация по косвенным налогам сдается по той форме, которая действовала на момент сдачи корректируемой.

    • документами, подтверждающими факт возврата товара поставщику и отражающими причины принятия покупателем решения о возврате (их перечень приведен в п. 23 приложения 18);
    • при возврате части товаров — уточненным заявлением об импорте товаров (по приложению 1 к протоколу об обмене информацией между странами ЕАЭС от 11.12.2009);
    • при возврате всей партии товаров — уведомлением об этом в ФНС в свободной форме (со ссылкой на дату и номер первичного заявления об импорте товаров).

    ФНС может утвердить официальную форму уведомления о возврате всех товаров.

    Декларация по косвенным налогам применяется при импорте товаров и услуг из ЕАЭС. Представление уточненок по данному отчету регулируется ст. 81, 88 НК РФ, договором о ЕАЭС и дополняющими его нормативными актами, в частности приложением 18 и протоколом об обмене информацией между странами ЕАЭС.

    Еще больше материалов по теме — в рубрике «НДС».

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Отчетность

    В ситуации выявления ошибок в представленной налоговой декларации налогоплательщику следует обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и рассмотрим в настоящей статье.

    Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и соответственно влияют на исчисленный размер налога. Значит, согласно правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести изменения. Указанные правила применяются также в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).

    Первое, что имеет значение для налогоплательщика, - определить, приводят указанные ошибки к занижению сумм налога, подлежащих уплате, либо не приводят.

    В зависимости от этого у налогоплательщика возникает обязанность либо право внести необходимые изменения в налоговую декларацию за соответствующий период.

    Выявить переплату в бюджет и заявить о ней посредством подачи корректирующей декларации - право налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Об особенностях его реализации мы поговорим ниже.

    Что касается возникающей обязанности налогоплательщика в случае занижения сумм налога, необходимо четко представлять, как она реализуется.

    ПОРЯДОК ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

    Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

    Таким образом, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена ошибка (искажение). Дополнительно к такой декларации налоговый орган требует иногда справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданные декларации.

    Важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать правильно исчисленные суммы налога (сбора), а не разницу между правильно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. При этом результаты проведенных налоговым органом проверок за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не следует.

    Если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет проверку (или налогоплательщиком будет получено решение о назначении налоговой проверки), в ходе которой будет выявлена ошибка, то подавать уточненную декларацию будет поздно.

    Корректирующую налоговую декларацию следует подавать по форме, которая применялась в том налоговом периоде, за который производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).

    Однако что делать, если налогоплательщик не может установить, когда ошибка или искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.

    Рассмотрим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением изменений в бухгалтерском учете налогоплательщика.

    Организация во II квартале 2007 г. выявила ошибку, допущенную в I квартале 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые декларации за этот период были поданы с ошибками.

    В этом случае организации необходимо подать уточненные декларации в отношении налогов, неправильные декларации по которым были сданы в I квартале (НДС, налог на прибыль и др.).

    В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

    В соответствии с Указаниями в случае обнаружения искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не нужно. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были выявлены.

    Следовательно, в нашем примере организация учтет изменения в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.

    Обратите внимание! Если в результате уточнений сумма налога (сбора) уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, но только если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

    Приведенный нами простой пример не демонстрирует, однако, тех сложностей, с которыми может столкнуться налогоплательщик при подаче, а налоговый орган - при принятии уточненной декларации.

    Рассмотрим некоторые из возникающих проблем.

    С одной стороны, право налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации не ограничено каким-либо сроком, что признают и контролирующие органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ "О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)").

    Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в текущем году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.

    С другой стороны, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

    Следовательно, если организацией выявлена ошибка за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую ошибку не имеет смысла. Во-первых, потому что налоговый орган не сможет проверить рассматриваемый период, даже если у налогоплательщика в результате уточнения возникнет недоимка. Во-вторых, потому что налогоплательщик не сможет вернуть или зачесть переплату, если в результате исправления ошибки сумма налога (сбора) будет уменьшена.

    То есть за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств налогоплательщика (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) невозможен.

    В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

    В этой связи может сложиться следующая ситуация.

    Налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, в течение которого налоговый орган имеет право проверять поданную декларацию, уже истек. Поэтому у налогового органа отсутствуют законные основания для проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.

    У налогового органа естественно возникает вопрос: что делать?

    В таком случае Федеральная налоговая служба рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога рассмотреть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения налоговым органом.

    Из приведенной логики следует вывод: налогоплательщик, заинтересованный в проведении зачета, должен самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность производимого зачета.

    В отношении НДС п. 2 ст. 173 НК РФ устанавливается другая точка отсчета течения "срока давности" для возмещения излишне уплаченного налога на добавленную стоимость - три года с даты окончания соответствующего налогового периода.

    То есть, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникла положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Поэтому в отношении НДС ситуация, когда возмещение возможно, но сроки для проведения налогового контроля истекли, возникнуть не может.

    Другой нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая перестала существовать, но у которой имеется правопреемник. Такой случай может иметь место при реорганизации юридического лица, проводимой в форме присоединения.

    При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).

    Если организация-правопреемник обнаружила в декларациях, поданных присоединенным юридическим лицом до его реорганизации, ошибки, которые привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, то она обязана внести изменения в эти налоговые декларации и представить уточненные декларации от своего имени (письмо Минфина России от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128). Уточненная налоговая декларация представляется по месту учета организации-правопреемника.

    Не стоит упускать из виду, что определенность с местом подачи уточненной декларации не освобождает организацию-правопреемника от анализа того, в какой бюджет должен был поступить недоплаченный налог. Если имеется в виду федеральный бюджет, то проблем не возникает. Но как быть, например, с суммами налога, недоплаченными в региональные бюджеты?

    Предположим, что в результате реорганизации в форме присоединения перестает существовать юридическое лицо, находящееся в одном из субъектов РФ. За период его деятельности обнаруживаются ошибки в содержании поданной налоговой декларации в отношении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет этого субъекта РФ.

    Правопреемнику с местонахождением в другом субъекте РФ необходимо подать уточненную налоговую декларацию по месту своего учета, но недоимку по налогу ему следует погасить в бюджет того субъекта, в который этот налог должен был быть уплачен присоединенной организацией.

    Рассмотрим еще одну ситуацию. Деятельность прекращает не организация, а ее обособленное подразделение. Подход, тем не менее, остается прежним: изменения в налоговые декларации по ликвидированному подразделению должна внести сама организация и представить уточненные декларации должны по месту своего нахождения.

    Каковы особенности подачи уточненной декларации, в соответствии с которой у налогоплательщика образовалась переплата?

    С 1 января 2007 г. действует новая редакция п. 1 ст. 81 НК РФ , в которой сказано следующее.

    Соответствующие изменения в ст. 81 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

    При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению сумм налога, подлежащих уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.

    Ранее, когда ст. 81 НК РФ не содержала вышеприведенную формулировку, указанное право налогоплательщика на практике не всегда соотносилось с обязанностью налогового органа принять такую корректирующую декларацию (во всяком случае, с точки зрения налогового органа).

    Сегодня неправомерность подобных действий налогового органа очевидна.

    Налоговый орган обязан принять такую налоговую декларацию и зарегистрирована она должна быть не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76).

    Вопрос о проведении зачета сумм налога по корректирующей декларации должен решаться налоговым органом после регистрации этой декларации. В случае если налоговый орган принял решение об отказе зачета сумм излишне уплаченного налога, то данная налоговая декларация будет только зарегистрирована. В случае положительного решения о зачете инспектор аннулирует первоначальную регистрацию данной уточненной налоговой декларации и вновь зарегистрирует ее, но в особом порядке (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@).

    Обратите внимание! Если при подаче уточненной декларации с исправленной ошибкой, выявленной в пределах трехлетнего срока, сумма налога (сбора) уменьшится (образуется переплата), налогоплательщик может и не подавать уточненную налоговую декларацию. Речь идет о праве, а не об обязанности налогоплательщика.

    В заключение рассмотрим корректирующую налоговую декларацию как механизм освобождения от ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога.

    В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

    Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности:

    1) при условии, что уточняющая налоговая декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта занижения сумм налога к уплате либо о назначении последним выездной налоговой проверки по соответствующему налогу за данный период, если до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени;

    2) в случае представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплаты суммы налога.

    При этом указанное освобождение от ответственности предусматривает освобождение налогоплательщика и налогового агента от взыскания только штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

    Кроме того, в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также указано, что в данном случае речь идет об освобождении от ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" и ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ.

    Елизавета Кобрина

    Декларация по косвенным налогам составляется российскими организациями-импортёрами товаров из государств ЕАЭС. С 2018 года ФНС утвердила новую форму декларации. В статье расскажем, кто сдает декларацию, какова процедура её заполнения и какие сроки определены для подачи.

    Кто сдает декларацию по косвенным налогам

    Отечественные компании и предприниматели, которые импортируют товары из Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана, должны подавать декларацию по косвенным налогам — НДС и акцизам. Форма организации и режим налогообложения не имеют значения, организации на УСН и других спецрежимах тоже уплачивают НДС при ввозе товара. Заплатить налог нужно, даже если ваш партнер не является членом ЕАЭС, но товары импортируются из стран Союза.

    Если на протяжении месяца вы не ввозили товары и не оплачивали лизинговые платежи, не нужно составлять декларацию. Заполняйте декларацию за месяц, в котором:

    • приняли импортные товары на учет;
    • настало время лизингового платежа.

    Декларация по косвенным налогам 2021


    Форму декларации обновили в 2018 году, с тех пор изменений не было. Продолжайте использовать форму, которую утвердила ФНС Приказом от 27.09.2017 г. N СА-7-3/765@. Приказ предусматривает отправление декларации в электронном виде и разъясняет порядок её заполнения.

    Заполнение декларации по косвенным налогам

    Декларация объединяет в себе платежи по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Она включает четыре листа — титульник и три раздела. Титульный лист и первый раздел заполняют все налогоплательщики, принявшие импортные товары на учет, и те, у которых подошел срок лизингового платежа по договору. Второй и третий — только те плательщики налога, которые ввозят подакцизные товары и имеют соответствующие показатели. Третий раздел нужен для расчета сумм акциза по товарам с содержанием этилового спирта.

    Титульный лист

    • Укажите ИНН и КПП организации. ИП указывают только ИНН, а в «КПП» ситавят прочерк;
    • если подаете первичную декларацию, ставьте номер корректировки — 0, для уточненной декларации — 1, 2 и далее;
    • налоговый период — месяц, поэтому в соответствующем поле укажите номер месяца «01» — для января, «02» — для февраля и т.д.;
    • заполните поле «предоставляется в налоговый орган» соответствующим кодом, а если подаете декларацию по месту учета — заполните поле «по месту нахождения», указав код 400.
    • в показателе «отчетный год» укажите год налогового периода. Например, в декларации за февраль 2021 года — «2021».
    • в поле «налогоплательщик» приведите полное наименование организации в соответствии с документами или ФИО предпринимателя.

    Первый раздел

    В верхней части укажите ИНН, КПП и номер страницы. Далее, в соответствующих строках укажите код ОКТМО и КБК платежа, а в строку 030 впишите сумму НДС к уплате. Её рассчитывают путем сложения строк 031–035 первого раздела, каждая из которых отведена под свои цели. Например, 035 для лизинговых платежей, а 033 для товаров, являющихся результатом работ.

    Пример. ООО «Париж» приобрело в Казахстане оборудование стоимостью 45 000 рублей и товары для переработки на 4 000 рублей.

    • Строка 032: 4 000 × 20% = 800 рублей
    • Строка 031: 45 000 × 20% = 9 000 рублей
    • Строка 030: 9 000 + 800 = 9 800 рублей.

    Соответственно, если вы оплатили товары, являющиеся результатами работ, выплатили товарные кредиты или лизинговые платежи — учитывайте эти расходы при расчете общей суммы налога по строке 030. Стоимость товаров, освобожденных от НДС по гл. 21 НК РФ и ввезенных из стран ЕАЭС, отражается в строке 040.

    Второй раздел

    Во втором разделе, заполнение строк 010, 020 аналогично первому — указываем ОКТМО, КБК. В строке 030 отражается общая сумма акциза к уплате, рассчитанная как сумма строк 050 второго раздела по соответствующему КБК. В строке 040 укажите код страны, его можно найти в ОКСМ: код Армении — 051, Казахстана — 398, Белоруссии — 112, Киргизии — 417.

    В расчете суммы акциза по каждому товару укажите:

    • код вида подакцизного товара из Приложения №5 к Приказу и код единицы измерения, согласно ОКЕИ;
    • если приобрели мотоцикл или авто, укажите в столбце мощность двигателя в лошадиных силах (кВт/0,75), а для товаров с этиловым спиртом — его процентное содержание;
    • объем/количество товара — только для товаров, содержащих этиловый спирт, или автомобилей, мотоциклов. В остальных случаях проставьте прочерк.
    • налоговую базу;
    • в строке 050 — сумму акциза по данному товару.

    В декларации может быть несколько разделов два, если стандартного числа строк не хватает, чтобы отразить все показатели.

    Третий раздел

    Третий раздел заполняйте в случае ввоза спирта этилового из всех видов сырья: денатурированного этилового спирта, спирта-сырца, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового.

    Строки 010-040 заполните аналогично второму разделу. Далее укажите:

    • код вида спирта можно посмотреть в Приложении №5 к порядку заполнения декларации, установленному Приказом ФНС № СА-7-3/765@.
    • код вида подакцизного товара, для производства которого будет использован завезенный этиловый спирт. Если производимая продукция не подакцизный товар, поставьте в графе прочерк.
    • код признака применения ставки акциза на спирт указан в Приложении №6 к порядку заполнения декларации, установленному Приказом ФНС № СА-7-3/765@.
    • налоговую базу в литрах.

    В строку 050 внесите сумму акциза, подлежащего уплате в бюджет, в рублях, а в строке 060 укажите номер извещения об уплате авансового платежа или освобождения от него, если такое имеется.

    Как сдать декларацию по косвенным налогам в 2021

    Отчетный период составляет 1 месяц, поэтому, если вы ввозили товары из стран членов ЕАЭС в течение месяца, на следующий месяц заполните и подайте декларацию. Форму нужно подать до 20 числа месяца, следующего за тем, как импортный товар был принят к учету. Если компания ввозит товары, являющиеся предметом лизинга, то декларацию подают в месяце, следующим за лизинговым платежом.

    Вместе с декларацией налогоплательщику нужно подать пакет документов. Их можно представить в виде заверенных копий с печатью, кроме заявлений на ввоз и уплату налогов. Пакет включает:

    • заявление на ввоз товаров;
    • заявление об уплате косвенных налогов;
    • банковскую выписку, подтверждающую уплату налогов;
    • транспортные документы, счета-фактуры и товаросопроводительную документацию;
    • договор на приобретение импортных товаров;
    • договор поручения, комиссии или агентский.

    Оформление счетов-фактур, товарных или товаросопроводительных документов может быть не предусмотрено законодательством контрагента, тогда налоговики не могут их с вас требовать.

    Автор статьи: Елизавета Кобрина

    Облачный сервис Контур.Бухгалтерия поможет безошибочно подготовить декларацию по косвенным налогам и другие виды отчетности. Отчетность формируется автоматически, а еще вам не придется посещать налоговую инспекцию — вы отправите декларации онлайн. Получите бесплатный доступ к сервису на 14 дней прямо сейчас.

    Оставить заявку

    Оставьте свое имя и номер телефона, оператор свяжется с Вами в рабочее время в течение 2 часов.

    Хочу получать новости об акциях, скидках и мероприятиях от 1С:Франчайзи Виктория

    Рассылка выходит раз в неделю, Ваш адрес не будет передан посторонним лицам.

    Декларацию по косвенным налогам можно составить из списка задач (рекомендуется) или из формы "1С:Отчетность".

    Чтобы иметь возможность составлять декларацию первым способом, необходимо в форме "Настройка списка налогов и отчетов" установить флажок "Импорт товаров из государств таможенного союза" (рис. 1).

    декларация по косвенным налогам

    Для составления декларации нужно в списке найти задачу "Импорт товаров из государств таможенного союза, декларация за март 2016 г." и в меню задачи выбрать пункт "Подготовить отчет" (рис. 2).

    декларация по косвенным налогам

    В результате открывается форма отчета для составления декларации (рис. 3).

    декларация по косвенным налогам

    Заполнение титульного листа

    Реквизиты со сведениями о налогоплательщике на титульном листе (см. рис. 3) заполняются автоматически по имеющимся в программе данным.

    Наименование налогоплательщика, ИНН, КПП, код вида деятельности по ОКВЭД, номер контактного телефона, сведения о налоговом органе, в который представляется декларация, указываются по данным, приведенным в форме сведений об организации (рис. 4).

    декларация по косвенным налогам

    По умолчанию считается, что составляется первичная налоговая декларация (номер корректировки «0»).

    Реквизиты "Налоговый период (код)" и "Отчетный год" на титульном листе заполняются автоматически по значению налогового периода, указанного в стартовой форме, и кодов периодов. В декларации за март 2016 года проставляется код налогового периода 03, отчетный год – 2016.

    В реквизите "по месту учета (код)" автоматически проставляется код 400.

    Раздел "Достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, подтверждаю" заполняется по следующим правилам.

    Если в форме организации указано, что отчетность подписывает "Руководитель" (рис. 5), то считается, что достоверность сведений подтверждает руководитель организации. Сведения о руководителе в программе указываются в регистре "Ответственные лица организаций".

    Если в форме организации указано, что отчетность подписывает "Представитель", то считается, что достоверность сведений подтверждает представитель налогоплательщика. Сведения о представителе указываются во вспомогательной форме, которая открывается по гиперссылке .

    декларация по косвенным налогам

    В реквизите "Дата подписи" указывается дата составления декларации. По умолчанию проставляется рабочая дата.

    Настройка состава декларации

    По умолчанию в отчете показывается полная декларация (титульный лист, Раздел 1, Раздел 2 и приложение к декларации). При импорте товаров, которые не являются подакцизными, Раздел 2 и приложение не представляются. Для их исключения из отчета нужно открыть форму настройки отчета и на закладке "Свойства разделов" снять для страниц "Раздел 2" и "Приложение к декларации" флажки "Показывать" и "Печатать" (рис. 6).

    декларация по косвенным налогам

    Заполнение Раздела 1

    В Разделе 1 приводится сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, импортированных на территорию Российской Федерации с территории государств-членов Союза (рис. 7).

    В показателе "Код по ОКАТО" указывается код муниципального образования, на территории которого уплачивается налог.

    Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письме от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 информирует, что в целях обеспечения систематизации и идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов Министерством финансов Российской Федерации принято решение о переходе с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе вместо применяемых в настоящее время кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). В этой связи налогоплательщикам, начиная с 01.01.2014 до утверждения новой формы налоговой декларации по налогу по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза в поле "код по ОКАТО" рекомендуется указывать код по ОКТМО.

    В "1С:Бухгалтерии 8", редакция 3.0, начиная с версии 3.0.28, поддерживается автозамена кода по ОКАТО на код по ОКТМО.

    В показателе "Код бюджетной классификации" указывается код бюджетной классификации по налогу на добавленную стоимость, подлежащему уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации. По умолчанию проставляется код 182 1 04 01000 01 1000 110.

    В строках 031-035 указываются суммы налога по каждому виду операций. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (строка 030), подсчитывается автоматически как сумма значений показателей строк 031-035.

    Начиная с версии 3.0.35, в "1С:Бухгалтерии 8" реализовано автозаполнение строки 031 по кнопке .

    В строке 040 указывается стоимость импортируемых товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

    Для рассматриваемого примера заполнение раздела производится по кнопке .

    Структура, объем, общие требования по заполнению декларации по косвенным налогам. Уточненная декларация

    Территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию Таможенного союза (п. 1 ст. 2 ТК ТС). При импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов Таможенного союза (далее - ТС) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту учета специальную налоговую декларацию, форма и порядок заполнения (далее - Порядок заполнения декларации) которой утверждены приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н (п. 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.)).

    Налоговая декларация по косвенным налогам включает Титульный лист и 2 раздела:

    - Раздел 1 "Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, импортированных на территорию РФ с территории государств-членов таможенного союза";

    - Раздел 2 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, импортированных на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза";

    - Приложение к декларации "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара".

    Титульный лист и Раздел 1 декларации заполняют все налогоплательщики, принявшие на учет в отчетном месяце импортированные товары или у которых в отчетном месяце наступил срок лизингового платежа, предусмотренный договором (контрактом) лизинга. Раздел 2 и приложение к декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации по косвенным налогам при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций (п. 3 Порядка заполнения декларации).

    Налогоплательщики и совершаемые ими операции

    Какие разделы заполняются

    Операции по ввозу товаров, подлежащие обложению НДС

    Операции по ввозу товаров, не подлежащие обложению НДС

    Операции по ввозу товаров, подлежащие обложению НДС и акцизами

    Операции по ввозу товаров, подлежащие обложению акцизами, но не подлежащие обложению НДС

    Операции по ввозу товаров, ставка акциза на которые установлена в расчете на безводный этиловый спирт, а также легковые автомобили и мотоциклы

    Общие требования, которые необходимо соблюдать при заполнении декларации, приведены в пунктах 6-17.4 Порядка заполнения декларации.

    При заполнении декларации ручным способом используются чернила черного, фиолетового или синего цвета. Если декларация представляется на бумажном носителе, то она представляется только в виде утвержденной машиноориентированной формы, заполненной вручную или распечатанной на принтере.

    Исправление ошибок корректирующим средством недопустимо. Не допускается двусторонняя печать декларации на бумажном носителе. Не допускается скрепление листов декларации, приводящее к порче бумажного носителя.

    В каждом поле декларации указывается только один показатель. Если показатель отсутствует, необходимо проставить прочерк. Поля заполняются числовыми, текстовыми или кодовыми показателями слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа. Исключение составляют показатели, значениями которых являются дата, правильная или десятичная дробь. Правильной или десятичной дроби в утвержденной машиноориентированной форме соответствуют два поля, разделенные либо знаком "/" (косая черта), либо знаком "." (точка) соответственно. Первое поле соответствует числителю правильной дроби (целой части десятичной дроби), второе - знаменателю правильной дроби (дробной части десятичной дроби).

    Дробные числовые показатели заполняются аналогично правилам заполнения целых числовых показателей. Если ячеек для указания дробной части больше, чем цифр, то в этом случае в последних свободных ячейках ставится прочерк. Для указания даты используются по порядку три поля: день (поле из двух знакомест), месяц (поле из двух знакомест) и год (поле из четырех знакомест), разделенные знаком "точка". Декларация имеет сквозную нумерацию, которая проставляется в поле "Стр." после заполнения всех листов.

    Если декларация заполняется вручную, то текстовые поля заполняются заглавными печатными символами. Незаполненные ячейки прочеркиваются. Если декларация заполняется машинным способом, то используется шрифт Courier New высотой 16-18 пунктов.

    Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

    При заполнении организациями на титульном листе указываются фамилия, имя, отчество руководителя организации полностью, а также ставится его подпись, которая заверяется печатью организации, и проставляется дата подписания. Если декларация заполняется ИП, то на титульном листе ставится его подпись и дата. Также в каждом разделе декларации проставляется подпись руководителя организации, индивидуального предпринимателя или их представителей и указывается дата подписания (п. 30 Порядка заполнения декларации).

    Читайте также: